Как сделать приказ о назначении главного бухгалтера

Обновлено: 06.07.2024

Определиться, нужен или нет в организации главный бухгалтер поможет Федеральный закон "О бухгалтерском учете" , котрый регулирует все вопросы ведения учета, включая эту должность. Итак, главный бухгалтер организации:

Нужен, если это

Не нужен, если это

Индивидуальный предприниматель (им вообще можно не вести учет)

Некредитная финансовая организация

Физические лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, фермеры)

Коммерческая организация, которая заключила договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со специализированной фирмой или ИП

Организация, которой по закону разрешено возложить ведение бухгалтерского учета на любое должностное лицо или руководителя организации (обычно МСП)

Организация, которая применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Субъекты среднего предпринимательства (численность от 101 до 250 человек, доход не превышает 2млрд.руб., более подробно об отнесении к данной категории читайте в ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ )

Если организация попадает под категории из правого столбца, ей обязательно нужен в штате главбух. Остальным компаниям это не обязательно, но если руководитель сочтет целесообразным, то не возбраняется. После того, как вопрос с обязательным наличием должности в штате решен, нужно подумать о документальном оформлении принятия и/или назначения на должность главбуха или другого лица, на которое будет возложено ведение бухгалтерского учета.

Материал по теме Главный бухгалтер: каким он должен быть? Главным бухгалтером может быть далеко не каждый специалист, такой кандидат должен соответствовать целому ряду требований. Поэтому его оформление на работу происходит особым способом: издаются сразу два приваза по организации:

  • о назначении на должность;
  • о приеме на работу.

Обычно первому приказу предшествует конкурсный отбор кадидатов, участие в котром обычно принимают учредители компании. После того, как подходящий кандидат выбран, а его документы проверены, можно начинать оформление.

Образец приказа о назначении бухгалтера

Унифицированных форм не существует, мы рекомендуем использовать образец приказа о назначении главного бухгалтера ООО, размещенный в коммерческой версии системы КонсультантПлюс, 2020. Выглядит этот документ так:

Приказ о назначении главного бухгалтера 2020 г. ООО "Пример"

г. Москва "19" апреля 2020 г.

В связи с обязанностью ведения бухгалтерского учета приказываю:

1. Назначить главным бухгалтером / возложить ведение бухгалтерского учета / ООО "Пример" на Кошкину Аглаю Ивановну, 10.05.1978 года рождения (иные сведения о лице, предусмотренные уставом или внутренними документами работодателя)

(вариант дополнительно при необходимости: на срок ______________________).

2. Труд Кошкиной Аглаи Ивановны оплачивать в соответствии сзаключенным с ней трудовым договором, с окладом 90 000 (Девяносто тысяч) рублей в месяц.

3. В целях проверки Кошкиной А.И.соответствия поручаемой работе установить срок испытания 3 месяца.(не более шести месяцев)

4. По соглашению работодателя и Кошкиной А.И заключить срочный трудовой договор на срок __________.

5. Установить полную материальную ответственность Кошкиной А.И. с 19.04.2017г.

6. Начальнику отдела кадров Ивановой Светлане Петровне ознакомить с настоящим приказом назначаемого на должность главного бухгалтера Кошкину Аглаю Ивановну в срок до "20" апреля 2020г.

Руководитель __________________ Васечкин Петр Семенович

(подпись) (Ф.И.О.)

(М.П.)

"19"апреля 2020 г.

Ознакомлен(а) с приказом __________________ Кошкина А.И.

(подпись) (Ф.И.О.)

Очевидно, что никаких трудностей по заполнению приведенный документ вызвать не должен и может быть использован, как образец приказа о назначении главного бухгалтера ООО или любой другой организации. При его оформлении нужно обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Обязательно наличие в Приказе:
  • даты, так как с нее начнется личная ответственност лица за ведение бухгалтерского учета в вашей организации;
  • ФИО лица, будущего главного бухгалтера или на которого возлагаются обязанности ведения бухучета;
  • полное и точное наименование юридического лица;
  • личная подпись об ознакомлении назначаемого на должность физического лица.
  1. В строке 2 можно указать не оклад, а сдельный вариант оплаты.
  2. Строки 4 и 6 заполняются при наличии соотвествующих служб на предприятии
  3. Строки 3 и 4 заполняются по необходимости.
  4. Строка 5 заполняется обязательно с датой.

Любая организация может писать этот документ в произвольной текстовой форме, указывая в ней те данные, которые относятся к специфике ее работы. Содержание приказа не должно противоречить другим документам, включая те, которые необходимо оформить для окончательного трудоустройства главбуха.

Важные нюансы

Запись о приеме на работу в трудовую книжку работника любой должности с любыми обязанностями производится на основании приказа о приеме на работу, а не на основании приказа о назначении, образец которого приведен выше. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного в соответствии со статьей 16 ТК РФ трудового договора.

Содержание трудового договора с главным бухгалтером является предметом отдельного обсуждения. Наиболее важные его положения - это срочность (бессрочный или на определенный срок), полнота отражения должностных обязанностей и ответсвенности, условия оплаты труда. До оформления трудового договора, приказа о приеме на работу и приказа о назначении необходимо обязательно убедится в соответствии кандидата на должность главного бухгалтера требованиям, предъявляемым законодательством для данной должности в пп.4-7 Закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Если у вас пока небольшая фирма и нанимать главного бухгалтера нецелесообразно, директор может вести бухучет самостоятельно. Такое возможно, если организация относится к субъектам малого или среднего предпринимательства .

При этом удобнее выбрать самые простые методы бухгалтерского учета и составления отчетности и закрепить их в учетной политике. Правда, применять упрощенные способы бухучета и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность могут лишь субъекты малого предпринимательства, но не среднего.

Когда директор не может вести бухучет сам

Директор не может вести бухучет в следующих организациях:

  • организации, чья бухотчетность подлежит обязательному аудиту (к примеру, акционерные общества);
  • жилищные (жилищно-строительные) и кредитные кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • коллегии адвокатов и адвокатские бюро;
  • юридические консультации.

Приказ о ведении директором бухучета

Такой приказ составляется в произвольной форме. Приведем образец приказа о возложении бухучета на директора.

Образец документа, подготовленный специалистами сервиса.

Приказ о назначении главного бухгалтера

Правила заполнения приказа о назначении главного бухгалтера

Принимая на работу главного бухгалтера используют унифицированную форму № Т-1, также как я для других работников организации. Также дополнительно составляется приказ о назначении главбуха.

Обязательной формы данного приказа не существует, рекомендуем составить данный документ следующим образом:

1. Документ оформляется на бланке организации — сверху указывается наименование компании, ОГРН, ИНН и юридический адрес.

2. Ниже укажите наименование документа, его номер, дату и место составления.

3. Далее идет текст приказа, в котором нужно прописать:

  • ФИО и паспортные данные лица, на которого возлагаются обязанности главного бухгалтера;
  • обязанность организации заключить с указанным выше лицом трудовой договор;
  • условия о размере ежемесячного оклада и об испытательном сроке, которые будут включены в трудовой договор;
  • информацию об ознакомлении с настоящим приказом назначенное на должность лицо.

4. В конце указывается должность и ФИО лица, уполномоченного от имени работодателя подписать данный документ. Обычно его подписывает генеральный директор компании. Проставляется подпись с расшифровкой.

5. Также на самом приказе можно поставить дату и подпись с расшифровкой назначаемого лица, чтобы зафиксировать его ознакомление с приказом.

Елена Желенкова

Выбрать главного бухгалтера весьма непросто, иногда его поиски могут затянуться на несколько месяцев. А когда все собеседования и тестирования позади — остается только оформить необходимые документы. Один из важнейших — приказ о назначении на должность. Рассмотрим, как следует заполнять приказ о назначении главного бухгалтера ООО.

Наименование и форма документа

Закон определяет, что прием любого сотрудника на работу оформляется соответствующим приказом (ст. 68 ТК РФ).

Но на практике многие компании продолжают пользоваться формой Т-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004.

Важно!

Необходимость приказа на главного бухгалтера о назначении на должность закон прямо не предусматривает. Однако некоторые организации, руководствуясь ст. 19 ТК РФ, составляют и этот документ, в первую очередь — для руководящих позиций, к которым относится и главбух.

Обычно его содержание дублирует приказ о приеме на работу. Далее, говоря о заполнении документа, будем иметь в виду оба этих приказа.

Содержание приказа

В уже упомянутой ст. 68 ТК РФ указано, что приказ о приеме на работу издает руководитель, а работник должен быть ознакомлен с ним в трехдневный срок. Работодатель может подготовить приказ о приеме на работу в свободной форме, включив в документ обязательные реквизиты: наименование, дата составления приказа, название компании и пр.

Он содержит следующие данные:

  • наименование организации и код ОКПО;
  • дата и номер приказа;
  • период работы (с… по…); первая дата соответствует дню, когда главбух должен приступить к исполнению служебных обязанностей; вторая дата заполняется, если заключен срочный трудовой договор;
  • ФИО работника;
  • табельный номер в соответствии со штатным расписанием;
  • структурное подразделение;
  • должность — главный бухгалтер;
  • условия приема на работу (например, постоянная);
  • оклад (тариф) и надбавки к нему;
  • испытательный срок (для главбуха он может достигать 6 месяцев в соответствии со ст. 70 ТК РФ);
  • ссылка на трудовой договор;
  • подпись руководителя;
  • расписка работника об ознакомлении с документом и дата ознакомления (не позднее, чем через три дня после выхода на работу).

Важно!

Иногда на кадровых приказах предусматривают визы руководителей служб — финансового директора, начальника юридического отдела и т.д. Закон не требует такого визирования, поэтому оно производится на основании внутренних документов компании.

Что же касается визы собственника, то в данном случае она не требуется даже формально. Владелец компании назначает только руководителя, и все дальнейшее текущее управление, в том числе и регламент приема на работу других сотрудников, уже относится к компетенции директора.

Приказ подписан — что дальше?

Но даже самая тщательная проверка и оформление всех необходимых документов не дают полной гарантии от недобросовестных действий главбуха. А подобные действия одного из ключевых сотрудников могут принести компании немало проблем. Вот лишь некоторые примеры:

  1. Внеплановая налоговая проверка, вызванная нарушениями в заполнении отчетности.
  2. Взыскание недоимки по налогам, а также применение санкций (штрафы и пени).
  3. Закрытие доступа к расчетным счетам, что фактически парализует деятельность компании.
  4. Уголовная ответственность по налоговым преступлениям и другим нарушениям в области финансов. Причем наказывают обычно именно руководителя, а главбух выступает в качестве свидетеля.
  5. Если допущены ошибки в начислении заработной платы, то, кроме налоговых претензий, неизбежны и конфликты с работниками.
  6. В итоге за все ошибки перед собственниками будет отвечать директор, что ведет, кроме всего прочего, к потере профессиональной репутации руководителя.
  7. Может быть утрачена база с учетной информацией.

Вывод

Прием на работу главного бухгалтера должен обязательно сопровождаться оформлением ряда документов, в том числе — соответствующего приказа. Его образец можно скачать здесь.

Но идеально подготовленные документы еще не дают гарантии того, что специалист будет работать столь же безошибочно.

Мы не говорим о том, что нужно по умолчанию считать недобросовестным любого нового сотрудника. Однако бдительность терять не стоит, тем более в такой важной сфере, как учет.

Читайте также: