Как сделать программу по информатике 8 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 классе составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и авторской программы Угриновича Н.Д., рекомендованной Министерством образования РФ.

· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

УМК для учителя: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. – 4-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

УМК для обучающихся: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – 4-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

освоение ключевых компетенций.

дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

продолжить изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.

Содержание тем учебного курса

1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Человек и информация. Знаковые системы. Кодирование информации.

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации.

Устройство компьютера. Оперативная и Долговременная память. Операционная система. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

3. Коммуникационные технологии – 14 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Передача информации. Файловые архивы.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

4. Итоговое повторение 2 ч

Итоговая контрольная работа

Формы и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах:

Формы текущей аттестации – оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической, тематический зачет, контрольная работа.

Формы промежуточной аттестации – письменные, проверочные и контрольные работы, итоговые опросы.

Форма контроля при проведении аттестации определяется учителем с учетом континента обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме итоговой контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

 для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

 называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

 осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

 приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

 иметь представление о назначении и области применения моделей;

 различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

 приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

 знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

 знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

 осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

 приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

 давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

 осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

 выполнять операции с основными объектами операционной системы;

 выполнять основные операции с объектами файловой системы;

 уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

 уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

 выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

 создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

 для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

8 класс. Блок-схемы алгоритмов

Урок № 11

Тема: Представление алгоритма в виде блок-схемы

Цель урока: повторить основные виды алгоритмов, научить учащихся составлять блок-схемы алгоритмов, определять результат алгоритма по составленной блок-схеме, по словесной форме алгоритма составлять блок-схему; развивать алгоритмическое, логическое мышление, внимание, память; формировать основные действия ИКТ-компетентности; воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Ответ: описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи

  • Какие типовые алгоритмические конструкции вы знаете?

Ответ: линейная, циклическая, разветвляющаяся

Любой самый сложный алгоритм можно составить, комбинируя различные алгоритмические конструкции, которые мы знаем.

Рассмотрим различные формы представления алгоритмов.

Пример. Процесс покупки хлеба в магазине.

  1. взять у мамы деньги
  2. пойти в магазин
  3. выбрать хлебобулочные изделия
  4. оплатить стоимость покупки
  5. принести хлеб домой

Аналогично, в виде последовательности действий можно описать решения многих задач. Такое описание алгоритма естественным языком является словесной формой представления алгоритмов. Этот способ очень удобен, если требуется приблизительное описание сути алгоритма. Но он не всегда ясно и точно выражает идею.

Чаще всего алгоритм составляют (описывают) словесно, а затем, для его более наглядного представления, используют графическую форму – блок-схему. Блок-схема составляется из стандартных графических объектов:

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

hello_html_m25db2906.jpg

Составим представление в виде блок-схемы различных алгоритмических структур.

Вопрос: какой алгоритм называется линейным?

Ответ: алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом, называется линейным.

Рассмотрим алгоритм посадки дерева:

  • выкопать в земле ямку
  • опустить в ямку саженец
  • засыпать ямку с саженцем землей
  • полить саженец водой

С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так, как показано на рисунке.

Ситуация, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречаются крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки.

Вопрос: какой алгоритм называется разветвляющимся?

Ответ: форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется ветвлением.

Разветвляющийся алгоритм имеет две формы представления: полную и неполную.

Рассмотрим каждую на примерах:

Пример 1. ЕСЛИ уроки выучены, ТО иди гулять, ИНАЧЕ учи уроки.

В виде блок-схемы это будет выглядеть следующим образом:

Пример 2. ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь.

В виде блок-схемы это будет выглядеть следующим образом:

hello_html_m4e288446.jpg

В первом случае разветвляющийся алгоритм имеет полную форму, а во втором - неполную.

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Форма организации действий, при которой выполнение одно и той последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением). Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями.

hello_html_m33027524.jpg

Рассмотрим два варианта: условие поставлено в начале цикла, условие поставлено в конце цикла.

Пример 1. Рассмотрим алгоритм

      1. смотрю телевизор вечером
      2. если время меньше полуночи, то выполнить действие 1
      3. если уже полночь, то завершаю просмотр

      Блок-схема будет выглядеть следующим образом:

      В данном случае выполнение условия приводило к продолжению работы цикла. Как только условие перестало выполняться, то работа цикла завершилась. Такой вид цикла называется ЦИКЛ с предусловием.

      Пример 2. Рассмотрим алгоритм:

      1. покрасим доску
      2. если доски закончились, то завершаем работу
      3. если есть еще доска, то перейти к ней и выполнить действие 1

      Блок-схема будет выглядеть следующим образом:

      hello_html_4a9f83e9.jpg

      В этом случае сначала выполняется действие, а затем проверяется условие и если оно не выполняется, то цикл продолжает работу. В случае выполнения условия, цикл завершает работу. Такой вид цикла называется ЦИКЛ с постусловием.

      Задание 1. Определить результат работы алгоритма, представленного в виде блок-схемы

      hello_html_m557af914.jpg

      Ввести числа: 12, 4, 25, 8

      Ответы: 9, 0, 19, 5

      Задание 2. По условию задачи составить блок-схему: В корзине имеются белые и черные шары. Нужно белые шары положить в белую коробку, а черные – в черную.

      hello_html_3aca5705.jpg

      • Какие виды алгоритмических структур использовались при решении данной задачи?

      Задание 3. Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по ее блок-схеме 1

      hello_html_m50a1bb7f.jpg

      Ответ: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет

      hello_html_609dda11.jpg

      Ответ: Семь раз отмерь – один раз отрежь.

      hello_html_7bca0fe0.jpg

      Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой

      1. Домашнее задание:
            1. Составить блок-схему любой известной русской пословицы
            2. Составить блок-схему к сказке "Колобок"

            1 Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006


            Сегодня начинаем изучать тему "Стандартные функции в PASCAL".

            Что делать? Как делать?
            1. Запишите в тетрадь и запомните часто используемые функции:
            SQR(x) - возведение в квадрат числа х
            SQRT(x) - извлечение квадратного корня из х
            ABS (а) - нахождение модуля числа а
            a DIV b - нахождение целой части от деления числа a на число b
            a MOD b - нахождение остатка от деления числа a на число b

            2. Прочитайте внимательно текст задачи:

            Составьте программу (блок-схему и на языке программирования PASCAL) вычисления периметра прямоугольного треугольника по длинам двух его катетов.

            3. Запишите в тетрадь математическую модель:
            Дано: прямоугольный треугольник, известны два катета a, b
            Надо: найти периметр P.
            Решение:
            - Чтобы найти периметр треугольника, надо знать все его стороны.
            - Нам известны только катеты a и b.
            - Зная теорему Пифагора, можем найти гипотенузу с.
            - Периметр найдем по формуле P=a+b+c.


            4. Нарисуем блок-схему:

            5. Запишем программу на языке программирования PASCAL, не забыв про изученную функцию SQRT(x) - извлечение квадратного корня из х
            Program Treygol;
            Var a, b, P, c: real;
            Begin
            Write ('Введите катет a');
            Readln (a);
            Write ('Введите катет b');
            Readln (b);
            c: = SQRT (a * a + b * b);
            P: = a + b + c;
            Write ('Периметр =', P);
            End.

            6. Войдите в программу PASCAL (скачать с официального сайта).
            7. Напечатайте без ошибок текст программы.
            8. Запустите программу на выполнение. При необходимости, исправьте все опечатки.
            9. Если вы не допустили опечатки, то вы сможете увидеть результаты выполнения программы.

            10. Решите аналогичную задачу

            Составьте программу (блок-схему и на языке программирования PASCAL) нахождения площади треугольника по формуле Герона, если известны все три стороны.

            Математика


            Справочное приложение, в котором можно быстро найти все необходимые для школьной математики формулы с краткими пояснениями. Искать, конечно, удобнее, чем в тетради. Можно использовать как шпаргалку, но не рекомендуем. Если подглядывать в приложение во время домашнего задания, получается эффективнее.

            3. Euclidea

            Ещё одна игра про геометрические построения, но теперь уже на белом листе, с помощью циркуля и линейки. Решая задачки, чувствуешь себя древним греком и пытаешься додуматься, как построить серединный перпендикуляр, вписать окружность в треугольник или квадрат в окружность. Дополнительная сложность в том, что это нужно сделать за минимальное число элементарных построений. Игра быстро становится сложной, но зато в ней есть подсказки, которые могут сообщить последовательность ходов или полезный для решения факт из геометрии.

            4. Geogebra Classic

            Приложение для построений. Если нужно нарисовать картинку к геометрической задаче, то можно сделать это на телефоне. К тому же в приложении проще нарисовать ровный прямой угол и заметить все равные углы и стороны, чем на чертеже от руки в тетради. Отличное приложение в помощь к школьным и более сложным задачам.

            Приложения, которые решают задачи

            Среди приложений по математике помимо обучающих программ много таких, которые помогают решить задачи. При этом многие из них очень полезные, интересные и помогают посмотреть на задачи под новым углом, так что молчать о них не хочется. Итак, приложения для тех, кто привык выводить решение из ответа.

            5. Geogebra Graphing Calculator

            6. Photomath

            Приложение, которое по фотографии умеет решать уравнения, сокращать выражения, находить область определения, строить график функции и многое другое. В общем, это калькулятор, в который не нужно напряжённо и скрупулёзно вписывать выражения. Для тех, кто действительно хочет чему-нибудь научиться, есть пошаговый разбор решения задачи и дополнительные факты. Лучше сканировать задачи прямо из учебника — написанное от руки программа воспринимает не всегда хорошо.

            7. Geometryx

            Умеет определять параметры геометрических фигур. Достаточно вписать всю известную информацию, и если её хватит, приложение выдаст длины всех высот и диагоналей, углы и другие полезные факты о вашей фигуре. Здесь тоже есть полезный раздел со всеми использованными формулами, в который можно заглянуть, чтобы всё-таки разобраться и в следующий раз решить задачу самостоятельно.

            Физика


            8. Snapshots of the universe

            Приложений по физике в магазинах Apple и Android очень мало, но тем не менее одна занимательная вещь всё же нашлась. Snapshots of the universe в виде интерактивных экспериментов поясняет работу законов, применяемых в астрофизике. Например, законы Кеплера, по которым вращаются планеты вокруг Солнца, теорию относительности и многое другое. Отлично подходит для того, чтобы проиллюстрировать формулы из учебников. Приложение на английском языке и платное, но стоит недорого. Если вас это не пугает, рекомендуем ознакомиться.

            10. Slower Light (бонус)

            Игра для персональных компьютеров, которая поясняет, как выглядит мир, если двигаться со скоростью, близкой к скорости света. Её разработали учёные из Массачусетского технологического института, так что с научной точки зрения она сделана точно. После прохождения игры все эффекты, которые вы увидите, объяснят доступным языком. Она помогает уложить в голове непонятные концепции теории относительности, такие как замедление времени и сокращение длины. Только на английском языке.

            Информатика


            11. Sololearn

            Очень крутое приложение для обучения программированию. Можно выбрать язык и пройти по нему вводный курс с решением задач и теорией. Кроме того, можно писать тесты по терминологии и командам для лучшего запоминания и соревноваться с другими пользователями. Для начального уровня очень удобно и полезно.

            12. Learn programming

            Хороший текстовый учебник по программированию. К сожалению, только по нему программирование не выучишь, но в дополнение к задачам из других источников он работает как отличный справочный материал. Содержит примеры кода и поддерживает огромное количество языков программирования. Приложение доступно только на английском.

            Целое семейство игровых приложений для IOS. Цель игры заключается в том, чтобы с помощью кода персонаж на экране выполнил определённую задачу. Такая механика позволяет наглядно и просто объяснить, как работает программирование и строятся алгоритмы. Визуально игра яркая и красочная, поэтому отлично подходит для детей. Она есть только на английском, но текста немного и большинство слов интуитивно понятны при прохождении.

            Для всех предметов


            Приложение для подготовки к тестовой части ЕГЭ по математике, физике, химии, биологии, русскому и английскому языкам, истории, обществознанию и литературе. Для теста по каждой теме есть теоретический раздел, где можно повторить основные правила и законы. Кроме того, в приложении есть поисковик по названию формул для математики и физики, что может быть полезно при решении задач. Отличная функция — режим репетитора, который при каждой разблокировке телефона предлагает ответить на вопрос из теста.

            Приложение-учебник по математике, физике, информатике, химии, биологии, русскому языку, истории и обществознанию. Всё разбито по темам и разобрано подробно, с примерами и картинками. Отлично работает для повторения теории перед решением задач и для того, чтобы быстро разобраться в неизвестной теме.

            Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

            Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. ФГОС.
            Ур. 24 Пошаговое выполнение и отладка линейных программ.

            Цели урока:
            предметные — первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных;
            метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
            личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

            Решаемые учебные задачи:
            1) познакомить учащихся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных;
            2) продемонстрировать работу функций div и mod;
            3) рассмотреть основные возможности работы с символьными и строковыми типами данных;
            4) продемонстрировать работу с данными логического типа.

            Материал к уроку.
            Архив содержит:
            Технологическую карту
            Презентацию
            Картинки
            Видео

            Читайте также: