Как сделать проект про ломоносова

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, астроном, географ, металлург, геолог, приборостроитель, но кроме всего этого также поэт, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

При всей своей разносторонности своих научных интересов М. В. Ломоносов с особой любовью и патриотическим вдохновением занимался историей родной страны. Ломоносов больше известен как учёный-практик, но мы мало знаем о его работах в системе гуманитарных наук, поэтому мне очень интересно рассмотреть данное направление его деятельности.

Цель работы – показать вклад Михаила Васильевича Ломоносова в изучение истории России и в развитие педагогики.

1) Выяснить роль М.В.Ломоносова в опровержении норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

3) Показать вклад М.В.Ломоносов в развитие педагогической мысли.

Объект исследования

Объектом исследования являются исторические произведения и педагогические идеи М.В.Ломоносова

Методы исследования:

Во время исследования я пользовался следующими методами:

- сравнительный анализ источников;

Основная часть исследования.

Исторические произведения М.В.Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Его основные сочинения — “Древняя Российская история”, замечания на диссертацию Г.Ф.Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50 гг.) и “Краткий Российский летописец с родословием” (1760 г.). Все эти работы дают интересный материал для характеристики русской исторической мысли XVIII столетия. Взяться за перо историка Ломоносова побудили патриотические соображения.

Выход Древней Российской истории стал важным событием в Русской историографии. Идеи Ломоносова о глубокой древности славянских народов, об их важной роли в общеевропейской истории были оригинальными и направленными против “норманнской теории” происхождения Русского государства, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа . Его книга вышла в 1766 году и называлась “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”.

Книга состояла из трех частей:

2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).

3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).

В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории, где позже появилось Русское государство, первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась, и многие территории, занимаемые чудскими племенами, позже были населены славянами. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые утвердили самодержавие. Ломоносов М.В. разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов. Он выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов.[1] Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

2.1.1 Герард Фридрих Миллер

2.1.2 Опровержение норманнской теории

Ломоносов считал, что славяне прошли сложный путь исторического развития еще до появления государства, и до прихода варягов. Сопоставляя данные разных источников: Российская история Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал выписки и примечания, полное число статей которых 653. Читал российские академические летописи без записок. Он пришел к выводу, что славяне были среди народов, населяющих равнины юго-восточной Европы. Спустя столетие С. М. Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по “тогдашним средствам науки”. [3]

Краткий справочник по хронологии российской истории от её начала до правления Петра Великого написан в 1759 г. Рукопись не сохранилась, но была опубликован в 1760-1761 гг. 3 изданиями.

2.2.1 Богданов Андрей Иванович

В написании этой книги, большую роль сыграли ещё 2 человека:

2.2.2 Шлёцер Август Людвиг

1. Исторические взгляды М. В. Ломоносова явились высшим достижением русской передовой мысли ХVIII века. По многим вопросам М. В. Ломоносов значительно опередил не только современную тему русскую и зарубежную историческую науку, но и историографию ХIХ века.

2. Труды М. В. Ломоносова по отечественной истории должны быть поставлены в один ряд с открытиями ученого в экспериментальных науках. Гений Ломоносова проявился в полной мере и в его занятиях историей.

4. Ознакомление с деятельностью М.В.Ломоносова, его научными идеями, гражданскими позициями не теряет своей актуальности и в настоящее время. С его именем связаны любовь к Отечеству, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества, вера в великое будущее России.

Гаврилова Л.М. М.В. Ломоносов как историк и автор портретной серии русских князей и царей [Текст] / Л.М. Гаврилова // Русская историческая мысль и медальное искусство в эпоху Екатерины II / Л.М. Гаврилова. – СПб., 2000. – С.30-64

священника. Изв естно, что у него была большая б иб лиотек а.

Мать Михаила — Елена Ивановна была дочерью дья кона. Именно мать , к

сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юно м возрасте и

привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия

Смотрицког о, Псалтирь в си ллабичес ких стихах С имеона Полоцкого и

Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Ломоносов вовсе не был неу чем.

Он уже имел максимально возмо жное в тех местах о бразование, которое и

позволило ему поступить в Славяно - греко - латинскую академию — первое

Здесь Михаил изучил латинский язык, по литику , риторику и, отчасти ,

философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так

писал И.И. Шу валову в 1753 го ду: «Имея од ин алтын в день жалова н ья,

нельзя было иметь на пропитание в день б ольше как за денежку хлеба и на

денежку квасу, прочее на бумагу, на о бувь и другие нужды. Таким образом,

Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии

в Академию наук 12 с пособных учеников — решила судьбу Ломоно сова.

Трое из эт их учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре

профессору Вольфу, и звестному немецкому философу. Ломоносов занимался

под руководством Вольфа математикой, физикой и философие й. Затем он

учился еще в Фрейберге, у профессор а Генкеля, химии и металлу ргии.

Вместе с похвальным и отзывами о занятиях Михаила за границей,

руководител и его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась

для Ломоносова в 1740 году п осле брака в Марбурге с Елизаветой -

Христиной Ц ильх, дочерью у мершего чл ена городской ду мы.

Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из горо да в город б ыли не

только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему

В немецком студенчестве он нашел и то у влечение поэзией, которое

выразилось в дву х одах, присланных им из - за границы в Академию наук: в

Эти две оды, несмотря на их громадное значение в и стории русской поэзии,

не были в с вое время напечатаны и послужили только дл я Академии наук

доказательств ом литературных сп особносте й Ломоносова. Между тем с

Вообще работы Ломоносова в области русск ой словесности весьма

значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы

развития современ ного стихосложени я. Его н аблюдени я в области языка

послужили началом становления русского литературног о языка светского

Для того чтобы внести поря док в литер атурный язык, Ломоносов р ас -

пределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с

каждым и з них определенные литерату рные жанры. Отсюда и исход ит

принятое в русск ом литературоведении определение к омедии как низкого

В 1741 году Ломоносов вернул ся на родину. Несмотря на оды, перево ды

сочинений иностра нцев - академиков, студент Ломоносов не получил и места,

ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в

январе 1742 го да, Ломоносов б ыл определен в Акаде мию адъ юнктом физики.

В 1 743 году п ри Академии в озникли исторический департаме нт и ис -

торическое собрание, в заседания х которых Лом оносов повел борьбу про тив

Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян. И вскоре

демии и частых ссор с немцами в пьяном виде, более семи месяцев «со -

о вознаграждении для пропита ния и на лекарства получил только разре шение

В 1745 году Ломоносов подает прошении об определении его профес -

сором хим ии. Назн ачение в академию — профессором химии — совпало с

приездом его жены из - за границы. Через четыре года у них родилась дочь

Елена. С это го времен и начинается достаточно обеспеченная и спо койная

жизнь Ломон осова. Расцветает ег о научная деятельность.

говоря словами Пушки на. Но главные его открытия касаю тся химии, физики

и астрономии. Они на десятилетия опередили работы за падноевр опейских

ученых, но часто оставались не замеченными европе й ской наукой, не

придававшей ос обого значен ия развитию точн ых знаний в варва рской стране,

Леонард Эйлер был ед ва ли не единственн ым его современником,

который по нял масштаб ы его у ма и о ценил глубину его обобщений. Отда вая

должное заслугам Ломоносова, Эйл ер отмечал его «счастливое умение

Благодаря вниманию Эйлера в начале 1748 года Ломоносов добился

постройки и оборудования по его чер тежам химической лаборатории при

Академии н аук, гд е, в частности, стал производить анализы образцов раз -

личных руд и мин ералов. Эти образцы он получал с горных зав од о в и от

Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в

своей л аборатории, о тличались высокой точностью. Однажды он проде лал

такой опыт: взвесил запаянны й стеклянный сосу д со свинцовым и

пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покры лись

окислом, но общ ий вес сосу да при этом не и зменился. Так был открыт закон

сохранения материи — один из основных законов природы. Печатная

публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году в д иссертации

энергии и массы Л омоносову по праву принадлежит пер вое место.

Ломоносов первым сформулировал основные полож ения кинетиче ской

теории газов, открытие которой о бычно связывают с именем Д. Бер нулли.

Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижны х частиц —

молекул и атомов, ко торые при н агревании тела д вижу тся быс трее, а при

Научные ин тересы Ломон осова касались самых неожиданных сфер и

привели его д аже в о бласть изящных искусств. В н ачале пятидесятых Ло -

моносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным

заводам. Именно Ломо носову мы обязаны рождением ру сской мозаики и

истинного шедев ра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском

заводе и посвященного би тве под Полтавой. В 1753 году Ломоносов п олучил

привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ с землей в

Ученый имел немало врагов и завистников, во главе которых ст оял

всесильный Шу махер. По счастью, у него нашелся покровитель граф

Шувал ов. Через Шувалова Ломо носов и мел возможность провести в жизнь

важные планы, например основание в 1755 году Московского универси тета ,

для которого Ломоносов написал первоначальный проект, основы ваясь на

«учреждения х узаконенных, о брядах и о быкновени ях иностран ных

В 1757 году он становится канцле ром , то есть, по современным понятиям,

вице - президенто м Академии наук. В том же году он переехал с казенной

академической квартиры в со бственны й дом, с охранивши йся на Мойке до

В 1759 году Ломоносов зан имался устройством гим назии и составле нием

устава для нее и университета при Академии, причем всеми силам и

отстаивал права низших с ослови й на образ ование и возражал на раз давав -

Ломоносов, нужны «для Сибири, горных д ел, фабрик, сохранения народа, ар -

хитектуры, правосудия, исправления нраво в, купечества, ед инства чи стой

веры П о г еографич ескому департаме нту Ломо носо в занимался с обиранием

В 1761 году Ломоносов следи л за про хождением Венеры между Земле й и

Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, снова

был о существлен позднее последов ателями великого ученого — ака -

В июне 17 64 года Екатерина II посетила д ом Ломоносова и в течение двух

часов смотрела «работы моза ичного ху дожества, новоизо бретенные

Ломоносовым физические инстру менты и некотор ые физические и хими -

Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книга ми не

часы — сутки. О по следних годах жизни его рассказывала племянн ица

Матрена Евсеев на: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да за пи шется,

что ц елую нед елю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского (п ива) с ку ском

под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во вр емя обеда вм есто

пера, которое по шко льной привычке любил класть за ухо, клал ложку,

которой хлебал горячее, или утирался своим парик ом, который снимал с

себя, когда прин имался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу , чтобы не

Но он все - таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Кр упный, позднее

полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый,

веселый, но кру той, вспыльчивый до яр ости. Однажды задумали его ограбить

три матр оса на Васильевском острове, он пришел в так ое негодование, что

Участники проекта: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цель: воспитание у детей патриотизма на примере служения науке великого русского учёного — М.В.Ломоносова.

  • познакомить детей с основными заслугами перед отечеством М. Ломоносова
  • поддерживать у детей интерес и тягу к знаниям, которые выработало человечество;
  • воспитывать уважение к труду учёных и гордость за достижения отечественной науки;
  • воспитывать целеустремлённость на примере жизни гениального учёного;
  • развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • социально-личностное развитие детей, исходя из поставленных задач.
  • формирование интереса к элементарному экспериментирова-нию, добыче знаний, применению способов деятельности само-стоятельными и коллективными усилиями.

Этапы работы

  1. Подготовительный:
    — определение объектов изучения;
    — подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов;
    — изготовление раздаточного материала для моделирования, художественного труда;
    — подбор лабораторного оборудования и материалов для элементарного экспериментирования.
  2. Исследовательский:
    — изучение жизни и деятельности великого учёного;
    — ознакомление с некоторыми свойствами предметов и веществ: внешний вид, строение, физические свойства (переход из одного агрегатного состояния в другое, оптические свойства).
  3. Продуктивный:
    — создание мозаики из предметов-заместителей смальты — разноцветных кусочков пластика;
    — создание презентации по проекту.
  4. Заключительный:
    — обобщение результатов работы;
    — создание альбома о М.В.Ломоносове.
  5. Защита проекта:
    — проводится 15 апреля в день памяти учёного в виде Дня науки в детском саду.
Способы организации работы:

— принцип добровольности участия детей и родителей;
— работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
— воспитанники действуют под руководством педагога;
— опыты и эксперименты проводятся в строгом соблюдении техники безопасности.

Работа по проекту оценивается:

— конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, зам. зав. по ВМР, педаго-гом- психологом); педагогами ДОУ.

Практический результат:

V. Свойства парафина. Опытным путём показать переход вещества из твёрдого в жидкое состояние (при нагревании) и обратно в твёрдое (при охлаждении).

Данный проект относится к длительным проектам, требует теоретической подготовки педагога в части преподнесения детям сведений о М.В.Ломоносове доступно их возрасту. Для нас важным было заразить старших дошкольников тягой к знаниям, воспитывать целеустремлённость, умение доводить начатое дела до конца, научить чувствовать радость познания. Воспитание уважения к труду учителя, учёного и гордость за достижения отечественной науки – задача, поставленная руководителями проекта, была достигнута.

Проектный метод требует интеграции разных видов деятельности, поэтому воспитатели, помимо детского экспериментирования, применяли различные методы и способы развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей дошкольников, например, работа по заданию, работа в паре (микрогруппе), рисование, аппликация, использование старинной музыки и поэтического слова, рассматривание картин и иллюстраций и т.д. Родители подключились к проекту на этапе сбора литературы о русском учёном и изготовления предметов – заместителей смальты: подготовке квадратов цветной пластмассы от использованных пластиковых флаконов и бутылей (тема утилизации ТБО — твёрдых бытовых отходов — решалась в экологическом проекте, который шёл параллельно, в подготовительной группе).

Презентация проекта состоялась перед педагогами ДОУ — слу-шателями курсов повышения квалификации КОИРО. Воспитатель Бычкова А.И. поделилась с коллегами интересными сведениями о жизни и деятельности великого русского учёного, а воспитанники детского сада рассказали о проекте, своей исследовательской дея-тельности, о том, чему научились в ходе совместной деятельности и о своих желаниях на будущее. На Дне науки дети смогли выделить главные черты характера М.Ломоносова, которые они хотели бы воспитать у себя.

Лягушка принадлежит к земноводным, а точнее, к бесхвостым амфибиям, ведущим двойной образ жизни. Но с каждым годом их становиться все меньше. Актуальность темы обусловлена тем, что происходит уменьшение численности лягушек. Связано это с загрязнением водоемов и применением ядохимикатов. Есть и другие причины. Цель работы: определить роль лягушек в нашей жизни и в природе.

М. Ю. Лермонтов в Тарханах

В этом проекте автор знакомит с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова в Тарханах.

М.А. Булгаков и его Маргариты (три истории о любви)

Настоящая любовь — это целая жизнь, со своим рождением, веселой беззаботной юностью, непростой судьбой, спокойной и мудрой зрелостью и неизбежным угасанием. Михаил Афанасьевич Булгаков прожил три таких жизни — насыщенных, непохожих одна на другую. Автор работы изучила биографию М.А. Булгакова и предлагает вашему вниманию три истории о любви. В проекте также сделана попытка оценить вклад каждой женщины в жизнь и творчество М.А. Булгакова.

М.В. Ломоносов

В презентации показан путь М.В. Ломоносова в науку. Представлены факты биографии ученого, сведения о великих открытиях во всех областях его деятельности. Составлена игра "самый умный".

М.В. Ломоносов (300-летию ученого посвящается)

Первым русским академиком стал крестьянский сын Михаил Васильевич Ломоносов. Ему присвоили это звание за научные труды и открытия. Много успел сделать Ломоносов за свою жизнь. Он был всесторонним ученым, организовывал производство стекла, изучал звезды, писал стихи, занимался физикой, отечественной историей, математикой. Имел такие качества, как целеустремленность, твердость характера, выносливость, ум и решительность. Мне очень интересен этот человек, поэтому я и обратился к этой теме.

М.В. Ломоносов и основные теории химии

Какие люди оказывали влияние на формирование личности М.В. Ломоносова? Какую роль в его судьбе сыграли представители различных областей науки, культуры и техники? На эти и другие вопросы отвечает данная учебно-исследовательская работа.

М.В. Ломоносов и физика

Работа посвящена 300-летию со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова. Она раскрывает масштабность личности учёного, представляет его научную деятельность в области физики.

М.В. Ломоносов и химия

В чём мы видим главное в научной деятельности М.В. Ломоносова как химика? Прежде всего в том, что весь свой могучий талант и неукротимую энергию он направил на то, чтобы из химии-искусства сделать химию-науку. Проводя все доступные и известные в его время исследования и эксперименты, Ломоносов положил начало развитию физической химии.

М.В. Ломоносов как учёный-филолог, поэт

М.В. Ломоносов — великий сын России

В своей работе авторы обратились к жизненному пути М.В. Ломоносова. Его необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность — это целая эпоха в истории отечественной и мировой науки и культуры. Работа выполнена в виде компьютерной презентации.

М.В. Ломоносов — вклад в гуманитарные науки

В презентации описан вклад М.В. Ломоносова в развитие риторики, грамматики и теории стиля, поэтической теории и практики. Также отражены идеи Ломоносова в области педагогики.

М.В. Ломоносов — гений русской науки

Данная работа посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Различные аспекты жизни и деятельности этого великого человека отражены в наших работах.

М.В. Ломоносов — жизнь и творчество

Эта работа содержит информацию о жизни великого сына России — М.В. Ломоносове. Работа выполнена в виде компьютерной презентации.

М.В. Ломоносов — крупнейший историограф своего времени

Проект позволяет сформировать представление о М.В. Ломоносове как о крупнейшем историографе русского народа, крупнейшем историке своего времени, о его новаторстве в науке, о его стремлении воспитать в русском народе любовь и уважение к своей истории, а также познакомить с историей становления и развития научных исторических трудов и концепций М.В. Ломоносова.

М.В. Ломоносов — Петр Великий русской литературы

В презентации кратко описывается биография М.В. Ломоносова и его роль в развитии русской литературы.

М.В. Ломоносов — путь в науку

В работе описана биография и творческий путь М.В. Ломоносова. Ученица доказывает, что М.В. Ломоносов был патриотом. Также в работе приводится список географических пунктов, носящих имя Ломоносова.

М.В. Ломоносов — светило мировой науки

Данная работа посвящена изучению научно-практической деятельности М.В. Ломоносова. Автор рассказывает о жизненном пути ученого и о его неоценимом вкладе в развитие отечественной науки.

М.В. Ломоносов — слава и гордость России

Жизнь и творчество выдающегося соотечественника М.В. Ломоносова является примером для разных поколений людей, кто хоть раз соприкоснулся с его работами. Его одержимость к знаниям, желание применить их в своей деятельности, чтобы потом принести пользу для окружающих, всегда будет поражать людей и являться примером для творческих людей.

М.И. Глинка — великий русский композитор

Проект посвящен жизни и творчеству М.И. Глинки. Материал содержит основные события его биографии, кратко излагается история создания самых известных произведений.

В исследовательской работе рассказывается о биографии и жизнедеятельности экс-министра угольной промышленности СССР М.И. Щадова, внесшего значительный вклад в развитие данной отрасли и в г. Черемхово, где он сделал свои первые шаги в качестве руководителя.

М.К. Эшер: больше математики, чем кажется на первый взгляд


В живописи существует целое направление, которое называется "импоссибилизм" — изображение невозможных фигур, парадоксов. К нему относится и освещенное в работе творчество голландского художника М.К. Эшера. Представлены его произведения разных лет и подробные описания использованных в них эффектов разбиения плоскости и трехмерного пространства.

М.Лермонтов "Бородино". Азбука 1812 год


М.Лермонтов и М.Врубель — взаимосвязь в судьбах и творчестве

В презентации проведен сопоставительный анализ биографии и творчества двух русских гениев XIX века — поэта М.Лермонтова и художника М.Врубеля. Показана их духовная и творческая взаимосвязь.

М.М. Пришвин в подмосковной деревне Дунино

В работе представлены материалы, относящиеся к периоду творчества М.М. Пришвина, когда он работал близ г. Звенигорода в небольшой деревеньке Дунино. Отражены факты биографии писателя-натуралиста, особенности его художественного мира, приведено описание усадьбы и музея Пришвина.

М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель России


Работа содержит биографические данные о М.М. Сперанском. Особое внимание уделено государственной деятельности великого ученого, а также его работе в г. Иркутске на посту генерал-губернатора Сибири.

М.П. Лазарев — великий гражданин России

Работа раскрывает основные этапы биографии Михаила Петровича Лазарева — выдающегося мореплавателя, военачальника, кораблестроителя, исследователя, воспитателя военных моряков.

М.Т. Калашников и автоматы АК47 и АК47М

Работа посвящена создателю автомата АК47 М.Т. Калашникову. Приведены технические характеристики оружия, сравниваются модели АК47 и АК47М. Наше оружие — лучшее в мире!

М.Ю. Лермонтов в Тарханах и Саратовском крае

Предметом данного исследования является тарханская пора жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, его приезды в Саратовскую губернию. Цель исследования – показать, какую роль играли эти периоды в жизни поэта, найти стихотворения, посвященные этим местам.

М.Ю. Лермонтов и Ефремовский край

Презентация к уроку по литературному краеведению о связи М.Ю. Лермонтова с Ефремовским краем. Представлены фрагменты биографии поэта, фотографии, рисунки.

М.Ю. Лермонтов и Ефремовский край

Работа содержит информацию о связи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова с Ефремовским краем. Все знают, кто такой М.Ю. Лермонтов, но не всем известно, что в гениальном русском поэте сошлись два очень знатных древних рода: род Лермонтовых и род Арсеньевых.

Читайте также: