Как сделать попсовый трек

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Виртуальная студия, которая считается одной из самых мощных на сегодняшний день. Это продукт, ориентированный на профессионалов, но благодаря логичному интерфейсу любители и музыканты, которые хотят улучшить звучание собственных композиций, также успешно работают в Cubase.

В студии доступны все передовые инструменты для редактирования звука на разных этапах: в процессе записи, при сведении и мастеринге. Cubase поддерживает современные аудиоформаты, в том числе звук 5.1 и 7.1 — позволяет добиться исключительного объёма стереоэффектов.

Студия работает с VST и VSTi‑плагинами. Здесь есть удобные шаблоны проектов, многодорожечный редактор, средства для работы с нотами, комплекты фильтров, эффектов и встроенный микшер. В среде можно составлять биты, лупы, редактировать и синтезировать новые звуки.

2. Adobe Audition

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 20,99 доллара в месяц, есть бесплатная 7‑дневная пробная версия.

Как Photoshop, только для работы со звуком. Adobe Audition — функциональный аудиоредактор, который позволяет создавать шедевры и редактировать композиции любой сложности. Здесь доступен очень серьёзный набор инструментов, но чтобы полноценно овладеть ими на профессиональном уровне, придётся потратить немало часов. Впрочем, с базовой обработкой звука без труда разберётся даже новичок — интерфейс интуитивно понятный и гибко настраиваемый.

В Adobe Audition можно корректировать и восстанавливать звучание, создавать и настраивать звуковые эффекты. Студия подходит не только для музыкантов, но и для подкастеров: здесь есть простые инструменты для записи, микширования и экспорта материалов.

Adobe Audition является частью Adobe Creative Cloud. Если вы работаете с видео в Adobe Premier, вам будет особенно комфортно пользоваться этой программой для редактирования аудиодорожек.

3. Reaper

  • Платформы: Windows, macOS, Linux.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 60 долларов, есть бесплатная 60‑дневная пробная версия.

Полноценная виртуальная студия, созданная разработчиками легендарного плеера Winamp. Одна из немногих подобных программ, которую можно запустить на Linux — правда, версии пока экспериментальные.

Reaper успешно работает на относительно слабых компьютерах. Он позволяет комфортно записывать, сводить, выполнять мастеринг, и на выходе получается подчёркнуто качественный звук. Здесь очень удобно редактировать файлы из множества дорожек, создавать миксы и аранжировки, добиваться уникального звучания композиций.

В Reaper есть встроенный конвертер, а также инструменты для синхронизации с Sound Forge Pro и Adobe Audition. К программе можно подключить VST‑плагины или аппаратные устройства для прямого захвата и обработки данных. Поддерживаются протоколы ASIO, DirectSound и WaveOut.

4. Sound Forge Pro

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 299 евро, есть бесплатная 30‑дневная пробная версия.

Виртуальная студия, которая более 20 лет неизменно входит в списки The Best Music Editors & Audio Editing Software 2020 лучших в своей области. Она подходит для студийной записи и обработки звука, профессионального сведения и мастеринга, проверки лупов и редактирования сэмплов, включает широкую палитру встроенных инструментов и плагинов.

Встроенный модуль восстановления звука DeNoiser в Sound Forge Pro считается одним из лучших на рынке. Он подавляет практически любые шумы: если записываете звук в городе или людном помещении, сможете добиться вдохновляющих результатов.

5. Ableton Live

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 199 долларов, есть бесплатная 90‑дневная пробная версия.

Эту программу используют многие диджеи. Ableton Live позволяет легко создавать, редактировать и проигрывать музыку в режиме реального времени, писать грувы прямо на вечеринке. Удобный интерфейс, универсальный набор инструментов, звуков, сэмплов и лупов — всё, что нужно для комфортного творческого процесса.

Библиотека Ableton Live включает 13 различных инструментов и 56 эффектов для обработки аудио и MIDI‑треков: Echo, Pedal, Beat Repeat, Amp, Vocoder, Glue и другие. Программа автоматически распознаёт MIDI‑клавиатуры и другие контроллеры и, к слову, иногда лицензию на Ableton Live можно найти в коробке с такими устройствами.

Один из самых интересных встроенных инструментов студии — Wavetable. Это обновлённый синтезатор, который позволяет гибко трансформировать звук с помощью волновых таблиц. Их составляли, анализируя звук с реальных синтезаторов и других аналоговых инструментов. Для синтеза звука в Ableton глубокие знания физики не требуются — просто меняйте форму волны мышью и слушайте, что получилось.

6. Mixcraft

  • Платформы:Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 5 200 рублей, есть бесплатная 14‑дневная пробная версия.

Основное достоинство этой виртуальной студии — высокое качество встроенных эффектов. Здесь вы найдёте самые разные виртуальные инструменты, сэмплы и фильтры, которые позволят работать со звуком на профессиональном уровне, делать эффектные ремиксы и аранжировки. Удобный пошаговый секвенсор поможет довести композицию до совершенства.

В библиотеке — больше десятка VST‑плагинов, свыше 8 тысяч лупов и сэмплов. Также можно импортировать библиотеки лупов, в частности, из студий Apple GarageBand и ACID.

Ещё одна особенность Mixcraft — возможность работать с видео. Это и озвучка, и редактирование оригинальных дорожек, и основные инструменты для видеоряда: вырезать, вклеить и не только.

7. FL Studio (FruityLoops)

  • Платформы: Windows, macOS, iOS, Android.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: для ПК — от 99 долларов, есть бесплатная пробная версия без ограничений по времени; для iOS, Android — от 399 рублей.

Мощная виртуальная студия, в которой особенно удобно работать с электронной музыкой, хип‑хопом, дабстепом и другими подобными направлениями. Собрать крутой трек буквально за несколько минут поможет богатая библиотека лупов и сэмплов.

В FL Studio можно сделать интересную аранжировку и добиться уникального звучания популярных треков. Студия поддерживает плагины VST и VST2, интеграцию сторонних инструментов, может принимать данные с нескольких MIDI‑входов одновременно.

Для каждого виртуального инструмента и эффекта в программе доступно множество пресетов. Также есть окно готовых шаблонов и удобный piano roll — чтобы было проще подбирать такты и ноты.

Интерфейс FL Studio поначалу может казаться непонятным и недружелюбным, но его легко настроить под себя. Отдельно отметим наличие мобильных версий — в них, на наш взгляд, будет проще освоиться новичкам.


Цена: 1,00 рублей



8. Virtual DJ

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: диджеинг, сведение.
  • Стоимость: для домашнего использования (без подключения к аппаратной базе для профессиональных диджеев) — бесплатно; для профессионального и коммерческого использования — от 19 долларов в месяц или от 299 долларов без ограничений по времени.

Эмулятор диджейского пульта — интересная среда для работы с аудиофайлами в режиме реального времени. С ней домашние вечеринки заиграют новыми красками: в Virtual DJ вы сможете на лету создавать скретчи и менять биты, качественно сводить дорожки, в том числе в автоматическом режиме.

Программа позволяет отметить в треках до девяти ключевых точек и быстро перемещаться между ними. Во встроенной библиотеке — широкий выбор инструментов для микширования и эффектов: от классических фланжера и хоруса до более экзотичных вариантов. Также в Virtual DJ доступна очень качественная имитация винила.

Интерфейс с двумя деками позволяет держать всё необходимое под рукой, а цветные индикаторы спектрального анализа звучания каждой деки считают фишкой эмулятора. В среде можно гибко работать с внешними носителями, записывать проигрываемые треки в режиме реального времени и даже транслировать звук на цифровые радиостанции.

9. Presonus Studio One

  • Платформы: Windows, macOS, Linux, iOS, Android.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: Studio One 5 Prime — бесплатно; Studio One 5 Artist — 99,95 доллара; Studio One 5 Professional — 399,95 доллара.

Виртуальная студия для полноценной работы со звуком на профессиональном уровне. Разрабатывает её компания Presonus, производитель звуковых карт, микшеров, аудиоинтерфейсов и другого оборудования. Часто лицензионные коды для Studio One предоставляются в комплекте с техникой.

В приложении удобно записывать звук с различных устройств и сохранять отдельными дорожками для последующего редактирования. Можно сводить аудио и создавать MIDI‑файлы, выполнять сатурацию звука с аналоговым моделированием, встраивать VST‑эффекты не только в дорожки в целом, но и в отдельные объекты композиций.

10. Cakewalk by BandLab (ранее Sonar)

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: бесплатно.

Полноценная виртуальная студия, которая охватывает весь процесс производства музыки: от записи до публикации в популярных стриминговых сервисах. Понятный интерфейс и мощные инструменты позволяют этому бесплатному пакету конкурировать с более раскрученными редакторами.

С Cakewalk комфортно сочинять и записывать композиции, добавляя неограниченное количество аудио- и MIDI‑треков в каждый проект. Легко здесь и редактировать музыку, создавать аранжировки, создавать динамичные миксы с красивой и яркой акустической картиной.

Cakewalk поддерживает расширяемую библиотеку модулей ProChannel: реверберацию, резонансную фильтрацию, динамическую компрессию и не только. Доступны десятки компрессоров и эффектов, есть встроенный редактор MIDI‑треков и поддержка фирменного языка сценариев CAL.

Также есть приложения от BandLab для создания музыки в iOS и Android.




11. MAGIX Music Maker

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, составление лупов.
  • Стоимость: Music Maker — бесплатно; Music Maker 2021 Plus Edition — 59 евро; Music Maker 2021 Premium Edition — 99,99 евро.

Даже если у вас вовсе нет опыта в создании музыки, с Music Maker вы сможете начать. Упор здесь сделан именно на простоте освоения, но и профессионалы в Music Maker найдут интересные для себя возможности.

Прежде всего, в программе доступна солидная коллекция битов, мелодий и вокальных фрагментов. Их можно комбинировать, чтобы составлять композиции и лупы. Просто перетаскивайте нужные элементы в окно редактирования и слушайте, как они будут звучать вместе.

Кроме того, в Music Maker можно использовать виртуальные инструменты — от синтезатора до струнных и ударных. Удобно подключить MIDI‑клавиатуру или электронные барабаны, чтобы создавать интересные современные композиции. Наконец, есть библиотека готовых эффектов и шаблонов.

12. Pro Tools

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: Pro Tools First с ограниченным набором возможностей — бесплатно; стандартный Pro Tools — от 29,99 доллара в месяц; Pro Tools Ultimate — от 79,99 доллара в месяц, есть бесплатные пробные версии.

Профессиональная виртуальная студия для создания качественного аудио — от записи до финального мастеринга. Начальная версия пригодится студентам, неопытным музыкантам и подкастерам. Стандартная ориентирована на любителей, продюсеров и звукоинженеров. А Ultimate предназначена для профессиональных звукорежиссёров, специалистов по мастерингу и постпродакшену в аудиосфере.

В Pro Tools можно качественно микшировать звук из разных каналов, применять варианты звуковой обработки из широкой библиотеки, пользоваться виртуальными инструментами и кропотливо редактировать композиции различной сложности. Особенность программы в том, что здесь вряд ли получится интуитивно что‑то сваять: ценители этого приложения привыкли работать вдумчиво, чтобы в итоге свести композицию из множества дорожек в готовый стереотрек.

Для стабильной работы Pro Tools требуется конкретное железо. В целом это не программа, а скорее программно‑аппаратный комплекс, в котором софт и хард работают в тесной связке друг с другом. Но если вы настроены решительно и хотите стать профессиональным звукорежиссёром, без базового знакомства с Pro Tools вам точно не обойтись.

13. Wavosaur

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: бесплатно.

Лёгкий редактор для записи и обработки звука, который поддерживает ряд профессиональных возможностей, например ASIO‑драйверы, VST‑плагины, создание многоканальных WAV‑файлов и наложение эффектов в режиме реального времени. В Wavosaur удобно создавать лупы, записывать и анализировать композиции, выполнять пакетную конвертацию аудиофайлов в нужный формат.

Программу можно загрузить и сразу начать работу — даже ничего устанавливать не придётся. Здесь удобно создавать черновики и наброски, выполнять простые операции: вырезать, копировать и вставлять фрагменты, обрезать частоты, преобразовывать моно в стерео и наоборот, инвертировать и отражать фрагменты, увеличивать и уменьшать громкость, добавлять паузы.

Полезен Wavosaur и для удаления голоса из композиций. Можно выполнять сдвиг высоты тона, экспортировать файлы, пакетно применять эффекты и плагины. Наконец, здесь есть инструменты для спектрального анализа звука (вывода 2D- и 3D‑спектра, сонограммы), мощности по каналам, осциллограф в реальном времени для входов и выходов, синтез сигналов.

14. АудиоМАСТЕР

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, базовая обработка.
  • Стоимость: от 690 рублей, есть бесплатный 7‑дневный пробный период.

Компактный редактор аудио, созданный российской компанией. Главное преимущество — изначально русскоязычный интерфейс.

15. Sibelius

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: нотный редактор.
  • Стоимость: ограниченная версия Sibelius First — бесплатно; стандартная версия Sibelius для 16 инструментов — от 9,99 доллара в месяц; версия Sibelius Ultimate — от 19,99 доллара в месяц, есть бесплатный 30‑дневный пробный период.

Мощный нотный редактор от разработчиков Pro Tools, который позволяет создавать и редактировать нотные партитуры — от партий отдельных инструментов до оркестровых аранжировок. Незаменимый инструмент для композиторов и аранжировщиков, студентов музыкальных училищ и консерваторий, исполнителей, которые работают с инструментальными партиями.

Редактор позволяет выбирать и настраивать инструменты для проигрывания партитур. Система искусственного интеллекта сделает звучание готовой композиции максимально естественным и реалистичным.

Партитуры можно публиковать в облачном сервисе и работать с файлами других композиторов — это своего рода социальная сеть для обмена знаниями и развития творчества. Также Sibelius включает функции создания партитур из аудиофайлов и расшифровки сканов или фото нотных листов, инструменты обучения и совместной работы.

Кроме того, для работы с готовыми партитурами разработчики Sibelius предлагают приложение Avid Scorch на iPad. Он превращает планшет в интерактивный пюпитр для репетиций и выступлений.

16. Guitar Pro

  • Платформы: Windows, macOS, iOS, Android.
  • Назначение: нотный редактор.
  • Стоимость: 69,95 доллара, есть бесплатная 30‑дневная пробная версия.

Самый популярный нотный редактор для акустической и электрогитары, баса, укулеле, банджо и других подобных инструментов. Он позволяет работать с партитурами и табулатурами для них, а также создавать минусовки для фортепиано и ударных.

Guitar Pro включает функциональный MIDI‑редактор, метроном, проигрыватель созданных композиций и другие инструменты, полезные для гитаристов. Здесь можно строить и определять состав аккордов, разбирать композиции, выслушивать партии, привязывать текст песен к нотам, накладывать эффекты на гитарные партии.

В свежей версии Guitar Pro 7.5 добавили поддержку табулатур для 9- и 10‑струнных гитар, расширили оркестровый банк и импорт в MIDI‑формат. Также интегрировали mySongBook — сборник, который включает более 2 тысяч готовых табулатур популярных композиций вроде Stairway to Heaven или Little Wing.

С самого начала занятия музыкой я решил для себя, что буду сочинять собственные музыкальные произведения, и не будут играть чужие песни. Не могу сказать почему я так решил, но факт остаётся фактом.

Метод, в котором сочетается знание основ музыкальной композиции, владение определимым музыкальным жанром и умение использовать приборы и программы, генерирующие в случайном порядке ноты, создавая таким образом мелодии и звуковую палитру, из которой и собирается будущая музыкальная композиция.

Данный метод больше всего использует звуковой дизайн (саунд-дизайн) и чаще используется при создании музыкальных композиций в электронной музыке. Метод случайного поиска, проб и бесчисленных вариаций. Надо отметить, что при кажущейся механизации и роботизации процесса сочинения, до сих никакой Искусственный Интеллект не смог написать сам что то более менее стоящее, используя данный метод, то ест роль автора все равно остаётся центральной.

После долгого изучения инструмента и бессонных ночей, проведённых за сочинением своих композиций, вы решили, что настало время записать свои задумки. Музыкальные идеи переполняют голову и вы хотите поделиться ими с окружающими.

К счастью, все намного проще, чем кажется. В этой статье мы расскажем, что нужно для производства музыки в домашних условиях и ответим на некоторые популярные вопросы, появляющиеся у новичков.

1.jpg

Что нужно, чтобы писать музыку на компьютере

40 лет назад для того, чтобы записать свое творчество нужно было идти на профессиональную студию. Качественное звучание было доступно только тем, у кого были деньги. Благодаря развитию технологий, сегодня создание музыки стало намного доступнее: с помощью компьютера мы можем создавать отличные треки не выходя из дома.

Чтобы организовать домашнюю студию, потребуется:

Программа для записи музыки (DAW);

Эти четыре компонента — необходимый минимум для начала работы. Конечно, помимо этого не помешает также MIDI-клавиатура и студийные мониторы, но первое время можно обойтись и без них. Ниже мы вкратце пройдемся по каждому пункту нашего списка (более подробно о выборе оборудования для студии звукозаписи можно прочитать тут, а о выборе студийных мониторов — здесь).

Компьютер

Для звукозаписи подойдет любой современный компьютер. Будет ли это Mac или PC — не важно, обе платформы предлагают одинаковые возможности для музыканта. Два главных критерия здесь — это быстродействие и вычислительная мощность процессора.

За быстродействие компьютера в студии отвечает оперативная память. В вашем компьютере ее должно быть как минимум 8 ГБ, но лучше больше. Дополнительно повысить быстродействие поможет замена обычного жесткого диска на скоростной твердотельный SSD-накопитель.

2.jpg

Во время работы с плагинами, звуковыми эффектами и виртуальными инструментами операционная система и музыкальный софт полагаются на центральный процессор. Обозначить точную мощность, необходимую для комфортной работы, довольно сложно: процессор должен без лишних проблем работать с большим количеством плагинов. Чем больше он сможет переварить, тем лучше. Рекомендуемый минимум здесь — это четырехъядерные процессоры уровня Intel Core i3, но чем больше ядер и потоков будет в вашем распоряжении, тем комфортнее будет работа.

Программа для записи музыки (DAW)

DAW (от англ. Digital Audio Workstation — цифровая рабочая станция или секвенсор) — это специальное программное обеспечение для записи музыки. Именно оно превращает обычный компьютер в мощный инструмент и центр домашней студии.

Подобный софт выпускается как для PC и Mac, и бывает как бесплатным, так и платным. Все DAW предлагают схожие возможности и отличаются по сути только подходом к организации рабочего процесса.

Звуковая карта

Встроенные в компьютеры звуковые карты подходят только для прослушивания музыки. Чтобы полноценно записывать себя, потребуется специальный аудиоинтерфейс, который может качественно записывать аудиосигнал.

В большинстве случаев хватит аудиоинтерфейса с 2-4 входными каналами и фантомным питанием — этого хватит для записи 1-2 гитар (даже одновременной), клавишных и вокала, когда вы обзаведетесь микрофоном.

3.jpg

Среди достойных моделей, чьих возможностей с лихвой хватит начинающему музыканту, можно выделить Focusrite Scarlett 2i2 и Scarlett 2i4, PreSonus AudioBox USB 96, Audient iD14.

Наушники

Созданный материал нужно как-то послушать, поэтому последним важным компонентом необходимого минимума станут студийные наушники. В отличие от потребительских наушников, которые любят приукрашивать звук в определенных диапазонах частот, изолированное звучание студийных наушников обеспечит большую детализированность и точность звука. К тому же наушники позволят работать в любое время суток.

Выбирать наушники стоит на основании бюджета, амплитудно-частотной характеристики и удобства использования. С бюджетом все понятно — составьте список моделей, укладывающихся в ту сумму, которую вы готовы потратить на уши. Что касается амплитудно-частотной характеристики, то она должна быть максимально ровной (о том, что такое амплитудно-частотная характеристика читайте здесь). Вопрос удобства — индивидуальный, но наушники не должны вызывать дискомфорт при длительном использовании.

Для начала наушников будет более чем достаточно. Позднее, если ваши занятия музыкой станут более серьезным делом, стоит обзавестись парой хороших студийных мониторов ближнего поля.

В какой программе лучше работать?

На рынке существует более 20 различных DAW, но выбрать программу для записи музыки проще, чем может показаться. Во-первых, не стоит сильно заморачиваться в этом вопросе — DAW не более, чем технический инструмент, с которым вы взаимодействуете. Здесь решают навыки, а не сама программа. Во-вторых, выбор DAW — это вопрос вкуса, удобства и личных предпочтений, поэтому выбирать нужно все-таки то, с чем вам удобнее работать.

Если вы пользователь Мака, то в системе уже установлена DAW GarageBand. По сути, GarageBand представляет собой упрощенную версию Logic Pro X: его возможности не так богаты и продвинуты, но для начала работы хватит и этого — программа без проблем записывает аудио, работает с плагинами и виртуальными инструментами. Плюс, владельцы iOS-устройств могут скачать мобильную версию этой DAW, чтобы создавать проекты на смартфоне или планшете и переносить их на десктоп для дальнейшей работы.

5.jpg

Постепенно функционала GarageBand перестанет хватать: вам понадобятся более продвинутое редактирование аудио, автоматизация, качественные и производительные синтезаторы. И здесь у вас будет два варианта:

  1. Перейти на Logic Pro X. В таком случае переход будет безболезненным: принципы работы Logic Pro и GarageBand во многом совпадают (долго привыкать к новому окружению не придется), а проекты созданные в GarageBand можно запросто открыть в Logic Pro и продолжить работу;
  2. Перейти на какую-нибудь другую DAW, но в этом случае придется заново создавать все проекты.

GarageBand — неплохая отправная точка для знакомства с миром звукозаписи и производства музыки, но рассматривать его как основную программу все же не стоит. Главные достоинства “гаража” в том, что он бесплатен и прост в освоении, но страдания с переносом проектов в другую DAW не стоят того.

Пользователям PC несколько проще, так как выбор программ здесь намного больше. Если вы новичок и не представляете, как работает DAW, то знакомство со звукозаписью можно начать с бесплатных Magix Music Maker, Ardour или Podium Free. Как и в случае с GarageBand, постоянно работать в этих программах не стоит, так как проблемы все те же — нехватка функциональности и невозможность быстро и просто перенести уже созданные проекты в другую DAW.

Практически у каждой серьезной DAW есть ограниченная по времени полнофункциональная демо-версия, позволяющая попробовать программу. Обычно такие демки работают в течение месяца — этого вполне достаточно, чтобы понять, как устроена DAW, насколько она удобна и что может предложить. Если нет желания возиться с бесплатным софтом и хочется начать изучение особенностей производства музыки сразу в серьезной программе — качайте демо на сайтах разработчиков.

6.jpg

При выборе DAW также стоит помнить, что в этой среде не существует самой лучшей программы — у всех есть свои плюсы и минусы. Выбирать здесь нужно на основе популярности (распространенности) программы и того, насколько вам удобно в ней работать. Чем популярнее DAW, тем выше вероятность того, что вы сможете работать со своими проектами на любой студии. Распространенность программы также позволит обмениваться своими идеями и работать над музыкой вместе с друзьями и коллегами-музыкантами, не переживая о том, смогут ли они открыть проект в своей студии.

Среди самых популярных DAW можно выделить (еще больше программ можно посмотреть по этой ссылке):

Avid Pro Tools (PC, Mac)

Pro Tools считается стандартом в звукозаписывающей индустрии. Благодаря этому вы сможете без проблем отправлять свои проекты в студии по всему миру и быть уверенным, что проблем с их открытием не будет — Pro Tools есть везде.

Выбирая Pro Tools нужно быть готовым к двум вещам: долгому изучению интерфейса ввиду его некоторой запутанности и сложности для новичков, а также работе только с AAX-плагинами. Если первое не проблема, то второе может стать критичным - далеко не все внешние обработки существуют в этом формате.

Apple Logic Pro X (Mac)

Старший брат GarageBand и ещё одна очень популярная DAW, которая сегодня есть на всех студиях, построенных вокруг Mac. Logic отличается простым и понятным интерфейсом и большой библиотекой плагинов, виртуальных инструментов, лупов и сэмплов на 70+ ГБ.

Главная проблема Лоджика в том, что он существует только на Маке. Это может стать проблемой, если все вокруг не пользуются компьютерами Apple.

Ableton Live (PC, Mac)

На фоне остальных DAW, Ableton создан с прицелом на живые сессии записи и выступления. Конечно, вы сможете записывать в программе любую музыку без каких-либо ограничений, но диджеи и концертирующие музыканты ценят Ableton именно за удобство использования на сцене. К примеру, можно запускать различные сэмплы и аудиоклипы, а также создавать новые петли буквально в пару кликов и выглядеть как настоящий человек-оркестр.

7.jpg

FL Studio (PC, Mac)

В среде музыкантов бытует мнение, что FL Studio является программой для начинающих. Такое суждение не верно: DAW активно используется такими музыкантами как Deadmau5, Майк Олдфилд, Мартин Гаррикс и Afrojack, назвать которых новичками язык не повернется.

Подход FL Studio к работе отличается от того, что вы можете увидеть в других DAW - создание музыки здесь напоминает работу со степ-секвенсором. FL Studio не становится от этого хуже или лучше, программа просто немного другая. Тем не менее в составе есть все, чтобы заниматься электронной музыкой, да и научиться работать с “фрутиками” довольно просто.

Cockos Reaper (PC, Mac)

Cockos Reaper существует уже более 10 лет, но только сейчас стал более-менее на слуху у музыкантов. Разработчики утверждают, что коммерческая составляющая волнует их намного меньше качества работы и это правда: Reaper стоит всего $60, но умеет все то же, что и более дорогие и раскрученные DAW.

Помимо цены, стоит выделить богатую комплектацию программы, вместе с которой идет комплект отличных плагинов и эффектов - этого будет более чем достаточно для записи и сведения. Из минусов Reaper можно назвать отсутствие виртуальных инструментов в поставке (придётся искать на стороне), а также некоторую запутанность и сложность интерфейса для начинающего музыканта.

Steinberg Cubase (PC, Mac)

Старожил Cubase по праву считается одной из самых популярных DAW, чему не в последнюю очередь способствуют кроссплатформенность программы и ее распространенность на студиях звукозаписи.

8.jpg

Эти программы популярны среди музыкантов, а вокруг них собрано собственное коммьюнити пользователей. Благодаря этому изучение DAW станет проще: в Интернете и на YouTube найдутся тысячи обучающих материалов, а в музыкальных сообществах в социальных сетях и на форумах можно без проблем получить ответы на интересующие вопросы.

А как же Audition?

Когда речь заходит о записи музыки, многие сразу же вспоминают Adobe Audition. Несмотря на популярность, Audition всегда был и остается аудиоредактором, и слабо приспособлен для серьезных студийных задач.

Audition удобен для многоканальной записи или записи голоса, но его возможности на этом заканчиваются. Так, например, редактор умеет работать с VST-эффектами (компрессорами, эквалайзерами), но не поддерживает VST-инструменты. Помимо этого Audition не знаком с MIDI — загрузить виртуальное пианино или ударную установку и записать их партию попросту не выйдет.

На этом фоне аудиоредактор от Adobe проигрывает даже бесплатному Magix Music Maker. Домашняя студия без виртуальных инструментов попросту не существует в 2018 году, поэтому рассматривать Audition в качестве центра студии бессмысленно.

Какие плагины мне понадобятся?

В принципе, никакие. Большинство DAW оснащаются всем необходимым для производства музыки. В комплекте практически с любой программой вы найдете большое количество эквалайзеров, компрессоров, ревербераторов и других эффектов, возможностей которых хватит для того, чтобы записать и свести проект.

Необходимость в сторонних разработках появится только в двух случаях:

  1. Если чего-то не найдется в комплекте с программой. Речь идёт о каких-то специфических обработках или виртуальных инструментах. Обычно разработчики оснащают DAW только самыми необходимыми инструментами (если это не Reaper), но если вы знаете, что ваша музыка не обойдется без чего-то специфического (например, гуслей), то искать все это придётся на стороне;
  2. Если вас не устроит качество звучания стоковых эффектов или инструментов. Обычно камнем преткновения здесь становятся именно виртуальные инструменты, которые звучат сносно, но не великолепно.

Понадобятся ли сторонние плагины и стоит ли сразу искать дополнительные инструменты — вопрос индивидуальный. Для начала стоит подробно изучить свою программу. Возможно то, что вы ищете, уже есть в комплекте.

Самым адекватным решением здесь будет начать работу с тем, что уже есть и постепенно составить список того, чего вам не хватает. Плагины никуда не убегут от вас — докупить недостающее можно в любой момент. Главное здесь знать, что и зачем вам нужно. Понимание этого приходит только с опытом и после изучения возможностей DAW.

9.jpg

Если речь идет о формате плагинов, то здесь все зависит от DAW и того, с какими плагинами она может работать (это обычно указано в описании программы). Форматов всего шесть — VST, AU, AAX, RTAS, DXi, ReFill, но для конечного пользователя отличий между ними нет. Каких-либо преимуществ от использования VST или AU вы не получите: плагины работают одинаково вне зависимости от формата.

Единственная сложность, с которой можно столкнуться — отсутствие необходимого плагина в нужном виде. Перед тем, как покупать что-либо, узнайте, в каком формате выпускается плагин и поддерживает ли он работу с DAW.

Могу ли я писать музыку на планшете или смартфоне?

Можете, но это будет не очень удобно — размеры экранов накладывают существенные ограничения на интерфейс. Дисплеи смартфонов не сравнятся по площади с обычным монитором — информации на экране будет мало. К тому же работа с регуляторами порой требует высокой точности манипуляций, а с этим у смартфонов бывают проблемы.

На планшетах дела обстоят лучше, но здесь появится другая проблема — ограничения софта. Функции мобильных DAW не сопоставимы с десктопными версиями ввиду различий платформ. К примеру, в мобильных DAW нет такого богатства плагинов и виртуальных инструментов, даже если мы говорим только о стоковом контенте. Многие функции (та же автоматизация и редактирование аудио) существуют в упрощенном виде.

10.jpg

Свести проект на планшете или смартфоне не получится, пока что это утопия. Конечно, разработчики активно развивают возможности музыкального софта и наращивают его производительность, но ситуация все еще далека от того, чтобы выбрать портативное устройство в качестве основы студии.

Рассматривать планшет или смартфон лучше в качестве дополнения к студийном компьютеру. К примеру, можно скачать мобильную DAW, чтобы связать ее с десктопом и использовать в качестве блокнота для записи новых идей: придумали бит, записали его на смартфоне, отправили проект себе на компьютер и продолжили работу с проектом на десктопе. Звучит классно, но нужно учесть, что не все большие DAW существуют в карманном варианте: мобильные версии есть только у Cubase (Cubasis для iOS), Logic Pro X (GarageBand для iOS) и FL Studio (FL Studio Mobile для Android и iOS).

11.jpg

Другим сценарием эффективного дополнения студии может стать использование смартфона или планшета в качестве виртуального инструмента или процессора эффектов. Так, например, для iOS и Android существуют качественные синтезаторы и драм-машины от Korg, Moog, Propellerhead и ряда других разработчиков — эти приложения отлично звучат и точно пригодятся в студии. Подключив планшет к компьютеру с запущенной DAW, вы сможете использовать приложение как обыкновенный виртуальный инструмент.

Ну а для гитаристов портативные устройства могут заменить педалборд. На iOS существуют мобильные версии эмуляторов гитарных усилителей и эффектов Positive Grid BIAS FX Mobile и AmpliTube. Связав планшет или смартфон с компьютером и подключив гитару, это позволит переключать эффекты и управлять своим звуком с экрана девайса, не отвлекаясь на мышку или забеги к компьютеру для изменения звука.

Нужны ли дополнительные программы для производства музыки?

Современные DAW готовы ко всем стадиям производства музыки и нет ничего, с чем бы они не справились. Здесь работает то же правило, что и для плагинов: все, чего вам не хватает, можно докупить позднее (когда освоитесь и поймете, чего реально не хватает).

Если вопрос в том, понадобится ли вам дополнительный софт для мастеринга музыки, то скорее всего нет. Во-первых, как уже говорилось, DAW готовы ко всем аспектам продакшена. Во-вторых, мастеринг — это отдельная и довольно объемная тема, браться за которую стоит имея определенный опыт в работе со звуком.

Конечно, мы хотим, чтобы наша музыка звучала круто и профессионально - это естественно. Проблема в том, что качественная музыка — это не крутой софт а-ля WaveLab, а ваши идеи и аранжировки. Путь от черновика до прошедшей мастеринг готовой песни длинный, и не исключено, что к тому времени вы научитесь так ловко работать в DAW, что внешний софт вам попросту не понадобится.

В общем, не усложняйте себе жизнь: вы еще не изучили DAW, поэтому смысла в других программах сейчас попросту нет.

Svedenie treka

В этой статье я расскажу что такое сведение музыки/трека, зачем оно нужно и самое главное — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

Кроме этого, я поделюсь названиями программ и плагинов, которыми пользуюсь при работе со звуком; приведу примеры и дам практические советы тем, кто хочет научиться сводить треки самостоятельно.

Так сколкько стоит сведение трека?

Опытный звукорежиссер берет за свою работу приличные деньги и сумма может достигать 10-15 тысяч рублей.

Менее известные звукари берут за свои услуги 1-3 тысячи рублей.

На самом деле цена сведения оговаривается индивидуально. Ведь все зависит от качества исходников, количества дорожек и жанра.

4 принципа сведения трека

Итак, весь процесс сведения можно разделить на 4 равнозначных составляющих:

Динамическая обработка и эквализация

Динамика

Динамику часто путают с громкостью. Но стоит запомнить, что громкость — это уровень звукового давления на ваши барабанные перепонки. Громкость может быть статичной, а измеряется она в децибелах. Взгляните на изображение звука с постоянной громкостью, но отсутствующей динамикой.

Динамика — это изменение громкости музыки в течение времени.

В песнях, как правило, куплет более тихий, а припев яркий, громкий. Эти перепады и образуют динамику композиции. Смотрите:

s(m)exoscope

Когда звукозапись инструментов или голоса происходит в бюджетных или домашних студиях, то разница между тихими и громкими участками трека получается довольно большой. В таком случае тихие звуки будут тонуть в миксе, а громкие вылезать. И тут на помощь звукоинженеру приходит компрессор.

Итак запомним: динамику дорожки выравниваем компрессором.

Если только начинаете свой путь на этом поприще, я рекомендую использовать компрессор fabfilter — pro c2

fabfilter pro c2

Этот плагин графически изображает то, как выглядит звук до и после обработки. На первых этапах это очень удобно.

Эквализация

Эквализация — это усиление или ослабление частот музыкального сигнала.

Так и в музыке — в общей картине микса, каждый инструмент должен занимать ту область частот, где он звучит наиболее выигрышно.

Но многие инструменты имеют широкий спектр частот, и их звучание наслаивается на звучание других инструментов. Так получаются частотные конфликты, которые портят общее впечатление от музыки и не позволяют инструментам звучать во всей красе.

С помощью эквалайзера, мы можем ослабить или полностью убрать те частоты, которые конфликтуют между собой. Таким образом, микс зазвучит более ясно, а инструменты в нем станут читаться лучше.

Кроме частотных конфликтов, эквалайзер помогает избавиться от:

На таблице приведенной ниже, вы можете увидеть ПРИМЕРНЫЕ области частот, ослабляя или усиливая которые, вы добьетесь необходимой краски, эффекта.

equalization

Одним словом эквалайзер — штука необходимая. И если вы спросите меня, какой эквалайзер стоит использовать при сведении трека, я порекомендую FabFilter Pro-Q3

Fabfilter Q3

Баланс громкости инструментов

Как и в приготовлении пищи, в музыке всего должно быть в меру. Главные инструменты должны быть слышны громче, второстепенные тише, фоновые инструменты может быть еще тише, вокал должен хорошо читаться и быть достаточно громким. Само собой, все инструменты в общей картине должны иметь разную громкость.

Сергей Изотов

Панорамирование

Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.

Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.

Низкозвучащие инструменты не панорамируют, а чем выше звук, тем шире его можно удалять от центра.

Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.

Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.

panoramirovanie

Громкость, реверберация и дилей (delay)

Громкость

Не нужно объяснять, что чем больше мы будем удаляться от источника звука, тем тише он будет становиться. Но стоит обратить внимание на частотную составляющую этого процесса. Когда источник звука находится близко, мы хорошо слышим весь спектр его частот. Но чем больше мы удаляемся, тем меньше низких частот мы слышим. Вы можете убедиться в этом сами: попросите кого-нибудь поговорить рядом с вашим ухом, а затем постепенно удаляйтесь от источника. Вы увидите, что уже через несколько шагов голос потеряет низкочастотную составляющую.

Учитывая это, мы можем создавать пространственную картину микса. Какие-то инструменты достаточно сделать тише, а в других громкость можно не трогать, а эквалайзером срезать низкие частоты, создавая иллюзию того, что этот звук находится на заднем плане.

Реверберация

Когда мы слушаем музыку находясь в концертном зале, у себя в комнате и даже в машине, звук долетает до нас напрямую из колонок, а также отразившись от стен, пола, предметов. Какие-то предметы отражают звук хорошо, а какие-то в большей степени поглощают его. Суть в том, что мы слышим основной сигнал с множеством его отражений. Эти отражения подкрашивают звук и нами он воспринимается как более полетный, льющийся. С реверберацией музыка начинает звучать более глубоко.

Если вы бывали на железнодорожном вокзале, то наверняка слышали, как из громкоговорителя доносится женский голос, но слов не разобрать. Всему виной реверберация.

В дорогих студиях звукозаписи, помещение оборудовано специальными звукопоглощающими материалами. Это нужно, чтобы исключить возникновение реверберации, которую может уловить микрофон при записи. Эффект реверберации добавляют на этапе постобработки с помощью специальных плагинов. На данный момент, среди звукоинженеров пользуются популярностью ревербераторы компании Valhalla

Valhalla VintageVerb

В комнате с хорошей звукоизоляцией тишина давит на уши, а собственный голос кажется тихим и сдавленным, ведь он не отражается от стен и не возвращается в уши.

Дилей

Дилей — это эффект, который имитирует затихающие повторы аудиосигнала. Можно сказать, что дилей — это эхо, с одной лишь оговоркой: эхо — это многократное отражение сигнала, а под дилеем чаще всего подразумевают однократное отражение.

На первый взгляд может показаться, что реверберация и дилей — одно и то же. Но разница есть: реверберация звучит одновременно с основным сигналом, а дилей звучит после основного сигнала, полностью повторяя его. Графически это можно изобразить так:

А вот как звучит это же аудио вместе с дилеем:

Что касается программного обеспечения, то я рекомендую использовать дилей компании soundtoys

Помните, что уши нуждаются в отдыхе! Каждые 45-60 минут делайте небольшой перерыв, чтобы привести слух в порядок.

С чего начать сведение?

Для того чтобы не отвлекаться в процессе работы, нужно подготовить проект. Дорожки необходимо сгруппировать по типу, например: гитары — 1 группа, ударные — 2 группа, эффекты 3я, вокальные партии — 4я.

Групповые дорожки для удобства стоит раскрасить в разный цвет. После этого проект может выглядеть так:

Studio One

Следующий важный этап — поиск референсов. Прежде чем начать сведение нужно представить, на что будем равняться. Необходимо найти пару-тройку треков, которые по стилю и звучанию больше всего похожи на то, во что вы планируете превратить ваш проект. В ходе работы необходимо сравнивать звук своего трека и отдельных его элементов с тем, как звучат референсы. И для этих целей существует удобный плагин REFERENCE

Как установить правильную громкость?

Когда вы нашли референсы, можно начинать сведение. Одним из первых пунктов является установка громкости бочки и баса. Эти инструменты выбраны неспроста — они звучат в самом низком диапазоне частот и несут основную энергию микса. Выставляя правильную громкость этих инструментов, мы закладываем надежный фундамент микса.

Чтобы установить громкость бочки, достаточно взять рефернс и срезать эквалайзером (или плагином Reference) все частоты так, чтобы остались звучать только бочка и бас. Теперь с помощью плагина S(m)exoscope мы сможем посмотреть силу громкости бочки, баса. Подгоняем громкость нашей бочки под уровень громкости бочки референса.

s(m)exsoscope

Не пытайтесь найти точные цифры. Референсы нужны как направляющие, чтобы вы не допустили грубых ошибок. Руководствуйтесь найденными цифрами как точками отсчета.

Какая аппаратура нужна?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3

Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.

Статья полезна 9

Зря потратил время

Вывод

Сведение — процесс творческий и здесь нет аксиом. Инструменты должны быть в балансе по громкости и частоте, вокал (если он есть) должен быть читаем.

Теперь вы знаете из чего состоит сведение трека и какие составляющие образуют этот увлекательный процесс. Теперь вы можете начинать делать первые шаги в этом направлении.

Если вам понравилась статья или вы хотите узнать больше о сведении, оставьте комментарий, мне будет приятно.

Читайте также: