Как сделать проект по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ возникает необходимость обобщения и систематизации значительного объема теоретического материала. Как процесс повторения учебного материала из скучного и однотипного превратить в интересный и высокоэффективный? Современные педтехнологии представляют значительный перечень методов и приемов. Я хочу обратить внимание на метод мини-проектов. Несмотря на то, что мини-проект не требует больших затрат времени, этот метод доказал свою эффективность в формировании у школьников умений самостоятельно ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. В процессе работы школьники обучаются умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими, станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Выделяются следующие типы проектов: 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

После приветствия на этапе активизации знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (раздаточный материал) с последующей самооценкой по шаблону (написан на отвороте доски)

Активизация познавательной деятельности

Орфографический анализ
Вставьте буквы. С каким видом орфограммы вы работаете.
1) К..САТЕЛЬНАЯ (касательная)

2) ЗАГ..РЕТЬ (загореть)
3) ВЫМ..КНУТЬ (вымокнуть)
4) УР..ВНЕНИЕ (уравнение)

5) Р..СТИТЕЛЬНОСТЬ (растительность)

6) ПРЕДЛ..ЖИТЬ (предложить)

7) З..РНИЦА (зарница)

8) ПЛ..ВАТЬ (плавать)

9) ТВ..РИТЬ (творить)

10) ПОКЛ..НИТЬСЯ (поклониться)

Учащимся предлагается определить вид орфограммы и заполнить ИНСЕРТ, в соответствии с которым будут поставлены цели мини-проекта .(Определить условия написания О-А в корнях с чередованием)

Проект по русскому языку в 4 классе на тему:

Цель проекта: Научиться правильно и грамотно произносить слова, обозначать ударение в словах

Цель проекта: Научиться правильно и грамотно произносить слова, обозначать ударение в словах

Научиться правильно и грамотно произносить слова, обозначать ударение в словах.

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли человека.

Существуют слова, которые могут выдать в нас безграмотного человека.

Существуют слова, которые могут выдать в нас безграмотного человека.

Существуют слова, которые могут выдать в нас безграмотного человека.

Много яблоков

Много яблок

Давайте устраним пробелы в знаниях и запомним эти слова.

Давайте устраним пробелы в знаниях и запомним эти слова.

Давайте устраним пробелы в знаниях и запомним эти слова.

ТОРТ - ТОРТЫ

ТОРТ - ТОРТЫ

ТОРТ - ТОРТЫ ГЕРБ - ГЕРБЫ АДРЕС - АДРЕСА

ШОФЁР - ШОФЁРЫ ТРАКТОР -

ШОФЁР - ШОФЁРЫ ТРАКТОР -

ШОФЁР - ШОФЁРЫ ТРАКТОР - ТРАКТОРА СЛЕСАРЬ - СЛЕСАРИ

ДИРЕКТОР – ДИРЕКТОРА ДОКТОР –

ДИРЕКТОР – ДИРЕКТОРА ДОКТОР –

ДИРЕКТОР – ДИРЕКТОРА ДОКТОР – ДОКТОРА ДОГОВОР - ДОГОВОРЫ

Имена существительные в именительном падеже

Имена существительные в именительном падеже

Имена существительные в именительном падеже

Единственное число Множественное число

В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек

В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек

В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА: 1 ошибка у бабушки

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА: 1 ошибка у бабушки

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА: 1 ошибка у бабушки

ТРАКТОРЫ

Когда мы затрудняемся в правильности произношения слов, к нам на помощь приходит

Когда мы затрудняемся в правильности произношения слов, к нам на помощь приходит

Когда мы затрудняемся в правильности произношения слов, к нам на помощь приходит

ВЫВОД: Речевое общение играет важную роль в жизни человека

ВЫВОД: Речевое общение играет важную роль в жизни человека

К какой части речи относится это слово?

Смекалка (сущ.) - сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

2. Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову? Догадливый, сообразительный, смекалистый.

ным ему словом. Запишите его.

Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.

Орфографический словарь

Найдите в словаре имена существительные - названия расте-

ний. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы

по значению можно распределить записанные имена существитель-

ные? Объясните свой ответ.

Деревья: берёза, осина, яблоня.

Ягоды: земляника, малина, ягода.

Овощи: капуста, морковь, щавель.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначаю-

щие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.

Голубой - лазурный, жёлтый - золотой, зелёный - изумрудный,

красный - алый, оранжевый - апельсиновый, синий – василько-

вый, фиолетовый - лиловый.

2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляе-

те в речи?

Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолето-

3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Мой любимый цвет – красный.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаго-

Встречать - провожать, хвалить - ругать, говорить - молчать, лю-

бить - ненавидеть, радовать - огорчать.

2. Объясните,как вы понимаете значение таких глаголов: помо-

гать - мешать, одобрять - осуждать.

Помогать - содействовать чему-то или кому-то, способствовать чьей-то деятельности, поддерживать в делах и начинаниях.

Мешать - создавать препятствия, помехи.

Одобрять - признавать, принимать, соглашаться.

Осуждать - порицать, не соглашаться.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Мама с папой каждое утро провожают меня в школу.

После школы дома меня встречает бабушка.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия людей по роду их занятий. К какой

части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запи-

шите эти слова так, как они написаны в словаре.

Дирктор (сущ. ед. ч., директор (сущ. мн. ч.). Инженр (сущ. ед.

ч., инженры (сущ. мн. ч.). Столяр (сущ. ед. ч., столяры (сущ. мн.

ч.). Шофёр (сущ. ед. ч., шофёры (сущ. мн. ч.).

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.

Дирктор, директор. Инженр, инженры. Столяр, столяры.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.

Зима (сущ., зимний (прил., зимовье (сущ., зимовать (гл.).

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в

нём главные члены.

Наконец наступила зима!.

II часть – практическая.

МОЙ ПРОЕКТ "В словари - за частями речи!"

Толковый словарь

1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?

Если видишь на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш -

Орфографический словарь

1. Найдите в словаре имена существительные - названия меся-

цев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.

2. В какие группы можно распределить записанные

имена существительные? Объясните свой ответ.

Словарь синонимов

1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаго-

2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.

Словарь антонимов

1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые

Пять пар прилагательных - антонимов.

2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагатель-

ных: грубый - вежливый, простой - сложный.

3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.

Орфоэпический словарь

1. Найдите слова - названия предметов одежды. К какой части

речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти

слова так, как они написаны в словаре.

2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите

эти слова правильно.

3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.

Словарь однокоренных слов

1. Выпишите слова с корнем -снег-. Выделите в них корень.

2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

3. Составьте текст с этими словами. Подчеркните главные члены в предложениях.

Цель проекта: ознакомление учеников с миром имен, историей возникновения имени, значением и своеобразием. При выполнении проектной работы учащиеся проводят исследование своего имени (или имени на выбор), развивают умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом.

Проект Тайна имени

План проекта

  1. Цель и задачи проекта.
  2. Откуда приходят имена.
  3. Тайна моего имени: в истории, в разных странах.
  4. Результаты анкетирования.
  5. Выводы.
  6. Список используемой литературы

Лучше всего начинать проект с эпиграфа. Он обращает внимание на основную мысль проекта, показывает отношение автора к данной теме. Эпиграф помещается перед основным текстом, не выделяется кавычками и в точности повторяет авторский текст, включая пунктуацию. Ниже указываются инициалы и фамилия автора, чьи слова приведены в эпиграфе.

Для данного проекта можно использовать например такие эпиграфы:

Цель проекта Тайна имени: раскрыть тайну и значение своего имени, выявить происхождение, узнать больше сведений о выбранном имени.

В начале основной части следует дать определение понятию ИМЯ, использую словари и энциклопедии. Выяснить откуда появлялись имена людей. Рассмотреть значение выбранного имени. Дать свою оценку связи имени с судьбой человека.

В проекте желательно дать краткую историческую справку об старославянских языческих именах. Рассказать об именах оберегах, именах кличках. Выяснить почему некоторым детям давали несколько имен, и отчего имя малыша держали в секрете.

Проект об имени

Рассказать о своем имени, его значении в истории нашей страны. Перечислить великих людей, носивших такое имя.

Можно привести стихи об имени.

Стоит рассказать как изменяются имена в истории. Почему некоторые имена исчезают и откуда приходят новые.

Сделать выводы по проделанной работе об индивидуальности и неповторимости каждого человека и его связи с именем.

Привести список используемой литературы (словари, энциклопедии, книги, ресурсы интернета).

Учитель может предложить выполнить данный проект в группе. Тогда каждый учащийся будет представлять свою часть проекта. В таком виде работы желательно провести исследование или анкетирование о том, как часто встречается данное имя среди учащихся класса и школы.

Отличную оценку за проект можно получить, если дополнить работу слайдами и фотографиями, которые легко воспроизвести на экране для всех учащихся.

Оформление титульного листа для проекта

На титульном листе указываются

  • Название образовательного учреждения.
  • Тема Проекта (дозволяется небольшой подзаголовок 4-6 слов).
  • Фамилия, имя и класс учащегося, написавшего проект..
  • Фамилия и инициалы учителя, консультирующего проект.
  • Город и год написания.

Читайте также: