Как сделать принимание на лошади

Обновлено: 05.07.2024

Боковые движения служат для того, что­бы тренировать лошадь и сделать ее бо­лее послушной и восприимчивой к воз­действию средствами управления.

Уступка шенкелю

Уступка шенкелю является не боковым движением, а скорее видом подготови­тельного упражнения (рис. 7.26, а). Со­гласно определению, она представляет собой движение вперед и в сторону, при котором лошадь только делает постанов­ление и остается прямой. Постановление выполняется в противоположную движе­нию сторону и уступает внутреннему шен­келю. Молодые лошади учатся сильнее подводить задние ноги под центр тяжес­ти и послушно реагировать на примене­ние посылающих и сдерживающих средств управления. При уступке шенке­лю неопытные всадники могут научиться чувствовать согласованность между внут­ренними и наружними средствами управ­ления. Уступка шенкелю вырабатывает послушание лошади при воздействии средствами управления всадника, необ­ходимое для выработки боковых движе­ний. На каждом следующем этапе обуче­ния лошадь учится следовать внутренней задней ногой за внутренним шенкелем в

направлении движения и не уклоняться (как при уступке шенкелю) от него.

Движение плечом внутрь

Движение плечом внутрь является осно­вополагающим боковым движением (рис. 7.26, б). Чтобы выработать его, нуж­но поездить на лошади с преувеличен­ным постановлением, пока не станет по­лучаться четкий вынос плеча вбок. При этом от лошади требуется необходимое сгибание по длине, которое представля­ет собой неизменный критерий оценки всех боковых движений.

При движении плечом внутрь передние конечности лошади — а не только голова и шея!— должны быть настолько обраще­ны внутрь, чтобы внутренняя задняя нога ступала на след наружней передней ноги. Для этого лошадь должна согнуться и тог­да ее задняя нога будет заступать точно под центр тяжести, и она сможет научить-


Важными критериями для движения плечом внутрь является сгибание и одновременное сохранение продвижения лошади вперед. Наиболее часто встречающимися ошибка­ми являются недостаточная работа наруж­ного шенкеля, слишком сильное постанов­ление лошади с излишним сгибанием шеи у холки. Всадник должен сконцентрировать­ся на комплексном удержании лошади в кон­туре движения и смотреть в направлении движения, чтобы не повредить внутренний тазобедренный сустав.

Траверс

В этом движении лошадь согнута на­столько, что ее наружняя задняя нога сту­пает на след внутренней передней ноги. Лошадь и всадник смотрят в направле­нии движения (рис. 7.26, в).

Посадка на траверсе является как бы ключевым участком в освоении искусст­ва верховой езды: от всадника требует­ся совершенная гибкая посадка. На тра­версе проявляется большинство ошибок посадки: некоторым всадникам так ни­когда и не удается испытать чувство тра­верса, вместо этого они иногда просто отодвигают лошадь в сторону чрезмер­ным физическими усилиями.

Верхняя часть корпуса всадника должна сопровождать движение вперед. Уяснить это мне очень помогло следующее уп­ражнение, рекомендованное одним ком­петентным и опытным тренером. Когда я выполняла боковое движение, он потре­бовал от меня повернуться к внутренней задней ноге и все время смотреть на нее. Конечно, это была неординарная мера, но неожиданно лошадь начала двигать­ся, и я почувствовала направление, в ко­тором должна была двигаться сама.

При выполнении траверса есть еще одна сложность, заключающаяся в том, что

внутренняя задняя нога выступает впе­ред. Если верхняя часть корпуса всадни­ка недостаточно быстро двигается в на­правлении движения, то она будет все­гда отставать от движения лошади и из­лишне нагружать ее наружнюю заднюю ногу. Чтобы этого избежать, нужно вы­полнять траверс на сокращенной рыси. Тогда ясно почувствуется момент оттал­кивания внутренней задней ноги и, бла­годаря такту и ритму, можно будет легче двигаться в нужный момент.

Траверс, при котором лошадь, легко при­танцовывая, импульсивно двигается впе­ред, — для меня самое прекрасное ощуще­ние, которое может дать верховая езда.

Принимание (движение в два следа). Лошадь должна быть в сборе с соблюдением постава головы в сторону движения, поэтому сначала нужно добиться того, чтобы лошадь легко и послушно меняла постав головы с одной стороны на другую, сгибаясь при этом в боку. Для этого нужно одним шенкелем действовать строго у подпруги, а другим — несколько сзади, как бы заворачивая заднюю часть лошади вокруг оси Поводом же сгибается передняя часть тела в сторону поворота.

Фото всадницы на лошади


Фото всадницы на лошади

После этого лошадь учат откидывать заднюю часть корпуса при работе в руках. Для этого нужно встать около морды, поднять ей голову и шею и мягким воздействием хлыста в области приложения шенкеля заставить ее откинуть заднюю часть корпуса в противоположную давлению хлыста сторону, в то же время поводом подавая голову лошади в другую сторону Лошадь должна описать полный круг, при этом задняя часть не должна обгонять переднюю, то есть корпус лошади должен всегда находиться как бы на радиусе этого круга. При движении левая передняя нога должна перекрещиваться с правой и наоборот. После этого можно начинать отработку движения в два следа под седлом.
При отработке сложных элементов выездки лучше соблюдать такую последовательность: перемена ног на галопе, полупируэты, пируэты на галопе, пассаж, пиаффе.

Для отработки смены ног на галопе нужно вначале, подняв лошадь в галоп с левой или правой ноги, пройти несколько темпов, сделать остановку и сразу же поднять лошадь с другой ноги; сделав несколько темпов галопа, снова остановиться и сразу же выслать лошадь в галоп — опять с другой ноги. После того как это упражнение хорошо отработано, нужно усложнить его. вместо остановки переводя лошадь на сокращенную рысь и после нескольких темпов рыси поднимать ее в галоп с другой ноги. После того как лошадь научится переходить на галоп с другой ноги после одного-двух темпов рыси, можно переходить собственно к смене ног на галопе. Лучше всего выполнять это упражнение при заездах, когда лошадь после полувольта подходит к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе, всадник шенкелями высылает лошадь и одновременно меняет постав головы лошади в другую сторону, выдерживая при этом повод Важно соблюдать последовательность требуя от лошади перемену ноги через определенное количество темпов галопа, начиная, например, с перемены через десять темпов и постепенно сокращая до перемены через один темп Нельзя допускать смены ноги через произвольное количество темпов. Даже перемена ноги через четыре темпа очень сложна для лошади, поэтому к перемене ног через три, два и один темп можно переходить, когда перемена ног через четыре темпа выполняется четко и безотказно.

Фото выездки


Фото выездки

От всадника требуется большая собранность и четкая посадка, любое качание туловища может сбить лошадь с правильного движения. Перед этим должно быть отработано движение собранным галопом и подъем лошади в галоп с места
Пируэты и полупируэты — это повороты на полный круг либо на половину круга на шагу и на галопе. При выполнении пируэта лошадь должна двигаться тем же аллюром, что и до начала выполнения упражнения, только передние ноги начинают шагать чуть шире, а задние отбивают темп движения на месте или описывая маленький круг. После окончания пируэта лошадь должна продолжить движение тем же аллюром Важно следить и за соблюдением ритма движения, который также должен оставаться неизменным
Отработку полупируэта начинают с полувольта и принимания. Если лошади знакомы оба эти упражнения, нужно начинать делать принимания на полувольту, постепенно сокращая круг. После того как лошадь овладеет полупируэтом, можно начинать выполнение принимания на вольту, постепенно его сокращая. Больше одного раза подряд пируэт выполнять не стоит, поскольку упражнение это очень сложное и утомительное для лошади. Начинать работу над пируэтом на галопе можно только тогда, когда лошадь хорошо выполняет принимания и может идти очень сокращенным галопом, доведенным почти до движения в темпе галопа на месте. Начинать галоп нужно обязательно с той ноги, в сторону которой осуществляется поворот на пируэте. За полный круг пируэта лошадь должна сделать шесть темпов галопа, чтобы сохранить правильный ритм движения. Нельзя допускать, чтобы задние ноги просто поворачивались на месте, задними ногами лошадь также должна отбивать темп галопа. Темп движения задних ног регулируют внутренним шенкелем, тогда как наружный не дает задним ногам уйти в сторону

Фото выездки


Фото выездки

Чтобы начать выполнение полупируэта или пируэта на шагу, нужно, ведя лошадь сокращенным шагом, сделать ей постановление в сторону поворота и в момент, когда лошадь поставит на землю наружную ногу и вынесет внутреннюю, набрать повод, прекратив движение вперед, подать корпус и руки в сторону поворота, тем самым вынудив лошадь поставить внутреннюю переднюю ногу не вперед, а в сторону, начав движение по кругу. Наружным шенкелем нужно удерживать на месте задние ноги лошади, не давая ей начать вольт, двинувшись задними ногами следом за передними. Задние ноги должны обязательно отбивать на месте темп шага, пропуск хотя бы одного темпа считается ошибкой.
Едва ли не самые красивые и зрелищные элементы выездки — пассаж и пиаффе. Для многих лошадей пассаж является естественным движением, но приучать к выполнению этого элемента, как и пиаффе, на основе прирожденных склонностей лошади нельзя. Результатом этого будет, с одной стороны, небрежное выполнение этих упражнений, а с другой стороны, то, что лошадь начнет повторять эти элементы без требования всадника — лишь от небольшого возбуждения или от легкой поддержки шенкелей. Только тогда, когда лошадь научится правильно двигаться собранной рысью, от нее можно требовать исполнения пиаффе и пассажа.

Фото выездки


Фото выездки

Выполнению пассажа лошадь можно научить несколькими разными способами — с шага, с рыси и при переводе с рыси на шаг. При отработке пассажа первым методом лошадь переводят с шага на сокращенную рысь, активно высылая шенкелем и сдерживая движение вперед поводьями, вынуждая лошадь сократить захват пространства передними ногами и резче выносить их вверх. При отработке пассажа с сокращенной рыси также усиливают посыл шенкелями, одновременно сдерживая лошадь трензельным и мундштучным поводьями. Не имея возможности продвигаться вперед, лошадь начнет сильнее сгибать конечности в суставах и энергичными толчками будет как бы выталкивать себя вверх. При отработке пассажа с переводом лошади с рыси на шаг в момент окончания сокращенной рыси всадник поводьями и энергичным воздействием шенкеля не дает лошади опустить голову и шею, не давая в то же время возобновить поступательное движение рысью. Шенкелями действуют попеременно, действие правого шенкеля усиливают, когда лошадь опускает на землю правую переднюю ногу, а действие левого, когда она опускает левую переднюю. В начале отработки упражнения следует поощрить лошадь и отдать ей поводья, как только она сделает один-два темпа пассажа. После усвоения движения пассажем по прямой можно переходить к вольтам и заездам.

Фото выездки


Фото выездки

Пиаффе отрабатывается путем сокращения пассажа Постепенно сводя поступательное движение к минимуму, всадник энергичным действием шенкелями вынуждает лошадь сохранить прежний темп движения, но выполнять его на месте. Как и пассаж, пиаффе можно начинать отрабатывать с шага Если вначале действия шенкелей и повода должны быть довольно сильными, то при последующей отработке и закреплении приемов нужно постепенно смягчать работу поводьев, добиваясь того, чтобы лошадь выполняла необходимые требования даже при очень легком и мягком воздействии
Следует помнить, что выполнение искусственных движений при выездке для лошади очень утомительно и дает большую нагрузку на легкие, так что неумелое чередование отдыха и нагрузки, излишнее увлечение долгим выполнением сложных элементов, несоблюдение последовательности усложнения элементов может привести к таким заболеваниям, как эмфизема легких. Поэтому выполнение таких элементов, как пиаффе, пассаж, смена ног не должно превышать в среднем минуты с последующим свободным движением шагом или рысью не менее 2—5 минут.
Подготовка лошади к сложным элементам выездки требует большого времени и систематической работы, а также долгих подготовительных упражнений даже если вы не стремитесь участвовать в каких-нибудь, пусть даже любительских, соревнованиях, лошадь, которая умеет сдавать в затылке и мягко уступать действию повода, доставит вам в езде куда большее удовольствие.

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Facebook

Комментарии Вконтакте Facebook









О статистике и продаже Красноярского ипподрома. На ЦМИ прошла итоговая беговая конференция 27 января 17:46













Американский рынок чистокровных верховых лошадей стабилен. Январский аукцион Keeneland повторяет рекорды 2008 года 20 января 17:00


Sveta Menshikova

Прошу прощения за дурацкий вопрос. но не могу нигде найти, с чего начать работу над траверсом и ранверсом. То есть, у меня есть лошадь, которая в общем - целом, неплохо делает уступку, повороты на переду, плечом внутрь, поворот на заду, но вот как ей объяснить, например, траверс? Пробовала с поворота, но лошадь довольно шустро выпрямляет корпус, ставит бедра и пытается выдать уже выученные движения.
Можно чуть-чуть подробнее узнать, какие средства, какими методами обучают лошадь, которая еще не умеет этого делать? Возможно, я что-то упускаю или не дорабатываю.
Заранее спасибо!

Нара Акопян

Sveta Menshikova

Нара, спасибо большое! Будем пробовать с кобылью, судя по всему, реально равновесия у нее и координации у меня не очень хватает пока что. Спасибо!


Для четкого объяснения элементов выездки необходимо ознакомление с практическим выполнением фигур на манеже. В книге описанию элементов выездки я предпосылал специальные сведения из большого учебника Бранделя, где подробно описана работа с молодой лошадью до дрессуры легкого класса. Собственно, эти сведения составляют теоретическую основу методической части моей книги, в которой я лишь приподнял уровень дрессуры и развернуто представил более сложные элементы.

В отдельных местах читатель найдет взгляды, которые расходятся в чем-то с мнениями, господствующими в иппологической литературе. Но мне казалось особенно важным описать те средства воздействия и те методы обучения, которые я сам испытал на практике.

Через всю работу в дрессуре вплоть до Большого приза проходит красной нитью так называемая шкала дрессуры: ритм, раскованность, упор в повод, швунг (выполнение движений с подъемом и размахом), прямой постав, сбор. Эти понятия являются критериями правильного выполнения любого элемента дрессуры. Ритмичность и раскованность создают предпосылки для обучения. Только из состояния раскованности может возникнуть правильный упор в повод. Если достигнут мягкий контакт со ртом лошади, можно улучшать широту и энергичность движений.

При энергичном движении вперед удается направлять корпус лошади прямо. И лишь абсолютно прямо поставленная лошадь дает возможность достичь максимальной степени сбора.

Тот, кто хочет заниматься выездкой, должен четко понимать этот теоретический арсенал нашего спорта, чтобы правильно оценивать гимнастическую ценность работы в дрессуре.

Под ритмичностью мы подразумеваем равномерность движений на всех трех аллюрах. Человек, наблюдающий лошадей в естественном движении на пастбище, лишь в редких случаях сможет обнаружить у здоровой лошади нарушение ритма. Отклонение в ритме возникает большей частью лишь после неправильного воздействия всадника. Отсутствие четкой ритмичности составляет один из самых основных недостатков в выездке. От него следует непременно избавиться, чтобы дальнейшая работа с лошадью вообще имела какой-то смысл.

Шаг - это спокойное движение в четыре такта. Ноги опускаются на землю одна за другой в диагональной последовательности. Например: 1. левая передняя нога, 2. правая задняя нога, 3. правая передняя нога, 4. левая задняя нога. Шаг является ритмичным, если удары копыт о землю следуют через равные промежутки времени, длина шага в рамках определенного темпа остается неизменной.

Если равномерность шага утеряна, то может развиться даже иноходь. Лошадь одновременно ступает ногами, расположенными с одной стороны корпуса.

Нарушения ритма могут возникнуть, если лошадь зажата, закрепощена в спине, если всадник слишком форсирует посыл на шагу, а также если он пытается слишком сильно собрать ее на шагу. Как показывает мой опыт, к иноходи либо почти одностороннему шагу склонны те лошади, которые обладают от природы широким шагом, у которых задние ноги далеко заступают за след передних. С такими лошадьми следует быть особенно осторожными при отработке собранного шага.

Рысь - это размашистый аллюр, при котором диагональные ноги одновременно опускаются и отталкиваются от земли. При этом находящаяся в воздухе пара ног опускается на землю на мгновение после того, как другая пара ног отталкивается от грунта. Таким образом возникает момент подвисания, парения. Рысь считается ритмичной тогда, когда отталкивание и опускание на землю диагональной передней и задней пар ног происходит через равные промежутки времени.

Чистый ритм на рыси узнают по тому, что диагональные передние и задние ноги параллельны друг другу.

Нарушения ритмичности узнают в первую очередь по тому, что задние ноги совершают отталкивание позднее, чем соответствующие передние ноги. В таких случаях говорят, что задние ноги тянутся. Причины этого недостатка заключаются прежде всего в попытках слишком рано собирать лошадь на рыси, когда ее задние ноги еще недостаточно гимнастически развиты, либо в преждевременных попытках поднять ее передний отдел без соответствующей работы спины. Вследствие этого лошадь начинает спешить на средней рыси, приобретая соответствующий порок - нарушение ритма. У лошадей, имеющих от природы негибкие задние ноги и несколько разведенные в стороны скакательные суставы, опасность отставания задних ног на рыси особенно велика.

Случается и так, что лошади одной задней ногой делают более короткий шаг, чем другой. Этих лошадей сковывает повод. Они неправильно упираются в повод с одной стороны трензеля, хотя без всадника бегают рысью вполне равномерно. Часто причиной бывает то, что всадник бессознательно одной рукой действует сильнее, чем другой. Это особенно влияет на чутких, нервных лошадей. Если же причина недостатка не в действиях всадника, то следует больше работать с лошадью над развитием гибкости и распрямлением ее.

Галоп - это движение в три такта с фазой свободного подвисания. Галоп ритмичен, если четко прослушивается три такта и если удары копыт о землю следуют через равные промежутки времени. На галопе одна пара ног опускается дальше другой пары ног. При галопе с правой ноги опережают правые ноги, с левой - левые.

После момента свободного парения опускается наружная задняя нога, затем одновременно опускаются внутренняя задняя нога и наружная передняя, а третий удар копыт о землю -опускается внутренняя передняя нога. Если внутренняя задняя нога опускается раньше наружной передней ноги, то возникает неправильное движение в четыре такта.

Основной причиной этого недостатка является слишком энергичное подхватывание рукой при подъеме в галоп без достаточного выбрасывания задних ног. Разумеется, встречаются лошади, галопирующие от природы очень хорошо, а бывают такие, что вообще галопируют плохо. Поэтому при выборе лошади для выездки учтите, что природный круглый галоп, спокойный галоп уже является большим преимуществом.

Если лошадь идет ритмично и всадник начинает ее высылать, то лошадь при низко поставленной шее расслабляет свою шейную и спинную мускулатуру и может подводить задние ноги. Движения

Читайте также: