Как сделать платок памяти своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Редкие похороны обходятся без раздачи платочков, пришедшим проводить в последний путь почившего человека. Порой их даже закупают определенное количество – 40 штук. Хотя, почему именно столько, для чего их вообще раздают – многие не знают, и даже не интересуются, мол, это древняя традиция. Она, действительно, очень древняя, и у нее есть причина.

Но для начала сразу следует отметить, что к церковному обряду отпевания и похорон она не имеет никакого отношения. К нам она пришла из далеких глубин, возможно, что со времен язычества - оттуда очень многое перекочевало в более поздние века.

К слову, платки на похоронах раздают как носовые, так и головные. При чем, последние отдают мужчинам, которые будут нести гроб, крышку, венки, крест, портрет – их повязывают на руку. И не обязательно, чтобы они были чисто белые. Многие берут бесцветные платки, но это не обязательно, так как на своем веку я видела всякие платки, что мужчины повязывали на руку.

Иногда головные платки раздают женщинам постарше, что присутствуют на похоронах. Но это очень редко, и я лишь раз это видела. И то, раздавали только певчим, что были на отпевании. Допускаю, что не видела чаще, так как не всегда нахожусь где-то поблизости от родни покойного, а стою со многими пришедшими в ожидании выноса на улице.

Носовые платки раздают либо только мужчинам, либо всем подряд – какой-то особой схемы тут нет, и в каждом регионе действует своя. Даже не столько в одном региона, как на одной отдельной улице могут раздавать и так, и сяк. Это уже как знает и подскажет тот, у кого в голове укоренилось когда-то, что надо делать именно так.

Есть три главные причины раздачи носовых платочков: обмотать им край свечи на отпевании, чтобы горячий воск, стекая, не обжог руку; вытирать слезы, оплакивая усопшего; унести с похорон домой и вспоминать покойного добрым словом, глядя на платок.

Вытирать слезы… Мне самой сложно представить, что как у мужчин, так и у женщин при себе нет носового платка при выходе из дома в кармане или сумочке. У меня в каждой сумке и влажные салфетки, и бумажные платочки есть всегда. Последних даже не одна пачка. Но, видимо, есть люди, которые платки с собой не носят. Даже на похороны.

Или раньше, в незапамятные времена платки (кусочки ткани) были настолько редкие или являлись непозволительной роскошью, что позволить их себе могли далеко не все. (Это я уже фантазирую).

Ну и – на память об усопшем. Правда, если у человека стопка из носовых платков, то после первой стирки он и думать перестанет – с каких похорон какой. И есть ли в этой стопке вообще с каких-то похорон.

Так что, самая реальная причина появления в старину традиции раздачи платков – вытирать слезы. Вывод не мой собственный – много всего читала по теме, и эта причина указывается во всех источниках. Да она и самая логичная.

Хотя сама я держу некоторые платки с похорон в отдельных пакетиках, подписанные. Не все, конечно, храню, а только тех, кого безмерно уважала. Этими платками я не пользуюсь, но порой, перебирая бумаги в столе, или шкафу, достаю их и вспоминаю тех, где получила платок, добрым словом.

Итак, мы подошли к решению вопроса – что с ними делать? Ведь очень многие суеверные люди боятся что-то приносить с похорон домой. Если от подобных вещей, действительно, кому-то неспокойно, тревожно, мучают сомнения и переживания, то никакого греха не будет в том, что его просто выбросят. Это всего лишь кусок ткани и не более.

А вот сжигать – это уже некий обряд, и лучше к нему не прибегать. В этой уже просматривается некое кощунство – не к покойному в частности, а к потустороннему миру в целом. Ведь причина для сжигания – страх и похоронное суеверие.

Те, кто подобным сомнениям не подвержен, запросто могут этими платками пользоваться. Отмечу еще раз – это всего лишь кусок ткани, не больше.

Материалы на моем канале на аналогичную тему, которые могут быть вам интересны:

Уже не первый год в нашей школе проводится конкурс "Солдатский платок". Его основные задачи - это воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своей Родине, развитие интереса к изучению истории нашей Родины, развитие интереса к изучению боевого пути воинских частей, партизанских соединений. Ниже представлены поисковые и творческие работы моих учеников.














Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

2020 год - год 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, время неумолимо. С каждым годом мы теряем всё больше и больше непосредственных участников Великой Отечественной войны. Во многих семьях уже практически нет живых свидетелей великого подвига народа и ребята неминуемо отделяются от понимания происходившего.

Солдатская доля всегда была нелегка, особенно тяжела она была в царские времена, когда служить приходилось 25 лет. Трагична она и во время войн.

До 1917 года, когда молодого человека отправляли в армию, он собирал у себя дома своих друзей. И они все вместе готовили так называемый платок солдата. Вплоть до 80-х годов XX века сохранилась традиция на проводах в армию дарить солдату рушники и платки.

Солдатский платок - это целое искусство. Вместе сшивались два-три больших платка, украшались бусами, лентами.

Когда платок был готов, оценивать его приходили родственники, соседи. Проводы длились всю ночь: пели солдатские песни, частушки, плясали. Во время застолья все говорили призывнику напутственное слово, ободряли, желали достойно отслужить.

Так и возникла идея изготовить Солдатский платок. И тем самым внести свой вклад в увековечивание памяти о родных, близких, знакомых.

С чего же нужно было начать?

Первое с чего мы начали работу – это просмотр книг памяти, которые находились в нашей школьной библиотеке. Выписали все фамилии учителей из протоколов педагогических советов с 1946 по 1954 год, и сравнили эти списки со списками из книги памяти. Посетили совет ветеранов Киренского района и Киренский историко-краеведческий музей.

Что же мы нашли об учителях нашей школы

Тирский Виталий Николаевич, 1922 г. р., Уроженец деревни Тира Киренского района Иркутской области. Призван Киренским РВК в августе 1941 года. Старший лейтенант, помощник начальника штаба по спецсвязи 582 сп, 210-ой сд, 36-й А, Забайкальского фр. Награжден орденом Красной Звезды и медалью "За победу над Японией". ( Из наградного листа. тов. Тирский при организации форсирования реки Аргунь, как помощник начальника штаба, по спецсвязи, лично, кодированный связью, оперативно доводил до подразделения приказа командира части. За время совершения наступательного марша и по прибытии в город Чанчунь оперативная работа и по координирования связи умело облегчил скрытое управление подразделений части. Партии Ленина и Сталина и Социалистической Родине предан, морально устойчив, идеологически выдержанный, лично дисциплинирован. Достоин награждения правительственной наградной, орденом Красной Звезды. Командир 582 стрелкового полка подполковник Рябоненко. 28 августа 1945 года.) После войны работал учителем истории в средней школе номер один города Киренска.

Гудков Павел Семёнович, 1907 г.р., д. Заярновой Усть-Кутского района в семье крестьянина. Призван Киренским РВК 22.01.1942 г. Рядовой 534-го сп с 01. 1942 г. по 09.1943 г. 386-го сп., С 09.1943 г. по 12.1945 г. Награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Орденом Отечественной войны, шестью медалями.

В 1929 году окончил Киренский педагогический техникум по специальности учитель начальных классов.

В 1929 - 2931 гг. - учитель, заведующий Ульканской начальной школой.

В 1931 - 1939 гг. - учитель математики Якутского сельскохозяйственного техникума.

В 1934 - 1937 гг. - учитель математики Киренской средней школы.

В 1937 - 1945 гг. - председатель РК союза учителей.

В 1942 - 1943 гг. - служба в Армии, участие в Великой Отечественной войне.

В 1946 - 1947 гг.- учитель математики семилетней школы (сейчас школа номер пять)

В 1946 - 1947 гг.- директор семилетней школы (сейчас школа номер пять)

В 1955 году - директор Криволукской школы до ухода на пенсию. Умер в 1989 году.

Тирский Варфоломей Степанович, 1910 г.р., д. Тира Киренского района. по окончании Киренского педучилища работал учителем, завучем школы номер семь (сейчас школа номер пять) Призван Киренским РВК 3 марта 1942 года. Рядовой, пулеметчик 7-ой роты, 3-го батальона, 1348 сп. В октябре 1944 года пропал без вести.

Мирский Семён Филиппович. 1920 г.р., д. Раздаловка Жлобинского района Гомельской области, Украина. Призван Жлобинским ГВК в 1940 г. Служил на Дальнем Востоке в городе Уссурийск в артиллерийских войсках. В 1941 году был направлен на к Калининградский фронт, воевал рядовым артиллеристом. Был ранен, после шестимесячного лечения в госпитале города Томска комиссован. Награжден орденом (юбилейным) Отечественной войны 2-ой степени, медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."

После окончания Иркутского художественного училища в 1955 году приехал в город Киренск, где и работал в школе номер пять и других школах учителем рисования и черчения. Умер в 2006 году в г. Иркутске.

Эту информацию мы передали в школьный альманах, посвящённый празднованию Юбилея школы.

Также мы расспрашивали своих бабушек, дедушек, родителей, знакомых и даже соседей о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. К сожалению, у большинства ребят нашей группы сведенья весьма скудные. Информация об участниках ВОВ не сохранилась.

Но все таки мы нашли сведенья о родственниках учащихся нашего класса …

Прадедушка Курбатов Никиты

Курбатов Василий Данилович 30.01.1920 г – 15. 07. 1951г.

Вот года и места службы Василия Даниловича:

с октября 1940г. служба 230 ОСП

с 25 июля 1941 г. служба 250 Г.М.С.П

с 21 февраля 1942 г. 24-й О.Г.Д.п наводчик

с 20 июля 1942г. 24-й О.Г .И.М.А.Д сержант- наводчик

с 13 августа 1943г. 1 84сд 224сд/ отр. б-н , ст. ротный.

с 28 октября 1943г. 587 АИПТДП

с 30 августа 1945г. 21 гв. отр. див. 587 ст. разведчик-серж.

с 20 января 1946г. 157 Укрепленный район, Управление 157 УР, ординарец, командир артиллерии, сержант.

Нетесов Дмитрий Васильевич 1920-1943 год.

Лейтенант, командир взвода артиллерийской 192 стрелковой дивизии. Воевал в Смоленской области.

Нетесов Иннокентий маркелович 1919-1920 77 служил командиром взвода, адъютантом командира полка, помощником начальника штаба. Воевал под Москвой, был участникам Курского сражения.

Нетесов Степан Илларионович. Родился 18 июля 1919 г. Умер 21 сентября 1994 г. Звании - гвардии рядовой. Служил в войсках миномётной роты, полковой разведки

Мартюшев Тихон Яковлевич, воевал на дальнем Востоке в 1944 на границе, имеет медаль за отвагу, родился 02.01.1926 умер в 1978 году.

На платке необходимо было написать или вышить фамилию, имя, отчество участника Великой Отечественной войны, годы жизни (гибели). По желанию участников, его воинское звание, профессию или должность в военное время, в некоторых работах добавлялись декоративные элементы (рисунки, стихи и т.д.). Все полученные платки были сшиты в одно единое полотнище.

Благодаря акции мы смогли внести свой вклад в увековечивание памяти об учителях нашей школы воевавших на фронте, наших родных, близких, знакомых. На некоторых платках участники старались написать всю судьбу, а не только сухие данные о солдате. В ней приняли участие папы, мамы, дедушки, бабушки и даже прадеды. Но на этом мы не остановимся, а будем продолжать работу, дополняя своё полотнище.

Хочется, чтобы эта работа продолжила свое начинание.

В процессе создания солдатских платков, мы узнали много интересного об учителях нашей школы, родственниках наших одноклассников, воевавших на фронтах ВОВ. Платки старались выполнить аккуратно, с художественным достоинством.

Полотно, сшитое из солдатских платков, мы передадим в музей школы.

Невозможно каждому участнику войны поставить памятник,
а сшить памятный платок можно.

Такие строки о своей прабабушке написала на солдатском платке Дарья Ларина, ученица 5 класса основной школы №5 Катав-Ивановска.

Иван Рупасов, младший брат бабушки Елены Селеверстовой, педагога ДДТ Катав-Ивановска, ушел на фронт в 15 лет добровольцем. С фронта пришло письмо с информацией о том, что он один убил 12 немцев. Оно было последним. Больше сведений о стрелке Иване родственники не получали, он пропал без вести.

Школьники и детсадовцы Катав-Ивановска, а также многие взрослые на протяжении последних нескольких недель несли в отдел по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации района лоскуты материи размером 40х40 сантиметров, на которые постарались самыми различными способами нанести информацию о своих родственниках, мимо которых не прошла война.

Эти солдатские платки переливаются всеми цветами радуги — есть белые, черные, красные, оранжевые, синие, малиновые, зеленые. Они украшены цветами, георгиевскими лентами, бантами, тесьмой и кружевом, аппликациями из бумаги и ткани, надписи и рисунки вышиты, нанесены маркерами, кто-то использовал графику и на белом фоне писал простым карандашом. Каждый постарался проявить фантазию и вложить в этот лоскут материи частичку своей души и благодарности. Некоторые участники акции сделали не один платок, а на каждого своего погибшего родственника, ветерана или труженика тыла. В век современных технологий некоторые участники сделали платки печатные на специальных принтерах. Организаторы настаивают на том, что приветствуется все-таки личная творческая работа над изделием. Но и такие платки постараются оформить в один солдатский. Другие же не соблюли четко прописанные в положении по акции размеры.

Более 140 платков сделали дети Катав-Ивановска и 250 — Юрюзани для участия в акции

Читайте также: