Как сделать подшипники на велике

Обновлено: 07.07.2024

Расточка велосипедных втулок под пром. подшипники.

Расточка велосипедных втулок под пром. подшипники.

Велосипедные втулки на пром. подшипниках.
Применение, особенности конструкции, самостоятельное изготовление.

А теперь немножко об этих замечательных детальках.
Корпуса втулок были изготовлены из твёрдого алюминия, типа Д16, с красивой изящной формой, тщательно отполированы, стояли на хороших авиационных подшипниках и даже оси, для снижения веса, изготовлены из дюраля. Крепились в раме по-спортивному – эксцентриком.
Когда удалось поставить подобное чудо на свои велики, стало понятно, почему их делали и за что платили деньги. Лёгкость хода была необыкновенная. Правильно отрегулированное колесо от несильного толчка крутилось на таких втулках по 7 минут.
Условно, наше применение втулок на пром. подшипниках можно разделить на несколько этапов:
- мы использовали уже готовые втулки на пром. подшипниках.
- когда их стало невозможно или очень трудно достать наладили своё мелкосерийное производство полностью самодельных втулок. Когда оказалось, что их изготовление и стоимость превосходит все разумные пределы:
- стали использовать для снижения стоимости, ускорения изготовления, в качестве заготовок корпуса от заводских велосипедных втулок.
- когда в продаже появились в достаточном количестве готовые втулки на пром подшипниках, перешли на покупные. Благо, сейчас предложение очень широкое.

для расточка серийных велосипедных втулок под промышленные подшипники мы применяем переделанные токарные кулачки.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Да, какой изврат! Но идею оценил, возьму на вооружение.

Первую свою втулку я зажимал за фланцы обратными кулачками, вторую - прямо за внутренние поверхности под подшипники обычными кулачками. Кулачки были, естественно, проточены. Второй конец втуки выставлял, проворачивая патрон рукой и постукивая по незажатому концу втулки ключом, контролируя просвет между втулкой и резцом, потом патрон затягивал окончательно. Точность получалась достаточной.

При точной токарной обработке детали, особенно при расточке внутренних взаимопротивоположных поверхностей, желательно иметь одну и ту же базу.
Когда мы используем в качестве заготовки современные готовые алюминевые корпуса втулок, самой горизонтальной (во слово то вывернулось!) поверхностью, которую удобно зажимать в станке является середина корпуса втулки. Т.К фланцы очень узкие, для качественного удержания фетали и легко повредить декоративную отделку корпуса втулки.
Вначале пытались точить дистанционное кольцо между корпусом втулки и кулачками, кольцо разрезалось на три симметричные части и подкладывалось под каждый токарный кулачок. Но большой разброс по диаметру втулок, длительное время выставления детали, а самое главное, желание получать стабильные результаты с минимальными затратами времени, правели к идее изготовления специализированных токарных кулачков.
За почти 15 лет использования подобной идеи, было изготовлено несколько комплектов для разных патронов, везде результат был замечательным.
Для сохранения заводского декоративного покрытия, между кулачком и корпусом втулки прокладывали в один слой плотную бумагу для лазерного принтера.
Постоянный источник корпусов втулок для доработки - мастерские по ремонту велосипедов.
Удачи всем!

Изображение


Подобная втулка успешно уже много лет стоит на тандеме "Ягуар" 2004 года постройки.

Изображение

Статья написанная ещё в конце 90-х годов, недавно нашёл в архиве.
На современных отечественных спортивных и на недорогих горных велосипедах в заднем колесе используются втулки с навинчивающейся легкосъемной трещеткой. Подобная конструкция позволяет быстро модернизировать велосипед заменой блока звездочек целиком, благо сейчас на рынке выбор их достаточно велик от разных производителей по вполне доступным ценам и неплохого качества.
Большие нагрузки на ведущее колесо на веломобилях(а оно не обязательно заднее),необходимость постоянно регулировать возникающие люфты и просто быстрый износ втулок подтолкнуло нас к необходимости разработать более долговечный и надежный узел пригодный для изготовления своими силами.
Основные требования - обеспечить высокую долговечность за счет применения стандартных шарикоподшипников и свести к минимуму необходимость регулировок в процессе эксплуатации при минимальной себестоимости и без использования дорогих и дефицитных материалов и технологии. С тем чтобы все детали могли изготавливать на самом доступном оборудовании своими силами подростки - члены клуба "Туризм и веломобили", которым я руководил. И самое главное - по всем присоединительным размерам они должны быть аналогичны традиционным втулкам, и их возможно было использовать при модернизации обычных велосипедов.
Было разработано три варианта. Конструктивно все они выполнены по одной схеме - стальной корпус с двух сторон запрессованы два подшипника с распорной втулкой между ними.
- ось вставляется в подшипники и стягивает весь набор специальной гайкой.
При этом только один подшипник со стороны трещетки фиксируется в корпусе либо раскерниванием в трех точках, либо вклеиванием на посадочное место. Размер распорной втулки обеспечивает подшипнику с другой стороны плавающую посадку. Втулка после сборки сразу без дополнительных регулировок готова к работе. Много
летняя интенсивная круглогодичная эксплуатация десятков экземпляров подтвердила высокую надежность и практичность использованных решений.
Первые два варианта отличаются друг от друга только технологией изготовления корпуса.
В первом варианте корпус выточен из сплошного прутка металла. Этот вариант предпочтителен при единичном изготовлении. Материал - практически любая низкоуглеродистая сталь от Ст3 и до Стали 45.

Изображение


Приспособление для сварки (схема).

Изображение


Третий вариант - самый неожиданный. В наиболее нагруженом месте конструкции установлен самый маленький подшипник. Но конструкция доказала свою технологичность и надежность при длительной эксплуатации.
Заготовка - отслуживший свое корпус от втулки заднего колеса дорожного велосипеда типа "Торпедо" (большой плюс - уже есть все отверстия под спицы и минус - нельзя использовать стандартную пластиковую защиту для спиц от горных велосипедов , она ставится только на втулку с диаметром фланца 55 мм ). Корпус
со стороны звездочки обтачивается вровень с фланцем под спицы. С этой стороны вставляем деталь поз.7 ( по сборочному чертежу) и опаивается твердым припоем. Далее токарная обработка по чертежу.
На оси заднего колеса буртик диаметром 14 мм - не для упора подшипника! На него опирается дистанционная втулка. Монтаж начинается с подшипника 60101, который закрепляем на месте раскерниванием с торца в трех точках. Затем вставляем в сборе ось с поднипником 60202 и дистанционной втулкой и закручиваем гайкой.

Изображение

Изображение


Чертёж оси колеса.

Изображение


алюминевый корпус растачивается,
туда запрессовывается стальная гильза с небольшим натягом и растачиватся "начисто" под посадочное место подшипника.

Изображение


Втулка в сборе.

Изображение


Ведущее колесо с консольным креплением.
Применялась на полноподвесном велосипеде с консольным креплением колёс:

Изображение


одинаковые корпуса используются либо как втулка для обычного велосипеда.

Изображение


Либо под оси с консольным креплением, под прицепы, веломобили и т.д.

Изображение

Регулировка передней втулки на велосипеде

Сегодня будем заниматься переборкой передней втулки на велосипеде. Эта операция входит в полное ТО велосипеда. Данная процедура должна проводится один раз в год, чтобы сохранить долгую жизнь вашей втулки.

задача при переборки втулки является это заменить устаревшую смазку, которая за время эксплуатации впитала в себя грязь и влагу из окружающей среды, а также частицы металлической стружки появляющиеся путем трения подшипников о чашки втулки.

Из чего состоит передняя втулка (устройство)?

Из чего состоит передняя втулка (устройство)?

Что понадобиться для раскручивания втулки?

  • Рожковый ключ на 17
  • Конусный ключ на 15 (в разных втулках встречаются разные размеры конусов 14, 15, 16)
  • Смазка для подшипников
  • Кусочек ткани.

Процесс переборки

Этап 1. Откручивание

Берем интрумент и откручиваем контргайку при этом придерживаем конусным ключом конус втулки. Важно это делать только с одной стороны оси, чтобы не потерять установленную с завода середину. Это когда концы оси выступают одинаково со всех сторон втулки.

откручиваем контргайку при этом придерживаем конусным ключом конус втулки

Этап 2. Осмотр внутренностей втулки

Открутив контргайку и конус мы увидим подшипник.

подшипник во втулке

Теперь нужно шарики отложить в какую-то ёмкость, я люблю использовать для этого металлические крышки, и залить обезжиривателем, (керосином, бензином и пр.) чтобы лучше их отмыть от старой смазки. Также хорошо следует отмыть конус втулки и чашку втулки — все поверхности, где будут бегать наши шарики, для этого используйте кусок ткани смоченный обезжиривателем.

Обратите внимание на состояние дорожек конусов, состояние шариков и целостность чашек втулки.

Обратите внимание на состояние дорожек конусов, состояние шариков и целостность чашек втулки

Чашка втулки после чистки

Этап 3. Смазка

После того как все начисто отмыто, можно собирать все в обратном порядке. Берем смазку для подшипников лучше конечно не использовать литол 24, но если под рукой ничего нет можно и его. Я 4 года смазывал им свои втулки при накате 3-4 тыс км в год и им ничего не было, но перебирал я втулки 2 раза в сезон, так как литол может впитывать в себя влагу. Так что если используете литол втулки лучше перебирать чаше. Если хотим смазать и забыть на сезон, берем хорошую смазку для подшипников в автомагазине.

Смазка передней втулки велосипеда

Наносить смазку очень удобно шприцом, который можно забить смазкой и хватит на 2-4 втулки.

Этап 4. Сборка втулки

Данный этап самый сложный, так как нужно правильно законтрить (отрегулировать) контргайку с конусом втулки. С начала накручиваем конус и контргайку на ось до упора.

Регулировка конуса втулки

Регулируем конус втулки

Далее берем наши ключи — конусный ключ устанавливаем на конус (на фото с права), а гаечный ставим с противоположной стороны (на фото слева). Крутим конусный ключ, а гаечный держим на месте. Крутим до тех пор пока не почувствуем сопротивление, после этого даем еще небольшое усилие и останавливаемся.

Регулировка передней втулки велосипеда

Чтобы затянуть конусный ключ крутим против часовой стрелки, а гаечный по часовой (на встречу друг другу)

Теперь берем гаечный ключ и перекидываем на ту сторону, где установлен конусный ключ и завершаем регулировку затягиванием контргайки удерживая конусный ключ на месте (или двигаем его навстречу гаечному).

После проделанной операции проверяем как крутится ось втулки.

  • Если ось крутиться туго и с рывками значит нужно повторить этап 4, но уже меньше затягивать конус, когда мы чувствуем сопротивление.
  • Если ось крутится очень легко, то проверяем ось на биения (качаем ее вправо влево), если люфт есть, то повторяем процедуру в этапе 4, но уже больше затягиваем, когда почувствуем сопротивление. Если люфта нет, поздравляю вы закончили техническое обслуживание передней втулки.

В идеале ось должна крутится легко без каких либо заеданий и посторонних шумов.

Заедание во втулке также могут быть:

  • из-за поврежденных конусов / чашек втулки / шариков
  • кривой оси

Втулка готова, теперь она снова может устанавливаться обратно на велосипед.


Подшипники, как известно, используются для обеспечения работы вращающихся деталей. Во всех велосипедах это, как минимум, рулевая колонка, каретка и колеса. В многоскоростных велосипедах добавляются подшипники в заднем переключателе, а в двухповесных – в системе задней подвески. Их износ не виден визуально, но сразу ощущается при езде.

Если велосипед уже давно эксплуатируется, или даже просто стоял, без дела, пару лет, они требуют вашего внимания – на все придется взглянуть критически. Полностью перебирать, возможно, их не придется, если велосипед стоял в тепле и не подвергался воздействию влаги. В этом случае система вскрывается и при наличии смазки закрывается обратно.
Если влага имела место быть по визуальным признакам (ржавчина), то можно пробовать их восстанавливать. Шутка. Восстанавливать подшипники после ржавчины бесполезно. Вот уж если цепь, как-то еще пережить это сможет, то подшипники точно не переживут. Им потребуется замена.

Виды подшипников

Чтобы в рамках данной статьи у вас не возникало вопросов в идентификации своих подшипников, дадим краткое пояснение.


Сепараторный подшипник открытого типа чаще всего используется в рулевых колонках. Металлические шарики заключены в металлическое или пластиковое кольцо и катятся по чашке рулевого стакана прижимаемые конусом, закрепленным на штоке вилке. Редко, но встречаются подшипники такого типа в каретках и колесах.


Насыпные подшипники встречаются в колесных втулках, барабанах, каретках и педалях. Работают они по той же схеме, что и сепараторные – есть чашка и есть конус между которыми шарики и заключены.


Закрытые подшипники применяются в любых узлах велосипеда, вплоть до рычагов манеток и роликов заднего переключателя. В народе известны под названием – промподшипники или промышленные подшипники.

Рулевая колонка


При осмотре рулевого стакана убедитесь, что чашки целые и без признаков износа поверхности качения. Наличие каких-либо потемнений и выщерблин говорит о необходимости замены. То же касается и самих шариков в сепараторе. Они должны блестеть, если они мутные, пожелтевшие и т.д., то требуется замена, никакая смазка их уже не спасет. Нет, конечно, можно все и так собрать, но про управляемость и руление можете забыть. Дискретно перемещающийся руль еще никому не повышал безопасность.

После обслуживания руль должен без люфтов поворачиваться очень легко. Что бы проверить, можно поднять велосипед за верхнюю трубу и наклонять в стороны: если руль под своим весом поворачивается в нужную сторону, значит система в порядке и готова к употреблению.

Каретка


Кареточный узел больше других подвержен воздействию влаги. Она туда попадает через подседельную трубу. Вскрывать этот узел не обязательно сразу. Достаточно проверить его вращение со снятой цепью.

Шатуны должны крутиться относительно легко. Бывает, что даже новые каретки не обеспечивают свободный ход шатунов на два-три оборота, это нормально, значит в подшипниках есть смазка.

Если вы ощущаете, что при вращении есть малейшие вибрации подкусывания или люфты, то тут только замена. Никакая переборка этому узлу не помогает в силу его высокой нагруженности. Как бы вы не старались, но под нагрузкой такая каретка обязательно начнет щелкать. Причем данные рекомендации касаются кареток любого типа и конструкций.

Замена смазки в подшипниках допустима, но не всегда возможна в силу особенностей конструкции. Если вам не лень, то лучше это сделать, так узел прослужит намного дольше.

Втулки


Колесные подшипники проверить довольно легко. Для начала пошатайте колесо влево-вправо на велосипеде, никаких люфтов быть не должно. После снимайте и покрутите ось пальцами, она должна вращаться очень легко, без закусываний, вибраций и прочего. Если что-то из перечисленного есть, то переборка просто необходима. Дело в том, что в колесах с насыпными подшипниками, как у Shimano, наличие ржавчины внутри еще не означает смерть втулки. В первую очередь выходят из строя шарики и конусы. Их замена решает все проблемы.



Задняя втулка Shimano с насыпными подшипниками

Хуже дело обстоит, если повреждена чашка. Вряд ли вы найдете такую же, посему тут будет замена. В любом случае, если вы заглянули внутрь и обнаружили, что все в порядке, не поленитесь заменить смазку, лишней эта процедура не будет, так как за годы хранения без движения она могла высохнуть и деградировать.

Колеса с промышленными подшипниками – перебрать сложнее. Да, можно поднять пыльники-сальники, промыть подшипник и набить новой смазкой. Но если при вращении есть щелчки, толчки и закусывания, то в ближайшем будущем его лучше поменять на новый. Производить замену подшипников по одному не рекомендуется, лучше менять все сразу. В переднем колесе их два, в заднем от трёх до четырех, два из них в барабане.

Барабан кассеты


И барабан. В нем тоже есть шарики подшипников. Этот узел в любом случае надо перебрать после хранения. Наличие в нем промышленных подшипников – радость владельца. Наличие насыпных – мучение при разборке, мучение при мойке узла, и мучение при сборке. И, да, не забудьте его собрать так, чтобы люфты были минимальными при полностью затянутой чашке. И, раз уж полезли туда, то проверьте насколько хорошо барабан прикручен к втулке. Со смазкой не усердствуйте.

Шарикам нужна вязкая смазка, собачкам более жидкая. Если конструкция позволяет, то собачки я смазываю несколькими каплями цепного масла. Большего там не требуется, так как избыток попадет на вязкую смазку шариков и она вытечет. Но перед этим может стать причиной залипания собачек.

Запомните! Собачки барабана любят жидкую смазку, вязкая приводит к их залипанию, после чего, зачастую, происходит разрушение втулки.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.


12.JPG" />

Картриджи велосипедных кареток имеют нехорошую особенность: требуют обслуживания.
Материал о том, как это можно сделать, представлен ниже.

Картридж для резьбовой каретки BSA 1,37" 24tpi в представлении не нуждается.
Такими или подобными картриджами укомплектованы 90% велосипедов, представленных на рынке.


Всех их объединяет общая особенность: используется шарикоподшипник нестандартного типоразмера 16*31*10мм (внутренний диаметр * наружный диаметр * толщина).

Какое-то время назад подшипники комплектовались пыльниками с надписью "6002RS", что внесло путаницу.

Подшипники 6002RS стандартного типоразмера 15*32*9мм производятся всеми ведущими (и неведущими тоже) мировыми производителями.

Часто происходила ситуация.
Незадачливый покупатель приходил в магазин, покупал пром 6002RS, сделанный например в Европе, и радостно бежал домой. Где его ждал сюрприз: вдруг оказывалось, что два совершенно похожих с виду подшипника — различны по размерам. )))
Хотя надписи на пыльниках совпадали: 6002RS.
Кстати, без использования линейки или штангенциркуля перепутать подшипники очень легко.

Ну ладно, с маркировкой разобрались. А что делать с надёжность?
Ответ: ничего.

Во первых, всё сделано в Китае. Как ни парадоксально, но все подшипники типоразмера 16*31*10мм, которые прошли через мои руки, сделаны именно там.
Да, некоторые сделаны чуть лучше, некоторые — чуть хуже. Но всё равно в Китае.
За всё время поисков мне ни разу не встретился подшипник типоразмера 16*31*10мм, сделанный, например, фирмой NSK или SKF.

Во вторых, нагрузочная способность подшипника 16*31*10мм определяется количеством и диаметром тел качения (шариков).
Поскольку официально подшипник 16*31*10мм не производится, то и официальной документации на этот типоразмер нет.

Для тех, кто любит формулы и всякие расчёты, есть материал:
Кузьменко А.Г., Криворотько В.М. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ШАРИКАМИ В РАДИАЛЬНОМ ПОДШИПНИКЕ КАЧЕНИЯ (файл pdf есть в открытом доступе)

При использовании подсказок, изложенных в данном манускрипте, несложно посчитать самостоятельно нагрузочную способность (НС) любого шарикоподшипника.


Для подшипника 16*31*10мм конфигурация: 9 шариков * ф4,76мм.

НС составляет около 500 кгс.
Такой нагрузочной способности для каретки велосипеда явно недостаточно.
Для сравнения, НС подшипников каретки Томпсона около 1000 кгс (т.е. в 2 раза выше, что значительно повышает надёжность и долговечность).
Вывод прост: подшипник 16*31*10мм способен работать в кареточном узле велосипеда.
Но особой надёжности ожидать не следует.
По факту они выдерживают от 100 км до 2-3 тысяч км пробега при щадящих условиях эксплуатации.

После чего владелец велосипеда вынужден или покупать новый картридж на замену.
Не наш метод. ©

Или выполнить техобслуживание (ТО) картриджа своими силами.
Вот по этому пути мы и пойдём.

Потребуются:
— пара новых подшипников (по ссылке в топике темы или из любого другого магазина; цена колеблется от 1 доллара за штуку и выше)
— набор инструмента

Для начала необходимо разобрать картридж. Это можно сделать при помощи слесарных тисков, кувалды и какой-то там матери. Но это травмоопасно (имхо).
Попробовав несколько раз этот способ, я отбил себе руки и отказался от него навсегда.
Токарь за соответствующее вознаграждение по моим эскизам сделал приспособление с названием "горшок".




Приступаем к разборке.
1. Картридж, требующий разборки



3. Лёгким движением руки картридж разбирается…


4.… Разбирается



5. Чтобы снять левый подшипник, потребуется левая чашка картриджа и контрагайка с резьбой 1,37" 24tpi


7. Еще минута…

Всё, картридж разобран. Потребуется 10-15 минут, если не отвлекаться на фотосъёмку.

Количество смазки в подшипниках — кот наплакал.

или

ТО картриджа выполнено.
Далее картридж можно ставить в кареточный стакан рамы.

Всем спасибо за внимание.

1. Все материалы в обзоре предоставлены как есть.
2. Если кто-то не согласен с изложенным материалом или мнением автора, смотрите п.1

Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению.

Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.

Разновидности детали

Каретки бывают открытого и закрытого вида:

Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.

Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.

Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.

как обслуживать каретку

Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.

Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.

как обслуживать каретку

Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.

Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.

Диагностика поломок или загрязнения

Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.

Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.

Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.

Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.

Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.

Свинчивание механизма с рамы

Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.

Инструменты для съёма каретки:

  • Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
  • Шлицевые гаечные ключи;
  • Съёмник для механизма;
  • Гаечный ключ с рожками;
  • Отвёртка.

как обслуживать каретку

Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.

Поэтапное извлечение механизма

Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.

Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.

  1. В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
  2. Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
  3. Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.

Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.

как обслуживать каретку

Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:

  • Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
  • При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
  • После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
  • Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.

Очистка открытой каретки

После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:

  • Поврежденные детали заменяются на новые.
  • Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
  • Места крепления замазываются смазочным средством.
  • Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.

Обслуживание капсульной каретки

При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.

Сборка и установка механизма

Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.

Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.

как обслуживать каретку

Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.

На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.

Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.

Регулирование работы кареточного механизма

Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:

  • Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
  • Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
  • Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
  • Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.

Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.

Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:

Читайте также: