Как сделать практическую работу по окружающему миру

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Делать уроки по окружающему миру такими, чтобы дети бежали на них с охотой, а потом рассказывали родителям о том, что узнали, не так сложно. Нужно только немного изобретательности и желания. В современных школах, чтобы заинтересовать детей, учителя показывают опыты с водой и магнитами, воссоздают художественные промыслы из подручных средств, подключают к обучению всю возможную технику и моделируют жизненные ситуации.

Елена Дедюхина, учитель начальных классов в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении лицей №3 в Екатеринбурге

«Всегда стараюсь делать интересными уроки. Занимаемся на окружающем мире по Плешакову, “Школы России”. Презентации делаю, провожу с детьми групповую работу, подыскиваю видеоуроки и лекции. Мы и опыты проводили разные, например, с водой. Самое элементарное – наблюдаем переход воды из твердого в жидкое состояние из снега. На комбинированном уроке по технологии и окружающему миру делали фильтр для воды и очищали воду. Параллельно дети в тетрадях дети пишут отчеты о проделанных опытах.

Для изучения тем по живой природе на уроках по окружающему миру ходим в зоопарки и парки. У нас достаточно близко к школе находится ботанический сад с большими оранжереями. Туда ходим на экскурсии, но естественно не в последнее время. С ребятами в первом классе сажали цветы бархатцы и наблюдали, как они растут. У каждого было свое подписанное кашпо. Дети вели записи о том, какие удобрения сыпали, как ухаживали за растениями и что у них получилось. В начале года рассказывали на уроке о результатах. Собирали и коллекцию камней. Узнавали, где какой минерал, где и как он добывается.

На темах по питанию на окружающем мире в школе дети подбирали подходящие блюда, готовили и делали фотоотчеты. Почувствовали себя настоящими поварами.

На теме человеческий организм разбирали режим дня. Делали с учениками что-то наподобие интерактивной тетради – вклеивали на листок стикеры с надписями “подъем”, “водные процедуры”, “завтрак” и так далее. Потом соответственно дети выстраивали режим дня и записывали время в тетрадь.

Есть еще тема народные промыслы в курсе окружающего мира в школе. Ее хорошо объединять с ИЗО. Например, я покупала одноразовые бумажные тарелки, красила их черной краской из пульверизатора, и дети потом выкладывали на них ягоды пластилином. Берем не только Хохлому, но и Гжель, Дымковскую игрушку. Дети лепят с удовольствием.

«К урокам по окружающему миру я презентации готовлю, использую разные наглядные материалы, гербарии. Во время изучения времен года ходим с детьми на экскурсии на природу в парки, зоопарки. Ездили на станцию юннатов, в питомник для собак, в ботанический сад, чтобы воочию посмотреть на природу, прикоснуться к ее тайнам.

Я уделяю много внимания проблеме охраны окружающей среды. Мы с детьми на уроках рисуем плакаты, призывающие охранять природу. На экскурсиях ищем приметы разных времен года. Например, листопад, отлёт птиц или осадки.

Изучая тему строения тела человека, прежде всего обращаю внимание на осанку детей, еще учимся измерять пульс.

Елена Калиниченко, преподаватель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Вторая Новосибирская гимназия"

«Обязательно вместе с классом на окружающем мире выходим на экскурсии, но, конечно, не в этом году из-за ограничений в связи с пандемией. А так обычно всегда самая первая экскурсия – это выход в парк или на школьный двор. Изучаем окружающую природу.

Экскурсии я всегда включаю разнообразные, не только в парк, но еще, например, в краеведческий музей и планетарий. Это тоже важно в окружающем мире.

Даю детям задания собирать на улице листья, камни и так далее. На летние каникулы тоже задаю, чтобы все интересное собирали и приносили потом. У нас есть интегрированные уроки по окружающему миру и технологии – там мы делаем разные поделки. Например, связывая урок труда с экскурсией в парке, собираем листья и потом делаем из них что-нибудь.

Сейчас с введением дистанционных новшеств, мы конечно, ограничены в походах или поездках, но практические работы на окружающем мире в школе – это обязательно. Недавно у нас был урок, где мы с ребятами выполняли практическую работу-наблюдение. Тема у нас была “животные”, и так как у нас в школьном холле есть большой аквариум, мы с детьми выходили и наблюдали за тем, как рыбы себя ведут в спокойном состоянии или, допустим, когда мы их кормим. Детям было очень интересно.

Потом была практическая работа-опыт на окружающем мире в школе, мы работали с магнитом. Смотрели, как магнит воздействует на предметы и что к себе привлекает. Показывала детям, что дерево и бумага не реагируют на магнит, а железо к магниту притягивается.

Как устроена работа с карточками по окружающему миру на Яндекс.Учебнике

С помощью сервиса Яндекс.Учебник можно легко заниматься с детьми на уроках окружающего мира. Здесь есть текстовые задания, тесты по окружающему миру для 1,2,3 и 4 классов, инструкции для проведения экспериментов. Есть и задания, где нужно установить последовательность или связи между явлениями.

Курс по окружающему миру разбит на тематические блоки. В разделе Библиотека находятся актуальные занятия, которые сейчас проходят в школах. Занятия можно выдавать полностью или убирать некоторые карточки. На каждой карточке есть все инструкции для выполнения задания. Результаты детей будут видны вам в системе сразу же.

Стараясь делать уроки по окружающему миру красочными, подключая разные средства подачи материала, вы будете формировать у детей интерес к учебе. О том, как еще создавать мотивирующую атмосферу в классе, мы писали здесь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить со способами исследования и оборудова¬нием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т. д.). Планируемые результаты: учащиеся научатся различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира.

Цели: познакомить со способами исследования и оборудова­нием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т. д.). Планируемые результаты: учащиеся научатся различать спо­собы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

- Объясните высказывание французского писателя Анатоля Франса.

- Любознательность создает ученых и поэтов.

- Какие пословицы о силе разума, знаний, умелых рук по­добрали вы? Прочитайте одну из них, объясните, как вы ее понимаете.

- Послушайте, какие вопросы составил сосед по парте, вы­полняя дома задание 2 в рабочей тетради. Выберите самый интересный вопрос.

III. Самоопределение к деятельности

- Каким способом вы узнавали новое? (Задавали вопросы и на­ходили на них ответы.)

- Послушайте стихотворение Марка Меламеда.

Укоряла дочку мать:

— Взять и куклу поломать!

— Мама, я же знать должна,

Как устроена она!

- Каким способом узнавала новое девочка?

Часто маленькие дети, чтобы узнать, как устроена игрушка, ломают ее. Мы с вами уже третьеклассники и будем получать но­вые знания научным способом.

- Прочитайте тему урока. Как думаете, на какие вопросы от­ветим сегодня на уроке? (Предположения детей.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику С. 8

- Прочитайте первые два абзаца текста самостоятельно.

- О каком способе исследования вы узнали? (О наблюдении.)

- Какие наблюдения вы проводили в 1 и 2 классах на уроках ознакомления с окружающим миром?

- Посмотрите на условные обозначения. Что обозначает каж­дый знак? Где они используются?

- За чем еще наблюдают ученые?

- За кем вел наблюдения Жан-Анри Фабр? (За насекомыми.)

Как называют ученого, изучающего насекомых? (Энтомолог.)

Что можно назвать научной лабораторией Фабра? (Пустырь, на котором он наблюдал за насекомыми.)

Любое наблюдение ведется по плану. На с. 9 прочитайте, что нужно делать при проведении наблюдений и опытов.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 6)

На каком рисунке изображено, как ведется наблюдение? (Мальчик наблюдает в телескоп.)

Задание 2 (с. 7)

(с какой целью мы будем выполнять практическую работу? (Цель: освоить этапы проведения наблюдения.) Какое наблюдение мы проведем? (Наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.)

- Назовите первый этап наблюдения. (Цель наблюдения.)

-С какой целью будете наблюдать за поведением рыб во вре­мя кормления? (Узнать, какая рыба подплывает к корму первой, как и откуда берут корм рыбы, как себя ведут рыбы «о время кормления.)

- Назовите второй этап работы. (План проведения наблюдения.)

- В какой последовательности будете проводить наблюдение?

(1. Понаблюдать за поведением рыб до кормления.

2. Дать корм.

3. Посмотреть, как рыба отреагировала на появление корма.

4. Посмотреть, как рыба взяла корм.)

- По плану понаблюдайте за поведением рыб и дома ответьте на вопросы пунктов 3 и 4.

(Возможен вариант наблюдения за любым домашним животным.)

- Сделайте вывод. Чем отличается научное наблюдение от тех, которые вы проводили раньше? (Нужно сформулировать цель научного наблюдения, составить четкий план наблюдения, ре­зультаты зафиксировать и сделать вывод из наблюдения.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику С. 8

- Прочитайте 3-й абзац.

- Чем отличается опыт от наблюдения? (При проведении опы­та исследователь повторяет, воспроизводит то или иное яв­ление в лабораторных условиях.)

- Для чего можно использовать опыт как способ исследова­ния? (Чтобы узнать, что происходит с различными материа­лами при нагревании, охлаждении, как предметы взаимодей­ствуют друг с другом.)

- Назовите этапы проведения опыта. (Постановка цели, со­ставление плана, запись результатов и вывода.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 6)

- Как думаете, какой рисунок иллюстрирует опыт? (Где изо­бражен мальчик с микроскопом и мерным стаканом.)

Задание 3 (с. 8)

- Прочитайте цель работы. (Освоить этапы проведения опыта.)

- Какой опыт будем проводить? (Опыт с магнитом.)

- Назовите цель опыта. (Посмотреть, как влияет магнит на железные предметы. Изучить материалы и ответить на во­прос: какие из них притягиваются магнитом, а какие нет ?)

- В какой последовательности будете проводить опыт?

(1. Приложить железный предмет к магниту. 2. Перевернуть магнитом вверх. 3. Отсоединить предмет от магнита.)

(Дети проводят опыт в соответствии с планом.)

- Какие результаты вы получили? (Железные предметы не па­дают при переворачивании магнитом вверх, а отсоединяются от магнита с усилием.)

- Сделайте вывод из опыта. (Магнит притягивает железные предметы.) - Сделайте вывод. Что такое опыт, чем он отличается от на­блюдения? (Опыт воссоздает какое-либо явление в лабора­тории, его можно многократно повторить, а наблюдение происходит в естественной обстановке.)

VII. Рефлексия

Прочитайте вопросы. Какой способ исследования — опыт или наблюдение — поможет ответить на них? Соедините линиями.

Сколько пасмурных дней было в году?

Сколько железных гвоздей может удержать магнит? НАБЛЮДЕНИЕ

Что происходит со снегом весной?

Какие условия нужны для прорастания семян? ОПЫТ

Как из икры появляется лягушка?

-Составьте свои вопросы, для ответа на которые нужно проводить опыт или нужно наблюдать.

VIII. Подведение итогов урока

С какими способами исследования познакомились на уроке? Что такое опыт? Что такое наблюдение? Какие наблюдения вам помогают в жизни?

Содержание работы
Файлы: 1 файл

984а (1).doc

1. Методика проведения практических работ на местности по

окружающему миру в начальной школе…………………………………….4

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

1. Методика проведения практических работ на местности по

окружающему миру в начальной школе

Практическая работа – это основная форма развития познавательной деятельности младших школьников.

Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета.

Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.

Круг практических работ при изучении окружающего мира весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

К практическим работам по окружающему миру относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

- частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:

а) по предоставленному ему учителем готовому плану;

б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3 – 5 человек и в больших группах.

Практические работы могут выполняться:

- без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

- на основе одного источника, например, карты, плана или текста;

- на основе нескольких источников.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Общая структура проведения практических работ на местности. Постановка цели, определение задач; инструктаж. Технический инструктаж: подготовка – места работы, обращение с объектами, работа с инструкциями. Организационный инструктаж: фронтальное, групповое или индивидуальное проведение работы на одинаковом или различном материале; выполнение работы – по команде учителя, по плану, по самостоятельной программе; фиксация результатов работы – словесный, отчет, показ учителю, описание работы, зарисовка, запись в таблицу, монтировка коллекции.

Цель: узнать, почему листья осенью изменяют окраску и опадают?

1) выяснить значение листа в жизни растения;

2) изучить причины изменения окраски листьев осенью;

3) изучить строение листа;

4) изучить причины листопада;

5) собрать гербарий осенних листьев;

6) оформить творческие поделки из листьев.

- основное назначение листьев – выработка кислорода;

- в листьях содержатся красящие вещества;

- на окраску листьев влияет нехватка тепла и света;

- листопад – это биологическое явление, не зависящее от осеннего ненастья.

Практическая работа проводится в Ботаническом саду.

- Какие растения мы можем встретить в нашем лесу?

- На какие две большие группы их можно разделить?

- Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему?

- Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?

Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)

- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

- А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

- А теперь какой мы должны сделать вывод?

Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.

- Присмотритесь к окраске осенних листьев, отметьте, что те листья на деревьях, которые были в тени, дольше остаются зелёными и желтеют гораздо позже, а листья, которые окрашены в яркие осенние цвета, это те листья, которые были на свету летом, они желтеют в первую очередь.

- Красные листья попадаются только на хорошо освещённом и достаточно холодном месте.

- И так, мы доказали, что осенью листья меняют свой цвет. Но почему же они опадают?

- Предположим, что листья опадают с деревьев с приходом заморозков. Понаблюдав за осенними изменениями в природе, я сделала вывод, что опадать листья начинают задолго до наступления морозов.


В разделе опубликованы готовые исследовательские работы по окружающему миру учеников 1, 2, 3 и 4 классов начальной школы, освещающие интересные темы о явлениях природы, временах года, продуктах питания, растениях и животных, полезных и вредных свойствах продуктов и напитков, своей родословной и родном городе или селе.

Готовые исследовательские проекты по окружающему миру отражают исследования учащихся 1, 2, 3 и 4 класса о свойствах воды и соли, характеристике шоколада и сока, составе овощей и фруктов, изучают историю Малой Родины, правила распорядка дня и здорового образа жизни, способы выращивания растений и ухода за домашними питомцами, рассматривают биологические характеристики животных, в том числе исследование Красной книги, географический и экономический анализ стран.

Проект "Кобчик - птица 2021 года"


Готовая исследовательская работа по окружающему миру "Кобчик - птица 2021 года" дает полное описание внешнего вида и особенностей развития кобчиков, изучает их существование в природе и определяет причины исчезновения данного вида.

Почему лоси выходят на дорогу


В своей исследовательской работе по окружающему миру на тему "Почему лоси выходят на дорогу" учащаяся 3 класса начальной школы изучает характеристики лосей, выявляет особенности их поведения и выясняет причины появления этих животных на дорогах.

Отношение человека к лошадям в современном мире


В предложенном исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Отношение человека к лошадям в современном мире" учащаяся начальной школы рассказывают об истории появления лошади в жизни человека и ее пользе.

Проект "Чудесные превращения или что такое сыр"


В готовом исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Чудесные превращения или что такое сыр" представлено исследование, проведенное учащимся 3 класса, в котором изучена теория приготовления сыра и проведена практическая работа по производству данного продукта.

Проект "Является ли божья коровка удивительным насекомым?"


Готовая исследовательская работа по окружающему миру "Является ли божья коровка удивительным насекомым?" дает полное описание внешнего вида и особенностей развития божьих коровок, изучает их существование в природе.

Проект "Почему иголки, а не листья"


Наш друг - лабрадор


В предложенном исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Наш друг - лабрадор" учащиеся начальной школы рассказывают о своем питомце - лабрадоре, особенностях его содержания, выгула и воспитания, а также об отличительных чертах характера этой породы собак.

Гигантские обитатели морей: акулы, киты, дельфины


В готовом исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Гигантские обитатели морей: акулы, киты, дельфины" рассказывается, кто из крупных обитателей морей и океанов относится к рыбам, а кто не является рыбой, а также дается подробное описание акул, дельфинов и китов.

Читайте также: