Как сделать профессию учителя престижной

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна

Статья посвящена противоречивости социального положения в обществе социально-профессиональной группы школьных учителей . С одной стороны, в обществе декларируется и признается высокая социальная значимость педагогического труда, с другой наблюдается снижение социального статуса и престижа профессии , что сказывается как на ее востребованности со стороны молодежи, так и на социальном самочувствии людей, занятых в данной сфере.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна

Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования

Место и роль мастера производственного обучения в структуре кадрового обеспечения среднего профессионального образования (по результатам всероссийского социологического исследования)

Prestige of the teaching profession

The article considers inconsistencies in public position of schoolteachers as socio-professional group. On the one hand the society declares and recognizes high social significancy of pedagogic work and on the other there is the fall in social status and prestige of that profession. That affects as demand for it among the youth and also social well-being of those who are employed in that sphere.

И.В. Воробьева ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ

Статья посвящена противоречивости социального положения в обществе социально-профессиональной группы школьных учителей. С одной стороны, в обществе декларируется и признается высокая социальная значимость педагогического труда, с другой - наблюдается снижение социального статуса и престижа профессии, что сказывается как на ее востребованности со стороны молодежи, так и на социальном самочувствии людей, занятых в данной сфере.

Ключевые слова: учителя, престиж профессии, социальный статус, социальное самочувствие.

Престиж профессии можно определить как авторитет, уважение к профессии со стороны общества, репутацию профессии в социуме, ее положение в иерархии относительно других профессий в представлениях людей1.

В современных условиях представления о престиже и статусе той или иной профессии становятся одним из оснований при выборе вуза, направления обучения, специальности и специализации, работы. Именно поэтому знания о существующих тенденциях престижности профессий могут выступать в качестве методологической основы как маркетинговой стратегии образовательных заведений, так и регулирования рынка труда в различных профессиональных сферах.

Социально-экономические и политические трансформации, происходящие последние 30 лет в России, способствовали серьезным изменениям в социальной структуре общества. В последние десятилетия появляются новые социальные и профессиональные группы, изменяются положение и сущностные характеристики имеющихся групп.

Одной из системообразующих фигур образовательного пространства является учитель. Именно он участвует в разработке и реализации процесса трансляции знаний, он - главный актор первой ступени образовательного процесса, который готовит человека к дальнейшему повышению образования. Между тем современное учительство испытывает на себе все сложности и противоречия

© Воробьева И.В., 2014

общесистемной трансформации общества и процессов, происходящих именно в сфере образования. Наблюдаются такие негативные тенденции, как снижение престижа учительской профессии, отсутствие интереса со стороны молодежи, старение педагогических кадров, отток профессиональных специалистов в другие сферы.

Рейтинг профессий с точки зрения престижности по 5-балльной шкале

Работник государственных органов, админист- 3,92 4,12

Предприниматель 3,94 4,10

Политик 4,03 4,06

Журналист 3,53 3,51

Военнослужащий 3,09 3,42

Полицейский 3,06 3,37

Священнослужитель 3,60 3,27

Учитель 2,83 2,90

Для сравнения, в 2008 г. результаты опроса ФОМ демонстрировали следующие результаты. Половина россиян (50%) считали, что профессия учителя не пользуется уважением, а 39% - что пользуется. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того4.

Как следствие, представление о статусе профессии и оплате труда данной профессиональной группы несомненным образом сказывается на привлекательности профессии для молодежи и на желательности данного профессионального выбора взрослыми для своих детей с позиции перспективности.

Рейтинг профессий с точки зрения перспективности по 5-балльной шкале

Предприниматель 3,51 3,72

Работник государственных органов, адми- 3,54 3,69

Политик 2,73 3,11

Журналист 3,08 3,06

Военнослужащий 2,74 2,96

Полицейский 2,38 2,73

Учитель 2,67 2,57

Священнослужитель 2,08 2,25

Таким образом, мужчины реже выбирают профессию учителя по той причине, что они (по их мнению) не обладают некоторыми специфическими навыками и характеристиками, присущими только женщинам, что облегчает им работу в школе. Также мы видим,

что профессия учителя недостаточно престижна и приносит малый доход по сравнению с другими профессиями, что также отталкивает мужчин от этой работы, так как в большинстве семей мужчина -это кормилец, следовательно, он должен получать достаточные для этого средства.

Важно сказать, что старение педагогических кадров влияет на их профессиональную мобильность, снижает конкурентоспособность, создает социально-психологические установки на неприятие инноваций в учебно-воспитательном процессе, а также проявляется в снижении трудовой активности. Данные факторы в целом снижают конкурентоспособность не только самих кадров, но и всей системы школьного образования.

По данным федеральной службы государственной статистики, заработная плата работников общего образования в среднем по Российской Федерации в I квартале 2013 г. составила 25 672 руб. А по данным Минобразования и науки РФ, среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования во II квартале 2013 г. выросла по сравнению с I кварталом на 25,5 % и составила 32,2 тыс. руб. В первом полугодии 2013 г. целевое соотношение среднемесячной заработной платы педработников общего образования к среднемесячной заработной плате в среднем по Российской Федерации составило 100,6 %. Между тем остаются регионы, в которых зарплата учителей не превышает 15-20 тыс. руб.

По результатам авторского исследования, которое проводилось в Москве, где уровень жизни и соответственно требования к уровню заработной платы значительно выше, чем в регионах, заработная плата опрошенных учителей значительно превышает 15 тыс. руб. Большинство респондентов получают зарплату от 40 до 50 тыс. руб. (62%), еще 15% получают свыше 50 тыс. руб., 4% опрошенных - до 30 тыс. руб. и 19% зарабатывают от 30 до 40 тыс. руб. (что говорит о том, что заработная плата учителей в Москве

в 2-3 раза выше, чем по стране). Фактически все 4% респондентов, которые зарабатывают до 30 тыс. руб., - это учителя в возрасте 22-27 лет, имеющие стаж работы меньше 5 лет8.

Результаты проведенных исследований показывают, что учителя демонстрируют высокую степень удовлетворенности разными аспектами своего труда. Привлекательность профессии учителя для них, прежде всего, связана с творческими условиями работы,

самовыражением, гарантируемыми условиями труда, пониманием социальной значимости своей профессии.

Вне всяких сомнений, государству, осознавшему необходимость повышения статуса работников системы образования, необходимо не только принимать меры по повышению системы оплаты труда, но и вести целенаправленную деятельность по улучшению имиджа учительской работы. Престиж профессии учителя будет напрямую зависеть от престижа образования в обществе, положения дел в системе образования на всех ее уровнях.

1 См. подробнее: Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2.

7 Красова Е.Ю. Социально-профессиональные характеристики учительства (социологический анализ) // Электронный научно-культурологический журнал. 2011. № 4. С. 3.

9 Социально-профессиональный портрет педагога: Науч. докл. / И.И. Соколова, Н.М. Александрова, А.С. Мищенко [и др.]. СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009. С. 7.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является статьей, в которой расскрывается тема "Престиж учительской профессии". Освещены основные проблемы учителей и родителей, учителей и детей, а также отношение общества к данной профессии.

Учителем часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а, следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель – это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.

Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, какими будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.

Основная проблема тех людей, которые выбрали себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда.

Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.

Дедушка и бабушка обучались в период с 1950 по 1960 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью.

Мама работает в школе с 1990 года и по сей день. На ее глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Я продолжила учительскую династию. Работаю в школе с 2015 года.

Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В настоящие годы престиж нашей профессии достаточно низок, но намечается положительная динамика.

По данным социологических исследований, лишь небольшая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать единицы выпускников.

Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.

Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:

Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может претендовать на высокую заработную плату.

Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.

В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам.

Нелёгок хлеб добываемый, на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Поскольку грань между учителем и учеником у меня еще тонка, я могу утверждать, что учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души.

Нынешней школе не хватает зарплат учителям, надо, чтобы учитель был престижной профессией, нужно, чтобы учителя любили своё дело. Чтобы им не было неудобно перед богатыми учениками, которые смотрят на них, как на нищебродов. Профессия учитель — это очень важная профессия, — рассказал музыкант.

По его словам, родители доверяют детей работникам образования, поэтому нужно, чтобы эти люди относились с любовью к своей работе. А сделать это не получится, если учитель получает маленькую зарплату.

Певец убеждён, что школа должна заниматься воспитанием детей и передавать им определённые ценности: учить их разумному, доброму, вечному. Лоза подчеркнул, что нельзя воспитание сваливать только на родителей.

Профессия учителя становится престижной

В Минпросвещения рассказали о программах поддержки педагогов

-Повышение престижа работы учителей является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства просвещения, - рассказал замминистра просвещения Виктор Басюк. – В последнее время мы видим, что внимание к профессии учитель возрастает. Увеличивается количество поступающих в педагогические вузы, повысился средний балл ЕГЭ, необходимый для поступления. На сегодняшний день Минпросвещения разработало единую систему подготовки учителей в рамках системы педагогического роста. У студентов старших курсов педвузов появилась возможность работать в школе. В результате к моменту окончания вуза выпускники будут полностью готовы к полноценной работе с детьми.

-В российских школах появятся новые должности, учитель-методист и учитель-наставник, – отметил замминистра. – Появление новых квалификационных категорий позволит повысить престиж профессии учителя, а также создаст условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысит качество образовательных результатов. Кроме того, в российских школах начнут открываться профильные классы для детей, которые хотят посвятить себя педагогической работе. Все это поможет не только изменить отношение общества к личности учителя, но и сократить дефицит педагогических кадров в российских школах.

Приветствую, дорогие друзья! . Читайте и комментируйте мои новые публикации! Мне очень важны Ваши оценки: если публикация Вам понравилась, прошу поддержать ее. Спасибо!

Читайте также: