Как сделать проект птицы для 1 класса

Обновлено: 05.07.2024

Участники : дети старшей группы, родители, воспитатель С.А.Сотникова.

Срок реализации : август –декабрь 2018 года.

Тип проекта: групповой.

Актуальность: Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, они санитары леса, сами служат пищей животным и человеку . Человек наслаждается красотой и пением птиц воспитывая свои эстетические чувства. Именно птицы нас окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года птицам страшен не холод, а голод. Как выживают в холодное время птицы, чем и как мы можем им помочь. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу.. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы – педагоги, даём детям самые элементарные знания о природе, поддерживаем интерес к познанию окружающего мира. Вызываем переживания, т.е. осознание, что мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.

Проблема:

Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна – две. Голодная птица не переносит даже слабые морозы.

Как же выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?

Цель проекта:

® Развитие экологического сознания дошкольников и формирование гуманного отношения к представителям мира птиц через различные виды деятельности.

® Привлечение взрослых и детей к помощи птицам зимой, заботе о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

® Роль человека в жизни зимующих птиц.

Задачи :

® Расширять и обогащать знания детей о жизни птиц.

® Активизировать словарь детей, мышление в процессе проблемных ситуаций, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

® Совершенствовать уровень накопленных навыков и знаний о взаимодействии людей и птиц.

Формировать экологически грамотному поведению детей по отношению к птицам, чувство ответственности за их состояние и стремление помочь птицам в зимних условиях.

Привлечь детей к совместной деятельности детей и педагогов.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни.

Предполагаемый результат.

У детей.

В ходе работы по проекту дети учатся:

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь

– Приобретают навыки исследовательской работы.

– Дети получили новые впечатления, дали возможность узнать новые факты из жизни птиц в разное время года, вызвали интерес к нашим соседям по планете Земля – птицам.

Для педагога .

- Работу по реализации проекта продолжим .

-Организуем наблюдения за птицами в любое время года.

-Продолжим устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе.

- В работе способствует большой выбор и доступность литературы о птицах, разнообразие видов птиц.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

План проектной деятельности.

1 этап - подготовительный.

Подбор материала о птицах (приложение №1)

4) Наблюдение за птицами осенью, зимой.

7) Изготовление кормушек. (дети, родители)

8) Придумывание сказок и загадок, изготовление книг о птицах. (дети, родители)

2 Этап – практический.

2) Загадки о птицах. (придумали загадки и изготовили книгу дети и родители).

4) Рисунки о птицах.

13) Забота о птицах. (подкармливаем птиц зимой.)

3 этап – обобщающий.

Выставка аппликаций рисунков.

Список использованной литературы:

3. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет/ Под. Ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 211г. – 994с.

5. Бейчек В., Штястны К. "Иллюстрированная энциклопедия"

ПРИЛОЖЕНИЕ







Беседа с детьми старшей группы.

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Содержание:

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

1 Расширять представления о птицах, узнавать их по голосу и внешнему виду.

2 Учить детей внятно и чётко произносить словосочетания. Учить называть слова с определённым звуком.

3 Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке, оттенки цвета перьев, строение, величину пропорции форм птиц.

4 Развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, способность аналитически сравнивать, выделять характерные существенные признаки птиц.

5 Воспитывать стремление аккуратно и красиво выполнять работу.

1) может ли страус назвать себя птицей? ( нет, он не умеет говорить ).

2) Каким гребешком никто не чешется? ( петушиным ).

3) Может ли птица чисть носом перья? ( у неё нет носа ).

4) В какой сказке птица снесла золотое яйцо? ( курочка ряба ).

5) Может ли птица прикусить себе язык? ( у неё нет зубов ).

6) Какой птице свой дом не мил? (глупой ).

7) Какая птица будит нас утром? ( петух ).

8) Какая птица быстро бегает, но не летает? ( страус ).

На доске картинки с птицами: воробей, ворона, сорока, синица, цапля, аист, страус, петух, курица, дятел, сова, скворец.

Список использованной литературы:

1. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет/ Под. Ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 211г. – 994с.

  • Развитие познавательной активности, инициативы.
  • Углубление экологических знаний
  • Развитие экологического мышления.
  • Познакомить детей с зимующими птицами родного края и организовать подкормку птиц.
  • Формировать умение и желание беречь и защищать природу.

Птицы в нашей жизни играют большую роль. И не только потому, что приносят большую пользу. Эти маленькие пушистые комочки своим весёлым щебетом поднимают нам настроение, делают нашу жизнь эмоционально богаче, ярче. За окном осень, на пороге зима- тяжёлое, суровое время для птиц. В это время они очень нуждаются в нашей помощи. Чем же мы можем помочь нашим птахам? Конечно же, подкормить их. В лесу много птиц и с наступлением холодов они перебераются ближе к людям в город. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы, но недостаток пищи для птиц губителен. Уже сейчас надо мастерить и развешивать кормушки и следить за тем, чтобы в них всегда был корм. В лесу много птиц и с наступлением холодов они перебераются ближе к людям в город

Этот день считался в народе Синичкиным праздником: по приметам, к этому сроку прилетают зимующие птицы — синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др. (всего 15 видов по народным приметам), которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно, главный герой праздника — синица. В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе (или синем море), она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную. Народом придумано немало пословиц, поговорок и загадок, посвященных этой симпатичной пичуге.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы и поговорки о птичках- синичках? (Ответы детей).

  • Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.
  • Невеличка синичка, да та же птичка.
  • Синичка — воробью сестричка.
  • Невелика синица, голосок востёр.
  • Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!
  • Не сули журавля в год, а хоть синичку в рот.
  • иница в руках лучше соловья в лесу.
  • Хоть тресни синица, а не быть журавлем.
  • В сентябре шуба за кафтаном бегает, а синица осень в гости просит.

Наши предки были очень наблюдательны и по поведению птиц определяли погоду.

А кто-нибудь, из вас знает старинные приметы, по которым в старину определяли погоду?(Ответы детей).

  • Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  • Снегирь поёт зимой на снег и вьюгу.
  • Ворона кричит зимой – к метели.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  • Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
  • Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

Каких же птиц нам приходится чаще всего видеть зимой? (Ответы детей).

В нашей местности традиционными зимующими птицами являются синица, воробей, голубь сизый, горлица кольчатая, ворона, сорока, дятел, сойка, грач, трясогузка.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы выживают только две. Поэтому им необходимо помочь.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна- И не страшна

Сколько гибнет их- не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Как вы думаете, ребята, чем же можно подкормить птиц? (Ответы детей).

Нельзя скармливать любые солёные, жареные, острые, кислые продукты.

Очень опасен ржаной хлеб- он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые ( апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки можно использовать:

  • Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли.
  • Шишки, жёлуди, орехи.
  • Пшено, просо, овёс, пшеница, геркулес(сырые).
  • Пучки сорных трав- лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.
  • Гроздья ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины.
  • Крошки чёрствого пшеничного хлеба.
  • Семена клёна и ясеня.
  • Кусочки несолёного сала, мяса, жира.
  • Яблоки

А как вы думаете, как правильно подкармливать птиц? (Ответы детей).

  • Если начали подкармливать птиц в начале зимы, следите за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм.
  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки).
  • Повесить кормушку надо так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны, для которых корма достаточно и на улице.
  • Корм должен быть защищён от непогоды.
  • Кормушку необходимо регулярно чистить.
  • Я надеюсь, что познакомившись с птицами, зимующими в нашем городе, узнав, как правильно развешивать кормушки, как и чем кормить птиц, вы не оставите наших пернатых друзей без помощи. Они действительно наши друзья, стоит только вспомнить о той огромной работе, которую выполняют птицы, избавляя наши сады и леса от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовёртки, моль, майские жуки, клопы. А если говорить о количестве поедаемых вредителей, например, синицами, посчитайте сами. Обычно синичка выводит от 6 до 12 птенцов, причём делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады- огороды не только летом, но и зимой.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Паспорт проекта

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Цели проекта:

1. Закрепить представления воспитанников о зимующих птицах нашего края, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать

Задачи проекта:

1. Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего края.

2. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить детей правильно их подкармливать.

6. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Гипотезы:

1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
2.Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Актуальность проекта:

Ожидаемый результат:

-сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах,

-научить детей самостоятельно решать экологические задачи,

-научить детей самостоятельно находить решения в сложных ситуациях,

-сформировать гуманное отношение к природе,

-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, ручном труде.

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

Мы задались вопросом: все ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдержать сильные морозы. Отлет большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Изготовление кормушек и организация подкормки птиц зимой

  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц!
  • Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть только мелкие и ловкие птицы!
  • Если начал подкармливать птиц, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
  • Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом!
  • По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
  • Кормушку необходимо регулярно чистить!



Кто остается в России на зимовку?

Вопрос этот будет актуален уже для детей детсадовского и школьного возраста. Презентация и фото, представленные в ней, помогут сориентироваться в этом материале не только ребятам, но и их наставникам. Картинки не только показывают, как выглядят зимующие птицы, но и дают их названия и краткие сведения. Кроме того, малыши смогут узнать, какие перелетные и зимующие птицы обитают на нашей территории, в частности, здесь представлены зимующие птицы Подмосковья.

На территории России обитает огромное количество птиц. Многие остаются зимовать, а некоторые прилетают к нам из других стран. Фото и картинки помогут ребятам не только познакомиться с теоретической информацией, но практически различать, выходя на прогулку, какие птицы зимуют, а какие, наоборот, прилетают к нам в снежные зимы.

Чем мы можем помочь птицам зимой? Чем их можно и нельзя кормить?


Конечно, далеко не все дети выберутся зимой в лес, чтобы полюбоваться на птиц, которые остаются зимовать в России. Фото и картинки в презентации, как и наставники детей, учителя, не должны ставить целью обучить малышей четко различать в природе все виды птиц. Так, синичку и снегирей видели все. Но немногие дети и даже взрослые знают, что это оседлые птицы: они обитают в лесу, а зимой прилетают в город, чтобы прокормиться. Зимующие птицы – это и известные нам голуби, которых мы подкармливаем в парках и площадях. На этом, как правило, познания детей о птицах заканчиваются. Фото и картинки имеют целью расширить представления ребят об окружающей их природе. Что касается птиц, улетающих в теплые края, то здесь существующие представления ребят весьма ограничены. Мало кто может назвать хотя бы два-три вида мигрирующих птиц. Однако все наблюдали летом за ласточками, грачами и наверняка видели этих представителей перелетной братии. Презентация поможет собрать воедино имеющиеся знания, упорядочить их.

Наблюдения за птицами зимой

Этап наблюдения.

ДатаТемпература воздухаКол-во птицКакие птицы прилетали
18.01.2016-41°22 воробья
19.01.2016-38°51 синица, 4 воробья
20.01.2016-39°41 синица, 3 воробья
21.01.2016-42°22 воробья
23.01.2016-40°33 воробья
24.01.2016-39°44 воробья

Вывод: все птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, гипотеза в проекте подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.







Цель: формировать основы экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку. Проблема: зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно покормить.

Задачи:

Предварительная работа:

Предполагаемый результат:

Ход мероприятия:


Воспитатель читает стихотворения Александра Яшина

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Воспитатель: Ну, а сейчас настало время пригласить самых главных участников проекта детей! Воспитатель: Что- то птиц здесь маловато, а других здесь нет? Дети: Мы здесь! Воспитатель: Залетай поскорей, приглашаю всех друзей! Дети в костюмах птиц вбегают в зал образуют полукруг.

1ребёнок:

Я в берете ярко красном, В серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель А зовут меня все… (Дятел)

2 ребёнок:

Красногрудый, чернокрылый, Люблю зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Прилетаю к Вам опять (Снегирь)

3 ребёнок:

Непоседа — невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеницу А зовут меня… (Синица)



Воспитатель: Ребята, а помните, мы с вами изготавливали гирлянды для птиц. Дети: Да. Воспитатель: Хотите научить делать такие гирлянды своих родителей? Дети: Очень хотим. Воспитатель: Что вам для этого понадобится? Дети перечисляют: зёрнышки, семечки, сетка, нитки. Воспитатель: Всё, что Вам понадобится, вы сможете найти у себя на столах. Дети совместно с родителями изготавливают из предложенного материала гирлянды.



Воспитатель: Какие Вы молодцы! Какие гирлянды изготовили. Сколько угощения для наших птиц. Когда мы с вами пойдём на прогулку развешаем гирлянды у нас на участке. Воспитатель: Ребята, а помните мы с Вами ходили в гости в зоопарк? Дети: Да помним. Воспитатель: А, сегодня гости пришли к нам. В зал входит педагог дополнительного образования отдела экологии Елена Юрьевна. Елена Юрьевна: Здравствуйте, ребята. Я сегодня в гости пришла к Вам не одна, а со своими друзьями. Воспитатель: А с какими друзьями пришла к нам Елена Юрьевна вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Солнца яркого боится. Ночью — хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о (Сове).

Дети отгадывают загадку Елена Юрьевна, вносит клетку с совой, рассказывает детям о сове.



Воспитатель: Ну что же ребята ваши родители успешно справились с заданием. Обнимите и поцелуйте своих мамочек похвалите их. Ну а сейчас настала время наградить ребят, которые изготовили замечательные кормушки для птиц. Проводится награждение детей. Воспитатель: Спасибо, Елена Юрьевна, что пришли сегодня к нам в гости. Мы с ребятами тоже для Ваших друзей приготовили подарки. Дарят подарки, собранные в ходе акции. Елена Юрьевна: Благодарит детей за подарки и приглашает на познавательные экскурсии в зоопарк. Воспитатель, благодарит родителей за участие в творческой встречи.

Автор: Полякова Ирина Павловна, воспитатель, МБДОУ №67, г. Ангарск, Иркутская область, Россия

Буклет Советы по кормлению птиц зимой

Чем кормить птиц зимой

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что находится в кормушке, будет зависеть и видовой состав птиц-посетителей. Ниже описаны основные корма, которые можно использовать в зимней подкормке.

Просо, овёс, пшеница

Насыпав в кормушку семена различных растений, особенно злаков, вы привлечете к ней зерноядных птиц.

Семена клёна и ясеня

Семена этих деревьев носят название крылатки. Большая их часть облетает с деревьев осенью и становится недоступной для птиц. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки. Их любят поедать снегири, свиристели и некоторые другие посетители птичьих столовых.

Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии. Этот универсальный корм для зимующих птиц могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т.д.

Это любимая еда для синиц, поползней и некоторых других птиц. Но птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо. Кусочки сала нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях деревьев или кустарников. Подкормку из сала или мяса нужно размещать так, чтобы она не досталась воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам.

Сушёная рябина и боярышник

Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей — снегирей и свиристелей. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени.

Шишки, жёлуди, орехи

Шишки служат основой зимнего рациона дятлов и клестов. Сойки с осени делают запасы желудей. Заготовив с осени шишки, орехи и желуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов и соек, но и белок.

СОВЕТЫ ПО КОРМЛЕНИЮ

ОСНОВНЫХ ГРУПП ПТИЦ

Подкормка мелких певчих птиц

Воробей Синица Снегирь

Кормушки лучше вешать у стены, а не у угла дома. Это не позволяет хищнику взять разгон при охоте на мелких птиц. В парках лучше не вешать кормушки на особенно открытые, свободные от деревьев и заметные для хищника места.

Традиционный корм для синиц — семечки подсолнечника, тыквы, ягоды рябины, орехи. Кусочки несоленого сала, связанные вместе прочной ниткой или бечевкой также отлично подойдут для всех видов синиц. Эту связку можно забросить на ветви дерева или повесить за окно, где ее найдут синицы, но корм будет труднодоступен для ворон. Для воробьев идеально подойдут семечки, просо, овес и другие зерновые культуры. Пшеном пернатых кормить не рекомендуется, так как оно не имеет естественной оболочки и быстро портится. Также на ура поедаются остатки канареечных и попугайных смесей. Хлеб крайне нежелателен, т.к. содержит соль, сахар, молоко, масло, различные вкусовые добавки. Особенно опасен ржаной хлеб, т.к. рожь вредна птицам вообще. Также, в желудке птицы хлеб превращается в клейкую массу, которая очень плохо усваивается организмом.

Галка Сорока Ворона

Врановые также в подкормке и поддержке. С одной стороны, они будут рады помощи и с удовольствием съедят корм, но с другой — привлечение большого количества врановых повредит более мелким птицам, потому кормушки для них нужно устанавливать вдали от кормушек для остальных птиц.

Главное — организовать кормежку подальше от развесных кормушек для мелких птичек. Хорошо, если это будет одно определенное место, например на пустыре. Или кусочки пищи можно прикрепить на ветку дерева вблизи от этого места. Но чаще всего, врановые зимой сами близко подходят к людям, будто ожидая корм.

Врановых многие считают всеядными птицами, однако нежелательно подкармливать их чипсами, сухариками, консервами и колбасой. Все это содержит соль, сахар, специи и очень вредно. Что можно и нужно давать — мясные нежирные продукты (куриные головы, сердца, суповые наборы), рыба, куриные яйца, овощи, орехи (нежареные и несоленые), семечки, мозговые косточки. Если имеются остатки качественных сухих кормов для кошек и собак, их также можно предложить врановым.

При выборе места для подкормки голубей следует учесть, что окна и балконы не очень для этого подходят. Во-первых, мало места, во-вторых, все очень быстро испачкается, что не слишком гигиенично. Для кормления голубей больше подходят лесопарки, скверы, просторные дворы.

Корм для голубей — это зерносмесь, особенно просо, пшеница и овсянка. В пшенице содержится много белка и мало жира, поэтому пшеница является полноценным кормом для голубей. Ячмень также считают основным и наилучшим для голубей кормом. Можно скармливать диким голубям и кукурузу, семечки, зерновые корма для попугаев и канареек.

Подкормка лесных птиц

Сойка Снегирь Свиристель Пищуха

Дятел Клёст Дрозд Поползень


Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые — кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка — это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка — это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм. Спросите у детей почему так?

Ответ прост — птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Как сделать кормушку и чем подкармливать птиц

Если есть возможность — сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку — не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

Дневник наблюдений за птицами

Идею для создания этого дневника подал мне мой семилетний сын. Он очень хотел наблюдать за птицами и узнавать о них что-нибудь новое и интересное. Мы договорились, что будем два раза в неделю ходить в лесопарк и искать разных птиц. Потом он будет вырезать и приклеивать картинки с птицами и едой, записывать информацию о них. За первую неделю наблюдений мы встретили воробья, голубя, ворону, сороку и дрозда.

Сыну было очень интересно самому находить и узнавать птиц. Зимой он сам сделал кормушку и повесил ее в сквере около школы. Каждый день перед школой он вместе с друзьями приносил в кормушку корм, и ребята наблюдали за птицами.

  • Изучение птиц (внешний вид, питание, места обитания и образ жизни)
  • Научить детей различать основные виды птиц
  • Наблюдение за птицами в естественной среде обитания
  • Изучение правил подкармливания птиц зимой
  • Воспитывание гуманного отношения к птицам

В шаблоне для печати вы найдете титульный лист, лист для заполнения, картинки с птицами и едой.

Как вести дневник наблюдений за птицами

Дневник наблюдений за птицами - проект внеклассной работы на летних и зимних каникулах для детей начальной школы.

Летом можно наблюдать за птицами в деревне у бабушки или в лесу, в парке или сквере. Зимой ребенок может сделать кормушку, подкармливать птиц и наблюдать за ними.

Данный проект рассчитан на совместную работу ребенка с родителями, старшими братьями или сестрами, педагогами. Задача взрослых - рассказать детям о птицах России (образе жизни, питании, местах обитания и т.д.). По возможности - наблюдать разных птиц в природе.

Дневник можно оформить в виде тетради - распечатанные листы сложить в отдельные файлы и скрепить их.

Если ребенок видел птицу в природе, он записывает где и когда это произошло и ставит галочку напротив картинки.

Заполнять дневник дети могут разными способами - вырезать и приклеить картинки, нарисовать рисунки. Можно даже сфотографировать птиц, распечатать фотографии и приклеить их в дневник.

Дневник наблюдений за птицами начальная школа

Информация о птицах для детей

Воробей описание для детей

Воробьи обитают рядом с человеком в сельской и городской местности.

Окрас воробья пестро-коричневый, грудка серая.

Воробьи питаются в основном растительной пищей, иногда мелкими насекомыми. В условиях жизни вблизи человека, воробьи приспособились питаться остатками еды и отбросами.

Голубь описание для детей

Голуби давно уже стали привычными обитателями городов и сёл.

Окрас голубя серый. Шея и грудь темно-серые с зеленоватым или фиолетовым отливом. Существуют множества вариаций окраски голубей.

Питаются голуби растительной пищей - семенами, плодами деревьев, ягодами. Очень неприхотливы в выборе пищи. Рядом с человеком могут питаться хлебом, зерном, семечками.

Синица описание для детей

Синицы - очень распространенные в России птицы.

Окрас синиц довольно приметный - черная голова с белыми щечками, черная шея, желтые бока.

Синицы - хищные птицы, иногда нападают на других птиц. Питаются насекомыми (бабочки, мухи, жуки), гусеницами, пауками. Осенью питаются растительной пищей - семенами, зерном, плодами деревьев.

Зимой синицы часто прилетают к кормушкам и поедают семечки, несоленое сало.

Дятел описание для детей

Дятлы распространены по всему миру. Часто селятся вблизи человека - в парках, садах и скверах.

Дятлы имеют длинный клюв, при помощи которого они долбят кору деревьев в поисках пищи. В дуплах, которые делают дятлы часто селятся другие лесные птицы.

Питаются дятлы в основном насекомыми. Они уничтожают множество вредителей - тлю, гусениц, жуков-короедов. Осенью и зимой дятлы едят растительную пищу - семена сосны и ели, плоды, орехи, желуди.

Снегирь описание для детей

Снегирь - очень красивая птица с ярко-красной грудкой. Обитают снегири в лесах. Иногда их можно встретить в парках и садах.

Весной и летом снегири питаются почками деревьев, семенами, пауками. Зимой часто поедают ягоды рябины.


У клестов есть отличительная особенность - необычный скрещенный клюв. Окрас красный.

Живут клесты в лесах, на деревьях. Они очень шумно и быстро летают.

Питаются клесты семенами хвойных деревьев. Часто кочуют к местам, где много шишек. Также могут есть сорняки, семечки, насекомых.


Вороны - большие птицы с сильным клювом. Окрас серый, крылья черные. Живут рядом с человеком, часто их можно встретить на свалках.

Питаются вороны насекомыми, грызунами, ящерицами, яйцами других птиц, лягушками.

Могут поедать семена, растения и отбросы.

Сорока описание для детей

Сороку очень легко узнать благодаря белым бокам и длинному хвосту. Сорока считается одной из самых умных птиц.

Обитают сороки в лесах, парках и садах. Часто их можно встретить рядом с жилищем человека.

Питаются животной пищей - насекомыми, мышами, ящерицами, яйцами. Также могут есть растительную пищу - зерна и семена.


Дрозды - крупные птицы с бурой или черной окраской.

Обитают в лесах. Часто встречаются в парках, садах и на дачных участках.

Дрозды питаются насекомыми, семенами и ягодами.


Трясогузка - небольшая птичка с длинным хвостом. Верхняя часть тела темная, нижняя - светлая.

Свое название птица получила за характерные движения хвостом (хвост трясется вверх-вниз).

Питаются трясогузки мелкими насекомыми - мухами, комарами, жуками. Редко могут поедать семена.


Летом свиристели поедают насекомых, ягоды, части растений. Зимой свиристелей можно встретить в городах. Там они питаются рябиной.


Поползень - небольшая лесная птица с голубовато-серой окраской спины и светлой грудкой.

Обитает в различных лесах, садах и парках.

Питаются поползни насекомыми - жуками, бабочками, клопами, пауками. Также любят поедать орехи, жёлуди, семена хвойных растений, семечки. Зимой часто прилетают к кормушкам.

Ласточка описание для детей

Ласточки - небольшие перелетные птицы с раздвоенным хвостом. Окраска сине-черная.

Обитают вблизи водоемов, в сельской местности. Часто строят гнезда под крышами домов и под мостами.

Ласточки питаются насекомыми, которых ловят в полете. Это мухи, стрекозы, жуки, бабочки.


Скворцы - небольшие птицы с длинным желтым клювом и пестрой коричневой окраской.

Обитают в лесах, вблизи водоемов. Также живут в сельской местности, рядом с человеком.

Скворцы - всеядные птицы. Питаются дождевыми червями, жуками, бабочками, кузнечиками, личинками. Из растительной пищи предпочитают ягоды, яблоки, груши, семена.


Чиж - небольшая птица с желто-зеленой окраской, темными пятнами на крыльях и животе.

Обитают чижи в хвойных лесах, на вершинах деревьев. Питаются насекомыми, семенами хвойных и березы.

Читайте также: