Как сделать произведение в паскале

Обновлено: 04.07.2024

Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:

В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:

После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.

Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.

write( ‘этот текст выведен на экране’ );

этот текст выведен на экране

В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:

write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S);

В результате получим на экране результат:

Величина площади равна: S = 50

А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:

write( ‘Величина площади равна: S = ‘ , S, ‘ кв.м’ );

После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:

Величина площади равна: S = 50 кв.м

✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.

Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года

Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши первые шаги.

Перед чтением данной статьи Вы должны быть уверены в том, что у Вас есть какие-либо знания по программированию.

Содержание

Программы в данной IDE строятся так:

В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:

Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:

Тип строка — это тип переменных, который позволяет хранить в переменной любой текст. Объявление строковой переменной:

ОперацияОписание
s1 + s2Объединение строк
s1*nДублирование строки n раз

ОперацияОписание
a + bСложение чисел
a — bРазность чисел
a * bПроизведение чисел
a div bЦелочисленное деление
a mod bОстаток от деления

Декларация переменной типа real:

Пример присваивания переменной данного типа:

ОперацияОписание
a + bСложение чисел
a — bРазность чисел
a * bПроизведение чисел
a / bЧастное чисел

Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:

Комментарий — это часть кода, которую игнорирует компилятор. Он создается следующим образом:

Массивы — это именованный список элементов одного типа.

P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.

Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:

, где N — длина массива.

Матрица — это n-мерный список значений, имеющий свой тип и ограниченный некоторыми значениями. Пока будем рассматривать только статические двухмерные и трехмерные матрицы. Перед тем, как перейти к их изучению вспомни таблицы в Excel. Каждая таблица имеет свой размер — ширину и длину. Возьмем за правило ассоциировать двухмерные матрицы с таблицами. Объявление матрицы:

, где N, M — количество строк и столбцов соответственно.

Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:

Декларация N-мерной матрицы:

, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.

Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.

Пример объявления массива:СтатическийДинамическийВызов SetLength (для динамического массива)
Векторный
Двумерный Трехмерный

Индекс массива — это номер элемента массива. Индекс может принимать значения [0, N — 1], где N — количество элементов некоторой размерности. Обращение к элементу одномерного массива с некоторым индексом:

Составим таблицу, которую следует запомнить:

Где i, j, k — индексы.

Индексом может быть значение элемента массива:

Вывести текст — это значит отобразить текст на экране. Общий синтаксис для вывода текста выглядит так:

Вывод значений произвольного количества переменных:

Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.

Чтение с клавиатуры — это процесс ввода данных с клавиатуры и запись в соответствующий элемент программы этих данных. Элементами программы являются как переменные, так и элементы массивов. Тип данных, вводимых с клавиатуры, должен соответствовать типу элемента, в который записываются данные с клавиатуры. Использование Readln для чтения с клавиатуры и перехода на новую строку:

Общий синтаксис условного оператора if:

Команды . будут выполнены только при истинности условия.

Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:

Общий синтаксис сравнения двух величин:

Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:

Если некоторое i-тое константное выражение совпадает с значением выражения, то i-ая группа операторов будет выполнена. Группа операторов после else будет выполнена, если значение выражения не совпало ни с одной из констант. begin — end не нужны, если после двоеточия только один оператор.

Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.

Если второе значение меньше первого — используйте downto вместо to.

Для выхода из цикла можно использовать break:

Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.

Общий синтаксис описания функции:

Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.

Pascal abc все команды список

Пожалуй, нет ни одного современного человека, кто бы не знал язык Паскаль (основы программирования). И это не удивительно! Еще в учебнике по информатике для школьников расписаны самые основные понятия этой уникальной программы.

История изучаемого языка не так проста: Паскаль претерпел множество изменений, прежде чем школьники увидели его в том виде, в каком его преподают на уроках. Это был самый первый простой язык (ord pascal) для программирования, помогающий решить множество практических задач прошлого столетия (1970 год). Он был разработан группой ученых.

С расширением платформ были созданы новые версии этой программы, а Паскаль стал классическим языком программирования.

Ниже разберемся: что такое Паскаль, каковы его основные инструменты. Рассмотрим операции и функции программы, ее специфические особенности. На примерах поймем, как она работает. Научимся писать и работать на языке Паскаль.

Что такое язык программирования Паскаль

Это базовая высокоуровневая программа. Она занимает первое место в учебных планах многих школ и вузов Российской Федерации.

Всё познается в сравнении, поэтому преимущества этой программы рассмотрим в соотношении с другим языком BASIC.

Pascal abc все команды список

Pascal abc все команды список

Итак, что характерно для языка Паскаль и что не подходит для Бейсика:

  1. Во-первых, наличие компилятора, позволяющего скачивать Паскаль на любые платформы.
  2. Во-вторых, все версии этой программы совместимы между собой.
  3. В-третьих, структурированные типы данных помогают программисту точно составить необходимый алгоритм решения практической задачи, при этом защищая его.
  4. В-четвертых, наглядность и логичность интерфейса программы: все команды просты и понятны.
  5. В-пятых, переход на другой, более высокий по уровню язык программирования, достаточно прост.

Сумма вводимых целых чисел

Pascal abc все команды список

Произведение целых чисел

Pascal abc все команды список

Сколько нечетных среди n введенных

Pascal abc все команды список

Защита от неверного ввода

Pascal abc все команды список

Вывод 10 первых степеней двойки

Pascal abc все команды список

Найти сумму цифр целого положительного числа m

Pascal abc все команды список

Разложение числа на простые множители

Pascal abc все команды список

Паскаль для начинающих – основные понятия

Разберем базовые понятия, помогающие правильно написать программу на данном языке.

Рабочая область

Как выглядит рабочее пространство?

Pascal abc все команды список

Теперь рассмотрим основу: алфавит и структуру.

Алфавит Паскаль

Что нужно знать? Алфавит — это набор символов, необходимый при составлении программы.

Pascal abc все команды список

Что к ним относится:

  1. Латинские прописные, строчные буквы (А, В, С….а,b,с).
  2. Арифметические символы (0, 1, 2…).
  3. Специальные знаки (препинания, скобки, кавычки, арифметические знаки и т. д.).
  4. Неделимые символы (:=, ˃=…).
  5. Служебные слова:
  • and – и;
  • array – массив;
  • begin – начало;
  • do – выполнить;
  • else – иначе;
  • for – для;
  • if – если;
  • of – из;
  • or – или;
  • procedure – процедура;
  • program – программа;
  • repeat – повторять;
  • then – то;
  • to – до;
  • until – до (= пока);
  • var – переменная;
  • while – пока.

Структура программы

Pascal abc все команды список

По своей структуре этот язык делится на 3 раздела:

Структуру можно представить так:

Pascal abc все команды список

Кстати, операторы между собой разделяются точкой с запятой.

Операторы write, writeln, read, readln

Выясним, как происходит вывод и ввод информации.

Вывод

Как таковых операторов вывода в этом языке нет, но есть специальные слова, которые помогают запустить необходимые функции. Это write, writeln.

Pascal abc все команды список

В чем их главное отличие? При вводе или выводе последующей информации после них: в первом случае последующая информация будет выводиться на ту же строку, где и написан оператор. А вот во втором – на следующую.

Для ввода существуют тоже свои слова: read, readln (= readkey).

Pascal abc все команды список

Они отличаются друг от друга точно так же, как и предыдущие операторы (при выводе).

Целый тип данных

Выделяют 3 основных вида:

Pascal abc все команды список

С ними также проводят простые действия:

Кроме того, разрешено проводить отношения и сравнения (больше или равно — ˃ =).

Вещественные типы данных

К таким переменным относятся дробные числа (например, число пи). Здесь они называются real.

Pascal abc все команды список

Что нужно помнить? Чтобы ввести формулу дробного числа, надо вместо запятой использовать точку. Для записи степеней (х * 10 у ) 10 заменяется Е и число имеет запись:

Pascal abc все команды список

С ними можно выполнять как самые простые арифметические действия, так и более сложные:

  • квадратный корень – sqrt;
  • абсолютная величина – abs;
  • квадратичная функция – sqr;
  • синус – sin;
  • косинус – cos;
  • арктангенс – arctan;
  • натуральный логарифм – ln;
  • экспонента – exp.

Обработка данных

Помимо перечисленных выше функций (в предыдущих 2 пунктах), есть и другие:

  • целая часть числа – int;
  • дробная часть числа – frac;
  • получение целой части числа – trunc;
  • округление до целого – round;
  • преобразование порядкового типа – ord;
  • преобразование кода в символьный тип – chr;
  • определение предыдущего значения величины – pred;
  • определение последующего значения величины – succ.

Математические операции

Математические функции и операции были рассмотрены при разборе целых и вещественных данных.

Pascal abc все команды список

Остановимся на типах констант и переменных. Какие они бывают?

Простые включают в себя подтипы:

  • целые – integer;
  • логические – boolean;
  • символьные – char;
  • перечисляемые;
  • интервальные;
  • вещественные.

Строковые записываются командой string. Ссылочные представлены соответствующей формой.

Pascal abc все команды список

Структурированные делят на:

  • массивы – array;
  • записи – record;
  • множества – set;
  • файл – file.

Для каждого типа характерны свои наборы операций.

Условия

Если есть альтернативные команды и функции, то с помощью операторов if, then, else можно записать необходимые команды для решения практической задачи.

Схема представлена на рисунке ниже.

Pascal abc все команды список

Логические операции

Операции основаны на истине факта или его лжи.

Pascal abc все команды список

Выделяют 3 вида таких функций:

  1. Odd – если нечетное число, то истина (наоборот – ложь).
  2. Eoln – истина на конце строки (в другом месте – ложь).
  3. Eof – истина в конце файла (в другом месте – ложь).

Функции управления программой

Pascal abc все команды список

Какие еще существуют процедуры:

  • Inc – увеличение числа;
  • Clrscr – очистка предыдущих результатов работы программы;
  • Uses crt – запуск clscr;
  • Length – возвращение длины строки;
  • Val – преобразование строки в число;
  • Pos – отыскать в строке первое преобразование;
  • Assign – связывание переменной с файлом;
  • Upcase — перевод строчных букв в заглавные.

Заключение

Таким образом, чтобы стать хорошим программистом, для начала нужно изучить основу. Паскаль для этого станет наилучшим выбором.

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

  • Как ввести информацию в память (ввод).
  • Как хранить информацию в памяти (данные).
  • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).
  • Как передать данные из программы пользователю (вывод).

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

  • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);
  • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);
  • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

  • Turbo.exe – интегрированная среда программирования;
  • Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;
  • Turbo.tp – файл конфигурационной системы;
  • Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита:

A, B, C…Y, Z, a, b, c…y, z;

  • десятичные цифры: 0, 1, 2…9;
  • специальные символы:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

Вычислить произведение чисел от 5 до 15 и определить получится ли результат 9-ти значным числом. (Первоначальное значение Р=1, начальное значение параметра цикла 5, конечное 15). Использовать формулу для подсчёта произведения. После цикла проверить условие, что получится. Результат больше = 100 млн. и меньше = 999

for i : = 5 to 15 do p : = p * i;

Вопрос-ответ Треугольник АВС равнобедренный ВС основание треугольника АВС, ОР||АС. Найдите углы треугольника ВОР, если угол С=68 градусов








CTRL+D

Добавьте сайт в закладки







При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.

Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.

В данном уроке будут рассматриваться понятия переменной, типов данных. Ввод и вывод данных. Решены задачи по теме.

Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.

Переменными называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.

Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.

Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.

Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:

Integer — целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).

Real — вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).

Описать переменную — это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:

Var a: integer;

Var a,b: real;

Для ввода данных используются команды (операторы) Read или Readln. Команда Readln отличается от команды Read тем, что после ввода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.

Для вывода данных используются команды (операторы) Write и Writeln. Команда Writeln отличается от команды Write тем, что после вывода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.

Более подробную теорию и решение задач смотрите в видеоуроке.

Нажмите PLAY, чтобы начать просмотр видеоурока.

Рассмотрим решение следующих задач:

Составьте программу, в которой осуществляется ввод целого числа с клавиатуры и вывод на экран монитора значения этого числа, увеличенного в 5 раз.

Составьте программу, в которой осуществляется ввод целого числа с клавиатуры и вывод на экран монитора значения этого числа, увеличенного на 10.

Составьте программу, в которой осуществляется ввод двух целых чисел с клавиатуры и вывод на экран монитора значения их произведения.

Узнайте больше и освойте новые языки программирования!

Читайте также: