Как сделать проект про зиму

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Тема проекта способствует созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- Упражнять в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

- Развивать память, внимание, мышление.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- Развивать художественно-эстетический вкус у детей.

- Воспитывать у детей бережное отношение к птицам и животным, к живой природе.

- Воспитывать у детей уважение к человеческому труду.

- Повышать активность родителей в нравственном воспитании детей, в совместной с педагогами деятельности по подготовке детей к школе;

- воспитанники допускают меньше ошибок в согласовании слов предложении, в словообразовании;

- дети научились составлять рассказы-описания о животных, птицах с опорой на интеллект-карты;

- дети выучили стихи, пословицы и поговорки, песни, чистоговорки, считалки и заклички, пальчиковые игры и применяют их в своей повседневной жизни;

- ребята выучили названия зимних месяцев, знают приметы зимы, основные виды занятий человека зимой, особенности поведения птиц, животных, живой природы в зимний период, знают основные зимние праздники, основы закаливания и охраны своего здоровья;

- педагоги и логопеды сделали подборки игр, считалок, методических разработок по теме;

- родители включились в работу по развитию речи детей.

Этапы работы над проектом.

исходя из интересов детей, проводится круглый стол с родителями, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды.

Основной этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов; обобщение материалов проекта.

в совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о признаках зимы, сформировано умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающего зимнего времени года и поведением животных, состоянием растительности. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

1. Дидактические и настольно-печатные игры.

2. Наглядно-дидактические пособия.

3. Раздаточный материал

4. Трафареты для рисования, материалы для художественного творчества.

5. Методическая литература.

3. Картотека подвижных игр, игр-забав, физкультминуток по теме проекта.

4. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.

5. Картотека дидактических игр.

6. Стихотворения и загадки о зиме.

Список используемой литературы

воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2006.

3. Т. А. Шорыгина Птицы. Какие они? - М. : Гном и Д, 2000.

4. Т. А. Шорыгина Домашние животные. Какие они? - М. : Гном и Д, 2002.

5. Т. А. Шорыгина Дикие животные. Какие они? - М. : Гном и Д. 2002.

7. О. С. Гомзяк. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе – М. : Изд-во Гном и Д. 2007.

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе, познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы.

Развивать связную речь у детей посредством использования интеллект- карт.

Уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.

Активизировать и расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование словосочетания (существительное + прилагательное и числительными).

Учить детей составлять интеллект-карту.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление, творческие способности, координацию речи с движением, мелкую и крупную моторику.

Развивать умение участвовать в диалоге и поддерживать его.

Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Материал: картинки явлений природы зимой. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Картинки деревьев, травы под снегом, овощей в теплице. Ватман, цветные фломастеры, маркеры, клей.

Воспитатель: Дети, сегодня нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. . . (зима)

В: А сейчас давайте вспомним зимние слова.

В: Ребята, почему зиму сравнивают с талантливым художником?

Ответы детей: (зима рисует красивые морозные узоры).

В: А как мы можем нарисовать зиму?

Дети: Красками, карандашами.

В: Правильно. Но еще можно составить картину о зиме из картинок и символов.

Составление интеллектуальной карты:

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
Дети: О зиме.

В: Какая зима?

Дети: Зима снежная, холодная, морозная.

В: Что бывает зимой?

Дети: Падает снег, воет ветер, замерзает река.

В: Что можно сказать о снеге, какой он?

Дети: Снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.

Дети подбирают образы к слову снег

В: Какая зимой погода?

Дети: Погода зимой ветреная, морозная, зимой метет снег, воет ветер.
Воспитатель: Что мы можем сказать о жизни людей зимой?

Дети: Люди одеваются теплее, изменилась их одежда.

В: А как мы развлекаемся зимой?

Дети: Катаемся на санках, коньках, лыжах, лепим снеговика…

Давай, дружок, смелей, дружок!

Кати по снегу свой снежок –

Он превратиться в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза, шляпа, нос, метла,

Но солнце припечет слегка

Увы, и нет снеговика.

Воспитатель: Хорошо, дети, мы рассказали, как проводят зиму люди.

Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется жизнь животного и растительного мира зимой?

Дети: Дикие животные меняют цвет своей шубки, впадают в спячку, перелетные птицы улетают в теплые страны, ветви деревьев покрыты снегом.

В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам составить картину о зиме, используя полученные знания .

Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:

1 подгруппа о явлениях природы зимой.

2 подгруппа – о людях зимой.

3 подгруппа – о зимних забавах.

4 подгруппа – о животном и растительном мире.

С помощью выбранных картинок дети создают интеллектуальную карту. Итог занятия:
Воспитатель:

- Что вам сегодня понравилось больше всего?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?

1. Обобщить и систематизировать представления детей о зиме и типичных сезонных явлениях в природе.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчиненных предложений с разделительным союзом – потому что).

5. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.

6. Закреплять правильный образ печатных букв алфавита, вычленять правильные буквы, прочитывать их в слогах.

1. Развивать фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (речевое дыхание, силу голоса, темп, ритм речи), слуховое и зрительное внимание и восприятие, словесно – логическое мышление, творческое воображение.

2. Развивать саморегуляцию для снятия психоэмоционального напряжения у детей, расслабления мышц лица, нижних и верхних конечностей.

3. Способствовать развитию артикуляционной, общей и тонкой моторики, координации речи с движениями.

1. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность.

2. Воспитывать художественный вкус и интерес к явлениям природы.

Материал: интерактивная доска, мячи Су-Джок, камешки Марблс, подборка картинок к игре «Логическая цепочка.

Воспитатель: Дети, послушайте загадку (загадка звучит на фоне звучания шума вьюги, метелицы)

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает

Все дорожки заметает

Кто бросает снег в лицо

Наметает на крыльцо? (метель)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, про что эта загадка.

Дети: Это метель, вьюга.

Воспитатель: А еще вы что-нибудь слышали?

Дети: Да мы слышали звуки метели.

Воспитатель: А что такое метель, вьюга?

Дети: Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Ветер со снегом называется метель. Ветер, который воет как волк-вьюга.

Воспитатель: Давайте покажем, как воет ветер во время метели, вьюги. Вы будете произносить звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того как я буду поднимать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь и наоборот.

Воспитатель: От такого сильного ветра началась и у нас метель. Она нам принесла разноцветные льдинки. Посмотрите, они не только красивые, блестящие, но и волшебные. Если мы выполним их задания, то сможем с ними поиграть.

Воспитатель: Какой цвет льдинки мы выберем первым?

Дети: Ответ детей

Воспитатель: Метель загадывает первую загадку. Отгадать слово по первым звукам картинок.

(зима, снег, мороз)

Мороз какой? (сильный, трескучий, ледяной,)

Зима какая? (холодная, снежная, морозная, злая, суровая, вьюжная, длинная)

Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, искристый, блестящий, серебристый, холодный, легкий, сверкающий, липкий)

Мороз (что делает?) – трещит, щиплет, кусает

Зима (что делает?) – наступает, приходит, радует, очаровывает.

Снег (что делает?) – кружится, падает, летает, скрипит, сверкает, блестит

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Присядьте на ковер.

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал

Воспитатель: Какие следующие льдинки выберем?

Дети выбирают.

Воспитатель: А эти голубые льдинки приготовили нам сюрприз. Дети, к нам в гости пришел снеговик, он хочет с вами поиграть. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите на экран и выполните задания снеговика.

Воспитатель: Мы столько говорили о зиме, что даже замерзли руки. Давайте их погреем.

Су-Джок технология (с маленьким мячиком)

Я снежок держу в руке,

Зажимаю в кулаке

И ладошками катаю.

Мы погрели ладошки, а теперь откроем и погреем каждый пальчик.

( Дети достают пружинные колечки, выполняют массаж пальчиков и произносят слова.)

Берем пальчик по - порядку:

Вот согреем мы большой,

Не забудем и указку,

Средний мы потрем усердно,

Больше всех замерз наверно.

Безымянный не забудем,

Посильней тереть мы будем.

И мизинчик разотрем,

Не забудем и о нем.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями. А какой цвет льдинок выберем сейчас?

Воспитатель: А вот волшебная шкатулка от льдинок. Посмотрим, что здесь. Это снежинки. Они с загадками. Назовите слово и разделите на слоги. Проверить, правильно ли вы определили количество слогов, можно, открыв снежок (дети определяют кол-во слогов и после этого отрывают снежок, в котором спрятаны цифры).

Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам опять поиграть.

Все снегом заметает ветер ледяной

(дети идут врассыпную, машут над головой руками)

В круговерти кружимся даже мы с тобой

(кружатся на месте)

А мороз ударит – все скует за раз

(разводят руки в стороны, хлопок в ладошки)

И фигурой ледяной станешь ты сейчас

(покачиваемся из стороны в сторону)

Мороз ударил – раз!

Мороз ударил – два!

Мороз ударил – три!

(три хлопка в ладоши)

Ледяная фигура, замри!

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, и сейчас я вас всех разморожу.

Воспитатель: Продолжаем наш путь дальше. Какой цвет льдинок выберем следующий?

Дети выбирают.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть. Снег – это что?

Дети: Это снежинки.

Воспитатель: Снежинка предлагает нам собрать цепочку из картинок и сказать, почему вы так думаете.

На столе разложены картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки.

- Я присоединяю к снежинке елку, потому что снежинка упала на елку.

- Я присоединяю к елке шишку, потому что шишка растет на елке.

- Я присоединяю к елке белку, потому что белка собирает шишки.

- Я присоединяю к шишке кота, потому что он такой же рыжий.

- Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.

- Я присоединяю к малышу бабушку, потому что она ухаживает за малышом.

- А к бабушке я присоединяю варежки, потому что она их связала.

Воспитатель: Прекрасно, вот какая логическая цепочка у нас получилась. Сколько много вы зимних слов знаете, что – то мне стало холодно от них, давайте погреемся, сделаем друг другу массаж.

Дети встают в круг и делают массажные движения руками по спине, впереди стоящего ребенка.

Идет по спинке холодок ок-ок-ок,

Дует зимний ветерок ок-ок-ок,

Сделаю тебе массаж аж-аж-аж,

Тебя согрею друг ты наш-наш-наш.

Воспитатель: Дети, мы собрали все цветные льдинки. Посмотрите, какая красота. А вы хотите из этих льдинок выложить какую-то картину или может быть предмет?

Дети: Да!

Воспитатель: Подойдите к столам.

Подумайте, что вы будете выкладывать, так чтобы было красиво.

Дети выкладывают изображения из камешков Марблс.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображения и в непринужденной форме делятся своими впечатлениями о прошедшем занятии:

- что их порадовало, что удивило, что для них было самым интересным?

Воспитатель: Дети, мы с вами совершим еще много путешествий по зиме, потому что?

Дети: Потому что зима только началась.

Воспитатель: Давайте ещё раз повторим, что нужно делать, чтобы быть здоровым, красивым, крепким, бодрым? (заниматься спортом)
Как называются люди, занимающиеся спортом? (спортсмены)
Предлагаю запомнить поговорки о спорте:
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете зимние виды спорта, и надеюсь, будете ими заниматься. А знаете вы, что нужно делать, чтобы стать спортсменом? Больше гулять, заниматься спортом, быть такими же сильными, ловкими, быстрыми и, конечно же, здоровыми.

Цель:
- формирование у детей представления о правилах безопасного поведения во время катания на санках, ватрушках, коньках.
Ход беседы.

Подвижные игры, используемые в работе над проектом.

Зимние словечки Зима Снег иней снежинка сугроб рождество позёмка лёд снежки к.

Зимние словечки Зима Снег иней снежинка сугроб рождество позёмка лёд снежки каникулы Новый год дед мороз метель пурга Гололёд снегурочка мороз Снегопад снеговик снегири хлопья сосулька пороша

Стихи о зиме Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Круг.

Стихи о зиме Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. С.Есенин Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! К.Бальмонт

Пословицы и поговорки о зиме Будет зима – будет и лето. Без шубы и валенок и .

Пословицы и поговорки о зиме Будет зима – будет и лето. Без шубы и валенок и зима без конца. В зимний холод всякий молод. Зима спросит, что летом припасено. Не пугай, зима, весна придет. У зимы брюхо велико. Что летом родится, то зимой пригодится. Зима – не лето, в шубу одета. Зимой льдом не дорожат. Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь. Помни это, что зима не лето.

Загадки о зиме Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки - .

Загадки о зиме Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки - Над миром пушинки. Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?

К.Ф.Юон «Конец зимы. Полдень.

К.Ф.Юон «Конец зимы. Полдень.

Рассказ о зиме Как же хорошо зимой! Очень красиво, все блестит в серебре, вет.

Рассказ о зиме Как же хорошо зимой! Очень красиво, все блестит в серебре, веточки деревьев – словно хрустальные, все в инее! А красавицы берёзки…. Просто загляденье! Все речки покрыты скользким, прочным льдом… Солнышко выглянет – Снежок весь искрится, переливается всеми цветами радуги! Снежинки… как же приятно ими полюбоваться! Просто чудо! Вечером бывает выглянешь в окно, так и отходить не хочется. Зима – самое красивое время года!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Конкурсные работы

proekt-zimushka-zima

«В ледяной карете мчится зимушка-зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: кратковременный (декабрь 2014)

Возраст: старшая возрастная группа (5 – 6 лет).

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители.

Цель проекта:

Конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Познакомить с зимними месяцами, красотой Уральской зимней природы. Развивать творческую фантазию детей, самостоятельность.

Задачи проекта:

  • Сформировать у ребенка представление о русской зиме.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности.

Этапы реализации проекта:

  • Определение объектов изучения.
  • Подбор литературы, иллюстраций.
  • Приобретение материалов для художественной деятельности.

2. Основной (практический):

3. Заключительный (аналитический):

Способы организации работы

  • Принцип добровольного участия родителей и детей.
  • Работа проводится в течение тематической недели и во второй половине дня.
  • Воспитанники работают под руководством педагога.

План работы по реализации проекта

I. Учебно – методическое обеспечение

  • Приобретение методической литературы.
  • Подбор иллюстраций, плакатов на зимнюю тематику.

II. Работа с родителями

III. Работа с воспитанниками

Познание и речевое развитие:

Художественная деятельность:

Эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры:

В ходе проекта были достигнуты следующие результаты:

1. Воспитанники конкретизировали знания о зиме и ее приметах, особенностях, о жизни зимующих птиц в суровых Уральских условиях.

2. Освоили некоторые классические художественные элементы, научились из полосок и бросового материала изготавливать поделки, применили полученные знания на практике.

Использованная литература:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2002

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Экология. – Воронеж, 2004

3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи. – Воронеж, 2004

4. Бардышева Т.Ю. Обучение связной речи детей 5-6 лет. Наглядно-дидактическое пособие и методические рекомендации. – Москва, 2013

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – Москва, 2014

7. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб, 2000.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, рекомендации, конспекты, игры и упражнения. – Москва, 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Цель:

  • Закрепить знания детей о зимних изменениях в природе, вспомнить о жизни животных и птиц в зимнее время года, умение рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.
  • Продолжать учить детей слышать заданный звук в слове, подбирать с ним слова. Закреплять умение составлять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Воспитывать доброжелательное отношение и любовь к любой погоде и к любому времени года.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Времена года. Беседа по вопросам воспитателя, рассматривание картины о зиме:

— Какое время года изображено на картине? Почему вы так считаете?

— Что вы видите на заднем, переднем плане картине? Что изображено в центре картины?

— Чем занимаются дети?

— Любите ли вы зимнее время года? Почему?

Рассуждения детей на заданный вопрос.

3. Зима разная. Стихи о зиме (дети рассказывают по очереди отрывки стихотворений)

4. Животные и птицы зимой. Следы на снегу. Какие птицы зимуют.

Мы — снежинки, мы – снежинки

Покружиться мы не прочь,

Мы – снежинки, балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок – получается снежок

Мы деревья побелили,

Крыши снегом замели,

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

6. Зима. Какие слова мы вспоминаем, когда слышим это слово:

Снег, снеговик, солнце, снежинка, санки, сугроб.

Произнеси слово, чтобы было слышно звук [C]

Снег, санки, мороз, ветер, зима, солнце, сугроб, снеговик, холод, метель.

Все лето стояли /сани/

Помчались с горы.

10. Итог занятия.

Автор: Осипова Ирина Алексеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ детский сад №20, с. Николо-Павловское, Пригородный район, Свердловская область.

Канакина. 3 класс. Учебник №2. Наши проекты. Зимняя страничка, с. 60 – 61

Наши проекты. Зимняя страничка

zimnyaya stranichka

1. Какой темой можно объединить эти слова? Какие слова вы могли бы добавить?

Эти слова можно объединить темой ЗИМА. Ещё слова: стужа, коньки, каток, вьюга, забавы, узор, Ёлка, холод, пороша, спячка, снежки, чародейка, варежки, санки, горка.

2. Что вы представили, читая каждое слово? Какие слова вызвали у вас радостное чувство? Какие краски вы могли бы подобрать для каждого слова?

Представил волшебницу-зиму, небо в белых снежинках, Новый год. Слова, которые ассоциируются с зимними забавами, волшебством, Новым годом вызывают радостное чувство. Можно подобрать холодную палитру красок: от белого до сине-фиолетового.

3. Какой частью речи является каждое слово? К каким словам вы можете подобрать синонимы, антонимы? Есть ли среди этих слов однокоренные?

Все слова являются именами существительными.

Синонимы:
мороз - холод,
метель - вьюга,
снег - пороша

Антонимы:
снег - дождь,
мороз - жара.

Однокоренные слова:
снег - снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка;
лёд - гололёд.

4. Как поэты описывают зиму? Прочитайте отрывки из стихотворений. Какие слова и выражения вам понравились и почему?

Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого первого снега !

На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды .

Неколючий , светло-синий
По ветвям развешан иней , —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.

YUON - Volshebnica-zima

5. Спишите любые стихотворные отрывки. Подчеркните в них понравившиеся слова и выражения.

6. Составьте свой словарь зимних слов. Нарисуйте картинку к своим словам.

YOLKA

yolochka

7. Подберите загадки или пословицы, предложения или поэтические строки, в которых употребляются зимние слова.

В белом инее берёзы.
Спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы,
Снегири зарёй горят.
Будет Новый год и светлый
Чудный праздник Рождества.
В шубу тёплую одета
Белоснежная… (зима)

Зима — не лето, в теплую шубу одета.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Снегирь прилетит — и всем о зиме известит.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Сугроб да вьюга – два друга.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь — месяц ярких звёзд, белых троп и синих льдов.
Вьюги да метели под февраль полетели.

Жили-были в тучке точки:
Точки-дочки и сыночки -
Двадцать тысяч сыновей!
Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек -
Сыновей и точек-дочек -
Сразу за руки взялись
И на землю понеслись.

Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.

  • Придумайте свой рассказ, используя в нём какие-либо из зимних слов. Подготовьтесь представить свою зимнюю страничку в классе.

Зимой лес превращается в сказочную книгу. На её белых страницах-опушках пишут рассказы своими следами звери и птицы. Петляют заячьи следы, а за ними идёт ровная строчка отпечатков лисьих лап. Около дерева лежит еловая шишка, а вокруг неё рисовали узоры снегири. Да и сами деревья стоят нарядные в белых шубах. Ели и сосны самые красивые деревья зимой - иней на иголках так и переливается в солнечном свете. А вот любопытная белка выглянула из-за пня и мигом взлетела на вершину сосны, распугав синичек. Сразу наполнился зимний лес трескотнёй сорок, забарабанил дятел, а в тёмной чаще завыл волк. Нет, не засыпает природа зимой - живёт своей сказочной жизнью.

Читайте также: