Как сделать препарат плесени для микроскопа

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 07.10.2024

Прежде чем приступить к описанию хорошо известных и легко выполнимых методов приготовления микроскопических препаратов мелких членистоногих (клещей, тлей, щитовок, трипсов, галлиц и др.), необходимо сказать о наиболее важных вспомогательных средствах (предметные и покровные стекла) и о значении заключающих сред.

Для получения микроскопических препаратов необходимы предметные и покровные стекла. Между ними находится среда, в которую погружают препарируемого вредителя.

Предметные стекла представляют собой прямоугольные пластинки длиной 75 и шириной 25 мм. Их толщина должна составлять 1 мм. Для изготовления безупречных препаратов пригодны лишь стекла без искривлений, волнистостей и пузырьков.

Размер покровных стекол может быть различным. Наряду с наиболее распространенным форматом 18X18 мм применяют покровные стекла размером 15X15 и 10X10 мм. Особое внимание следует уделять толщине покровных стекол, так как на нее оптически скорректированы объективы микроскопов (все объективы Цейсса скорректированы на толщину покровного стекла 0,17 мм). При применении ахроматических сухих объективов и слабых апохроматов (увеличение 10Х и 20Х) возможны незначительные отступления от предписанной толщины (0,17 мм), но у ахроматических иммерсионных объективов, как и у всех апохроматов с большим увеличением, это привело бы к ухудшению качества просмотра. То же относится к покровным стеклам с царапинами, искривлениями и воздушными пузырьками. Поэтому качество покровных стекол целесообразно подвергать проверке, отбирая их по толщине с применением специального измерителя или микрометра и отбраковывая дефектные стекла.

Перед приготовлением препаратов как предметные, так и покровные стекла необходимо тщательно очистить с помощью чистой мягкой льняной тряпочки. При более сильном загрязнении очистку проводят спиртом, аммиаком или ксилолом. Стекла, помутневшие от промышленных примесей, можно положить на несколько дней в смесь бихромата калия и серной кислоты, а затем ополоснуть дистиллированной водой и спиртом.

Заключающие среды должны уменьшать показатель преломления воздуха-(1,0) и объекта (для хитиновой кутикулы 1,5—1,6), чтобы пучки лучей оставались в поле зрения микроскопа и могли быть восприняты наблюдателем. Кроме того, среды должны обладать консервирующими свойствами, защищая объект от гнили и плесени, а также предохранять его от пыли, высыхания и сморщивания. Хорошими средами для клещей и насекомых являются водорастворимые камедистые и водонерастворимые смолистые вещества. Их преимущества и недостатки подробно рассмотрены при обсуждении отдельных методов.

Препараты клещей для определения. При приготовлении препаратов клещей (паутинных, мягкотелых, галловых) в первую очередь следует провести осветление объекта, т. в. сделать его прозрачным, чтобы под микроскопом в проходящем свете можно было четко установить важные для систематики признаки. В качестве осветляющего средства обычно применяют 10%-ную калийную щелочь, 50—100%-ную молочную кислоту или смесь глицерина и ледяной уксусной кислоты (1:4).

Живых клещей помещают на предметное стекло в каплю одного из осветляющих средств и накрывают покровным стеклом. Повторное осторожное нагревание над пламенем горелки или длительное нагревание на тепловой панели (60 °С) ускоряет осветление. При использовании в качестве осветляющей среды молочной кислоты или смеси глицерина с ледяной уксусной кислотой одновременно с осветлением происходит распрямление клещей и их нередко поджатых ножек — преимущество, которое существенно облегчает определение. Если для осветления используют калийную щелочь, то распрямление клещей можно вызвать путем добавления воды после нагревания.

Постоянные препараты клещей. Для постоянных микропрепаратов клещей пригодны различные, в первую очередь водорастворимые заключающие среды, содержащие камедь. Живых клещей (мягкотелых, галловых) помещают в каплю среды на предметном стекле. Если они непрозрачны (паутинный клещ), то предварительно их следует осветлить. Осветляющими средствами служат 19—30%-ный раствор калийной щелочи или 50—100%-ная молочная кислота. Для их удаления объект ополаскивают в нескольких сменах дистиллированной воды и затем погружают непосредственно в заключающую среду. Описание некоторых сред дано ниже.

Для приготовления смеси Берлезе 30 г гуммиарабика растворяют в 30 мл дистиллированной воды. Приблизительно через три дня добавляют 20 мл глицерина и 200 г кристаллов хлоралгидрата. Еще через три дня вязкотекучую жидкость фильтруют, что также занимает несколько дней. Готовую к употреблению смесь Берлезе хранят в бутылках с винтовыми колпачками.

Раствор Фора по составу аналогичен смеси Берлезе. Он состоит из 30 г гуммиарабика, 50 мл дистиллированной воды, 20 мл глицерина и 50 г хлоралгидрата. Готовят раствор так же, как смесь Берлезе.

Реагент Хойера имеет следующий состав: 50 г гуммиарабика, 50 мл дистиллированной воды, 30 мл глицерина и 125 г хлоралгидрата. Для приготовления этой среды действительны указания по получению смеси Берлезе.

Поливиниллактофенол готовят путем добавления поливинилового спирта к нагретой дистиллированной воде при постоянном помешивании до образования сиропообразного раствора. Через несколько часов раствор становится прозрачным (при необходимости его вновь подогревают на водяной бане). После охлаждения к 5 частям поливинилового раствора прибавляют по 2 части фенола и молочной кислоты. Эту среду также хранят в склянках с винтовыми колпачками.

Поместив клещей на предметном стекле в одну из описанных сред, осторожно накладывают покровное стекло. Полученный препарат рекомендуется прогреть в течение 2 ч на плитке или в термостате примерно до 60 °С. При этом происходит дальнейшее осветление клещей и распрямление поджатых ножек.

Примечание. Во всех водорастворимых средах содержится около 50% летучего растворителя. Поэтому даже при тщательном хранении постоянные препараты со временем могут сильно высохнуть. Для замедления этого процесса через полгода после приготовления препаратов покровные стекла следует обвести специальным лаком.

Постоянные препараты насекомых. Если приготовление препаратов клещей — за исключением их осветления — большей частью происходит без дорогостоящих предварительных процедур, то для насекомых, которые, как правило, обладают более хитинизированным покровом, чаще всего необходима мацерация, а иногда и обезжиривание.

Мацерация служит для размягчения мягких тканей, в первую очередь мышц, и для омыления жиров. В качестве мацерирующих веществ пригодны растворы щелочей. Слабые щелочи (5— 10%) мацерируют сильнее, однако гораздо интенсивнее воздействуют на хитин, чем концентрированные щелочи (20—30%-ные). Поэтому последние следует рекомендовать для нежных насекомых, например тлей. Чтобы ускорить мацерацию, можно также нагреть щелочь до 60 °С или же довести ее до точки кипения (медленно!). Однако при этом следует учитывать частое выцветание животных, что у темноокрашенных трипсов нередко даже желательно.

Тлей перед мацерацией рекомендуется обезжирить с помощью смеси 96%-ного спирта и четыреххлористого углерода (1:1). Насекомых оставляют в этой смеси на 2—4 дня, меняя ее 2—3 раза, затем ополаскивают 80%-ным спиртом и мацерируют в калийной щелочи.

Мацерированных насекомых нужно перенести в дистиллированную воду, чтобы удалить щелочь и омылившееся содержимое тела. Для ускорения процесса диффузии насекомых можно надрезать по бокам или проколоть тонкими иглами. Дальнейшая обработка зависит от выбора заключающей среды.

Если для приготовления постоянных препаратов выбирают водорастворимые камедистые вещества, входящие в состав смеси Берлезе, раствора Фора или реагента Хойера, то насекомых переносят из дистиллированной воды на 5—10 мин в разведенную молочную кислоту или разведенный глицерин, а затем погружают на предметном стекле в заключающую среду. Приготовление препарата заканчивается осторожным наложением покровного стекла.

Если же в качестве заключающей среды используют водонерастворимые смолистые вещества, например канадский или нейтральный бальзам, то в этом случае прежде всего необходимо провести обезвоживание объекта. С этой целью насекомых последовательно помещают в 50%-, 70%-, 80%-ный и абсолютный спирт каждый раз на 1—2 часа, затем быстро опускают в промежуточную среду (ксилол или гвоздичное масло) и наконец погружают в каплю канадского или нейтрального бальзама на предметном стекле и накладывают покровное стекло. Следует отметить, что насекомых, хранившихся в 70%-ном спирте, перед погружением в бальзам обрабатывают только 80%-ным и абсолютным спиртом и ксилолом или гвоздичным маслом.

Примечание. Приготовление микроскопических препаратов с применением водорастворимых камедистых сред (смесь Берлезе, раствор Фора, реагент Хойера) обладает большим преимуществом: насекомых можно перевести в заключающую среду живыми, из разведенной молочной кислоты, глицерина или из 80%-ного спирта без предварительной дорогостоящей обработки. Недостатком же метода является сморщивание объектов, постепенно развивающееся вследствие испарения летучих компонентов среды. В результате качество препаратов ухудшается.

Относительно высокие затраты на мацерацию, обезжиривание, обезвоживание при применении водонерастворимых смолистых сред (канадский или нейтральный бальзам) уравновешиваются почти неограниченной стойкостью постоянных препаратов. Поэтому в тех случаях, когда увеличение расходов на приготовление препаратов возможно, следует отдавать предпочтение заливке насекомых канадским или нейтральным бальзамом.

Этикетирование и хранение постоянных препаратов. Постоянные препараты лишь тогда выполняют свою роль, когда они правильно оформлены. Для этого обычно используют бумажные этикетки, наклеивая их с одной или с обеих сторон на предметное стекло. Наклеивать этикетки следует тщательно, так как без надписи объект теряет научное значение.

На этикетках должны быть приведены следующие данные: точное видовое наименование объекта, символ пола, фамилия того, кто определил насекомое, вид и дата определения. Рекомендуется также приводить дополнительные сведения: наименование растения-хозяина, место отлова, заключающую среду и дату приготовления препарата.

Во время, высушивания, длящегося несколько недель, постоянные препараты обязательно должны храниться в горизонтальном положении и в пыленепроницаемом месте. Для этого пригодны специальные папки на 20 препаратов или коробки на 50 и 100 препаратов. В коробках постоянные препараты оставляют на длительное хранение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Nabor preparatov

Многие производители оптических приборов выпускают детские микроскопы с уже готовыми препаратами в комплекте. Также сегодня можно купить и различные наборы готовых препаратов, так называемых слайдов, по 10, 25, 50 и даже 100 штук стеклышек разных тематик. И хотя такие наборы сравнительно недешевое удовольствие, тем не менее, они могут оказаться очень интересными и полезными как для ребенка, так и для студента медицинского института, ведь многие из препаратов просто нереально приготовить в домашних условиях.

Так среди готовых препаратов Вы можете найти образцы бактерий, срезы легких, печени, кожи человека и животных и прочие интересные образцы, которые не так уж легко, а то и вообще невозможно встретить в повседневной жизни.

Но, помимо подобных готовых препаратов, Вы можете также исследовать и различные объекты, доступные в домашних условиях. Для приготовления объектов для исследования под микроскопом Вам понадобятся предметное и покровное стекло, которые можно купить в магазинах оптических приборов.

Preparation

Одним из наиболее популярных образцов, которые Вы сможете самостоятельно приготовить – это пленочка лука. Для этого сначала необходимо очистить лук от сухой шелухи, а затем аккуратно (можно с помощью пинцета) снять тонкую пленочку. На предметное стекло необходимо капнуть несколько капель воды, а затем аккуратно разместить на нем пленочку лука. Если пленочка немного скомкалась, возьмите иголочку и расправьте ею образец на стекле. После этого с помощью пипетки капните каплю раствора йода и накройте образец покровным стеклом.

Slides

Подобным образом Вы можете приготовить еще массу различных образцов из растений, овощей и пр. Следует помнить, что при исследовании объекта под биологическим микроскопом необходимо брать плоские прозрачные предметы. Биологические микроскопы предназначены для исследования в проходящем свете и имеют нижнюю подсветку, поэтому срезы растений должны быть как можно тоньше и аккуратнее. С этой целью был изобретен такой прибор, как микротом. Микротом – это такой инструмент, с помощью которого можно легко приготовить очень тонкие срезы биологических тканей. Так в комплект ко многим детским микроскопам входят микротомы, конечно же, не профессиональные, а более безопасные для Вашего малыша. Но даже если в Вашем распоряжении среди аксессуаров для препарирования нет микротома, Вы можете воспользоваться обычным лезвием или канцелярским ножом. Не стоит забывать о мерах предосторожности и безопасности Вашего ребенка, поэтому лучше не позволяйте малышу брать лезвие, нож или микротом без Вашего присмотра.

Mikrotom

Также Вы можете исследовать под микроскопом кристаллы сахара, соли, корень волоса, плесень (например, вырастить в чайнике чайную плесень).

Если приготовленный образец Вам не очень понравился, Вы можете попробовать очень аккуратно разъединить покровное и предметное стекло (такие препараты, которые не закрепляются надолго, называются временными), промыть их, вытереть, высушить и использовать в дальнейшем для приготовления других препаратов. Будьте особенно осторожны, так как покровные и предметные стекла очень тонкие и хрупкие, легко трескаются, а также не давайте детям играться со стеклами. Если же Вы хотите сохранить этот препарат, то перед тем, как накрывать его покровным стеклом, капните немного закрепителя (напр. пихтовую смолу или прозрачный клей) по краям образца (такой препарат будет называться постоянным). Затем придавите его и дайте высохнуть (около суток).

Вот теперь, после того как Вы успешно выполнили и этот шаг, можно приступать к самому процессу наблюдения и исследования! Желаем Вам успехов!

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Технологическая карта самостоятельной работы.pdf

Физкультминутка (рекомендовано учителям).mp4

Выбранный для просмотра документ 4 КЛАСС. ПЛЕСЕНЬ.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель занятия: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора и.

Цель занятия: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора и найти особенности строения мукора в сравнении с пенициллом.

Устройство светового микроскопа окуляр тубус объективы предметный столик зерк.

Устройство светового микроскопа окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив

Как определить увеличение микроскопа? Общее увеличение микроскопа = увеличени.

Как определить увеличение микроскопа? Общее увеличение микроскопа = увеличение объектива х увеличение окуляра Посмотри на числа, указанные на окуляре и объективе.

1) поставить микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола; 2.

1) поставить микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола; 2) поставить в рабочее положение объектив малого увеличения, поворачивая револьвер до легкого щелчка; 3) глядя в окуляр одним глазом, вращать зеркало в разных направлениях до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно; 4) поместить препарат на предметный столик и закрепить там предметное стекло двумя зажимами; 5) важно: глядя с боку, пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата; 6) смотря в окуляр, медленно поднимать тубус, пока не появится четкое изображение предмета; 7) после получения хорошего изображения при малом увеличении можно перевести микроскоп на большее увеличение: поставить интересующий участок микропрепарата в центр поля зрения, повернуть револьвер на объектив с большим увеличением. Иногда следует настроить резкость изображения при помощи микровинта (вращать не более чем на пол-оборота). ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МИКРОСКОПОМ

Плесневые грибы

ГРИБ МУКОР или БЕЛАЯ ПЛЕСЕНЬ Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на ст.

ГРИБ МУКОР или БЕЛАЯ ПЛЕСЕНЬ Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). На хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Как правильно поступить с буханкой хлеба, если она заплесневеет? Обрезать зараженные места? ВЫБРОСИТЬ ? Плантация гриба мукора на хлебе

Токсины , которые выделяют плесневые грибы , через продукты питания попадают.

Токсины , которые выделяют плесневые грибы , через продукты питания попадают в организм, вызывая отравления. Нельзя есть заплесневелые продукты, избавляясь предварительно от видимой части плесени. Если на поверхности видна лишь часть продукта, пораженного грибком, это значит, что спорами и мицелием грибка заражен весь продукт. Когда вы имеете дело с заплесневелым объектом, не надо его ворошить. Лучше аккуратно закрыть чем-нибудь и выбросить. Самое главное при этом - не надышаться споровым материалом. НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, НА КОТОРЫХ ОБНАРУЖЕНЫ ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ!

ГРИБ МУКОР или БЕЛАЯ ПЛЕСЕНЬ Мицелий представлен одной крупной сильно разветв.

ГРИБ МУКОР или БЕЛАЯ ПЛЕСЕНЬ Мицелий представлен одной крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней!

Мицелий пеницилла многоклеточный ( состоит не из одной клетки, а разделен пер.

Мицелий пеницилла многоклеточный ( состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки), ветвистый. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха. ГРИБ ПЕНИЦИЛЛ ИЛИ СИЗАЯ ПЛЕСЕНЬ

ГРИБ ПЕНИЦИЛЛ ИЛИ СИЗАЯ ПЛЕСЕНЬ Естественной средой обитания пеницилла являет.

ГРИБ ПЕНИЦИЛЛ ИЛИ СИЗАЯ ПЛЕСЕНЬ Естественной средой обитания пеницилла является почва. Пеницилл часто можно увидеть в виде зелёного или сизого плесневого налета на разнообразных субстратах, в основном, растительных.

Порча продуктов питания. Плесневые грибы, попадая в организм человека и живот.

Порча продуктов питания. Плесневые грибы, попадая в организм человека и животных вызывают заболевания легких, головного мозга, кожи и др.) Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Особенно вредоносное влияние оказывает плесень на деревянные конструкции. ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕСЕНИ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕСЕНИ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Участие в круговороте веществ в п.

Выбранный для просмотра документ ЗАНЯТИЕ.doc

Цель занятия : познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, найти особенности строения мукора в сравнении с пенициллом (организовать самостоятельную деятельность учащихся для исследования плесневых грибов) .

Задачи мероприятия:

Образовательная:

Познакомить учащихся со строением плесневых грибов на примере мукора .

Расширить и углубить знания о представителях Царства Грибы.

Создать условия для расширения кругозора учащихся через знакомство с отдельными представителями грибов.

Развивающая:

Создать условия для развития умений работы с микроскопом.

Создать условия для развития у учащихся исследовательских умений и навыков.

Продолжить работу по формированию умения применять имеющиеся знания о плесневых грибах для объяснения конкретных явлений (появления плесени).

Продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, навык выполнения биологического рисунка .

Воспитательная :

Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие грибов связано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип занятия : исследование объекта, комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные результаты

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков грибов); сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов.

В сфере трудовой деятельности : соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

Личностные результаты

Знание основных принципов здоровьесберегающих технологий.

Сформированность интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

УУД (метапредметные)

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Познавательные УУД

Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал;

Умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия

Организационный момент

Занять рабочее место.

Определить тему занятия.

Организация деятельности учащихся.

В начале занятия ребята занимают своё рабочее место.

Добрый день! А что это значит?

Значит день был по-доброму начат!

И для каждого будет событие!

Если новое будет открытие!

Перед тем, как мы начнем занятие, посмотрите на свои столы и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? (ответ: Рассматривать под микроскопом плесень, выращенную дома).

Цель: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, найти особенности строения мукора в сравнении с пенициллом.

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя

Организует фронтальную беседу

Цель: выявление знаний о грибах.

- К какому царству живых организмов относят плесень? (ответ: Царство Грибы)

-Что вы знаете о грибах? (Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладные квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара - нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности… Гриб - это грибница или мицелий, а все то, что мы ложем в корзину называется плодовым телом. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки, на оборотной стороне которой образуются споры, которыми размножаются грибы.)

Вспоминают устройство микроскопа

Организует фронтальную беседу

Цель: выявление знаний об устройстве светового микроскопа.

Ребята называют части светового микроскопа.

Организовать работу по подготовке увеличительных приборов к работе, проверить готовность рабочих инструментов у каждого ученика

Цель: отработка навыков работы с микроскопом.

Подготовить увеличительные приборы к работе.

Изучение нового материала
Время: 15 мин.

1.Разрабатывают план дальнейшей самостоятельной деятельности, учитывая свои возможности.

2.Индивидуальная работа учащихся по инструктивным картам

1. Предлагает каждому ученику инструктивные карты исследовательской работы.

2. Выполняет роль консультанта по образовательному запросу обучающегося.

Технологическая карта самостоятельной работы (Приложение 1)

Цель: закрепить умения работать с микроскопом, научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения мукора в сравнении с пенициллом.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцет медицинский, припаровальные иглы, пипетка, стаканы с водой, ватные палочки, кусочки хлеба (другого продукта) с плесенью.

Изучение строения гриба мукора и пеницилла

1.Приготовьте микропрепарат гриба мукора. (Приготовление микропрепарата гриба мукора: Аккуратно, с помощью препаровальной иглы и пинцета, взять часть плесени с кусочка хлеба и поместить в каплю воды на предметном стекле, накрыть покровным стеклом. Рассматривать готовый микропрепарат под увеличением 10х.

Рассмотрите строение гриба мукора

Сравните с готовым препаратом пеницилла.

Зарисуйте и подпишите увиденное.

Найдите отличие мукора от пеницилла, прочитав дополнительный источник информации.

Закрепление материала
Время: 5 мин.

Отвечают на вопросы учителя

Организует фронтальную беседу

Найдите отличие мукора от пеницилла, пользуясь дополнительным источником информации на столе ( Приложение 2 ) .

Назовите вред и пользу плесневых грибов.

Контроль
Время: 5 мин.

Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта.

Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся.

Цель: выявление правильности выполнения и оформления отчёта.

Учащимся необходимо оценить сначала самого себя, затем провести взаимоконтроль.

В парах проверяют оформление работы, оценивают друг друга.

Формы контроля и оценки результатов урока .

Учащиеся совместно с учителем проверяет качество приготовленного микропрепарата, рисунков и надписей.

Рефлексия
Время: 5 мин.

Рефлексируют по результату (образовательному продукту) своей деятельности.

Предлагает выполнить рефлексию своей деятельности.

Учитель поднимает руку с зажатой в ней флешкой. Что это? (Флешка).

Что бы Вы хотели сохранить на флешке с сегодняшнего урока? (Ответы).

Учитель мнёт лист бумаги. Это мусор. Что бы Вы хотели выбросить с сегодняшнего урока? (Ответы).

Домашняя микроскопия подразумевает покупку готовых наборов микропрепаратов, что можно найти в разделе аксессуаров, а также в комплекте с микроскопами, среди которых начинающим больше всего подойдут варианты марки Микромед, Levenhuk. Но интереснее наблюдать и изучать то, что уже есть у нас под рукой в частном доме, в квартире и во дворе. Исследование того, что нас ежедневно окружает, дарит поистине яркие впечатления. Поэтому позаботьтесь о доступных средствах наблюдения и об объектах.

Домашняя микроскопия

Что обычно исследует домашняя микроскопия?

Самые простые варианты:

  • растения — листья, стебли, корни;
  • овощи, фрукты, ягоды;
  • насекомые;
  • микроорганизмы;
  • кристаллы.

Растения и их плоды

В домашних условиях можно начать изучение микромира с обычного репчатого лука, точнее с его кожуры. Ее структура тонкая и хорошо проглядывается даже под детским микроскопом. Но кожицу надо заранее подкрасить йодом. Иногда можно обойтись и зеленкой. Рекомендуем при этом использовать специальные бюксы либо часовые стекла.

Исследование кожицы лука или самостоятельное изготовление микропрепарата эпидермиса

Домашняя микроскопия

  • Приготовьте микроскоп, настройте свет. Протрите предметное и покровное стекла салфеткой. Капните слабый раствор йода и воды на предметное стекло.
  • Разрежьте луковицу, снимите чешую. С мясистой части луковицы сорвите кусочек пленки пинцетом и положите его в созданную каплю на стекле.
  • Расправьте приготовленную кожицу на стекле.
  • Накройте препарат покровным стеклом.
  • Ваш временный препарат готов!
  • Наблюдайте препарат под увеличением 64x (объектив х4, окуляр х16). Двигайте предметное стекло, пока не найдете подходящее место, где лучше всего различимы продолговатые клетки.
  • Увеличьте кратность до 400 раз (объектив 40x, окуляр 10x).

Большое увеличение позволяет рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками – порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество – цитоплазма, окрашенная йодом. В цитоплазме Вы заметите небольшое плотное ядро, где находится ядрышко. В большинстве клеток, особенно в старых, хорошо различимы полости – вакуоли.

домашняя микроскопия

Рис. Фотографии получены с помощью микроскопа Микромед Р-1

Под биологическим микроскопом Вы увидите в строении кожуры чётко различимые ядра клеток. Конечно, большинство взрослых такой эксперимент уже проводили в школе, но самым юным исследователям такой анализ растения будет в новинку.

Домашняя микроскопия: что еще посмотреть микроскописту у растений

Кожура фруктов и ягод тоже подойдет для изучения под микроскопом. Однако клеточное строение таких препаратов для исследования может быть сложным из за большой толщины самой кожуры. Потребуется немало усилий и много попыток до того, как получится идеальный препарат, но сдаваться не стоит. Попытайтесь, например, срезать несколько раз кожицу со сливы, пока не выйдет подходящий многоклеточный слой. Или переберите сразу несколько сортов винограда (благо сегодня в гипермаркетах можно купить даже по несколько ягодок разных растений), пока не найдете тот, у которого красящие вещества кожуры имеют интересную форму.

Домашняя микроскопия

Дальше переходите к клубням картофеля, которые тоже нужно окрашивать йодом согласно описанной выше процедуре. Но перед этим нарежьте картошку тончайшими ломтиками. Далее, из-за реакции с йодом на картошке проявятся пласты крахмала синего цвета.

кукушкин лен

Но самые доступные для исследований растения вроде листьев, травы, мхов или зеленых водорослей (найдете их в любых открытых водоемах). Чтобы увидеть хлоропласты, делайте срезы исключительно тонкими. Но некоторые кожицы или, к примеру, листья мхов и водорослей имеют тонкую структуру в один слой клеток, что позволяет без труда увидеть хлоропласты и даже движение цитоплазмы.

Хлоропласты – это зелёные пластиды, встречающиеся в клетках фотосинтезирующих эукариот. Фотосинтез происходит именно с их помощью.

Домашняя микроскопия: Насекомые и представители водной фауны

Надоело смотреть на растения? Переходите к летающей и ползающей живности. Даже из квартиры не надо выходить. На балконе и под москитными сетками обычных окон, а также на ветровом стекле автомобиля собирается множество букашек, в том числе уже почивших. Это все ценный материал для Ваших исследований. На крыльях насекомых Вы увидите волоски, защищающие букашек от промокания. Поверхностное натяжение капли воды не дает ей коснуться крылышек. Приглядитесь!

Помните, как в детстве Вы ловили бабочек? А Вы не задумывались, что за пыль осыпается с ее крылышек?! Это микроскопические чешуйки разной формы, которые мы, как титаны, срываем небрежным касанием пальцев. Если вдруг поймаете моль, то используйте ее вместо бабочки.

Дальше присмотритесь к конечностям насекомых и пауков, изучите хитиновое строение пленки спины таракана. Вы удивитесь, но большое увеличение микроскопа поможет и здесь разглядеть сросшиеся чешуйки, из которых и состоят подобные пленки.

Домашняя микроскопия

Естественно, не всем интересно смотреть на тараканов, поэтому просто выйдите на улицу, где поймать диковинное насекомое проще. Также загляните в ближайший водоем, в котором Вы обязательно отыщите мальков улитки, амеб, дафний (планктонных ракообразных), туфелек и циклопов. Малюсенький и оптически прозрачный детеныш улитки лучше всего подходит для изучения сердцебиения.

Рассмотрим пример исследования под микроскопом простейших живых организмов (из любого уличного водоема или домашнего аквариума), которые состоят всего из одной клетки:

  • Возьмите из комплекта стекол предметное стекло с лункой. Очистите и обезжирьте его путем кипячения в слабом содовом растворе (чайная ложка на литр воды), а потом высушите досуха.
  • Уложите в лунку несколько волокон ваты. Это замедлит исследуемых простейших.
  • Пипеткой поместите воду на предметное стекло.
  • Смажьте края покровного стекла парафином или вазелином (для предотвращения испарения влаги) и накройте им лунку основного стекла.

Амеба под микроскопом

На что еще стоит обратить внимание микроскописту-любителю

Не забывайте окрашивать препараты для лучшего наблюдения. Лучшим витальным красителем без токсического действия является нейтральный красный в концентрации не более 1 к 200 000. Неплохие результаты дает слабый щелочной раствор конго красного. Реактивы позволяют детально изучить простейших, не нарушая при этом их ритм жизни.

Освещение тоже важно! Для изучения живых организмов в готовых препаратах немного затемняйте поле зрения. В ярком проходящем свете важные аспекты строения простейшего почти неразличимы. Работу с увеличительным прибором следует начать с установки слабого увеличения при суженной диафрагме. После поэтапно увеличивайте картинку, поворачивая револьвер с объективами и настраивая механизм фокусировки.

В итоге запасайтесь баночками и пакетиками при любой вылазке на природу. В банку можно набрать воды из водоема, а в пакет заключить сорванные растения и высохшие останки насекомых. Соблюдайте осторожность, помня, что животные и их останки могут нести в себе различные заболевания. Надевайте перчатки, мойте руки и соблюдайте остальные правила элементарной гигиены.

Кроме шляпочных грибов, в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Они так малы, что рассмотреть их удаётся только под микроскопом. Таков гриб мукор, образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время становится чёрным. Под микроскопом хорошо заметно, что грибница мукора состоит из тонких бесцветных нитей.

Грибница мукора — это всего лишь одна сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих округлых чёрных головках, образуются споры.

Что делаем. Рассмотрите невооружённым глазом плесневый гриб на хлебе.


Опишите его внешний вид: отметьте окраску плесени, запах.

Препаровальной иглой отодвиньте часть плесени в сторону. Отметьте состояние пищевого продукта под ней.

Что делаем. Готовим микропрепарат грибницы гриба мукора.


Что делаем. Рассмотрите гифы гриба, плодовое тело и споры под микроскопом при увеличении в 60 раз. Обратите внимание на окраску гиф и спор.


Что представляет собой мицелий плесневого гриба?

Что делаем. Рассмотрите микропрепарат под большим увеличением (в 300 раз). Найдите на концах гиф чёрные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их.

Что наблюдать. На микропрепарате найдите лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.


Что делаем. Готовим сухой (без воды) микропрепарат гриба мукора. Перед просмотром нанести капельку воды под один край покровного стекла.


Что наблюдаем. Пронаблюдайте, как от воды лопаются головки и разлетаются споры гриба.

Вывод. Тело мукора состоит из напоминающего белый пушок разветвлённого многоядерного мицелия без поперечных стенок. На мицелии развиваются спорангиеносцы (ножки с чёрными головками. В головке (спорангии) развиваются тысячи.

Читайте также: