Как сделать подшиву на односкатной крыше

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Возведение крыши — это заключительный этап строительства дома. Завершающей стадией отделки является подшивка карнизов крыши софитом. Делается это для защиты стен от воздействия атмосферных осадков, а также препятствует проникновению в подкровельное пространство влаги и мусора. Кроме этого, карниз закрывает внутреннее пространство кровли и придает ей законченный вид. Сегодня мы поговорим о том, как правильно подшить карниз крыши своими руками, чтобы сэкономить на привлечении рабочих и при этом сделать все аккуратно.

Подшив карнизов крыши – зачем это нужно

Грамотно спроектированный карнизный свес способствует циркуляции воздуха в чердачном пространстве. В случае, если свес плотно забить доской и не оставить пространства для поступления воздуха, вентиляция крыши осуществляться не будет.

Если же подшивку не делать – под кровлю беспрепятственно залетят птицы, насекомые, проникнут мыши, а стропила постоянно будут находиться под воздействием влаги от атмосферных осадков. Кроме того, ветер, при отсутствии защиты кровли, может сорвать кровельный материал при сильных порывах (при открытых карнизах крыша будет играть роль паруса).

Подшив карнизов крыши софитом

Кроме функциональных преимуществ, подшитые свесы придают кровле законченный внешний вид, а правильно подобранный материал и цвет софитов будет подчеркивать красоту строения.

Материалы для подшивки карнизов крыши

  • Доска. Является экономичным вариантом. Для работ применяется обрезная или строганая доска хвойных пород дерева толщиной до 22 мм, которая перед отделкой обрабатывается антисептиком. Вентиляция подкровельного пространства обеспечивается промежутком между досками. Минусом является сравнительная недолговечность по сравнению с пластиковыми или металлическими материалами.
  • Профнастил. Оцинкованная сталь, из которой изготавливаются листы, имеет высокую прочность и жесткость. Волнообразная конструкция обеспечивает хорошую вентиляцию кровли, полимерное покрытие гарантирует стойкость к коррозии, а широкая цветовая гамма позволяет подобрать наиболее подходящее сочетание с кровельным материалом.
  • ПВХ сайдинг. Легкий материал, обеспечивающий подшивку свесов при минимальных затратах. В продаже имеются готовые варианты, лучшим из которых считается виниловый, так как он прекрасно переносит ветровую нагрузку, а также обеспечивает эффективную вентиляцию подкровельного пространства. Минусом дешевой ПВХ подшивки является выгорание и изменение цвета при воздействии солнечных лучей.
  • Вагонка. Материал, являющийся самым доступным, но при этом имеющий недостатки, к которым относятся потеря внешнего вида по причине воздействия атмосферных осадков и солнца, а также проблемное обеспечение вентиляции в связи с плотным прилеганием элементов друг к другу.
  • Софит. Современный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов крыши. Софиты изготавливаются из пластика, меди, алюминия и оцинковки. При этом самые дешевые – пластиковые, а наиболее долговечными и прочными являются медные. Независимо от материала, софиты снабжены перфорацией, обеспечивающей превосходное вентилирование кровли, имеют высокую прочность, красивый внешний вид и не требуют особого ухода. Еще одним преимуществом материала является простота монтажа, позволяющая подшить карниз своими руками.

Подшивка карнизов крыши софитом – пошаговая инструкция

В самом процессе отделки свесов нет ничего сложного и требующего специальных знаний. Крепеж может производиться как по стропилам, так и по уровню горизонта. При подшивке по стропилам главное условие — наличие общей ровной плоскости у нижних концов стропил для ровного крепления софит. Этот способ прекрасно подходит для крыш, имеющих малый уклон и вынос не более 0,5 м, например, для односкатных крыш. Материал крепится на обрешетку из досок, прикрепленным к стропилам.

Подшивка карнизов крыши по стропилам

Горизонтальный вариант уместен для крыш с крутым скатом. Монтаж при этом производится быстро, а также экономится материал. Этот способ является наиболее распространенным, осуществляемым в несколько этапов

  1. Изготовление каркаса. Для этого подойдет деревянный брус или же металлический профиль. Для подшивки свесов крыши софитом каркас крепится к нижней части стропил и к стене, усиливаясь перемычками в случае, если ширина между брусьями больше 0,5 м
  2. Крепление стартовых профилей, служащих для удерживания на требуемом месте материала обшивки. В комплектацию софитов входят специальные планки, имеющие форму букв F и J, которые крепятся параллельно, для чего вначале следует осуществить разметку.
  3. Монтаж софитов. Сначала нарезаются планки длинной на 5 мм меньше ширины карнизного свеса, что необходимо для компенсации теплового расширения материала. После этого они заводятся в стартовые профили и прикручиваются к каркасу саморезами.

    При подшиве карнизов крыши софитом на углах необходимо постепенно уменьшать длину планок, для чего одна из сторон отрезается под углом в 45 градусов.

Для наглядной демонтстрации подшивки карнизов кровли предлагаем посмотреть небольшую подборку роликов:

Ошибки при подшиве карнизов крыши

Как правильно подшить карниз и не повлечь неприятные последствия? Нарушения при проведении работ, описанные ниже, могут привести к неприятностям и свести на нет все потраченные усилия и средства. К таким ошибкам можно отнести:

  • Игнорирование дополнительного крепежа софитов к обрешетке, что может привести к разрушению софита по причине порывов ветра.
  • Подшив карнизов крыши софитом перед монтажом водостоков и отделки дома облицовочным материалом. Сделать эти работы после подшивки будет сложно.
  • Использование крепежа, изготовленного не из нержавеющей стали, ржавчина с которого впоследствии передастся на панели и древесину. Эта ошибка не является фатальной, но приведет к порче внешнего вида.
  • Отсутствие зазора при монтаже, необходимого для компенсации температурного расширения. Это также может привести к расширению и вылету элементов из своих посадочных мест.

Знание подобных ошибок поможет избежать возможных оплошностей при такой несложной работе, а следование правилам, описанным в инструкции, сэкономит ваше время и деньги.

Односкатная крыша на большом доме может выглядеть ничуть не хуже, чем более сложные конструкции.

Односкатная крыша на большом доме может выглядеть ничуть не хуже, чем более сложные конструкции.

Что нужно знать при подготовке

Я выбрал данную конструкцию, потому как на тот момент мне казалось, что односкатная крыша это самый простой и надежный во всех отношениях вариант. На счет простоты я оказался прав, а вот во всем остальном есть нюансы.

Пару слов о плюсах и минусах

  • Односкатные крыши, по сравнению с более сложными видами кровли, обходятся дешевле, ведь материала на них нужно меньше;
  • Эти конструкции можно приспособить абсолютно для любого кровельного материала;
  • Не составит особого труда найти детальные, а главное понятные для домашнего мастера проекты и чертежи;
  • Относительно простой монтаж;
  • При творческом подходе дома с односкатной крышей выглядят необычно и довольно оригинально.

У односкатной кровли есть и свои минусы, правда если учесть их на стадии разработки и возведения, то неприятные последствия можно полностью исключить.

  • Угол наклона ската в таких крышах зачастую небольшой, а значит, в районах со снежными зимами кровля должна выдержать не только вес снега, но и вес хозяина, который регулярно будет чистить этот снег;
  • Даже незначительные ошибки при обустройстве кровельного покрытия неизбежно приведут к тому, что вода будет затекать в стыки между элементами кровли, ведь уклон у нас небольшой;
  • Для односкатной кровли нужно более мощное утепление.

Рассчитываем угол наклона

Для строительства односкатной крыши угол наклона это едва ли не самый важный параметр. Опираясь именно на этот показатель, мы потом будем выбирать кровельный материал для нашей крыши.

Чтобы рассчитать угол наклона достаточно знаний полученных в школе. Односкатная крыша это классический прямоугольный треугольник. Горизонтальные балки чердачного перекрытия и фасадная стена это катеты треугольника, соответственно плоскость кровли будет гипотенузой.

Условные обозначения, которые нам нужны для расчета односкатной кровли.

Условные обозначения, которые нам нужны для расчета односкатной кровли.

Согласно схеме мы имеем:

  • Lc — длина стропильных ног (гипотенуза);
  • Ldc — высота от горизонтальных балок чердачного перекрытия до точки соединения с крышей (первый катет);
  • Lcд — длина чердачных балок перекрытия от стены до стены дома (второй катет);
  • А — угол наклона ската.

Если нам известна длина балок чердачного перекрытия и высота фронтальной стойки, то искомый угол наклона будет равен:

TgA=Lbc:Lсд

Если нам известен угол наклона и длина чердачных балок перекрытия, то высоту фронтальной стойки можно рассчитать по этой формуле:

Lbc=TgA×Lсд

И наконец, чтобы узнать, какая длина будет у стропильных ног, существует еще одна формула:

Lc=Lсд :SinА

Рассчитывая длину стропильных ног по этой формуле, имейте в виду, что вы получите только размер стропил от стены до стены дома , фасадный и тыльный свесы при этом не учитываются.

По этой таблице гораздо легче рассчитать неизвестные параметры односкатной крыши.

По этой таблице гораздо легче рассчитать неизвестные параметры односкатной крыши.

Подбор материала кровли

Не секрет, что у каждого кровельного материала есть минимальный угол наклона, при котором его можно использовать. Для подбора материала принято пользоваться СНиП II-26-76 (Кровли), которая была адаптирована к текущим условиям в 2010 г. По этим данным была составлена таблица:

Минимальные углы наклона односкатной крыши для разных кровельных материалов.

Минимальные углы наклона односкатной крыши для разных кровельных материалов.

Имейте в виду: в приведенной таблице я все углы указал в градусах, это сделано, потому что большинству домашних мастеров проще работать с градусами. В самом же документе (СНиП II-26-76) подобные величины указываются в %, именно поэтому на многих строительных сайтах и возникает путаница.

К примеру, в документах на металлочерепицу от одного производителя написано, что минимальный угол наклона составляет 14º, а точно такой материал, но от другого производителя уже должен укладываться под углом от 16º. Причины мне не известны, но, по моему мнению, лучше ориентироваться на данные производителей.

При расчете стропильной системы нужно также знать примерный вес кровельного материала, плюс не лишним будет ориентироваться, как долго простоит ваша кровля. Я не претендую на абсолютную точность, но для примерных расчетов можно использовать следующие данные:

Кровельный материал Вес 1м² Ориентировочный срок службы Оптимальный угол наклона
Сталь окрашенная 3-6кг 15-20лет 16º-30º
Сталь оцинкованная 3-6кг 20-25лет 16º-30º
Рубероид и его аналоги 4-13кг 7-12лет 5º-27º
Черепица керамическая 40-60кг От 50 лет От 30º
Шифер 14-20кг 10-20лет 27º-50º

Разрабатываем стропильную систему для односкатной крыши

  • Если расстояние между опорными стенами не превышает 4,5 м, то стандартные стропильные ноги способны выдержать вес любого кровельного покрытия;
  • Пролет шириной от 4,5 до 6 м должен укрепляться 1 подстропильной ногой. Такой укос устанавливается на лежень, который в свою очередь кладется на балки перекрытия вдоль фасадной стены;
  • Перпендикулярно стропилам набивается прогон, в который упираются вертикальные стойки. Плюс по обе стороны от стоек устанавливаются наклонные упоры
  • На сплошном пролете шириной до 9 м, с обеих сторон конструкции устанавливаются подстропильные ноги;
  • При ширине пролета от 12 до 15 м его нужно делить на 2 сектора, 6 м и 9 м (+/-1м) и опять же устанавливать консольно-прогонную конструкцию;
  • На пролетах более 15 м придется устанавливать несколько консольно-прогонных конструкций, плюс промежуточные конструкции дополнительно фиксировать схватками.

Забегая немного вперед сразу скажу:

  • В блочных домах (кирпич, пенобетон и т. д.) стропила крепятся к мауэрлату жестко;
  • В деревянных домах монтируется плавающая стропильная система. Стропильные ноги здесь к мауэрлату крепятся при помощи подвижных скоб, как на схеме. Это вызвано большой усадкой в деревянных сооружениях.

Программа ScratchUp станет хорошим подспорьем в создании вашего индивидуального проекта.

Программа ScratchUp станет хорошим подспорьем в создании вашего индивидуального проекта.

Строительство односкатной крыши своими руками

Как правильно рассчитать угол наклона, выбрать кровельный материал и спроектировать конструкции односкатной крыши разобрались, теперь пора переходить к практике.

Инструменты

  • Ножовка ручная, по дереву и по металлу;
  • Бензопила, а еще лучше — торцовочная пила на станине;
  • Электролобзик;
  • Шуруповерт;
  • Топор;
  • Молоток;
  • Набор стамесок;
  • Строительный пузырьковый уровень и гидроуровень;
  • Рулетка;
  • Отвес;
  • Степлер (пригодится, когда начнете монтировать утепление).

Вариант №1. Односкатная кровля для дома из газобетона

Иллюстрации Рекомендации
table_pic_att149092306512
Стартовые условия.

Мы имеем коробку трехэтажного дома сложенную из газобетона. Как такового профессионального проекта нет, поэтому приходиться импровизировать по месту.

Уровень ветровой нагрузки в трехэтажном доме и так довольно высок, а наш дом еще и стоит на пригорке, поэтому чтобы прочно закрепить кровлю на легких стенах из газобетона мы решили сверху, по периметру стен залить армопояс 200 мм.

  • Сначала монтируем деревянную опалубку из строганой доски и выставляем ее верхний срез строго по горизонту;
  • Закладываем вовнутрь арматуру сечением от 10 мм;
  • С шагом не более 1 м выставляем вертикальные прутья из арматуры;
  • Заливаем бетон и выравниваем верхнюю плоскость по горизонту правилом.

Бетон по правилам созревает 28 дней, но к работам можно приступать уже через пару недель.

Стропильные ноги устанавливаются на мауэрлат. В данном случае использовался цельный брус 150х150 мм, но если такого бруса нет, то можно мауэрлат сделать из 2 брусков под стропильные ноги сечением 50х150 мм или 50х200 мм.

Расстояние между несущими стенами дома у нас 12 м, а простенок хозяева монтировать не желают, люди хотят просторную комнату сверху.

Цена монолитных стропильных ног такой длины будет заоблачной, поэтом мы сбивали их из 2 брусков сечением 50х200 мм.

Бруски сращивались в разбежку, так чтобы стыки между смежными слоями были на расстоянии не менее 50-70 см.

Бруски мы вначале сбивали гвоздями 100 мм, а потом дополнительно фиксировали саморезами 80 мм, причем как гвозди, так и саморезы загонялись с обеих сторон.

Схема подгонки стропил под мауэрлат довольно проста:

Крыть крышу мы решили фальцевым железом.

  • Поверх стропил натягивается ветрозащитная мембрана;
  • Потом ветрозащита фиксируется контобрешеткой;
  • Перпендикулярно контробрешетке набивается подкровельная обрешетка;
  • На подкровельную обрешетку крепится фальцевое железо;
  • Снизу, между стропилами закладываем плиты утеплителя;
  • Подшиваем их пароизоляционной мембраной;
  • На пароизоляцию набивается нижняя контробрешетка и нашивается вагонка.

Полотно идет в рулонах. Берем рулон, раскатываем его перпендикулярно стропилам и сразу фиксируем полотно степлером.

Первая лента раскатывается по нижнему краю, следующая лента накладывается на предыдущую и так до верха.

Между ветрозащитой и кровельным покрытием обязательно должен быть вентиляционный зазор, для его обеспечения мы на лаги (параллельно) набиваем бруски контробрешетки 50х50 мм.

По правилам, если для подкровельной обрешетки выбрана доска 25х150 мм, то ее можно набивать с шагом 150 мм, но это подходит для крыш с большим углом наклона и крыш с небольшой площадью.

На большой односкатной крыше с малым углом наклона настил нужно делать практически сплошным, поэтому нам пришлось дополнительно усиливать настил.

По периметру кровли был набит вертикальный фронтон. На нижней части этого фронтона мы сразу закрепили крюки для желобов водосточной системы.

Технология обустройства фальцевой кровли не сложная, но проблема в том, что сами листы нельзя гнуть, а длина листа 12 м.

Вариант №2. Кровля для гаража

В общем и целом устройство крыши гаража мало чем отличается от монтажа кровли большого дома, те же стропила, упоры, балки и прочие узлы, но материал можно брать подешевле, да и сборка попроще.

Нам нужно смонтировать односкатную кровлю на гараж с баней в одном здании.

Мауэрлат или, проще говоря, обвязку мы сделали из бруса 50х150 мм. Опорная балка, как видно на фото была усилена.

Боковая обвязка особой нагрузки на себе не несет, поэтому сюда положили брус в 1 слой.

Сначала загоняем специальную винтовую клипсу диаметром 14 мм под мощный шуруп, потом крепим мауэрлат шурупами;

Клипсы желательно загонять в районе стыков между блоками, так будет крепче.

В данном случае мы имеем дело с классической наслонной системой, поэтому после монтажа фасадной рамы мы устанавливаем промежуточную раму на простенок.

Очередность работ примерно такая:

  • После обустройства мауэрлата монтируем фасадную раму;
  • С обеих сторон выставляем крайние стропила;
  • Ориентируясь на крайние стропила, собираем промежуточную раму;
  • Промежуточная рама собирается так же, как и фасадная, только размеры скромнее.

Фасад опорной рамы нужно зашить доской сразу.

Для наслонной системы спаренные, мощные стропила не нужны, это одно из преимуществ такой системы.

В данном случае мы взяли 2 бруса 50х150 мм и сбили их так, чтобы стык опирался на промежуточную раму.

Перед тем как монтировать подкровельную обрешетку нам нужно зашить доской боковые фронтоны.

Здесь все просто: ничего не вымеряя набиваете строганую доску по площади, а потом берете бензопилу и срезаете лишнее по кромке крайней лаги.

Гараж это не дом и здесь не нужна такая мощная подкровельная обрешетка, мы использовали стандартную строганую доску 25х150 мм, уложили ее с шагом в 150 мм.

Крышу решили крыть оцинкованным профлистом, на всю кровлю пошло чуть более 20 листов.

Вывод

Как видите, односкатная крыша может обустраиваться по-разному. Я постарался, как можно более подробно рассказать и показать оба варианта. Рекомендую посмотреть видео в этой статье , а если остались вопросы — пишите в комментарии, постараюсь помочь.

Односкатная кровля для гаража это самый простой и доступный вариант.

Односкатная кровля для гаража это самый простой и доступный вариант.




Сооружение стропильной системы крыши и последующий настил кровли – важнейшие этапы при любом строительстве. Дело это – весьма сложное, сопряженное со всесторонней подготовкой, которая включает в себя расчёт основных элементов системы и приобретением материалов нужного сечения. Далеко не каждый начинающий строитель будет способен спроектировать и санировать сложную конструкцию.

Стропильная система односкатной крыши

В данной публикации основной акцент сделан на расчетах односкатной конструкции крыши. Кроме того, будут рассмотрены наиболее типичные случаи ее сооружения.

Свес кровли

Свесом кровли называется конструкция, которая выступает за пределы стен здания.

Иногда такой конструктивный элемент называют коробочкой.

При устройстве свесов преследуется одна единственная цель: защитить стены дома от атмосферной влаги.

А чтобы эффективность такой защиты была максимальной, за пределы стен выводятся основания стропил.

Как правило, длина такого отрезка составляет 50 — 60 см.

Нижняя часть кровельных свесов обшивается.

Для этого используются различные материалы, но самым распространенным является шпунтованная доска.

Кроме свесов скатных выполняют также фронтонные свесы для защиты фронтонов зданий от осадков.

Варианты свесов:

  • свесы неподшитые. Такие свесы являются идеальными для всех типов крыш;
  • свесы подшитые используются при устройстве вальмовых крыш, но иногда используются на крышах двускатных;
  • свесы коробчатые используют на вальмовых, двускатных и односкатных крышах;
  • свесы укороченные могут быть использованы на любых крышах.

Несколько конструктивных особенностей разных кровельных свесов

  1. Кровельный свес, который выполнен заподлицо. То есть при устройстве каркаса крыши стропила за фронтальную границу не выводятся. В таком случае по краю стропил устанавливают сливную доску. Она не только выступает в роли защитника торцов от попадания влаги. К ней крепится система водосточных желобов. Недостатком такого свеса является отсутствие защиты для стен.
  2. Кровельный карнизный свес открытого типа. При устройстве такого свеса главные стропила каркаса выступают за пределы стен. Система водостока при таком варианте отвеса прикрепляется к верхним кромкам стропил или к их боковым частям.
  3. Отвес крыши защищенного типа. При таком варианте отвеса выступающие концы стропил закрывают карнизом. Очень часто с внутренней стороны имеется паз, в который вставляют элементы обшивки.
  4. Отвес фронтонный может быть выполнен, как выступающим за стены здания, так и заподлицо. Все зависит от того, каков дизайн дома. При стандартной конструкции могут быть использованы оба способа.





Видео: пример составления графического проекта односкатной крыши

    Стропильная система шатровой крыши — назначение основных элементов конструкции и их расчет



Обычная двускатная крыша некоторым хозяевам загородного жилья кажется чересчур банальной и неинтересной, и они начинают поиски более оригинальных…



Как правило, крыши с одним скатом делают только в районах, где наблюдается нехватка пиломатериалов и леса, а также в тех местах, где преобладают сильные…

Фронтальный и боковой карнизы

Фронтальный

Фронтальный карниз необходим для защиты фронтонов от осадков.

Роль фронтонного карниза играет боковой край наклонного ската кровли.

То есть, если на вашем доме крыша является четырехскатной (вальмовой), то фронтонных скатов у вас точно нет.

Еще о расчете вальмовой крыши.

О софитах для крыши по ссылке. Все о софитах и способах монтажа.

Об установке стропил своими руками здесь. Для мансарды и бани.

На стандартной двухскатной крыше для устройства фронтального карниза несущие перекладины, которые закрепляют на стропилах, немного выпускают наружу.

Иногда встречается вариант, при котором для создания фронтального карниза используют доски обрешетки.

Такие доски укладывают под кровельный материал на пароизоляцию.

К ним крепят карнизную доску, которую в дальнейшем обшивают софитом или профнастилом.

Боковой

Все без исключения наклонные кровли имеют боковой карниз.

Образуется он стропилами, которые выходят за пределы стен.

Расстояние боковых карнизов рассчитывается исходя из высоты здания и ширины устраиваемой отмостки.

Как правило, длина бокового карниза составляет 60 см.

Иногда можно встретить и более узкие карнизы.

В таком случае обязательно должна быть выполнена качественная ветрозащита стены, не допускающая попадание на стену косого дождя.

Но этот процесс является очень трудоемким, ведь придется вскрывать уже сделанную крышу.

По всей длине карниза стропила между собой соединяют досками.

Как определяется угол наклона?

Величина уклона ската — один из основных параметров крыши. Интенсивность нагрузки на стропила напрямую зависит от этого показателя. Основные критерии выбора:

  1. Количество осадков в регионе.
  2. Тип кровельного покрытия.

Большой угол способствует беспрепятственному сходу снега, но ведет к дополнительному расходу материала. Небольшой уклон снижает воздействие ветра, но требует частого очищения крыши от снегового покрова. Оптимальный угол связан и с типом кровельного покрытия, для каждого материала существует рекомендуемый параметр в градусах:

  • металлочерепица — 25;
  • шифер, ондулин — 20;
  • рубероид и другие рулонные материалы — от 5 до 10;
  • профнастил — 20;
  • натуральная черепица — 35.

Вентиляция кровли

Основная функция любого карниза – это защита крыши и стен от воздействия атмосферных осадков.

Но, выполняя свою основную функцию, карниз не должен быть препятствием для естественной вентиляции подкровельного пространства.

Это важно не только тогда, когда под крышей жилая мансарда.

Это важно и для крыш холодных.

Воздух более высокой температуры, который поднимается от земли, должен сквозь карниз проходить без препятствий.

И дальше, продвигаясь между кровельным материалом и пароизоляцией, через конек уходить в атмосферу.

Именно из-за этого запрещено при выполнении подшивки карниза использовать монтажные пены и герметики.

В противном случае произойдет образование конденсата, и кровельный утеплитель начнет намокать, а его характеристики – снижаться.

Следует знать, что только боковые карнизы делаются вентилируемыми.

Фронтальные карнизы делаются глухими.

Оптимальные размеры



Типичные размеры свеса кровли

По нормативам ГОСТ и СНиП свес крыши от стены имеет вполне определенные размеры. Зависит это от характера материала, использованного для кровли:

  • если используется асбестоцементный шифер, длина карниза составляет не менее 25 см;
  • величина конструкции из оцинкованной стали, в том числе и профлиста – 12 см;
  • если настилают гибкую черепицу, допускается минимальный размер – 5–7 см.

Помимо требований СНиП и ГОСТ учитывают особенности здания и конструкцию свеса. Если предполагается освещение фронтона, светильники обычно монтируют именно в карниз. Это означает, что его длина должна быть достаточной, чтобы разметить довольно массивные корпуса осветительных приборов.

Учитывается также размещение окон и балконов. Нередко карниз выступает частью затенения проемов и в этом случае длина его увеличивается.

Стандартом считается угол наклона свеса под 45 градусов. На деле угол может быть заметно меньше, так как карниз нередко делают преломленным.

Фотографии карнизов

Выбираем материал для подшивки карнизов

Ассортимент материалов, которые можно использовать для подшивки карнизов, в наши дни исключительно широк.

Безусловно, каждый из материалов имеет много и достоинств, и недостатков.

И выбирать материал следует в зависимости от материала кровли.

Следует сказать, что какой материал бы вы не выбрали, он в полной мере защитит кровельный карниз от атмосферной влаги, обеспечивает вентилирование кровли и ее утепление.

Софиты

Софиты на сегодняшний день являются самым популярным материалом для подшивки.

Следует сказать, что этот материал никуда больше не используют.

Так как предназначен исключительно для подшивки карнизов.

По своей сути материал является панелями из пластика, которые по внешнему виду напоминают сайдинг.

Но в этих панелях при их производстве изготавливают вентиляционные изделия.

От обычного сайдинга софиты отличаются наличием в составе ультрафиолет – стабилизаторов, которые делают материал невосприимчивым к ультрафиолету солнечных лучей.

Софиты из меди

Это материал, имеющий исключительно презентабельный и эстетичный внешний вид.

Такой материал отличается исключительной долговечностью, высокими прочностными характеристиками и огнестойкостью.

Недостаток у медных софитов всего один – высокая стоимость.

Софиты алюминиевые

Софиты, которые отличаются эластичностью, пожаростойкостью и малым весом.

При необходимости можно элементарно такое изделие заменить.

Стойкость краски алюминиевого софита очень хороша.

И даже под воздействием лучей Солнца не изменяется насыщенность цвета изделия.

Недостатков у алюминиевого софита также немного.

Вернее, всего один – несколько скудная цветовая гамма.

Софиты оцинкованные

Отличаются исключительной долговечностью и в дополнительном уходе не нуждаются.

Также такие софиты отличаются прочностью, не боятся огня и влаги.

Но недостаток у таких изделий тоже имеется.

Это большой вес.

Поэтому процесс их монтажа является более трудоемким, чем у софитов из другого материала.

Этапы установки стропильной системы

Возведение каркаса начинается с укладки мауэрлата. Перед монтажом на стены брус оборачивается рубероидом для гидроизоляции. Основание крепится на заложенные при кладке шпильки или с помощью анкерных болтов.

Монтаж стропил выполняется на закрепленный мауэрлат. Для прочной фиксации необходимо сделать запилы на досках. Чтобы все врезки имели одинаковый размер, они изготавливаются по шаблону. Верхняя часть выпиливается со скосом, обеспечивающим возможность прогиба стропил. Нижняя выемка служит прочным упором на мауэрлат.

Крепление стропил крыши осуществляется с помощью гвоздей и уголков, прикручивающихся саморезами. Упростить монтаж каркаса можно, установив крайние стропила, и протянув между ними веревку, определяющую плоскость.

При длине прогона больше 4,5 м устанавливается подкос под углом в 45 градусов, один его край упирается в стропило, а второй в мауэрлат.

Окончанием монтажа станет набивание обрешетки. Ее бруски располагаются перпендикулярно каркасу, шаг крепления зависит от финишного покрытия. Под рулонный материал выполняется сплошная обрешетка. Для покрытия используется влагостойкая фанера или плиты OSB. После установки стропильной системы настилается полотно гидроизоляции и выполняется утепление крыши. Окончательный этап работ — монтаж кровельного покрытия.

Кровельные работы, конечно же, заключаются не только в возведении стропильной системы, укладке кровельного покрытия и монтаже стоков для воды. Сюда также входит подшивка кровли, а точнее, ее карниза.

Далее речь пойдет о том, как сделать подшивку крыши, а также о том, что такое софит и как выполняется подшивка софитом.

софит подшивка крыши

При соблюдении всех мер при строительстве дома кровля должна быть смонтирована так, чтобы расстояние между ней и стеной было как минимум 50 – 70 сантиметров. Это защитит фасадные стены от попадания на них дождевой воды. На плоскости кровли при этом образуется свес, который сверху накрывается покрытием для кровли, а снизу выполняется подшивка кровли, к примеру, при помощи вагонки.

Кроме того, устраивая подшив кровли для утепления крыши в районе мансарды, можно обеспечить пространству между кровельным материалом и утеплителем необходимую вентиляцию. В этом случае образуется потоковая тяга воздуха, которая движется от нижнего края карнизного свеса к пространству под кровлей. Воздух нагревается и, поднимаясь к коньку, выходит через вентиляционное отверстие.

подшивка кровли

Подшивка односкатной крыши выполняется не так, однако, этот способ позволит воздуху циркулировать в пространстве под двускатной крышей и выветривать лишнюю влагу, позволяя всей кровле оставаться сухой и, тем самым, повышая ее эксплуатационный срок.

Материалы, применяемые для подшивки кровли

При выполнении подшивки кровли чаще всего можно встретить следующие материалы, применяемые в этом процессе:

  1. Виниловый сайдинг. Такой вариант не будет лучшим решением для подшивки крыши, поскольку в этом случае существенно страдает ее внешний вид, который портится еще и не предусмотренными вентиляционными отверстиями, а вот для фасадных стен этот материал подойдет отлично (прочитайте: "Подшивка крыши сайдингом - инструкция").
  2. Деревянная вагонка. Этот материал имеет весьма не долгий эксплуатационный срок, он впитывает слишком много влаги, от чего со временем чернеет, а также деревянную вагонку нужно периодически красить. Кроме того, эффективность вентиляции материала оставляет желать много лучшего.
  3. Сайдинг из оцинкованного металла. Срок службы этого материала также является недолгим, так как он не оснащен должной антикоррозионной защитой, к тому же, он расположен на карнизном свесе, то есть в том месте, где очень часто скапливается конденсат. Поэтому на материале довольно скоро проявляются следы ржавчины, особенно заметные на белой или любой другой крыше со светлым оттенком.

подшивка крыши софитом

Кроме того, алюминиевый софит способен сохранять цвет насыщенным на протяжении очень долгого периода времени. Краска не становится более тусклой даже под влиянием ультрафиолета.

Характеристика софитов

Сомневаясь в том, какой материал лучше выбрать для подшивки крыши, можно не волноваться и смело выбрать софит для подшивки крыши. Софиты представляют собой профилированные поливинилхлоридные (ПВХ) или алюминиевые панели, которые имеют длину обычно от 3 до 3,6 метра, а также две или три профилированные планки, каждая из которых имеет длину от 10 до 12 сантиметров. Именно при помощи этих материалов и осуществляется подшивка крыши профнастилом.

подшивка кровли софитами

Параметры софитов, изготовленных отечественными производителями, могут отличаться, но как их классификация, так и принцип монтажа софитов остаются прежними.

подшивка односкатной крыши

До того, как начинать подшивку кровли, необходимо решить, какой из трех вариантов перфорации софитов будет использоваться:

  • сплошной софит обычно применяется для подшивки потолков в беседках, верандах и т.п.;
  • софит с полной перфорацией лучше всего применять для тех крыш, материал которых не является профилированным (битумная черепица, фальц и т.п.);
  • софит с частичной перфорацией (по центру) гарантирует пространству под крышей эффективное вентилирование. На карнизном свесе при этом происходит чередование одной перфорированной полосы и двух сплошных (прочитайте: "Подшивка свесов крыши: особенности").

Процесс работы по подшивке кровли

После окончания монтажа системы стропил при устройстве обрешетки нужно отпилить концы стропильных ног строго по одной параллельной плоскости стены сооружения линии.

Перед началом подшивания кровельных свесов стены здания снаружи необходимо утеплить. Особенно это касается тех коробок, которые зашиваются не вдоль стропил, а горизонтально. Такой вариант имеет даже большую популярность.

подшивка софитом

При утеплении вальмовой крыши может случиться так, что после устройства коробки верхняя часть стены либо не будет утепленной, либо сделать это можно будет, лишь открепив первую доску от стены и подложив под нее утеплитель.

Такое утепление, конечно же, не будет эффективным, тепло будет постоянно уходить, поэтому лучше будет выполнить утепление еще до процесса монтажа коробки, что даст возможность приблизить обшивку к уже заранее утепленной стене.

Подшивка кровли софитами

Подшивка кровли софитами не является очень уж сложным процессом, но при этом важно помнить, что софиты должны гармонично вписываться в облик сооружения, поэтому лучше всего четко следовать инструкции и по возможности изучить в Интернете фото и видео всего процесса устройства.

На конструкцию коробки, безусловно, влияет конструкция конкретной крыши, но, так или иначе, принято два самых распространенных способа подшивки кровли при помощи софитов:

  1. Подшивание прямо по стропилам. Для подшивки в этом случае выбирается тот угол, который будет равен углу ската. Лучше всего этот способ подходит для тех крыш, которые имеют малый угол наклона, а устройство софитов при этом выполняется прямо на стропильные ноги параллельно стене. При неровности нижней плоскости стропил ее необходимо выровнять, иначе подшивание будет выполнено некачественно. Для этого при помощи шурупов к стропилам по бокам можно прикрепить обрезные доски толщиной не мене 4 сантиметров, а длиной – не менее 10 сантиметров. Между первой и последней доской натягивается нитка, по которой и осуществляется крепление остальных досок. Там, где сходится скат, доски с обеих сторон крепятся к угловому стропилу.

После того, как каркас возведен, выполняется обшивка софитами, крепить которую необходимо максимально качественно.

подшивка свеса

Крыши

Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

Как подшить свесы крыши своими руками

Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки — доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

Свес имеет чисто практическое назначение — защиту стен от воздействия внешних факторов — дождя, града и снега.

Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

  1. Лист металлический оцинкованный.
  2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
  3. Доска — вагонка шпунтованная.
  4. Сайдинг виниловый.
  5. Софиты — специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

Различают два вида свесов:

    скатный свес является продолжением ската кровли;

Фотогалерея: подшивка свесов кровли

Кровельные свесы, обитые вагонкой, хорошо дополняют внешний вид дома из бруса или оцилиндрованного бревна Подшивка обрезными досками применяется в качестве простого и недорогого способа отделки свесов Сайдинг служит дольше, чем дерево, поэтому кровельные свесы будут надёжно защищены не один десяток лет Металлические софиты не только придают дому законченный вид, но и служат для вентиляции подкровельного пространства

Отделка кромок свесов

Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

Оптимальный размер свесов

Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры — широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.

Подшивка в роли навеса

Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:

  1. Подшивка по стропилам. В таком случае материал прибивается непосредственно к стропилам с нижней стороны на расстояние укрываемой части, к торцу стропильной ноги прибивается лобовая доска. Их часто оформляют ажурной прорезной резьбой и окрашивают в контрастный по отношению к стенам цвет. При этом нужно соблюдать цветовую гамму с финишным покрытием кровли.

Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород — ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры — длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Подшивка карниза своими руками

Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

Подшивка по стропиле

Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:

    Выровнять концов стропил. Эту операцию нужно выполнять перед настилкой полиэтиленовой плёнки. Нужно натянуть шнур между крайними концами стропильных ног таким образом, чтобы под него попадали все оконцовки. Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу. Необходимо проверить, чтобы расстояние до стен на крайних стропилах было одинаковым.

Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.

Подшивка по стропиле

Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

Видео: как правильно торцевать стропила

Подшивка свеса по коробу

Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:

  1. Концы стропил торцуются по шнуру, как описано выше.
  2. Для формирования каркаса коробчатой формы к стропильным ногам крепятся планки из бруска 50х50 миллиметров перпендикулярно стене. Второй брусок устанавливается вертикально по стене между первым и стропилом.

Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

Установка софитов

При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.

Подшивка свеса софитами

Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

Видео: монтаж софитов

Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

Читайте также: