Как сделать проект по биологии

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Для чего нам нужен проект?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка.

Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

При организации исследовательской деятельности в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.

Мини-проекты для школьников на уроке биологии

Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования мини-проектов, особенно на обобщающих уроках. Применение исследовательского и проектного метода позволяют развить:

  • Познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, соотнесение результатов с гипотезами и др.
  • Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки.
  • Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.

Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали самый неподдельный интерес школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.

Во время уроков биологии наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда.

Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.

Именно метод проектов дал высокий результат – высокую мотивацию к обучению, и как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.

Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

При изучении курса биологии и экологии я добиваюсь, чтобы образовательная технология была деятельной.

По заданию кафедры плодоовощеводства УрГСХА, с которой уже много лет плодотворно сотрудничает наша школа, дети изучали такие показатели качества семян томата как всхожесть, энергию прорастания. На основе этих исследований создан проект, который ребята защищали на Научно-практической конференции студентов в УрГСХА, а затем презентовали своим сверстникам и родителям.

Мини-проекты для школьников на уроке биологии

Ежегодно к Всемирному дню птиц я даю задание учащимся 7 класса подготовить проекты по этой тематики и выступить с ними перед учащимися других классов.

Естественно, создавая малые проекты, некоторые учащиеся увлекаются темой и выходят на большие, более значимые проекты.

Проектные технологии являются активными формами педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Список литературы:

1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении.// Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении М.: ИРПТ И ГО МАГО, 2003.

2. Алексеев Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: ТГУ, 1997. – 216 с.

3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект.- 3 –е изд.- М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

4. Громыко Ю.В. Системномыследеятельностный подход к проектированию// Проектирование и программирование развития образования.- М.: МАПО, 1996.

5. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. История разработки деятельностного содержания образования. Пособие для учителя.-М., 2001.

6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.

9. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие / Под редакцией В.С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.

11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М. АРКТИ, 2003. – 112 с.

Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе.

Мини-проекты на уроках биологии в 8 классе. Опыт работы.

В условиях реализации ФГОС в ходе модернизации отечественного образования особо важное значение имеют методики развивающего обучения. Проектная деятельность как раз и является таковой, поскольку способствует выработке личных навыков исследовательской работы школьников, в том числе: постановку проблемы, сбор и анализ данных проведенных исследований, получение практического результата. Сам процесс поиска стимулирует интерес и мотивацию обучающихся, а решение поставленной проблемы затрагивает различные предметные области и навыки, что обеспечивает внутри- и межпредметную интеграцию обучения. Развитие творческих способностей вносит важный вклад в объединение учебных знаний и навыков по их использованию.

В образовательной практике имеется немало педагогических технологий, способствующих созданию условий для саморазвития обучающихся, раскрытию их творческого потенциала, самореализации. Как показывает мой практический опыт, наиболее продуктивен в этом отношении метод проектов, поскольку создание готового продукта исследования – способ максимально раскрыть свой творческий потенциал. Максимально индивидуализировать потенциал урока позволяет метод мини-проектов: решение проектной задачи на учебном занятии.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой и здоровьем самого человека как ее неотъемлемой части.

Именно в 8 классе целесообразно освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей. 14-15 лет – возраст, когда подросток начинает интересоваться особенностями своего тела – его строением, функциями систем органов, здоровьем, особенностями личностных свойств, их развитием.

Поэтому практическая составляющая таких уроков очень ценна. С моей точки зрения, наиболее раскрывает практический потенциал и познавательную ценность проектная методика . И метод мини-проектов особенно удобен во временном промежутке 45 минут.

Начинаем курс биологии в 8 классе знакомством с содержанием учебника , его основными разделами.

Роль преподавателя в первую очередь заключается в мотивации обучающихся к самостоятельной проектной деятельности, создании и поддержании позитивного отношения к работе. Преподаватель должен учесть индивидуальные особенности обучающихся, возрастные особенности, невозможность долгое время концентрироваться на выполнении определенной работы, морально поддержать и ободрить при необходимости. При планировании занятия необходимо учесть разрабатываемое направление: проект должен быть реально выполним за одно учебное занятие. Возможен вариант, когда обучающимся в качестве домашнего задания дается фактический материал, а на уроке, во время работы в малых группах, происходит его анализ, оценка актуальности той или иной идеи и разработка конечного продукта. Или в рамках одного учебного занятия возможна разработка идеи проекта, его задач, создание плана работы по выполнению цели и задач исследования, формулируются вопросы, не нашедшие решения на уроке. А заключительный этап- формирование готового продукта и его оценивание происходят на следующем занятии или специальном внеурочном мероприятии.

В зависимости от цели и задач урока можно применять такие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. В разработке такого вида проектов первоочередное значение имеют социальные интересы обучающихся. Готовый продукт может быть использован в жизни класса, семьи (другой социальной группы), учебного заведения. Развитие практических навыков работы повышает мотивацию обучающихся и служит средством повышения эффективности образования.

2. Исследовательский проект. Чаще применим как индивидуальный проект или проект для микрогруппы. Может быть началом для более масштабного проекта.

3. Информационный проект. Включает сбор информации, ее анализ и обобщение. Готовый продукт оформляется в виде аналитического отчета.

4. Ролевой проект. Применим при изучении не только исторических тем (история развития науки), но и более сложных: строение и функции клеток крови, органоидов клетки и пр.

5. Творческий проект. Подразумевает творческий подход к представлению результатов деятельность: статья в журнал, на сайт, альбом, видеофильм, мультфильм, сказка.

А далее – работа по проектной методике предполагает:

1. Выбрать проблему, отражающуюся в названии работы группы;

2. Цель –желаемый результат;

3. Задачи –какие шаги необходимо предпринять для достижения желаемого результата.

4. Составление плана действий – будущей формы отчета: кто конкретно будет решать, какие задачи и в какой последовательности, чтобы получить желаемый результат. Все вместе обсуждают выбор, приведет ли он к результату, вносят коррективы при необходимости.

5. Представление полученного результата и выводов.

6. Рефлексия с самооценкой.

Главные требования, предъявляемые к результатам проектной деятельности: практическая ценность, полезность, творческая направленность, экологичность.

Определенные требования предъявляются и к преподавателю, поскольку необходим а) продуманный сценарий урока; б) четкое понимание планируемых результатов мини-проекта.

Развернутая подготовка преподавателя предполагает такой алгоритм:

1. Определить тему занятия в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом.

2. Поставить цель использования мини-проекта на конкретно учебном занятии.

3. Разработать методические материалы к нему.

4. Подобрать наглядные пособия / видео.

5. Определить возможные результаты проектной работы, предусмотреть возможность презентации продукта проектной работы и возможные трудности.

При разработке мини- проекта, реализуемого в рамках одного учебного занятия, желательно придерживаться следующей инструктивной карты:

Далее можно предложить или найти совместно с обучающимися варианты оформления результатов проекта.

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

Автор: Дороненкова Наталья Юрьевна

Организация: МБОУ СОШ №10 г. Коврова

Населенный пункт: Владимирская область, г. Ковров

Визитная карточка проекта

Работа над индивидуальной моделью клетки способствует трудовому и эстетическому воспитанию обучающихся, обеспечивает развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, развитию мелкой моторики рук. У учащихся формируется творческая активность, развивается фантазия, проявляется инновационный подход к решению практических задач в процессе моделирования. Они становятся учеными-исследователями, специалистами, изготавливающими модели, что позволяет познакомить их с новыми профессиями.

  1. Приблизительная продолжительность проекта

Проект реализуется в течение 8 учебных занятий.

  1. Основания проекта (дидактические цели и ожидаемые результаты)

В процессе проектной деятельности учащиеся смогут:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клеток как биологических объектов; выделять особенности клеток разных организмов; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за клетками, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности для изучения живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о клеточном строении живых организмов, получаемую из разных источников; сотрудничать с одноклассниками, родителями; развивать свои творческие способности.

После завершения проекта учащиеся смогут:

применять технику выполнения лабораторных работ для изучения других биологических объектов; соблюдать правила работы в кабинете биологии, с лабораторным оборудованием, лупой и микроскопом; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях и на каждом уровне организации живого; находить информацию о биологических объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-сайтах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; применять полученные умения в ходе выполнения других проектных работ; экологическое самосовершенствование через осознание взаимосвязи всех живых организмов.

  1. Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

Что такое клетка?

Проблемные вопросы

Какие организмы состоят из клеток?

Почему клетка – это структурно-функциональная единица живого?

Каковы особенности строения органоидов клеток в связи с выполняемыми функциями?

Почему клетки разных организмов имеют общий план строения?

Каковы особенности строения клеток организмов разных царств живой природы?

Учебные вопросы

Какие увеличительные приборы используют для изучения строения клеток?

Каков химический состав клеток?

Что такое органоиды клетки?

Какие процессы жизнедеятельности протекают на клеточном уровне?

  1. План оценивания (приемы формирующего оценивания)

До работы над проектом

Ученики работают над проектами и выполняют задания

После завершения работы над проектом

1.Знакомство с рекламой и стартовой презентацией проекта.

5. Представление требований к продукту проекта. [Приложение 1]

1.Изучение материалов учебника и электронного приложения по биологии 5 класса.

2. Выполнение лабораторных работ:

Лабораторная работа № 1 "Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними";

Лабораторная работа № 2 "Изучение клеток растения с помощью лупы";

Лабораторная работа № 3 "Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом";

Лабораторная работ № 4 "Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника";

Лабораторная работа № 5 "Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи".

3. Просмотр видеофрагментов и презентаций.

4. Объединение в группы, самостоятельная работа с дополнительной информацией в соответствии с заданиями.

5. Консультации учителей биологии и технологии.

6. Оформление проектов в соответствии с критериями (групповой отчет о выполнении проекта, индивидуальное изготовление моделей клеток). [Приложение 2]

7. Знакомство с оценочными листами (лист оценивания проекта).

• представление проектов целевыми группами;

•индивидуальная защита модели клетки.

2. Оценивание моделей клеток учащихся, заполнение листов оценивания (оценка группами класса, оценка учителя, самооценка). [Приложение 3]

  1. Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Печатные издания

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразоват. Организаций/ пасечник В.В., Суматохин С.В. - М.: Просвещение, 2015

Интернет-ресурсы

Другие ресурсы

Требования к модели клетки:

  1. Модель клетки – это объект, способный отражать существенные черты клетки как биологической системы.
  2. Модель клетки объемная или имеет объемные органоиды.
  3. Модель клетки отражает особенности ее строения у организмов определенного царства живой природы.
  4. Может быть изготовлена из любого материала: бумага, пластилин, пенопласт, пластик и т.д.
  5. Органоиды клетки обозначены на модели.
  6. Творческий подход приветствуется!

Требования к защите проекта:

  • 1. Представить модель клетки
  • 2. Ответить на вопросы:
  • Из чего состоят живые организмы?
  • Что такое клетка?
  • В чем особенности строения и жизнедеятельности представленной вами клетки?
  • 3. Поделитесь своими впечатлениями о проекте, индивидуальной работе, общении в группе

Групповой отчет о выполнении проекта

  1. Тема проекта:
  2. Цель проекта:
  3. Задачи:
  4. Объект проекта:
  5. Предмет проекта:
  6. Использованы следующие методы:
  7. Проектный продукт:
  8. Паспорт проекта
  9. Учебный предмет:
  10. Участники:
  11. Время работы над проектом:
  12. По характеру доминирующей деятельности:
  13. По характеру контактов:

Таблица 1. Этапы планирования работы над проектом.

Этапы

Сроки

Деятельность по реализации этапа

Погружение в проект

Постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач.

Планирование работы над проектом

Планирование деятельности, определение сроков, выбор продукта проекта.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети INTERNET. Выполнение лабораторных работ. Сбор материала, изготовление модели.

Результаты и выводы

Анализ найденной и полученной в ходе проекта информации. Формулирование выводов. Подготовка отчета о проделанной работе: оформленные отчеты групп, модели клеток.

Открытый отчет о проделанной работе. Представление моделей.

Оценка конечного результата деятельности. Внесение коррективов. Самооценка реализации поставленных задач.

Основная часть

В результате выполнения проектной работы мы сделали следующие выводы:

Читайте также: