Как сделать прогноз чс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.

Поэтому для реализации государственной политики в РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС. ( слайд 10)

Напомню, что Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г.,

в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создавая эту систему, государство решало задачу объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций -(текст слайда10)

Каковы же основные мероприятия , проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

  • Мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
  • Инженерная защита населения и территорий;
  • Подготовка населения к действиям в ЧС;
  • Эвакуация населения из опасных районов;
  • Организация аварийно-спасательных работ

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям на первом месте стоят мероприятия, направленные на снижение риска возникновения ЧС и смягчения их последствий.

Это можно обеспечить, если будет действовать система наблюдения за состоянием и развитием различных природных и техногенных процессов и явлений, а также определение вероятности возникновения ЧС природного и техногенного характера.

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы,гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. (записать определение в тетрадь)

Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций

  • создание банка данных по источникам ЧС
  • проведение наблюдений за источниками ЧС
  • проведение наблюдений за источниками ЧС
  • прогнозирование ЧС
  • обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС

Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС

  • снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;

- определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);

  • заблаговременное определение места, времени и параметров источников ЧС;
  • заблаговременное определение места, времени и последствий (масштабов) ЧС;
  • организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений
  • - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать определенная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

image

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование — это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта явления, процесса.

image

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций — факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.

По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе.

Благодаря этому в течение 2005—2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций.

image

МЧС России планирует сохранить организационную и функциональную готовность центров мониторинга и прогнозирования.

Разработка урока по ОБЖ в 9 классе "Мониторинг и прогнозирование ЧС + презентация к нему. Также представлен дополнительный материал для самостоятельного анализа возможностей ЧС в Московской области.

ВложениеРазмер
monitoring_i_prognoz_9_kl.pptx 1.3 МБ
urok_9_klass__monitoring_i_prognozirovanie_chs.docx 23.6 КБ
ekologiya_moskovskoy_oblasti.rar 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Девиз урока: Предупреждён -значит вооружен

В последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: пожары

Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г., в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

- п редупреждение чрезвычайной ситуации - л иквидация чрезвычайной ситуации

предупреждение чрезвычайной ситуации

Предупреждение чрезвычайной ситуации Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.

ликвидация чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей

Основные мероприятия по защите населения от ЧС

Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно-спасательных работ

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы , биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.

Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций

Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); заблаговременное определение параметров источников ЧС; заблаговременное определение последствий ( масштабов) ЧС; организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.

Существует несколько видов мониторинга.

Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны . Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций , а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции .

Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать . Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

- П ервый - эвристический -через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга

-второй (математический )-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет .

Дл я расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.

Вид ЧС Поражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года.

Предупреждён -значит вооружен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

выявление и оценка обстановки после ЧС;

выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование – это творческий исследовательский процесс, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в использовании мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени.

Этот подход предполагает применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, требуемый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для некоторых природных бедствий), для заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Читайте также: