Как сделать проект про лермонтова

Обновлено: 07.07.2024

Семья
Лермонтов Ю.П. , отец поэта.
Лермонтова М.М., мать поэта.
Портрет работы неизвестного
Портрет работы неизвестного
художника. 1810-е гг.
художника. 1810-е гг.
". Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и
всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное
или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать
отчет Бoгy! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе
сердце . "
Из завещания Ю. П. Лермонтова

Арсеньева Е.А., бабушка поэта.
Портрет работы неизвестного
художника.
Начало XIX века
После
ранней
смерти
матери
Лермонтова его воспитанием занялась
бабушка, полностью исключив участие
отца.
С этого времени всю свою любовь
Арсеньева перенесла на внука, в чем
признавалась: ". он один свет очей моих,
все мое блаженство в нем". Любовь к
внуку
была
одновременно
самоотверженной
и
властной;
ради
Лермонтова бабушка готова была на
любые жертвы, но с тем, чтобы
распоряжаться
судьбой
внука
безраздельно.
Арсеньева не жалела средств для
воспитания и образования Лермонтова,
постоянно заботилась о его здоровье:
несколько раз возила его на Кавказ.

Детские годы
Детские годы Лермонтова прошли в
усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны
Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской
губернии.
М.Ю. Лермонтов
в возрасте 6-8 лет
Тарханы

Московский университетский
благородный пансион
В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828
Лермонтов
зачисляется
в
4-й
класс
Московского университетского благородного
пансиона. Это было среднее учебное заведение
для детей дворянства, известное своими
культурными традициями; их поддерживали
такие преподаватели, как С.Е. Раич, Д.Н.
Дубенский, А.Ф. Мерзляков.
Они, несомненно, повлияли на развитие литературных
интересов и способностей юного Лермонтова. Именно в
пансионе он, по собственному признанию, в 1828 "начал
марать стихи". Лермонтов участвовал в рукописных
журналах, которые выпускали воспитанники; в 1830 в
журнале "Атеней" было напечатано его стихотворение
"Весна". Тогда же были написаны первые ученические
поэмы Лермонтова, хранящие следы прямого подражания
А.С. Пушкину ("Черкесы", "Кавказский пленник"), и сделан
первый набросок "Демона".

Московский университет
Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое
отделение Московского университета, который был в те годы одним из
центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на
формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда.
Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, Н.П. Огарёв.
Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной
профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург
для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть
Лермонтову годы, проведенные в Московском университете.
Во время обучения в Московском
университете
в
1830—1832
годах
Лермонтов проживал в доме своей
бабушки
Елизаветы
Алексеевны
Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка,
2. Сейчас здесь находится его Музей.

Не желая начинать все сначала, по совету
родственников он поступил в школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где
провёл, по его словам, "два страшных года". В
школе
господствовала
военная
муштра,
запрещалось чтение художественной литературы.
Но и в этих условиях Лермонтов урывками и
тайком продолжал свои литературные занятия,
работал над романом "Вадим" из эпохи
пугачёвского
восстания.
Окончив
школу,
Лермонтов получил офицерский чин и был
определён в лейб-гвардии гусарский полк,
стоявший в Царском Селе.
Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского
Полка. 1837 г.
В 1835 в журнале "Библиотека для чтения" появилась
(без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек". Вслед за тем
Лермонтов создал поэму "Боярин Орша", драму
"Маскарад", которую он безуспешно пытался провести
через цензуру и поставить на сцене, роман "Княгиня
Лиговская".

Первая ссылка на Кавказ
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе
Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное
дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении.
Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор
легли в основу многих произведений Лермонтова.
Кавказский вид с саклей.
Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 г.
Воспоминание о Кавказе.
Март — апрель 1838 г.

Гродненский гусарский полк
После настойчивых ходатайств
Е.А. Арсеньевой и поэта В. А.
Жуковского Лермонтов был переведён
с Кавказа в Гродненский гусарский
полк, стоявший вблизи Новгорода. В
апреле 1838 г. ему разрешили
вернуться в столицу, в лейб-гвардии
гусарский полк.
Художник А.И. Клюндер.
1838 г.

Вторая ссылка на Кавказ (1840)
В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном
французского посла в Петербурге Э. Барантом; причиной ссоры был
спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил
Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.
Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных
действий на Кавказе. Он проявил исключительную храбрость в боях и
был дважды представлен к награде, но все ходатайства об этом были
отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в
начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями,
вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с
величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около
трёх месяцев.
Портрет Лермонтова работы
однополчанина Д.П. Палена (1840).
Выполнен после валерикского боя.

Проект

Кавказ - колыбель поэзии плеяды великих поэтов и писателей.

Тема Кавказа занимает значительное место в творчестве писателей и поэтов 19-20 веков, я считаю, что именно экзотичность и красота Кавказа вдохновляла их.

- Что связывает Лермонтова с Кавказом?

-Почему столь талантливый и гениальный поэт оказался в гуще событий Кавказской войны 1840г.

-Почему битва произошла именно на реке Валерик?

-Какова роль М. Ю. Лермонтова в этой битве?

Я ходила по Лермонтовским местам, и меня не покидала мысль о том, что я соприкасаюсь с историей великого прошлого.

Мне захотелось поделиться своими впечатлениями и продолжить исследовательскую работу по историческим страницам, связанными с М. Ю. Лермонтовым.

Итак, из рассказа Хусейна Магомадовича я узнала, что во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. В наказание его перевели поручиком в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе.

По рассказам моего собеседника бывшего жителя села Валерик историка Эльмурзаева Х.М отряд Галафеева 6 июля 1840 г. выступил из Грозного и действовал южнее к юго-западней крепости, разоряя принадлежащие повстанцам поля и селения, которые были полностью покинуты жителями.

К 10 июля отряд дошел до селения Гехи. Дальнейший путь лежал к селению Ачхой, дорога к которому лежала через Гехинский лес, пересекая речку Валерик.

Сам Лермонтов не участвовал в бою, а докладывал обстановку о происходящем в битве генералу Гонисею.

А также М. Ю. Лермонтов воплотил кавказские впечатления в живописи и графике.

Во время работы я открыла для себя наш край, так же каким его видел изображал в своем творчестве Михаил Юрьевич Лермонтов.

Новым для меня явилось, то, что в основе многих южных поэм М. Ю. Лермонтова лежат легенды и предания Кавказа, а не только фантазия автора.

Данная презентация посвящена биографии Лермонтова Михаила Юрьевича – великого русского поэта и прозаика 19 века. С его творчеством связан новый этап расцвета русской литературы. Произведения М. Ю. Лермонтова повлияли на становление писателей 19 и 20 веков, нашли отклик во многих сферах искусства: театр и кино, живопись и музыка.

Жизнь и творчество Лермонтова наглядно представлено в виде слайдов в хронологической последовательности, которые включают в себя информацию о важных событиях в биографии поэта. В слайдах вы найдете факты о семье Лермонтова, его детских и юношеских годах, о личной жизни и военной службе, о ссылках и дуэлях.

Биография Лермонтова. Детство Лермонтова. Семья Лермонтова. Образование.
Личная жизнь. Военная служба. Первая ссылка. Творчество поэта.
Дуэль и вторая ссылка. Пятигорск. Смерть Лермонтова.

Презентация рекомендована для:
4 класса
5 класса
6 класса
9 класса


В октябре 2014 года мы отмечали 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября (15 октября) 1814 года,15 июля [27 июля ) 1841 года поэта не стало. Похоронен в Пятигорске.Его творчество оказало большое влияние на известных русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова отображены в живописи, кинематографе, театре. За свою короткую жизнь М. Лермонтов не раз приезжал на Кавказ. Мать его умерла рано, и когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, его бабушка, Елизавета Арсеньевна несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии наведывалась в гости в имение к сестре – Екатерине Столыпиной. Для укрепления здоровья (а в этих местах было много минеральных источников ) она брала с собой и маленького Мишеля. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах в 4 года -в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.
Конечно, экзотическая, яркая , природа Кавказа оставила неизгладимый отпечаток в творчестве поэта.
Лермонтов прожил короткую жизнь, но участвовал в двух дуэлях. Первая состоялась 18 февраля 1840 года в Петербурге , за которую Лермонтов был сослан на Кавказ, другая - 15 июля 1841 года в Пятигорске. Вторая дуэль закончилась его смертью . Характер поэта был, безусловно, сложным, противоречивыим и дерзким. Но он оставил своим потомкам бесценный клад в виде своих произведений.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Смерть поэта
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. Он мучений
Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

1.помогаю ученикам определить цель проекта;
2.рекомендую источники получения информации;
3.рекомендую возможные формы деятельности;
4.содействую прогнозированию результатов данного проекта;
5.создаю условия для активности школьника, вовлекаю всех детей до единого;
6.являюсь надежным партнёром;
7.помогаю ученикам оценить полученный результат ;
8.разрабатываю памятку для родителей.

1. ознакомиться с ПАМЯТКОЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей, участвующих в проекте:
Памятка.Участие в проектной деятельности – нелегкий и важный труд и для школьника, и для его родителя. Проектная деятельность подразумевает самостоятельность ученика, но задача родителя- изучить суть проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения, Будьте готовы содействовать своему ребёнку в случае, если он обратится к Вам за помощью . ПОМНИТЕ: также, как книги, журналы, фильмы- вы играете роль источника информации для своего ребенка!
2.помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
3.помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
4.помочь в правильной формулировке задачи проекта.
5.помочь спланировать работу.
6.посодействовать ребёнку в посещении музея, библиотеки, выставок, книжных магазинов, в поиске дополнительных источников информации по теме проекта.
7.помочь оценить результаты и сам процесс работы над проектом.

1. в процессе работы над проектом ребята познакомились с биографией великого русского поэта.
2. рисовали портреты М. Ю. Лермонтова.
3. учили наизусть его стихи.
4. инсценировали дуэль Лермонтова с Барантом.
5. учились работать в группах, распределяли обязанности, поддерживали друг друга.








Таким образом, образом, совместная деятельность при работе над нашим проектом принесла свои плоды.
Участие вместе с детьми родителям очень интересно, это своего рода сотворчество.
Родители растут вместе со своими детьми и узнают много нового .Получается, что и дети, и родители, помогают друг другу!Оценивая проектную деятельность, родители по другому смотрят на своего ребенка, понимая, сколько в нем познавательной активности, личностных качеств, увлеченности.Общение с сыном или дочкой по времени становится больше, а это немаловажно в нашей современной жизни, наполненной сотовой связью, интернетом и другими современными технологиями.

Читайте также: