Как сделать портфолио по технологии

Обновлено: 01.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Учитель Начальных Классов

Автор обсуждает значение портфолио для повышения самооценки учащегося, максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, развития мотивации творческого роста; раскрывает структуру портфолио , делится опытом организации различных видов деятельности, в которых ученик может быть успешен в рамках личностно-ориентированной модели образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старикова Учитель Начальных Классов

Старикова Светлана Ивановна

учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО

Аннотация. Автор обсуждает значение портфолио для повышения самооценки учащегося, максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, развития мотивации творческого роста; раскрывает структуру портфолио, делится опытом организации различных видов деятельности, в которых ученик может быть успешен в рамках личностно-ориентированной модели образования.

Ключевые слова: учебные портфолио, структура портфолио, динамика учебного прогресса, рефлексия собственной деятельности.

Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.

Учебные портфолио - специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени [4].

Основной смысл портфолио - показать все, на что ты способен.

Основная задача: проследить динамику учебного прогресса [3,5].

Основные цели такой формы работы:

1. Смещение в сознании детей, их родителей акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки; в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Это позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути - оценочная составляющая портфолио;

Общая цель - выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями.

Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы.

Психолог проводит индивидуальную диагностику профессиональной направленности личности.

Заместитель директора школы по воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося.

Начало обучения в школе - это новый важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую общественно значимую деятельность.

Именно здесь он получает основы систематических знаний. Здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с социальной средой.

На мой взгляд, эффективным педагогическим средством в рамках личностно-ориентированной модели образования выступает организация педагогом различных видов деятельности, в которых ученик может быть успешен. Детство неповторимая по своим возможностям пора развития. Дети младшего школьного возраста мыслят образами, они эмоциональны и чувствительны, и чтобы учеба была им в радость, нужно, чтобы они все время, каждый день получали и создавали что-то новое [1,2].

Технология портфолио с моей точки зрения - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Портфолио предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости, увлеченности.

В ходе этой деятельности я ставила следующие задачи:

• выработать у ученика самостоятельное критическое мышление, умение работать с информацией;

• научить учащихся размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения.

Проектный метод создает условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

• предоставляется свобода выбора. Ученик имеет возможность выбора форм контроля, объема. Свобода выбора создает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действия сам, ученик испытывает большую ответственность;

• максимально снимается внешний контроль, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию;

• в классе создается атмосфера сотрудничества и взаимного уважения;

• личные стандарты вырабатываются индивидуально самим учеником.

• работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;

• работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);

• собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).

• проектные работы - указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;

• исследовательские работы и рефераты - указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.;

• техническое творчество - модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

• работы по искусству - дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

• другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;

• элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия;

• различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность;

• занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;

• участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;

• участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;

• спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• заключение о качестве выполненной работы;

• рецензия на статью;

• отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

• резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений;

• эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

• отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д.

Оценка результатов порфолио.

В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

Благодаря документам портфолио, достижения ученика сравниваются не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

Портфолио является мотивирующим фактором обучения, так как информация, собранная в нем, нацеливает учащегося на демонстрацию развития, содержит факты о продвижении по проекту, формирует навыки саморегуляции, самоконтроля.

Каждый учащийся защищает свой проект, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный учащимся уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

Итогом работы учащегося является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые являются в самоанализе презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками образовательного минимума.

Этот курс дает замечательные результаты: дети работают с огромным удовольствием, быстро увлекаются, и с удовольствием не только выполняют задания

учителя, но и придумывают свои. У всех обнаруживаются творческие способности, расширяется кругозор. Ребята быстро учатся анализировать, прогнозировать, самостоятельно справляться с проблемой. Дети стали более ответственны. Портфолио дает возможность делать, что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои собственные возможности. А учителю удается раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка.

Технология портфолио формирует умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а самостоятельное создание авторских документов - это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. Это и есть путь к успеху.

Показателем прогресса в работе над портфолио считается глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексия собственной деятельности.

Портфолио способствует повышению самооценки учащегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

1. Голоднова Л. В. Технология портфолио - формальный и неформальный подход // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.9-21.

2. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 2.

3. Горелова Т. И. Портфолио - альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой. 2009. № 6. С.17.

5. Старикова С. И. Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.21-23.

2 ЗАДАНИЕ 1 Заполните первые две колонки таблицы ЗнаюХочу узнатьУзнал

3 3 Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений Портфель достижений –это не только современная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность Все составляющие портфеля достижений в силу неразработанности инструментария могут оцениваться только качественно (см.Примерная ООП НОО стр , Оценка достижения планируемых результатов стр.3-32)

6 Вызов среды потребность в людях, способных к самоопределению в изменяющейся обстановке Ответ Обучение, обеспечивающее развитие умения представить себя, "показать все, на что ты способен". Педагогическа я философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету. Основная цель портфолио обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения. Результат потребность в людях, способных к самоопределению в изменяющейся обстановке

7 Задачи 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).

8 Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемого за определённый период; коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных избранных областях; систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и учащимся для мониторинга его учебных достижений

9 Принципы технологии портфолио: (Е. С. Полат) 1.Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: -особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения); -умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений; -особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику). 2.Систематичность и регулярность самомониторинга.

10 Функция Накопите льная Сбор данных о себе, фиксация достижений в хронологическом порядке, накопление любых документов. Подтверждающих качество тех или иных действий, в дальнейшем сыграют положительную роль и для самоанализа, и для представления собственного опыта Презентац ионная Иногда портфолио используется как элемент унификации для участия в конкурсных процедурах(портфолио проекта, портфолио учителя). В этом случае оно формируется по тем позициям, которые предлагаются условиями конкурса Рефлексив ная Собранный материал помогает описать собственный опыт, остановиться на деталях, обобщить собранный материал Проектна я Материалы портфолио после обобщения и анализа могут служить основанием для планирования дальнейшей деятельности и постановки целей различных видов деятельности

11 Пожалуйста, ответьте на вопросы. Дополните список вопросов. Обсудите, почему это важно учитывать при проектировании портфолио? 1. Каковы цели создания портфолио? 2. Каковы особенности темы? 3. Каковы сроки исполнения? 4. Как будет выглядеть (печатный, электронный..)

12 Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

13 Педагогическая идея портфолио предполагает: смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

14 самоконтроль, саморегуляция, экспертиза собственной деятельности, самокоррекция. Смысл самооценки

15 разработка четких эталонов оценивания; создание необходимого психологического настроя; обеспечение ситуации самостоятельного сопоставления собственных результатов с эталонами; составление собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов. Процедура самооценки

16 В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио: портфолио документов; портфолио достижений; рефлексивный портфолио кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

17 Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Свидетельство Грамота Диплом Удостоверение Выписка из зачетной книжки Вкладыш в аттестат др. Возможность количественной и качественной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, полного разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения

18 Портфолио работ Собрание творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений учебной и творческой активности. Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Тексты Творческие работы Электронные документы Видеозаписи Модели Проекты др. Качественная оценка по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов. Качественная оценка не может войти ни в стандартную схему количественного оценивания, ни в образовательный рейтинг в качестве суммарной составляющей.

19 Рефлексивный портфолио письменный анализ личного отношения автора к своей деятельности и ее результатам, отзывы других людей Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Эссе; Резюме; текст заключений; Рецензии; Отзывы; Рекомендательные письма; др. Возможность включить механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. Сложность формализации и учета собранной информации.

20 Этапы работы выбор технологии планирование организация сбор материалов представление рефлексия коррекция цели; особенности темы; сроки исполнения; формы представления: –наглядность; –системность; рефлексивность Нужно учитывать:

22 Портфолио в представлении результатов обучения возможные + сокращает сроки работы; личностно- ориентирован; допускает вариативность артефактов; позволяет представить разные подходы; др. возможные - недостаточная проработка данных; требует индивидуального подхода; с трудом поддается стандартизации; отсутствие целостности; др.

24 Шаг 3. Определение общей структуры портфолио. Разработать модель портфолио, определить отдельные разделы и рубрики. Шаг 4. Определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы. Шаг 5. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев). Шаг 6. Определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

25 Портфолио Портфолио могут быть полезны: как инструменты (средства), используемые при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями и родителями; как возможность для рефлексии учащимися собственной работы; для подготовки и обоснования целей будущей работы; как документ, в котором отражено развитие ученика, и результаты его самовыражения; как демонстрация стилей обучения, свойственных ученику, сторон его интеллекта и особенностей его культуры; как возможность для учащихся самим определить темы для портфолио; как возможность для учащихся рефлексии собственных изменений; как возможность для учащихся самим установить связи между предыдущим и новым знанием.

27 Структура портфолио Мои достижения :работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении: наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

29 Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Портфолио должен включать три обязательных элемента: 1.сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа. 2.Содержание портфолио с перечислением его основных элементов. 3.Самоанализ и взгляд в будущее

32 Трансфертный лист Тема портфолио Я считаю, что… (мнение о портфеле) Особенно удачным является… (достоинства) В то же время я посоветовал бы… (рекомендации) Не кажется ли тебе, что… (основные замечания) Работу читал: Работу писал:

33 Принципы отбора работ Собственный выбор учащимся наиболее репрезентативных работ или отбор по заданию преподавателя Работы, выполненные на учебном занятии или после него Работы, выполненные по одному предмету или по разным Работы, выполненные на протяжении семестра, года, или нескольких лет обучения

34 Особенности оформления содержания Предваряются объяснением автора: почему он считает необходимым отобрать именно эти работы Каждая работа сопровождается кратким комментарием: что в этой работе получилось (имеется в виду выполненное задание), а что нет; согласен ли он с оценкой преподавателя и какие выводы может сделать из результатов работы Каждая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок

37 Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования системы портфолио: Каковы цели использования портфолио? Из каких компонентов будет состоять портфолио? Какие специфические компоненты должны быть включены в портфолио? Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Как будет выглядеть портфолио? Как будет происходить обсуждение портфолио?

39 2.Из каких компонентов будет состоять портфолио? Нужно ли включать все изучаемые темы? Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный вид? Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы? Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и не очень)? Должны ли учащиеся вместе с преподавателями вместе определять состав портфолио? Должны ли преподаватели сами определять состав портфолио? Должны ли в портфолио содержаться комментарии преподавателей? Могут ли школьники давать друг другу советы относительно содержания и структуры портфолио?

41 4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Работа оценивается в русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается. Портфолио оценивается целиком на основании критериев сформулированных преподавателем и учениками. Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее. Портфолио целиком не оценивается, ученик выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года. Некоторые части портфолио объединяются, и школьник их предъявляет преподавателям, обучающим его в следующем учебном году. Портфолио, заверенный администрацией, используется с во время собеседования по поводу приема в профильный класс (или в другое учебное заведение).

42 5.Требования к портфолио Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы автора. Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т. д.). Соответствие содержания оглавлению. Письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (автор объясняет, почему он решил работать над этой темой, и описывает свои мысли и чувства в этой связи). Оценка студентом собственного портфолио. Перечень целей обучения, сформулированы на основании своих интересов, потребностей и самооценки. Письмо от преподавателя (родителей, одноклассников, научного руководителя и др.), в котором могут содержаться комментарии, рекомендации, оценка, пожелания, поддержка, обратная связь и т.д.).

Онлайн-книги

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было всё понятно.

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. А так же можно использовать электронный портфолио и портфолио- раскраску.

Каким будет портфолио?

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

- Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

- Печатное портфолио -одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Структура портфолио

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Условия достижения цели при создании портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

- владеющим современными образовательными технологиями,

- приемами психолого-педагогической диагностики,

- способами самостоятельного конструирования педагогической деятельности в условиях конкретной практической деятельности,

- умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

- дипломы различных конкурсов;

- другие документы по усмотрению педагога.

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

- материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

- материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

- сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

- анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

- материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

- материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

- материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

- в неделях педмастерства;

- авторские программы, методические разработки;

- творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Содержит информацию об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах и кабинетах:

- планы по организации развивающей предметно-пространственной среды;

- эскизы, фотографии и т. д.

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Используемая литература:

1. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -М., 2008.-№1.

3.Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

4.Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 20075.

5. Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Портфолио: Что это такое

Полезные сервисы

С помощью грамотно составленного портфолио работодатель сможет объективно оценить уровень профессионализма потенциального работника.

Бывает так, что человек действительно является специалистом в своем деле, но слабое портфолио отбивает у работодателя желание иметь дело с таким кандидатом.

Чтобы этого не произошло, надо знать, что такое портфолио и как правильно его сформировать.

Что значит портфолио?

В чем отличие портфолио от резюме?

В последнее время работодателям предоставляется резюме в унифицированной форме. Соискателю не нужно проявлять творческие способности, чтобы заполнить окна предложенной таблицы.

Портфолио же демонстрирует достижения и успехи в профессиональной деятельности и расширяет резюме с помощью дипломов, грамот, сертификатов, проектов, примеров творческих или научных работ. Резюме, в отличие, от портфолио не требует составления пакета документов.

Дизайнер успешно долгое время выполнял заказы солидной компании. В резюме отражается факт такого сотрудничества и дата. В портфолио же входят фотографии лучших интерьеров, которые демонстрируют этот профессиональный опыт.

Портфолио расширяет и дополняет резюме, позволяя работодателю самому оценить знания и навыки соискателя на вакантную должность.

Кому нужно составлять портфолио?

Практика показала, что грамотное портфолио поможет устроиться на хорошую работу и секретарю и садовнику, и менеджеру по работе с персоналом. Однако есть особые сферы, где без наличия хорошего портфолио сегодня не обойтись:

  • Любой вид деятельности, связанный с контролем, созданием и продвижением новых проектов и технологий. Это инженерно-технические работники, аудиторы, менеджеры проектов, специалисты по оптимизации бизнес-процессов.
  • Работа, которая предполагает создание изображений, любых визуальных объектов. Сюда относятся все дизайнерские профессии (в том числе веб-дизайнеры, графические дизайнеры, VFX-художники, 3D-моделлеры, архитекторы ландшафтов), фотографы, художники, любые строительные специальности, повара, специалисты индустрии красоты.
  • Деятельность, связанная с созданием текстовых работ для решения определенных задач заказчиков. Это прежде всего журналисты, сценаристы, специалисты по рекламе. Такие портфолио состоят из целых текстов или их частей, ссылок на сайты, где публиковались работы автора.
  • Преподавательская деятельность, в том числе в сфере дополнительного и дошкольного образования. Такое портфолио может быть дополнено свидетельствами о достижениях учеников.
  • Абитуриентам и студентам высших и средне-специальных учебных заведений. Портфолио позволяет продемонстрировать членам приемной комиссии свои достижения, в особых случаях добавить несколько баллов к результатам ЕГЭ при поступлении. Портфолио студента дает представление о степени полноты усвояемости курса.
  • Все профессии, связанные с демонстрацией творческих способностей. Это артисты, аниматоры, ведущие и организаторы торжеств, праздников, иных мероприятий.

Людям, которые активно ищут подработку на площадках фрилансера предложения своих услуг необходимо подкреплять мощным портфолио.

В связи со стремительным переходом бизнеса на площадки интернета появилась новая специализация – копирайтер. Получить высокооплачиваемый заказ без ссылки на примеры работ очень сложно.

Виды портфолио

Несмотря на многообразие видов деятельности, все портфолио можно разделить на три большие группы: печатные, электронные и онлайн-портфолио. Внутри каждой группы могут быть представлены как индивидуальные, так и командные портфолио единомышленников.

Печатный вариант

Печатные или бумажные варианты лучших работ. Самый распространенный вид портфолио, с которым удобно идти на собеседование с потенциальным работодателем. Это аккуратная папка, в которую вкладываются печатные файлы.

Первый лист в папке содержит личные данные, остальные посвящены примерам работ. Все образцы должны быть структурированы по тематике, стилю или в хронологическом порядке. Печатный вариант портфолио предполагает также наличие в нем грамот, дипломов, сертификатов, лицензий, рекомендательных писем от прошлых работодателей, преподавателей, любые другие письменные или фотоподтверждения достижений.

В электронном виде

Любое печатное портфолио можно превратить в электронное. В нем содержатся те же сведения, но хранятся они не бумажном, а на цифровом носителе ( лучше всего на обычной флешке). Такое портфолио можно переслать ZIP-архивом по запросу работодателю, или прикрепить файл к электронному письму при рассылке резюме.

Иногда возникает необходимость дополнения печатного портфолио электронным. Например, если надо продемонстрировать свои навыки видеомонтажа.

В целях безопасности сохранения конфиденциальной информации отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется. Если попадется недобросовестный работодатель, представленные образцы работ могут быть использованы в личных целях.

Электронную самопрезентацию лучше предлагать просматривать в вашем присутствии, без возможности копирования на чужой компьютер.

Онлайн-портфолио

В последнее время пользуется большой популярностью онлайн-портфолио. Для быстрого создания своего сайта можно воспользоваться инструментом WordPress, где предлагается много интересных шаблонов и плагинов.

Заказчику дается ссылка, пройдя по которой он сможет просмотреть необходимую информацию. Такой тип портфолио все чаще практикуют люди творческих профессий: фотографы, журналисты, модельеры, визажисты, парикмахеры.

Как правильно составить портфолио?

80% стандартного портфолио обычно занимают фотографии, скриншоты, ссылки на сайты, гугл-файлы. Остальные 20% – текстовая пояснительная информация.

Рассмотрим основные требования к портфолио, придерживаясь которых, вы сможете составить свое профессиональное досье.

Структура портфолио

Порядок оформления портфолио не унифицирован. Рекомендации экспертов в области пиар-индустрии следующие:

Солидность придают ссылки на отзывы заказчиков, размещенные под работами.

Какие работы и в каком количестве отбирать для портфолио?

Вопреки устоявшемуся мнению, портфолио следует включать не только самые лучшие работы, но средние по качеству. Это увеличит шансы на успех.

Логика следующая: отбор образцов производится субъективно. Не факт, что ваши с заказчиком мнения совпадают. 5-10 ярких фотоотчетов ландшафтного дизайнера будет достаточно для принятия решения о приеме на работу.

В некоторых случаях достаточно создать одностраничное портфолио для размещения в сети интернет, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Для этого требуется высокий профессионализм, знание психологии. Человек должен располагать достаточно убедительными работами (не более 6), которые не сложно разместить на страничке.

При составлении портфолио для копирайтеров, фотографов, дизайнеров, на формирование положительного профессионального имиджа влияет количество представленных работ. Даже если качество работ не всегда выигрывает, эти недостатки перекроют объемы. Чем больше выполненных заказов, тем лучше.

Проницательный руководитель компании понимает, что с каждым новым проектом человек оттачивал свой профессионализм. Недаром на большинстве бирж фрилансеров рейтинг зависит от количества выполненных заказов.

Например, может начисляться дополнительно 5 баллов за очередную работу. Не обязательно каждая статья из тысячи написанных должна быть интересной. Читать их все подряд тоже никто не будет. Но именно количество свидетельствует о бесценном накопленном опыте.

Чтобы заказчик смог выбрать для детального ознакомления интересующую его работу, необходимо делать грамотную структуризацию проектов по тематике.

Рекомендуем полезное видео, где рассказывается о том, как сделать эффективное портфолио для фотографа и разбираются основные ошибки:

Примеры оформления портфолио

Примеры оформления портфолио архитектора. Это титульная страничка:


Впечатляющий фото пример реализованного проекта:


А вот так представляет себя графический дизайнер:


Фрагмент иллюстрированного портфолио модельера:


Где размещать готовое портфолио?

Если речь идет не о бумажной версии, то портфолио можно разместить на своем сайте, страничке в социальных сетях. Можно дать заказчику ссылку на блог в YouTube, Instagram. Но лучше прибегнуть к помощи специальных интернет-платформ, разработанных для таких целей.

Потенциальный работодатель поймет, что соискатель интересуется современными онлайн-технологиями. Минус в том, что многие услуги платные.

Примеры веб-ресурсов, которые помогут в создании онлайн-портфолио тем, кто дружит с компьютерными технологиями, представлены ниже.

Веб-ресурс бесплатно предоставляет возможно оформить и разместить индивидуальные и командные портфолио. Сюда можно выложить как свои личные проекты, так и командные работы.


Clippings.me

На этом сайте можно быстро опубликовать примеры своих работ и скинуть ссылку заказчику. Ресурс предоставляет возможность разместить бесплатно до 16 работ. Понадобится знание английского. Фишка в том, что свои контактные данные тут оставить нельзя.


Здесь можно создать несколько тематических альбомов. Сайт русскоязычный. До 15 файлов загрузка бесплатная.


Крупнейший сайт, где размещают свои портфолио работники творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы. Для размещения своих работ понадобится рекомендация участника проекта.

Одна из самых масштабных платформ для размещения портфолио блогеров, журналистов, писателей и других представителей творческой среды. Здесь загружаются pdf-файлы или ссылки на внешние ресурсы. Пользование до 14 дней бесплатное, затем надо оформить платную подписку.


В заключении

Опыт в любом виде деятельности может быть подкреплен портфолио. Даже если работа предполагает выполнение стандартных задач, строго прописанных должностными инструкциями. Это касается бухгалтеров, администраторов, менеджеров и логистов. В портфолио должна находиться информация, которая представляет соискателя на должность в выгодном свете.

Не стоит увлекаться сбором большого количества информации, если речь не идет о фрилансе. Лаконичный дизайн одностраничного портфолио может убедить сильнее, чем пухлая папка с грамотами. Потенциальный работодатель уже при первом взгляде на портфолио должен понять, что перед ним ценный специалист.

50% успеха в поиске выгодного заказчика (работодателя) зависит от выбора качественного инструмента для создания и портфолио и места его размещения. Выгодно сотрудничать со специализированными сервисами, где ваша презентация будет представлена на современном уровне.

Читайте также: