Как сделать психоанализ по фрейду

Обновлено: 07.07.2024

Много требований приходится предъявлять лицам, которых можно с успехом подвергнуть психоанализу. Во-первых, у них должны быть возможны нормальные психические состояния; в периоды спутанности и меланхолической депрессии нельзя ничего сделать и при истерии. Далее приходится требовать известную степень природной интеллигентности и этического развития. К ничтожным людям у врача скоро пропадает интерес, без которого он не может углубиться в душевную жизнь больного. Резко выраженные извращенности характера, черты настоящей дегенеративной конституции становятся при лечении источником почти непреодолимых сопротивлений. В этом отношении конституция ставит вообще границы излечимости при помощи психотерапии. Возраст, приближающийся к пятому десятку также создает неблагоприятные условия для психоанализа. Нет возможности в таких случаях одолеть массу психического материала, излечение требует слишком много времени, и, наконец, парализуется способность уничтожать укоренившиеся психические процессы.

Библиографический индекс: 1904a
Оригинальное название: Die Freudsche psychoanalytische Methode
Первоисточник (нем.) Lowenfeld, L[eopold], Die psychischen Zwangserscheinungen, Wiesbaden, J. F. Bergmann, 1904, S. 545-551
Источник рус. текста: Freud S. Методика и техника психоанализа. Москва-Петербург: Государственное издательство, 1923, стр. 29
Перевод с немецкого: Вульф М.В.
Последняя редакция текста: freudproject.ru Last updated: 25 июля, 2019 at 14:41 пп
Сверка с первоисточником произведена

Главный признак катартического метода, благодаря которому он противоположен всем другим методам терапии, состоит, следовательно, в том, что при нем терапевтическое влияние зависит не от суггестивного запрета врача. Он, наоборот, полагает, что симптомы исчезнут сами, если вмешательству, ссылающемуся на известные предположения о психическом механизме, удается дать другое направление течению душевных процессов, до того приводивших к образованию симптома.

Изменения, внесенные Фрейдом в катартический метод Брейера, ограничивались сначала изменением техники, но это привело к новым результатам и в дальнейшем повлекло к иному, хотя и не противоречащему прежнему, пониманию терапевтической работы. Если катартический метод уже отказался от внушения, то Фрейд предпринял дальнейший шаг, отказавшись от гипноза. В настоящее время он лечит своих больных, заставляя их без всякого другого воздействия улечься удобно на спине на софе, а сам усаживается на стуле позади них так, чтобы они его не видели. Он также требует от них, чтобы они закрывали глаза, и избегает прикосновения и всякой другой процедуры, напоминающей гипноз. Такой сеанс протекает, следовательно, в виде беседы между двумя одинаково бодрствующими лицами, из которых одно избегает какого-либо мускульного напряжения и всякого отвлекающего впечатления, способных помешать концентрации внимания на его собственной душевной деятельности. Так как способность поддаваться гипнозу, независимо от умения врача, зависит, как известно, от доброй воли пациента, и большое число невротических лиц не удается загипнотизировать никаким способом, то отказ от гипноза обеспечивал возможность применять этот метод на неограниченном числе больных; но, с другой стороны, отпадало расширение сознания, дававшее врачу именно тот психический материал воспоминаний и представлений, при помощи которых совершалось освобождение симптомов и прекращение аффектов. Если бы нельзя было найти замену этому пробелу, вытекающему из отсутствия расширения сознания в гипнозе, то не могло бы быть и речи о терапевтическом воздействии.

Момент сопротивления стал одним из фундаментов его теории. Отбрасываемые обычно под всевозможными предлогами (перечисленными в вышеприведенной формуле), приходящие в голову мысли он считает отпрысками вытесненных психических образований (мыслей и душевных движений), искажениями их вследствие имеющегося сопротивления их воспроизведению.

Чем больше сопротивление, тем глубже это искажение. В этом взаимоотношении между случайными мыслями, приходящими в голову, и вытесненным психическим материалом и заключается их ценность для терапевтической техники. Если обладаешь методом, дающим возможность проникнуть от этих случайных мыслей к вытесненному, от искажений к искаженному, то удается и без гипноза сделать доступным сознанию бывшее прежде бессознательным в душевной жизни.

Из этих намеков по поводу техники психоаналитического метода можно было бы заключить, что изобретатель ее взялся за совершенно лишний труд и поступил неправильно, оставив менее сложный гипнотический метод. Но, с одной стороны, раз изучив технику психоаналитического метода, им гораздо легче пользоваться, чем это кажется при описании, а с другой стороны, никакой другой путь не ведет к цели, и потому трудный путь все же остается самым коротким. Гипноз можно упрекнуть в том, что он прикрывает сопротивление и не дает поэтому врачу возможности видеть игру психических сил. Но он не устраняет сопротивления, а только обходит его и доставляет, напротив, неполные сведения о болезни и только временные успехи.

Задачу, которую психоаналитический метод старается разрешить, можно выразить в различных формулах, эквивалентных по своему существу. Можно сказать: задачей лечения является устранение амнезий. Когда восполнены все изъяны воспоминаний, выяснены все загадочные эффекты психической жизни, становится невозможным ни продолжение, ни новообразование болезни. Те же условия можно выразить иначе: необходимо устранить все вытеснения; в таком случае получается то же психическое состояние, в котором выполнены все амнезии. Более глубока другая формулировка: дело в том, чтобы сделать бессознательное доступным сознанию, что достигается преодолением сопротивлений. Нельзя, однако, при этом забывать, что такого идеального состояния не бывает и у нормального человека и что редко удается довести так далеко лечение. Подобно тому как здоровье и болезнь не отличаются по существу, а разграничиваются только практически определяемыми общими положениями, так и нельзя никогда ставить себе целью лечения чего-нибудь другого, кроме практического выздоровления больного, восстановления его работоспособности и способности наслаждаться. При незаконченном лечении или неполном успехе его прежде всего достигается значительное повышение общего психического состояния, в то время как симптомы могут сохраниться, но значение их для больного понижается и они не накладывают на него печати болезни. Терапевтический метод, не считая незначительных изменений, остается тем же для всех симптомов в многообразной картине истерии, как и при всех образованиях невроза навязчивости. Но не может быть и речи о неограниченной применимости метода. Природа психоаналитического метода создает показания и противопоказания, как в зависимости от лечащегося, так и от картины болезни. Самыми благоприятными для психоанализа являются хронические случаи психоневрозов с небурными или безопасными симптомами, т. е. прежде всего всевозможные виды невроза навязчивости (навязчивые поступки, навязчивые действия) и случаи истерии, в которых главную роль играют фобии и абулии[1] , а также все соматические проявления истерии, поскольку главной задачей врача не становится быстрое устранение симптомов, как, например, при анорексии. В острых случаях истерии приходится ждать спокойного состояния; во всех случаях, в которых на первом плане стоит нервное истощение, нужно избегать метода, требующего напряжения, сопровождающегося медленными успехами и не принимающего во внимание то, что симптомы сохраняются еще некоторое время.

Много требований приходится предъявлять лицам, которых можно с успехом подвергнуть психоанализу. Во-первых, у них должны быть возможны нормальные психические состояния; в периоды спутанности и меланхолической депрессии нельзя ничего сделать и при истерии. Далее приходится требовать известную степень природной интеллигентности и этического развития. К ничтожным людям [wertlosen Personen] у врача скоро пропадает интерес, без которого он не может углубиться в душевную жизнь больного. Резко выраженные извращенности характера, черты настоящей дегенеративной конституции становятся при лечении источником почти непреодолимых сопротивлений. В этом отношении конституция ставит вообще границы излечимости при помощи психотерапии. Возраст, приближающийся к пятому десятку также создает неблагоприятные условия для психоанализа. Нет возможности в таких случаях одолеть массу психического материала, излечение требует слишком много времени, и, наконец, парализуется способность уничтожать укоренившиеся психические процессы.

Несмотря на все эти ограничения, число лиц, пригодных для психоанализа, невероятно велико, и увеличение наших терапевтических возможностей благодаря этому методу, по словам Фрейда, очень значительно. Фрейд требует длительных сроков, от 1/2 года до 3 лет, чтобы лечение было действенным; но он указывает, что до сих пор вследствие различных, легко понятных обстоятельств по большей части был в состоянии испробовать свой метод на очень тяжелых случаях, на лицах, болеющих уже много лет и совершенно потерявших способность к какой-либо деятельности, разочаровавшихся во всех видах лечения и искавших как бы последнего прибежища в его новом и сильно оспариваемом методе. В случаях более легкого заболевания продолжительность лечения, вероятно, сильно сократится и удастся достигнуть необыкновенных результатов в смысле профилактики на будущее время.

Психоанализ: что это?

В этой статье я расскажу про психоанализ, и что это такое в психологии. Психоаналитический метод занимается исследованием роли бессознательного в жизни человека. Разберём подробно, что такое психоанализ в психологии, как метод помогает понять внутренний мир человека и разрешить его психологические конфликты. В статье расскажу, почему эта теория с момента появления подвергалась критике со стороны учёного сообщества.

Психоанализ — это метод лечения психологических отклонений и расстройств. По данным ВОЗ, психические отклонения в поведении имеет каждый четвёртый человек в мире. Психоанализ — это часть терапии расстройств психики. Точные причины многих расстройств неясны. На основе психоанализа разрабатываются методики лечения психических отклонений.

Что такое психоанализ?

Психоанализ появился как способ лечения неврозов и позже стал теорией психологии. Рассмотрим, что такое психоанализ в психологии. Человек так устроен, что не может осознать всё, что происходит в его внутреннем мире.

Психоанализ – это специальный вид терапии, при котором пациенту удаётся вспомнить пережитые события и разобрать бессознательные желания и мотивы, которые формируют его внутренние психологические конфликты, определяют поведение и образ мыслей.

  • найти причины и наладить отношения с окружающими;
  • решить проблему психологической зависимости;
  • пережить кризисы в семье и сложные ситуации на работе;
    отпустить обиды;
  • понять своё предназначение в жизни;
  • понять причины и избавиться от чувства одиночества;
  • получить удовольствие от отношений и т. д.

Кто является основателем психоанализа?

История психоанализа насчитывает уже более ста лет. Впервые психоанализ применили для лечения неврозов. Основатель классического психоанализа — австрийский невролог, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд имел передовые для своего времени взгляды на природу человека. Психоанализ Фрейда строился на изучении бессознательных аспектов личности и анализе раннего детства пациентов.

Психоанализ не был однозначно принят современниками учёного. Консервативное общество того времени не сразу было готово принять факт, что поведением и мыслями людей управляет не разум, а некие бессознательные психические силы. Психоаналитику Фрейда не могли спокойно принять ни философы, ни медики. Сама теория психоанализа по сути находилась где-то посередине и была пропитана философскими идеями и медицинскими концепциями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.

Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.

Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?

Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.

Что такое психоанализ

Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.

Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.

Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.

Примечательно, что сам Зигмунд Фрейд говорил о том, что психоанализ в чистом виде вряд ли сделает человека счастливым, он лишь поможет ему чувствовать себя менее несчастным.

Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.

Основы психоанализа

В теории психоанализа предметом изучения является влияние неосознаваемых мотивов на поведение и мысли человека. Психоаналитический подход в психологии заключается в том, чтобы помочь пациенту найти и понять те мысли, установки и фантазии, которые управляют его жизнью. Метод психоанализа даёт возможность видеть, как человек воспринимает жизнь, как работает его мышление, как соотносятся бессознательные желания с реальными возможностями.

Как пример, при психоанализе становится понятно, что сложность завязывания отношений и создания социальных контактов могут быть связаны с определённым дисбалансом. С одной стороны, человек имеет потребность в отношениях. С другой стороны, у него присутствует повышенная ранимость, страх быть отвергнутым и даже презрение к другим людям.

Психотерапевт на основании полученной информации делает заключение о природе бессознательного, о причинах конфликтов и проблем у пациента и предлагает пути разрешения.

Основы психоанализа можно выделить следующими тезисами:

  • Поведение человека в значительной степени определено иррациональными бессознательными переживаниями.
  • Поведение человека определяется сознательными и бессознательными силами. Бессознательным в психологии называют явления и процессы, которые не контролирует сознание человека. В сфере бессознательного находятся фантазии и желания, которые несопоставимы с основами нормам поведения и морали. К бессознательным относят мысли, которые тревожат нас, но которые мы не осознаём. Бессознательные переживания усложняют жизнь и приводят к психическим, нервным расстройствам, депрессиям, страхам.
  • Если человек пытается осознать бессознательные мысли и переживания, то возникает защитное сопротивление.

С профессиональной помощью, через осознание достигается освобождение от влияния бессознательного.

Основные направления психоанализа связаны с тем, чтобы не только устранить симптом, но понять природу и причины конфликта, которые приводят к психологическому дискомфорту. Результатом эффективной работы специалиста становится исчезновение беспокоящих симптомов и отсутствие рецидивов по ним.

Где применяется психоанализ?

Где применяется психоанализ?

Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.

Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.

Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.

Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.

В чём суть психоанализа?

Психоанализ — это процесс, похожий на психологический ритуал. Процесс психоанализа может длиться от двадцати-тридцати минут до нескольких часов. Психотерапевт и пациент редко сидят друг напротив друга. Как правило, клиента укладывают на кушетку, а специалист находится рядом, но пациент его не видит.

В чем суть психоанализа?

Никаких телесных контактов между ними нет. Запретных тем для пациента нет, он озвучивает всё, что приходит ему в голову. Пациент расслаблен. Такая атмосфера должна привести к глубокому погружению в пережитые события, которые являются основой внутреннего конфликта.

Психоанализ может стать источником самопознания для человека. Информация, которой клиент делится, интерпретируется специалистом. Это позволяет по-новому посмотреть на ситуации.

В психоанализе чрезвычайно важны не только профессиональная подготовка, но и личность самого психоаналитика. Опытный аналитик устанавливает с пациентом доверительные и ненавязчивые отношения. Иногда можно слышать, что психоаналитик — это одновременно учитель, просветитель и духовный отец.

Психоаналитик концентрирует внимание не только на озвучиваемых проблемах и помогает решить конфликт между бессознательным и сознанием. Опытный специалист старается понять личность человека в целом и помочь ему принимать и понимать себя в будущем.

Современный психоанализ — глубинное направление в психологии, который изучает изменения функционирования личности. Психические расстройства имеют не только физические причины (повреждение мозга и нервных клеток). Психоанализ позволяет выявить бессознательные силы, проанализировать содержание мыслей и ослабить их влияние на психологическое состояние человека.

В последнее время популярна так называемая психоаналитическая терапия, то есть психоанализ в лайт-версии. Его направленность — помочь человеку улучшить качество жизни и получать удовольствие от каждого дня.

Может ли психоанализ навредить?

С момента появления и до сегодняшнего дня теорию психоанализа постоянно критикуют. Несмотря на критику, психотерапевты и психологи по-прежнему практикуют психоанализ.

Лолита

Официальная статистика говорит о том, что популярность и актуальность психоанализа в наши дни падает. Однако, неофициальные источники говорят, что психоанализ всё так же оказывает влияние на психиатрию. При эффективном психоанализе человек может восстановить своё психологическое здоровье и равновесие, избавиться от тоски, депрессии, тревоги и вновь обрести смысл жизни.

Психоанализ — сложная и длительная работа. Если человек настроен на слишком быстрый результат, это может стать ограничением для эффективности процесса.

Психоанализ отличается тем, что при нём не используют медикаментозную терапию, и результат во многом зависит от усилий пациента. Психоанализ — сложная и длительная работа. Если человек настроен на слишком быстрый результат, это может стать ограничением для эффективности процесса.

Специалисты говорят, что человек готов к психоанализу, если он:

  • Имеет желание понять себя, свои мысли и поступки.
  • Хочет лучше адаптироваться в реалиях современного мира.
  • Готов меняться и корректировать свои мысли и действия.

Заключение

Отражение

Современные психоаналитики всё больше становятся полноценными участниками взаимодействия с клиентом в процессе.

Психоанализ во многом дал возможность людям говорить о том, что их волнует на самом деле — секс, ненависть, агрессия, зависть. Психоанализ позволил обсудить различные проблемы, связанные с деструктивными чувствами и детскими травмами.

По отзывам людей, которым удалось перебороть внутреннее сопротивление и начать ходить на приём к специалисту, после психоанализа они чувствуют себя намного сильнее и увереннее.

Как известно, нет жизни без проблем. И нет человека, в жизни которого не было бы проблем. На нас огромное влияние оказывает детский возраст. Иногда некоторые моменты уже взрослой жизни превращаются в мучительные воспоминания. Всё это на бессознательном уровне влияет на условия жизни.

Возможно и вы, дорогой читатель, заинтересовавшись и дочитав эту статью до конца, были движимы некоторыми бессознательными мотивами и влечениями.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа и психоаналитического направления в целом.
В своих исследованиях он мало пользовался обычным экспериментальным подходом, хотя и был убежден в том, что его работа носит строго научный характер. Фрейд также считал, что анализ историй болезни пациентов и его собственный самоанализ дают достаточно оснований для выводов.

В боль­шей степени З. Фрейда интересовали те сюжеты, которые, как правило, прежде оставались без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Содержание

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии.
Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо.
Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти.
Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни.
К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Трёхкомпонентная структурная модель психики

Психоанализ Зигмунда Фрейда

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Психоанализ Зигмунда Фрейда

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли.
Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня.
Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.
В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Защитные механизмы личности

Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.

1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности.
Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку.
В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.

Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает.
Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.

4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.

Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.

6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Появление у взрослого человека черт детского, зависи­мого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключе­ние энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосред­ственно, на социально приемлемые цели.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.

9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами.
Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.

Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики.
По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет).
Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).


Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Добавить комментарий Отменить ответ

Авторские права

Блог создан в 2008 году. За время работы написано более 350 статей на психологическую таматику. Авторские права полностью защищены. Копирование и любое использование информации — только с согласия автора.

Разделы

Новостная рассылка

Уведомления о новых и популярных статьях месяца. Подборка будет приходить не чаще двух раз в месяц . Посмотреть пример письма можно по ссылке.

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Под персональными данными субъекта перональных данных понимается нижеуказанная общая информация: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.

Принимая настоящее Соглашение, я выражаю свою заинтересованность и полное согласие, что обработка персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставленная информация, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена мною в отношении себя лично; информация не относится к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информация не относится к информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, не относится к информации о состоянии здоровья и интимной жизни.

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.

Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Читайте также: