Как сделать программку для спектакля

Обновлено: 06.07.2024

Традиционная программа драматического спектакля представляет собой листовку, или небольшой буклет, и содержит следующие сведения:

  • дату премьеры;
  • фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.);
  • сведения о количестве действий и продолжительности спектакля.
  • В программу могут быть включены краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д.
  • Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей, как правило, включают в себя либретто краткий пересказ содержания спектакля.

Основное содержание театральной программы может быть вынесено и на афишу спектакля (сведения об авторе пьесы, руководстве театра и постановочной группе; реже об актерах-исполнителях).

Программы спектаклей могут быть размещены в буклетах, посвященных конкретному театру или фестивалю, а также в средствах массовой информации (журналах, газетах, ИНТЕРНЕТ-сайтах, радио- и телевизионных передачах), посвященных досугу и зрелищным искусствам.

  • информацию зрителей;
  • рекламу конкретного зрелищного действа;
  • соблюдение авторских прав его создателей.

Отсутствие в программе фамилии того или иного автора спектакля является нарушением закона об авторских правах. В спорных случаях автор имеет право снять свое имя из программы или афиши.

Театральные программы могут издаваться в виде отдельных периодических изданий, или приложений к ним.

Время выполнения задания ограниченно. 05 марта 2019 г. (включительно) приём работ будет завершён в 24-00 по местному времени. Напоминаем, что от команды должна быть отправлена 1 работа.

Документ сопровождает человека с самых первых минут жизни. Это уникальное изобретение человека, которое дает возможность зафиксировать все знания, накопленные человечеством (мысли), на материальном носителе. Документ охватывает все сферы бытия, обязателен для них и выполняет важнейшие функции – социальную, правовую, финансовую, культурологическую и др. Общая теория документа, рассматривающая ключевые вопросы – признаки, свойства, составляющие, функции любого документа представляет документологию.

Составляющие театральной программы

Каждый документ в документологии рассматривается в совокупности следующих составляющих:

Номинативная составляющая тесно взаимосвязана с семантивной, которая выражает информационную сущность документа. Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Для чего создана театральная программа и какую информацию она содержит – ответ на эти вопросы связан именно с семантивной составляющей. С момента своего появления театральная программа содержала сведения о представлении: когда и где будет иметь место указанное в программе событие. Программа являлась посредником между актерами и зрителем, ее содержание составляли сведения об авторе, режиссере, сценографе, художнике, актерах, создающих спектакль.

Применительно к театральной программе можно сказать, что ее смысловое значение состоит в объявлении и обозначении по именам составляющих театрального действия. С этой точки зрения семантивная составляющая театральной программы перекликается с номинативной составляющей, также означающей объявление.

В программу могут быть включены и дополнительные сведения: дата премьеры; фамилии работников театра, занимающих ключевые посты (главного художника, помощника главного режиссера по репертуару, заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, заведующего постановочной частью; руководителя технических цехов: монтировочного, костюмерного, реквизиторского, гримерного и т.д.); сведения о количестве действий и продолжительности спектакля, краткие сведения об истории театра, истории постановки данной пьесы и т.д. Иллюстрированные программы могут быть снабжены фотографиями или рисунками (эскизы костюмов, декораций и т.д.).

Программы балетных и оперных спектаклей включают в себя либретто – краткое содержание спектакля. Программы цирковых представлений и концертов содержат фамилии постановочной группы всего сценического действия, перечень номеров и фамилии исполнителей (с указанием их званий и титулов).

Рассматривая театральную программу в основных аспектах семантивной составляющей, следует отметить, что с точки зрения содержания театральная программа представляет собой область театрального искусства, а более узко –тему спектакля (например: история, война, любовь); с точки зрения целевого назначения – эстетическое сопереживание; с точки зрения зрительского назначения она предназначена для зрителей, пришедших в театр.

Театральная программа представляет собой записанный текст, следовательно, по сигнативной (знаковой) составляющей она относится к символьному иконографическому документу, так как содержит символы – буквы. Текст программы может быть записан на разных языках, т.е. применяются параллельно разные знаковые системы. Так, в современных театральных программах текст может быть на русском и английском языках. В XYIII веке программы представлений с участием гастрольных трупп содержали текст на русском и итальянском или немецком языках в зависимости от труппы.

В середине XIX века в программе появляются новые символьные знаки -профессиональные театры размещают на программах свои эмблемы, являющиеся символами театра. Сегодня театральные программы всех театров и концертных залов содержат свои эмблемы и оформляются каждый в своей цветовой гамме. Так, программы Большого театра имеют цвет слоновой кости, Мариинский театр печатает программы салатового цвета, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко – бело-синий и т.д. Программы одних театров имеют неизменное оформление обложки для всех своих спектаклей (Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, МХТ им.Чехова). Другие для каждого спектакля печатают свою обложку, тематически связанную с содержанием спектакля. В первом случае программку можно рассматривать как символ театра, во втором – как символ спектакля.

Любой документ создается с целью передачи информации, представленной в нем, в пространстве и во времени. Театральная программа адресована зрителю и, с точки зрения восприятия зрителем – перцептивной составляющей, – относится к антроподокументу. Знаковая система, с помощью которой записана информация в программе, создана человеком и распознается человеком. Для распознавания знаков человек использует зрение, что позволяет отнести театральную программу к видеодокументу. Однако с развитием компьютерных технологий появляется театральная программа электронная – электронный документ или технодокумент, в отличие от нонэлектронной программы. Такого рода театральные программы размещаются на сайтах театров, они представляют собой сильно упрощённую электронную версию нонэлектронной программы. Электронная программа абсолютно лишена эстетической, художественной функции, содержит только информацию о действующих лицах и исполнителях.

Театральная программа к началу XX века приобрела устоявшуюся форму построения текста, которая используется во всех театрах и концертных залах. Эта форма тесно связана с семантивной составляющей и непосредственно выражает содержание документа. Название программы, как правило выделяется необычным шрифтом и располагается на первой странице. Это можно назвать титульным листом театральной программы. По аналогии с титулом книги внизу программы указывается место представления и год - выходные сведения. В надзаголовочных данных указывается название театра или концертной организации, размещается эмблема. На развороте программы (вторая и третья страницы) указываются действующие лица и исполнители в два столбца. Эта часть программы неизменна для всех разновидностей зрелищных представлений – драматический театр, балет, опера, цирковое представление, концерт классической или эстрадной музыки и т.д. Если программа дополняется сведениями о режиссере, актерах, истории создания спектакля, то эта информация располагается после перечня действующих лиц. Последняя страница программы содержит выпускные данные – тираж, типографию, в последнее десятилетие XX века появились указания спонсоров театра или постановки.

В зависимости от содержания театрального представления театральная программа различается по форме представления информации: цветность, иллюстративность программы, использование различных шрифтов. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде (рис.1) отличается строгостью исполнения – четкий черно-белый шрифт на белом листе программы считывается как символ стойкости и мужества ленинградцев во время войны. Иллюстрации здесь излишни, на титульном листе только посвящение Д.Шостаковича родному городу – Ленинграду. Синтактивная составляющая программы концерта передает содержание исполняемой музыки, выражая таким образом тесную связь с семантивной составляющей.


Рис.1. Программа исполнения Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде


Рис. 2. Программа спектакля РАМТ "Инь и Янь"

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театральная программка.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данный материал представляет собой конспект урока по теме: Театральная программка. Из него вы узнаете, зачем нужна театральная программка, почему её сравнивают с нитью Ариадны, почему в старых театральных семьях программки хранятся долгие годы. далее учащимся предлагаются варианты программок Санк-Петербургских театров, а затем они продумывают программку своего спектакля.

Цели: содействие развитию творческих способностей детей; формирование духовной культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа средствами театрального искусства.

– развитие творческого потенциала жителей города и района;
– содействие патриотическому, художественно-эстетическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи;
– сохранение и развитие культурного потенциала, приобщение населения к театральному искусству;
– создание единой эстетически организованной среды города.

Сроки и место проведения Конкурса

15 сентября 2019г. распространение Положения;

01 – 11 октября 2019г. прием заявок

14 – 18 октября 2019г. оргкомитет с руководителями коллективов, определение даты показа спектакля (жеребьёвка);

19; 26 октября; 02 ноября 2019г. показ спектаклей

09 ноября 2019г. подведение итогов, награждение.

Порядок подачи заявок для участия в Конкурсе:

коллектив-участник до 11 октября 2019 года должен представить в адрес организатора следующие материалы:

-анкету-заявку (приложение № 2);

-творческую характеристику коллектива;

-имеющиеся рекламные материалы (афиши, программы, буклеты);

Или на цифровом носителе.

Конкурс будет проходить по адресу: Лахденпохья, ул. Ленина, 45.

Участники Конкурса

Участие в конкурсе может принять любой желающий: творческий коллектив или индивидуальный исполнитель.

Подавая заявку, руководитель коллектива подтверждает своё согласие и согласие родителей участников коллектива и всех участников коллектива:

– на участие в конкурсной программе;

- обязуется присутствовать и обеспечивать присутствие своего коллектива на спектаклях, показываемых другими участниками Конкурса.

Номинации Конкурса

– драматический, детский, кукольный, комедийный и музыкальный (маленькая опера, водевиль, оперетта, мюзикл, а также хореографический или танцевально-пластический спектакль) спектакли по одной из выбранных тем;
– литературно-музыкальная или музыкально-драматическая композиция по выбранной теме.

- Театр одного актера

Среди участников Конкурса выявляются победители в номинациях:

- оригинальность и творческий поиск;

- лучшее актёрское воплощение образа;

- лучшее музыкальное оформление спектакля;

- за актуальность темы;

- лучшее художественное решение образа спектакля;

-лучшая афиша спектакля.

6. Требования к Конкурсным работам:

- наличие программы (конспекта) спектакля;

- доступность содержания возрасту детей;

- композиционное построение, соответствие выбранному жанру;

- динамика развития сюжета;

- соответствие музыкального сопровождения (живого или фонограммы) содержанию спектакля;

- эстетичность художественного оформления

- продолжительность показа спектакля: - не более 20- 25 мин.

-время на монтаж/демонтаж декораций - 3 минуты.

За превышение регламента хронометража снижается оценка жюри.

Афиша может быть выполнена:

- в любой технике изобразительного искусства (акварель, масло, графика, декоративно-прикладное искусство и др.);

- в любом графическом редакторе.

На конкурс принимаются работы в формате А3.

Афиши должны быть выставлены не позднее, чем за неделю до спектакля

В программу фестиваля может быть включена 1 индивидуальная актёрская работа декламация поэзии, прозы; - моноспектакль в любом жанре продолжительностью не более 10 минут) как отдельно взятого участника заявленного коллектива, так и независимо от принадлежности к тому или иному творческому коллективу.

Коллективы-участники фестиваля предоставляют Организатору Конкурса свои рекламные материалы (буклеты, афиша, программка спектакля с указанием полных имён и фамилий исполнителей).

Подведение итогов

В каждой номинации присуждаются I, II и III места.

В индивидуальных номинациях выбирается один победитель.

Жюри оставляет за собой право присуждать не все номинации, а также делить номинации между несколькими коллективами и исполнителями. По решению жюри и оргкомитета Конкурса участникам могут быть присвоены дополнительные номинации. Все победители награждаются грамотами фестиваля и памятными подарками.

Решение жюри принимается коллегиально, большинством голосов, и не может быть оспорено. Члены жюри вправе отказать в комментировании своего решения без объяснения причин

Критерии оценки

Театральные постановки оцениваются по следующим критериям:
- декорации и костюмы;
- бережное отношение к литературному первоисточнику;
- соответствие выбранного репертуара возрасту исполнителей.

- интерес зрителя, живое чувство (переживание)

- художественная ценность драматургического материала, полнота и выразительность раскрытия темы произведения;

- гармоничное сочетание идеи, стиля произведения со средствами оформления (декорации, свет, музыка, костюмы) и исполнения;

- актерское и исполнительское мастерство (выразительность и эмоциональность исполнителей, техника исполнения роли);

- сценическая речь исполнителей;

(Приложение №1)

Рекомендации по составлению театральной программки к спектаклю

В театральную программку к спектаклю обязательно включить следующую информацию:

- полное название, адрес организации;
- возрастная категория участников;
- тематическая номинация, в которой представлен спектакль;
- жанровая принадлежность (вид представления) театральной постановки;
- название спектакля;
- автор сценария (Ф.И.О. полностью);
- режиссер-постановщик (Ф.И.О. полностью);
- действующие лица и исполнители (Ф.И.О. полностью);
- художественное оформление, декораторы (Ф.И.О полностью);
- звукооператор (Ф.И. О. полностью).

(Приложение №2)

АНКЕТА – ЗАЯВКА

1. Полное название организации, почтовый адрес:

2. Полное наименование коллектива:

3. Фамилия, имя, отчество руководителя:

4. Контактные телефоны, Е-mail:
_____________________________________________________________________________

5. Количественный и возрастной состав труппы:

6. Автор, название произведения:

7. Название спектакля, жанр, возрастные ограничения (0+, 6 др.): _____________________________________________________________________________

Читайте также: