Как сделать проповедь

Обновлено: 04.07.2024

Каждая проповедь имеет свою цель, свою тему, свою структуру, свою главную мысль. Всякая проповедь должна иметь свою цель. Проповедник, который готовит и произносит проповедь, должен иметь определенную цель. Это может быть приведение неверующих к покаянию, обличение верующих в грехе и призыв к оставлению греха, укрепление и утверждение в основных истинах Писания, создание в церкви атмосферы единства, прощения, любви; утешение по поводу разных жизненных ситуаций и т.д. (2Тим.3:16).

Цель проповеди — это тот результат, которого желает достичь проповедник в результате воздействия на слушателей истин Слова Божьего, заключенных в произносимой проповеди. Цель проповеди отличается от идеи проповеди. Идея проповеди — это концентрированное выражение истин текста, а цель проповеди — это то, что хочет достичь проповедник, это то, что эти истины должны совершить. Х. Робинсон отмечает, что цель проповеди отличается от идеи проповеди так

же, как и стрела, пущенная в цель, от самой цели. Апостол Иоанн так отразил цель написания Евангелия от Иоанна:

Апостол Павел пишет Послание Тимофею с целью научить его правильно поступать в Церкви Божьей:

Любая проповедь должна иметь определенную цель (научение, обличение, исправление, наставление в праведности, спасение грешников, возрастание церкви в вере и любви, ободрение, утверждение в определенных истинах, борьба с ложным учением, просвещение людей и т.д.). Цель проповеди определяется реальной обстановкой в церкви, задачами, которые она должна решать и вытекает из текста Писания, который проповедуется.

Структура проповеди — это форма ее построения, порядок и последовательность изложения истин Писания. Для донесения основной мысли текста и изложенных в тексте Библии истин до слушателя, проповедник составляет план проповеди. План проповеди имеет следующее назначение:

Помогает проповеднику связать все части проповеди в единое целое и осмыслить проповедь как единое целое.

Указывает последовательность развития мысли и порядок донесения идеи и истин Писания слушателям.

Дает возможность проповеднику привлечь дополнительный материал (параллельные места Писания, примеры, сравнения и т.п.) для раскрытия основной мысли и для раскрытия основных истин текста. Обычно план проповеди (структура проповеди) включает в себя три основные части:

Во введении обычно раскрывается проблема или нужда, излагается тема проповеди, привлекается внимание слушателей и указывается направление движения основной мысли.

В основной части излагается суть библейского текста, проводятся доказательства тех или иных утверждений Писания, излагаются основные истины текста Библии и концентрируются вокруг одной главной мысли.

В заключении подводится итог всему сказанному, даются конкретные пути реализации изложенных истин и результаты послушания истинам Писания.

В качестве библейского примера, где присутствуют все элементы классической формы проповеди, можно привести проповедь Апостола Павла в ареопаге (Деян.17:22 - 31). В этой проповеди есть введение (ст. 22,23), основная часть (ст. 24-29) и заключение (ст. 30, 31). Примером может служить также проповедь Апостола Петра в День Пятидесятницы (Деян.2:14 - 39), где также есть введение (ст. 14 - 21), основная часть (ст. 22 - 35) и заключение (ст. 36 - 39).

Форма проповеди диктуется содержанием текста и подчинена содержанию, поэтому план управляется содержанием изложения, а не содержание подчиняется плану.

Каждая часть структуры проповеди (введение, основная часть, заключение) имеет свое назначение. Для понимания назначения каждой части структуры проповеди приведу наиболее часто встречающиеся в литературе и в учебниках по гомилетике сравнения:

Если всю проповедь сравнивать со зданием , то введение описывает здание целиком, указывает на его общий вид; и на фасад; основная часть описывает фундаментальные конструктивные особенности здания, суть его устройства и правила функционирования; заключение можно сравнить с крышей, которая заключает всю конструкцию и откуда видно, как использовать здание.

Если проповедь сравнивать с полетом самолета , то введение можно сравнить с подъемом (взлетом) самолета; основную часть с полетом на набранной высоте; а заключение можно сравнить с посадкой (приземлением).

Если проповедь сравнивать с приемом пищи , то введение можно сравнить с накрытием стола, основную часть с приемом пищи; а заключение можно сравнить с десертом, при котором прием пищи приходит к своему логическому завершению.

Если проповедь сравнить с картиной художника , то введение показывает вид картины издалека; основная часть подобна подробному анализу картины вблизи во всех деталях; а заключение можно сравнить с тем впечатлением и эстетическим чувством, которые произвела картина на человека.

Вся структура проповеди должна быть подчинена тексту Писания, способствовать логическому и целостному изложению истин Библии и отражать одну основную мысль проповеди, извлеченную из текста, из которой берутся выводы для применения в жизни. В качестве учебного примера рассмотрим форму плана при индуктивном построении проповеди:

Форма плана проповеди

Текст (стих Библии)

Введение ( 10% всего материала )

Связующее предложение между введением и основной частью.

Основная часть : (80 % всего материала)

1. Первый подраздел , отражающий одну сторону главной мысли.

разъяснение сути текста, раскрытие истины, иллюстрации. Связь

истины с основной мыслью текста. Формулировка основной мысли

в свете первого подраздела и отражение того, как эта истина относится к нам

и как ее можно применить в жизни.

Переходная часть, связывающая первый и второй подразделы на основании идеи проповеди.

2. Второй подраздел , отражающий другую сторону (если она обсуждается)

Писания, разъяснение сути текста, раскрытие истины, иллюстрации.

Связь истины с основной мыслью текста. Формулировка основной мысли

в свете второго подраздела и отражение того, как эта истина

относится к нам и как ее можно применить в жизни.

Переходная часть, связывающая второй и третий подразделы на основании идеи проповеди.

3. Третий подраздел , отражающий третью (если она обсуждается)

толкование Писания, разъяснение сути текста, раскрытие истины,

иллюстрации. Связь истины с основной мыслью текста. Формулировка

основной мысли в свете третьего подраздела и отражение того, как эта

истина относится к нам и как ее можно применить в жизни.

Переходная часть, связывающая основную часть и заключение.

Заключение (10 % всего материала)

А. Обобщение всего материала. Изложение основной мысли проповеди,

объединяющей истины, изложенные во всех подразделах.

Б. Выводы по практическому применению и конкретные шаги для

1. Практические рекомендации по исполнению истины, обсуждаемой

в первом подразделе

2. Практические рекомендации по исполнению истины, обсуждаемой

во втором подразделе

3. Практические рекомендации по исполнению истины, обсуждаемой

в третьем подразделе.

В. Общий вывод по основной мысли (идее) проповеди.

Для построения плана проповеди необходимо всегда отталкиваться от текста Библии и пройти те этапы, которые мы рассмотрели ранее:

Выбор библейского текста и темы проповеди.

Проведение исследования текста с использованием экзегетики и герменевтики, осуществление систематического изучения, исследование предпосылок и фона, исследование литературного стиля и, что очень важно для плана, исследование структуры текста, извлечение основной мысли.

Составление плана текста.

Составление плана проповеди.

Структуры индуктивного и дедуктивного построения проповеди представлены на рис.4 и рис.5.

Рис. 4. Структура индуктивного построения проповеди

Рис. 5. Структура дедуктивного построения проповеди

Как бы ни строилась структура проповеди, сама проповедь всегда должна строиться от Писания, на основании Писания, направляться Писанием и проверяться Писанием.

Рассмотрим основные части проповеди.

Введение определяет суть проповеди и приготавливает к слушанию и восприятию истин. Введение предназначено для того, чтобы заинтересовать слушателей темой проповеди, взрыхлить почву сердец, чтобы сеять в нее семена Слова Божия.

Введение обычно включает в себя :

Контекст, т.е. объяснение всего того, что сопутствует тексту (о чем или о ком идет речь; кому и по какому поводу адресованы стихи Библии, духовный, исторический и культурный фон и т.д.).

Актуальность темы и связь с нашим временем.

а) расположение слушателей к слушанию Слова;

б) возбуждение интереса к теме;

в) подготовка слушателей к раскрытию идеи проповеди, изложение контекста;

г) создание позитивного отношения к проповеднику, завоевание доверия слушателей.

Конечно же, не надо стремиться к экстравагантности, все должно быть чинно и благородно. Я помню рассказ одного служителя, который, проповедуя об оставлении прежних грехов, принес на кафедру старые башмаки, ненужную посуду, рваную одежду и т.д. Я уверен, что из проповеди не надо устраивать шоу. Одно дело привлечь внимание слушателей к Слову Божьему, а другое дело — привлечь внимание к своей персоне. Слово Божье — свято, и проповедовать Писание надо святыми методами.

В зависимости от слушателей, от обстоятельств, от других факторов, введение может быть разных типов. Можно выделить следующие основные типы введений :

Начинать с текста Библии, или с Библейской истории, или с красоты истин Писания — это хороший метод, указывающий на наше основание.

Для использования контекстуального введения очень полезной является дополнительная информация, полученная из справочников, энциклопедий, из богословских исследований.

«Ах! Боже мой! Что станет говорить

Могут быть также и другие разнообразные подходы при составлении введения. Проповедники могут использовать различные комбинации методов. Но всегда введение должно вводить слушателя в мир истин Божьего Слова. Введение должно логически подвести к первому пункту основной части проповеди. Введение должно захватить сердце слушателя и овладеть его вниманием.

Таким образом, можно сформулировать следующие требования к введению :

1. Оно должно быть кратким , лаконичным, занимать мало времени (не более 10%). Если проповедь занимает около 30-35 минут, то введение должно быть не более 3-4 минут. Введение сравнивают с прихожей в дом, а в прихожей гостей долго не задерживают.

2. Введение должно строиться на основании текста Писания и подводить людей к основной мысли, указывать на нее, но не раскрывать ее сути. Введение должно задать центральное направление главной мысли, вытекающей из текста. Задача введения — подводить как можно ближе к Писанию, а не уводить от текста.

3. Введение должно быть с властью, с твердой верой и убежденностью , должно вызывать интерес слушателей к теме и готовность с жаждой исследовать текст Библии.

4. Введение должно быть целенаправленным и игнорировать промежуточные мысли.

5. Введение должно построить мост между проповедником и слушателями , сблизить проповедника и слушателей, вызвать доверие, возбудить интерес слушателей. Для этого оно должно быть живым и привлекательным.

6. Введение должно раскрыть контекст исследуемого фрагмента Писания.

7. Введение должно показать актуальность темы и практическую значимость для каждого слушателя.

Рассмотрим несколько примеров введения, используемых известными проповедниками [99; 76; 190] .

« Я иногда удивляюсь неспасенным душам: кажется, они ждут чего-то. Ждут, возможно, новых истин или новой силы, но тем временем продолжают оставаться без жизни. Когда я вижу Бога ожидающего, в то же время я слышу, как люди умоляют Бога о милости и говорят, что Он их не слышит. Но Бог говорит нам, что это Он умоляет людей, и люди не слушают Его. Истина в том, что мне больше нужно умолять вас быть спасенными, чем умолять Бога спасти вас. Это не хотите вы, а не Бог. Препятствие — в вас, и оно может быть удалено. Это в вашей власти.

Вы говорите: "Я пытался годами. " Я знаю, вы пытались. Что сделать? — "Стать лучше". Вы немного прошли - и упали. И вы всегда будете падать. Но вот вы продвинулись немного дальше. Вы молились Богу о помощи и милости, и чтобы Дух Святой усовершил вас, чтобы вы были спасены. Однако, путь ко спасению гораздо проще и легче, чем тот, по которому вы идете: Бог говорит вам, что Он есть Тот, Кто умоляет вас. Апостол Павел сказал: " Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом " (2Кор.5:20). Обратите внимание на это слово: "Как бы Сам Бог увещевает вас". Что вы ответили на это увещание? Бог молит вас. Вы слышите?

« Как часто Воскресшего Господа не узнавали Его ученики! Почти при каждой новой встрече с Ним, они стояли перед своим самым дорогим Другом и любимым Учителем как перед чужим. Вспомним о Марии в саду, об учениках, шедших в Еммаус, о Фоме, и мы увидим целый ряд тех, кто видел Его Воскресшего, но не узнавал Его. Что мы должны заключить из этого? Я заключаю, что для познания Воскресшего нужен был более яркий и высший свет, нежели для познания Его в то время, когда Он был среди них, т.е. в Его земной жизни. Этому новому познанию они должны были еще научиться, так как оно не связано с чувствами и плотью, это познание по духу.

« Религия, которая учит, что Бог есть Судья и Каратель греха; что Он высоко; что грешник, прежде чем приблизиться к Нему, должен обратиться к целому ряду ходатаев; что для своего спасения человек должен исполнить закон Божий, которого никто исполнить не смог, а также совершить ряд подвигов в изнурении тела, обрекая себя на лишения; и что в конце концов человек на земле не может знать спасен он или нет - такая религия есть религия уныния, отчаяния и пессимизма.

Но, слава Богу, есть религия радости, светлого счастья и оптимизма: это религия Евангелия.

« Однажды я спросил одного президента колледжа: "Какая проблема, по Вашему мнению, среди студентов в академическом городке, наиболее трудно разрешимая?"

"Неопределенность", — ответил он.

Я думаю, что многие люди, а в особенности молодежь, подвержены чувству неопределенности, и часто пребывают в нерешительности. Они также находятся под давлением, будь то давление наркотиков или секса. Я считаю, что это явление налицо во многих странах.

Испытывал ли Иисус подобные искушения? Библия говорит, что Он, "подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр.4:15).

« Думаю, что все те, кому довелось побывать в Третьяковской галерее, помнят картину "Что есть истина?". На ней изображен Господь Иисус Христос. Он находится в присутствии римского правителя Пилата и произносит следующие слова: " Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего . " Тогда Пилат задает Иисусу такой вопрос: " Что есть истина ?"

« Подходя к Иерусалиму, Господь наш, взглянув на него, заплакал и сказал: " О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему ". Затем Он предсказывает великие бедствия, которые постигнут Иерусалим за то, что он не узнал времени посещения.

Пример 7 . Введение в проповеди Иоанна Златоуста на Еф.4:1 (Беседа на Послание к Ефесянам):

Способы развития мыслей в проповеди.

Характер логического построения проповеди.

Кроме способов развития мыслей, проповеди различаются по характеру логического построения. Они могут иметь искусственный и безыскусственный характер построения. Первые имеют строго определенные составные части: вступление, изложение, нравственное приложение и заключение. Так как наличие этих частей в проповеди свидетельствует о следовании проповедника заранее известным правилам, то такому характеру построения усвояется название искусственного. При безыскусственном характере построения наличность всех частей в проповеди, кроме изложения и нравственного приложения, не обязательна. Изложение и нравственное приложение не могут отсутствовать ни в какой проповеди, так как без этих частей невозможно выполнение основной задачи церковной проповеди--- раскрытие темы.

ЧАСТИ ПРОПОВЕДИ, ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ

Наиболее распространенным является искусственный характер построения проповеди (поучение, слово),при котором обязательно наличие в проповеди всех структурных частей. Современная гомилетика содержит учение об исторически сложившейся четырех частной структуре проповеди. Уже древняя христианская проповедь имела определенную структуру: проповеди преп. Антония Великого содержат вступление, основную часть, заключение (Иванников С. Канд. соч., с. 97). Такое деление оказывает большую помощь как проповедникам в распределении материала, так и слушателям в восприятии содержания проповеди. Четырех частное построение, при единстве темы, создает логическую стройность речи проповедника.

Наряду с композиционно-логической стороной большое значение имеет содержательная сторона процесса изложения. Основным источником содержания пастырской проповеди является слово Божие: проповедник или изъясняет соответствующие тексты Священного Писания, или же на основании этих текстов раскрывает какую-либо тему. Следующими по важности источниками содержания проповеди являются Священное Предание, учение св. отцов и учителей Церкви а также материал церковно -исторического характера.* Большую яркость, конкретность и эмоциональную насыщенность придают речи проповедника различные назидательные примеры из истории Церкви, из жизни святых. Такими примерами можно скорее, чем отвлеченными рассуждениями, внедрить в сознание слушателей ту или иную мысль, побудить к исполнению нравственного христианского долга. Этот метод особенно необходим там, где слушатели не привыкли к отвлеченному мышлению, где яркий образ, запоминающийся пример бывают более плодотворными, чем отвлеченная мысль. Метод повествовательного, образного раскрытия истин освятил Своим примером Господь Иисус Христос. Высокие истины духовно-нравственного порядка в проповедях Спасителя очень часто изображаются в кратких наглядных примерах и образах, глубоко западая в сознание и сердца слушающих.Примеру Пастыреначальника должен следовать каждый проповедник Церкви Христовой. Необходимо помнить, что каждый наглядный пример, удачно подобранное сравнение способствуют чувственно-образному восприятию речи проповедника, дополняют и расширяют возможность логико-абстрактного познания преподаваемых истин.

Нравственное приложение является наиболее важной в нравственно-назидательном смысле частью проповеди. Эта часть является тем элементом, который и формально и по существу отличает христианскую проповедь от любого вида ораторской речи. Само название этой части проповеди указывает на наличие в ней нравственных выводов, которые должны следовать из предшествующего изложения. Если в изложении проповедник задается целью раскрыть какую-либо спасительную истину, то в нравоучении он должен дать практические наставления относительно того, как жить и поступать согласно этой истине. Нравственное приложение, как правило, содержит конкретные наставления слушающим. Примером в этом отношении может служить нравственное приложение в проповеди апостола Петра после сошествия Святого Духа на апостолов. После того, как проповедник на основании пророчеств и современных слушателям событий доказал Божественное

* Иногда от начинающих проповедников можно слышать вопрос: можно ли в церковной проповеди использовать высказывания писателей, ученых, брать примеры из светских литературных произведений? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным , так как подобный подход к раскрытию темы противоречит самой сущности и историческому генезису церковной проповеди, которая по своей природе есть продолжение благовествования Христова. Это относится прежде всего к богослужебной проповеди. Для вне богослужебных бесед допустимо включение и более широкого круга источников).

План построения.

Части проповеди, о которых было сказано выше, являются структурной основой плана любой проповеди. План проповеди способствует образованию в уме проповедника четкого и ясного представления о ходе развития мыслей, цельного представления о раскрываемой теме. В противном случае проповедник будет трудиться над проповедью как бы на ощупь, не руководствуясь темой, а увлекаясь случайно возникающими мыслями. Составить хороший план нелегко, он требует усиленной умственной работы. В плане взору проповедника ясно представляются каждая мысль, каждый довод, и поэтому их сила или слабость, правильность или ошибочность видны с полной отчетливостью. Этого нельзя сказать о полном изложении проповеди: здесь бедность мысли, недостаточная последовательность в раскрытии темы могут быть прикрыты изяществом стиля, красотой речи проповедника. Поэтом построение плана всегда должно предшествовать полному изложению содержания проповеди.

ПРИМЕР ПЛАНА ПРОПОВЕДИ СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ

I. Вступление. Воскресение Христово — главное событие домостроительства человеческого спасения.

II. Изложение (основная часть). Плоды искупительного подвига Христова и Его воскресения.

2. Ниспослание благодати Св. Духа на всех верных.

III. Нравственное приложение. О хранении христианином спасительных плодов воскресения.

IV. Заключение. Призыв слушателей к прославлению воскресения Христова и к жизни, достойной спасительных плодов воскресения.


Одно из чтений Святого Евангелия на сегодняшнее воскресенье гласит:

Однако от страха ли Спаситель ушел в Галилею? Вовсе нет. Он пошел в Галилею, чтобы оттуда начать проповедовать Евангелие, по пророчеству пророка Исаии, которое гласит:

Однако, братия мои христиане, кто должен проповедовать слово Божие в Православной Церкви? Только церковнослужители, то есть епископы, священники и диаконы, рукоположенные канонически, имеют власть и право проповедовать Евангелие Христово. Миряне в особых случаях могут стать миссионерами как помощники клириков, но только по благословению соответствующих иерархов. Таким образом, никто из клириков и лаиков не может проповедовать слово Божие, если не будет послан на эту миссию с одобрения Церкви.

Никто из клириков и лаиков не может проповедовать слово Божие, если не будет послан на эту миссию с одобрения Церкви

Затем был Аристид из Афин в 125–130-м гг. Затем — Аристон из Пеллы, самый ранний писатель — защитник христианства против иудеев, около 134–135 гг. Другими широко известными апологетами были святой Иустин, мученик и философ (140–170 гг.); Татиан Ассирианин — около 170 гг.; философ Ермий, живший в середине II–III веке; Афинагор, христианский философ из Афин (170 г.); Минуций Феликс в начале III века; Тертуллиан из Карфагена около 160–240 гг. и другие. Все эти великие христианские апологеты и миссионеры Церкви Христовой были мирянами, однако, будучи высокообразованными, внесли большой вклад в проповедание Евангелия и защиту правой апостольской веры.

Таким образом, братия мои, мы видим, что с самого начала у Церкви Христовой были миссионеры-лаики, которые проповедовали слово Божие перед царями и философами и защищали христианство ценой своей жизни, как святой Иустин, мученик и философ. Однако они были очень хорошо сориентированы в истине правой веры и поэтому принесли Церкви Христовой большую пользу своими учениями, просвещенными и проникнутыми светом истины.

Какими же были главные условия, которые требовались от миссионеров-лаиков, защищавших правую веру? Первым условием для миссионеров-лаиков в Церкви Православной было то, чтобы посланный проповедовать слово Божие был христианином проверенным, благочестивым, проводил чистую жизнь и хорошо знал догматы православной веры, поскольку догматы ориентируются на Святое и Божественное Писание и Священное Предание Церкви Христовой.

Затем — они должны были хорошо знать священные каноны святых апостолов, семи Вселенских Соборов и святых отцов, поскольку священные каноны являются нормами, упорядочивающими и регламентирующими жизнь Церкви как особого организма, ведущего верующих по пути спасения.

Проповедовавшие слово Божие из числа христиан-мирян всегда находились в послушании Церкви

Далее, проповедовавшие слово Божие из числа христиан-мирян всегда находились в послушании Церкви, будучи посланными, контролируемыми и подчиненными иерархам той епархии, в которой действовали. Без соблюдения этих принципиальных и обязательных условий миссионеры-лаики, работавшие вне Церкви, часто способствовали созданию сект и ересей, разрывая апостольское единство Церкви Христовой.

Главная обязанность проповедания Евангелия Христова ложится, однако, на плечи пастырей Церкви, то есть епископов и священников. В меньшей степени — на диаконов и монахов, которые тоже помогают проповедовать слово, но во вторую очередь.

Первым, Кто проповедовал Святое Евангелие в мире, был Сам Господь наш Иисус Христос. Именно для этого Он и пришел на землю и именуется Словом, ибо словом Он возвестил всем людям Евангелие спасения, основал Церковь и семь Таинств и положил жизнь Свою на Кресте, чтобы искупить людей из рабства смерти, неверия и осуждения. Затем, вознесшись на небеса одесную Отца, Он вверил долг проповедания слова Божия двенадцати великим апостолам и семидесяти апостолам, именуемым малыми, которым и заповедал, говоря:

Апостолы — первые проповедники слова Божия в Законе Благодати. Они рукоположили первых священников и епископов, которых поставили повсюду пасти стадо Христово. А от епископов благодать через молитву и возложение рук передавалась доныне и будет передаваться, пока будет стоять мир.

В Церкви Христовой слово Божие больше всего проповедуют священники, поскольку всю свою жизнь проводят среди верующих. Они — свидетели нашей жизни с самого рождения и до смерти. Они — духовники наших сел и приходов. От того, как приходские священники исполняют свою апостольскую миссию, от того, как они совершают богослужения во главе со Святой литургией, и от того, как проповедуют слово Святого Евангелия, а особенно от того, как они проводят свою жизнь в большой семье наших православных верующих, зависит спасение верующих и самих пастырей.

В Церкви Христовой слово Божие больше всего проповедуют священники

В их великой евангельской миссии проповедание слова Божия играет очень большую роль. Хороший священник должен быть хорошим проповедником, знающим, что своей проповедью — живой, теплой, исполненной благодати и света — священник может полностью изменить весь приход и множество своих прихожан. А чтобы его проповедь доходила до сердец верующих и обладала силой Духа Святого изменять душу и обращать ее к покаянию, священник должен отвечать нескольким абсолютно обязательным духовническим условиям.

Первое и самое важное условие, увенчивающее пастырскую деятельность священника, — это образцовая нравственная жизнь его и его семьи. Без образцовой, чистой жизни священника его проповедь не сможет дойти до сердец верующих и не сможет приобрести многие души для Царства Небесного.

Второе обязательное условие для хорошего священника и проповедника — это святая молитва. Священник должен быть человеком молитвы, больше всего любить Церковь, богослужения, Святую литургию, общее пение верующих. Усердная молитва священника, соединенная с молитвой верующих, умножает в них веру и любовь к Богу и людям, делает его мудрее в рассуждении и проповеди, раскрывает его сердце для милостыни и подает ему многую силу и благодать в проповедании. Священник, который много молится, — это священник, действующий с благодатью во всем, и хороший проповедник слова Божия.

Третьим главным условием для священника и проповедника является необходимость глубокого знания Священного Писания, святых отцов, православного вероучения и канонов Церкви. Хороший пастырь должен быть и хорошим богословом, и защитником правой веры перед лицом сектантского прозелитизма. Без знания правой веры священник не может быть проповедником и апологетом.

Кто не знает, что хороший проповедник может изменить души верующих красивыми богослужениями, усердной катехизацией и хорошими проповедями, полными духовного тепла? Кто не знает, что хорошая проповедь наполняет храмы и монастыри верующими, защищает и приумножает правую веру, развеивает сектантский прозелитизм и обращает к покаянию многие души? А храмы без красивых богослужений и проповедей, полных духа и силы, остаются пустыми, без верующих, и не могут стяжать душ для Христа.

Или кто не знает, как наши монастыри своими столь возвышающими богослужениями, проповедью и замечательными духовниками содействуют укреплению православной веры и возрастанию благочестия в наших селах и городах? Паломничество по монастырям в праздники, посты и особенно на престольные праздники — красноречивое тому доказательство. Таким образом, монастыри со своими духовниками соработничают с сельскими и городскими священниками в проповедании слова Божия, исповедании православной веры и спасении наших добрых верующих.

На этой неделе заканчиваются великие праздники Рождества и Крещения Господня. Мы с миром завершили еще один год нашей жизни и вступили в новый год, поэтому благодарим Бога за все Его дары и просим укрепить нас благодатью, милостью и благословением, чтобы мы всю свою жизнь шли по пути спасения, в покаянии и добрых делах.

На верующих тоже лежит долг: помогать священникам, слушаться их, молиться о них и не осуждать

Сегодня мы говорили о долге священника проповедовать слово Божие и главных условиях, позволяющих ему быть достойным священником и хорошим проповедником. Мы знаем, сколько хороших священников и прекрасных проповедников служат в наших приходах в Молдове, Трансильвании и других частях страны. Но на верующих тоже лежит долг: помогать священникам, слушаться их, молиться о них и не осуждать, ибо великий грех совершают верующие, когда плохо думают и говорят о служителях Божиих и своих духовных отцах. Не священники ли вас крестят, венчают и отпевают? Не священники ли исповедуют и соединяют вас со Христом в Святом Причастии? Не они ли служат Святую литургию в каждом храме и молятся Богу о мире, здравии, прощении и спасении душ живых и усопших? Не они ли учат верующих правой вере?

Не будем же осуждать их, а скорее станем помогать им в их священнической миссии и больше молиться о них. Было бы очень хорошо и даже необходимо, чтобы у каждого священника была своя малая группа верующих мирян, знатоков Священного Писания и православной веры. Они очень помогли бы ему в проведении миссионерской работы, отражении сектантского прозелитизма и ограждении себя от него, в посещении пожилых верующих, сирот, больных и слабых в вере; в благоукрашении богослужений и обновлении наших святых храмов.

Проснемся же, придем и покаемся, чтобы нам жить со Христом вовеки. Аминь.


1. Сделайте вступление запоминающимся.


2. Готовьтесь долго, чтобы коротко проповедовать.


3. Делайте паузы.

«Знайте, где делать паузу. Речь — серебро, молчание же — золото, когда слушатели невнимательны. Если вы будете постоянно и монотонно говорить об одном и том же, то окончательно убаюкаете своих слушателей, и они опустятся в глубокий сон. Толкните же люльку, и они сразу проснутся.


4. Слушайте критику.


5. Читайте глубоко.


6. Достигайте неверующих.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Читайте также: