Как сделать праздничный намаз

Обновлено: 07.07.2024

У молитвы, которая совершается по случаю Праздника разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам) и Праздника жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам), есть две основные формы. Мы здесь рассмотрим подробнее ту из них, которую чаще всего встречают русскоязычные мусульмане, приходя в мечеть для этой молитвы — праздничный намаз согласно Корану, сунне и другим видам доводов в понимании ученых мазхаба имама Абу Ханифы.

Кто знает, что собирается делать имам, тот не подобен тому, кто не знает. И, может быть, этот материал пригодится тому, кто сам станет имамом в молитве. К тому же, дело не ограничивается только самой молитвой: перед ней и после нее есть и другие рекомендуемые действия, о которых полезно знать, и которые стоит постараться исполнить.

1. Правовое положение (хукм) двух праздничных молитв.

Принимать участие в праздничной молитве обязательно (уаджиб, не фард) для тех, в ком собралось семь условий:

  1. Мужской пол. Т.е. на женщин эта обязанность не распространяется.
  2. Свобода. Т.е. на рабов эта обязанность не распространяется.
  3. Проживание в населенном пункте, в котором проводится эта молитва. Т.е. на путников эта обязанность не распространяется.
  4. Отсутствие опасности со стороны преступников. Т.е. на того, кто опасается преследования несправедливой стороны, эта обязанность не распространяется.
  5. Здоровье. Т.е. на больного и пожилого, который подобен своим положением больному, эта обязанность не распространяется.
  6. Дееспособность ног. Т.е. на утратившего способность ходить эта обязанность не распространяется.
  7. Зрение. Т.е. на слепого эта обязанность не распространяется.

Для проведения праздничной молитвы достаточно четырех человек: имама и трех молящихся за ним. Даже если кто-то из этих троих будет путником, или больным. Но не ребенком, который не достиг половой зрелости, и не женщиной. Их присутствие не учитывается.

Человек, которого постигла болезнь, и путник, могут занять место имама в этой молитве, хоть они и не обязаны на ней присутствовать.

Хутба, состоящая из двух частей, желательна в праздничном намазе и читается после его завершения. Оставлять ее или переносить и читать перед праздничным намазом — дело предосудительное из-за оставления сунны или противоречия ей, но если так поступить, то сам намаз будет при этом действителен.

2. Что желательно соблюдать тому, кто собирается на праздничный намаз?

3. Что обязательно соблюдать в связи с приходом Праздника жертвоприношения (адха, курбан)?

4. Что нежелательно делать в связи с праздничным намазом?

  1. Совершать дополнительные молитвы (нафиля) до праздничного намаза, будь это дома, или в мусалле — месте, отведенном для праздничного намаза.
  2. Совершать дополнительные молитвы (нафиля) в мусалле после праздничного намаза. Совершать их дома нет проблем.

5. Время праздничной молитвы

6. Порядок совершения праздничной молитвы.

7. Опоздание и перенос намаза.

В Туле праздничный намаз пройдет по адресу ул. Железнодорожная, 45

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабуимама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности. И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данный намаз совершается только коллективно /3/ . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничный намаз не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам /4/ . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день /5/ . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения праздничной молитвы

Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).


Краткое описание праздничнго намаза /6/

Первый рака'ат

Второй рака'ат

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Подробное описание праздничного намаза

Первый рака'ат:

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).


Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:




Второй рака'ат:


По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон /23/ . Затем все делается так же, как при совершении первого рака'ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака'ата, они садятся на левую ступню /24/ и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):


Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:


Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:


По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):


2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):


Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу /27/ .

Необходимо заметить, что во время совершения двух рака'атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар /28/ и проговаривает девять такбиров один за другим /29/ .

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира:


Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар /30/ (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Комментарии

/1/ Праздничный намаз совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) — в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.

/2/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

/3/ Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1–2. М.: 2011. С. 280, 281.

/4/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

/5/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.

/6/ Праздничный намаз состоит лишь из двух рака'атов, совершаемых вместе с имамом.

/7/ Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.

/8/ Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

/9/ Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.

/10/ Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

/13/ Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.

Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.

/16/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.

/18/ Все такбиры имам проговаривает вслух.

/22/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.

/23/ Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.

/24/ Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба — лишь желательны.

/26/ Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

/28/ В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.

/29/ Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.

/30/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.


namazvdom   |   31.08.2017

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Мир и благословение пророку Мухаммаду. А затем:

Курбан следует совершать только в течение трех праздничных дней, а точнее 10-го, 11-го и 12-го числа месяца Зуль-Хиджа. Только в эти дни жертвоприношение считается актом поклонения, которое нельзя совершить в другие дни года.

Хоть и Курбан дозволен в течение перечисленных трех дней, предпочтительнее это сделать 10-го числа месяца Зуль-Хиджа в дневное время суток. Важно знать, что нельзя совершать жертвоприношение раньше самой праздничной молитвы.

Для Курбана нет альтернативы

Некоторые ошибочно полагают, что вместо принесения в жертву животного они могут раздать стоимость этого животного в виде милостыни. Это неправильное мнение. В действительности, для мусульман существуют разные обязательные виды поклонения. У каждого из них есть свое значение, и один не может заменить другой. Мусульманину нельзя совершить молитву вместо поста в Рамадан, так же как и нельзя раздавать милостыню вместо того, чтобы совершать обязательный намаз. То же самое касается Курбана — это отдельный вид поклонения, который нельзя заменить раздачей милостыни.

Животные для Курбана

В качестве Курбана дозволено заколоть следующих животных:

1. Козел или коза в возрасте, как минимум, одного года.
2. Баран или овца в возрасте, как минимум, шести месяцев.
3. Бык или корова в возрасте, как минимум, двух лет.
4. Верблюд или верблюдица в возрасте, как минимум, пяти лет.

Один козел/коза или баран/овца — это Курбан за одного человека. Но остальные животные (корова, бык, верблюд/верблюдица) — это семь Курбанов в одном, что позволяет людям совершать жертвоприношение группой из семи человек.

Если продавец животного утверждает, что животное достигло необходимого возраста, и нет доказательства для обратного, можно доверять словам продавца, и принесение такого животного в жертву будет действительным.

Жертвоприношение согласно сунне

Как разделить мясо?

Если животное забито несколькими людьми, как в случае с коровой или верблюдом, его мясо необходимо разделить на равные части с помощью взвешивания, а не просто на глаз. Даже если все участники согласны разделить мясо без взвешивания, это всё равно запретно по Шариату.
Тем не менее, если взвесить мясо по каким-то причинам не представляется возможным и все участники согласны разделить мясо без взвешивания, дозволено разделить мясо на глаз, но при условии, что в каждой части будет либо нога животного, либо какая-то часть его печени.
Несмотря на то, что человеку, который совершил курбан, дозволено оставить всё мясо себе, лучше отдать одну треть бедным людям, одну треть — родственникам, а оставшееся оставить себе.
Дозволено использоваться все части забитого в качестве Курбана животного для своих нужд, но нельзя продавать что-то либо из них или отдавать мяснику в качестве оплаты его работы. Если человек продал часть мяса или шкуру/кожу животного, он должен отдать полученные от этого деньги в качестве милостыни человеку, который входит в число тех, кому выплачивают закят.

Такбиры праздничного дня!

Со времени фаджра 9-го числа месяца Зуль-Хиджжа и до времени молитвы аср 13-го числа, каждый мусульманин должен читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.

Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд.

Согласно достоверным исламским источникам, каждый мужчина-мусульманин обязан читать этот такбир после каждой обязательной молитвы. Для женщин читать этот такбир желательно, но не обязательно. В данном случае не имеет значения, совершает человек молитвы в джамаате или один. Вы должны читать такбир. Мужчины — громко, а женщины —тихо.

ДЕНЬ ПРАЗДНИКА

В день Ид уль-Адха являются Сунной следующие действия:

1. Встать рано утром.
2. Совершить полное омовение.
3. Надеть лучшую из имеющейся одежду.
4. Умастить себя благовониями.
5. Не принимать пищу до праздничной молитвы.
6. Читать такбир ташрика по пути на праздничную молитву.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ

Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами — три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата, а ещё три — перед руку (поясным поклоном) во втором ракаате.

Важно (!)

Другие частые вопросы по этой теме я собрал для вас по этой ссылке
Картинка с такбирами и поздравлениями у нас на канале Telegram
Праздничные стикеры есть тут

Читайте также: