Как сделать план по литературе жаба и роза

Обновлено: 06.07.2024

Глоссарий по теме

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Сказка; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Научимся анализировать литературное произведение, видеть прекрасное, формировать понятия счастья, смысл жизни, добро, зло, красота;

Сможем выделять в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Основное содержание урока

-Закройте глаза и послушайте замечательную музыку Антона Григорьевича Рубинштейна.

Перенесёмся с вами во времена, когда жил и творил музыкант.

Итак, мы входим в дом, где он даёт концерт. Тут находится известный писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрит на него неприятного вида старый чиновник.

Именно эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя написать данную сказку.

Отгадайте пару загадок, чтобы вы смогли узнать о каком произведении пойдет речь.

Из икринки вылупляюсь,

В головастика превращаюсь,

Очень я прожорлива,

Холодная и мокрая.

-Правильно! Это жаба.

Стебель весь ее в колючках.

Об него уколешь ручки.

Хоть страшна её угроза,

Все равно красива…

-О каком же произведении мы будем говорить на уроке?

-Прежде, чем начать читать сказку, давайте познакомимся с самим писателем.

-Посмотрите на портрет Гаршина. Что можно о нем сказать?

Правильно. У него очень грустные глаза.

-Чтобы понять, почему у него такие грустные глаза, мы должны заглянуть в его детство.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)

Родился 2 (14) февраля 1855.

В Старобельске прошли детские годы будущего писателя Всеволода Михайловича Гаршина.

У Михаила Егоровича и Екатерины Степановны было трое сыновей. Два старших уже учились в Петербурге в гимназии, а наименьший Всеволод был с родителями. Но брак родителей распался. Всеволод остался с отцом. Три года они прожили на хуторе, или у братьев Михаила Егоровича, которые жили тоже в Старобельском уезде. Всеволод в пять лет научился читать. В эти совсем детские годы Всеволод очень много читает. "Никогда я не читал такой массы книжек, как за три года жизни с отцом", - писал потом писатель. 15 августа 1863 года Екатерина Степановна забрала Всеволода в Петербург. После этого он несколько раз приезжал в Старобельск на лето. Закончив в 1874 году гимназию, Гаршин поступает в Петербуржский горный институт. Когда началась российско-турецкая война, Гаршин бросает учебу и идёт добровольцем в действующую армию, принимает участие в боевых действиях на Балканах. Во время штурма высоты возле села Аяслар в Болгарии был тяжело ранен в ногу. Вернувшись с войны, В.М.Гаршин получил офицерское звание и пошёл в отставку. Некоторое время он слушает лекции в университете из истории и филологии, а также продолжает литературное творчество. Рассказы "Подлинная история энского земского собрания" и "Медведи" были написаны по материалам, собранным в Старобельске. Потом он пишет рассказ "Трус", "Встреча", "Художник", "Красный цветок", "Надежда Николаевна", "Сигнал", "Из воспоминаний рядового Иванова", "Ночь", "Приключение" и другие. Он является автором глубоких статей об изобразительном искусстве, творчества художников в своё время. Творчество В.М.Гаршина поддерживали, С.Тургенев, Л.М.Толстой, Г.И.Успенский, М.С.Салтиков-Щедрин. В Петербурге он знакомится со многими художниками. Творческое наследство Гаршина небольшое, но писатель вошел в историю литературы как большой мастер психологического рассказа. В марте 1888 года В.М.Гаршина не стало.

-Можем ли мы сказать, что у писателя было счастливое детство?

-Как думаете, о чем будет наш рассказ? Почему главными героями Гаршин выбрал розу и жабу? Как можно охарактеризовать их?

Роза-это красивый нежный

цветок с приятным ароматом и шипами.

Жаба-скользкая, холодная, безобразная.

Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни.

-Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом?

-Что украшало заброшенный цветник?

- Как можно озаглавить эту часть?

- Как можно озаглавить вторую часть?

-Что думает о розе автор? Подробно ли она описана?

Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг.

-Как можно назвать эту часть произведения?

-Что говорит о жабе автор?

Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.

-Что вы узнали о мальчике?

Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика.

-Где он любил проводить время?

Почему больше не выходил в цветник?

-Как можно озаглавить эту часть сказки?

-Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её?

-Какая опасность грозила бедной розе?

Как думаете, спасут ли розу?

Чтение 6 части

Как можно озаглавить эту часть?

-Что спасло розу от жабы?

-Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали?

-Похожи ли роза и мальчик? Чем?

Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха.

По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.

К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!

Разбор типового тренировочного задания

а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г ) С.Т. Аксаков

Правильный ответ: б) В.М. Гаршин

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Разбор типового контрольного задания

Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Читайте также: