Как сделать проект о птицах

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Актуальность проекта : помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы

Возраст детей - 6лет.

Сроки реализации : с10.2011 по10.2012г.- долгосрочный проект.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании детской книжки—малышки.

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

- Выставки рисунков и поделок;

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- интеграция со специалистами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал:

Методическая литература.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

План реализации проекта

Игры драматизации по программным произведениям.

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Подвижные игры на площадке.

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Правила поведения в природе.

Здоровье и физическое развитие

Совместные походы к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Труд на участке и в природе.

Март - апрель - май.

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Изготовление скворечника (совместно с плотником)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Январь - февраль - март.

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

Детская продуктивная (изобразительная)

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Наблюдение на улице

Январь - февраль - март, апрель, май.

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились:

- давать определения понятиям;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.


Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах; Расширить представление о внешнем виде птиц; Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх; Способствовать развитию памяти, восприятия; Воспитывать заботливое отношение.

Вид проекта: творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: кратковременный (1 недели).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Формы реализации проекта:

занятия; дидактические, с\р игры; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; изготовление кормушек, скворечников; работа с родителями.

Предполагаемый результат:

Расширятся знания детей о птицах, о внешнем виде, повадках. Пополнится словарный запас; Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей. Заботливое отношение к живой природе.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание, беседы, рассматривание картин, игры.

Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

Музыка – Аудиозапись голосов птиц.

Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы нашего края.

Форма работы с детьми:

Игра. Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Чтение. Коллекционирование и др.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

чтение художественной литературы, просмотр м\ф, занятия, беседы, наблюдения, подкормка птиц, рисование, аппликация, подвижные игры, дидактические игры.

Сроки проведения проекта (1 неделя 18.10-22.10.2021 год.)

Понедельник 18.10.21г

Вторник 19.10.21г

3. Слушание голосов птиц (воробей, ворона, синица)

Среда 20.10.21 г.

Четверг 21.10.21 г.

2. Наблюдение за голубями.

5. Беседа «Чем можно кормить птиц?

Пятница 22.10.21 г.

Мероприятия по работе с родителями:

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, скворечников, поделок – из природных даров.

3. Заключительный этап:

- оформление выставки рисунков и поделок;

- оформление выставки семейных рисунков пернатые – наши друзья.

Ожидаемый результат:

- удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.

- собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

- знают и называют большое количество птиц;

- отличают и сравнивают птиц:

- у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;

- в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

- появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель: научить составлять описательный рассказ; продолжать знакомство с птицами.

Цель: закрепление согласования числительных с существительными

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки

Нет (кого?) – нет филинов, сорок

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Воспитатель: Ребенок. Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.

Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее.

Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.

По картинкам; по представлению.

Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица)

Образование множественного числа существительных: сорока – сороки, сова – совы, дятел - …

Упражнение в словообразовании: синица – синичка, соловей - …

Закрепление согласования числительных с существительными: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей.

Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.

Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки.

Нет (кого?) – нет филинов, сорок.

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Составление сравнительных рассказов о птицах (лебедь и утка, снегирь и синица).

Дети стоят в кругу. Воспитатель – посередине с мячом. Он бросает мяч одному из детей и называет птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца этой птицы (Аист- аистёнок, кукушка – кукушонок и т.д

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.

Составление описательных загадок о птицах.

Наши уточки с утра .

Наши гуси у пруда .

А индюк среди двора .

Наши гуленьки вверху .

А как Петя-петушок

Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Вот на ветках, посмотри,

(по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(4 наклона головы на строку)

(на первое слово – частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.

(на второе – хлопок по бокам)

(по 2 поворота головы на каждую строку)

- Кыш, кыш! Улетели!

(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою,

(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

Вдруг собачка прибежала,

Чтение загадок

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец. (Скворец)

За зернышком прыг!

Клюй, не робей! Кто это?… (Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

Мал конек за морем бывал:

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет. (Жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (Грач)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета:

А зовут ее… (Сорока)

Самая болтливая. (Сорока)

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь, Кто это?… (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой. (Клест)

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)

Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый …. (Стриж)

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это . (Снегири)

Во дворце певец. (Скворец)

Прохожих пугает. (Филин)

Целый день стоит, как статуя.

Не боюсь болота.

Лягушат найду ли, -

Вот моя забота! (Цапля)

Об этой пташке лесной

Поется в песне одной:

На базар она отправлялась,

Горькой водки там напивалась. (Чижик)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина … (Орла)

Знает небо, знают ветер,

Скалы и речной лиман,

Что быстрее всех на свете

Птица гордая … (Сапсан)

В лесу на ветке она сидит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

Как птицу эту зовут? – (Кукушка)

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы – (Соловья)

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип,

Кеше пить быстрее дай,

Кто же это – (Попугай)

Чтение стихотворений

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Прилетели в гости к нам.

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Всюду только снег да снег.

Что нам кормушки

Ласточка - тивит - тивит!

А под крылышком ее Весна сидит,

Рассказы для детей о птицах.

Автор: Куприн Александр Иванович

. Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

. Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы. дерутся гораздо больше.


Песня скворца

Автор: Куприн Александр Иванович

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Физкультминутки:

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

—Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Крыльями машут (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой. (Наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся


Пальчиковые игры:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель. (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

Принеси ржаной колосок,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с


-75%

Участники : дети старшей группы, родители, воспитатель С.А.Сотникова.

Срок реализации : август –декабрь 2018 года.

Тип проекта: групповой.

Актуальность: Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, они санитары леса, сами служат пищей животным и человеку . Человек наслаждается красотой и пением птиц воспитывая свои эстетические чувства. Именно птицы нас окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года птицам страшен не холод, а голод. Как выживают в холодное время птицы, чем и как мы можем им помочь. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу.. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы – педагоги, даём детям самые элементарные знания о природе, поддерживаем интерес к познанию окружающего мира. Вызываем переживания, т.е. осознание, что мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя.

Проблема:

Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна – две. Голодная птица не переносит даже слабые морозы.

Как же выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?

Цель проекта:

® Развитие экологического сознания дошкольников и формирование гуманного отношения к представителям мира птиц через различные виды деятельности.

® Привлечение взрослых и детей к помощи птицам зимой, заботе о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

® Роль человека в жизни зимующих птиц.

Задачи :

® Расширять и обогащать знания детей о жизни птиц.

® Активизировать словарь детей, мышление в процессе проблемных ситуаций, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

® Совершенствовать уровень накопленных навыков и знаний о взаимодействии людей и птиц.

Формировать экологически грамотному поведению детей по отношению к птицам, чувство ответственности за их состояние и стремление помочь птицам в зимних условиях.

Привлечь детей к совместной деятельности детей и педагогов.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни.

Предполагаемый результат.

У детей.

В ходе работы по проекту дети учатся:

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь

– Приобретают навыки исследовательской работы.

– Дети получили новые впечатления, дали возможность узнать новые факты из жизни птиц в разное время года, вызвали интерес к нашим соседям по планете Земля – птицам.

Для педагога .

- Работу по реализации проекта продолжим .

-Организуем наблюдения за птицами в любое время года.

-Продолжим устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе.

- В работе способствует большой выбор и доступность литературы о птицах, разнообразие видов птиц.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

План проектной деятельности.

1 этап - подготовительный.

Подбор материала о птицах (приложение №1)

4) Наблюдение за птицами осенью, зимой.

7) Изготовление кормушек. (дети, родители)

8) Придумывание сказок и загадок, изготовление книг о птицах. (дети, родители)

2 Этап – практический.

2) Загадки о птицах. (придумали загадки и изготовили книгу дети и родители).

4) Рисунки о птицах.

13) Забота о птицах. (подкармливаем птиц зимой.)

3 этап – обобщающий.

Выставка аппликаций рисунков.

Список использованной литературы:

3. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет/ Под. Ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 211г. – 994с.

5. Бейчек В., Штястны К. "Иллюстрированная энциклопедия"

ПРИЛОЖЕНИЕ







Беседа с детьми старшей группы.

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.

Содержание:

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

- Жалко? (Очень жалко)

- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетаться, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми…

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

1 Расширять представления о птицах, узнавать их по голосу и внешнему виду.

2 Учить детей внятно и чётко произносить словосочетания. Учить называть слова с определённым звуком.

3 Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке, оттенки цвета перьев, строение, величину пропорции форм птиц.

4 Развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление, способность аналитически сравнивать, выделять характерные существенные признаки птиц.

5 Воспитывать стремление аккуратно и красиво выполнять работу.

1) может ли страус назвать себя птицей? ( нет, он не умеет говорить ).

2) Каким гребешком никто не чешется? ( петушиным ).

3) Может ли птица чисть носом перья? ( у неё нет носа ).

4) В какой сказке птица снесла золотое яйцо? ( курочка ряба ).

5) Может ли птица прикусить себе язык? ( у неё нет зубов ).

6) Какой птице свой дом не мил? (глупой ).

7) Какая птица будит нас утром? ( петух ).

8) Какая птица быстро бегает, но не летает? ( страус ).

На доске картинки с птицами: воробей, ворона, сорока, синица, цапля, аист, страус, петух, курица, дятел, сова, скворец.

Список использованной литературы:

1. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет/ Под. Ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 211г. – 994с.

  • Развитие познавательной активности, инициативы.
  • Углубление экологических знаний
  • Развитие экологического мышления.
  • Познакомить детей с зимующими птицами родного края и организовать подкормку птиц.
  • Формировать умение и желание беречь и защищать природу.

Птицы в нашей жизни играют большую роль. И не только потому, что приносят большую пользу. Эти маленькие пушистые комочки своим весёлым щебетом поднимают нам настроение, делают нашу жизнь эмоционально богаче, ярче. За окном осень, на пороге зима- тяжёлое, суровое время для птиц. В это время они очень нуждаются в нашей помощи. Чем же мы можем помочь нашим птахам? Конечно же, подкормить их. В лесу много птиц и с наступлением холодов они перебераются ближе к людям в город. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы, но недостаток пищи для птиц губителен. Уже сейчас надо мастерить и развешивать кормушки и следить за тем, чтобы в них всегда был корм. В лесу много птиц и с наступлением холодов они перебераются ближе к людям в город

Этот день считался в народе Синичкиным праздником: по приметам, к этому сроку прилетают зимующие птицы — синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др. (всего 15 видов по народным приметам), которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно, главный герой праздника — синица. В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе (или синем море), она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную. Народом придумано немало пословиц, поговорок и загадок, посвященных этой симпатичной пичуге.

Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы и поговорки о птичках- синичках? (Ответы детей).

  • Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.
  • Невеличка синичка, да та же птичка.
  • Синичка — воробью сестричка.
  • Невелика синица, голосок востёр.
  • Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!
  • Не сули журавля в год, а хоть синичку в рот.
  • иница в руках лучше соловья в лесу.
  • Хоть тресни синица, а не быть журавлем.
  • В сентябре шуба за кафтаном бегает, а синица осень в гости просит.

Наши предки были очень наблюдательны и по поведению птиц определяли погоду.

А кто-нибудь, из вас знает старинные приметы, по которым в старину определяли погоду?(Ответы детей).

  • Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  • Снегирь поёт зимой на снег и вьюгу.
  • Ворона кричит зимой – к метели.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  • Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
  • Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

Каких же птиц нам приходится чаще всего видеть зимой? (Ответы детей).

В нашей местности традиционными зимующими птицами являются синица, воробей, голубь сизый, горлица кольчатая, ворона, сорока, дятел, сойка, грач, трясогузка.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы выживают только две. Поэтому им необходимо помочь.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна- И не страшна

Сколько гибнет их- не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Как вы думаете, ребята, чем же можно подкормить птиц? (Ответы детей).

Нельзя скармливать любые солёные, жареные, острые, кислые продукты.

Очень опасен ржаной хлеб- он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые ( апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки можно использовать:

  • Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли.
  • Шишки, жёлуди, орехи.
  • Пшено, просо, овёс, пшеница, геркулес(сырые).
  • Пучки сорных трав- лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.
  • Гроздья ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины.
  • Крошки чёрствого пшеничного хлеба.
  • Семена клёна и ясеня.
  • Кусочки несолёного сала, мяса, жира.
  • Яблоки

А как вы думаете, как правильно подкармливать птиц? (Ответы детей).

  • Если начали подкармливать птиц в начале зимы, следите за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм.
  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для кошки).
  • Повесить кормушку надо так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны, для которых корма достаточно и на улице.
  • Корм должен быть защищён от непогоды.
  • Кормушку необходимо регулярно чистить.
  • Я надеюсь, что познакомившись с птицами, зимующими в нашем городе, узнав, как правильно развешивать кормушки, как и чем кормить птиц, вы не оставите наших пернатых друзей без помощи. Они действительно наши друзья, стоит только вспомнить о той огромной работе, которую выполняют птицы, избавляя наши сады и леса от множества опасных вредителей. Список врагов, с которыми ведут борьбу птицы, просто огромен: плодожорки, шелкопряды, пяденицы, листовёртки, моль, майские жуки, клопы. А если говорить о количестве поедаемых вредителей, например, синицами, посчитайте сами. Обычно синичка выводит от 6 до 12 птенцов, причём делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады- огороды не только летом, но и зимой.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание

Основной этап (практический)

Сбор информации о зимующих птицах …………………………. …….… 4-5

Разработка и оформление материала (краткая информация о птицах нашего района с фотографией, поговорки, загадки, приметы, правила отношения к птицам) ………………………………………………………. 6-7

Проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек) ……………………………………………………. …………………….………7

Экскурсия в природу, наблюдение за зимующими птицами …………… 7-9

Результаты исследования ……………………………………………….……. 9

Список использованной литературы ……………………..………..… 12-20

Введение

«Единственный путь, ведущий

Б. Шоу

Тип проекта: информационно-творческий.

Образовательная область и учебные предметы проекта: география

Цель проекта: формирование знаний в области экологии о птицах нашего родного края, а также бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта;

Расширить багаж накопленных знаний о птицах, которые обитают в нашем родном крае;

Привлечь детей и родителей к оказанию помощи птицам в нелегких зимних условиях.

Гипотеза:

Если погодные условия благоприятные для проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.

Если будем подкармливать птиц зимой, то сохраним жизнь зимующим птицам.

Объект исследования: Птицы.

Методы исследования:

Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, наблюдение.

Теоретическая ценность состоит в том, что дети из научно-познавательной литературы и Интернета узнали очень много интересных фактов из жизни птиц.

В процессе работы над проектом мы принимали активное участие в сборе информации, ходили на экскурсии, проводили наблюдения, делали снимки, мастерили кормушки для птиц, творчески оформляли работу. Это позволило нам еще раз убедиться в важности и необходимости оказания помощи нашим юным друзьям-птицам. Птицы – друзья леса, сада, ребята, любите и охраняйте птиц.

Новизна исследования: Кормушки мы изготавливали каждый год из древесины, в этом году решили использовать бросовый материал. Наблюдали за птицами тоже часто, но оформить свои исследования в виде проекта попробовала первый раз.

Подготовительный этап

- Какие птицы прилетают к нам на зиму?

-Чем питаются они?

- Почему они зимуют именно в наших краях?

-Как местное население помогает птицам пережить зиму?

На уроках литературы, географии мы узнали о том, что птицы делятся на три группы: перелетные, кочующие, оседлые.

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определенной небольшой территории и за ее пределы не перемещаются. К таким птицам можно отнести серая ворона, галка, сизый голубь, домовый воробей.

Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи. Например, синица, оползень, сойка, клёст, щур, снегирь, свиристель.

Перелетные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. К примеру, озерная чайка, чибис, перепел, пустельга, черный стриж, белая трясогузка, городская и деревенская ласточки, зяблик.

Есть немало загадок, ребусов, народных примет с названиями птиц. Например:

Поговорки

Слово - не воробей, выпустишь - не поймаешь.

Птичка по зёрнышку клюёт, но сыта бывает.

Когда синичка поёт - смена погоды идёт.

Кукушка закуковала - рожь заколосилась.

Загадки

Днём спит, ночью летает - людей пугает. (сова)

В болоте плачет, а из болота не идёт. (кулик)

Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет - крохи собирает. (воробей)

Рук нет, а строить домик умеет (птичка)

Приметы

Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороз.

Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

Ворона под крыло клюв прячет - к холоду.

Перед метелью воробьи чирикают.

Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

Синицы порхают под окном - к холоду.

В марте птички щебечут к хорошей погоде.

Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

Экскурсия в школьную библиотеку позволила нам получить гораздо больше информации о птицах, которые зимуют в наших краях, об их особенностях, на основании этого мы составили правила отношения к птицам.

Снегири появляются у нас с первым снегом. Питаются ягодами рябины, выедая только семена, а мякоть выбрасывают.

Чечётка - гость с севера. Питается семенами берёзы и ольхи, лебеды и крапивы.

Поползень - питается зимой семенами клёна, орехами лещины, желудями. Иногда, как дятел, долбит кору и извлекает из-под неё различных лакомых личинок.

Клёст - питается семенами елей, легко раскрывая шишки своим крестообразным клювом.

Дятел ест семена сосны и ели, а также желуди, орехи. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена.

Большая синица обыскивает хвойные деревья, кусты и траву извлекая насекомых из зимних убежищ. Едят синички и семена и плоды. Зимой собирают их даже на снегу.

Домовой воробей - питается различными семенами растений.

Вороны серые - кормятся у мусорных баков, помоек.

Правила отношения к птицам

Нельзя разорять гнезда

Нельзя брать домой здоровых птенцов: мама птица сама позаботиться о них.

Нельзя убивать птиц: они приносят не только нам радость, но и пользу.

Зимой надо помогать птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть корм.

II. Основнойэтап (практический).

Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И как раз в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем помочь птицам зимой, понаблюдать за ними. Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Родители принимали активное участие в акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек).

Самые простые кормушки - из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Птицы возле кормушек появляются рано утром, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Во дворе школы

Во дворе своего дома

Во дворе школы

Во дворе своего дома

Результаты

Исходя из наблюдений, мы получили следующий результат:

1.наибольшее количество птиц, зимующих в наших краях – это воробьи, на втором месте – вороны, на третьем месте - снегири.

2.Многочисленные птицы– это оседлые птицы. Это связано с тем, что оседлые птицы придерживаются определенной небольшой территории и за ее пределы не перемещаются. В связи с этим необходимо проводить мероприятия, направленные на подкормку птиц, обитающих в наших краях.

3.Когда наблюдаешь за птицами, то замечаешь, что в поведении у них есть сходство с людьми. Они воспитывают птенцов, кормят и учат их различным действиям.

4.Мы узнали значительное количество птиц, зимующих в наших краях, которые раннее не были нам известны, например, свиристели.

5. Наблюдения за птицами позволило нам выявить особенности питания птиц, для того чтобы их подкармливать. И когда их подкармливаешь в кормушке, то они кормятся стайкой и никого не прогоняют. Общение с природой воспитывает трепетное отношение к ней, доброту, желание беречь и охранять природу.

Выводы

Список использованных источников

Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2013.

Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана – Граф, 2013.

Приложение

Общие сведения

Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаются - они живые. Все птицы летают, во время полёта машут крыльями. Они купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев.

Приложение 1. Ворона

У вороны голова, клюв, хвост, лапы - чёрные.

Всё остальное - серое.

Приложение 2. Голубь

Птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

Приложение 3. Воробей

Бойкая птица. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полёта машут крыльями.

Приложение 4. Модель создания кормушки

Приложение 5. Наблюдение за наличием птиц на территории школы

INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage4.jpg" * MERGEFORMATINET

Приложение 6. Наблюдение за наличием птиц на территории школы

INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpg" * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "C:Users6417AppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpg" * MERGEFORMATINET

Приложение 7. Беседа с библиотекарем

Приложение 8. Работа с источниками в школьной библиотеке

Приложение 9. Наши кормушки, изготовленные из пластиковых бутылок

Приложение 10. Наши кормушки, изготовленные из дерева

Приложение 11. Наши кормушки, изготовленные из бросового материала

Читайте также: