Как сделать проект про пословицы и поговорки 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Пословицы и поговорки

Цель проекта:

Пополнить словарный запас пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать чувство ответственности за порученное дело; самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов. Класс делится на 4 группы, которые получают задания: группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках; группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц; группа 3 – найти пословицы народов мира; группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта Задачи этапа – сбор и уточнение информации

Этап 3. Оценка результатов Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий. Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация Задача этапа – коллективная защита проекта.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица

указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошёл, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Своеобразна и форма пословиц

Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Мал золотник- да дорог.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее

поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Счастье не птица- само не прилетит.

Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко

определяющее какое-либо жизненное явление.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного

поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: лёгок на помине, как снег на голову, бить баклуши - всё это типичные поговорки, лишённые характера законченного суждения.

Основным источником народных пословиц и поговорок является именно

жизненный социально-исторический опыт народа.

Добро яичко к святому дню

Не красна изба углами, а красна пирогами

Рассказы о пословицах

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка

Красна речь с пословицей. Глупая речь — не пословица. Добрая пословица ко времени молвится. На твою спесь пословица есть. От пословицы не уйдешь. Пословицами на базаре не торгуют, а всем они нужны. Пословица груба, да в ней правда люба. Красна речь поговорками. Из пословицы слова не выкинешь. От пословицы не укроешься. На пословицу не обижаются.

Пословицы народов мира

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

проиллюстрировать несколько пословиц;

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход презентации.

1.Пословицы и поговорки. (Слово учителя)

Пословицы народов мира

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Кроссворд, викторина, игры с пословицами.

Дареному . в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда . на горе свистнет. (Рак.)

. рубят - щепки летят. (Лес.)

Не . так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в . - пригодится воды напиться. (Колодец.)

2. Собери части пословицы.

лучше новых двух.

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

а найдёшь - береги.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

3. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза . .
2. Скучен день до вечера, коли делать . .
3. Кончил дело - гуляй . .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать . .
5. Поспешишь - людей . .
6. Хочешь много знать, надо мало . .
7. Умелые руки не знают . .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не . .
9. Хочешь есть калачи - не сиди на . .
10. Семь раз примерь - один раз . .
11. Без труда не вынешь рыбку из . .
12. На чужую работу глядя, сыт не . .
13. Что посеешь, то и . .
14. У работящего в руках дело огнем . .
15. Труд человека кормит, а лень . .
16. Делу время - потехе . .
17. Куй железо, пока . .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо


Какие бывают пословицы? Чему они учат?

Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?

Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Формируемые УУД:

постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Презентация к уроку для начальных классов Наши проекты. Русские поговорки и пословицы

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Составление плана и последовательности действий.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.

Что такое пословица?

Содержимое разработки

Наши проекты:

Исаева Э.Ф.учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Что такое пословица? - мудрость народа; - меткое выражение; - художественное произведение;

Что такое пословица?

Пословица – меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей.

Пословица – меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей.

Поговорка – эмоциональное, шутливое, иносказательное выражение, часто – часть пословицы.

Поговорка – эмоциональное, шутливое, иносказательное выражение, часто – часть пословицы.

Поговорка – украшение речи (цветочек), а пословица – зрелое суждение (ягодка).

Поговорка – украшение речи (цветочек), а пословица – зрелое суждение (ягодка).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

-Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

- А какой будет цель нашего урока?

- А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.

Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?
  • Чем пословица отличается от поговорки?
  • Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  • Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?
  1. Самоопределение к деятельности:

- А где мы встречались с пословицами?

Что же такое пословицы и поговорки?

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

Пословица-это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей.v

Без пословицы не проживешь.v

Старая пословица век не сломится.v

Пословица - всем делам помощница.v

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

-С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок

Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам: У вас было задание подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

Работай до поту, поешь в охоту! Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего! Слайд!

Предоставим слово группам:

  1. Пословицы о Родине
  2. Пословицы о дружбе.
  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)

Молодцы. Справились с заданием.

- Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

- Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

- А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)

  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы. Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Начало пословицы.
Если хлеба ни куска, …
Хлеб - соль дружбу водит, …
Хлеб да вода - ….
Сколько ни думай, а лучше….
Пот на спине, ….
Окончание пословицы.
….хлеба не придумаешь.
….так и хлеб на столе.
….а ссору выводит.
….молодецкая еда.
…. так и в тереме тоска.

Вам предлагаются пословицы и поговорки. Найдите глаголы. Определите их лицо и число.

Век живи, век учись.
Держи язык за зубами.

Поспешишь – людей насмешишь.
Не давши слова - крепись, а давши – держись.
Ссора до добра не доведёт.
Сделал дело - гуляй смело.

- Глаголы какой формы чаще всего используются в пословицах и поговорках?
(Чаще всего в форме: 2 лица, ед.ч.)

(Реже: 3 лица, ед.числа)

Русские пословицы.
А) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г) Что написано пером, того не вырубишь топором.
Д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Е) Поспешишь – людей насмешишь.

7 Подведение итогов урока:

  • Итак, вспомните, что такое пословицы? поговорки?
  • Чем пословица отличается от поговорки?
  • О чем бывают пословицы? Чему они учат?
  • Вспомните, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- В чем были затруднения?

- Что нового вы узнали?

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной. Они необходимы в нашем общении выражать наши мысли.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Читайте также: