Как сделать полный привод на мотоцикле

Обновлено: 08.07.2024

Если вы никогда не видели полноприводные двухколесники, то это отнюдь не означает, что их не существует. Они встречаются, но немногим чаще марсиан в вашем саду и единорогов в близлежащих полях. А ведь некоторые производители экспериментировали с подобной техникой, в итоге махнув рукой и отдав идею на откуп сторонним специалистам. Где поскользнулись байки с железобетонной стабильностью в поворотах, непоколебимостью на прямиках и уверенностью на пересеченной местности? И что делать тем, кто хочет завести себе подобного зверя?

Ural Gear-Up Sahara

Rokon Trail-Breaker, Scout и Ranger

Принято считать, что одно из первых полноприводных двухколесных транспортных средств создал в 1958 году американский изобретатель Чарльз Фен. Несколько лет спустя его детище по имени Trailmaker приобрела Nethercutt Industries и, переименовав в Trail-Breaker, запустила в серию.

Марка существует поныне, выпуская простые и грубые Trail-Breaker, Scout и Ranger стоимостью от 7 до 8,5 тысяч долларов. Неказистые двухколесные эквиваленты классического Land Rover Defender с толстенными шинами размерностью 8x12x25 и постоянным цепным приводом переднего колеса являются неубиваемым транспортом охотников и любителей вылазок на природу.

Suzuki Nuda Concept

Suzuki Nuda Concept

Suzuki XF425 Ugly Duck и Suzuki XF5

Suzuki XF425 Ugly Duck

Первые два отличались достаточно очевидной схемой передачи крутящего момента на переднее колесо с маятниковой подвеской на двух амортизаторах. Механизм XF5 оказался оригинальнее и изящнее — слева от обычной телескопической вилки разместили вал, который в свою очередь приводила цепь.

Звучит громоздко? Зато на практике все это великолепие весило лишь 7,8 кг.

Yamaha TT600R

Компания Yamaha продвинулась в теме полного привода на мотоциклах заметно дальше своих земляков-конкурентов, пусть и при активном участии легендарных шведских подвесочных гуру Öhlins. В начале девяностых годов они сделали вывод, что наилучшим вариантом реализации системы станет сочетание компактного насоса, приводимого в действие звездочкой промежуточного вала коробки передач, и гидравлического мотора, встроенного в ступицу переднего колеса.

Знакомство общественности с AWD-байками Öhlins началось в 1998 году на состязании Gotland Grand National, куда привезли полноприводную кроссовую модель YZ250, а годом позже компания построила эндуро Yamaha TT600R с колесной формулой 2x2, который принял участие в UAE Desert Challenge. Увы, сам мотопроизводитель успел остыть к системе, открывающей перед техникой новые возможности, и уже не рассматривал ее как часть изначального серийного мотоцикла — скорее, видел в роли дополнительного оснащения.

Yamaha YZF-R1 Öhlins

Yamaha YZF-R1 Öhlins

Yamaha WR450F 2-Trac

К 2004 году шведы подготовили и передали мотопроизводителю туристический байк, спортивный мотоцикл, туристический эндуро и оффроудную модель, однако окончательный ответ касательно перспектив так и не получили. В 2004 году Öhlins и Yamaha выпустили 250 экземпляров эндуро WR450F 2-Trac, которые были недешевы и не имели доступ на дороги общего пользования.

Yamaha WR450F 2-Trac

К 2007 году инженеры разработали четыре системы нового поколения с разным способом реализации отбора тяги на переднее колесо. После работы над проектом были остановлены, хотя Янссон в беседе с авторитетным британским изданием Motorcycle News намекнул, что инженерные сокровища из тайников Öhlins ждут своего часа.

Почему Yamaha отказалась от полноприводных дорожных мотоциклов, когда техническое решение уже было у нее в руках? То ли чувствовала тенденции, то ли просто не хотела рисковать. Если смотреть на диковинную разработку через призму стандартов и инженерных решений, действующих, скажем, в случае с высокотехнологичными спортбайками, то она кажется хорошей, но спорной. А как иначе, если в сегменте идет жесточайшая борьба за каждый грамм веса, а такие электронные ассистенты как работающая в наклоне ABS, многоуровневый трекшн-контроль, вилли-контроль и лонч-контроль делают езду все более похожей на управление компьютерным симулятором безо всяких AWD? Не стоит сбрасывать со счетов и производственные затраты на систему, которая рискует быть воспринятой многими райдерами как ненужное усложнение конструкции.

Yamaha PES-2

И все же никогда не говори никогда! Японской марке не чужды смелые эксперименты — достаточно вспомнить сенсационный трехколесник Niken и. полноприводный концептуальный электробайк PES2, представленный на Токийском мотор-шоу в 2015 году.

Мотовездеходы пользуются все большей популярностью у рыбаков, охотников, любителей активного отдыха. Агрегаты просты в управлении, устойчивы во время поездки, имеют хорошую проходимость. Собрать мотовездеход своими руками можно из б/у блоков, купив их на вторичном рынке.

Мотовездеход

Рекомендации перед началом работ

В сети есть множество различных образцов подобной техники, следует выбрать нужную модель. Можно взять за основу какой-то агрегат и доработать его: просчитав все параметры, сделать чертежи. После этого нужно собрать необходимый инструмент, подготовить рабочие блоки.

Нередко используют запасные части от отечественного мотоцикла Урал или ИЖ.

Из мотоциклетных двигателей наиболее популярны:

  1. Иж или Юпитер 24 л.с.
  2. Урал 32 или 36 л.с.
  3. Ока — двухцилиндровый мотор 35 л.с.

Предполагаемые технические характеристики

Чтобы определиться с техническими характеристиками будущего агрегата, можно рассмотреть в качестве иллюстрации мотовездеход Тарус 2 с 3 передачами (или 2). Скорость такой машины составляет до 60 км/час. Силовая установка — четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 7 л.с.

Технические характеристики

  1. Диаметр колес — 67 см.
  2. Ширина — 23 см.
  3. Давление в шинах — 0,14 кг/см.
  4. Давление на грунт — 0,04 кг/см.
  5. Клиренс — 315 мм.
  6. Вилка разворота — 56°.
  7. Седок поднимается на 69 см.
  8. Емкость для топлива — 4-8 л.
  9. Расход топлива — 1,1 л/ч.
  10. Максимальная грузоподъемность — до 210 кг.
  11. Общая масса — 72,5 кг.

Чертежи 2х2

Основа мотовездехода (или квадроцикла) — это рама из труб или квадратного профиля. Силовая установка подойдет от мотоблока (6,5-7,5 л.с.). Привод делают чаще на заднее колесо (иногда на 2), оно вращается с использованием цепной передачи.

Подвеску компонуют без амортизаторов, колеса имеют в диаметре 20-25 дюймов.

Определившись с базовыми параметрами, рисуют эскизы, еще раз проверяют все размеры, делают расчеты. После этого подготавливают чертежи, иногда за основу берут уже существующие образцы, переделывая их под свои нужды.

Чертежи

Необходимые инструменты и расходники

Чтобы сделать работу качественно, необходимо подготовить следующие инструменты:

  1. Болгарку.
  2. Дрель.
  3. Линейку — треугольник.
  4. Рулетку.
  5. Маркер.
  6. Разводной ключ.
  7. Оборудование для загиба труб.
  8. Молоток.
  9. Сварочный аппарат.
  1. Круги для турбинки.
  2. Электроды.
  3. Сверла.
  4. Наждачная бумага.
  5. Краска.
  6. Кисточки
  7. Растворитель и грунтовка.

Инструкция по изготовлению

При сборке мотовездехода 2х2 необходимо обратить внимание, чтобы все элементы были подогнаны друг к другу.

Мотовездеход

Если в каких-то узлах будет люфт, то машина через короткое время выйдет из строя. Силовую установку, топливный бак, привод, колеса берут от мотоцикла или легкового автомобиля.

  1. Сварить раму из тонкостенных труб или четырехугольного профиля (использовать оборудование для загиба труб, листы металла для дополнительного крепления).
  2. Собрать рулевой вал из трубы диаметром 20 мм и толщиной стенок 2,82 мм (есть 2 типа управления: с использованием рулевого колеса от автомобиля или мотоцикла).
  3. В нижней части зафиксировать ограничитель (иногда ставят подвески от мотоцикла, передние или задние).
  4. Закрепить силовую установку от мотоцикла с воздушным охлаждением.
  5. Поставить аккумулятор к блоку зажигания двигателя и зафиксировать.
  6. Смонтировать задний привод (крутящий момент передается с помощью цепи, проходящей через вал, он установлен на шкиве КПП).
  7. При цепной передаче используют звездочку на заднем колесе, на вал двигателя ставят шестерню.
  8. Установить дисковый тормоз на вал (при заднем приводе тормозит заднее колесо).
  9. Поставить колеса (например, от УАЗ-452).
  10. Зафиксировать на запланированном месте топливный бак.
  11. Закрепить рычаги переключения педалей.
  12. Установить сиденье.
  13. Прикрепить фару.
  14. Проводку спрятать в гофру.
  15. Поставить глушитель.

Собрать агрегат можно относительно недорого, используя б/у запчасти отечественного автопрома, тормозную систему лучше установить новую. Если поездки будут происходить по дорогам с твердым покрытием, конструкцию можно сделать облегченной, поставив двигатель небольшой мощности. На раме иногда устанавливают большой багажник, собранный из труб.

Пара экземпляров мототехники из подборки самопалов с Авито натолкнули меня на мысль копнуть поглубже в тематику полноприводных мотоциклов. Материала оказалось много, и достаточно интересного. Поэтому тематике полноприводных мотоциклов 2х2 будет посвящено несколько статей, а этот пост будет оглавлением и вступлением.


3х3 не будем рассматривать, поскольку, кроме самопалов на базе Урала, остальные трициклы не являются в полной мере мотоциклами — это уже болотоходы или что-то подобное. Поэтому в нашу тематику не вписываются.

О смысле делать на мотоцикле полный привод можно долго спорить, поскольку ездят же десятками лет люди на одном заднем ведущем колесе — и в ус не дуют. Если бы полный привод на мотоцикле давал такие уж ощутимые преимущества, то наверняка на Ралли Дакар и подобных мотогонках на первые места давно бы уже приезжали полноприводные мотоциклы. Но они упорно не хотят показываться на подиумах. В чем же дело? Дело в навыке мотогонщиков, в данном случае, которым утяжеление конструкции лишними деталями мешает больше, чем помогает переднее ведущее колесо. Но с низким скилом езды на внедорожном мотоцикле привод 2х2 вполне может помочь. Полный привод в разное время устанавливался и на самые разнообразные концепт-байки, правда, так и не пошедшие в серию. Зачем и почему не пошли? Надеюсь, узнаем в дальнейшем из статей.

Разделение по концепции.

Условно, полноприводные мотоциклы можно разделить на две большие категории. Это непосредственно мотоциклы. И мотовездеходы.

Под мотоциклами здесь я буду понимать нормальные современные серийные модели с приводом 2х2, которые чаще всего делаются на базе мотоциклов эндуро. Невооруженным глазом полный привод даже не всегда виден на таких мотоциклах, поскольку скомпонован максимально компактно. Присутствуют нормальные подвески и обычные колесные радиусы, вроде 21 на 18. Как один из критериев — возможность ехать быстро.

Полноприводный мотоцикл Кристини

Под мотовездеходами будем понимать низкоскоростные конструкции на широких колесах, типа Rokon. Нередко являются быстроразборными.


Разделение по целевой аудитории.

Достаточно характерно разделение по ЦА пользователей полноприводных мотоциклов. Если мотоциклы используют все же спортсмены (не важно, любители или профи), то есть, для них езда на мотоцикле сама по себе является хобби, и они хотя бы более или менее умеют на этих мотоциклах ездить. Катаются в стоечке по оффроуду, и второе ведущее колесо всего лишь помогает им на сыпучих грунтах и при форсировании горок.

Мотовездеходы используют в основном люди, далекие от этого хобби. Это различные охотники и рыболовы, не имеющие навыка езды на мотоцикле и работы весом, но ползающие по таким болотам, в которые нормальному эндуристу и в голову не взбредет залезть. Ездят в камуфляже, без шлема, сидя и очень медленно, в лужи заезжают в режиме паука, широко расставив ноги и семеня ими по колено в жиже. Траекторию не видят, лезут всегда напролом. Если вы думаете, что я издеваюсь, просто посмотрите видео на Ютубе, все так и есть на 100%

Виды полного привода на мотоциклах по конструкции.

Здесь все просто. На мотоциклах используют цепной полный привод.


Привод на переднее колесо карданом.


Есть цепь плюс кардан, как у Кристини.



Есть электропривод переднего колеса мотоцикла.


И есть гидравлика.


Скоро продолжим более подробно.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками 2х2, мотоцикл, полноприводные, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Полноприводный мотоцикл сделан руками

Крылья — это обычные от прицепа поставлены, под шестнадцатые колеса. Куплено два крыла было, отдельно продаются. Гидротормоз стоит, в данном случае стоит двухпоршневой — это идеальным является моментом. Велосипедный ставить нельзя, так как зимой он просто справляться не будет, лучше ставить от скутера и один общий. Говорят, что на каждое колесо надо ставить — это полнейший бред. То, что колодки могут износиться в самый неподходящий момент — тоже. Усилия на тормоз никакого нет почти.

Самодельный полноприводный мотоцикл

Один комментарий

По тормозам согласен полностью. Этих хватает за глаза. На колёса ставить не надо- 4-5 выездов и одни железки остаются. Не напасёшься колодочек. Тепло станет, если позволяет генератор лучше поставить на охлаждение головки двигателя улитку от ваз-2108. Одного радиатора не хватит. Вообще на эти мотоциклы ставить лучше с принудительным охлаждением. Молодец, удачи!

Читайте также: