Как сделать проект по физкультуре 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое разработки

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области

Юридический адрес: 445554 Самарская область, муниципальный район Приволжский,

с. Заволжье, ул. Школьная, дом 22

Исследовательская работа по физической культуре

«Влияние регулярных занятий физической культурой и спортом

на формирование физических качеств у обучающихся

Автор:Федоткина Виктория, 8 класс

Руководитель работы: Антонова Наталья Геннадьевна,

учитель физической культуры I категории

Раздел 1. Теоретическое состояние вопроса по данным литературных источников………………………………………………………….…………..…..6

Обзор литературы по выбранной теме………………. ………………..…..6

Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств у обучающихся младшего и среднего школьного возраста………..……………. 7

Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников………………………………………………………………………….10

Раздел 2. Исследование и полученные результаты…………………………… …12

2.1. Результаты тестирования физической подготовленности…………………12

2.2. Анализ мониторинга посещаемости обучающихся учебных занятий. …..14

Анализ мониторинга посещаемости воспитанниками спортивных

Сравнительный анализ проведенных исследований ………………………22

Жизнь — это не всего лишь борьба,

а и много разных видов спорта.
Б. Крутиер

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Под уровнем физической подготовленности в рамках школьной программы подразумевают показателисдачи контрольных нормативов обучающихся: шестиминутный бег, прыжки в длину с места, подтягивания, челночный бег 3х10, наклон вперед, бег 30м.

Исходя из этого, необходимо более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе развития школьников младшего и среднего возраста.

Итак, объектом исследования являются обучающиеся 2-9 классов.

Предмет исследования: показатели уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: шестиминутный бег, прыжки в длину с места, подтягивания, челночный бег 3х10, наклон вперед, бег 30м.).

Цель исследования:

изучить влияние занятий физической культурой, лыжным спортом, баскетболом и самостоятельных занятий физическими упражнениями на уровень физической подготовленности обучающихся 2-9 классов ГБОУ ООШ с.Заволжье.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;

изучить проблему влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников;

провести тестирование и анализ уровня физической подготовленности обучающихся 2-4 классов ГБОУ ООШ с.Заволжье ;

выполнить анализ мониторинга посещаемости обучающихся учебных занятий и спортивных секций;

сделать выводы, дать рекомендации.

Гипотеза исследования: обучающиеся 2-9 классов, регулярно занимающиеся на уроках физической культуры и дополнительно физическими упражнениями в спортивных секциях лыжной подготовки и баскетбола, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств.

Обучающиеся первого класса не были включены в исследование, т.к. уровень их физической подготовки недостаточен и некорректно было бы говорить о каких-либо достоверных результатах.

Методы исследования:

- поиск, анализ и отбор информации (литература, интернет-источники);

- анкетирование и обработка результатов;

- тестирование и сравнение показателей физической подготовленности.

Первый , информационный этап включал в себя поиск информации: знакомство с научно-популярной, методической, справочной литературой, интернет-источниками. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.В первом разделе были освещены следующие теоретические вопросы: в первой главе проведен обзор литературы по выбранной теме, во второй главе рассмотрены возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств у обучающихся младшего и среднего школьного возраста, в третьей главе изучено влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников, в четвертой главе представлена методика проведения тестирования уровня физической подготовленности.

В заключение работы сделаны выводы и даны рекомендации.

Новизна проектазаключается в том, что развитию физических качеств и их исследованию уделяется много внимания и посвящено достаточное количество исследований в различных видах профессионального спорта. Но менее всего эта проблема освящена касательно школьников.

Говоря о перспективности, а вторы не претендует на всеобъемность, но в связи с малой изученностью предоставляют широкое поле деятельности для будущих исследований. В дальнейшем, например, можно изучить особенности проявления двигательных качеств в отдельных видах спорта (баскетбол, лыжная подготовка), что позволит выявить пробелы в общефизической и специальной подготовке, реализация которых окажет существенную помощь в улучшении всего тренировочного процесса.

Глава 1. Исследование состояния вопроса по данным литературных источников

Обзор литературы по выбранной теме

Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе.

Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания школьников, так считают В.И. Лях и А.П. Матвеев.

Многие авторы отмечают, что физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин; Н.А. Фомин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер; Ю.Н. Вавилов).

Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности детей и подростков во внеурочное время, снижение количества школьников, посещающих дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности современных школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад (В.К. Бальсевич; Ш.Х. Бедретдинов; O.A.Богданов; С.И. Изаак; ЛА Семенов).

Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на школу. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева). Традиционный урок физической культуры, как правило, не приводит к повышению уровня физической подготовленности школьников (В.К. Бальсевич; A.C.Солодков, Е.Б. Сологуб).

Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств у обучающихся младшего и среднего школьного возраста.

Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.

Известный советский педагог Выгодский обращал внимание на необходимость изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определённом этапе, а в другие периоды быть нейтральным или даже отрицательным.

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.

Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. По данным З.И. Кузнецовой, проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:

1. По данным З.И. Кузнецовой наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития двигательных способностей.

Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.

Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период — с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год менструального цикла; у мальчиков — только в предпубертатный период, с 8 до 11 лет.

Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). В дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно. За 24 занятия прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет (период интенсивного развития выносливости) повысилась на 50-116% и за последующие два с половиной месяца после прекращения занятий увеличилась на 66%.

Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет).

Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 лет на 100-105%, 9 лет — 54-62%, 10 лет — на 40-50% в течение одного учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.

З.И. Кузнецова подчёркивает, что в период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам, как правило, не увеличивается. И если даже удаётся повысить по средствам тренировки, то достигнутый эффект держится не долго.

В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательных способностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек — преимущественно в период с 8 до 11 лет.

Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.

Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников

Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека. Планируя физические нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей) и систематичность (последовательность и регулярность). Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния, являются средством для повышения уровня физической подготовленности.

Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Каждый школьник должен знать свою медицинскую группу, физическое развитие, уровень физической подготовленности. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.

Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Развитие быстроты зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Лучшие показатели быстроты отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне.

Гибкость – это свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, способность выполнять движения с большой амплитудой. Проявление гибкости зависит от эластичности мышц, внешней температуры, времени суток. Урок физической культуры способствует развитию гибкости, красоте внешнего вида, пластике. Подвижность в суставах у девочек примерно на 20-25% выше, чем у мальчиков.

Сила способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам за счёт мышечных усилий. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:

Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).

Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре лежа).

Выносливость способность человека к длительному выполнению работы без снижения ее интенсивности. Основной критерий выносливости – время, в течение которого человек способен выполнять заданную интенсивность деятельности.

Ловкость(координация) способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость(координацию) можно разделить на ручную и локомоторную. Ручная – это умелые движения руками, а локомоторная – туловищем.

Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого. Средством развития физических качеств являются физические упражнения.

Для физического совершенствования, увеличения уровня физической подготовленности учащимся необходимо заниматься дополнительно физическими упражнениями, так как в рамках урочной системы даже при трёх часовой недельной нагрузке данного времени недостаточно.

Глава 2. Исследование и полученные результаты

2.1. Результаты тестирования физической подготовленности

При оценке общей физической подготовленности учащихся, можно использовать самые разнообразные тесты. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Выбранные нормативы соответствуют уровню физической подготовленности обучающихся согласно авторской программы по физической культуре авторского коллектива В.И. Лях, А.А.Зданевич. Методика проведения тестов представлена в Приложении 1.

В исследовании приняли участие обучающихся 2-9 классов, которые относятся к основной медицинской группе. Результаты тестирования представлены в Приложении 2 и ниже (Таблица 1).

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - незаменимая ценность нашей жизни! Только здоровый человек может в полной мере стать счастливым. Каждый человек должен знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого. Человек – хозяин своей судьбы, своего здоровья и счастья. С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Что сделать и как вести себя в современном мире, чтобы укрепить, восстановить и сохранить здоровье? Какой сформировать образ жизни, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь?

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Все элементы природы взаимосвязаны. На человека, который тоже является ее частью, влияют различные факторы, в том числе и вредные. Их воздействие негативно сказывается на здоровье. Чаще всего страдает пищеварительная система. Ритм жизни, в котором мы живем, просто не позволяет нам питаться правильно. Помимо вредных продуктов, существует множество других факторов, имеющих отрицательное воздействие на человеческий организм. Условно все вредные факторы, влияющие на здоровье человека можно разделить на те, воздействие которых неизбежно, и те, которые можно исключить из своей жизни. Чтобы не быть голословным, приведу примеры, которые показывают влияние вредных факторов на здоровье человека в быту. Вредные привычки Малоподвижный образ жизни Негативные эмоции Злоупотребление лечением Окружающая среда

Слайд 8

Вредные привычки - это сложные, многоуровневые проблемы, их сложность в том, что основная часть людей не воспринимает их правильно, те кто начинает (курить, пить, принимать наркотики) считает, что легко сможет отказаться от этого и загоняет себя все дальше и дальше в угол. Некоторые думают, что вредная привычка это несокрушимая скала, которую не под силу разрушить никому, ни самому человеку, ни с помощью специалистов. Гиподинамия – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Часто гиподинамия наблюдается у школьников, слишком перезагруженных учебными программами и не имеющих времени на спортивные мероприятия.

Слайд 9

Негативные эмоции. Недоверчивый и подозрительный человек в большей степени подвержен сердечно - сосудистым заболеваниям. То же самое можно сказать и о человеке, проявляющем враждебность к окружающим. Это можно объяснить тем, что в его организме происходит резкое увеличение белка С3, что оказывает влияние на иммунную систему и чревато не только заболеваниями сердца, но и развитием сахарного диабета. Большой вред организму наносит регулярное применение лекарственных препаратов, которые могут вызвать даже привыкание. Одно из опасных увлечений - злоупотребление безрецептурными лекарствами, содержащими спирт или вызывающими сонливость. В больших дозах они влияют на органы чувств, особенно зрения и слуха, и вызывают спутанность сознания, галлюцинации, оцепенение и боль в желудке.

Слайд 10

Окружающая среда. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Грязная вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Все это представляет угрозу для здоровья человека. Наиболее опасным для здоровья человека является радиоактивное загрязнение окружающей среды, на которое оказывают влияние радиоактивные осадки, работа атомных электростанций и захоронение радиоактивных отходов. Радиоактивные осадки представляют собой частицы земли, которые поднимаются в воздух и становятся радиоактивными в результате ядерного взрыва. Образовавшаяся радиоактивная взвесь может разнестись ветром на сотни километров. Человечеству известны последствия атомной бомбардировки Японии в 1945 г., где более 100 тыс. человек умерли от лучевой болезни, вызванной радиоактивными осадками, еще больше людей пострадали от злокачественных опухолей.

Слайд 11

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО
ФИЗКУЛЬТУРЕ
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Автор проекта:
Недилько Антонина Сергеевна
Ученица 9 класса МБОУ СОШ №13 имени Федора Ивановича Фоменко
Руководитель: Князев Олег Анатольевич, учитель физики и информатики
МБОУ СОШ №13 имени Федора Ивановича Фоменко

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Приобщение человека к физической культуре - важное слагаемое
в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким
развитием и дальнейшим совершенствованием организованных
форм занятий физической культурой, решающее значение имеют
самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Цель исследования: проанализировать формы и средства
самостоятельных занятий физическими упражнениями.

ЗАДАЧИ
Собрать материал из интернет-ресурсов, книг, газетных статей о формах
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Изучить направления, формы, средства самостоятельных занятий, а так же
факторы которые необходимо учитывать при физических нагрузках.
Составить список упражнений для занятий в домашних условиях

АКТУАЛЬНОСТЬ
Я считаю, что данная тема является современной и актуальной, так как
современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к
биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее
развитие физических способностей людей с помощью организованной
двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить
все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели,
повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
гигиеническая - предполагает использование средств физической культуры для
восстановления работоспособности и укрепления здоровья;
оздоровительно-рекреативная
физической
культуры
в
-
предусматривает
свободное
время
использование
после
рабочего
средств
в
целях
восстановления организма и профилактики переутомления;
лечебная
-
заключается
в
использовании
физических
упражнений,
гигиенических мероприятий и закаливающих процедур в общей системе
лечебных мер по восстановлению здоровья или определенных функций
организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний;

НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
• общефизическая - обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность
и поддержание ее в течение длительного периода;
• спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, участие в
спортивных соревнованиях и подготовки к ним, со стремлением достижения
максимального результата;
• профессионально-прикладная
-
предусматривает
использование
средств
физической культуры в системе научной организации труда и для подготовки к
профессиональной деятельности.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
• утренняя гигиеническая гимнастика (включается в распорядок дня после
пробуждения)
• упражнения в течение дня (нацелены на концентрацию внимания, снятие
утомления, поддержание работоспособности)
• самостоятельные тренировки (могут быть как индивидуальными, так и
групповыми. Для их проведения используются приемы и методы, применяемые
в видах спорта.)

СРЕДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
• Ходьба
• Ритмическая гимнастика
• Бег
• Атлетическая гимнастика
• Кросс
• Спортивные и подвижные игры
• Плавание
• Походы выходного дня
• Ходьба и бег на лыжах
• Занятия на тренажерах

ФАКТОРЫ УЧИТЫВАЮЩИЕСЯ ПРИ НАГРУЗКЕ
При дозировании физической нагрузки необходимо учитывать следующие
факторы:
• количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется
упражнение, тем больше нагрузка и наоборот;
• амплитуда движений. Увеличение амплитуды ведет к возрастанию нагрузки;
• исходное положение, из которого начинается упражнение, существенно влияет
на степень физической нагрузки;
• количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц
участвует в выполнении упражнения, тем значительнее физическая нагрузка;

ФАКТОРЫ УЧИТЫВАЮЩИЕСЯ ПРИ НАГРУЗКЕ
При дозировании физической нагрузки необходимо учитывать следующие
факторы:
• темп выполнения упражнения может быть медленным, средним, быстрым. В
циклических упражнениях большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых –
медленный;
• степень сложности упражнений, чем сложнее – тем большая нагрузка;
• мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени), чем
больше мощность, тем выше нагрузка;
• продолжительность пауз отдыха между упражнениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своей проектной работы я смогла проанализировать формы и средства
самостоятельных занятий физическими упражнениями, собрать материал из
интернет-ресурсов, книг, газетных статей о формах самостоятельных занятий
физическими упражнениями, составить список упражнений для занятий в домашних
условиях.
Практическая часть работы может быть полезна для всех девушек, начинающих
заниматься в тренажерном зале, а также для тех, кто в силу различных обстоятельств
не может позволить себе посещать спортивные секции и занимается в домашних
условиях.

В настоящее время в обществе остро стоит проблема посещения обучающимся уроков физической культуры. Некоторые дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, а те, кто хотел бы, не могут ввиду того, что освобождены от занятий физической культурой из-за проблем со здоровьем. В результате этого противоречия и у тех, и у других снижается интерес к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.

Проектная технология на уроке физическая культура позволяет строить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Данная работа будет полезна для учителей технологии, на тех уроках, где создаются какие-либо творческого проекты, для учителей ОБЖ при проведении уроков, связанных с оказанием первой медицинской помощи, и т.д.

1. Введение

Важнейшей целью школьного образования является подготовка обучающихся способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры.

Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся за период обучения в школе. Многие обучающиеся относятся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, некоторые и вовсе имеют освобождение от всякого рода физических нагрузок. Так же есть обучающиеся, которые временно освобождаются от уроков физической культуры после перенесенных заболеваний.

Те учащиеся, которые освобождены от практических занятий, способны выполнять теоретические задания по физической культуре, в том числе и творческие.

(2 слайд) Традиционные методы оценки теоретических знаний по физической культуре (рефераты, письменные работы, доклады) оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, должен осуществляться поиск новых подходов к физическому воспитанию.

(3 слайд) Цель: показать необходимость использования проектной деятельности на уроках физической культуры, позволяющей строить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность ученика.

Задачи:

(4 слайд) Гипотеза: метод проектов позволяет повысить значимость уроков физической культуры, в том числе у детей, освобожденных от физических нагрузок.

(5 слайд) Условия применения: данная разработка может быть реализована в практике образования в том случае, если есть возможность установки на учебном занятии мультимедийного проектора и экрана для показа презентаций. Так же для данного проекта необходим фотоаппарат либо телефон с возможностью фото- и видеосъемки.

1.1. Формы, методы и роль проектов на уроках физической культуры

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Выделяют 4 основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект инсценировки.

(6 слайд) Проекты на уроках физической культуры – это проекты по истории спорта, исследованию влияний физической культуры на организм человека, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.

Применение проектных технологий делает учебный процесс более увлекательным для обучающихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательной направленности, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

1.2. Этапы проектной деятельности

(7 слайд) 1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:

  • предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
  • выбрать тему, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

(9 слайд) Так же проект подразумевает второе задание: учитель предлагает обучающимся акробатическую комбинацию, состоящую из нескольких элементов. Обучающимся необходимо расписать по элементам данную комбинацию, к каждому элементу найти подводящие упражнения, выявить типичные ошибки при выполнении этих элементов и суметь объяснить эту комбинацию своим одноклассникам, которые в свою очередь будут выполнять ее на практике.

2. Выполнение проекта

3. Презентация проекта

(10-11 слайд) Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

(12 слайд) После того, как проект готов, в спортивном зале устанавливается проектор с экраном. Обучающийся презентует первую часть задания. Подводятся итоги работы, также учащемуся задаются вопросы: с чем связан выбор темы, какие трудности возникли при выполнении работы и так далее.

После того как учащийся презентовал первую часть своей работы, приступаем ко второй, более сложной части: акробатической комбинации. Учащийся зачитывает комбинацию, к примеру:

И.п.- о.с. Упор присев - кувырок вперед в упор присев- перекат назад в стойку на лопатках (держать) - перекат вперед в сед с наклоном вперед - кувырок назад в упор присев- о.с.

Уже после, он вычленяет первый элемент данной комбинации: кувырок вперед. Далее он представляет те подводящие упражнения, которые способствуют правильному выполнению данного элемента. К примеру:

1) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;

2) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.

(13 слайд) После рассказа приступаем к выполнению подобранных подводящих упражнений. После этого, выполняем основной элемент комбинации (кувырок вперед). Просмотрев выполнение элемента учителем, учащиеся выстраиваются в колонну по одному перед гимнастическим матом и поочередно выполняют один кувырок вперед. В это время можно заснять на видео то, как учащиеся выполняют данный элемент, а затем показать его на проекторе, для того, чтобы они увидели свои ошибки, а наш докладчик сумел указать те ошибки, которые встретились при выполнении элемента.

(14-15 слайд) Пример:

1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина — слабый толчок ногами или его отсутствие;

2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате — удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;

3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;

4) неправильная группировка: а) слишком поздняя — захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная — недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;

5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого — потеря равновесия назад;

6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).

После удачно выполненного элемента комбинации, переходим к следующему. Когда все элементы комбинации выполнены по отдельности, можно приступать к выполнению комбинации в целом. Учитель показывает эталонную технику выполнения комбинации, затем учащиеся выполняют ее друг за другом. Как и при выполнении отдельных элементов комбинации, учащихся можно снять на видео, чтобы выявить ошибки, которые возникают у учащихся при выполнении комбинации в целом.

5. Подведение итогов проектной работы

Учитель оценивает проект: Насколько полно и точно раскрыта тема? Следовал ли учащийся плану? Правильно ли они представили список подводящих упражнений? Верно ли оценивают технику выполнения комбинации? Умеют ли выявлять ошибки? На основании этих данных выставляется отметка.

Заключение

Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. В процессе урока формируется:

- понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- умение отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности.

Также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, отвечать на вопросы, самостоятельно изобретать способ действия, находить варианты решения проблемы, взаимодействовать с любым партнером, отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.

Учитель физической культуры выступает как организатор детской двигательной деятельности, он – источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний, что в конечном итоге повышает значимость уроков физической культуры, в том числе у детей, освобожденных от физических нагрузок, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Читайте также: