Как сделать по физике

Обновлено: 02.07.2024

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

- Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

- В том-то и дело, - ответишь ты, - что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

  1. Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

  1. Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.

1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия (от лат. diflusio - распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.

Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.

8 простых детских опыта по физики и химии, которые запомнятся ребенку на всю жизнь. В домашних условиях сделайте с ребенком опыты с уксусом, содой, водой, льдом и прекрасно проведите время!

Редакция wsem.ru

Многие уже взрослые люди, вспоминая нудные уроки в школьных классах, приходят в ужас. Любовь к наукам могут отбить даже непонятные опыты на уроках физики, которые учитель проводил на занятиях. Вашим детям всего этого можно избежать, если грамотно организовать дома наглядные демонстрации самых простых законов этих часто нелюбимых школьных предметов. Для этого не нужно иметь ученую степень или степень бакалавра. Любой родитель может провести с пользой для ребенка, а зачастую и для себя, опыты по физике и химии у себя дома.

Начинать занятия желательно, когда ребенок начнет осознавать, что это не волшебство, а простые законы природы. Это, примерно 5-6 лет. Естественно, стоит соблюдать все меры безопасности и хорошо подготовиться, так как некоторые детские опыты могут испачкать комнату, которую сложно будет очистить или нанести травму участникам.

Правила безопасности при проведении опытов по химии и физике


При проведении демонстраций с использованием открытого огня, химических элементов, которые могут оставить следы на мебели или одежде, стоит использовать:

  • перчатки, маску, халат или старую ненужную одежду;
  • вся потенциально опасная зона должна быть максимально изолирована, а мебель накрыта укрывным материалом;
  • объясните ребенку, что при проведении опытов по физике не стоит подносить руки, лицо к реактивам и огню (и сами следуйте этому правилу). Это поможет избежать всем участникам работ ожогов и травм;
  • также следует уточнить наличие у ребенка аллергических реакций на какие-то компоненты и реактивы, которые будут участвовать в эксперименте. Если такие существуют, то от экспериментов лучше отказаться.
  • проветривайте помещение после проведения опытов.

Простые опыты по физики и химии в домашних условиях



Это один из зрелищных экспериментов, которые оценит ваш ребенок. Для демонстрации нужно всего лишь: сода, столовый уксус, две емкости небольшого размера.

  • в одну из склянок налейте уксус примерно до половины ее объема;
  • другую - наполните пищевой содой где-то на треть;
  • наливайте уксусный состав в колбу, где находится сода, пока не образуется мощный пенный столб, напоминающий извержение вулкана;
  • для лучшей наглядности желательно соорудить из пластилина или теста подобие вулкана, а в уксусный состав подмешать яркий пищевой краситель.

Инструкция по проведению опыта:

Опыт: Шарик, который надувается сам

Это достаточно распространенный опыт по физике и химии в 7 классе. Он наглядно показывает, как газ может высвобождаться за счет химической реакции в закрытых пространствах. Это очень простой и наглядный эксперимент, который можно показать и маленькому ребенку, если все работы, естественно, сделает взрослый. Для демонстрации понадобится воздушный шар (возможно несколько), уксусная кислота, пищевая сода, ложка, пластиковая бутылка небольшого объема (примерно литр).

  • в сдутый воздушный шар ложкой насыпьте соду примерно на треть объема;
  • одну четвертую часть бутылки наполните уксусом;
  • наденьте воздушный шар на горлышко емкости так, чтобы уксус не перелился в шарик;
  • теперь, когда сода будет поступать в бутылку, будет проходить химическая реакция с выделением газа, и шар будет самостоятельно надуваться. Главное соблюдать герметичность!


Вам понадобится: пластиковая емкость, шампунь, краситель (пищевой), йодид калия (можно заменить дрожжами), сама перекись водорода.

  • в емкость с узким горлышком налейте приблизительно 200 мл перекиси;
  • для наглядности перемешайте оксид водорода с красителем и шампунем (жидким мылом);
  • отодвиньтесь на расстояние, так как сейчас будет бурная реакция;
  • всыпьте ложку йодида калия (разведенных в воде дрожжей);
  • любуйтесь столбом пены.

Эксперименты по химии в домашних условиях с применением простых реактивов

На самом деле эти домашние опыты по физике и химии не такие сложные, как могут показаться, просто для них могут потребоваться некоторые компоненты, которых нет на кухне. Однако они очень наглядны и способны объяснить множество природных явлений.

Где взять реактивы для опытов дома

Сегодня в интернете можно найти практически все. Существует множество организаций, которые занимаются продажей наборов для юных химиков. Тем более, что для демонстрации той или иной реакции не потребуются компоненты в производственных масштабах. Дальше мы расскажем, где можно найти дома некоторые нужные элементы.

Описание опытов по физике и химии с применением реактивов

Опыт по химии: Выращивание настоящего кристалла


Это достаточно долгий по продолжительности эксперимент, поэтому стоит запастись терпением — от нескольких дней, до двух недель. Также желательно объяснить ребенку, что в природе большинство процессов протекает медленно. Для демонстрации понадобится небольшая емкость и пищевая сода. Для наращивания кристалла берется нитка или тонкая проволока.

  • в емкость наливается теплая вода;
  • добавляется пищевая сода (гидрокарбонат натрия) и хорошо размешивается (точные пропорции рассчитать сложно — просто досыпайте соду до тех пор, пока она не перестанет растворяться в жидкости);
  • далее на карандаш или другой продолговатый предмет привязывается нитка или проволока и опускается в смесь;
  • продолговатый предмет закрепляется на горлышке емкости для удобства;
  • поставьте вблизи батареи (зимой) или на солнце (летом), чтобы раствор испарялся: в процессе испарения воды из раствора на нитке будет наращиваться кристалл;
  • эксперимент может занять несколько дней или недель, в зависимости от множества внешних факторов. Но в итоге вы получите выращенный собственными руками кристалл. Вместо соды можно использовать каменную соль — кристалл вырастит немного другой. В воду можно добавить немного красителя: сок свеклы или пищевой краситель. Так вы получите цветной кристалл. Эксперементируйте!

Как сделать любую жидкость газированной в домашних условиях


Эта демонстрация наглядно показывает, как взаимодействуют между собой уксусная кислота и пищевая сода. Для опыта нам понадобится: емкость с жидкостью, в которой будут образовываться пузырьки газа, пластиковая бутылка и простая трубочка для коктейлей.

  • в крышке делаем небольшое отверстие, чтобы в него плотно входила трубочка (если необходимо, щели можно дополнительно запечатать пластилином);
  • далее в бутылку насыпаем соду и наливаем уксус (реакция произойдет мгновенно, поэтому важно, как можно быстрее закрутить крышку);
  • опускаем конец трубочки в емкость с жидкостью;
  • наблюдаем, как из него выходит газ, а в воде образуются пузырьки.


Этот эксперимент показывает, что во время горения при закрытой горловине, прекращается подача кислорода, и внутри образуется вакуум. Он имеет отрицательное давление, поэтому яичко само втягивается в бутылку.

Есть еще один похожий опыт, но уже с сырым яйцом. Для него нужно взять непосредственно сырое куриное яичко таких же размеров (большое) и вымочить его в уксусной кислоте на протяжении 14-16 часов. Далее повторяем действия из предыдущей демонстрации. Яйцо окажется в бутылке благодаря тому, что в процессе вымачивания в уксусе, оно стало более пластичным, а кальций в скорлупе – более мягким.

На этом этапе все понятно, но как теперь достать яйцо из емкости? На самом деле все довольно просто. Для этого потребуется простой пищевой целлофановый пакет. Его проталкиваем внутрь так, чтобы его края оставались снаружи колбы. Далее надуваем его. Затем резким движением переворачиваем емкость и с силой выдергиваем пакет. Здесь уже будут действовать основные физические законы.


Такой наглядный опыт можно провести даже с малышами дошкольного возраста. Также нужно объяснить им, что пробовать компоненты на вкус категорически нельзя, даже если они аппетитно выглядят. Для демонстрации нам понадобится прозрачная емкость, пена для бритья, водопроводная вода, небольшой шприц без иглы, краситель.

Более сложные домашние эксперименты мы обязательно опишем в следующей статье. Есть, что добавить — напишите в комментариях или нам на почту — дополним статью.

Физика — наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Часть 1. Физические методы. Строение вещества. Движение и взаимодействие тел. Силы вокруг нас. Давление тел. Работа, мощность, энергия.

(обычно изучается в 7 классе)

В конспектах использованы ВИДЕОУРОКИ от YouTube-канала ВЕБ-ШКОЛА

Часть 2. Тепловые явления. Электрические явления. Электромагнитные явления. Световые явления.

(обычно изучается в 8 классе)

Часть 3. Законы взаимодействия и движения тел. Механические колебания. Звук. Электромагнитное поле. Строение атома и атомного ядра. ОГЭ

(обычно изучается в 9 классе)

Часть 4. Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения в механике. Основы МКТ. Свойства газов. Основы термодинамики. Свойства твёрдых тел и жидкостей. Электростатика. Электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Механические и электромагнитные колебания и волны. Оптика. Атомное ядро, фотоны. Строение Вселенной. ЕГЭ

(обычно изучается в 10-11 классах)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






    — М.: Просвещение (В помощь выпускнику)
  • учебники физики Перышкина А.В. (Дрофа) для 7, 8, 9 классов,
  • учебники физики Белага В.В. (Просвещение) для 7, 8, 9 классов, (БХВ-Петербург, 2016), (БХВ-Петербург, 2018), (Илекса) (М.: Просвещение)
  • Янчевская О.В. — Физика в таблицах и схемах (Литра). (Виктория плюс) Все темы ОГЭ и ЕГЭ (Эксмо-Пресс)

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • ЗАДАЧИ на Движение под действием силы трения
  • ЗАДАЧИ на Движение под действием нескольких сил
  • ЗАДАЧИ на силу упругости с решениями
  • Геометрия 7 Атанасян Самостоятельная 7
  • Геометрия 7 Атанасян Самостоятельная 10
  • Геометрия 7 Атанасян Самостоятельная 8
  • Курсы обучения в Академии ДПО

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!


Здесь собраны готовые исследовательские работы по физике учеников 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, в которых осуществлена научно-исследовательская деятельность учеников об истории появления и развития физики, о законах физики, роли физики в истории человечества и в жизни современного человека, о физике вокруг нас, на кухне и в игрушках, которая подкреплена практическими опытами.

Некоторые готовые исследовательские проекты по физике включают в себя справочные сведения и практические опыты в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах с электричеством, энергией, иллюзией и диффузией, оптикой, силой трения, волнами и архимедовой силой, кристаллами, атмосферным давлением, молнией и другими природными и бытовыми явлениями, а также устанавливают межпредметные связи физики и музыки, физики и астрономии и др.

Читайте также: