Как сделать проект по финансовой грамотности

Обновлено: 05.07.2024

В России, в отличие от многих зарубежных государств, традиционно низкий уровень финансовой грамотности населения. Однако в последние годы в нашей стране изменилось отношение к этой теме. Ситуация исправляется благодаря государственной стратегии повышения уровня финансовой грамотности. Создаются соответствующие региональные центры, помогают волонтёры, готовятся эксперты, работающие с населением разных возрастов, и апробируются учебные материалы в ряде государственных школ.

Однако по факту большинство людей в нашей стране до сих пор сталкиваются с вопросами финансовой грамотности через призму бытовой жизни: покупают ненужные вещи, попадают в долговые ямы, берут неподъёмные кредиты, не имеют финансовой подушки безопасности.

Доколе? Выход из ситуации предлагает Светлана Трушникова.

Как подружить ребёнка с финансами?

— Светлана, позвольте вначале личное наблюдение. Меня поразила тема одного регионального совещания, где участвовали директора и специалисты детских домов. Они говорили, что выпускники совершенно не понимают, как вести себя во взрослой жизни. Месяцами не платят за коммуналку, не знают, как тратить деньги на еду, одежду и обувь. А на те стартовые суммы, что получают при выпуске, покупают смартфоны себе и своим друзьям. И потом сидят без средств.

— Да, современный ребёнок часто растёт с потребительским отношением к жизни. Он не понимает ценности денег, тратит их бездумно и не умеет копить.

Я разговаривала со своими детьми, объясняла, пыталась как-то донести до них сущность и ценность денег. И в то же время сама не могла понять, а почему этому никто и нигде не учит?! Стала искать курсы, школы, но тогда ничего толкового найти не удалось. Это был 2019 год, я получала дополнительное образование по финансам предприятия в Высшей школе экономики, успешно трудилась коммерческим директором в федеральной сети медицинских клиник. И раз уж я не нашла подходящего обучения для своих детей, мне в голову пришла идея создать его. И сделать обязательно интересным, современным, эффективным.

Тема финансового воспитания ребёнка не начинается ровно в 10 или 14 лет. Это должно идти от семьи и быть дополнительным образованием с малолетства. Нужно понимать, что мы закладываем основы успешного будущего подрастающего поколения. Например, один из лучших педагогов нашего проекта детский психолог Дарья Алпатова проводит консультации для семей с малолетними детьми. Причём даже для тех, где есть трёхлетние малыши. Наши взгляды в этом плане с коучем совпадают: с этого возраста можно и нужно обучать ребёнка финансовой грамотности, говорить о деньгах, играть с ним в магазин.

Курс построен таким образом, что в каждом модуле прорабатывается конкретная тема и через игру доносится важная информация. Мы учим детей бережно относиться к деньгам и труду, отличать потребности от желаний, видеть уловки рекламы, скидок и акций и рассказываем, как адекватно на них реагировать. Изучаем вопросы рыночной экономики: что такое спрос и предложение, рыночные отношения. Учим пользоваться банковской картой и при этом соблюдать правила безопасных покупок.

— Родители наверняка удивляются: что же вы такого сделали с их детьми, если они стали по-другому рассуждать? Да и сами же родители, наверное, учатся вместе с детьми?

— Совершенно верно, в отзывах взрослые пишут, что не знали о многих вещах.

— Какой отзыв вам запомнился больше остальных?

— Любопытно, а что другие дети говорят?

— Родители тоже эмоциональны?

Blended-формат

— Мы сейчас не делаем рекламу вашему курсу, а даём понять, как важно для детей такое обучение. Я ознакомился с некоторыми родительскими отзывами, и люди практически в один голос говорят, что было бы здорово создать нечто подобное и для других школьных предметов. Но, наверное, об этом пусть подумают в Министерстве образования. А вот что касается вашего продукта, то я знаю, что его можно без проблем встроить в программу любого учебного центра как дополнительное направление.

Самородки на удалёнке

— Можно, а кто мешает? Но я расскажу о нашей команде. А это действительно команда, в которой 40 единомышленников. Вначале у меня появилась идея и некое видение, каким проект должен быть: интерактивное обучение, игровой формат, герои. Но курс необходимо было профессионально наполнить. То есть подобрать нужный контент и адаптировать сложную теорию для ученика начальной школы. Конечно, одна бы я с такой задачей не справилась, поэтому стала искать специалистов. Зоной поиска были ресурсы с вакансиями и резюме, интернет-форумы, я изучала отзывы, обращалась в компании, создающие электронные обучающие курсы.

Больше месяца искала методолога по всей России. Провела десятки интервью и пробных тестов, получала коммерческие предложения. Всё не то! И наконец-то нашла специалиста в родном Кирове. Город небольшой, чуть больше полумиллиона человек населения. Но, оказывается, у нас немало талантливых людей: педагогов, методологов, дизайнеров. Из всей нашей команды треть — жители Кирова. И я этим очень горжусь!

Причём я проводила строжайший отбор претендентов. Но главным критерием было то, чтобы наше видение на проект совпадало. Конечно, у нас было много проб и колоссальное количество ошибок.

— А критерий был только один?

— Скажем так: основной — один. Безусловно, меня интересовал высокий профессионализм. В связи с этим вспоминаю, как мы подбирали людей для озвучки героев, нарисованных дизайнером. Устроили двухнедельный кастинг, в котором участвовали артисты кино и дубляжа. Представляете, как было сложно решить, какой голос больше подходит Финграму, девочке Полинке, мальчику Владу и Карандашу!

Проект мы постоянно улучшали, создали тестовую группу. Вышли с предложением в местный лицей и набрали там группу из 30 детей, пожелавших бесплатно обучиться финансовой грамотности. Благодаря обратной связи, отзывам и пожеланиям, посмотрели на курс глазами ребёнка. Ведь создавали-то проект взрослые, но хотелось узнать, как он воспринимается целевой детской аудиторией.

И вот это тестирование помогло сделать наш продукт лучше. Был такой случай. Мы воспользовались информацией из официального источника и написали, что купюра с самым большим количеством нулей в мире (100 млрд!) находится в обороте в Зимбабве. И когда в 2008 году страну настиг глобальный экономический кризис, цены там росли с огромной скоростью. Так что в какой-то день на эту банкноту можно было купить всего лишь одну бутылку пива. Написали это, как говорится, без задней мысли. И вот кто-то из внимательных родителей нам указал: позвольте, курс-то для детей! О каком пиве вообще может идти речь?! Мы быстро исправили ошибку: заменили пиво на освежающий напиток. Вот реальные плюсы тестирования.

— Я так понимаю, что ваша команда из 40 человек работает удалённо? Как же вы руководите людьми из разных регионов?

— Это проектный менеджмент, есть определённые инструменты для управления. У нас в штате вместе со мной четыре человека, а остальные да, на удалёнке. Для меня это не новый опыт. Работая в сети клиник, я в таком режиме даже открывала крупный медицинский центр.

Обучающая программа для всей страны

— Кстати, как вы решились бросить свою должность и перспективы в успешной компании и начать с нуля собственный проект? Ведь хоть идея и классная, но, как вы упомянули, реализация имела смутные очертания?

— Вначале я думала, что это будет некое хобби. Старалась делать собственный проект параллельно с основным местом работы, часто засиживалась за набросками и расчётами по ночам. Но это было тяжело, да и идея обучения финансовой грамотности настолько меня поглотила, что я просто не хотела ничего другого. Вы знаете, как будто свыше мне пришла мысль, что я должна реализовать этот проект. Хотя у меня были реальные перспективы карьерного роста.

— Вот вы обучаете кого-то, а как изменилось, и изменилось ли вообще, мышление ваших дочерей? Ведь это именно их можно назвать вдохновительницами, их поведение натолкнуло на идею, так резко повернувшую вашу жизнь!

— А к каким выводам вы пришли за эти полтора года? Как изменилось ваше мышление?

Напоминаем, что раздел регулярно пополняется свежими интервью, и единственная возможность не пропустить ничего важного — подписаться на обновления нашего сайта. Это можно сделать буквально в несколько кликов — внизу страницы есть форма, в которую нужно просто ввести свою электронную почту.

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Основные задачи Проекта:

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт



Рекомендации:






Читайте также: