Как сделать проект устное народное творчество 2 класс пословицы и поговорки

Обновлено: 08.07.2024

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 7
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Основное содержание урока
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка. Сборники пословиц, собиратели пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

I. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность.
Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка

— Что вы узнали о пословицах и поговорках в 6 классе? Что такое пословица? Чем она отличается от поговорки?

— Прочитайте слова В. И. Даля о пословицах. Как вы их понимаете?

— К акая мудрость заключена в пословицах и поговорках?

— Какие темы пословиц и поговорок вы знаете?

— Докажите, что пословицы и поговорки имеют не только прямой, но и переносный смысл. Приведите примеры таких пословиц и поговорок.

— Чем пословица похожа на маленькое стихотворение?

Примерный вариант плана:

1. Пословицы и поговорки — краткие мудрые изречения.

2. Различие пословиц и поговорок.

3. Мудрость и нравственный смысл пословиц и поговорок.

4. Темы пословиц и поговорок.

5. Прямое и переносное значение пословиц и поговорок.

6. А. С. Пушкин о поговорках.

III. Чтение и обсуждение русских пословиц:

— Назовите по 1—2 пословицы на темы, обозначенные римскими цифрами (см. пословицы ниже):

— В чём особенности языка пословиц?
(Краткость; поучение; иносказание; лексика, связанная с народным трудом и бытом; точность и выразительность. Двухчастная композиция, противопоставление, ритм и рифма — не обязательно.)

Приведите примеры пословиц, имеющих эти черты.

IV. Сборники пословиц, собиратели пословиц

Обобщающая беседа:

Зачем русские писатели и фольклористы собирали пословицы? Как они это делали? Как дошли до нас эти материалы?

Как использовать сборники пословиц и поговорок в жизни и учёбе?

V. Сходство и различия пословиц разных стран

— Почему пословицы имеют долгую жизнь?

— Докажите, что пословица — это афористическое утверждение.

— Почему возникли пословицы о пословицах?

— Какая тема пословиц является главной у разных народов? Почему?

— Докажите, что пословицы отражают понимание хода природных явлений.

— В чём нравственное значение пословиц для человека?

VI. Групповая практическая работа.
Сопоставление пословиц разных стран (по группам) (см. пословицы ниже):

— Выберите из пословиц разных стран изречения на общие темы.

— Заполните таблицу примерами.

— Объясните роль эпитетов, метафор, сравнений.

— *Сделайте выводы о сходстве и различиях пословиц разных стран на общие темы. Чем бы вы объяснили эти различия?

VII. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора

Домашнее задание

Написать сочинение или рассказ по пословице.

Индивидуальные задания.

Составить историко-культурные комментарии к именам князь Олег, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Групповое задание.

Подготовить учебный проект.

Проект. Создание электронного сборника пословиц разных стран со вступительной статьёй о пословицах.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
КОЛЬЦОВ — СОБИРАТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ
(1809 — 1842)

Русский поэт А.В. Кольцов известен также как собиратель пословиц.

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 (15) октября 1809 года в Воронеже в семье прасола (скупщика и торговца скотом), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. Мать Прасковья Ивановна — добрая, но необразованная женщина, не владела даже грамотой.

С 9-ти лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что летом 1820 года поступил в первый класс двухклассного уездного училища, минуя приходское училище, а также подготовительный класс.

В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например, про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на полученные деньги, лакомства и игрушки, полученные от родителей.

Именно в это время (будучи в Петербурге с января по апрель 1836 г.) поэт получает совет петербургского журналиста А.А. Краевского собирать пословицы и т. п. изречения.

Вернувшись в Воронеж в конце 1836 года, Кольцов активно взялся за дело собирания пословиц. Упоминания поэта в письмах к А.А. Краевскому (12 февр. 1837 г.) о том, что он уже знаком с собраниями русских пословиц И.М. Снегирева и И.Ф. Богдановича, показывают, что поэт относился к предстоявшей ему работе серьезно и по-своему готовился к ней.

Первоначально поэт пословицы либо запоминал в уме, либо записывал на лоскутках, а потом — время от времени — вносил их в свой сборник.

Вся тетрадка была заранее размечена равномерно по буквам алфавита, так как пословицы в сборничке располагались в алфавитном порядке. Процесс собирания был продолжителен, эта работа продолжалась до 1838 г., что подтверждается датой 1838 г. на заглавном листке сборника.

Следует отметить достоинства, которыми отличаются кольцовские записи пословиц.

Точность записи пословичного материала очень высока: Кольцов отнесся бережно к народному творчеству и не переделывал пословицы ради придания им большей красоты или для смягчения грубости. В этом смысле наш поэт, несмотря на свое слабое образование, выше стоит некоторых образованных собирателей, напр., И.Ф. Богдановича, бесцеремонно переделывавшего народные пословицы.

Пояснения Кольцова к пословицам отличаются основательностью и обличают в нем тонкое этнографическое чутье.

Кольцовское собрание пословиц и т. п. кратких изречений народной мудрости и остроумия относится в своей подавляющей части к Воронежской губернии, ибо в период 1836-1838 гг. поэт сталкивался почти исключительно с жителями Воронежской губернии.

I
Своя земля и в горсти мила.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина — мать, умей за нее постоять.

II
Терпенье и труд все перетрут.

Смотри дерево в плодах, а человека — в делах.

Пашню пашут — руками не машут.

Вешний день целый год кормит.

III
Грамоте учиться — вперед пригодится.

Кто грамоте горазд — тому не пропасть.

Повторенье — мать ученья.

IV
Друзья познаются в беде.

Самолюб никому не люб.

V
Доброе братство милее богатства.

Старый друг лучше новых двух.

ПОГОВОРКИ

Работать с огоньком.

Комар носа не подточит.

Как снег на голову.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чье высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах.

2. Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
МУДРОСТЬ НАРОДОВ
Пословицы и поговорки народов мира

Дружба народов — их богатство.
Башкирская пословица

Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.
По В. П. Аникину

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл, постарайтесь чаще использовать их в разговоре с друзьями.

Была бы голова, а шапка будет.
Вовремя посеянное — вовремя и всходит.
Дерево держится корнями, а человек — родственниками.
Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую.
Кто не знает, как работать, для того работа не кончается.

Азербайджанские пословицы

Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.
У лжеца загорелся дом — никто не поверил.
Хороший друг ближе брата.
Ради друга терпи и пургу, и снег.

Английские пословицы

Пустая посуда гремит громче всего.
Обещай медленно, выполняй быстро.
Ничего не делая, мы учимся дурным делам.
Выбирай писателей так, как выбираешь друга.
Вежливости открываются все двери.
Благодарность — малейшая из добродетелей, неблагодарность — худший из пороков.

Арабские пословицы

В трудную минуту — друг тут как тут.
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем — целый мост не заметил.
Венец мужества — скромность.
Достоинство слова в крепости.
Если ты сделал добро — скрой; если тебе сделали добро — расскажи.
Кто хорошо говорит — прекрасно слушает.
Невежда — враг самому себе.

Армянские пословицы

Осталось дело до завтра — считай, что застряло.
Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
Пока сам не состаришься, не поймешь старого.
Рана, нанесенная мечом, заживет, а языком — нет.

Ассирийские пословицы

Жизнь без цели — человек без головы.
За каждым спуском есть подъем.
Звуки барабана хорошо слушать издали.
Как поступишь с другими, так поступят с тобой.
Кто бежит от малой трудности, очутится перед еще большей.
Труд кормит человека, безделье — портит.

Башкирские пословицы

В радости знай меру, в беде — веры не теряй.
Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит.
Земля ценится хлебом, а человек — делом.
Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок.

Вьетнамские пословицы

Без ученья нет и уменья.
Глубокую реку коротким шестом не измерить.
Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа.
Знаешь — говори, не знаешь — так послушай других.

Грузинские пословицы

Дерево корнями сильно, а человек — друзьями.
Кто копает яму другим, тот пусть снимает мерку с себя.
Ленивому каждый день — праздник.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
Разрушить-то легко, попробуй-ка построить.
Язык человека может принести ему и славу, и позор.

Казахские пословицы

Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями — тысячу.
Хороший совет — половина счастья.
Конь узнается в скачке, человек — в делах.

Китайские пословицы

Близкие соседи лучше дальних родственников.
В каждом ремесле есть первые ученики.
Высокая лампа далеко светит.
Друзья лучше старые, одежда — новая.
Если много таланта, не бойся, что сейчас не везет.
Медленно идти лучше, чем стоять.
Лучше требовать с себя, чем просить у других.

Латышские пословицы

Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
Где воздух, там и жизнь.
Мороза бояться — на двор не ходить.
Больному нужен врач, здоровому — работа.

Литовские пословицы

Много рук поднимут и тяжкую ношу.
Жизнь — счастье в труде.
Не нажав сошника, не выкопаешь пирога.

Немецкие пословицы

Бесполезно носить дрова в лес.
Время выиграно — все выиграно.
В хороших книгах охотно роются.
Прилежание — отец счастья.
Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает.

Украинские пословицы

Хочешь, чтоб были полны закрома, — вставай с криком петуха.
Не тот впереди, кто обогнал, а тот впереди, что за собой тянет.

Французские пословицы

Безделье — мать всех пороков.
Не теряй ум, все остальное приложится.
Леность незаметно уничтожает все добродетели.
Силен тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает.

Узбекская пословица

Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет.

Эстонские пословицы

Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе.
Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро.
У ремесла золотое дно.
Опираясь на колени матери, ребенок быстро растет.

Японские пословицы

Лучше знать одно ремесло хорошо, чем сто — плохо. Гнев твой — враг твой.
Холодной осенью лишний раз рта не открывай.
Кто людей любит, тот долго живет.
Не смейся над старым, сам состаришься.
Чтобы хорошо лечить, надо людей любить.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность и красоту.

2. Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами.

Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы других стран вам известны и какие из них вы используете в своей речи?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

3. Какова манера произнесения большинства русских былин?

4. Каким пафосом пронизано большинство пословиц разных стран мира?

5. В каком случае пословицы легче запоминаются? Какие пословицы вы используете в своей речи? Приведите примеры.

6. Пословицы каких стран мира вам понравились? Произнесите их.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор – устное народное творчество.

Потешка - песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь.

Прибаутка - шутливое выражение, обычно имеющее рифмованную форму или поговорочный характер и употребляемое для оживления речи, разговора.

Закличка - песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы.

Колыбельная песня - песня, исполняемая при укачивании ребенка.

Сказка - литературное повествовательное произведение с невероятным сюжетом.

Докучная сказка - малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Бытовые сказки - это сказки в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях.

Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Троекратный повтор - один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Поговорка - фразеологизм, отражающий какое-либо явление жизни, не являющийся законченным высказыванием.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Считалка - небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из множества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.56-64

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.

Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий,

Бабка Ёжка у окна.

Догадайтесь, кто она?

Что вы знаете о народной сказке? Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора. Народная сказка, как и любая другая, включает в себя присказку, зачин, завязку, развитие сюжета, кульминацию, троекратный повтор, развязку, концовку. В народной сказке добро всегда побеждает зло.

Крашеное коромысло через реку повисло

Золотое решето черных домиков полно.

Телят, ягнят ищет.

Какие два жанра похожи между собой? Это потешки и прибаутки - это веселые, забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей.

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Беленгвальный компонент: ж мба тар – загадки; ма ал-м телдер –пословицы,поговорки; же - бабушка, ел –страна, с леметсiз бе –здравствуйте.

Ход работы

В гости приходит бабушка Алия. Приветствует детей, предлагает поиграть.

В этот чудесный день, Добрый день,

Руки протягивай, не зевай.

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель предлагает детям исполнить мечту бабушки Алии. Проявление интереса

Эмоционально отзываются на прихд гостя. Приветствуют его на казахском языке.

Осознание ребенком проблемы, требующей разрешения

Внимательно слушают, вспоминают что такое фольклор и дают краткие определения.

1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

2. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

3. Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

4. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

5. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Просит угадать, с каким жанром фольклора мы будем знакомиться в этом городе.

Знакомит детей с пословицами, побуждает детей определить тему и смысл пословицы:

Русскими:

1. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

2. Без беды друга не узнаешь.

3. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял.

4 Красна птица пером, а человек умом.

Казахскими:

1. Без мук труда не будет и радости.

2. Без птиц озеро пустеет, без людей земля сиротеет.

3. Бедность не порок, богатсво – не предел мечты.

4. Батыр умирает – имя оставляет, трус умирает – ничего не оставляет.

1. У страха глаза велики

2. Сделал дело — гуляй смело

3. Раз на раз не приходится

4. Один в поле не воин

5. Нет дыма без огня

Бабушка называет начало пословицы или поговорки.

Включаются в процесс познания.

С интересом слушают, запоминают понятия, находят различия жанров.

Отправляются в путь, имитируя полет на парашюте.

Отгадывают загадки.

Предлагает вернуться в детский сад.

Бабушка просит подумать и ответить чем города (загадки, пословицы, поговорки) отличаются друг от друга.

Предлагает послушать и ответить что это:

-Без труда -не вытащишь и рыбку из пруда.

-Он всегда живёт всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним сможешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

-Вскочил, как пузырь от дождя

Бабушка благодарит детей за путешествие,

Воспитатель хвалит детей, поощряет самых активных. Осознание ребенком результатов своей деятельности

С удовольствием соглашаются. Иммитируя полет на парашюте возвращаются в детский сад.

Отвечают, что загадки надо отгадывать, а пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их.

Внимательно слушают, называют жанр фольклора.

Высказывают свое мнение о путешествии, говорят, что нового узнали. Радуются похвале воспитателя.

Прикреплённые файлы:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Загадки, пословицы и поговорки о весне

Загадки, пословицы и поговорки о весне Загадки Тает снег, звенят ручьи, Все сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далеких. (Весна) *** Я раскрываю почки, В зеленые.

Загадки, стихи, пословицы, поговорки о ветре Предлагаю подборку загадок, стихов, пословиц, поговорки про ветер для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям,.


Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.

Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.

1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.

2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.

3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.

4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.

Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.

- Пословицы о труде

- Пословицы о здоровье и гигиене

- Пословицы о временах года и природных явлениях

- Пословицы об учении

- Пословицы о войне и мире

- Пословицы, в содержании которых используются числа

- Пословицы о добре и зле

- Пословицы о любви и дружбе

Читайте также: