Как сделать причастие дома

Обновлено: 05.07.2024

Если ты во Святом Духе, то можешь освящать хлеб и вино. Не важно. какой хлеб (это ж символически). но лучше пресный или мацу. А сок или слабое (обязательно красное виноградное) вино. не важно.. Главное, чтоб оно напоминало Кровь. И обязательно при этом, освятив трапезу и объявив ее "Телом и Кровью Христа", вкушать с благодарением и размышлением о жертве Христа.. (1Коринф. 11:29,30)

Если вы католик, или православный, то нет. Т. к. для этого как минимум надо быть священником. По сути священник при приготовлении Святых Даров олицетворяет самого Христа, который действует в этот момент через священника. У вас нет ни должного рукоположения, а как мы знаем из писания священников рукополагают. Ни знания как совершать причастие, ни, по видимому, понимания самого смысла Причастия.

"Если вы католик или православный, то нет". Я христианин и я являюсь священником (так написано в Библии). Хлеб и вино освещает Бог, а не человек. У современного религиозного священства нету рукоположения. Оно ушло со времён апостолов. Я имею знание, как сказал это делать Христос и понимаю, зачем нужно есть хлеб и пить вино.

Igorrock11 Мудрец (19483) С чего это вы взяли, что у современного священства нет рукоположения? И для чего в библии поставляли тех же прествитеров в церкви, просто чтобы были, для вида что ли? В чем отличие дьякона, пресвитера и епископа (все эти понятия есть в библии) от обычного христианина, зачем они нужны, зачем их отдельно выделять?

Желательно перед само - причащением прочитать любимый главу, стих из Евангелий.
Возьми пресный белый кусочек хлеба, и вена любого грамм 50.
И прочитав отче наш, богородица - если знаешь, и далее представляешь, что хлеб — это тело Иисуса Христа, а вино Его кровь.
И употребляешь.
После чего, желательно прочитать еще какую не будь главу стих из Евангелий.
Более причащаться нельзя. Богу достаточного одного раза, что бы Он из вашей жертвы от вина, приготовил вам место на небе.

Если речь об Евхаристии, то для неё требуется рукоположенный епископом священник, антиминс и подготовленный престол. Согласно церковным апостольским правилам престол устраивать в доме, где живут люди - нельзя. Нужны ещё несколько предметов культа, но они не главное. Главное - это церковное собрание. А там, где есть церковное собрание, там и есть Господь Бог без всякого причастия. Причастие же установлено как таинство для единения присутствующих с отсутствующими, и с усопшими. Это основное, объединяющее всех верующих, таинство Церкви. И для недостойно в нём участвующих - это начало суда Божьего.

В православной церкви существует семь таинств. Все они необходимы и важны, но есть среди таинств одно, которое является венцом остальных, самым главным и самым же загадочным, — это святое причастие, или евхаристия


Зачем нужно причащаться?

Сложно передать словами то ощущение, которое испытывает человек после причастия — возможно, первого в своей жизни. В душе внезапно настает покой, а тело кажется таким легким, точно внезапно помолодело. Хочется петь в унисон с хором и улыбаться каждому встречному. И потом, уже после причастия, совершенно не тянет к прошлым плотским удовольствиям, а вот духовные темы, напротив, привлекают все больше и больше. В жизни начинает ощущаться Божья воля — многие события обретают закономерность и смысл, а в том, что казалось просто чередой неприятностей, внезапно открывается духовная польза.

Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься!

Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься!


Своим пастырским опытом делится протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

– Отец Александр, как часто, на ваш взгляд, правильно причащаться?

– Есть древнее правило (на него ссылаются и в решении Архиерейского Собора), по которому человек, без уважительной причины пропустивший три евхаристических собрания, то есть три воскресных дня и потому три недели подряд не причащавшийся без уважительной причины, считается согрешившим и должен покаяться. Только спустя время он будет допущен к святому причащению.

Это древнее авторитетное решение подтверждается, поддерживается современными установлениями Церкви. Таким образом, очень важно, чтобы христиане причащались часто.

Второй момент – это возрождение церковной жизни, которое связанно, в том числе, и с изменением привычной практики причащения. До революции народ был и благочестивым и христолюбивым, и монархия была православная. Казалось, существовали все внешние условия для процветания России, однако она рухнула.

На мой взгляд, одна из самых главных причин этого – утрата благодатной древней практики частого причащения. До революции люди причащались раз в год или даже раз в жизни, не было традиции причащаться на каждой литургии. Наоборот, это считалось неким искушением, нарушением нормы.

Но практика показала пагубность такого подхода. Так что сейчас можно только радоваться, что возрождаются древние благодатные традиции.

– Не было. Душа каждого человека по природе христианка и ей естественно стремиться ко святому причащению, к общению с Господом нашим Иисусом Христом в святых таинствах.

– В вашей пастырской практике такие случаи были?

bc019e7ad7db

– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто впервые собирается приступить к таинству?

– Сначала нужно очень серьезно поисповедоваться. Во-вторых, конечно, нужно прочитать Евангелие, чтобы понимать, о чем идет речь.

В-третьих, начать по возможности регулярное посещение храма. Дальше уже Сам Господь действует. Есть хорошее правило: не можешь сделать лучше – не мешай. Наша задача не мешать Господу Богу привлекать к Себе людей. Священник есть только свидетель.

Потом человек вновь приходит, уже осознавая, что с ним происходит. Ведь тут уже действовал Сам Господь. Мое дело, повторяю, не мешать, и иногда лишь чуть-чуть сориентировать человека, чтобы он осознал свою ошибку.

Не нужно накладывать бремена неудобоносимые. Если человек приходит в первый раз, для него страшная нагрузка – это первый раз исповедоваться.

Если человек не чувствует себя скованным, значит, он сможет глубоко, от души покаяться, воспринять то, что ты ему говоришь.

Фото: alchevskpravoslavniy.ru

– Как вы рекомендуете готовиться к таинству тем, кто причащается регулярно?

– Когда человек живет церковной жизнью, регулярно ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, соблюдает среду и пятницу, то если он попостится день накануне причастия, получится уже три постных дня в неделю. Или пять в две недели. Это немало.

Нельзя людей сажать на полностью монашеский рацион. У нас – напряженная городская жизнь со своими противоречиями, нервотрепками и так далее. Еда должна соответствовать нагрузкам.

Да, от поста никто не умирал, но и возводить пост, одно из очень важных, но вспомогательных средств, в абсолют тоже неправильно.

Мы должны жить в послушании Церкви. Говорят, что послушание выше поста и молитвы. Если ты исполняешь церковное установление, заповедь Божью и трудишься шесть дней, седьмой посвящая Господу, ходишь по воскресеньям в храм – это очень большая дополнительная нагрузка для человека, который напряженно учится или напряженно работает. Значит, ему надо дать возможность как-то восстанавливать силы.

Главное, что человек в Церкви. Если в Церкви, подчиняется церковным установлениям, он уже проявляет смирение и активный подход к церковной духовной жизни. Слава Богу, очень хорошо!

Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее.

Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо. Прочитал Последование ко Святому Причащению – очень хорошо. Если можешь взять на себя еще больший молитвенный подвиг – замечательно. Только смотри, чтобы не вышло вот как: ты взял на себя много, потом перенапрягся и вообще перестал молиться.

Должна быть посильная молитвенная подготовка. А это, как я уже сказал, – ежедневные утренние и вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.

Главное, чтобы в такой ситуации было некое ограничение по времени: например, сорок дней читать большее количество молитв. Трудно, но человек может выдержать. Больше выдержал – молодец. Значит, дальше думаем, может быть, сделать перерыв?

Фото: obitel-minsk.by

– Как быть с супружеским постом для тех, кто причащается регулярно?

– Здесь есть установления Святых Соборов, Святых Отцов, что накануне причастия должно быть супружеское воздержание. Оно должно быть в течение многодневных постов. Это едва ли не самый трудный вид поста. Но зато могу сказать, что кто такой пост выдерживает, то того Сам Господь вознаграждает. Предполагается супружеское воздержание и накануне постных дней – среды и пятницы.

Но с каждым из прихожан такие вопросы обсуждаются индивидуально и тактично. Я могу дать совет, а человек может его исполнить, или не исполнить.

Бывает, человек регулярно причащается, и вот не сдержался и нарушил пост, пусть пропустит один раз, не причастится.

Если речь о каких-то исключительных случаях, нужно смотреть индивидуально. Наша задача не строгость напустить на человека, однако чтобы он понимал, что и распускаться нельзя.

Дал человек слабину, пусть потерпит, пропустит причастие.

А если это действительно особенная ситуация: вернулся, например, муж из продолжительной командировки, давно не причащался. По жене своей соскучился. По-человечески все понятно. Да, некий грех, пусть он и кается. Но здесь все решается деликатно и индивидуально. Нет общих рецептов.

– Бывает, что вы допускаете к причастию без исповеди постоянных прихожан?

– Да, бывает, в дни больших праздников, когда очень много причастников, например, на Пасху или на Рождество. И то только тех, кто регулярно исповедуется.

Человек – существо совестливое и если он регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, то он сам скажет, когда у него что-то есть. Совесть не позволит вот так просто подойти.

– Если говорить про детское причастие?

Но затем не обязательно исповедовать его перед каждым причастием. Нельзя превращать таинство в формальность. Ну что ребенок может из себя каждую неделю выдавливать? Опять же, у деток чистая, светлая душа, и если что-то на этой душе есть, он сам подойдет, и сам будет исповедоваться.

Фото: foma.ru

– Как быть с причащением на сплошных, особенно праздничных, седмицах?

– Речь идет о том, что мы живем в послушании Церкви. Если Церковь дает разрешение на скоромную пищу, ты должен Церковь слушаться, или не должен? Если должен, то спокойной совестью причащайся. Послушание выше поста и молитвы. Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься.

Перед причастием можешь вечером немного облегченный ужин съесть: без колбасы и сосисок, и причащайся, благодаря Господа за то, что Он дает такой праздник, когда можно вкушать все и причащаться Святых Христовых Тайн.

Причастие

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

Соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
Прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению).
• Посещение вечернего Богослужения накануне Причастия чтобы исповедаться. (Полезная статья на эту тему) Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди. Можно исповедаться утром на Божественной Литургии. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
Соблюдать евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития с полуночи 00.00 до Святого Причащения).
• Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
• К Святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди сложить крестообразно – правую поверх левой. Подходя к Чаше перекреститься следует заранее, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Назвать своё полное имя, данное при крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши (низ) и без крестного знамения и целования икон спокойно отойти на запивку.
• После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

http://www.shamordino-m.ru/bitrix/templates/resp/images/ico_5.jpg

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

три канона:

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Святым Причащением и во время Причастия

После Святого Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению«.

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

– Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

«Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Читайте также: