Как сделать психоанализ себя

Обновлено: 07.07.2024

О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.

Что такое психоанализ

Психоанализ основан McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. с психодинамической терапией.

Общей психоаналитической теории лечения не существует Safran J.D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. .

Ещё психоанализ можно Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.

Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической То есть абстрагированной, обобщающей, описывающей саму психологию. — Прим. автора. и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал Psychoanalysis. Psychology Today. , что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось Ackerman C.E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М. 2007. самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается Мартыненко Т. С., Дейнекина А. С. Влияние психоанализа на современную психотерапию. Северо‑Кавказский психологический вестник. концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.

В дальнейшем разработки Фрейда использовались Psychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. , например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.

В несколько иной форме дело Фрейда продолжил Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.

Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.

Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.

Какие положения лежат в основе психоанализа

Сознание и бессознательное

  1. Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
  2. Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
  3. Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.

В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят Psychoanalysis. Encyclopaedia Britannica. к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.

Защитные механизмы

Фрейд считал Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. , что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:

Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.

Интерпретация

Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. :

После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.

Психосексуальное развитие

Фрейд предположил Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. , что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.

  1. Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
  2. Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
  3. Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
  4. Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
  5. Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).

Комплексы

Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.

Какие направления психоанализа существуют сегодня

Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. . Например, сегодня в психологии не делается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.

Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.

Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.

В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно Brenner G. H. What Is Psychoanalysis? Psychology Today. привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.

Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ Psychoanalysis. Psychology Today. . Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.

Почему психоанализ критикуют

Изначально разработки Фрейда приняли Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Независимый психиатрический журнал. Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.

Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют Tallis R. C. Burying Freud. The Lancet. фрейдистскую концепцию псевдонаукой.

Также есть Svartberg, M., Stiles, T. C. Comparative effects of short‑term psychodynamic psychotherapy: a meta‑analysis. Journal of consulting and clinical psychology. сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела Hoffmann‑Richter U. Psychotherapie im Wandel — Von der Konfession zur Profession. Eine Auseinandersetzung mit einem bemerkenswerten Buch von Klaus Grawe, Ruth Donati und Friederike Bernauer . Psychiatrische Praxis. исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.

Отмечается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.

Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.

Существуют и субъективные факторы McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. , из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.

Однако существует Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает Psychoanalysis. APA. психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.

Какие есть альтернативы психоанализу

Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.

Фактически альтернативой психоанализу стала Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.

Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.

Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

Психоанализ — это научно-философская система, которая дает возможность ответить на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?
И, благодаря этому, найти ответ на вопрос: Что делать?

Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Зигмунд Фрейд

Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Может казаться, что только с помощью гипноза возможно "заглянуть" в глубины психики. Но это не так.

Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря катартическому методу Йозефа Брейера, который в своей работе использовал гипноз (см. Лечение разговором). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см. Как работает гипноз).

Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа (см. Узники совести).

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (клиента). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активное участие пациента в процессе самопознания.

Как проводится психоанализ?

Если гипноз не годится для исследования своего бессознательного, т.к. человек в этот момент находится в бессознательном состоянии – как же ему тогда познать свое бессознательное?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опаски, потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).

Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущим, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.

Свободные ассоциации

Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда, сделанное совместно с его учителем Йозефом Брейером. Это было открытием естественной потребности человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.

В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову (что у тебя на уме).

Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.

кушетка психоаналитика

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.

Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. Такое постоянство очень важно , что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.

Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно поговорить о том, почему Вам трудно говорить – проанализировать причины сопротивления психоанализу.

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.

О происхождении неврозов и депрессий

Также, как нога, сломанная в детстве, может потом болеть всю жизнь и вызывать хромоту – также и детские травмы вызывают череду хронических неудач в жизни, невроз и депрессию, но причина душевных болей уже забыта.

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит. Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также интерпретирует, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это основная составляющая техники психоанализа.

Психоанализ – это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ – это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?

Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит и почему это происходит, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать? Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает интерпретацию.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется анализом психологических защит. На этом уровне находят ответ на вопрос: Что происходит?

На втором уровне ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется генетическими реконструкциями. На этом уровне находят ответ на вопрос: Почему это происходит? (Подробнее о реконструкциях см. в примере лечения депрессии.)

На третьем уровне обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что переносится на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется анализом переноса. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами: Что происходит? и Почему это происходит? (См. также Отыгрывания в переносе, Принцип анонимности, Инцест в переносе, Невроз переноса и Негативный перенос)

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу (Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации. Полная интерпретация является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является основной задачей психоанализа.

Как помогает психоанализ?

Вред от невроза и депрессии заключается не только в том, что они формируют симптомы, мешающие жить полной жизнью, создают навязчивые повторения, приводящие к хроническим неудачам. Травмы детства приостанавливают развитие личности в целом. Задачей психоанализа является запустить процесс психотерапевтической регрессии, чтобы пациент смог "вернуться" к своим детским травмам (фиксациям) и пережил их, тем самым возобновив свое личностное развитие (см. также Трансферентный и развивающийся ребенок). Поэтому современный психоанализ, устраняя невротические задержки, помогает пациенту возобновить свое развитие, а психоаналитик поддерживает и сопровождает своего пациента на этом пути, в каком-то смысле, заменяя собой родительскую фигуру, участие которой не хватало пациенту в детстве (поэтому психоанализ занимает длительное время).

Лечение правдой

Фрейд называл психоанализ лечением правдой. Психоанализ – это метод откровений со стороны психоаналитика и открытий в себе (инсайтов). Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.

Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения – потеряв часть себя. Благодаря возможности "видеть" правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в ответ, своего психоаналитика.

Но пациент получает нечто больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика, который делится с ним также своим опытом и навыками.

Так пациент приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы, делая самостоятельные открытия в своем бессознательном (уже без помощи психоаналитика), и самостоятельно отвечать на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?
И Что делать?

Я не выбирала этот метод, потому что до изучения соответствующей литературы вообще ничего не знала о нем. Не хочу настаивать на эффективности — это вопрос многих факторов. В моем случае процесс идет медленно, но я чувствую, что избавляюсь от надоевших когнитивных искажений, оспариваю их, учусь по-другому строить отношения и реагировать на сложные ситуации. Абстрактная тревога и ее главный симптом — панические атаки, которые мучили меня еще со школы, — ушли в первые полгода.


Каждый год меня преследует вечная, как я это называю, смена циклов: осень и зима у меня всегда продуктивные, исполненные идей и смысла жизни; весна и лето — тягучий депрессивный фон, справляться с которым я пыталась при помощи самоповреждений. Мне всю жизнь было тяжело контролировать собственную импульсивность и эмоциональные скачки. Я решила вместо привычного деструктивного способа попробовать что-то другое — поняла, что мне стоит кому-то довериться.

Мне кажется, главную роль играет не столько метод, сколько сами участники процесса. Отношения между двумя людьми, которые разворачиваются в узких рамках сеттинга, — та ценность и та цель, которой в идеале должны придерживаться психотерапевты, какое бы направление они ни предпочитали.

До этого я обращалась к психотерапевтке из-за расстройства пищевого поведения, но дальше первой сессии не пошло. Мы не подошли друг другу, так бывает. Но тогда я была демотивирована: подумала, что все терапевты одинаковые и лучше я не найду. Тоже своего рода когнитивное искажение.

Со своей нынешней психотерапевткой я встретилась спустя год. Искала на профильном сайте, перебирала варианты, лично всех обзванивала — полностью доверилась своей интуиции, а не рекомендациям знакомых. Лучший совет: не идти по первому номеру, а пообщаться лично хотя бы по телефону, изучить информацию (дипломы, квалификацию) и понять, располагает ли специалист к себе. Это сложная внутренняя работа, но результат стоит того.

Самое интересное начинается в кабинете — на четырех консультационных (ознакомительных) встречах и уже непосредственно во время психотерапии.

Что такое консультационные встречи и как они вам помогут?

Это такой формат беседы, когда вы с психотерапевтом лучше узнаете друг друга.

Консультационные встречи имеют стратегически важное значение — так вы с самого начала поймете, сложится ли тот самый альянс.

Нужно иметь в виду, что все мы разные. Кому-то проще сразу открываться незнакомому человеку, кому-то для этого требуется больше времени. К тому же психотерапевтическая сессия ограничена во времени, и сложно за короткое время уместить события всей жизни. Это и не нужно.

Что действительно пригодится:

Консультационные встречи — это не совсем психотерапия в общепринятом смысле, но это важный старт ваших терапевтических отношений. Личные проблемы очень сложно доверить кому-то. Но если вы чувствуете, что:

  • психотерапевт вам приятен,
  • вам комфортно находиться в кабинете,
  • вам подходят условия работы,
  • вы доверились бы этому человеку, и вы не чувствуете давления/обесценивания с его стороны,

— добро пожаловать, пора отправляться на темную сторону сознания с выбранным вами проводником.


О самой психоаналитической терапии

Спустя четыре ознакомительных встречи мы переходим непосредственно к работе. Это не будет кардинально отличаться от тех первых четырех сессий (может, разве что незначительно вырастет цена). Механизм работы будет зависеть от того метода, на котором специализируется психотерапевт.

— Отличается ли психоаналитическая терапия от психоанализа? Почему я выбрала именно это направление?

В психоанализе и психоаналитической терапии специалист использует метод свободных ассоциаций: человек рассказывает всё, что приходит ему в голову, а психоаналитик это интерпретирует, исходя из эмоций, которые сопровождают рассказ. В когнитивно-поведенческой терапии, гештальте, терапии принятия и ответственности и многих других метод будет другим.

— Сколько длится терапия и как долго надо ходить?

Психоаналитическая терапия подразумевает регулярные встречи и интенсивную работу (три раза в неделю). Время сессии — 50 минут (иногда 45 минут, иногда час, это нужно уточнять у специалиста). Как долго ходить — вопрос индивидуальный. В среднем обещают два года, но всё зависит от особенностей вашей личностной структуры и сложности травмы. В моем случае нужно ходить минимум три года.

Терапия не может длиться всю жизнь, иначе это будет другой формат отношений.

Еще важно понимать, что психотерапия — это всегда равная ответственность. Специалист прилагает лишь половину усилий, остальная часть — ваши самокопания, мотивация менять свою жизнь.

— Сколько это стоит? И почему так дорого?

Цена у каждого специалиста своя. При интенсивной работе (2–3 раза в неделю) за месяц может накопиться приличная сумма, но именно высокая цена является главной мотивацией в работе.

— Возникают ли сомнения в эффективности психотерапии?

Постоянно. Ведь скрываться в подсознании могут далеко не самые приятные вещи: детские травмы, вытесненные обиды, непроработанные эмоции. Осознавать их очень больно, и в терапии ты встречаешься с ними, проживаешь заново. Только так получится избавиться от этого.

Чтобы максимально не соприкоснуться с болью и не сойти с ума от количества грустных историй, психика может блокировать любые попытки вмешаться в налаженный мир (пусть даже деструктивный — он же привычный!).

Существует такая психологическая защита — сопротивление. Это когда в определенный момент терапии пациент думает, что зашел в тупик и эффективность сессий достигла нуля.

Важно отслеживать эти состояния, проговаривать их на сессии и чаще задавать себе вопрос: что происходит и почему я хочу остановиться на полпути?

Конечно, никто не застрахован от некомпетентного специалиста. Если прошло уже три месяца, но вам ни разу не становилось легче (напомню, что психотерапия — это не линейный процесс и всегда будут хорошие и плохие моменты), симптомы усугубились и вы думаете о самоубийстве, это верный признак того, что что-то идет не так и стоит искать помощи в другом месте.

— Есть ли у психоаналитической терапии побочные эффекты?

Я не хочу создавать у читателя впечатление о том, что психотерапия волшебным образом исцеляет человека и помогает ему за пару сеансов. Это было бы чересчур рекламно и однобоко. Побочных эффектов у этого процесса тоже предостаточно, и порой именно они заставляют уходить из терапии.

Главный минус — высокий риск возникновения так называемых ложных воспоминаний.


Также на формирование определенной структуры личности влияют не только воспитание и отношения с опекунами, но и другие факторы: генетическая предрасположенность, органические поражения мозга, окружение, ментальность и многое другое.

Один из побочных эффектов я испытала лично на себе: в какой-то момент терапия перестала быть для меня поддержкой и лишь еще сильнее засасывала в воронку ненужных рефлексий.

С одной стороны, интроспекция (взгляд внутрь) помогает, но не когда это становится очередной крайностью и попыткой обнаружить баг там, где его, возможно, и нет.

Из психотерапии важно выходить правильно: не обрывать процесс резко и уходить в закат, едва соприкоснувшись с неудобными эмоциями, а проговаривать это, поставить психотерапевта в известность. Во-первых, так вы сможете это обсудить (приобрести новый опыт, что из отношений можно не только убегать!), во-вторых, человек не останется наедине с этими эмоциями и не получит еще большую травму из-за разрыва. На это у пациента есть четыре завершающих встречи.

— Заставляют пить таблетки?

Нет, насильно дают таблетки только во время принудительной госпитализации в психоневрологическом диспансере.

— Допустимы ли близкие отношения с психотерапевтом вне сеансов?

Нет. Тогда это будут другие отношения, не терапевтические. Эффективность такой коммуникации сведется к нулю: вы будете выстраивать отношения в другом формате и приплетать к психотерапии другие смыслы. По этой же причине психотерапевты:

  • не берут на психотерапию близких знакомых или родственников пациента;
  • не отвечают на любые вопросы о личной жизни (или интересуются, почему человек их задал);
  • не принимают подарки (как исключение — в конце терапии, если она больше не будет продолжаться);
  • общаются по телефону с пациентами только в крайнем случае;
  • не обнимаются и никак физически не контактируют с пациентами;
  • крайне аккуратны в интерпретациях и формулировках;
  • не меняют психотерапию на другие услуги, которые оказывает пациент по роду своей деятельности.

— Как понять, действительно ли мне нужно к психотерапевту или я просто жалею себя?

Идти к психотерапевту или нет — это ваш личный выбор.

Причины обратиться могут быть разными: для кого-то это поддержка в кризисной ситуации, кто-то видит в этом источник изменений. В нашей ментальности пока не укрепилась идея ходить к психотерапевту для профилактики (чтобы улучшить качество жизни, например).

Обычно за помощью обращаются в очень тяжелых состояниях, когда дальше тянуть уже некуда и психотерапия является последним шансом. Многие до сих пор считают это ненужным занятием, а стереотипы и психофобия только подкрепляют это.

Мое мнение — к психотерапевту нужно всем, поскольку понятия абсолютного ментального здоровья не существует и все мы так или иначе подвержены когнитивным искажениям, которые мешают нам иметь адекватную самооценку и самовыражаться в разных сферах жизни.

Психоанализ создает условия, при которых вытесненные анализантом содержания подсознания(бред) могут появится в его сознании, — там они распадаются под действием критики, исходящей из принципа реальности. Технология создания данных условий и есть, собственно, психоанализ.

Вытесняемые проблемы (вытесняемые содержания подсознания) появляются в сознании анализанта постепенно. Ближайшая к сознанию анализанта проблема — самая простая для него, последняя в очереди, самая удаленная от сознания — самая сложная.

Может ли сам клиент попасть в свое подсознание и встретиться с проблемой, которая беспокоит его на данный момент? Очевидно, что может (подсознательная проблема, в отличие от бессознательной, доступна для осознания), проблема в том, что клиент лишен возможности правильно сформулировать ее (в этом проблема самоанализа). А правильная формулировка, и в этом смысл психоанализа, это формулировка, делающая проблему решаемой.

Неправильно сформулированная проблема не решаема — правильно сформулированная проблема решаема. Строго говоря, правильно сформулированная проблема перестает быть проблемой, в этом изящество психоанализа. Достаточно правильно сформулировать проблему, чтобы она исчезла.

Анализант не знает, как реально звучит его проблема, он только предчувствует, что проблема не такова, какой она ему кажется, что она не может быть такова. Он потому и не пытается проникнуть в свое запретное подсознание, хотя теоретически может сделать это, что предчувствует, встречу с нерешаемой для себя проблемой. Эту работу делает за него психоаналитик.

Читайте также: