Как сделать предписание

Обновлено: 07.07.2024

Письмо в ФАС об исполнении предписания — это уведомление контрольного органа об устранении нарушений законодательства в области государственных закупок.

Основание для выдачи решения

Порядок проведения закупок контролирует Федеральная антимонопольная служба. Специалисты ФАС проводят проверки заказчиков и поставщиков, по результатам которых выносят постановления и решения. Решение информирует организацию о наличии или отсутствии нарушений. Постановление определяет характер выявленных нарушений и мероприятия по их устранению. Если ошибки заказчика не влияют на итоговый результат закупки, то постановление не оформляется.

ФАС определяет следующие способы исправления нарушений:

Список для каждого случая определяется в индивидуальном порядке. Полный перечень приводится в специальном разделе постановления.

Формат предписания

Распоряжение ФАС выдается в форме официального документа на бумажном носителе, его предоставляют виновному лицу лично в руки или направляют по почте заказным письмом. Помимо основных реквизитов (город, дата, номер и название регистра), в предписании приводят состав нарушения и порядок его исправления. Вот инструкция, как аннулировать аукцион по предписанию ФАС:

  1. Получить распоряжение от контролирующей службы.
  2. Разобрать нарушение.
  3. Прекратить само нарушение (в конкретном случае отменить процедуру).
  4. Составить уведомление об устранении ошибок.
  5. Проинформировать Антимонопольную службу о выполнении указанных действий.

Составители (комиссия антимонопольного органа) подробно расписывают порядок действия виннового лица — исполнить контрольные меры не составит особого труда ни для поставщика, ни для заказчика.

Действия виновного лица

Организация, нарушившая нормы и правила, обязана получить постановление от ФАС и устранить все ошибки в установленный срок. Следующий шаг — составление и направление отчета о выполнении предписания. Вместе с уведомительным письмом предоставляют и сопроводительную документацию. Как пример — протокол об отмене протокола на основании предписания ФАС, копия обновленной редакции закупочной документации или абсолютно новые документы заказа. Контролирующий орган требует все документы, подтверждающие факт исполнения указаний.

  1. Изучить предписание.
  2. Определить возможность для обжалования (это делается в суде в течение трех месяцев после получения распоряжения).
  3. Если основания для обжалования отсутствуют, то выполнить указанные действия — войти в ЕИС и отменить регистры.
  4. Подтвердить выполнение действий (составить отчет).
  5. Уведомить Антимонопольную службу.

Если организация повторит аналогичное нарушение, то ФАС инициирует дисквалификацию виновного лица сроком на один год.

Внесение изменений в документацию

Если Антимонопольная служба требует изменить документацию, заказчик обязан провести все необходимые корректировки. Инструкция для внесения изменений такова:

Шаг 1. Заходим в Единую информационную систему, переходим в реестр закупок и выбираем нужный заказ.


Шаг 3. Указываем основание — предписание.


Шаг 4. Антимонопольная служба дублирует все распоряжения в ЕИС — номер надлежит выбрать в реестре. Если ФАС не опубликовала документ, то вводим реквизиты вручную.


Шаг 5. После введения всех сведений о распорядительном документе указываем новые сведения о закупке, прикрепляем корректную документацию, подписываем и публикуем форму.

Отмена протокола

Действия по отмене протоколирующих регистров производятся в Единой информационной системе. Вот инструкция, как отменить протоколы по предписанию ФАС в ЕИС:

Шаг 1: Заходим в личный кабинет.

Шаг 2. Переходим в реестр закупок и выбираем конкретный заказ.


Исполнитель вносит корректную информацию, подписывает и отправляет форму. Общий алгоритм, как отменить протокол подведения итогов по решению ФАС:

  1. Получаем предписание.
  2. Выполняем действия, назначенные Антимонопольной службой.
  3. Проводим все операции в ЕИС.
  4. Формируем корректные сведения.
  5. Отчитываемся в ФАС об исполнении.


Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

от 14 февраля 2014 года N 39

1. Утвердить форму бланка предписания об устранении выявленных нарушений согласно приложению N 1.

2. Утвердить форму бланка предписания о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, согласно приложению N 2.

в Министерстве юстиции

20 мая 2014 года,

регистрационный N 32344

Приложение N 1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

(Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, адрес, телефон, факс, e-mail)

Предписание
об устранении выявленных нарушений

(Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии)

на основании акта проверки полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии от "__" _______ 20__ г. N ______

(Ф.И.О. должностного лица федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора, должность, номер служебного удостоверения, кем и когда выдано)

Установлены следующие нарушения при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии:

(Указать характер нарушений)

Данные факты являются нарушением:

(Указать наименование нормативных правовых актов, номера статей и пунктов, требования которых нарушены)

ПРЕДПИСЫВАЮ:

(Указать конкретные действия и сроки (даты) их исполнения)

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке.

(Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, адрес, телефон, факс, e-mail)

Предписание от "__" ______________ 20__ г. N __________ выдал(а):

(Должность лица, выдавшего предписание)

(Фамилия, имя, отчество)

Предписание от "__" ______________ 20__ г. N _________ получил(а):

(Должность лица, получившего предписание)

(Фамилия, имя, отчество)

Приложение N 2

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

(Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, адрес, телефон, факс, e-mail)

Предписание о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии

(Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии)

на основании акта проверки полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии от "__" ________ 20__ г. N _____

(Ф.И.О. должностного лица федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора, должность, номер служебного удостоверения, кем и когда выдано)

Установлены следующие нарушения при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии:

(Указать характер нарушений)

Данные факты являются нарушением:

(Указать наименование нормативных правовых актов, номера статей и пунктов, требования которых нарушены)

ПРЕДПИСЫВАЮ:

(Должность, Ф.И.О. руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должность, Ф.И.О. руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия)

привлечь к установленной законодательством Российской Федерации ответственности следующих должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии:

(Должность, Ф.И.О. должностных лиц)

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Предписание от "__" ______________ 20__ г. N __________ выдал(а):

(Должность лица, выдавшего предписание)

(Фамилия, имя, отчество)

Предписание от "__" ______________ 20__ г. N _________ получил(а):


Государственная трудовая инспекция (ГИТ) уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда.

Инспекторы ГИТ после проведения проверки знакомят работодателя с актом проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений — с письменным предписанием об их устранении и постановлением о применении административного взыскания. Документы готовятся в двух экземплярах, и один из них с копиями приложений вручается должностному лицу под роспись.

Предписание — документ в тексте которого содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

Однако работодатель может быть не согласен с актом, предписанием и постановлением. В этом случае у него есть право обжаловать документы, руководствуясь ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).


Варианты обжалования, указанные в ст. 361 ТК РФ, правомерны.

При обжаловании через суд необходимо подать иск в районный суд по месту нахождения инспекции, предварительно уплатив госпошлину.

При обжаловании в порядке подчиненности жалоба подается на имя руководителя соответствующей инспекции либо на имя главного государственного инспектора труда.

Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно.

Предписание ГИТ можно обжаловать по следующим процедурным нарушениям:

работодатель не был извещен об оформлении протокола;

• работодатель или уполномоченное лицо лишено права на объяснения;

• отсутствует приказ (распоряжение) от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели;

• приказ о проведении проверки оформлен с нарушениями: нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ;

• сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

Предписание также обжалуется, если работодатель не согласен с выводами инспектора, с его толкованием правовых норм.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня, следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Если работодатель не обжалует акт и предписание ГИТ, то он должен его исполнить в течении 30 дней.


ГОТОВИМ ЖАЛОБУ НА ПРЕДПИСАНИЕ ГИТ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ

Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:

• полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;

• информация о заявителе (наименование организации, адрес);

• данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.);

• дата составления документа.

В тексте самой жалобы указываются:

• реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания);

• обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты;

• требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.


Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии). Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов.

Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2). Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты.

Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).



ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней.

Основная задача работодателя — показать в отчете, что требования ГИТ действительно выполнены. Поэтому важно приложить к отчету документы, подтверждающие исполнение каждого пункта предписания (пример 3).



В случае, если в предписании много рекомендаций и работодатель не успевает выполнить к сроку один или несколько пунктов предписания, то важно правильно подготовить специальное ходатайство. В документе излагается суть просьбы (пример 4). Ходатайство необходимо подать не в последний день срока, а заблаговременно.



И. И. Наделяева,
заместитель директора по управлению персоналом


Необходимость досудебного оспаривания

Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления. С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации. И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно. Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

Досудебному обжалованию подлежат:

— решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

Процедура досудебного оспаривания

Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):

— руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);

— вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа. Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы

Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:

1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение полностью или частично;

3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):

— истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;

— наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

— ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

— жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

— ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;

— жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

Читайте также: