Как сделать план лекции

Обновлено: 08.07.2024

Каждый человек сталкивался с необходимостью освоить новую тему. Один из эффективных способов фиксации и структурирования новой информации – составить краткий конспект. Однако принципы написания конспекта могут отличаться в зависимости от типа информации, которую нужно запомнить. Мы расскажем о том, какие бывают виды конспектов, а также сделаем обзор методов конспектирования. Вы убедитесь, что написание конспекта на самом деле не такое скучное и трудоемкое занятие, как кажется.

Что такое конспект

Конспект – это краткий текст, который вы пишете, осмысленно перерабатывая чужой. Информация по теме, которую вы изучаете, прибегая к конспектированию, может не только быть отражена в книге или звучать из уст преподавателя, это также может быть аудио- или видеоматериал. Чтобы правильно понять, что такое конспект, обратите внимание, что конспектирование предполагает не только сокращение информации, предлагаемой в источнике, но и сохранение логической связи между смысловыми частями. Перечитав свой конспект, вы непременно должны понять ключевые идеи изложенного.

Виды конспектов

В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.

1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями. Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного.

2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.

3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.

4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.

5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.

6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.


Базовые правила конспектирования

Чтобы написание конспекта не стало пустой тратой времени, соблюдайте базовые правила конспектирования.

1. Прежде чем начать конспектирование, прочтите текст, который вам предстоит изучить, или внимательно выслушайте план урока или краткий обзор лекции, который преподаватель сделает в начале пары.

2. Не пренебрегайте планом. Наглядно представить перед собой структуру конспекта – важный этап.

3. Даже если в изучении темы от вас не требуется знание точных цитат, добавляйте их в умеренном количестве в конспект. Когда спустя много времени вы вернетесь к своим записям, по цитатам вы легко вспомните, о чем писали.

4. Записывать за преподавателем каждое слово нерационально, да и не все обладают быстрой скоростью письма. Дождитесь завершения мысли и запишите себе в конспект только ключевые слова. Этому же правилу следуйте при работе с печатным источником.

5. Успеть записать за преподавателем и просто сэкономить место в тетради помогут сокращения и условные обозначения. Если боитесь впоследствии запутаться в написанном, отведите в тетради место для расшифровки используемых знаков и сокращенных слов.

6. Если что-то упустили на лекции, переспросите. Не откладывайте в долгий ящик. Максимально заполняйте все пробелы. Но не перебивайте, дождитесь окончания лекции – там, где сразу было непонятно, в конспекте можно оставить пустое место.

Эффективные методы конспектирования

Конспект должен быть не только кратким, но, что не менее важно, эффективным. Чтобы составленные вами конспекты стали незаменимым подспорьем в учебе, полезно знать и владеть эффективными методами конспектирования. Ознакомившись ниже с тем, как могут писаться конспекты, вы можете выбрать понравившийся образец.

Метод таблиц

Написание конспекта на ту или иную тему по методу таблиц подразумевает заполнение колонок таблицы соответствующими данными. Таблицу удобнее чертить в тетради или на листе формата А4, ориентированных горизонтально, чтобы столбцы были достаточной ширины. В зависимости от изучаемой темы таблица может содержать даты и события, термины и определения, отражать сходства и различия, плюсы и минусы и др.

Если вы любите наглядность и аккуратность в тетради, то написание конспекта по методу таблиц – для вас.

Метод Корнелла

Метод Корнелла появился в середине XX века, его создателем стал профессор Корнелльского университета Вальтер Паук. Способ конспектирования информации, предложенный профессором, пользовался у студентов чрезвычайной популярностью, так как позволял эффективно обработать большой объем информации.

Профессор предложил студентам провести на листе бумаги или в тетради две горизонтальные линии: вверху, чтобы записать дату и заголовок, и внизу, под которой будут помещаться несколько предложений, подытоживающих всю суть конспекта. После этого нужно разделить лист вертикальной линей, чтобы получилось две колонки, правая колонка в два раза шире, чем левая.

По замыслу автора такого метода конспектирования, правая колонка заполняется основной информацией, которую дает преподаватель во время лекции или семинара; по окончании занятия важные фактические сведения (даты, имена), правила и формулы переносятся в левую колонку. В течение последующих суток, чтобы хорошо усвоить новую тему, отразите краткое содержание лекции в нижнем поле.

Метод нумерации

При конспектировании информации методом нумерации в тетради в виде тезисов записываются важные мысли. Каждой мысли, которая в идеале должна быть не больше предложения, присваивается порядковый номер.

Достоинствами конспекта, написанного методом нумерации, является лаконичность и четкость изложения темы.

Метод боксов

В данном методе бокс (небольшой квадрат) отражает какой-либо аспект обширной темы. Это помогает сохранить ясность и не запутаться в большом количестве фактов или понятий.

Метод ментальных карт

В конспекте, написанном по методу ментальных карт, изучаемая тема представлена в виде разветвляющейся системы, где в центре – главная мысль, а ветки – это все, что эту главную мысль раскрывает.

Может показаться, что по наглядности и удобству такой конспект уступает другим. Однако с точки зрения запоминания и усвоения информации он намного эффективнее: ведь расширяя ментальную карту, объединяя различные темы, добавляя собственные идеи и суждения, вы пропускаете все через себя и впоследствии вряд ли забудете. Если вам нужно написать эссе или проанализировать произведения литературы, чертите ментальную карту, и результат не заставит себя ждать.

Метод Билла Гейтса

При составлении конспекта по методу, предложенному Биллом Гейтсом, необходимо тетрадь или лист бумаги, который вы используете для записей, разделить на квадраты по числу типов информации, которую вы будете фиксировать в процессе изучения темы. Например, первый квадрат может содержать даты, второй – значимые имена, третий – важные события, четвертый – памятные места и т.д. Отдельный квадрат можно выделить для записи возникающих у вас вопросов.

В целом метод Билла Гейтса, в отличие от метода Корнелла, с которым его часто сравнивают, более склонен к трансформации, его легко адаптировать под изучаемую тему и цели конспектирования.

Метод течения

Создателем метода течения является канадский журналист Скотт Янг. Конспектирование методом течения предполагает не только восприятие и фиксацию информации. Этот метод подразумевает генерирование на основе прослушанного/прочитанного собственных идей. Конспект отражает не только тезисы автора, но и ваши личные размышления и суждения по теме. Такой метод вряд ли подойдет студентам, которым предстоит сдавать сессию, зато его можно применять на научных конференциях при прослушивании чужих докладов, чтобы задавать вопросы или выявить интересные научные проблемы для собственных исследований.

Метод предложений

Метод предложения – одновременно самый простой метод конспектирования и самый сложный. Простой – потому что не нужно вычленять информацию и переформулировать мысли для их сокращения, а сложный – потому что надо постараться записать за лектором все услышанное. Особенностью такого метода является то, что каждое предложение записывается с новой строки. Для удобства предложения можно нумеровать или связывать между собой ссылками, как в методе нумерации.

Оформление конспекта

В отличие от курсовой или выпускной квалификационной работы, к конспекту официально не предъявляются никакие требования. Но в данном случае оформление – не вопрос внешней красоты, а залог эффективности затраченных на написание конспекта усилий.

Чтобы конспект действительно помог вам подготовиться к зачету или сдать экзамен, рекомендуем воспользоваться несколькими советами по его оформлению:

1) Графически выделяйте важные смысловые места. Заголовки и термины можно подчеркивать ручкой другого цвета, формулы и выводы – обводить в рамку. Пропускайте строки, чтобы отделить один параграф от другого. Обратите внимание, что совсем не обязательно менять ручки во время лекции, по ее окончании перечитайте конспект и спокойно выделите все, что необходимо.

4) При записи лекции или конспектировании учебника упрощайте предложения, делайте их короче и убирайте все второстепенные слова, без которых не произойдет искажения смысла.

Как писать конспект лекций

Иногда преподаватель сам обращает внимание на то, что нужно записать, но чаще вникать и вычленять суть приходится самостоятельно.

Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.

Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.


При работе с письменными источниками важно уметь систематизировать и структурировать материалы. Рассмотрим сегодня инструменты, помогающие этого добиться.

Что такое тезис

Тезис — это краткое содержание нескольких абзацев текста, которое позволяет вникнуть в содержание материала и понять его ключевые идеи.

Тезисный план универсален и подходит для разных видов литературы.

Обычно тезисы пишутся к сочинению, курсовой, диплому. Иногда содержатся в введении либо в качестве самостоятельной статьи к научной работе. Включают описание предмета, задач, целей, ФИО автора, источники исследования, актуальность и полученные результаты.

Как составить

  • Внимательно прочитать текст и выяснить замысел и цель автора. По итогу сформулировать ключевой тезис, отражающий суть прочитанного.
  • Ответьте для себя на вопрос, какую мысль пытается донести до читателя автор. Ответ запишите.
  • Сопоставьте выделенные автором идеи со структурой текста.
  • Выделенные абзацы — основа для тезисов, обращайте на них внимание.
  • Отложите текст и перескажите идеи своими словами
  • Выделите подпункты (дополнительные тезисы), для этого следует прочитать каждый абзац еще раз и составить для него тезис. Как правило, одному абзацу соответствует одно утверждение.
  • Еще раз все изучить и сверить составленный план с текстом, доработать несоответствия.

Частые ошибки при написании:

  • Не путать цитату и тезис. Цитата — дословное использование выражений из текста, а тезис — самостоятельно составленное утверждение или отрицание.
  • Учащиеся читают лишь часть текста, из-за чего возникает неверное восприятие. Материал нужно прочитать целиком и несколько раз.
  • Длинные тезисы мешают понять суть и сложнее воспринимаются. Оптимальная длина — несколько предложений. На каждую тысячу знаков рекомендуют делать один тезис.

Что такое конспект

Конспект

Конспект — это краткое письменное изложение фактических данных, пересказ первоисточника. Позволяет автору в полном объеме восстановить в памяти тему и данные.

  • План-конспект. Строится на основе плана к лекции, по ходу выступления преподавателя обрастает комментариями и превращается в цельный текст. Используется как практический инструмент для подготовки к семинарам.
  • Схематический. Подойдет для детальной проработки текста. Устанавливает связь между элементами речи и структурирует информацию.
  • Текстуальный. Довольно сложное изложение, содержащее выдержки из источников, ключевые выводы, сделанные студентом и схемы. Используются во время обучения на гуманитарных специальностях, где важно сохранять авторские цитаты.
  • Свободный. Может объединять признаки всех вышеназванных конспектов, пишется в свободной форме.

Что такое план

План является совокупностью основных смысловых элементов текста, помогает правильно написать текст и достигнуть поставленной цели.

Виды:

  • Вопросительный (к тексту задаются вопросы).
  • Назывной (выделяют главные словосочетания).
  • Опорная схема (подбираются из абзацев ключевые слова, по нему легко воспроизвести текст, подойдет как памятка при устных выступлениях). Включены только самые важные факты и цифры.
  • Тезисный (сами отвечаем на вопросы к прочитанному).

Алгоритм составления плана:

  • Понять содержание и задачи текста.
  • Определить, какие данные нужны для решения этих задач.
  • Предоставить информацию в виде пунктов плана.
  • Расположить пункты в логической последовательности.

Критерии качественного плана:

  • Логичность.
  • Отсутствие повторов.
  • Завершенность (включает всю нужную информацию).
  • Краткость и лаконичность (объем не более 5-7 пунктов).

Чем отличаются тезисы от конспекта

План

Различие — в объеме, определении и цели использования. Тезисы — это краткие высказывания, отражающие суть текста небольшого размера. Они не предназначены полностью посвятить слушателя в глубину темы. Их цель — быстро ознакомить с отдельными моментами и идеями. В свою очередь конспект — это объемная письменная работа, подробно излагающая весь материал, а не отдельные его идеи.

Разница между тезисом и планом

Тезисы — это совокупность главных идей написанного или увиденного, а план — смысловых элементов, направленных на подготовку новой письменной работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом

Конспект и план являются совершенно разными понятиями. Отличаются объемом, так как план более лаконичен. Кроме того, конспект представляет собой пересказ прочитанного или увиденного, а план — формулировку подготовительных этапов для написания какой-либо работы или сочинения. Цели и задачи у них различаются. Конспект призван помочь систематизировать текст и восстановить его в памяти в будущем, а план, наоборот, помогает подготовить новый проект.

Образец плана, тезисов и конспекта

Пример конспекта тезисов и плана можно скачать тут.

Разобраться даже в самых трудных понятиях студенту всегда поможет ФениксХелп.

· распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;

· указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

· распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Подготовка лекции – глубоко творческий и самостоятельный труд преподавателя. Непосредственная подготовка лекционного курса начинается с отбора материала. Руководством здесь должна служить рабочая программа учебной дисциплины, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочие программы динамичны, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего учебного плана конкретного лекционного курса. В рабочем учебном плане определяются все виды занятий, формы контроля текущей успеваемости и т. д.

Структура учебного процесса примерно такова:

· лекция – самостоятельная работа – практическое (лабораторное) занятие или семинар;

· лекция – самостоятельная работа – консультация – итоговое занятие (зачет, экзамен).

Как видно из структуры учебного процесса, лекция предшествует самостоятельной работе студентов и практическому (лабораторному) занятию или семинару. Это позволяет лектору давать материал, в котором он представляет обобщенную структуру изучаемого объекта или явления и направляет самостоятельную работу студентов при подготовке к практическому занятию или семинару.

Далее следует четко определить структуру лекционного курса, которая обычно включает в себя:

· заключительную часть [15].

Календарно-тематический план по преподаваемой дисциплине

N п/п Наименование разделов и тем Вид занятия Время Дидактическое оснащение Форма контроля
Средства обучения Технические средства обучения
Лекция Слайды, презентация, текст. Проектор, компьютер Конспект
Семинар Вопросы семинара Проектор, компьютер Ответы на семинаре
Практ. занятие Кейсы, практ. задания, сценарий игры Проектор, компьютер Решение кейсов, практ. Заданий, выполнение роли в игре
Лаб. работа Проектор, компьютер Отчет по лаб. работе

Вводная часть лекции по возможности должна быть яркой и эмоциональной. Преподаватель напоминает студентам фрагменты предыдущей лекции, на которых будет базироваться настоящее изложение лекции. Нет необходимости излагать полностью весь лекционный материал, студент должен как можно чаще брать в руки книгу, а не конспект. Вступление должно быть кратким, его цель – подготовить обучающихся к восприятию существа учебных вопросов лекции.

Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопросы излагаются с учетом требований передовой методологии и современных педагогических принципов обучения. Каждое теоретическое положение не навязывается обучаемым, а должно быть обосновано и доказано с применением наиболее целесообразных для данной аудитории методических приемов. Любой учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития его теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции.

Заключение завершает лекцию. В нем выражается основная мысль изложенного, а также логический переход от изложенного к будущей теме лекции, даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме.

После определения структуры лекционного курса можно приступать к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекциейпредполагает следующие этапы:

· отбор материала для лекции;

· определение объема лекции;

· выбор последовательности и логики изложения;

· набор иллюстрированного материала;

· выработка техники чтения лекции [15].

Отбор материала и формирование содержания лекции, прежде всего, начинается с определения ее темы. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием этой темы в учебнике, которым пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо и полно изложены, какие данные отсутствуют, устарели и требуют корректировки. Следует продумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные вопросы и четко сформулировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию лекционной модели, то есть расширенного плана лекции.

Определение объема содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в определенное время. Лекцию можно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выносится на экзамен. При этом, как показывает опыт, объем времени, отводимый на самостоятельную работу не должен превышать 30–40% от лекционного времени. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Текст лекции разрабатывается, как правило, на двухчасовое занятие и в зависимости от характера изучаемого материала может иметь объем 20–26 страниц машинописного текста (для конспекта – 10–15 страниц и менее). Студентам нужно предоставить возможность записать ту информацию, которую, по вашему мнению, они и должны обязательно усвоить.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий важный этап работы над лекцией. При составлении плана лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из них сделать обобщение. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание аудитории.

Определяя логику построения лекции, следует четко знать каким методом изложения вы будете пользоваться: методом индукции (состоит в движении от частного к общему); дедукции (состоит в движении от общего к частному) или аналогии (основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями).

Большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляют в виде конспектов, более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Подбор иллюстрированного материала – последний этап подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы, графологические конструкции необходимо не только тщательно отобрать, но и определить последовательность их демонстрации при чтении лекции. На одну двухчасовую лекцию целесообразно иметь: до 3–5 схем и таблиц, или 5–8 слайдов, или 1–2 схемы и диафильмы на 4–6 кадров.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке лекции.

Во время учебного процесса студенту очень важно не только получить новые знания, но и прочно закрепить их в памяти. Качественно усвоить материал поможет грамотная работа над конспектом. Обычно под конспектом понимают быструю запись главных моментов лекции или краткое изложение информации, содержащейся в книгах.

Сегодня предлагаем ознакомиться с правилами составления разных видов конспектов и рассказываем о самых распространенных ошибках учащихся.

  1. Что такое конспект
  2. Какой объем должен иметь конспект
  3. Особенности составления конспекта
  4. Основные типы конспектов
  5. Общие рекомендации по написанию конспекта
  6. Правила работы с различными видами текста
  7. – Запись конспекта на лекциях
  8. – Конспектирование статей
  9. – Написание конспектов по книгам
  10. – Составление конспекта по параграфу
  11. – Работа над конспектом учебника
  12. Типичные студенческие ошибки
  13. Нужна ли проверка на плагиат?
  14. Способы повышения уникальности
  15. Учебный конспект – что это такое?

Что такое конспект?

Конспект – это сокращение чужого материала с выделением основных моментов. Обычно он представляет собой не просто текстовую запись. В правильно составленном конспекте присутствуют схемы, тезисы, цитаты, планы. Все эти элементы логически связаны между собой, помогая быстро восстановить в памяти необходимую для учебы информацию.

Студенты, обладающие навыками конспектирования, более эффективно усваивают знания. Поэтому учиться составлять конспекты правильно нужно с первого курса.

В начале каждого занятия опытный преподаватель обычно представляет его план, сообщает, о каких темах пойдет речь далее, записывает на доске новые термины, перечисляет книги для самостоятельной работы. Получив первоначальное представление о лекции, студенты настраиваются на работу и переходят к написанию конспекта.

Лектор излагает учебный материал, а слушатели фиксируют в своих записях ключевые моменты. Поначалу успевать за преподавателем довольно трудно. Со временем приходит опыт, учащийся легко выделяет главное, применяет много сокращений и символов вместо слов. Одни обозначения подсказывает преподаватель, а другие появляются у студентов сами.

К сожалению, довольно часто преподаватели бывают ограничены во времени. Учебного материала слишком много, и часов, отведенных для курса, не хватает. Учить студентов правильно готовить записи некогда, темп лекций становится напряженным. Более того, часть нужного материала приходится изучать только по книгам. Поэтому освоить принципы конспектирования учебников и лекций лучше самостоятельно.

Какой объем должен иметь конспект по теме

Главный принцип написания учебных конспектов – грамотное сокращение. Информация должна быть представлена в сжатой форме. Поэтому объем хорошо составленного конспекта обычно не превышает трети исходного материала.

Но это лишь общие правила. На практике четких ограничений по объему не существует. Например, некоторые студенты способны внимательно слушать, быстро записывая при этом практически все слова. Получается развернутый конспект, который будет полезен при подготовке к экзамену. Другие студенты пишут медленно или быстро устают от письма. Поэтому они стараются определить и зафиксировать только самое важное.

То есть, ориентироваться исключительно на объем не стоит. При составлении конспекта важно учесть другие моменты. Именно о них и пойдет речь далее.

Как красиво оформить конспект, основные техники

Для составления хорошего конспекта требуются внимание, сосредоточенность на теме и умение выделять главное. Но поддерживать хорошую умственную работоспособность в течение всего дня бывает непросто. А, значит, энергию необходимо грамотно распределять.

Так, если с самого утра студент взялся записывать за преподавателем каждое слово, скоро наступит усталость. Уже на второй или третьей паре внимание начнет рассеиваться, появится тяжесть в руках. Нормально конспектировать лекцию будет невозможно. Захочется пораньше уйти домой.

Переутомления на лекциях допускать нельзя. Важно научиться беречь свои силы и равномерно распределять нагрузку. Поэтому не стоит старательно записывать в тетрадь каждое слово лектора. Достаточно определить ключевые тезисы, которые помогут вспомнить весь материал. При этом очень важно сохранить все смысловые связи, стараясь не нарушать логическую последовательность элементов.

Нередко сэкономить усилия помогает небрежный почерк. Но здесь необходимо знать меру. Записи должны быть разборчивыми. Иначе, когда тема лекции начнет забываться, полностью восстановить смысл не получится.

Составить полноценный конспект без лишних усилий помогут популярные техники.

Создание майнд-карт

В центральной части листа обозначают тему и выделяют ее кружочком. Затем к этому ядру присоединяют блоки с важнейшей информацией по данной теме. Причем в блоках могут быть указаны не только термины, но и ассоциации, рисунки, символы, идеи.

Методика Корнелла

Справа конспектируют лекцию в обычном режиме. В левую колонку после завершения лекции вносят ключевые слова и основные идеи. А в нижнем блоке подводят итог, кратко сформулировав главную мысль конспекта. Причем откладывать работу надолго не стоит. Техника Корнелла должна быть реализована в течение 24 часов с момента заполнения правой колонки. Имея под рукой такие записи, можно моментально вспомнить весь материал по теме.

Важно! Сегодня многие студенты предпочитают скачивать готовые конспекты из интернета. Но важно помнить, что любую студенческую работу могут проверить на уникальность. Поэтому над текстом придется поработать. Успешно пройти проверку на плагиат помогут специальные методы описанные ниже.

Основные виды конспектов, оформление, план

В зависимости от объема, структуры и техники составления выделяют несколько основных видов конспектов.

Это был краткий обзор основных разновидностей конспекта. А теперь давайте поговорим о том, как правильно применять на практике различные варианты конспектирования.

Общие рекомендации по написанию конспекта: пошаговая инструкция

Научиться быстро и грамотно составлять информативные конспекты помогут несколько правил.

Эти простые советы помогут записать всю необходимую информацию, не прилагая лишних усилий. А сейчас перейдем к особенностям составления конспекта в зависимости от вида исходного текста.

Правила работы с различными видами текста

Как повысить эффективность составления конспектов в зависимости от типа исходного текста? Прежде всего, для этого необходимо учитывать все описанные выше рекомендации, а также правильно подобрать для конкретного источника способ конспектирования.

Запись конспекта на лекциях, оформление конспектов в тетради

Во время аудиторных занятий чаще всего записи ведут в виде свободного конспекта. То есть, каждый студент старается зафиксировать как можно больше устной информации с помощью удобных для него способов. Эту популярную методику рекомендуется сочетать с составлением плана-конспекта. Обычно этот план предоставляет преподаватель. А студент во время лекции дополняет его своими краткими записями. Главное – сохранить логическую цепочку между ключевыми моментами текста.

Конспектирование статей

Для работы со статьями рекомендуется использовать два варианта конспекта – тематический и схематический. Первый вариант дает возможность объединять в один текст важнейшие моменты из разных статей и получить развернутую картину. Второй вариант помогает отделять мнения в различных статьях и добиваться большей объективности. То есть, у каждого из этих конспектов есть свои преимущества. И выбор остается за студентом. Но если необходимо сделать конспект быстро, то больше всего подойдет именно схематический вид, потому что текстуальная составляющая в такой работе сводится к минимуму. При помощи лаконичной вопросно-ответной цепочки нередко удается передать весь объем необходимой информации.

Написание конспектов по книгам

Во время работы над книгой лучше всего сочетать ведение текстуального конспекта со свободным. В этом случае можно не только зафиксировать весь необходимый материал, но и сделать процесс конспектирования более интересным. Здесь очень важно точно и кратко передать эмоциональную и выразительную основу произведения. Тогда, перечитывая конспект, студент сможет вернуться к тем ассоциациям, которые у него вызывала данная книга. В результате все позабытые детали с легкостью восстановятся в памяти.

Составление конспекта по параграфу

Для изложения смысла параграфа отлично подойдет свободный конспект. Исходного материала немного, поэтому конспектировать можно практически дословно.

Работа над конспектом учебника

Законспектировать целый учебник гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Все основные моменты, которые необходимо запомнить, в учебной литературе обычно выделяются. Именно их и нужно переносить в конспект. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить.

Если же никаких выделенных положений в учебном пособии нет, на помощь придут навыки составления плана-конспекта. Тем более, что готовый план – содержание учебника – уже под рукой.

Таким образом, для разных типов исходного текста подходят разные варианты конспектирования. И если применять описанные выше рекомендации на практике, то можно без труда и лишних затрат времени составить емкий информативный конспект, который будет полезен в учебе. Главное – не допускать распространенных ошибок. О них поговорим дальше.

Типичные студенческие ошибки при написании конспекта

Неправильно составленный конспект может сыграть злую шутку. Поэтому очень важно постараться не совершать ошибок.

Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы подразделяются, что облегчает изложение и усвоение материала. Слишком дробное деление двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке.

Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них.

Вводная лекция — один из наиболее важных и сложных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса.

Содержание вводной лекции должно включать:

  • • определение учебной дисциплины;
  • • краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и роли отечественных ученых в развитии данной науки;
  • • цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • • основные проблемы (понятия и определения) науки;
  • • методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по видам учебных занятий и по семестрам;
  • • основную и дополнительную учебную и методическую литературу;
  • • особенности самостоятельной работы слушателей над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • • отчетность по курсу.

Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки. В соответствии с этим содержание заключительной лекции, как правило, включает:

  • • общий обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения;
  • • освещение современного состояния основных проблем данной области науки, ее достижений в нашей стране и за рубежом;
  • • трактовку главных линий дальнейшего развития науки, указание существующих проблем и намеченных путей их решения.

Установочную лекцию читают слушателям заочного обучения на сборах как начало самостоятельного изучения определенного курса в период между сессиями. Как правило, такие лекции носят обзорный характер, не включают полного и систематического изложения материала программы. Установочную лекцию отличает большая концентрация учебного материала, различного рода информации, значительное количество проблем, отсылка к множеству источников.

Раскроем особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем учебном заведении.

Подготовка лекции — это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить.

Главнейшее требование при подготовке к лекции — это определить проблему и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать.

Порядок подготовки преподавателя к ближайшему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.

При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла.

Разумеется, каждое занятие — результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, преподаватель приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств. В его распоряжении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рассуждение по аналогии. Кроме того, существует большое число приемов для активизации познавательной деятельности обучающихся — обращение к аудитории, авторитетам, различные виды вопросов, в частности риторический или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, применение юмора, сарказма и др.

Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как расположить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить главную мысль.

Следующим в работе преподавателя является этап оформления лекции.

Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и самой спорной. В педагогической литературе на этот счет авторитетных рекомендаций, к сожалению, нет. Бытует мнение, что никакого письменного оформления вообще не требуется, каждый должен составлять для себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но на самом деле лекция должна оформляться по строго определенной форме, с таким расчетом, чтобы в случае замены лектора, что иногда бывает, преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обстановке. Есть немало и других причин, требующих унификации оформлен лекции, однако единой и утвержденной для всех вузов формы пока существует.

Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен составлять 25—30 стр. машинописного текста (из расчета одной страницы текста на 3 мин.). Это может быть полный текст, план-конспект и краткий план.

Полный текст — наиболее совершенная форма представления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими выкладками, формулами и выводами.

Краткий план лекции, в отличие от плана-конспекта, содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет.

Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет.

Читайте также: