Как сделать процесс запоминания более продуктивным

Обновлено: 03.07.2024

Мнемотехника для взрослых: перестаньте забывать – начните запоминать

Все стихотворение написано в шутливой форме, поэт рассказывает историю про слоненка (а может, даже и не слоненка), с которым приключились события, также не имеющие стопроцентного подтверждения, что понятно из уст рассказчика, явно страдающего забывчивостью.

Не знакомо ли это вам: вы начинаете рассказывать какую-нибудь историю и понимаете, что забыли многие детали? В такие моменты мы пытаемся вспомнить все, что упускает наше активное сознание, часто приходим к нужному ответу, а часто решаем опустить незначительные нюансы, отчаявшись в попытках напрячь память.

Проблема развития, сохранения, тренировки памяти остается популярной среди современного поколения, потому что в нашу жизнь все активнее проникают средства сохранения информации, ее носители. К примеру, если вам нужно записать чей-то номер телефона, вы не станете напрягаться и пытаться запомнить последовательность цифр, как бы это сделал обыватель двадцатого века, не будь у него под рукой ручки с бумагой. Скорее всего, вы откроете клавиатуру в телефоне, наберете номер и сохраните его в памяти телефона. Обратите внимание на последние два слова предыдущего предложения.

Да, именно память машин, автоматизированных систем, различного рода гаджетов переносит на себя часть нагрузки с человеческой, что и является главной причиной того, что мы помним гораздо меньше, чем наши предки. Но как воспрепятствовать этому процессу? Ответ на данный вопрос дает такое направление знаний как мнемоника (мнемотехника).

Мнемоника: что это и кому она нужна?

Мнемотехника представляет собой набор специальных техник по запоминанию информации. Это слово имеет древнегреческие корни, т.е. искусство запоминания интересовало людей очень много лет назад. В частности, всем известные публичные выступления древнегреческих ораторов, породившие науку риторику, порой длились не один час. Каким же образом философы, политики и другие общественные деятели держали у себя в голове столько информации? Мнемотехника – вот ключ к этой загадке [Б. Руденко, 2015].

В методическом арсенале мнемоники присутствуют самые различные средства запоминания: визуализация, аудиальное, кинестетическое представление, модификации, связывания и упрощения, т.е. все, что помогает построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией. Обычно к упражнениям по мнемотехнике прибегают самые разные категории взрослых, в частности:

  • люди, изучающие иностранные языки;
  • студенты, которым нужно запомнить большой массив знаний при обучении;
  • работники, деятельность которых связана с цифрами, статистикой;
  • ученые, пытающиеся запомнить как можно больше информации, связать ее;
  • врачи, которые должны помнить истории болезней своих пациентов, свои назначения; , учитывающие все детали при работе;
  • люди, просто страдающие забывчивостью и т.д.

Как можно видеть, необходимость в изучении упражнений по мнемотехнике присутствует в самых разных профессиях. Но, по сути, данные упражнения станут полезными для любого взрослого, т.к. навык запоминания не может быть лишним даже с учетом наших повседневных привычек, когда нам нужно купить несколько видов продуктов, заехать в несколько мест, запомнить имена новых людей при знакомстве, т.е. мнемоника полезна для каждого.

Давайте же теперь рассмотрим упражнения на память для начинающих взрослых.

Техники запоминания: двигаемся к практике

Замечали, что вам довольно трудно запомнить точные даты, последовательность цифр, формулы, расположение объектов в комнате, цвет волос человека, с которым вы только что разговаривали? Знакомьтесь, это точная информация, и именно она и является наиболее проблематичным объектом при запоминании. Мы более легко можем пересказать содержание повести или рассказа, а порой и романа, но почему наша память работает именно так?

Все дело в образах. Прочитывая какую-нибудь историю, мы создаем в своей голове живые образы, наделенные конкретными чертами, окутанные сетью художественного повествования. Мы примерно понимаем, как они выглядят, оцениваем их моральную составляющую, симпатизируем им или, наоборот, недолюбливаем. Таким образом, понятие, которое напрямую связано с эффективным запоминанием, – это образ. Поэтому мнемотехника завязана в основном на данном понятии.

Итак, познакомившись с главными правилами для создания образов при упражнениях по мнемотехнике для взрослых, приступим непосредственно к самим правилам.

Упражнение №1. Ассоциативная нелепая связь

Пожалуй, самое популярное и забавное упражнение среди мнемотехник. Суть его кроется в самом названии:

В каких ситуациях можно применять данную технику? На самом деле, в очень многих. К примеру, у вас целый список из мест, в которые вам нужно заехать, в частности: магазин детского питания, дача друга, зоомагазин, фитнес-центр, тренинг по скорочтению, наконец, дом. И как бы не запутаться во всех этих делах и не забыть какое-нибудь место… Для этого можно использовать упражнение нелепых ассоциаций.

Казалось бы, такая несуразная история, но она оказывается действенным помощником для запоминания не только последовательности действий, но и слов на иностранном языке, каких-то изображений и т.д. Почему она является эффективной?

Секрет данного упражнения заключается в том, что мы используем свойство нелепости. Человеческая память часто настроена на то, чтобы запомнить именно неловкие, неуклюжие моменты (возможно, вы помните, как упали или поскользнулись где-то, либо как ваш друг смешно отвечал у доски, перепутав последовательность слов). Почему бы этого не использовать при создании забавных образов? [И. Вопиловская, 2020]

Рассмотрим следующее упражнение для начинающих взрослых по мнемотехнике.

Упражнение №2. Буквенно-цифровой код (БЦК)

Эта методика обширно применяется при запоминании числовой информации. Если вы собираетесь презентовать какой-то материал и при этом желаете оперировать цифровыми данными, но вам никак не запомнить все эти показатели и динамику их изменений, то это упражнение точно для вас.

Сущность его заключается в следующем: ряд от 0 до 9 мы кодируем при помощи букв русского алфавита, затем пытаемся создать цепочки слов, связанные между собой действием, располагаем их в чертогах разума и вуаля – цифры и числа в памяти. Если вы с трудом поняли, что было описано, не пугайтесь – сейчас мы разберем все гораздо подробнее и на примере.

На самом деле, уже существует так называемая кодификация цифр и выглядит она следующим образом:

  • 0 – НМ;
  • 1 — ГЖ
  • 2- ДТ;
  • 3 – КХ;
  • 4 – ЧЩ;
  • 5 – ПБ;
  • 6 – ШЛ;
  • 7 – СЗ;
  • 8 – ВФ;
  • 9 – РЦ.

Почему именно эти буквы? Большая часть из них – это первые буквы выписанных цифр, а другие – либо парные им, либо взятые по причине использования других. Эта кодировка считается принятой среди мнемонистов, она активно применяется в БЦК, хотя вы спокойно можете придумать свою, ведь пользоваться вы будете сами. Однако самое главное здесь – это составить подобный код и хорошенько его выучить.

После того, как мы разобрались с кодом, самое время составлять слова, основанные на сочетании цифр. К примеру, у вас есть последовательность чисел 93 876, и именно данное число вам необходимо не забывать. Перво-наперво его нужно разбить на двузначные числа (93, 87 и остается 6). После этого обращаемся к нашей кодировке:

Единственным минусом данного метода является наличие пары букв, присваиваемой какому-то числу, потому что при составлении слов человек может запутаться. Тем не менее, практикуя данный метод, опытные мнемонисты достигают поразительных результатов и успешно внедряют данный метод в повседневную и официально-деловую жизнь.

Обратите внимание, что при составлении образов обязательным является включение какого-то действия – при его активации, при связывании с другими объектами посредством действия память строит более прочные нейронные связи.

При использовании данного метода задача состоит в том, чтобы расположить цифры (или числа) в конкретных местах выбранной локации, к примеру, число 23 на фоторамке (потому что там ваша сестра, которой сейчас 23), число 58 на люстре (ведь она в форме восьмерки, и можно представить, как пятерка на ней повесилась), а цифру 9 расположить на ручке окна. И вот вы заходите в комнату, смотрите на фото, однако видите плохо, потому что люстра не включена и открываете окно, чтобы впустить еще больше света. Так и получается число 23 589.

Немного иное применение упражнения БЦК описывает в видеоролике Евгений Буянов, один из основателей 4brain:

Метод БЦК действительно может помочь запомнить большое количество цифр и чисел, что доказывается примером Джошуа Фора, который из обычного американского журналиста и писателя стал специалистом по мнемонике, выиграв в 2006 г. Чемпионат по запоминанию [А. Ястребцева, 2013].

Переходим к следующему методу запоминания.

Упражнение №3. Приемы для последовательностей

На самом деле, ответ не так сложен, и таится в самой фразе – это корень из двух. Тем не менее здесь мы уже не выделяем заглавные буквы, зато считаем количество букв в каждом слове и получается:

Сравните цифру со словами. Ведь действительно получается! Точно так же Егор предлагает и запоминать последовательность цифр в числе π, но только уже не просто с помощью фразы, а с помощью дополнительного приема – рифмизации. Суть его похожа на уже описанный метод, однако в данном случае мы вводим стихотворную форму, с которой запоминать и того интереснее и легче! Взгляните:

«Это я знаю и помню прекрасно –

Вновь считаем количество букв в каждом слове и у нас выходит вот что:

И вот, у вас в арсенале уже 11 знаков после запятой в числе пи! Делитесь в комментариях, как вам такой метод. Возможно, вы уже пользуетесь какими-то другими техниками запоминания для взрослых. Рассказывайте, нам будет интересно узнать, что мы упускаем. И переходим к заключительному упражнению.

Упражнение №4. Метод фонетических ассоциаций (МФА)

Данное упражнение для взрослых, начинающих заниматься мнемотехникой, мы советуем именно тем, кто стремиться выучить иностранные языки. Суть его сводится к трем несложным шагам:

  1. Переводим слово, представляем его в виде определенного образа.
  2. Произносим слово еще раз и ищем слуховую ассоциацию (желательно на изучаемом языке либо на вашем родном, если словарный запас пока невелик).
  3. Соединяем два созданных образа из предыдущих пунктов.

Очень многие современные онлайн-словари в мобильных приложениях предлагают свои варианты запоминания, в частности, путем составления целых предложений, где выделяются главные слова или их части для заучивания. В качестве примеров можно привести следующее:

Кроме того, некоторые длинные и составные слова можно разбивать на части и также создавать забавные образы для запоминания из более простых слов. Приведем примеры и для данного метода:

Да, рассмотренные примеры довольно необычны, однако очень действенны. Попробуйте данную мнемотехнику в своей практике изучения и убедитесь в этом сами. Неслучайно в обоих примерах мы привели три части речи – имена существительные, имена прилагательные и глаголы – чтобы доказать вам, что при желании любую часть речи можно превратить в нестандартный образ.

Надеемся, что вы заинтересовались мнемоникой, и рассмотренные выше упражнения будут отличной практикой для изучения этой увлекательной, веселой, полезной и эффективной одновременно техники.

Заключение

Преимущество всех рассмотренных упражнений в том, что их несложно выполнять одному, совершенно бесплатно и в домашних условиях. Но помните одну вещь: мнемотехника – это только лишь совокупность приемов и техник для запоминания. Да, вы тренируете память, воображение, развиваете креативное мышление, еще и получаете заряд положительных эмоций. Однако ваши способности даются от рождения.

Не стоит надеяться на то, что после изучения мнемотехники вы станете настоящим вундеркиндом. Ведь даже упомянутый Джошуа Фор в своем выступлении на TED Talks, рассказывая про Чемпионат по запоминанию, указывал на то, что все участники обладают совершенно заурядной памятью. А то, что они демонстрируют на соревновании, – всего лишь хорошо натренированный навык. Вот что важно в мнемонике – приобретение нового и полезного навыка, поэтому не жалейте времени и усилий, ведь они точно не будут потрачены зря.

как развить память

Существует несколько классификаций и разновидностей памяти. Выделим три популярных критерия.

По продолжительности:

Кратковременная. Небольшое количество информации быстро запоминается и так же быстро улетучивается. Данные хранятся примерно до 30 секунд и без повторения могут исчезнуть навсегда.

Долговременная. Информация может храниться достаточно долго: от нескольких часов до нескольких лет. Но банальная зубрежка без качественной проработки материала здесь не помогает. Долговременная память требует осознанного детального изучения, мысленной интерпретации и ассоциаций с уже имеющимися знаниями.

Оперативная. Память хранится определенный отрезок времени, пока совершаются процессы или действия. От кратковременной отличается тем, что регулирует определенную деятельность и задействована для удержания ее промежуточных результатов.

По целям:

Непроизвольная. Отсутствие цели для запоминания. Информация впитывается даже если она совсем не нужна.

Произвольная. Запоминание материала — целенаправленный процесс.

как развить память

По психической активности

Двигательная. Характеризуется запоминанием действий, движений. Отличительные черты — физическая ловкость и сноровка в труде.

Эмоциональная. Память на пережитые чувства, яркие моменты и другие эмоционально окрашенные события.

Образная. Память на звуки, вкусы, запахи, пейзажи и картины из жизни. Например, тонкий шлейф духов от прохожего на улице может перенести в детство и напомнить о первой влюбленности, о том состоянии, в котором ты находился в тот момент.

как развить память

Создавай ассоциации

Соединяй в своем воображении сразу несколько зрительных образов. Мозг быстро фиксирует эту взаимосвязь и спустя время обязательно выдаст тебе один из них. А память затем воспроизведет остальное.

Произноси слова наоборот

Это замечательно тренирует зрительную память и внимание! Причем фразы можешь брать из головы. Выпиши на бумагу несколько слов, а затем прочитай их наоборот.

Развивай правое полушарие

Считается, что у левшей память лучше. Если же ты правша, попробуй подключить левую руку в те сферы жизни, которые ранее доверял только правой руке. Расписывайся в документах, мой посуду, пользуйся компьютерной мышкой, расчесывайся и чисти зубы левой рукой! А еще можешь заняться изучением иностранных языков. Это позволит тебе не только свободно выражать свои мысли находясь в чужой стране, но и отлично разовьет правое полушарие мозга.

левша

Читай больше

Самый простой способ взбодрить память. Читая книги, твой мозг старается запомнить детали и визуализировать картинки. Это развивает и фантазию, и внимание.

Метод Айвазовского в действии

чтение

Просвещайся!

Почему в школе задавали учить длинные стихи? Да чтобы во взрослой жизни твоя память не хромала! Поэтому вспомни былое и начни учить стихи классиков или современных поэтов. Не важно. Главное, чтобы они тебе нравились!

Повторение — мать учения

стихи

Меняй маршруты

Возвращаясь с учебы, работы или ресторана люди часто совершают одну и ту же ошибку для своего мозга: идут по проторенной дорожке. Хочешь научиться запоминать еще лучше? Ходи разными путями, открывай для себя новые маршруты, изучай билборды и вывески магазинов… Посещение новых мест усиливает мозговую деятельность!

Придумывай истории

В день происходит столько дел и событий, что не можешь о них вспомнить без записи в ежедневнике? Сочиняй истории с последовательным и логичным сюжетом! Рисуй соответствующие образы в голове. Такой способ запоминания подходит и детям, и взрослым.

сказка

Читай вслух

Новая информация, произнесенная вслух, лучше запоминается и усваивается. Не веришь? Проверь, прочитав эту статью своему другу.

Peak

Комплекс мозговых тренировок включает упражнения на память, быстрый подбор слов, взаимодействие с геометрическими фигурами, ловкость, работу с числами и прочее.

Peak

Brain+

Тренировки полностью построены на интерактиве. Здесь и реальные персонажи, и полноценные мини-игры. Тебе придется запоминать имена и фамилии собеседников, прокладывать оптимальный путь от одного объекта до другого, а также решать простые головоломки.

Один из самых эффективных способов развить внимательность, зрительную память и стать более сосредоточенным. Таблица представляет собой хаотичное размещение на квадратном поле цифр или букв, которые требуется сложить в нужном порядке: по возрастанию или убыванию.

Brain wars

Если хочешь, чтобы на принятие важных решений уходило меньше времени, а внимательность стала твоим коньком, качай это приложение! 30 уникальных заданий направлены на проработку почти всех способностей мозга.

Не зря когда-то великий Гаусс сказал, что математика — царица наук. Ведь именно работа с цифрами и числами является лучшей тренировкой для мозга! Данное приложение предлагает действенные упражнения для развития навыков в сфере быстрых арифметический вычислений.

NeuroNation

Комплексный тренажер состоит из всевозможных упражнений на логику, внимание и память. Несколько уровней сложности, подсчет статистики, возможность соревноваться с другими игроками по сети, полный анализ результатов — чем не личный тренер для твоего мозга?

С трудом удается подсчитать счет в кафе? Тогда это приложение для тебя! Оно поможет развить стратегическое мышление и подтянуть математику, заново вспомнив таблицу умножения.

Elevate

Приложение направлено на развитие памяти и математических способностей, концентрацию внимания и умение анализировать. Перед запуском будет предложен короткий тест, определяющий твой уровень. Кстати, все вопросы и задания на английском!


В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. Ориентировка. При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Чтение. При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. Обзор. При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Главное. Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:


Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:


Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям, которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Основные приемы эффективного запоминания речевого или текстового материала, а также результативные закономерности процесса повторения.

Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения. Перечислим их.

Методы запоминания информации

  • Во-первых, установили, что заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое снижение. При этом это снижение носит временный характер, т.к. с новыми повторениями увеличивается способность к припоминанию.
  • Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании. А потом при последующих повторениях происходит резкое увеличение объема запоминаемого материала. Это можно объяснить тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии, сначала бывают недостаточными для припоминания. Потом же, после нескольких повторений, влияние этих следов сказывается сразу. И, как следствие, человек припоминает большое количество информации.
  • В-третьих, если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть, запоминается быстро. А оставшаяся, более трудная часть, требует большего количества повторений.
  • В-четвертых, если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро. Это можно объяснить тем, что эффект от первых повторений недостаточен, и объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных повторениях.
  • В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала прочность и длительность его сохранения многократно возрастают.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит "узнавание" знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти.

Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе "для надежности" прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: "Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал."

Следует отметить разницу между мнемотехническим повторением и повторением в привычном значении этого слова.

Обычно мы повторяем, чтобы запомнить, а мнемонисты повторяют, чтобы сохранить уже запомненное. Они запоминают материал без ошибок еще до повторения и повторяют для того, чтобы сохранить его в памяти. Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

  • Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций ("ключи"). Так, например, на последовательность предметов ("метод Цицерона") может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.
  • Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция. Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы "задолбите текст намертво", дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться — это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование — не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его "омертвения", а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

Теперь о временных аспектах повторения. Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день "крутить ее в голове". Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с "погружением" в предмет.

Методы рационального повторения

Основные приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

  1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
  2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно "вгрызаться" в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем "рабочие дни". В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.
  3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально "пропитаться" установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме "прокукарекал, а там хоть и не рассветай".

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета.

  1. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой. Кроме того, в ситуации "шинковки" материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу куски, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, — и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается.

И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько "пробежать" весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором — повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

Читайте также: