Как сделать проект по русскому языку 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

В данном разделе подобраны темы исследовательских работ и проектов по русскому языку для 5-9 классов обычной школы, которые можно использовать для осуществления исследовательской и проектной деятельности школьников общеобразовательных учреждений. Зачастую при выборе любой темы исследовательской работы по русскому языку стоит учитывать индивидуальные качества учащегося и степень его осведомлённости в выбранной области. Любую тему можно расширить, включив дополнительные задачи для исследования.

Темы проектов по русскому языку для 7 класса:

Темы проектов по русскому языку для учащихся 9 класса:

Как делать проект в школу

Преимущества проектного образования

Начиная обучение в начальных классах, преподаватели не знают, кем вырастут их ученики. Не исключено, что кто-то из них станет великим математиком или врачом. От выбранных методов обучения во многом зависит уровень образования и его качество. Сегодня существует много типов разных программ. Проектные варианты получили всеобщее признание по ряду причин:

Как сделать проект в школе

  1. Большой диапазон вариативности метода: от социальных проблем до исследований жизнедеятельности одноклеточных организмов. Не только тематика очень обширна, разнообразны также методы выполнения проектов и их защиты.
  2. Этот метод способствует творческому развитию обучающихся. Выбор индивидуальных условий выполнения работы и разные подходы способствуют самосовершенствованию лучших качеств ребёнка.
  3. С ранних стадий обучения ученики приучаются к дисциплине и порядку. Создать свой проект непросто. Надо составить план, написать, оформить по определённым правилам. Всё это способствует формированию дисциплинированной личности, способной работать в коллективе.
  4. Создание проекта помогает задействовать семью. Ребёнок дома может сделать задание вместе с родителями. Это позволяет улучшить его просвещённость.

Несмотря на то что проект может делаться в течение длительного времени, а для маленьких детей это трудная задача, проектное образование заслужило, чтобы его активно применяли в школе. Неважно, как будут выглядеть начальные работы, ведь в любом случае они положат старт будущему становлению личности.

Выбор темы проекта

Школьные прокты

Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся. Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов. Так, для 3 класса то, над чем работают первоклашки, будет уже неинтересно, а последние не смогут готовить темы, предназначенные для более старших детей.

Как подготовить проект в школе по плану

Детская тематика очень обширна, поэтому преподаватели сами решают, что больше подходит для их класса. Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

План проекта школьника

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

Выбор направления полностью лежит на педагоге. От его фантазии и понимания тех, кого он учит, зависит эффективность обучения. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над проектом будет их угнетать, а не приносить пользу.

Основные разделы

Предлагая своим ученикам проектное задание, учитель должен чётко определиться с единой формой оформления таких работ. В будущем это поспособствует организованности и сплочённости класса, а также упростит дальнейшее применение этого метода обучения. Тщательно продуманная система поможет педагогу больше времени уделять другим аспектам обучения, не останавливаясь на постоянных выяснениях того, с чем можно определиться сразу. Обычно в проектной работе есть общепринятые разделы, без которых мало кто представляет подобные труды. Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:

Подготовка проекта в начальных классах

Как сделать свой проект школьнику

  1. Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
  2. Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
  3. Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
  4. Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
  5. Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
  6. Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
  7. Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.

Оформление компьютерного варианта

С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с различными гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей. Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Школьные задания

  1. Правила техники безопасности. Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться. Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
  2. Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
  3. Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
  4. Отбор нужной информации. Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
  5. Оформление работ. Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
  6. Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

Любой этап обучения связан с определёнными задачами. Решать их помогают хорошо продуманные исследовательские проекты в начальной школе. Готовые проекты можно использовать в качестве наглядных пособий, в которых есть шаблоны структуры, содержания и оформления.

Ученический интерес к таким заданиям способствует росту средних показателей успеваемости и творческих способностей обучаемых.

 Язык есть вековой труд целого поколения. В. Даль

Слайд 2

 Цель исследования Изучить и проанализировать причины и характер изменений в лексическом, морфологическом и синтаксическом составе языка города.

Слайд 5

Цель исследования Изучить и проанализировать причины и характер изменений в лексическом, морфологическом и синтаксическом составе языка города.

 Задачи Изучить основные черты публицистического стиля; Проанализировать изменения лексического, морфологического и синтаксического состава языка по газетным статьям 1985 – 2011 гг.; Определить характер изменений языка.

Слайд 6

Задачи Изучить основные черты публицистического стиля; Проанализировать изменения лексического, морфологического и синтаксического состава языка по газетным статьям 1985 – 2011 гг.; Определить характер изменений языка.

 Гипотеза Изменения в общественной жизни города приводят к изменениям лексического, морфологического и синтаксического состава языка периодической печати. Эти перемены влияют на язык читателей (жителей города).

Слайд 7

Гипотеза Изменения в общественной жизни города приводят к изменениям лексического, морфологического и синтаксического состава языка периодической печати. Эти перемены влияют на язык читателей (жителей города).

 Результаты исследования

Слайд 8

 Темы статей Политика Экономика Автоматизация Религия Медицина Общественная жизнь города

Слайд 9

 Выводы В современном обществе под воздействием внешних факторов происходит изменение лексической системы языка. В разные годы разнообразие частей речи в газетных статьях почти не меняется. Основная масса – имена существительные и глаголы. Количество слов, используемых в предложении, изменилось незначительно. Простых предложений больше чем сложных. Синтаксис тяготеет к разговорным синтаксическим конструкциям.

Слайд 14

Выводы В современном обществе под воздействием внешних факторов происходит изменение лексической системы языка. В разные годы разнообразие частей речи в газетных статьях почти не меняется. Основная масса – имена существительные и глаголы. Количество слов, используемых в предложении, изменилось незначительно. Простых предложений больше чем сложных. Синтаксис тяготеет к разговорным синтаксическим конструкциям.


Старославянизмы — это слова, заимствованные из старославянского языка.

Что такое старославянизмы?

Значительное место в лексике русского языка занимают старославянизмы — это слова, пришедшие из старославянского языка, родственного русскому. Они составляют около 7 процентов основного лексического запаса русского языка.

Проникновение старославянских слов началось еще в IX веке, когда произошла христианизация древней Руси. Греческие тексты богослужений для славянского населения были переведены на старославянский (древнеболгарский) язык, который использовался в церкви.

Долгое время на Руси старославянский язык был языком письменности. Наши предки в быту разговаривали на древнерусском, а писали по-старославянски. Многие старославянизмы составили основу книжной речи. Эти заимствованные лексемы отличаются от исконно русских слов некоторыми особенностями, по которым можно понять их происхождение.



Судьба старославянских слов была различной. Многие из них полностью вытеснили соответствующие русские и воспринимаются как обычные обиходные слова:

в ре мя, жа жд а, об ла ко, х ра брый, в ре д, в ра г, ш ле м, п ла мя.

В русском языке сосуществуют слова со старославянскими и русскими корнями и воспринимаются по значению как разные слова, например:

  • невежда (необразованный человек) и невежа (невежливый человек);
  • гражданин (лицо, принадлежащее к населению государства) и горожанин (житель города);
  • прах (останки) и порох (взрывчатое вещество);
  • страна (государство) — сторона (пространственное понятие);
  • среда — середина;
  • глава — голова;
  • вождь — водитель;
  • Млечный путь — молочный;
  • платье, платок — полотно.

Старославянизмы пополнили словарный запас русского языка, сделали его богаче и ярче. Из родственного древнего языка были заимствованы названия многих абстрактных понятий ( власть, отчизна, внимание, истина, качество, притязать, бремя, совесть ). Эти книжные слова придают русской речи особый смысл, возвышенность и эмоциональность.

1) Определите, в какой группе слов даны старославянизмы, а в какой - русские слова. Запишите в 2 столбика, подбирая пары слов, в которых старославянским фонетическим признакам соответствуют русские фонетические признаки.

Образец: Старославянизмы Русские слова

1. Равенство, ладья, врата, злато, прохлада, чреда, храм, нужда, вражда, единый, вращать, разница.

2. Ровня, холодный, ворота, чередовать, хоромы, золотой, одинокий, нужный. ворочать, лодочка, вражеский, в розницу.

2) Вставьте в словосочетания вместо точек слова, данные в скобках; подчеркните старославянизмы.

1)Заводские …, надежные … российских рубежей ( страж, сторож ).

2)… курс истории, … пиджак ( краткий, короткий ).

3)… дети, … суждения ( здравый, здоровый ).

4)… каменные глыбы, … турбину ( вращать, ворочать ).

5)… вещи, … нравы ( чуждый, чужой ).

- Какое лексическое значение имеют эти слова? (обращаемся к словарю)

Сторож-работник, охраняющий что-нибудь, страж – защитник, короткий – небольшой в длину, краткий – сжатый, коротко изложенный, здоровые – сильные, крепкого сложения, здравые – толковые, рассудительные, вращать – двигать по окружности, ворочать – двигать, чужие – не свои, принадлежащие другим, чуждые – далекие, иногородние.

3) Из следующих примеров выпишите старославянизмы, подчеркните их признаки, подберите к каждому из них однокоренное русское слово .

1)…Раздался звучный глас Петра. 2) И он промчался пред полками могущ и радостен, как бой. 3)…Окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат. 4)Тих полет полнощи. 5) Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. 6) Росли мы вместе; нашу младость вскормила чуждая семья.

(Из произведений А.С.Пушкина)

Урок 3. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах и современной публицистике.

Прочитайте текст.

Хай! Меня зовут Елена Анатольевна. Сегодня мы с вами скооперировались для проведения урока, в начале которого мне бы хотелось вместе с вами вспомнить, как в нашей альма-матер проводился осенний конкурс-селебрейшн. Помните, как на вступительном брифинге вы выдвигали кандидатуры, проходили кастинг? Конечно же, в лизинг мы взяли самое фешенебельное помещение, фрилансеры взяли на себя его оформление: баннеры, флаеры, шамдалы, всяческие авангардные ноу-хау. Не было никакого консерватизма, всё супер-модерн!

Сроки для геймеров были даны минимальные, готовились они в авральном цейтноте, сами понимаете: экзамены, проекты, элективы. Поэтому администрация сделала некий цунгцванг: освободила конкурсантов на один день от электива. Некоторые из них в подобном мероприятии дебютанты, они особенно переживали катарсис.

И вот уже выбраны клакёры, расставлены жардиньерки. Замелькали шикарные плюмажи, ридикюли, боа, жакеты из равендука, жабо, шлейфы, шиньоны. Пары были хорошо подготовлены, суфлёр им не понадобился. Инсайдеры тоже постарались. А ещё мы все смеялись, когда один из бойфрендов потерял котурны. Этот милый казус добавил веселья.

После всего был небольшой собантуй. Особенно участники оценили бешамель. Конечно, не васаби, но тоже экзотика. Вообщем, всё прошло супер, без кассаций и капитуляций, как иногда бывает.

Почему текст труден для восприятия?

Совершенно верно, в нём употреблено много заимствованных слов. Выпишите их и запишите лексические значения 5-7 слов, которые вас заинтересовали.

Мы сегодня будем говорить о лексике, которая вошла в нашу жизнь в связи с появлением новых информационных технологий.

Дисплейные тексты - это тексты на экране компьютера, планшета, смартфона.

Они чаще короткие, насыщенные заимствованными словами. Они не требуют осмысления и расшифровки, быстро прочитываются и не остаются в памяти.

- Всегда ли вы знаете написание и значение данных слов?

2) Запишите значения слов:

- отправь в инсту сторис

3) Переведите на русский литературный язык следующий диалог и запишите его:

- Хай! Слышь, у меня в аське нет твоего ника!

- Давай я тебе кликну через 15 минут! ОК?

- ОК, братан! Скинь по мейлу домашку по литре, а я тебе хэлпну с драйвами!

В какой ситуации уместен первоначальный вариант диалога?

- ник – кличка, прозвище, сетевое имя

- мейл – электронная почта

- хэлп – помощь, взаимопощь

- драйв – энергия или буйный её выплеск

И еще одно задание: Выучите значения слов.

Аккаунт – учётная запись, хранимая в компьютерной системе

Интерфейс – совокупность средств взаимодействия между элементами системы

- Нужны ли нам заимствования? Конечно, нужны, так как они обогащают язык, но употреблять их нужно в меру!

Именно в меру. Иначе и наш язык, и наша литература превратятся в нечто бессодержательное,

Очень метко отметил в свое время Н.В.Гоголь:

"Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово".

Альма- матер - институт

Кастинг – пробы, выбор претендентов

Брифинг – короткая пресс-конференция

Фешенебельный – модный, светсткий

Фрилансеры- работники вне штата кампаний, свободные, самозанятые

Баннер- графическое изображения рекламного характера

Флаер – небольшая рекламная листовка

Ноу-хау – оригинальные технологии

Консерватизм – традиционные ценности и порядки

Геймер – специалист по компьютерным играм

Цейтнот – недостаток времени

Цугцванг - ход, ведущий к ухудшению позиции

Дебютант – выступающий первый раз

Катарсис – нравственное очищение, возникающее в процессе сопереживания

Клакёр – человек, который занимается созданием искусственной ситуации успеха

Жардиньерка – горка с цветочными горшками

Плюмажи – украшение из перьев на головном уборе

Ридикюль – женская сумочка на шёлковом шнурке с вышивкой

Боа – женский шарф из меха или перьев

Жакет – женская верхняя одежда из трикотажа

Равендук - похожая на парусину ткань сероватого цвета и шероховатой поверхности полотняного переплетения из пеньки или льна низких номеров.

Жабо – отделка одежды в виде оборки от горловины вниз

Шлейф – удлиненный подол женского платья

Шиньон – женская прическа с накладными волосами из чужих волос

Суфлёр – работник театра, который подсказывает актерам текст

Инсайдер – человек, имеющий доступ к конфиденциальной информации

Котурн – обувь трагических актеров в античном театре в виде башмаков

Казус – сложный запутанный случай

Сабантуй – праздник по окончанию полевых работ

Бешамель- соус на основе молока

Кассация – отмена приговора по жалобе

Капитуляция – прекращение военных действий и сдача на милость
победителя.

Урок 4 . Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

Рассмотрите слайды, выпишите определение речевого этикета. Выполните задания ниже.




Урок 5. Основные орфоэпические нормы современного русского языка.

Посмотрите презентацию "Орфоэпические нормы современного русского языка". Запишите понятие орфоэпии и ответ на вопрос "На что нужно обращать внимание при произношении?"

Выполните упражнения 113, 114 (стр. 87) и 132 (стр. 174) из учебника Шмелёва. Опирайтесь на словари и данные презентации.

Урок 6. Основные лексические нормы современного русского языка.

Выпишите 12 типов лексических ошибок. Выполните 4 упражнения под №1 (выделенные зелёным шрифтом) на слайдах. Обращайтесь к словарям, уточняйте значения слов.

Урок 7. Современные грамматические нормы современного русского языка.

Прочитайте статью внимательно! Обратите внимание, что в языке существуют варианты употребления слов, ударения в них, сочетания слов между собой. Грамматические нормы, их варианты и нарушения норм.

Выпишите в таблицу примеры употребления : что будет нормой (закреплённой в словаре), какой вариант возможен, но только в разговорной речи или в профессиональной, а какое употребление всегда будет нарушением, ошибкой.

Читайте также: