Как сделать проект по немецкому языку

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Предмет: Иностранные языки
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Ловицкая Елена Леонидовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 68.52 Kb

Проектная деятельность на уроках немецкого языка – 4 четверть 2014 г.

Предполагаемые проекты в начальной школе:

Предполагаемые сроки – 31.03 – 12.05

Итог – электронный учебник.

Предполагаемые сроки – апрель

Предполагаемые сроки – апрель

Итог – электронный учебник.

13.05.2014 г. – открытый урок

Предполагаемые сроки – 31.03 – 12.05

Итог – электронный учебник.

17.05.2014 Г. – ОТКРЫТЫЙ УРОК, ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Предполагаемые сроки – апрель

Проектная деятельность на уроках немецкого языка.

"Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это И это станет моим навсегда”

Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и потому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения, на развитие личности обучаемого средствами данного учебного предмета.

Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;

с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия “Проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?

Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующих определенных языковых средств, для ее разработки и решения.

Существуют следующие виды проектов:

исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные. Рассмотрим каждый из них.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Ролево – игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево – игровая.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Слайд 2

Слайд 3

Цели проекта: Формирование иноязычных знаний, умений и навыков. Воспитание интереса к изучаемому языку. Задачи проекта: Самостоятельное приобретение новых знаний Развивать умение формировать мысль на немецком языке, грамматически правильно оформлять ее. Развитие творческих способностей. Развитие эстетического вкуса. Проблемы проекта: Проект нацелен на расширение языковых знаний. Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Meine Stadt.
Meine Stadt! Das Schloss, der Park! Links die Kirche, rechts der Markt.
Vorn die Post, die Apotheke, die Geschäfte an der Ecke.
Da die Burg, hier ein Betrieb. Meine Stadt, ich hab´dich lieb!
Ein Museum in der Mitte, kommt hierher, besucht es bitte!
Dort am Rande liegt der Zoo. Gleich daneben ein Bistro.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Wo und wie wohnen die Menschen in Deutschland?
das Einfamilienhaus
das Hochhaus
das Mehrfamilienhaus
der Wohnblock

Слайд 23

Ich wohne Schillerstrasse Geht hier geradeaus Die Nummer fünfundzwanzig Da seht ihr schon mein Haus. Es ist bequem und sauber, Es ist nicht groß, nicht klein. Ich sorge hier für Ordnung Und freu` mich: es ist mein!

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Stille Gassen, laute Straßen: Fahren Autos hin und her, Straßenbahnen und auch Busse. Seht, wie stark ist der Verkehr!

Слайд 53

Слайд 54

In der Stadt wohnen also viele verschiedene Menschen. Ihre Berufe sind verschieden und auch die Charaktere, die Meinungen. Ein Mensch ist ein Optimist, der andere ein Pessimist oder ein Skeptiker. Ein Optimist ist immer lustig und freundlich. Ein Pessemist ist immer traurig, nicht freundlich oder auch böse. Er sieht alles schwarz. Nichts macht ihm / ihr Spaß.
Ein Pessimist und ein Optimist

Слайд 55

Слайд 56

arbeiten —
der Arbeiter — die Arbeiterin
lehren —
der Lehrer — die Lehrerin
verkaufen —
der Verkäufer — die Verkäuferin
studieren —
der Student — die Studentin
fahren —
der Fahrer

Слайд 57

der Garten —
der Gärtner— die Gärtnerin
die Apotheke —
der Apotheker— die Apothekerin
das Handwerk —
der Handwerker
das Programm —
der Programmierer

Слайд 58

Wer arbeitet wo?
Wer arbeitet wo? Der Architekt im Büro, der Bauarbeiter auf der Baustelle, der Pfarrer in Kirche, in der Kapelle, der Bürgermeister im Rathaus, der Sänger im Theater, im Opernhaus, der Lehrer in der Schule, der Müller in der Mühle, der Ingenieur im Betrieb, die Arbeiterin in der Fabrik, die junge Frau im Bistro, die anderen noch irgendwo.

Слайд 59

Слайд 60

Die Stadt hat viele verschiedene Tiere. Viele Menschen lieben Hunde und Katzen, einige Lieben Vögel. Jedes Kind hat seinen eigenen Lieblingstier.

Слайд 61

Слайд 62

Berlin
Berlin ist eine alte Stadt. Sie ist etwa 750(siebenhundertfünfzig) Jahre alt. Berlin ist die Hauptstadt ( столица) Deutschlands. Berlin ist eine große Stadt . Hier leben ( живут) über ( свыше ) 3 Millionen Menschen. Berlin ist eine grüne Stadt. Hier gibt es ( есть, имеется) viele schöne Parks. Willkommen ( добро пожаловать) in Berlin!

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Frankfurt am Main
Deutschlands wirtschaftliche Hauptstadt (экономическая столица) nennt man (называют) Frankfurt am Main. Das ist eine bekannte Messestadt (известный город ярмарок). Der Frankfurter Flughafen (аэропорт) ist der größte in Deutschland.

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Hamburg
Hamburg ist Deutschlands Tor zur Welt (ворота Германии в мир).Hamburg ist die größte Hafenstadt (портовый город). Man nennt Hamburg die Stadt der deutschen Presse (называют городом немецкой прессы).

Слайд 73

Слайд 74

Слайд 75

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Применение проектной технологии в обучении немецкому языку: из истории возникновения метода проектов, особенности проектной технологии, типы проектов. этапы работы над проектом, презентация проектов.

Оценить 1770 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МЕТОД ПРОЕКТОВ

В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(АВТОР И. Л. БИМ)

Составитель : Кузьмина Татьяна Александровна,

учитель немецкого языка

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связан он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.

Они предлагают строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность обучающихся, сообразуясь с его личным интересом.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Метод проектов – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно- следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

1) соотнесённость с объективной реальностью;

2) соотнесённость с субъектом деятельности;

3) ориентация на продукт деятельности;

4) методическая соотнесённость.

Остановимся подробнее на этих особенностях.

Проектная технология предполагает наличие значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний. Проект вытекает из определённой ситуации. Она может возникнуть в процессе работы над какой-либо темой, обсуждения текста и т.д., когда обнаружится дефицит знаний и желание глубже исследовать эту проблему.

Проектная технология предполагает ориентацию на интерес обучающихся, их самоорганизацию и ответственность.

Тема проекта не должна быть навязана обучающимся, инициатива должна исходить от них, учитель же лишь оказывает языковую или организационную помощь. Проектное обучение – это обучение, в центре которого стоит ученик, он – субъект деятельности. Для участия в проектной работе он должен владеть умениями самостоятельной работы – читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, пользоваться компьютером, вести дискуссию и т.д. Этот фактор предполагает воспитание у школьников чувства ответственности и желание хорошо выполнить порученную работу.

Проектная технология предполагает наличие значимого результата, т.е. проект ориентирован на продукт деятельности.

Весь смысл деятельности – в результате деятельности (считают большинство исследователей), которая завершается презентацией созданного продукта.

Форма презентации может быть самой разной: стенгазета, фотовыставка, видеофильм, коллаж, акция, поход, экскурсия, праздник.

Проектная технология предполагает учет уровня обученности обучающихся, их предметных знаний, учебных и специально учебных умений, социальной компетенции, то есть умения взаимодействовать с другими членами группы. При организации проектной деятельности важно целостное обучение, то есть развитие когнитивной, творческой личности.

Проектная технология предполагает структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

Проектная технология предполагает использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.

Основные принципы проектной работы.

1. Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую форму работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2. Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда используем иностранный язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.

3. Когнитивный подход к грамматике.

Не все ученики легко усваивают правила и структуры. Я помогаю обучающимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, они лучше усваивают её логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться иностранным языком, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.

4. Учение с увлечением.

Обучающиеся много усваивают, если нравится процесс обучения. Получения удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

5. Личностный фактор.

Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

6. Адаптация заданий.

Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучающийся.

Типы проектов.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Всё разумеется должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Ролево – игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начало проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра.

Информационные проекты.

Практико-ориентировочные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии, истории, литературы др.; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.д.).

Проект содержит в себе информацию по страноведению, дается характеристика леса Шварцвальд.

Гусарова Юлия Ивановна , 10.02.2020

Содержимое разработки

Для этого предстоит решить ряд задач:

изучить научную и художественную литературу, найти факты и доказательства в информационных ресурсах;

определить местоположение леса, его природные особенности и обитателей, а так же какие озера и водопады находятся здесь;

дать научную характеристику термину Schwarzwald ;

выяснить, откуда взялось название леса Шварцвальд;

узнать, какие легенды и сказки были написаны о лесе, прочитать их и понять, какова роль леса в их создании.

Германия гордится этой природной достопримечательностью, которая также знаменита, как Долина Монументов в США. К тому же это молодой

национальный парк в Германии, созданный в 2006 году. Я считаю, что данный регион страны интересен и привлекателен для моего исследования еще и потому, что это расширит мой кругозор, пополнит знания о стране изучаемого языка.

Глава 1. Шварцвальд в Германии.


Г де находится.

Шварцвальд (см. фото 1) – горный и лесной массив, расположенный на юго-западе Германии (см. Приложение № 1), в федеральной земле Баден-Вюртенбург. Длина горного массива составляет 158 километров. По площади

Фото 1. Шварцвальд Шварцвальд занимает 11000

квадратных километров. 2\3 составляют невысокие горы, покрытые в основном хвойными и буковыми лесами. Шварцвальд простирается от долины Рейна на западе, до верховьев Неккара на востоке. На севере массив ограничен Карлсруэ, а на юге границей со Швейцарией.

Обратите внимание, если посмотреть на этот лес сверху, то он по своей форме напомнит вам огромный боб, округлой формы.

Откуда такое название?

Римляне, который впервые оказались под их кронами, так и не смогли отделаться от впечатления, что лес наполнен духами . Однако с тех пор лес не переставал удивлять и покорять самых разных людей.

1.3. Неповторимый пейзаж и его обитатели.

Узкие тропинки, которые словно созданы, чтобы увести навстречу приключениям, остроконечные темные сосны, что скрывают от солнечных лучей целый волшебный мир под своими широкими кронами… Именно здесь в Шварцвальде вы можете почувствовать себя героем настоящей сказки. Шварцвальд – место , где вымыслы становятся слишком реальны.

Темные заросли приютили многих лесных обитателей. Здесь можно встретить таких животных, как der Fuchs (лиса), der Wolf (волк), der Uhu (филин), die Eule (сова).

Очень интересным мне показался тот факт, что в Шварцвальде обитают дикие европейские коты ( Wildkatze ). На одном из интернет-сайтов я нашел очень интересную информацию об этих животных. Немецкий фотограф Клаус Экхле занимался созданием фотопроектов, одним из которых и стали те самые дикие коты. (см. приложение № 2).

Согласно исследованиям Национального института США, все современные домашние кошки произошли от группы одомашненных лесных кошек около

10 000 лет назад где-то на Ближнем Востоке.

Известно, что ближайшим родственником лесной кошки является барханный кот. Что касается обитания лесных котов в лесах Шварцвальда, считалось, что с 1912 года эти кошачьи Баден-Вюртемберге не живут, но в 2006-ом одного из них случайно сбила машина. С этого момента ученые занялись активным исследованием нашедшихся особей, а фотограф Клаус Экхле на протяжении 6 лет снимает в естественных условиях этих грациозных и пугливых животных.

Так же на территории леса можно встретить der Dachs (барсука), die Wildsau (дикий кабан), редкого трёхпалого дятла, сокола сапсана, воробьиного сыча и других. Местные коровы – достопримечательность региона Шварцвальд. Эндемик

– гигантский дождевой червь, встречается только в этом лесу.


В самых высоких районах Шварцвальда растут типичные горные растения. Овраги, защищены от морозного горного ветра и непогоды высокими скальными стенами, дают убежище для многих исчезающих видов растений. В овраге Вутах растет примерно 1 000 различных растений и обитает как минимум 100 видов птиц и более 500 различных бабочек, некоторые из которых встречаются очень редко. На высоких склонах горы Фельдберг очень хорошо чувствуют себя горечавка желтая, рододендроны, арника. Несколько ниже растут вереск, вороника и голубицы. На низких холмах тянутся цветущие луга с различными видами орхидей и наперстянок. Небольшие озерца, окруженные смешанным лесом, состоящим из сосен, елей, берез или буков, на нижних ярусах леса растут папоротники, можжевельник или бузина. Некоторые озера пересыхают, и на их местах образуются болота с зарослями камыша и трав. По горным склонам сбегают вниз прозрачные ручьи. Этот горный край образуют покрытые елями или соснами склоны и лесистые долины с дубами и березами. На склонах гор в южной части Шварцвальда растут виноградники.

В Шварцвальде и по берегам Рейна, протекает вдоль его западной границы, проживает много видов птиц. По берегам Рейна растут тополя и камыши, поэтому здесь можно наблюдать за многими птицами, которые находят в

Фото 2. Auerhahn

этих биотопах пригодные для них условия жизни. В горных лесах обитают такие пернатые хищники, как, например, ястреб большой и перепелятник, охотятся на

птиц, зайцев, кроликов, белок и других грызунов. В старых лесах встречается

желваки. В поисках личинок жуков и других насекомых она выдалбливает в коре старых деревьев глубокие, прямоугольные или овальные отверстия. Глухарь (см. фото 2) - самая крупная птица Шварцвальда. Он отдает предпочтение старым кустарникам с густым подлеском черники. Другие пернатые обитатели этих лесов - зяблики, снегири и черные и хохлатые синицы. В Шварцвальде достаточно часто встречаются косуля и олень, поэтому на этой территории было построено много заграждений, чтобы можно было наблюдать за животными, не пугая их. Зимой животные выходят из леса, привлеченные пищей, которой люди наполняют кормушки. Лесники, таким образом, стремятся избежать вреда, который животные наносят лесам, когда в голодное время они обгрызают кору деревьев. Кабаны часто встречаются в Шварцвальде, теперь живут здесь на свободе или в специальных вольерах. Ближе к подножию гор часто можно увидеть рыжих лисиц. Эти хищники охотятся на птиц и грызунов. Другие жители Шварцвальда - это лесная куница и белка, которые прячутся среди ветвей. В густом подлеске роют норы барсуки.

Несмотря на зловещее название, Шварцвальд – это красивейший лесной массив со склонами, усыпанными цветами и различными растениями, здесь расположены прекраснейшие озера , шумные водопады и остроконечные горы – все, что создает неповторимый пейзаж, манящий своей сказочностью и красотой!

1.4. Озера и водопады .

Спокойствие и безмятежность водяной глади можно почувствовать возле самых известных озер Шварцвальда – Титизее и Шлухзее. Первое из них кристально-голубое озеро имеет длину около двух километров, а ширину 800 метров. Его берега, словно чудесным ковром , устланы мягкой нежной зеленью. Шлухзее – самое глубокое озеро Германии, красоты которого не уступают многим другим известным местам. Согласно легендам, на дне этого озера покоится древний и некогда богатый город, который поплатился за грехи своих жителей и был навсегда скрыт под чистейшими голубыми водами.

Еще одной сказочной природной достопримечательностью являются водопад

Триберг и водопад Всех Святых . Мощные водные массы обрушиваются вниз с высоты 150 метров, раскидывая в разные стороны блестящие на солнце брызги. Необычным фактом является то, что власти Шварцвальда помогают в создании сказки и специально сделали подсветку водопадов в ночное время. Представляете, как там красиво ночью!

Глава 2. Сказки Черного леса.

Будешь видеть радость в каждом миге,

Все поймешь: и звезды, и закат!

Что приснится – сбудется , как в книге,-

Темный Шварцвальд сказками богат!


" Всякий, кому случалось побывать в Шварцвальде, скажет вам, что никогда в другом месте не увидишь таких высоких и могучих елей, нигде больше не встретишь таких рослых и сильных людей. Кажется, будто самый воздух, пропитанный солнцем и смолой, сделал обитателей Шварцвальда непохожими на их соседей, жителей окрестных равнин". Так, начиная сказку "Холодное сердце", описывает Шварцвальд Вильгельм Гауф.

По всей Германии , от края до края, существует множество различных мест, связанных с древними легендами преданиями. Это горы, леса, различные природные объекты, а так же замки, деревни и города, но ни одном другом регионе Германии не существует такого множества мифов, сказок и легенд, как Шварцвальде. Эта местность создала прекрасную почву для возникновения очаровательных сказок Черного леса. Фото 3. Картина К.Д. Фрид-

Так как Темный лес изобилирует живописными озерами и водопадами, сырыми лесистыми чащами, неудивительно, что он стал местом действия старинных легенд и сказок братье Гримм. В


е го чащах Красная шапочка встретила Волка, а Белоснежка (см. фото 4) – гномов, здесь блуждали Гендель и Гретель. Чем же вызваны легенды о Шварцвальде? Изучив историю леса, я предполагаю, что большое влияние на создание легенд оказала влияние

Средневековье. Одна из таких

легенд до сих пор ходит из уст в уста. Здесь говорят, что если ребенок бродит один по лесу, его может утащить der Grossman (в переводе – великан). Выглядит он жутко – него нет лица, он огромен с дерево и у него куча конечностей.

Знаменитая легенда о Черных кошках (см. приложение № 3), о рыцарях, заколдованных принцессах, сбежавшем с войны солдате-наемнике, носившем медвежью шкуру, угольщике Петере Мунке, Голландце Михеле, Стеклянном человечке, о призраках озера Муммельзее и многих-многих других удивительных персонажах рассказывают сказки, легенды и истории из Шварцвальда.

Ну и, конечно же, живет в Шварцвальде Стеклянный человечек, прославленный на весь мир сказкой Гауфа "Холодное сердце", но еще задолго до нее существовавший в народных преданиях. Его жилище находится близ лесного озера, которое так и называется - "Стеклянное" (Glaswaldsee). Когда-то здесь, на берегах Стеклянного озера стояла стеклодувня, от которой давным-давно и стен не осталось, а вот человечка время от времени видят: ростом он с маленького ребенка и носит народную одежду шварцвальдцев этой местности: кафтан, шаровары и красные чулочки, а на голове - остроконечную шляпу с большими полями. Показывается он только тому, кому захочет, быстро становясь невидимым для праздного любопытного глаза…

Фото 5. Фигура Христа, вросшая в 300- речий.

представлены сцены из четырнадцати местных Шварцвальдских легенд, самыми известными из которых являются легенды о "Мертвой невесте" замка Виндек и русалках озера Муммельзее.

Вывод: Изучив различную научную информацию и литературу, я пришел к выводу о том , что природа Шварцвальд без преувеличения уникальна. Она стала интересным объектом не только для ученых, но также источником вдохновения для многих художников, писателей и поэтов. Много сказок и легенд знает старый Шварцвальд, раскинувшийся на одноименном хребте на юго-западе Германии. Подтвердилась ли моя ГИПОТЕЗА: «Лес Шварцвальд называют сказочным, потому что про него сложено много мифов, легенд и сказок. Гипотеза не подтвердилась. Но я выяснил, что сама природа этого леса поистине сказочна и неповторима, сама природа дарит нам сказку, именно поэтому так много легенд сложено про этот удивительный лес.

Подводя итог проделанной мной работы, хотелось бы отметить ее важность и актуальность. Каждый современный человек должен интересоваться природой не только с научной точки зрения, но и с духовной. В нашем мире научных открытий и технологий , мы стали забывать, что вокруг нас кроется удивительный мир. Гуляя по лесу, мы не чувствуем его красоты, мы смотрим на него, как на биосистему или как на место добычи топлива….

Но не только Шварцвальд дарит нам сказку, нам дарит ее любой лес, где бы он не находился : в Германии или в России, во Франции или в Америке.

Планируя исследовательскую работу на следующий год, я решил продолжить изучение природы Германии.

Читайте также: