Как сделать полотняное переплетение из ниток

Обновлено: 06.07.2024

Ткачество – одно из древнейших ремесел, которое возникло в тот момент, когда первобытные люди стали отказываться от ношения только лишь шкур животных. Поначалу материи ткали простейшим способом, переплетая всего лишь две нити, но со временем количество переплетений увеличивалось. Современная текстильная промышленность насчитывает несколько десятков разнообразных способов плетения тканей, которые называются ткацкими переплетениями.


Что такое ткацкое переплетение?

Ткацкие переплетения – главнейшая характеристика тканых материалов. Именно переплетение наряду с материалом волокон определяет, каким же будет конечное полотно, его свойства и внешние качества. Разнообразная техника плетения создает мелкий узор ниток на тканевой поверхности.


В ткачестве участвуют 2 основных вида верхней и нижней нитки – основа и уток. Основой называются вертикальные волокна, проходящие параллельно друг другу. В изготовлении сложных, пестротканных материй могут использоваться две основы – коренная и прижимная. К этой нити предъявляются высокие требования относительно прочности и эластичности, ведь она в процессе ткачества подвергается постоянному натяжению и трению.

Уток – нить, проходящая горизонтально, поперек основы. Чаще всего она не настолько крученая, как основа, более ворсистая и пушистая, заполняет своим ворсом промежутки между нитками.

Переплетение – это способ, которым верхняя и нижняя нитки перекрывают друг друга. Для его описания используются следующие термины:

  • Перекрытие (nF) – точка пересечения верхней и нижней нити. В зависимости от того, какая нитка проходит сверху, бывает основным (nFO) и уточным (nFУ).
  • Раппорт (R) – количество перекрытий до того, как чередование начнет повторяться. В зависимости от нити, по которой ведется отсчет перекрытий, бывает раппорт по основе (Ro) и по утку (Rу).
  • Сдвиг (S) – число, показывающее, насколько удалено перекрытие от следующего такого же. Бывает вертикальным (So) и горизонтальным (Sу).

Классификация переплетений нитей в тканях со схемами


Существует несколько разновидностей ткацких переплетений, от простых полотняных и саржевых до сложных петельных и перевивочных. В ткачестве существует набор символов, благодаря которым составляют рисунок материи. Перекрытия обозначаются клетками, белая клетка – уточное перекрытие, а черная – основное. Как выглядят разные классы переплетений можно увидеть на фото далее.

Простые: саржевое, полотняное, сатиновое и атласное


Классификация переплетений основывается на повторяющемся перекрытии ниток основы и утка. Наиболее простыми являются саржевое, полотняное, сатиновое и атласное.

Основным, самым простым переплетением, которое было изобретено много тысячелетий назад, является полотняное. В нем две нити попеременно покрывают друг друга с наименьшим раппортом. Полотно получается плотным, крепким, гладким. Лицо и изнанка одинаковы на вид.


Можно ли разнообразить текстуру такой материи? Если нить основы будет тоньше утка, то на поверхности полотна образуется диагональный мелкий узор, который называется ложным репсом. Формулы, которые подскажут, как делать полотно: Ro=Rу=2, So=Sу=1, nFO=nFУ=1.

При саржевом переплетении на материи получается мелкий, еле заметный рубчик, который идет под углом 45 градусов сверху вниз и справа налево или слева направо. Ткань-диагональ более эластичная, чем полотно, но менее крепкая. Ткань, созданная саржевым переплетением, очень хорошо тянется по диагонали и драпируется, что необходимо учитывать при раскрое. Схема и формула саржи: Ro=Rу=R=nFO+nFУ=>=3, So=Sу=1.


Атласное и сатиновое переплетение имеют общий рисунок, но отличаются тем, какие нити проходят сверху. Если уточные нитки образовывают лицевую сторону, то это сатин, если основные – атлас. Рисунок обозначается дробными числами, показывающими раппорт. Сатин и атлас имеют гладкую поверхность, отличаются блеском. Ткани сатинового переплетения скользящие, легкие, драпирующиеся, но они сыплются в процессе кройки. Такими же качествами обладают и ткани атласного переплетения.

Мелкоузорчатые: производные от простых и комбинированные

От полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений образуются различные производные, которые классифицируются как мелкоузорчатые:

  • Репсовое переплетение. Полотняное переплетение, которое характеризуется редкими волокнами с рубчиком по диагонали. По своим свойствам репс отличается меньшей растяжимостью.
  • Рогожка. Основа и уток образуют довольно крупные квадраты, благодаря чему становится более выражена фактура ткани в отличие от простого полотняного переплетения.



Комбинированные переплетения сочетают в себе сразу две разновидности, например:

  • креповое и репсовое;
  • саржевое и рогожку;
  • сатиновое и саржевое переплетения;
  • сатиновое и креповое переплетение;
  • сатиновое и атласное.


При соединении полотна и репса получается так называемое просвечивающее полотно. Ромбовидное в сочетании с саржевым дает вафельную ткань. При совмещении рогожки и полотна получается креповый способ переплетения.

Сложные: 1,5- и 2-слойное, ворсовое, петельное, перевивочное

Характерной чертой сложных переплетений является использование более чем 2 нитей основы и утка. Разновидности сложных видов:

  • Двухслойные. 2-слойные ткани образуются при использовании 4–5 нитей, например 2 основы и 2 утка, 3 основы и 2 утка, 2 основы и 3 утка. Фактически получается 2 отдельных слоя ткани, которые соединены между собой нитью. Материя получается плотной, тяжелой и прочной. Если полотно состоит из 3 нитей, то его называют 1,5-слойным или двухлицевым.
  • Ворсовое. На поверхности материи из уточной или основной нити образуется ворс разной длины. Основу составляет полотняное или саржевое переплетение.
  • Петельное. Разновидность ворсового, при котором ворсинки не разрезаются, а остаются на поверхности материи в виде петелек.
  • Пике. Способ переплетения, при котором на поверхности тканей образуются выпуклые узоры. Используются 3 нити: 2 плетутся как полотно, в то время как третья стягивает волокна в выпуклый узор.
  • Перевивочное. Ажурное переплетение, которое образует прозрачные ячейки. Используются 3 нитки: 1 уток и 2 основы. Перевивочная основа обвивает стоевую, образуя ажурный узор.

Крупноузорчатые (простые и сложные жаккардовые)

Отдельно в классификации переплетений существует определение крупноузорчатых жаккардовых переплетений. Их можно плести только на специализированных жаккардовых станках. Благодаря подобному плетению можно получить на ткани крупные тканые узоры.


Жаккардовое переплетение

Крупноузорчатые схемы, в свою очередь, подразделяются на простые и сложные. Для того чтобы выткать простую ткань, используют 2 системы нитей. Из таких материй шьют скатерти, салфетки, гардины. Сложные переплетения состоят из 3 и более систем ниток. Они образуют разнофактурные узоры, из них ткут гобелены, ковры, покрывала, обивочную материю для мебели.

Примеры и описание материй разных видов переплетения, их свойства и применение


Каждая материя характеризуется своим способом переплетения, которое напрямую влияет на его свойства. Применяя определенный вид плетения, можно сделать материю более прочной, эластичной, износостойкой или, наоборот, легкой, прозрачной, ажурной.

В таблице представлены материи разных видов плетения:


Вид переплетенияМатерияКачества и сфера применения
ПростоеПолотняноеИз хлопка – ситец, батист. Из льна – парусина, бортовка. Из шелка – крепдешин, креп-шифон. Из шерсти – сукно.Высокая прочность и жесткость, легкий крой.
СаржевоеСаржа, подкладочная ткань.Высокая плотность, эластичность, растяжимость, драпируемость. Ткани толстые и тяжелые, но износостойкость у них ниже, чем у предыдущей группы.
СатиновоеХлопок – сатин; лен – коломенок; шелк – атлас, креп-сатин; шерсть – драп, бобрик, байка.Повышенная износостойкость, мягкость, эластичность. Гладкая, блестящая поверхность обеспечивает скольжение.
Атласное
МелкоузорчатоеРепсРепс, файдешин, плательная и костюмная ткань.Мягкая слаборастяжимая ткань.
РогожкаОксфорд, двунитка, рогожка, ткань для костюмов и жакетов.Плотная, но мягкая и эластичная материя.
Усиленная саржаШотландка, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, габардин.Плотная ткань, используемая для пошива костюмов и пальто.
СложноеДвухслойные и двухлицевыеДрап, байка, сатин-трико.Двухслойные ткани могут иметь разный цвет с изнаночной и лицевой стороны.
ПикеТкань для детской одежды, покрывал.Узорчатая мягкая материя.
ВорсовоеВельвет, бархат, плюш, мех.Используется для пошива различных изделий, от одежды до игрушек, и обивки мебели.
ПетельноеМахровые ткани.Используется для пошива полотенец, халатов.
ПеревивочноеАжурные ткани.Применяют для пошива сорочек, белья, платьев, занавесок.
КрупноузорчатоеПростоеДамаст, сатин-жаккард, штоф, парча.Из таких тканей шьют салфетки, скатерти, занавески. Их используют для пошива одежды – платьев, блузок, белья.
СложноеМебельно-декоративные ткани.Отличаются высокой прочностью и износостойкостью. Применяются для изготовления гардин, портьер, мебельной обивки.

Ткацкое плетение – важнейшая характеристика каждой конкретной материи. От него во многом зависят свойства ткани, правила раскроя и ухода за ней.

Внешние качества и эксплуатационные свойства тканей зависят не только от того, из какого сырья они были произведены, но и от вида ткацкого переплетения. Ткань — это полотно, которое производят на ткацких станках путём переплетения двух систем нитей, располагающихся взаимно перпендикулярно, — основы (продольных) и утка (поперечных). Способ такого переплетения называется ткацким. От него зависит внешний вид ткани, её прочность и износостойкость, растяжимость и многие другие свойства.
Самым простым и прочным видом является полотняное. В нём нити основы и утка пересекаются одна через одну в шахматном порядке.

На схеме его принято обозначать двумя цветами клеток, расположенных в шахматном порядке. Основа — вертикальные ряды клеток, уток — горизонтальные.

анализ латяного плетения тканей

Раппорт (наименьшее число нитей, после которого повторяется порядок их взаимного перекрытия) полотняного переплетения самый маленький из всех существующих видов — две нити.

Производные полотняного переплетения — рогожка и репс .

Свойства

схема переплетения нитей полотна

Основными характеристиками таких тканей являются:

  • механическая прочность;
  • плотность;
  • матовость;
  • гладкость;
  • одинаковая изнаночная и лицевая поверхности;
  • жёсткость (при высокой плотности).

Ткани

Этим способом производят ткани практически из любого сырья.

  • Бязь — лёгкое экологичное полотно, обладающее прекрасными гигиеническими свойствами. Мало мнётся, сохраняет форму и рисунок, выдерживает многократные стирки, поэтому является одним из самых популярных материалов для производства постельного белья .



  • Ситец — недорогой натуральный материал, лёгкий и гигроскопичный. По степени износостойкости уступает бязи. Из него также изготавливают постельное бельё , мужские сорочки и летние женские платья .

платья из ситца

  • Батист — полупрозрачное полотно, вырабатываемое из очень тонкой кручёной пряжи.



  • Крепдешин — плотная тонкая ткань с лёгким блеском и шероховатой поверхностью. В основе шёлк-сырец, в утке — нити крепового кручения.


  • Креп-жоржет — очень красивый тонкий полупрозрачный материал высокой плотности благодаря нитям особой большой крутки. Красиво драпируется, не мнётся, поэтому очень часто используется для пошива разнообразных женских платьев .

легкий и воздушный креп-жоржет

  • Шифон — очень тонкое шёлковое полотно, прозрачное. Используется для пошива воздушных платьев, шарфов, штор.



  • Бортовка — жёсткий несминаемый и не дающий усадку прокладочный материал . Такими качествами обладает благодаря специальной обработке. Используется для придания жёсткости в воротничках и других деталях верхней одежды.

ткань для утепления бортов одежды

  • Парусина — очень прочный и износостойкий материал из толстой пряжи. Обладает влагоотталкивающими свойствами.

ткань парусина

  • Сукно — плотная ткань, имеющая вид войлока . Волокна шерсти переплетаются между собой таким образом, что все промежутки между нитями закрываются.



Применение

Благодаря простоте выработки и прочности, ткани полотняного переплетения имеют достаточно широкую область применения.
Из них производят постельное и нательное бельё, повседневную мужскую и женскую одежду, текстиль, защитную одежду , технические материалы .

Полотняное переплетение нитей в ткани — самое простое и наиболее распространённое. Полотна широко используются для домашнего текстиля, одежды, рабочей формы и вспомогательных изделий, применяются в мебельной промышленности. Основным сырьём для полотняного переплетения является хлопок, также изготавливаются шёлковые, шерстяные, льняные и синтетические материи.

Ткань

Принцип полотняного переплетения

Полотно строится из двух нитяных линий, которые называются основа (долевая) и уток. От способа перекрещивания этих нитей зависит рисунок материи, её прочность и другие эксплуатационные свойства. Ткань полотняного переплетения сложно перепутать с другими. Это самый простой способ перекрещивания волокон: сетка строится по принципу шахматного порядка, то есть нити сплетаются одна через одну, две через две, три через три и т.д.

У полотняного способа есть производные. Репсовое плетение — это удлинение одиночных перекрытий двух, трёх и более нитей либо в основном, либо в уточном направлении. Иными словами, в утке или основе репса нить проходит не через одну, а через две, три и т.д. У репсовых тканей можно проследить рельефный рубчик. Если в ткани нити основы значительно толще уточных, она называется ложный репс. Такими являются материи поплин, тафта.

Полотняное переплетение рисунок

Рогожка — ещё одно производное от полотняного переплетение. В нём удлиняется перекрытие и в утке, и в основе.

Основные свойства

Прочность такой материи обеспечивается плотностью плетения и толщиной волокон: чтобы представить это ярче, сравните визуально марлю и бязевый пододеяльник. При этом полотняные ткани легче, тоньше и устойчивее к агрессивной стирке, чем более сложные способы плетения. Так, сатину рекомендован щадящий уход, чтобы не повредить длинные протяжки нитей. Жаккард в силу двойного плетения плотный и толстый.

Плотность ткани

Основные свойства тканей такого плетения:

  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • матовость;
  • гладкость;
  • лицевая и изнаночная стороны одинаковы;
  • жёсткость (при высокой плотности волокон).

Виды тканей и их свойства

Состав нитей влияет на конечные свойства материи так же сильно, как и способ их переплетения. Для полотняного переплетения используются практически все виды волокна.

Самой распространённой является хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Примеры:

  1. Бязь — лёгкая материя с отличными гигиеническими свойствами. Мало сминается, выдерживает множество стирок, сохраняет цвет и прочность.
  2. Ситец — вторая по прочности хлопчатобумажнаяматерия после бязи. Такая же лёгкая, приятная к телу, крепко окрашивается. Преимущество ситца — невысокая стоимость, гипоаллергенность. — полупрозрачная ткань, созданная из кручёных хлопковых нитей.

Бязь ситец батист

Шёлковые ткани с полотняным переплетением не менее распространены, чем хлопковые:

    — изящная материя с нитями шёлка-сырца в основе, особенности — шероховатость, плотность, лёгкий блеск. — прозрачные и легчайшие материи. — плотный полупрозрачный материал из кручёных нитей. Хорошо драпируется.

Лён — очень крепкое сырьё, при полотняном переплетении нитей образует материи высокой прочности:

  1. Парусина — грубая материя из толстой пряжи, очень прочная, обычно обработана водоотталкивающими средствами.
  2. Бортовка — очень жёсткая, несминаемая ткань.

Какие ткани полотняного переплетения можно получить из шерсти:

    — очень плотный материал: волокна шерсти переплетаются и закрывают все промежутки между нитями. Внешне сукно напоминает войлок. Очень мягкое и крепкое полотно. — шерстяная, хлопковая или смесовая материя с лёгким двусторонним ворсом. Очень мягкая, отлично сберегает тепло.

Ткани сукно и фанель

Где применяются

Основные сферы применения тканей такого плетения:

  • мужская, женская и детская повседневная одежда;
  • постельное и нательное бельё;
  • домашний текстиль;
  • элегантные наряды;
  • рабочая и защитная одежда;
  • мешки, рукавицы и другие вспомогательные изделия;
  • мебельная обивка и т.д.

Примеры использования полотен различного состава

Хлопчатобумажные ткани полотняного переплетения лучше других для пошива домашнего текстиля. Из бязи получаются лёгкие и дышащие постельные комплекты. Они приятны к телу, сохраняют тепло, устойчивы к изнашиванию. Ситец также используется для простыней, одеял и наволочек. Из материала получаются лёгкие женские летние платья и блузы, одежда для сна и дома.

 ткацкое переплетение

Шёлковые ткани часто используются для пошива деликатной женской одежды. Из шифона получаются воздушные шарфы, накидки, детали платья. Красиво смотрятся блузы и платья из креп-жоржета, крепдешина.

Льняные материи используются в качестве прокладки для стойкости деталей одежды, в том числе верхней. В последнее время популярен лён средней и низкой плотности и для повседневной одежды.

Из сукна шьётся одежда для военных.

Из мягкой и плотной фланели получаются отличные рубашки, пижамы, постельные принадлежности.

Полотняное переплетение считается первым изобретённым способом создания материй, из которого произошли все остальные. Благодаря большому выбору сырья полотняные ткани могут иметь разные свойства. Полотна были и остаются самыми популярными, так как они просты в изготовлении, удобны в эксплуатации и доступны по цене.

Так что теперь Бумажный Коврик из полосок у меня на почётном месте в программе для школьников.

Хотя практически все взрослые знают как его сделать, я расскажу об этапах изготовления, чтобы вы прочувствовали всю пользу.

Итак, сообщаю детям, что сегодня плетём коврики, для вдохновения показываю пару образцов. Ученики сразу оживляются – это они с садика помнят, и им кажется – дело несложное!

Порадовались? Ну, а теперь приступаем к делу. Берём лист цветной бумаги — не надо большой – пусть будет пол-альбомного листа(А5). Его мы нарежем на полоски шириной один сантиметр. Конечно, сначала расчертим. Вот тут-то и выясняется, что дети не знают как это самое сделать. Поэтому вам придётся объяснять все этапы подробно и с многочисленными повторами.

Обратите внимание где ноль.

А дальше отмечаем карандашом все сантиметры – то есть наносим засечки(они же риски — маленькие чёрточки.)


Размечаем будущий чертёж

Самое удивительное для меня то, что примерно треть детей линуют наобум – без привязки к имеющимся засечкам. Так что и тут надо детально объяснить, что линейку прикладываем к двум противолежащим рискам и проводим соединяющую их линию.


Теперь надо разрезать очень точно по прямым линиям.



Тут самое сложное для детей — понять, что не надо автоматически чертить рамку везде. И дальше наносим риски на расстоянии 1 сантиметр вдоль сгиба (что? — какой сгиб? — ой, вспомнили – точно ведь, у нас тут бумага-то согнута!) и на противоположной ему стороне. Расчерчиваем


и, не разгибая, делаем надрезы вдоль.


Вот и наша основа готова. Теперь плетём. Первую полоску вплетают все правильно.


Подписи к слайдам:

Полотняное переплетение 2

Плетёные листья 3

Для того, чтобы сделать каждый плетёный листочек, подберем бумагу двух контрастных цветов (лучше двухстороннюю). Сначала построим выкройку. Начерти м квадрат со стороной — 8 см. Поставьим ножку циркуля в середину верхней стороны квадрата и начерти м половину окружности с таким же диаметром. Разделим верхнюю и нижнюю стороны квадрата на 8 частей. Теперь, если мы начертим линии через равные расстояния, а потом выполним плетение, то получим хорошо знакомое нам полотняное или шахматное переплетение. Технология изготовления. 4

Но попробуем сделать необычное плетение. Прочертим линии, сделав средние полоски вдвое шире остальных. Положим друг на друга листки бумаги двух цветов. Выкройку можно рисовать прямо на одном из листков. Можно также нарисовать на отдельном листке или распечатать шаблон. Разрезать одновременно нужно два или три (с шаблоном) листка. Чтобы они не сдвигались, можно использовать скрепки 5

Наложим одну заготовку на другую. Вытащим одну рабочую полоску (жёлтую) и положим её сверху. Пропустим её между красными полосками, переплетая в шахматном порядке. Когда переплетём все полоски, аккуратно подтянем их, стараясь, чтобы не было промежутков. Теперь клеящим карандашом подклеим все концы полосок с двух сторон. 6

Подровняем края. Получилось ровное сердечко. Чтобы превратить его в листочек, вырежем по краям зубчики (по одному или при помощи фигурных ножниц) и приклеим ножку. 7

Можно сделать выкройку по-другому, оставив широкими две крайние полоски. Так выглядят листочки с полотняным переплетением и с полосками разной ширины. 8

Попробуем изменить форму полосок. Разделим половину верхней стороны на 4 части, а нижнюю сторону — на 5. Соединим точки выпуклыми линиями. Получается вот такой листок. . 9

Нарисуем две пары линий, вогнутых к середине. Листочек будет таким. 10

Раздели верхнюю и нижнюю стороны квадрата на 9 частей, а две боковые — пополам. Нарисуй по три выпуклых линии. После переплетения получится узор с эффектом объёма. 11

Раздели горизонтальные стороны на 8 частей, а вертикальные — на 4 части. Нарисуй одинаковые дуги между точками пересечения линий. Узор получается необычным 12

Разделим все стороны квадрата на 4 части. Начертим циркулем 4 полукруга в отмеченных местах. Как ты думаешь, какой узор получится после переплетения? Получится цветок с четырьмя лепестками внутри листочка 13

Раздели все стороны квадрата пополам. Начерти линии середины. Раздели все стороны на 5 частей и начерти вспомогательные линии. Начерти прямые линии и нарисуй полукруги по разметке. Узор на этом листочке — цветок внутри цветка. 14

И, наконец, ещё один пример. Верхнюю и нижнюю стороны раздели на 8 частей, а боковые — на 4 части. Нарисуй циркулем полукруги, образующие волнистые линии. Не правда ли, неожиданный результат? 15

Эксперименты с фигурным плетением необычайно увлекательны, их можно продолжать и далее., получая все новые и новые .образцы. Желаю всем творческих успехов. 16

Ткань — полотняное переплетение

Способ переплетения нитей в ткани влияет на ее физико-механические свойства. Ткани полотняного переплетения при других одинаковых параметрах имеют, как правило, высокую прочность и большую связность.

Чаще всего встречаются следующие виды переплетения: полотняное, саржевое, атласное и креповое. Ткани полотняного переплетения наиболее плотны, в них меньше всего маленьких, видимых только при увеличении отверстий — пор. Ткани атласного переплетения наиболее гибкие и содержат наибольшее количество пор. Ткани саржевого переплетения занимают промежуточное место.

Воздухопроницаемость тканей, различных по переплетению нитей.

Воздухопроницаемость увеличивается при переходе от полотняного к саржевому и атласному ( сатиновому) переплетениям. Наименьшей воздухопроницаемостью обладают ткани полотняного переплетения .

Хабутай: японская ткань полотняного или саржевого переплетения, сотканная из одной нити без крутки. Под термином хабутай понимают ткань полотняного переплетения , а под саржевым хабутай ткань, имеющую саржевое переплетение.

Кремнеземные нити могут перерабатываться в ткани. К таким тканям относятся ткани полотняного переплетения марок КТ-11 , КТ-11-9, КТ-11-02. Они содержат 94 % кремнезема, диаметр нити равен 6 мкм.

На рис. 33 — 35 представлены микрофотографии фильтровальных тканей из стеклянного волокна, выработанных соответственно, полотняным, саржевым и сатиновым переплетением. Из рисунков видно, что ткани полотняного переплетения имеют поры в основном квадратного сечения, а ткани саржевого и сатинового переплетения — прямоугольного ( щелевидного) сечения.

После обертки крыльев проводят операцию флипперования — наложение крыльевой ленты. Флиппер представляет собой ленту из ткани полотняного переплетения или прорезиненного корда. Обычно применяется вискозный сверхпрочный корд структуры 5 45 / 1 / 2 или полиамидный корд. Применение корда дает возможность усилить монолитность борта. Лента закроена под углом 45 и размещается вокруг кольца так, чтобы края ее накладывались ступеньками и лента образовала воротник. Часто одновременно с флипперованием накладывают резиновый наполнительный шнур. Иногда применяют несколько крыльевых лент. Эти ленты обычно заранее дублируются друг с другом и в таком виде накладывают на кольца. Необходимо края лент располагать ступеньками величиной 10 — 15 мм, с тем, чтобы образовать плавный переход от толстого борта к тонкой гибкой боковине.

При саржевом переплетении отверстия имеют разные размеры, а по форме близки к параллелограмму. Такие ткани имеют большую пропускную способность, чем ткани полотняного переплетения , но уступают им по тонкости и полноте отсева. Примером тканей с саржевым сплетением является фильтродиагональ, а также некоторые ткани из синтетических волокон.

Как было указано выше, несмотря на различие клиновых ремней, все они состоят из трех слоев: тягового ( текстильного), растяжения и сжатия ( резинового или резинотканевого) и текстильной обертки. Для производства клиновых ремней применяют кордшнуры и корд-ткани для тягового слоя и ткани полотняного переплетения для тканевых прослоек и обертки ремня.

Весьма высокая сходимость экспериментальных и рассчитанных значений получена для ориентированных стеклопластиков, СВАМ, АГ-4С, 27 — 63С, а также стеклотекстолитов на основе кордной ткани ТЖСК, сатина. Однако, как уже отмечалось, заметные отклонения получены; ля стеклотекстолита на основе ткани полотняного переплетения Тупр .

Основные характеристики химических волокон, применяемых в производстве ремней.

Клиновые ремни состоят из различных текстильных материалов и резин. Для производства ремней применяют следующие текстильные материалы: кордшнуры ( кордткани) для тягового слоя и ткани полотняного переплетения для тканевых прослоек и обертки ремня.

При полотняном переплетении отверстия имеют квадратное сечение и равномерно расположены на поверхности ткани, которая обладает высокой прочностью и в продольном, и в поперечном направлении. Такое переплетение имеют хлопчатобумажные ткани ( фильтромиткаль, фильтробельтинг, холст), а также ряд тканей из шерстяных, синтетических и стеклянных волокон. Ткани полотняного переплетения обладают лучшей тонкостью и полнотой отсева, но имеют большое гидравлическое сопротивление.

В ткани полотняного переплетения основа и уток взаимно переплетены. Стеклопластики, армированные тканями сатинового переплетения, обычно более прочны, так как нити в этих тканях почти прямолинейны. В то же время ткани полотняного переплетения технологичны и при прочих равных условиях более дешевы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у.

Презентация составлениа для уроков, как наглядное пособие с определенной информацией.

Тема урока: Полотняное переплетениеЦели: 1. Формировать представление о ткани как о двух системах нитей. Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изн.

В презентации рассмотрена классификация ткацких переплетений. Даны схемы саржевого, атласного и сатинового переплетений, рассмотрены достоинства и недостатки этих переплетений.

Сатиновое переплетение

Сатиновое переплетение отличается от саржевого числом уточных нитей, которые подряд перекрывают сверху одну нить основы. Число нитей при сатиновом переплетении колеблется от пяти до двадцати. Строение тканей при таком переплетении еще более рыхлое, поэтому значительно увеличиватся пропускная способность, но ухудшаются фильтрационные и прочностные свойства. Сатиновое переплетение имеет хлопчатобумажная ткань фильтросванбои и ряд тканей из стеклянного волокна.

Ткани сатинового переплетения применяются в конструкциях с высокими напряжениями во всех направлениях в сочетании с легким весом.

Высокомодульная ткань.

Раппорт сатинового переплетения содержит по меньшей мере 5×5 точек связи, причем зев здесь больший, чем на рис. 8, а. Поскольку на одной стороне ткани находится 87 5 % нитей основы, а на другой — 87 5 % нитей утка, внешний вид обеих сторон ткани резко различается. По этому признаку легко отличить сатиновую ткань от других видов. Нити пряжи в ткани сильно вытянуты. Поэтому механические свойства стеклопластиков на основе сатиновых тканей особенно хороши. При нагружении волокна сразу воспринимают напряжения, не растягиваясь предварительно. Ткань выглядит исключительно плоской. Поверхность стеклопластиков из этой ткани получается поэтому также плоской, без обозначения рисунка переплетения. Сатиновые ткани благодаря сравнительно редкому переплетению должны иметь довольно большую плотность.

При сатиновом переплетении максимально реализуются прочностные характеристики волокна в пластике. Ткани выпускаются в широком ассортименте — от равнопрочных до кордных.

При сатиновом переплетении сдвиг перекрытий при каждой следующей прокидке утка должен быть не менее чем на две нити. Это переплетение позволяет получать ткань с гладкой лицевой поверхностью, образованной уточными нитями.

Схемы расположения нитей в стеклотканях.

При сатиновом переплетении максимально реализуются прочностные характеристики волокна в пластике.

Основной ассортимент стеклянных тканей и вид переплетения нитей в них.

К производным сатинового переплетения относятся усиленные и отклоненные сатины. Усиленный сатин получают добавлением основных перекрытий к одиночным основным перекрытиям сатинового переплетения; отклоненный сатин-сатин с переменным сдвигом.

Технические показатели ткани ТУПР.| Технические показатели ткани ТС-8 / 3 — 250.

Ткань вырабатывают сатиновым переплетением .

Ткани, имеющие сатиновое переплетение , обладают более высокой пропускной способностью, но худшими фильтрующими и прочностными свойствами. К этому типу относится также хлопчатобумажная ткань фильтросванбой.

Для изделий сложной формы применяется гибкая ткань сатинового переплетения , для других изделий — ткань с одинаковым номером нити для утка и основы.

Коврик из цветной бумаги: плетеный

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Для коврика понадобится:


Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:



1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.



2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.



3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.



4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.



5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.



6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!



7. Его можно делать разных размеров и цветов.



8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.
Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

Рубрика Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве

Варианты саржевого переплетения

Саржевые переплетения легко преобразовывать так, чтобы саржевые диагонали изменяли направление или обрывались и образовывали новые структурные узоры.

Это можно делать путем перемещения последовательности и повторения нитей основы и утка в саржевом раппорте. Раппорт узора становится иным. Такое перемещение может осуществляться совершенно свободно и нерегулярно, но лучшие результаты наблюдаются, если при построении используют определенные системы. Различные варианты производных саржевого переплетения можно разрабатывать из любого саржевого переплетения, но в качестве исходного пункта всегда берется полный саржевый раппорт. В остальном способы конструирования могут быть различны.Обратная (ломаная) саржа

В обычном саржевом переплетении проборка рядовая и чередование подъема ремизок поочередное, как показано на рисунке.

Схемы проборки и чередования ремизок при формировании обычной саржи: а — при шести ремизках; б — при четырех ремизках
Различные виды проборки при формировании обратной саржи.

Продольный, поперечный и клетчато-узорный эффекты

Заправочный рисунок различных вариантов саржи (ломаной по утку)
Заправочный рисунок обратной сложной саржи (ломаной по основе)
Заправочные рисунки ромбовидной саржи: а — на базе саржи 3/1, б — на базе саржи 2/2
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи

Варианты саржи на основе различных методов проборки

Примеры различных методов проборки: а — рядовая, б — обратная, в — обратная прерывная, г — поступательная, д — сводная в два свода, е — сводная непрерывная
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

Варианты переплетений, получаемых перемещением нитей в раппорте саржи

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Гусиный глаз
Китовый ус

Теория переплетения нитей из Норвегии

Последние материалы этого раздела:

  • Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
  • Двойные и двухосновные ткани
  • Однолицевые ткани
  • Ажурные и печельчатые ткани
  • Жаккардовые ткани

Считаете, что пропустили статью? Не беда! Загляните в оглавление рубрики Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве.

Сатин – это способ объединения разных нитей: шелковых, хлопчатобумажных, полиэфирных и других. Благодаря такому разнообразию исходного материала и нюансам техники ткачества создана и постоянно пополняется впечатляющая линия тканей, в основе которых лежит сатиновое переплетение. Материалы отличаются блестящей шелковистостью, которая придает полотнам ручной и фабричной работы праздничный, изысканный вид. Такая ткань пользуется большим спросом среди потребителей и широко применяется там, где необходимо создать атмосферу богатого убранства. Атласные ленты и кружева найдутся в гардеробе у каждой девочки, девушки и женщины.

Признаки сатинового переплетения

Сатиновое переплетение

В отличие от других переплетений, волокна сгибаются реже, что позволяет получать эффектную поверхность. Сияние сатина во все времена особенно ценили дамы: кружева сатинового плетения волшебным образом украшали наряды. Правда, портным приходится несладко: из-за того что потоки нитей при производстве материала имеют меньшее обжатие, сатиновые ткани получаются сыпучими на срезе. Но стойкость к истиранию у них отменная.

Блестяще!

Далее рассмотрим подробности техники блестящего переплетения и выясним, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Такая работа интересует практически всех начинающих рукодельниц, ее изучают на уроках труда в школах, профильных техникумах и вузах. Так как сатиновое переплетение относится к категории простых (главных, базовых), азы ткачества, уходящего корнями в Китай XII века, доступны каждому.

как сделать сатиновое переплетение из бумаги

Техника: вертикали и горизонтали

На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.

Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.

сатиновое переплетение из бумаги

Позитивный негатив

Атласное и сатиновое переплетение различают так: если на лицевой стороне больше уточных настилов – перед нами сатин. Если на лицевой стороне больше основных перекрытий – это атлас. Можно сказать, что сатиновое переплетение – это негатив атласного. Если нужно усилить застилостность и блеск сатина – увеличивают плотность по утку. При необходимости усилить эти параметры у атласа – увеличивают плотность по основе. Шаблоны для многих тканей создаются на основе элементов атласной конструкции. Ниже вы можете видеть атласное переплетение.

атласное и сатиновое переплетение

Сатиновые ромбы и квадраты

Раппорт (повтор) сатинового переплетения – это простая дробь, у которой числитель – число нитей в раппорте, а знаменатель – величина сдвига перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка слева направо, у атласов – сдвиг вдоль основы сверху вниз. Для раппорта сатина (атласа) нужно минимум 5 нитей. Мотив, из повтора которого слагается фактура ткани, рассчитывается по специальной формуле.

Сатиновое переплетение из бумаги и ткани может образовывать ромбы, параллелограммы, квадраты – это зависит от расположения одиночных перекрытий. Наиболее равномерно одиночная нить ложится в квадратных сатинах (атласах). 5-жгутовое сатиновое переплетение применяется при изготовлении многих тканей, начиная от тонких для легкой стильной одежды и заканчивая деталями для тяжелых промышленных конструкций, в том числе ремней безопасности.

как сделать сатиновое переплетение

Хотя это переплетение является наиболее распространенным, есть и другие атласные конструкции в которых используются жгуты из 4 и 8 нитей.

Бумага и сатин – две вещи совместимые

Читайте также: