Как сделать профиль местности по карте 6 класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii.docx 18.91 КБ
Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Выступление на августовской конференции. Секция учителей географии.

Мастер класс по теме:

практическая работа по географии

Учитель географии МБОУ СОШ№3 г.Агрыз

август 2012 год

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ, сопоставление карт, и др. + практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного географического образования.

Вряд ли у кого есть сомнения в том, что новые инновационные технологии помогают лучше усвоить и понять материал и поэтому для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютерная презентация.

Построение профиля местности для школьников 6-8 классов всегда вызывает большие сложности и затруднения. Поэтому я постаралась в доступной и понятной форме изложить методические рекомендации для учителей, и, конечно, ими легко смогут воспользоваться ученики. Доказано: когда подключается моторная и зрительная память усвоение материала у учеников происходит максимально успешно, поэтому работа будет сопровождаться презентацией.

1. Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.

2. Приём построения профиля включает 5 пунктов, давайте сразу разберём на примере из 6кл : у нас представлен холм с 2 вершинами, изображённый с помощью горизонталей. ( чтение с презент.)

Чаще всего, я использую данную практическую работу- построение профиля - в 7 кл. Такая работа в 7кл. является достаточно наглядной формой по выявлению зависимости между рельефом, строением материка, пол.ископ. и климатом (особенно в Австралии).

3. Давайте разберём приём построения профиля рельефа материка Южная Америка по экватору.

1. откладываем отрезок равный протяжённости материка по экватору.

2.отмечаем крупные формы рельефа по линии профиля используя шкалу высот ( по этой карте работать уч-ся проще, т.к. для удобства на физ.карте расстояние между горизонталями раскрашено разными цветами – для удобства можно составить таблицу) , в результате горизонтальный масштаб профиля будет равен масштабу карты. При помощи полоски бумаги.

3.пользуясь вертик. масштабом 1:100 000 строим линию профиля

4.надписываем крупные формы рельефа по линии профиля

4. Всё чаще в олим.заданиях, в ГИА, ЕГЭ используют данную работу –пост.профиля -на топографической карте. Профиль строится аналогично.

Разберём несколько примеров заданий к ГИА и ЕГЭ.

5. ГИА. Задание : На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности,

построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из

профилей построен верно?

1. определяем высоту точек А и В на рисунках:

1) А 160м, В 154 2) А 140, В 147 3) А 148, В 140

2. Проверяем высоту точек на карте А 140,В 147 подходит 2 ,но проверяем дальше

3. Помним: вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона ----от А к В повышение и от В к А, посередине яма -------правильный рисунок действительно 2.

1. строим основу профиля, удваивая расстояние АВ, т.к. масштаб изменился (масштаб карты 1см- 100м,т.е. в 2 раза меньше заданного)

2. откладываем горизонтали в вертик. масштабе в 1см -10м

3.стрим профиль по стандартному алгоритму

4.измеряем на плане расстояние от А до шоссе, удваиваем и ставим метку на профиль.

7. Потренируемся в построении профиля- построим профиль самостоятельно - атлас стр.16- топографическая карта.

А (посёлок сельского типа Кузнецово) – Б (железобетонный мост через р.Белая)

1. Масштаб: горизонтальный в 1см – 100м (горизонтальный масштаб нашего профиля будет равен масштабу карты) вертикальный В 1см – 5м

2. строим профиль по стандартному алгоритму

4. профиль готов!

ВЫВОД: Итак, поставленную цель достигли- научились строить профиль рельефа по физической и топографической картам. Построение профиля местности помогает лучше представить многообразие форм рельефа и, следовательно, влияние рельефа местности на ее климатические особенности, на распределение растительного и животного мира.

Рекомендации лит-ры: стар.учебник- карты и приёмы работы с ними ( тема: измерительные свойства топ.карты)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


1. Теоретический блок «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит.



Презентация к уроку СБО, 6 класс по теме "Практическая работа. Адрес на конверте "

Последовательная работа по написанию адреса на конверте.

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель.


Построение профиля местности

В рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Доклад на тему: "Практическая направленность на уроках географии"


Презентация для урока географии в 8 классе по теме: "Практическая работа. Климаты России"

Данная презентация составлена для проведения практической работы. " Характеристика типов климатов России на основе анализа климатограмм, характерных для различных типов климата России.

Задание: постройте профиль по плану между двумя точками например: от колодца до родника. Вертикальный масштаб: в 1см 10м, горизонтальный масштаб: в 1.

Похожие презентации

2 Задание: постройте профиль по плану между двумя точками например: от колодца до родника. Вертикальный масштаб: в 1см 10м, горизонтальный масштаб: в 1 см 100м. 1.Обратите внимание на масштаб плана (в 1 см 100 м) и горизонтальный масштаб будущего профиля (в 1 см 100 м). Рассмотрим пример, если масштабы совпадают.

3 2. Приложили край листа бумаги к линии соединяющие заданные точки, отметили черточками горизонтали через которые проходит наше направление.

4 3. Напротив каждой отметки напишите высоту горизонтали, для этого надо обратить внимание через сколько метров по вертикали проведены горизонтали на плане (обычно это подписывают под масштабом плана) и помнить, что верх цифры подписанных горизонталей указывают куда местность повышается, а низ цифры, куда понижается.

5 2. Горизонталь высотой 150 м 1. Через сколько м по вертикали проведены горизонтали 3. Горизонталь ниже на 2,5 м -147,5 м 4. Горизонталь выше на 2,5 м – 152,5 м

6 4. Приложили к горизонтальной линии где будете строить профиль и отметили по горизонтали отметки. Потом напротив отметок поставили точки на высоте, которая у вас подписано для каждой точки.

7 5. Теперь соединили точки плавной линией. Профиль от колодца до родника готов.

8 Рассмотрим, когда масштаб профиля в задании отличается от масштаба плана. Например построить профиль от точки А до точки B с горизонтальным масштабом в 1 см 50 м 1, 2, 3 пункты делаем также, а потом поступаем следующим образом.

9 Так как у нас масштаб в 2 раза крупнее, то мы расстояние между двумя соседними горизонталями будем откладывать по горизонтали в 2 раза больше. расстояние от точки А до ближайшей горизонтали (145 м) на листке бумаги расстояние от точки А до ближайшей горизонтали (145) на профиле отложенное дважды

10 Напротив отметки ставим точку с высотой 145 м Точка А с высотой 147,1 м

11 Также мы поступаем с другими отметками на листке листочка. Отложили дважды отрезок, отметили высоту точки и.т.д. на краю листочка на профиле

12 Нанесенные точки соединяем линией, это и есть заданный профиль от точки А до точки B

13 Отметки высот для точек можно стереть, а можно и оставить, по ним видно, как вы строили

14 Дополнительные советы: 2. Отметили точку зачеркните, чтобы не вспоминать каждый раз какую вы точку должны наносить. 3. Для удобства можно разделить отрезки в 1 см по вертикали пополам, а потом еще раз каждый отрезок пополам=2,5 мм. Так как горизонтали проведены через 2,5 м, то очень удобно получается. 1. При нанесении точек удобнее если вы будете использовать линейку

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лабораторная работа Построение профиля рельефа местности по топографической. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лабораторная работа Построение профиля рельефа местности по топографической карте Построение профиля по топографической карте требует определенных навыков.

Для построения профиля необходимо: Для построения профиля необходимо: 1. Провести на карте профильную линию АБ; приложить к ней лист разграфленной бумаги и перенести на ее край короткими черточками места пересечения горизонталей с профильной линией (выходы горизонталей); 2. На листе разграфленной бумаги слева у горизонтальных линий подписать высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте, приняв условно промежутки между этими линиями за высоту сечения; от всех черточек (выходов горизонталей) опустить перпендикуляры до пересечения их с соответствующими по отметкам параллельными линиями и отметить полученные точки пересечения. 3. Соединить точки пересечения плавной кривой, которая и изобразит профиль местности

Профилем местности называют уменьшенное изображение вертикального разреза местности по заданному направлению. Пусть требуется построить профиль местности по линии DE, указанной на карте. Для построения профиля на листе бумаги (как правило, используется миллиметровая бумага) проводят горизонтальную прямую и на ней, обычно в масштабе карты (плана), откладывают линию DE и точки её пересечения с горизонталями и полугоризонталями. Далее из этих точек по перпендикулярам откладывают отметки соответствующих горизонталей (на рис. 39 это отметки 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80 и 82,5 м). Чтобы отобразить профиль более рельефно, отметки точек обычно откладывают в масштабе в 10 раз крупнее масштаба плана. Соединив прямыми концы перпендикуляров, получают профиль по линии DE.

Необходимые умения при работе с топографической картой Так, при построении профиля местности на основе данных топографической карты требуются следующие умения: 1)читать карту с использованием условных обозначений, прежде всего обозначений рельефа местности;

Типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий подобного рода: 1) неточности в определении длины горизонтальной линии (неправильное определение расстояний между заданными точками с использованием значений масштаба карты); 2) отсутствие навыка чтения карты (при определении высоты местности с помощью горизонталей; при определении направлений изменения высот с помощью бергштриха – понижение или повышение высоты местности):

3) отсутствие графических умений (при соединении отдельных точек линией в единое целое); 4) неумение отметить на линии профиля яму, обрыв, речное русло.

Методические рекомендации : Для выполнения задания на построение профиля с использованием топографической карты вначале следует определить числовые значения горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем – расстояние между этими горизонталями вдоль линии профиля. Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа. По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки – увеличиваться (подъем).

Не надо - Семинар 5. Глава III (Берлянт). 1. Земной эллипсоид 2.Масштабы карт. 3.Картографические проекции 4.Искажения картографических проекций 5. Классифи-я проекций по характеру искажений 6.Классиф-я проекций по виду нормальной сетки. 7. Классиф-я: условные проекции. 8.Выбор проекций 9.Координатные сетки 10. Разграфка и номенклатура карты 11. Компоновка карты Итог: тест.

Профиль рельефа местности нужен чаще всего геодезистам, которые, основываясь на проекте и макете, производят свои расчеты. Профиль местности – это рельеф местности как бы разрезанный вертикально. Правильно выстроить профиль - задача для специалистов, но вполне реально решить ее самостоятельно, пользуясь некоторыми методами и известными свойствами тел ландшафта.

Как построить профиль рельефа местности

  • Как построить профиль рельефа местности
  • Как провести горизонталь
  • Как построить продольный профиль

Для того чтобы построить профиль какого-либо направления, на топографическом плане или карте нужно прочертить прямую, где отметить и определить по горизонтали ее пересечение с перегибами скатов и с вершинами высот. Точки, которые получились, нужно перенести на чертеже на линию основания профиля и восстановить в них перпендикуляры к основанию. По перпендикулярам нужно отложить относительную высоту точки или точек над теми из них, которые имеют самую маленькую абсолютную высоту. Точки, которые получились нужно соединить плавной кривой. Эта кривая линия и покажет профиль рельефа по выбранному направлению. Аналогично можно сделать на чертеже профиль по данным нивелировки.

Вычертить рельеф местности помогают горизонтальные линии на карте или плане, которые соединяют точки с абсолютной высотой и точки поверхности земли. Горизонталь бывает основная, дополнительная и вспомогательная. Основная горизонталь, это те линии, которые отстают одна от другой на определенную для выбранной карты или плана высоту сечения рельефа.

Горизонталь, которую проводят через ? основного сечения, носит название дополнительной. Вспомогательная горизонталь произвольного сечения вычерчивается на высоте нужной для хорошего отображения конкретных форм рельефа. Основную горизонталь вычерчивают замкнутой, сплошной линией. Цвет берут при этом коричневый. Пунктиром изображают дополнительные горизонтали. Но если на карте есть условные знаки: реки, улицы, дороги, просеки, которые изображаются в виде линий, то горизонтали их не должны пересекать.

Чтобы карту было удобно читать и легко определить высоту рельефа, те горизонтали, которые делятся на пять (1/10, 1/5 и т.п.), нужно вычертить утолщенной линией – 0.25 мм, когда обычные горизонтали чертят 1/10 мм толщиной. Для удобства чтения карты или плана, на горизонтали можно нанести бергшрихи, которые показывают, в какую сторону направляется скат, а также имеют подпись высоты горизонтали.

Высоту обычно подписывают в тех местах где есть разрыв горизонтали, и располагают их так, чтобы удобно было читать, кроме того верх цифр должен быть обращен в сторону подъема ската. Бергштрихи чертят толщиной 1/10 мм и длиной 1 мм. При вычерчивании рельефа местности нужно соблюдать не только установленные условные знаки, но и правильно выбирать цвет.

Читайте также: