Как сделать проект по пожарной безопасности

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель Чапорова Екатерина николаевна

Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.Задачи проекта: - формировать умения реально оценивать возможную опасность;- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;- способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами. С помощью которых можно потушить пожар;Вид проекта: творческо-информационныйПродолжительность – долгосрочныйУчастники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.Актуальность темы: Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров, но самым важным является человеческий фактор. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни о стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной пожара является детская шалость. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями. Так и перед педагогами детских образовательных учреждений.Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме. Ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.Принципы реализации проекта:- системность и последовательность (любая новая ступень опирается на уже освоенное в предыдущем);- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);- наглядность (использование иллюстративного материала);- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.Ожидаемые результаты:- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного безопасного поведения;- изменение отношения к данной проблеме.Этапы реализации проекта:

Пожарная безопасность в рисунках детей

Дружно собрались все на мероприятие по пожарной безопасности.

Конкурс капитанов: Вызвать по телефону пожарных на адрес детского дома. Капитаны справились хорошо.

Знание пожарной безопасности поможет дошкольникам правильно повести себя в экстремальной ситуации

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Воспитатель демонстрирует малышам пожарную машину и атрибуты пожарного

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Дошкольники демонстрируют свои рисунки

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Сотрудник пожарной службы в детском саду

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Виды занятий

Занятия по пожарной безопасности при работе с дошкольниками можно проводить в различной форме.

Игровые занятия

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Инсценировка тушения пожара

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку проживать реальную жизненную ситуацию

Также полезны игры-инсценировки с привлечением игрушечных машинок, макетов домов, фигурок людей. Дошкольники управляют их действиями, моделируя ту или иную ситуацию, к примеру, процесс тушения очага возгорания.

Дошкольники разыгрывают с помощью игрушек сцену тушения пожара

Манипуляции с игрушками помогают усвоить полезные знания по пожарной безопасности

В старшей и подготовительной группах можно проводить занятия по пожарной безопасности в форме викторины или конкурсов (стихотворных и изобразительных, музыкальных и спортивных). Это даёт школьникам возможность самовыражения, на подобные мероприятия можно даже приглашать родителей. При проведении игровых конкурсов нужно учитывать ряд моментов:

  • добровольное участие детей (задача воспитателя — создать для этого мотивацию);
  • яркие запоминающиеся названия конкурсов;
  • поощрения (например, в виде символических призов);
  • ребята, не принимающие непосредственного участия в конкурсе, задействуются в качестве жюри;

Познавательные занятия

Детям об огне: плакат для ДОУ

Познавательные занятия должны включать в себя максимум наглядности

Коммуникативные занятия

Тему пожарной безопасности можно затрагивать и на занятиях по развитию речи. В ходе такой деятельности дошкольники учатся свободно общаться, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

  1. Что может произойти, если поджечь траву в лесу или не потушить костёр?
  2. Что нужно предпринимать, если ты почувствовал дым в квартире?

Можно попросить дошкольников самостоятельно сформулировать правила: что не должен делать ребёнок, когда взрослых нет дома.

Чтение художественной литературы

Полезно заучивание стихотворений на подходящую тематику, а также разыгрывание коротеньких сценок по мотивам прочитанного.

Приведём примерный список произведений для чтения воспитанникам детского сада.

Продуктивная деятельность

Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.

Рисунки и поделки дошкольниов на тему пожара

Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

Трудовая деятельность

Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.

Полезно давать трудовые задания для выполнения дома: это привлечёт родителей к самой проблеме пожарной безопасности, а также будет способствовать сближению членов семьи.

Занятие-экскурсия

Дошкольники всегда с восторгом воспринимают посещения каких-либо интересных мест, находящихся за пределами детского сада. Особенно, если это увлекательная экскурсия в пожарную часть.

Дети в пожарной части

Очень интересно проверить своими руками действие огнетушителя

Дошкольники рассматривают пожарную машину

Очень интересно своими глазами увидеть устройство пожарного транспорта

На память о таких интересных мероприятиях обычно остаются яркие фотографии, из которых воспитатель потом может составить фотоколлаж и повесить в группе.

Опытно-экспериментальная деятельность

Юные исследователи очень любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать их. Некоторые из них связаны с исследованием огня и приводят дошкольников к важным выводам, которые наверняка пригодятся им в жизни.

  1. Воспитатель демонстрирует ребятам, как загораются от горелки те или иные материалы. Быстро вспыхивают бумага, вата, материал. А вот дерево горит не так быстро, но, тем не менее также сгорает полностью. А вот если поднести к огню монетку (металл), она не будет гореть, а только сильно нагреется. При погружении монеты в стаканчик с водой можно услышать шипение. Из всего этого дошкольники делают вывод, что никакие вещи нельзя подносить близко к огню. И если металлический предмет не загорится, то об него можно довольно сильно обжечься.
  2. Педагог поджигает бензин в четырёх фарфоровых ёмкостях. Одну он заливает подкрашенной водичкой, вторую — подслащённой, третью чашку — засыпает песком, а четвёртую полностью накрывает плотным материалом. При этом во всех чашках огонь гаснет. Таким образом, ребята делают вывод, что огонь можно погасить водой (в любом виде), песком или тканью (перекрыв доступ кислорода). Причём, воспитатель обращает внимание, что вместе песка вполне можно брать землю из цветочных горшочков, которые стоят в комнате.

Воспитатель демонстрирует дошкольникам опыт с огнём

Ребята с большим интересом наблюдают, как загораются различные материалы

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Мотивирующие моменты в процессе занятия

Пожар в лесу

Яркая картина лесного пожара обязательно привлечёт внимание дошкольников

При изучении пожарной безопасности на природе можно рассказать ребятам грустную историю. Люди отдыхали на природе. Они уехали, потушив за собой костёр, но не заметили, что маленький уголёк откатился и постепенно превратился в большой огонь. Все лесные жители были в ужасе: деревья молча плакали, животные убегали от жара и дыма. И вот зайчик прибежал к ребятам в группу, чтобы обо всём этом рассказать.

Рассматривая тему возгорания в квартире, занятие можно начать с появления испуганного котёнка с перебинтованной лапкой: он обжёг её потому, что люди оставили включённым утюг.

  • В маленьком домишке живут шалунишки
  • И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Словечко за словечком —
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье —
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

С.Я. Маршак

Спички — лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт —

Вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

После знакомства с этим произведением ребята с удовольствием расскажут, чего не нужно делать во избежание беды, закрепляя тем самым правила пожарной безопасности.

Чтобы мотивировать детей к познавательной деятельности в структуру занятия обязательно нужно включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему огня, пожарных и пр.

Спички опасны,
Их только тронь —
Дети грозят пальчиком
Сразу появится
Яркий огонь!
Поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками
Сначала маленький, Руки перед собой
А потом большой, большой! Руки вверх, шевелят пальчиками
Подул ветерок Дуют
И огонь погас. Опускают руки
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий
Стоят на правой ноге
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый
Стоят на левой
Руку левую к груди
И огонь скорей туши
Имитируют работу пожарным рукавом

Картотека популярных тем по пожарной безопасности, используемых при работе с дошкольниками

Конкретные темы для занятий по пожарной безопасности в детском саду определяются исходя из основных целей обучения. Можно выделить следующие блоки.

Фрагменты конспектов занятий по пожарной безопасности в ДОУ — таблица

  • Посмотрите, это хитрые сестрички —
    Очень тоненькие спички.
    Опасны они — вы так и знайте!
    И спичками никогда не играйте!
  • С ними вы не играйте,
    Их вы не зажигайте!
    Спичками играть нельзя!
    Вы запомните это друзья!
  • Дон — дон- дон
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит курица с ведром,
  • Но не добежала,
  • Воду расплескала.
  • Дон-дон-дон,
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит уточка с ковшом,
  • Да ковш уронила,
  • Воду-то разлила.
  • Дон-дон-Дон,
  • Погорел кошкин дом.
  • Где теперь кошечке жить?
  • Ёжик, ёжик, где ты был?
  • Долго по лесу бродил. дети сжимают и разжимают кулачки
  • Встретил белку и синичку,
  • Мишку встретил и лисичку, загибают пальцы
  • Всех, кого нашёл в бору,
  • Пригласил в свою нору. сжимают кулачки, изображая норку

Картотека игр по теме пожарной безопасности

Незаменимым помощником воспитателя при работе с детьми по теме пожарной безопасности являются различные игры.

Дидактические печатные игры

Их можно приобрести в магазинах или же изготовить своими руками, проявив фантазию и творчество. Можно взять за основу следующие варианты.

Речевые игры

Сюжетно-ролевые игры

Поделки по пожарной безопасности своими руками

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.).

Фотогалерея: плоскостные поделки на тему пожарной безопасности

Кошкин дом: пластилинография Не шути с огнём! Пластилинография Огонь в лесу: квиллинг и мозаичная аппликация из салфеток Пожарная машина: коллективная работа в технике торцевания Пожарный на службе: пластилинография

Более замысловаты объёмные варианты. Для этой цели используют самые разные материалы: пластилин, цветной картон, бросовый материал (пустые бутылки, спичечные коробки, пульверизаторы в качестве огнетушителя и пр.). Очень эффектно смотрятся работы из ткани и вязанные крючком.

Фотогалерея: объёмные поделки на тему пожарной безопасности

Атрибуты пожарного: поделка из пряжи (вязание крючком) Не играй дома с огнём! Поделка из ткани, пряжи и бросового материала Огнетушитель и спички: объёмная поделка из бумаги Отважный пожарный: поделка из ткани Пожар дома: объёмная поделка с элементами аппликации Пожарная машина спешит на помощь: поделка из спичек и спичечных коробков Пожарные за работой: поделка из пряжи, бумаги и бросового материала Пожарный транспорт: поделка из игрушечного строительного материала Пожарный тушит дом: объёмная поделка с использованием коробок Пожарный щит: поделка из бумаги и бросового материала

Видеоматериалы по теме

Всегда интересно увидеть открытые занятия по одной тематике в разных возрастных группах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по пожарной безопасности для ДОУ. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как сознательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования города Братска

ПРОЕКТ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Составили проект: Воспитатели Блинская Е.М Григоревская Я. В.

Участники проекта: дети, воспитатели

Г. Братск,2016 год

Тип проекта: познавательный - игровой.

По содержанию: ребёнок и безопасность окружающего мира.

По характеру участия ребёнка: ребёнок - субъект проектирования.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя

Постановка проблемы:

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что – то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит детей перед реальной опасностью пожара.

Актуальность проекта:

На протяжении многих лет огонь угрожает людям, и все это время они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров B современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в любом городе, селе, деревне. И наш город Братск не исключение. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. И зачастую причиной пожара является неосторожное обращение с огнем не только взрослых, но и детей.

На проблему пожаров от шалости детей, проблему детского травматизма и гибели на пожарах нет, и не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную. Тяга детей к игре с огнем общеизвестна. Психологи доказывают, что об опасности этих игр дети знают. И чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Должны научить его вести себя правильно в экстренных ситуациях. Помочь им утвердиться B этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: "Это делать опасно", а объяснить, почему опасно и к чему это может привести.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как сознательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Цель проекта:

Углубленно изучить правила пожарной безопасности, выработать навыки предупреждения пожаров и правильных действий при возникновении пожара. Формировать у детей основы пожарной безопасности, осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности B ДОУ. Активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Задачи проекта:

- дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

- учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

- формировать умение реально оценивать возможную опасность.

- формирование навыков правильного поведения с огнем и огнеопасными предметами;

- усвоение элементарных знаний, связанных с возможной угрозой пожара;

- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

- воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

- знакомство детей с правилами эксплуатации бытовых приборов;

- расширение знаний детей о том, как бороться с огнем, если возник пожар;

оборудование пожарной безопасности

Вряд ли кто-то поставит под сомнение важность противопожарной безопасности. Несоблюдение элементарных правил и требований может повлечь за собой не только большие расходы, но и стать одной из причин трагедии. Причинами большинства пожаров могут стать неаккуратное обращение с огнём, а также неполадки в разных видах оборудования. В огромном количестве случаев желание сэкономить может свести все старания на нет и увеличить риск возникновения пожара.

Все объекты противопожарной защиты должны иметь системы обеспечения пожарной безопасности. Цель этой системы состоит в предотвращении пожара, защите персонала и имущества от губительного огня. Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя системы противопожарной защиты, предотвращения пожаров, комплексы организационно-технических мероприятий, которые обеспечивает пожарную безопасность. Система пожарной безопасности должна обладать устойчивостью к воздействию опасных обстоятельств в течение продолжительного времени. Состав и функциональность систем устанавливается нормативными документами организации.

оборудование пожарной безопасности

Главное, что должны предусматривать любые системы пожарной безопасности — это способы защиты людей от пожара. Помимо этого должны быть обеспечены максимально удобные варианты эвакуации людей и время, которое необходимо для эвакуации людей из здания.

Также общая система пожарной безопасности состоит из:

  • системы обнаружения пожара и управления эвакуацией людей во время пожара;
  • системы индивидуальной и коллективной защиты от факторов пожара;
  • системы противодымной защиты.

Помимо этого оно включает вопросы огнестойкости и пожарной опасности конструкций, ограничения распространения пожара за черту центра возгорания, источники противопожарного водоёма.

составление проекта

Если вы решили построить собственный загородный дом, то требования пожарной безопасности также следует учитывать ещё в самом начале работ.

Профилактика пожаров в загородном доме. Перечень необходимых мер

  1. Проектирование систем пожарной безопасности и монтаж электрического оборудования и проводки должен осуществляться в полном соответствии со всеми требованиями нормативных документов, и выполняться только профессиональными специалистами. Каждый используемый материал должен отвечать всем ГОСТам и стандартам. Подобные нюансы следует учитывать еще на стадии разработки проекта дома.
  2. Если речь заходит о бане, то, прежде всего, нужно обеспечить безопасность парной. Вам потребуется провести качественную изоляцию, которая снизит риски возгорания стен, пола или перегородок. Затем нужно будет установить исправно работающую печь в бане, которая облицована огнеупорными материалами, а также сделать качественный проход для печной трубы. При установке других нагревательных приборов так же потребуется качественная изоляция от легковоспламеняющихся поверхностей.

Из этого видео можно узнать о других передовых противопожарных технологиях, которые начинают применяться для охраны своего жилища, бани и другого дачного имущества.

Действия людей в случае возникновения пожара

Любое здание того или иного учреждения должно быть оборудовано средствами, при помощи которых можно оповестить людей о пожаре. Для этого можно использовать радиотрансляционную или внутреннюю телефонную сети, звонки или любую другую систему оповещения.

Система оповещения о пожаре обязана позволять подавать сигналы как одновременно по всему зданию, так и по отдельно выбранным его частям (например, секциям, этажам и т.д.). Порядок эксплуатации систем определяется в их инструкции, а также в планах по эвакуации. Люди, имеющие право на приведение системы в действие, проходят инструктаж и ставят свою подпись на плане эвакуации.

В тех зданиях, где нет необходимости в наличии технических средств, позволяющих оповестить людей о пожаре, руководитель учреждения должен заранее чётко определить необходимый порядок действий во время пожара, а также назначить лиц, которые будут нести за это ответственность. Все громкоговорители должны быть подключены к сети напрямую. Кроме этого, у них должен отсутствовать регулятор громкости.

Каждый человек, который работает на предприятии, в случае обнаружения любых признаков пожара (повышение температуры, задымление, запах тления или горения различных материалов и т.д.), должен совершить следующие действия:

  1. Немедленно сообщить о случившемся в пожарную часть (потребуется назвать адрес учреждения и место появления пожара, после чего назвать свою фамилию и должность).
  2. Максимально быстро оповестить людей о возгорании. Самостоятельно или при помощи других лиц эвакуировать людей из здания в безопасное место в соответствии с планом эвакуации.
  3. После этого необходимо известить о пожаре руководителя или человека, его заменяющего.
  4. Принять меры по тушению пожара при помощи имеющихся средств пожаротушения, а также организовать встречу пожарной бригады.

Эвакуация людей и имущества

В чрезвычайных ситуациях коллективное и индивидуальное поведение человека, как правило, полностью диктуется страхом и желанием спасти собственную жизнь. Сильное нервное возбуждение способно существенно активизировать ресурсы человеческого организма: физическая сила резко возрастает, энергии становится больше, способность к преодолению препятствия увеличивается. Вместе с этим заметно снижается адекватное восприятие ситуации. Внушаемость человека возрастает, в действиях появляется автоматичность. Если в такой ситуации отсутствует чёткое управление эвакуацией, может начаться паника, которая вызовет сильную давку, что может привести к травмам и даже гибели людей.

запасной выход

Вернуться к оглавлению

Система пожарной безопасности в других зданиях и сооружениях

В различных сооружениях и зданиях (за исключением жилых домов) должны всегда висеть на видных местах планы эвакуации на случай пожара. Кроме этого, в здании должна быть установлена система оповещения людей о возникновении пожара.

план эвакуации при пожаре

На объектах, где находится более 50 человек, помимо схематичного плана, должна быть подробная инструкция, которая определяет действия персонала для обеспечения максимально быстрой и эффективной эвакуации людей. Каждые полгода должны проводиться специальные тренировки всех работников, несущих ответственность за проведение мероприятий.

На объектах, где люди могут находиться и днём и ночью, должны практиковаться два варианты действий: в светлое и в тёмное время суток.

Противопожарная безопасность начинается с грамотной планировки системы пожаротушения, сигнализаций и мониторинга. Игнорировать данный ключевой шаг нельзя, так как чем лучше обдумана система, тем качественнее она будет работать в случае пожара. На этапе планировки закладывается основа будущей системы, её свойства и характеристики. Нужно уметь определить возможные типы возгорания на разных участках и соответствующие методы тушения. Дальнейшая работа должна проходить в соответствии с разработанной стратегией.

Здесь очень важно обучить персонал работать с установленной системой. Этот момент нельзя пропускать, так как даже самая лучшая система безопасности будет работать плохо, если работники не знают, как с ней обращаться, какие средства пожаротушения нужно использовать в том или ином случае. Важно обучить людей порядку действий при эвакуации. Безопасность на предприятиях, в совокупности с техническими средствами, должна обеспечиваться доступностью пожарных инструментов, знанием планов эвакуации и действий в случае тревоги.

проверка и настройка систем пожарной безопасности

Противопожарная безопасность в офисе имеет более серьёзные требования к знанию и соблюдению некоторых правил. В процессе планировки такой системы нужно не только знать специфику каждого помещения, но и учитывать вид деятельности, которая в них осуществляется. Бессмысленно размещать водяные или пенные огнетушители в зданиях с дорогим оборудованием: что не сгорит, то испортится влагой.

Большим нарушением правил безопасности будет размещение порошковых огнетушителей в помещении, где всегда может находиться большое количество людей.

Противопожарная безопасность в офисе обеспечивается отлаженной системой как внутренней сигнализации, так и сигнализации, которая отправляет сигнал пожарным командам.

Этапы проектирования системы пожарной сигнализации

В ходе проектирования пожарной сигнализации следует изучить следующие вопросы.

  1. Где будет установлена данная система?
  2. Возможна ли эвакуация людей из здания при пожаре?
  3. Огнестойкость и пожароопасность материалов, использованных при возведении здания.

Проектирование системы пожарной сигнализации включает в себя несколько достаточно продолжительных этапов. Оно начинается с тщательного осмотра места установки. Инженер выезжает на объект и оценивает его с точки зрения количества помещений, их расположения и размеров, толщины конструкции помещения, для того, чтобы оценить объём работ и необходимое инженерам оборудование. Перед тем, как начать проектировать пожарную сигнализацию, необходимо определить места, которые больше всего подвержены риску возгорания или места, где огонь будет легко распространяться.

При составлении проекта именно на эти зоны следует обратить особое внимание. После осмотра помещения и выявления опасных зон, можно приступить непосредственно к составлению плана и графика проведения работ. Также к подготовке документации для подтверждения соответствия оснащаемого здания требованиям пожарной безопасности.

Проект системы пожарной сигнализации — это схема, которая состоит из приборов обнаружения огня (специальные датчики или извещатели), приборов оповещения, оборудования автоматического пожаротушения и особого оборудования, которое принимает и обрабатывает информацию.

проект пожарной сигнализации

Во время разработки проекта следует учесть значительное количество факторов:

  • месторасположение каждого датчика;
  • траекторию пролегания кабеля;
  • систему оповещения о пожаре;
  • порядок эвакуации людей;
  • количество сотрудников (если это офисное здание или предприятие), которых необходимо будет эвакуировать в случае пожара.

То есть следует принять во внимание всю схему работы данной системы. Немаловажным является оптимальный выбор необходимого оборудования и эффективное расположение всех необходимых приборов. Также важна простота и удобство эксплуатации системы. Все: офисные сотрудники, рабочие предприятия, владельцы квартир — должны знать правила пользования установленной системой пожарной сигнализации.

оборудование пожарной сигнализации

Оборудование пожарной сигнализации включает в себя следующие элементы:

Читайте также: