Как сделать по обществознанию

Обновлено: 06.07.2024

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию в 2022 году

Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Экзамен состоит из двух частей:

Успешно сдать экзамен помогут хорошая память, начитанность и умение письменно рассуждать, структурировать информацию, анализировать текст, аргументировать свою позицию.

В относительно спокойном режиме необходимо заниматься на протяжении всего 11-го класса. С должной мотивацией подготовиться к ЕГЭ реально за два месяца интенсивных занятий. Этого времени достаточно, чтобы рассмотреть необходимый объём теории и потренироваться писать развёрнутые ответы.

Подготовиться к ЕГЭ за 4 месяца — реально!

Занимайтесь по нескольким предметам и получите скидку до 25%

Типы заданий

Первая часть, задания 1–16

Задания второго типа предполагают выбор от двух до четырёх верных суждений из пяти.

В традиционном задании третьего типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.

Экзамен включает графическое задание, которое строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.


Тема заданий 12 и 13 известна заранее. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека (1 и 2 главы Конституции РФ), а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации.


Вторая часть, задания 17–25

Блок заданий с 17-го по 20-е — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему.

  • Чтобы ответить на задание 17, достаточно внимательно прочитать и проанализировать текст.
  • В ответах на задание 18 нужно продемонстрировать умения дать определение предложенному термину. В этом году требования к ответу сделали более чёткими: в объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
  • В задании 19 нужно проиллюстрировать примерами положения текста.
  • В задании 20 необходимо продемонстрировать умение рассуждать на ту или иную тему, связанную с проблемой, затронутой в тексте.

ЕГЭ по обществознанию в 2022 году включает новое задание второй части — задание 21. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены.

Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно.

Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23. Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ.

В ЕГЭ-2022 убрали мини-сочинение, а задание на составление сложного плана объединили тематически с новым заданием 25. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания.


С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию

Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.

Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.

Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.

Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.

Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно

К ЕГЭ по любому предмету можно готовиться самому. Для этого существуют учебники, различные бесплатные сервисы, например открытый банк ФИПИ. Но результат будет не таким эффективным, как если бы вы посещали курсы или дополнительные занятия в школе. По большому счёту, вы столкнётесь с двумя главными трудностями:

  • Если вам сложно будет разобраться с той или иной темой, вы потратите много времени на её понимание. Да, скорее всего, вы разберётесь, но сколько вы потеряете ценных минут или часов? Сказать сложно.
  • Проверка второй части. Многие задания, где надо давать развёрнутый ответ, имеют различные варианты правильных решений. Их все невозможно уместить в свою работу. В конечном счёте вам сложно будет понять, ответили вы верно или нет.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля

Надо руководствоваться простыми правилами:

Стратегия и тактика на экзамене

Времени на работу даётся достаточно. Чтобы не запутаться, лучше выполнять задания с первого до последнего, не перескакивать. Если встретился сложный вопрос, можно оставить его на потом и вернуться, когда всё остальное будет сделано. В заданиях тестового плана лучше попытаться написать наугад, чем не писать ничего, а во второй части ЕГЭ написать хоть что-то.

Что запомнить

2. Полезно читать материалы самостоятельно, записывать свои вопросы, чтобы затем задать их учителю. Значение незнакомых терминов следует уточнять в справочниках и словарях.

3. Письменные ответы лучше оформлять чётко и писать развёрнутыми, но не заумными фразами.

4. Даже если вопрос на экзамене кажется знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.

5. Сложные темы легко усвоить, если использовать мнемотехнические приёмы.

6. Учить готовые клише и примеры для развёрнутых комментариев бесполезно. На экзамене проверяют умение понять мысль и аргументировать свою позицию.

7. Чтобы научиться писать план, нужно не просто владеть теорией, но уметь её структурировать. Поэтому лучше написать тренировочные варианты не менее десяти раз.

Автор: Анастасия Федорина

Всего в КИМе по обществознанию 25 заданий .

В первой части — 16 заданий, во второй — 9 заданий с развёрнутым ответом. На экзамен отводится 3,5 часа.


Самое сложное в обучении — неизвестность пути. Мы составили план из 14 шагов, которые помогут подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, даже если вы только начали.


Шаг 0. Поставить цель

  • Подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и сдать его на 100 баллов;
  • Поступить в тот самый вуз на специальность мечты;
  • Уехать учиться в другой город.

Каждый раз, когда учиться будет сложно, вспоминайте свою цель и представляйте момент, в который она будет достигнута!

Шаг 1. Изучить кодификатор

Кодификатор от ФИПИ — это перечень необходимых навыков и тем, которые должен знать школьник по предмету. Он помогает подготовиться к ЕГЭ и ничего не забыть.

Кодификатор по обществознанию выглядит так — 👇


Всё, что нужно, — выписать темы из кодификатора и превратить их в план обучения на весь период подготовки, разбить его на месяцы, недели. Например, всего Даше нужно выучить 50 тем, значит в месяц по 10 тем, в неделю по две–три .

‼️ ВСЕ задания на ЕГЭ по обществознанию будут связаны с темами, указанными в кодификаторе — ничего нового!

Шаг 2. Изучить пробный вариант ЕГЭ по обществознанию 2022 и систему оценивания

Врага надо знать в лицо, поэтому второй важный шаг в подготовке к ЕГЭ — изучить пробные варианты , демоверсии, и систему оценивания каждого задания, которой будут пользоваться преподаватели при проверке Дашиной работы.

План такой: решить пробный вариант , сверить результат с правильными ответами, поставить себе балл. Таким образом вы оцените свои знания на начальном этапе и примерно поймёте, сколько работы предстоит проделать.

Шаг 3. Выбирать релевантные способы подготовки

Примерно так чувствует себя Даша, которая не знает, нужен ли ей репетитор👇


Можно ли самостоятельно готовиться к ЕГЭ по обществознанию? В теории — да. Как и ко всем остальным экзаменам. Но структура ЕГЭ по обществу подразумевает развёрнутые ответы, которые обязательно должен проверять школьный учитель или дополнительный преподаватель. Поэтому многие одиннадцатиклассники готовятся с репетиторами или учатся на курсах — там они не только получают план обучения, но и обратную связь.

Например, на нескучных курсах подготовки к ЕГЭ в Вебиуме за семь месяцев можно отработать все темы ЕГЭ с весёлыми преподами, интересными домашками и личным наставником. Можно выбрать и ускоренный курс подготовки или спецкурсы по отдельным темам .

Шаг 4. Решать тесты из открытого банка заданий или пробников

Практика, практика и ещё раз практика!

Пока сложно читать графики? Не понятно, где изображена кривая спроса, а где — предложения? Вообще не понятно, что это значит? Не проблема! Даже сложное с первого взгляда задание станет понятным, если прорешать его много раз.


Решение заданий — самый верный путь к тому, чтобы получить 100 баллов за ЕГЭ.

💡Лайфхак для Даши — записывать задания, на которые она дала неправильный ответ. Так в следующий раз она с большей вероятностью ответит правильно на похожий вопрос.

Наша подборка пробников поможет проверить свой уровень знаний и степень готовности к ЕГЭ. Такая структура заданий встретится на реальном экзамене, поэтому можно набить руку, решая типовые тесты.

Шаг 5. Решать тесты на время

Засекайте время, которое уходит на решение заданий, и старайтесь с каждым разом уменьшать его, чтобы на экзамене не переживать, что ничего не успевается.

Шаг 6. Выписывать новые термины

Много ошибок на ЕГЭ по обществознанию связано с незнанием терминов, поэтому на экзамен важно прийти с хорошей теоретической базой.

Если вы хорошо знаете терминологию, то сможете решить много заданий, даже не зная всей темы полностью.

💡 Лайфхак для Даши — записывать термины на карточки: слово с одной стороны, определение — с другой. Каждый день вытягивать несколько карточек, читать термин, давать ему определение своими словами, а потом переворачивать карточку на другую сторону и проверять себя.

Шаг 7. Использовать метод ассоциаций

Если термины сложно запомнить, можно использовать интересные ассоциации. Как это работает, показывает Валерия Энгельс, преподаватель общества в онлайн-школе Вебиум, в нашем видео .

Задача: нужно запомнить формы познания.

  1. Зазубрить и всё забыть.
  2. Придумать прикольное сравнение и легко запомнить.

Шаг 8. Вести конспекты тем

Пока Даша учит новые темы, ей нужно не забывать про старые. Чтобы не перечитывать длинные параграфы заново, полезно записывать главные мысли из темы в конспект , а потом заглядывать туда, чтобы повторять материал.

Шаг 9. Изучить Конституцию

Некоторые задание в КИМе связаны с этим документом, поэтому его нужно знать и понимать. Разложить всё по полочкам поможет наша Шпаргалка по Конституции РФ для ЕГЭ по обществознанию .

Шаг 10. Научиться решать новые задания повышенной сложности

Хорошая новость: в КИМах 2022 не будет мини-сочинения ! Вместо него будут два задания в формате:


В задании 24 вас попросят составить развёрнутый план на одну из тем.

В задании 25 проверяют логическое мышление, развитость кругозора на все темы обществознания — здесь должны быть применены знания теории из учебника и умение обосновать свою точку зрения.

Шаг 11. Изучить основные ошибки, чтобы не допустить их на дне Х

На ЕГЭ по обществознанию школьники чаще всего допускают такие ошибки:

  1. Путают понятия, из-за чего дают неверный ответ.
  2. Делают математические ошибки в заданиях с цифрами.
  3. Не знают названий органов власти и их функционала.
  4. Путаются в теме налогообложения и наказаний.
  5. Неправильно распределяют время на экзамене.
  6. Сдают работу без проверки.

💡 Лайфхак для Даши — существуют методические рекомендации для учителей , подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. Их полезно изучить и школьникам — там есть ответы на частые вопросы по заданиям.

Шаг 12. Постоянно решать тестовые варианты

Шаг 13. Следить за новостями

Шаг 14. Выделить месяц на повторение

Оставьте месяц перед ЕГЭ по обществознанию только для повторения пройденного материала. Это будет временной запас, который позволит не переживать о том, что вы что-то не успеете выучить.




Полина Морозова, стобалльница ЕГЭ по обществознанию, рассказывает, как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы сдать его на 100 баллов

На самом деле, я даже сейчас не понимаю, что такое серьёзно готовится к экзаменам. Моя подготовка происходила в самых разных условиях. Мне до сих пор кажется, что я не так много и готовилась, хотя готовилась я много. Если в 10 классе я просто делала домашнее задание по обществознанию и читала школьный учебник, то в 11 классе я занялась серьёзной подготовкой лишь после зимы. Пахать начала с мая.

Последние два месяца перед экзаменами я пахала с утра до ночи. Спала часа по четыре. Если честно, больше всего времени я уделяла истории. А на обществознание иногда делала передышки. То есть, где-то в мае я пахала две недели не прерываясь и не выходя из дома. Повторяла весь кодификатор. Каждую тему я проходила, наверное, по три–четыре раза в общей сложности. Большую часть июня я так же не выходила из дома и решала, решала…

Ощущение того, что ты не знаешь, что тебе выпадет, и что ЕГЭ — это лотерея, к которой надо быть готовым. Не знаешь, как сдашь ты сам, как сдадут остальные люди, можно рассчитывать лишь на приблизительные баллы.

Я думаю, мне в подготовке к ЕГЭ помогли критическое мышление и постоянное чувство того, что я ничего не знаю. С каждым разом углубляясь в какую-либо тему, я понимала, как мало я знаю и как много мне ещё надо выучить. Это была постоянная погоня и огромная критика к самой себе.

Всем, кому только предстоит столкнуться с ЕГЭ, я бы хотела дать несколько советов:

Главное в подготовке к ЕГЭ по обществознанию для Даши и всех, кто читает эту статью, — поверить в себя! Сделать это помогут единомышленники и друзья, которых можно найти в комментариях ниже. Напишите, из какого вы города, в какой университет хотите поступать, на сколько баллов хотите сдать экзамен.

Кто-то из комментирующих живёт в вашем городе, хочет поступать в один университет с вами? Может, он просто вам понравился и вы хотите готовиться к экзамену вместе? Дружите, общайтесь, сдавайте экзамен на 100 баллов!😀

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!


Задание № 21

Что требуется

Нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание направлено на умение находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию.

Особенности

Необходимо поработать с предложенным текстом и найти ответы на поставленные вопросы. Здесь, как правило, предлагается несколько вопросов, каждый из которых может содержать разные компоненты. Задание базовое и потому оценивается в 2 балла. Потеря одного компонента отнимает 1 балл, и две ошибки могут привести к получению нулевого результата.

Советы

Задание № 22

Что требуется

Здесь также нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание позволяет проверить, умеет ли школьник применять полученную информацию в заданном контексте.

Особенности

Советы

Задание № 23

Что требуется

Необходимо дать характеристику или объяснение либо конкретизировать текст (или его отдельные положения) на основе пройденного курса. Опираться надо на контекстные обществоведческие знания.

Особенности

Задание проверяет умение подбирать примеры, которые иллюстрируют теоретические положения курса.

Советы

Задание № 24

Что требуется

Здесь надо использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, чтобы самостоятельно сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с предложенной проблематикой.

Особенности

Вопрос теоретического характера, в рамках которого нужно подобрать аргументацию для авторского или своего мнения на основе базовых положений курса.

Советы

Задание № 25

Что требуется

Задание проверяет, умеете ли вы самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Особенности

Это задание теоретического характера, которое предполагает объяснение понятия и составление двух предложений на знание видового разнообразия, функций и связи предложенного социального объекта с другими.

Советы

В первую очередь задание предполагает работу с понятиями, и для подготовки здесь есть два подхода. Первый (простой, но далеко не худший) — составить словарь ключевых понятий и выучить их. Да-да, как стихотворение — наизусть. Второй подход — это глубокое освоение всех понятий курса, что позволяет с легкостью формулировать их суть на экзамене самостоятельно.

  1. О лифтах социальной мобильности.
  2. О традиционных лифтах социальной мобильности.
  3. О лифтах мобильности в современном обществе.
  4. О связи социальной мобильности с демократическим характером общества.
  5. О факторах социальной мобильности и пр.

Задание № 26

Что требуется

Нужно проиллюстрировать теоретические положения курса с помощью примеров.

Особенности

По формату это задание повторяет задание № 23, вот только теоретические позиции в этом случае нужно приводить самостоятельно. Как правило, иллюстрировать здесь предлагают виды социальных объектов, их функции и отличительные признаки.

Советы

Все примеры нужно формулировать развернуто, вот почему их следует подбирать заранее. Каждую тему курса необходимо разбирать, опираясь на примеры. В остальном можно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Задание № 27

Что требуется

Это задание-задача, в которой требуется:

  • анализ предоставленной информации, в том числе статистической и графической
  • объяснение связи социальных объектов, процессов
  • формулирование и аргументация самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.

Особенности

Советы

Выполнить это задание несложно: обычно человеку легче подобрать объяснение к ситуации, чем наоборот. Сперва определите тему курса, к которой относится задание. Затем подчеркните ключевые фразы в ее тексте, интерпретируйте их и выделите ответ на главный вопрос. Задача зеркально отражает задания № 23 и № 26. Если у вас собраны примеры к ним, вы найдете ответ без труда. Не стесняйтесь использовать примеры из текстов задач в сборниках в качестве иллюстраций в других заданиях.

Задание № 28

Что требуется

Здесь требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме курса.

Особенности

В этом году существенно изменились критерии оценки в случае с этим заданием.

Советы

Здесь есть только один путь подготовки: для каждой изучаемой темы не ленитесь составлять развернутый план. Это позволяет отработать материал и подготовиться к повторению курса накануне экзамена.

Задание № 29

Что требуется

Альтернативное задание, где надо написать мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем. Темы заданы в виде кратких высказываний общественных и политических деятелей, а также деятелей науки и культуры. Иногда встречаются и афоризмы. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук курса; темы по социологии и социальной психологии входят в один блок.

Задание № 29 проверяет умение раскрывать смысл авторского суждения, пользоваться теоретическими положениями общественных наук, самостоятельно формулировать и иллюстрировать рассуждения с помощью примеров, делать выводы.

Особенности

Это, пожалуй, самое сложное задание экзамена. В этом году серьезно изменились критерии его оценки. Теперь при написании сочинения необходимо выполнить следующие требования:

  • Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их).
  • При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Проиллюстрируйте их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других предметов.
  • Для иллюстрации сформулированных вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов или примеров из различных источников. Каждый факт или пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением или выводом.

Советы

Выберите раздел обществознания, в котором вы чувствуете себя увереннее всего: знаете основные понятия, можете их пояснить и корректно употребить в тексте, готовы привести примеры из разных областей знания. Пишите сочинения в течение года — эти заготовки обязательно вам пригодятся. В противном случае на экзамене вам может просто не хватить времени. По сути, вся подготовка к выполнению предыдущих заданий части 2 — это подготовка к написанию сочинения. Вы можете выстроить его план с опорой на задание № 28, использовать основные понятия курса благодаря заданию № 25, проиллюстрировать заявленные теоретические положения (это обязательное требование) с помощью примеров благодаря заданию № 26 (особенно если вы искали примеры в истории, современной практике, литературе). Вы можете привести контрпример — это задание № 27.

Не бойтесь быть оригинальными, но и не сводите ваши рассуждения к абсурду. Ваш искренний интерес к теме и ее нетривиальная подача, несомненно, вызовут интерес у эксперта. Однако если вы не готовы написать оригинальную работу, лучше не экспериментировать. Выполняйте работу по критериям: интерпретация высказывания, собственный тезис, его теоретические доказательства и примеры. Напишите больше двух примеров — это может стать гарантией того, что хотя бы два из них попадут в цель и будут засчитаны.

Структура вебинара, фишки, подводные камни, частые ошибки, сколько баллов можно заработать за задание

Только то, что действительно необходимо для ЕГЭ и даст тебе реальные баллы за верное решение заданий.

Преподаватель детально разбирает тему, заданную на вебинаре, решает возможные варианты задач и обращает внимание на наиболее распространенные ошибки.

Задай свой вопрос на вебинаре и получи на него исчерпывающий ответ от преподавателя. Наша цель, чтобы тему понял каждый!

  • Эксперт ЕГЭ по обществознанию
  • Выпускница философского факультета МГУ
  • Призер всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву
  • Опыт преподавания 8 лет
  • Автор ряда научных статей по философии культуры
  • Средний балл моих учеников в 2019 году 85, лучший – 100

Мария Васильевна

Новый курс от

Новый курс от "Школково" - наКОВАЛЬня — подготовка к ЕГЭ по математике и русскому языку на 200 баллов 💥

Подготовка к ОММО за репост + проверка ДЗ

Интенсив по логарифмам для ЕГЭ 2022 за репост

Интенсив по по №2,10 из ЕГЭ на теорию вероятностей за репост

Бесплатный курс по Итоговому сочинению 2022 за репост

Бесплатный курс по Итоговому сочинению 2022 за репост

Интенсив подготовки к региональному этапу ВсОШ по Астрономии за репост

МЕГА ИНТЕНСИВ по ЭКОЛОГИИ 🌱 - бесплатный курс по Биологии ЕГЭ 2022 за репост

Информатика для 10-классников - бесплатный курс за репост. Ботай уже сейчас!

HARD-прога / Информатика - бесплатный курс за репост

до 31-го декабря

Интенсив по Квантовой Физике ЕГЭ 2022 за репост

Интенсив по Неорганике - Химия ЕГЭ 2022 за репост

БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-интенсив к муниципалке ВсОШ по МАТЕМАТИКЕ за репост

🔥БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-интенсив к муниципалке ВсОШ по ФИЗИКЕ за репост

🔥 Введение в высшую математику. Бесплатный курс за репост от Школково

Интенсив по Обществознанию за репост - Подробный разбор нового задания 21 из ЕГЭ

Возврат стоимости обучения за сотку на ЕГЭ-2022

Рулетка с гарантированной скидкой и возможностью получить бесплатный курс!

Приглашай друзей в Школково и получай вознаграждение до 15%!

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов при поддержке Научно-исследовательского института Проблем развития научно-образовательного потенциала молодежи.

Читайте также: