Как сделать практическое занятие интересным

Обновлено: 05.07.2024

Практические занятия проводятся на всех факультетах. От их результатов зависит оценка, ведь во время выполнения заданий студент проявляет себя, как будущего специалиста. Они нужны и для закрепления пройденного материала. Такая услуга, как выполнение практических заданий на заказ, востребована среди работающих и семейных студентов, не располагающих временем.

Когда лекции заканчиваются, начинаются семинары. Здесь требуется не конспектирование речи преподавателя, а активная работа. От результатов практикумов зависит оценка по зачету или экзамену. Поэтому подготовке нужно уделить максимум времени.

Готовимся к практическим: что рекомендуют делать

Первым делом, нужно ознакомиться с планом практикума или семинара. Если есть только тема, помогут учебники и конспекты по предмету. С их помощью можно легко набросать примерный план самому. На этом же этапе составляется список литературы, необходимый для подготовки.

Затем планируется самостоятельная работа:

  • выбор и изучение источников;
  • составление списка вопросов, требующих проработки;
  • краткие письменные ответы с отдельными тезисами, теоретическими положениями.

Всю литературу можно найти в библиотеке или интернете. Не обязательно обкладываться учебниками и штудировать все доступные книги. Хватит пары источников, где точно есть ответы на все поставленные вопросы. Можно использовать:

  • учебники;
  • монографии, научные труды;
  • периодические издания;
  • материалы из интернета.

Просматривая содержание книги или лекции, нужно отметить наиболее важные моменты, раскрывающие тему или отдельный вопрос. Не помешает сделать закладки в каждой книге, чтобы они легко открывались в самых нужных и важных местах. Имеют значение те части текста, в которых вопросы практикума или семинара раскрываются понятно и подробно.

После того, как учебный материал собран, пришло время подробно изучать его. В процессе, выделить основные тезисы и проблемы, требующие практического решения. Именно им чаще всего уделяется внимание на семинарах.

Следующий этап – составление своей речи. Ее нужно подготовить в письменном виде, заранее продумав все аспекты выступления и вопросы, которые будут затронуты.

Готовиться нужно по всему семинару полностью, ведь нельзя предвидеть, по какой конкретно теме придется отвечать. Нужно быть готовым поделиться и собственным мнением, так как это всегда учитывается на практикумах.

Наш постоянный спикер профессор Наталья Виноградова рассказала в одном из вебинаров об особенностях проведения практических занятий по ОБЖ. Что нужно учесть в преподавании одного из самых практико-ориентированных предметов? Разумеется, универсальные учебные действия и мотивацию детей.

Что включает практическое занятие по ОБЖ?

Сценарии практических заданий вы найдете в учебниках по ОБЖ на платформе LECTA. Воспользуйтесь промокодом 5books и получите пять учебников бесплатно.

Примеры практики на уроках ОБЖ

Рисунок 1

  1. Задание: составить меню школьника 7-9 класса для зимнего времени года.

Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Рабочая тетрадь

В рабочую тетрадь включены репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде таблиц, схем и рисунков. Материал в тетради размещён в той же последовательности, что и в учебнике. Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся. Оно поможет школьникам лучше понять и усвоить учебный материал.

  1. Ученики или учитель зачитывают диалог подростков:

Дима: Хорошо зимой. Путь до школы по льду сокращается вдвое.

Марина: В этом году зима теплая, лед тонкий. Лучше обойти, чем рисковать.

Алеша: Если на реке есть рыбаки, верная примета, что лед толстый.

Оля: Среди рыбаков тоже легкомысленных людей много. Лучше не рисковать.

Коля: Если группой идти, то можно: если что- то случится, друзья выручат.

  1. Ученики при помощи учителя анализируют ситуацию.
  2. Ученики при помощи учителя обобщают ситуацию и делают выводы.

Рисунок 2

  1. Задание: используя опорные слова и иллюстрации, высказать предположения о возможных причинах возникновения пожаров.
  2. Опорные слова:

электропроводка, игры, печка, утюг, сигарета, газ, шашлык, гроза, беспечность, небрежность, отсутствие дисциплины и предвидения.


В целях достижения соответствующего уровня навыков и умений студентов необходимо использовать интерактивные технологии, формирующие аналитическое и прогностическое мышление.

Практические занятия должны быть основаны на современных методах интерактивных игровых технологий обучения (деловые, ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры, кейс- ситуации, эвристические технологии генерирования идей, тренинги организационного развития).


Формулирование целей практических занятий является основополагающим моментом в отборе и подготовке всех остальных элементов занятия. Цели должны отражать то, чему студенты научатся в результате занятия.

Учебных целей не должно быть много. Для 90-минутного занятия разумно установить 2-4 реалистичные учебные цели. Формулировки учебных целей полезно обсудить со студентами, участие которых в этом процессе будет способствовать повышению их мотивации в обучении в целом.

Визуальное воспроизводство или отображение учебных целей помогает и преподавателю, и студентам четко держаться темы занятия. После того как учебные цели сформулированы, студентам следует объяснить порядок обсуждения вопросов занятия и те специфические моменты, на которые необходимо обратить внимание.

Хорошее обсуждение должно начаться с вопроса преподавателя, но затем он должен стать незаметным и далее действовать, направляя дискуссию в нужное русло. Задача преподавателя свои усилия сконцентрировать на поддержании хорошего темпа занятия.

Дискуссия как метод обучения используется в следующих случаях:

  • когда студенты уже имеют некоторое знание предмета обсуждения, а преподаватель хочет обобщить их опыт и углубить их понимание;
  • когда студенты испытывают потребность в знании взглядов других людей или в изменении своих устоявшихся взглядов.

В ходе занятия преподаватель должен управлять дискуссией, задавая вопросы. Хорошие вопросы должны быть:

  • краткими;
  • простыми по содержанию и легкими для понимания;
  • иметь отношение к чему-то одному;
  • следовать друг за другом в логическом порядке.

Нередко студенты могут обращаться с вопросом к преподавателю, если у них появляется потребность выразить свой взгляд на вещи. Преподаватель может поинтересоваться их собственным мнением по этому поводу до того, как развернуть широкую дискуссию. Такой подход особенно полезен, если поднятый студентами вопрос посвящен новой или неизвестной проблеме.

Преподаватель на занятии может задавать вопросы как группе в целом, так и конкретному студенту. В первом случае преподавателю лучше всего не останавливать свой взгляд на ком-нибудь – надо смотреть как бы поверх группы и обратиться к ней с вопросом, на который любой может дать ответ.

Компетентный преподаватель, как правило, ставит следующие цели:

  • создать атмосферу непринужденности;
  • обеспечить понимание и принятие студентами целей дискуссии;
  • стимулировать высказывание идей;
  • обеспечить для всех равную возможность участвовать в дискуссии;
  • помочь студентам придерживаться предмета обсуждения;
  • вести студентов к достижению целей дискуссии;
  • не давать обидных комментариев, переспрашивать в случае неясностей или странных идей;
  • при необходимости обеспечивать студентов информацией, давать определения терминам;
  • слушать участников так, чтобы они понимали значимость и полезность высказываемого;
  • всегда подводить итоги дискуссии.

Ниже приводятся некоторые советы для эффективного проведения дискуссии.

  1. Сделать начало хорошим: начать занятие вовремя; попытаться сделать так, чтобы группа соответствующим образом настроилась на занятие.
  2. Подвести к дискуссии: объявить цель дискуссии; ясно и кратко сформулировать тему занятия; объяснить процедуру дискуссии, и в каких пределах она будет вестись; раскрыть тему дискуссии.
  3. Вести дискуссию: воодушевить всех студентов на участие; контролировать сверхразговорчивых; расшевелить скромных; не дать одному или двум монополизировать дискуссию; действовать тактично по отношению к сказанному не по делу; избегать споров; поддерживать дискуссию; стараться подводить итоги чаще.
  4. Подвести итог дискуссии: отметить главные моменты дискуссии; отметить сделанные заключения; ясно объяснить, чего удалось достичь в ходе дискуссии: повторить позиции, высказанные меньшинством; достичь согласия по предложенным действиям.

Предлагается рассмотреть некоторые другие методы, которые полезно использовать в активном обучении управленческим дисциплинам.

Проигрывание ролей. Метод проигрывания ролей как метод активного обучения может служить дополнением к методу конкретных ситуаций, методу групповой работы и проведению практикующих упражнений. Суть метода проигрывания ролей заключается в том, что между участниками распределяют имеющиеся в ситуации роли.

В конкретной ситуации и в практикующем упражнении роли часто предписаны по тексту, сюжету или сценарию. В групповой работе роли участникам могут предписываться преподавателем. Моделируя те или иные роли, участники вырабатывают определенные навыки и умения, образцы соответствующего поведения по выполнению этих ролей в реальной жизни.

Приглашение практиков в учебную аудиторию. Приглашение руководителей-практиков в аудиторию для беседы со студентами исторически предшествовало появлению метода конкретных ситуаций.

Приглашение менеджеров-практиков в аудиторию помогает студентам глубже понять связь между теорией и практикой менеджмента. Практикующее упражнение. В процессе обучения практикующее упражнение представляет собой текстуально изложенное управленческое задание по решению конкретной проблемы (например, проектирование конкретных рабочих мест или проектирование организации).

Упражнение, как правило, содержит информацию и данные, пользуясь которыми студенты индивидуально, а чаще с использованием метода групповой работы пытаются найти свое решение. Выполнение упражнений помогает студентам увидеть и понять происходящее в практике управления, выработать соответствующие навыки и умения.
Посещение деловых организаций.

Визит в деловую организацию должен быть хорошо спланирован по времени и структурирован по содержанию. Большую группу студентов следует разбить на более мелкие группы (не более 12 человек) для повышения эффективности встреч и бесед с представителями организации.


Студенты должны быть тщательно проинструктированы о своем поведении и характере визита, его целях и процедуре. Визиты преследуют цель ознакомить студентов с практикой менеджмента и понять применение соответствующих концепций и теорий.

Применение аудиовизуальных средств. Аудиовизуальные средства (демонстрация слайдов, учебные видеофильмы) резко повышают эффективность обучения менеджменту. Однако применение визуальных средств должно проводиться в разумных пределах и с разумной интенсивностью (в среднем не более одного слайда за 5 мин занятий).

Имеются также определенные требования к подготовке визуальных материалов. Так, демонстрируемый материал тем эффективнее, чем меньше на нем написано слов и нарисовано стрелок и линий.

Видеоматериалы в обучении менеджменту могут иметь широкий спектр использования. Они могут применяться в иллюстрационных и демонстрационных целях, например в форме конкретной ситуации. Видеоматериалы следует подбирать по теме занятия.

Рекомендуемая продолжительность показа видеоматериалов составляет 15-20 мин. Однако, если необходимо, оно может быть увеличено до 30-40 мин, т.е. так, чтобы оставалось время на обсуждение показанного материала. В последнее время видеотехника широко используется для проведения аутотренинга по выработке управленческих навыков и умений, а также группового ролевого поведения по темам, связанным с лидерством и организационным поведением.

Учебные видеофильмы обеспечивают наглядность, насыщенность материала, позволяют лучше визуально усвоить информацию. Основной особенностью данных фильмов является их проблемная, а не дисциплинарная ориентированность. Данные учебные видеофильмы можно использовать, во-первых, как наглядное пособие для демонстрации примеров в ходе изложения лекционного или практического материала, во-вторых, как материал для разбора практических ситуаций с последующим обсуждением в малых группах и поиском возможных вариантов решения проблем, возникающих у героев видеофильмов.

На практических занятиях целесообразно периодически проводить тестирование, которое позволит лучше закрепить лекционный материал и подготовиться к зачету или экзамену. Также тестирование служит формой промежуточного контроля успеваемости студентов.

Лабораторное занятие заключается в выполнении обучаемыми под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Задачи лабораторных работ:

  • Закрепление, углубление и расширение знаний учащихся при решении конкретных практических задач;
  • Развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности учащихся;
  • Выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;
  • Овладение новыми методами и методиками освоения учебной дисциплины;
  • Приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;
  • Обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы.

Функции лабораторных работ – традиционные ТЦУ: познавательная, развивающая, воспитательная. Сегодня представляется целесообразным включить и еще одну функцию – контрольную. Результаты лабораторных работ оцениваются на уровне мониторинга успешности освоения обучаемыми навыков анализа, синтеза и применения теоретических знаний на практике.

Виды лабораторных работ:

  • Ознакомительные (для закрепления и конкретизации изученного теоретического материала);
  • Аналитические (для получения новой информации на основе формализованных методов);
  • Творческие (для получения новой информации путем самостоятельно избранных подходов в решении поставленной задачи).

Формы проведения лабораторных работ: упражнения, тренинги, занятия для решения типовых и/или ситуационных задач, занятия по моделированию реальных задач, деловые и ролевые игры, имитационные занятия, выездные занятия (на производство, в организацию, учреждение).

Типичные структурные элементы лабораторных работ:

  • Вводная часть – формулировка темы, целей и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке, рассмотрение связей данной темы с другими темами курса, изложение теоретических основ работы, характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) для их выполнения, характеристика требований к результату работы.
  • Основная часть – дополнительные разъяснения по ходу работы, устранение трудностей при выполнении заданий, текущий контроль и оценка результатов, поддержание в рабочем состоянии технических средств и оборудования, ответы на вопросы обучаемых;
  • Заключительная часть – подведение общих итогов (позитивных, негативных) работы, оценка результатов работы отдельных учащихся, ответы на вопросы, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний, умений и навыков, сбор отчетов по выполненной работе для проверки, изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы и подлежащей изучению учебной литературе. Вводная и заключительная части, как правило, организуются фронтально, а основная часть строится как индивидуальная работа с участниками лабораторной работы).

Формы проведения семинарских занятий:

Выбор вида и формы семинара определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы.

Типичные структурные элементы: вступительное слово преподавателя (место темы семинара в изучаемом курсе, цели и задачи занятия; мобилизация и активизация внимания обучаемых), основная часть (выступления студентов), заключительное слово преподавателя (по всему занятию в целом или отдельным выступлениям на занятии делаются выводы и оценивается деятельность участников, дается установка на следующее занятие).


Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать? Наш блогер, будущий учитель Катя Хасанова, нашла целых 11 интересных способов.

1. Необычная фотография

Выведите на экран фотографию, которая заинтригует детей. Например, вот такая картинка на уроке окружающего мира. Как вы думаете, что это?



2. Загадки народов мира

В интернете можно найти много интересных и непростых древнерусских загадок, а также загадок разных народов мира.

Неплохое и запоминающиеся начало для уроков чтения и окружающего мира. Вашим ученикам будет потом, чем помучить друзей и родственников.

3. ТРИЗ-задача

Как придумывать такие задачки, я рассказывала в одной из прошлых статей.

4. Эксперимент


Этот приём больше подходит для уроков окружающего мира и математики. Конечно, в условиях необорудованного кабинета провести серьезный эксперимент вряд ли получится. Но, например, заинтересовать учеников, тем как быстро двигаются молекулы газа можно: возьмите духи, распылите их немного и засеките время, когда ребята на последней парте почувствуют запах. Потом можно обсудить свойства газообразных веществ и даже узнать о диффузии (да, уже в началке!). Конечно, так получать знания интереснее, чем просто читать параграфы в учебнике.

5. Чёрный ящик


Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.

6. Подвижные игры и игры на тетрадном листе


В начале урока вполне можно использовать популярные и любимые детьми игры как подвижные, так и игры на тетрадном листе.


7. Удивительный факт


Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.

Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание класса, и, скорее всего, запомнится ученикам.

8. Захватывающая история


Представьте, что, например, на урок окружающего мира начинается не с обычного чтения параграфа, а с небольшой презентации об изобретениях Стива Джобса или путешествиях Федора Конюхова, а урок литературного чтения — с рассказа о побеге А. С. Пушкина из Царскосельского лицея и с фотоэкскурсии по Михайловскому. Дети очень любят истории из жизни интересных людей!

9. Видеопутешествие


Наверное, многие знают, что примерно 70% людей — визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.

10. Предмет-подсказка


11. Шифры и ребусы


Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Практическое занятие формирует практические умения ( манипуляции, навыки, вычисления, расчеты, использование таблиц, справочников и др.).

преподаватель высшей квалификационной категории

Цели практических занятий.

Задачи практических занятий.

Оснащение практических занятий.

Контроль теоретической подготовки.

Виды практических занятий.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Практическое занятие формирует практические умения ( манипуляции, навыки, вычисления, расчеты, использование таблиц, справочников и др.).

Практическая направленность обучения студентов – основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы. Практические занятия проводятся в соответствии с разработанным тематическим планом и охватывают весь лекционный материал.

Практика намного лучше с точки зрения обучения и, что немаловажно, интереснее теории. С практикой нарабатывается опыт. Теория – это просто информация, все остальное приобретается уже в процессе практики.

Цели практических занятий

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Практические занятия имеет цель помочь студентам медицинского колледжа в самостоятельном освоении курса микробиологии путем выполнения отдельных заданий. Самостоятельность выполнения заданий развивает у студента наблюдательность, инициативу, прививает технические навыки получения накопительных культур микроорганизмов, проведения опытов, изготовления микробиологических препаратов, способствует усвоению других методов микробиологических исследований, с которыми будущий медработник встретится на практике, и приучает к правильной записи результатов опытов и наблюдений (записи, схемы, зарисовки, графики).

Задачи практических занятий

Приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала.

Формирование навыков обработки результатов проведенных исследований.

Анализ и обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.

Оснащение практических занятий

Программные и технические средства, используемые на практических занятиях, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения и расширяют возможности контроля учебного процесса. Активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал, способствует закреплению теоретического материала.

На практических занятиях у студентов закрепляются знания, на их основе вырабатываются практические умения, способствующие формированию профессиональных навыков.

Особенно важны практические занятия при освоении профессиональных модулей, так как они не только развивают интеллектуальные умения студентов, но и готовят их к профессиональной деятельности.

Контроль теоретической подготовки

На практическом занятии необходимо проводить контроль теоретических знаний студентов. Это является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления, чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Контроль знаний призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.

На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Виды практических занятий

Ознакомительные проводятся с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала.

Аналитические ставят целью получение новой информации на основе формализованных методов, усвоения способов преобразования приобретенной информации, формирование системы действий субъекта.

Творческие связаны с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов в решении реальных практических задач.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью (подтверждение теоретических положений), в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

В микробиологической лаборатории производятся следующие виды исследований:

Бактериоскопическое – изучение микробов под микроскопом.

Бактериологическое – изучение микробов методом культивирования на искусственных питательных средах. Этим методом определяют морфологические и тинкториальные свойства (способность окрашиваться различными красками) микроорганизма.

Серологическое – исследование, при котором, пользуясь определенным антигеном, можно выявить в сыворотке крови больных специфические антитела или с помощью специфических иммунных сывороток определить вид и тип выделенного из организма микроба.

Коллоквиум – форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов. Это одна из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум – это коллективная беседа с преподавателем, для его успешной сдачи необходимы две вещи: некоторый багаж знаний, а главное – активность в обсуждении вопросов темы коллоквиума.

Как правило, коллоквиум представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен один или несколько раз в семестр, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен, и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене. В некоторых случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы и студент, как на итоговом экзамене, получает единственную оценку, идущую в зачет по дисциплине.

Главным преимуществом коллоквиума как формы контроля знаний студентов является тот факт, что оценивание студентов осуществляется в более раскрепощенной атмосфере в процессе непосредственного коллективного общения между преподавателем и студентами группы, что способствует развитию памяти, мышления и устной речи последних. Поэтому на сегодняшний день из всех средств контроля знаний коллоквиум является наиболее эффективным и предпочтительным как для студентов, так и преподавателей.

Таким образом, практические занятия составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Они стимулируют мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят студентов к их будущей практической деятельности.

Практические занятия являются значимой формой контроля освоения студентами учебного материала и играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Еременко Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014.

Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие / Н. А. Морева. – 2-е изд. – М., 2001.

Семушина Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Мастерство, 2001. – 272 с.

Читайте также: