Как сделать писанку

Обновлено: 08.07.2024

Это 3 статья из цикла статей о писанках и крашенках.

  • Часть 1 – Крашенки и писанки как магический способ целеустроения.
  • Часть 2 – Писанки и крашенки – цветное изобилие Вселенной.
  • Часть 3 – [Вы здесь] Тайны писанки на яйцах.

Вы уже слышали одну из легенд, связанную с предназначением писанок-крашенок. Продолжим рассказ. Есть сказание, в котором говорится, что писанки-крашенки изначально красились всего лишь в 3 цвета: красный, желтый и чёрный или синий, – как почитание первых трёх миров, высиженных в виде яиц Птицей Матерью Сва. Красное яйцо олицетворяло Медное царство, жёлтое – Золотое, а чёрное – Кощеево. С этих 3-х первояиц зародился Золотой мир Богов – Правь, медный – людей и зверей и навное царство духов и злыдней.

А еще есть миф, что когда-то на заре времён Бог Род остановил разрушение Миров, дав поиграться яичком Мраку, а чтоб яичко не разрушилось, а значит, и Бог Мрак не остался без дела, вдохнул он в него частицу своего Духа. Это яйцо за много лет игры Бога стало нашим миром, вобрав в себя по чуть-чуть искры всех Богов и Миров, оттого он так разнообразен и многоцветен.

Но теперь поговорим еще о некоторых правилах, связанных с писанками-крашенками.

Правила написания писанки на яйцах

писанки на яйцах

В любом случае при порче, остатки необходимо было вернуть природе.

Где хоронить писанки на яйцах?

Там, где люди не ходят – говорили в традиции. Имеется в виду, что не стоит закапывать их у себя в цветочных горшках или на огороде, поскольку предполагается вытеснение отжившего за пределы своего мира и сотрудничество с очищающими силами стихий.

Вариантов тут по традиции несколько:

  • придать огню (т.к. первое яйцо снесено Птицей Матерь Сва – природа которой – огонь) всю писанку или только скорлупу;
  • бросить в реку (т.к. первое яйцо снесено было в Море-Окиан) всё яйцо или только его содержимое;
  • закопать в землю (т.к. из первого яйца появилась первая Твердь) всё яйцо или только скорлупу.

Как хоронить писанки?

Обращаетесь к стихии с просьбой принять и очистить сработавший магический инструмент; благодарите Богов-покровителей за помощь и отвод беды, писанку – за работу; отпускаете её (разбивать не обязательно, только если вам хочется сбросить напряжение и ритуально прервать связь с помехами). Приносите требы стихии очищения. Благодарите природу, духов, Бога за помощь, кланяетесь на четыре стороны.


Можно ли просто выбросить?

Можно. Только если вы отдаёте себе отчёт, что вложенную в оберег силу вы не вернёте и готовы принять, что ставите себя выше Бога.

Как быть зимой?

Отнести писанку-крашенку в безлюдное место на перекрёсток или под осину и оставить в снегу; хранить на балконе до весны (за пределами жилой зоны в холодном месте), либо по договору с водой содержимое вылить в унитаз, а скорлупу сполоснуть и отнести в безлюдное место на перекрёсток или под осину, или сжечь в ведре на улице за мусорными контейнерами.

Об авторе

Арина Никитина

Знахарь, потомственная ведунья, преподаватель славянской культуры и носитель славянской традиции, филолог, мануальный терапевт, хирург.

Крашение и роспись яиц – это древняя дохристианская традиция, которая до сих пор жива, но во многом утеряла вкладываемый в неё ранее смысл. Красили не только варёные, но чаще сырые яйца. И делали это на протяжении всего круголета при важных событиях – будь то свадьба, рождение ребёнка или предстоящая поездка, начало нового дела, решение жизненной задачи. Расписанные яйца сопровождали человека от рождения и до смерти.

Варёные, однотонно или с узорами выкрашенные, птичьи яйца назывались крашенками. Их можно было есть.

Учитывая хрупкость яичной скорлупы, самые старые найденные на славянской земле писанки относят к 10-11 векам. Но в древних захоронениях находят яйца, изготовленные из камня, керамики, слоновой кости, золота, серебра, бронзы. По-видимому, наши предки-русичи начали так делать, чтобы пронести информацию, закодированную в писанке, для потомков через века.


Традиция создания писанок жива и по сей день в Сибири, Украине, Словакии, Моравии, Австрии и на Алтае. В Канаде есть целое сообщество руских, переехавших в эту страну, и хранящих традиции писанки.


Почему расписывали яйца?

Яйцо – искони было символом Жизни и моделью Вселенной, первоначального Творения и Плодородия. В немалом количестве мифов самых разных народов мира рассказывается о том, как Вселенная возникла из яйца. И в руских сказках часто встречается описание событий, где герою дарили, или он завоёвывал необычное яичко, в которое сворачивалось или разворачивалось волшебное царство.


Наши предки считали, что поскольку яйцо – это микромодель Вселенной, значит, нанося на него определённые знаки и символы, можно влиять на макромодель – саму Вселенную.

Потому изготовление писанок – это не просто дань традиции и творческое развлечение, это обряд самонастройки и настройки своего жизненного пространства на реализацию задуманного. Нанося на яйцо древние символы, мы программируем будущее, закладываем в него позитив, гармонию и любовь. В скором времени созданное нами будущее станет настоящим.

Процесс создания писанки

Крашенки делать проще и потому ценились они меньше. Создание писанок – сложный, требующий предельной аккуратности и координации движений и мыслей, процесс.

Это занятие всегда было женским и называли таких мастериц – писанкарками. Писанкарка, прежде чем приступить к работе, настраивалась на высокий лад.

По преданиям, яйца брали только от кур, которые неслись первый раз.

За водой ходили на рассвете к слиянию трёх ручьёв. Такая вода имеет особую силу. Или же брали талую воду. Всё это делалось в полном молчании. Дома замешивались краски, приготовлялись инструменты для росписи. Выбирались узоры, соответствующие задуманному.

Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Получить природные краски можно из цветов, листьев, шелухи зёрен, коры, корней, а также ягод.

  • Жёлтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, берёзовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон.
  • Синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи чёрных зёрен подсолнуха, серёжек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины.
  • Зелёная - из сочетания жёлтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы.
  • Красная - из щепок сандала, ягод черёмухи, цветков и семян зверобоя.
  • Нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного.
  • Коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана.
  • Чёрная - из молодых листьев черноклёна, коры ольхи, синего сандала.

Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы растение не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом тёмном месте. Красящие ягоды можно заморозить.

Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырьё заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Природные краски прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.

Символика славянской писанки

Для каждого случая существуют свои узоры в росписи, семантика которых восходит к глубокой древности и является общей с другими видами народного творчества: ткачеством, вышивкой, резьбой.

Светлана Дробыш даёт такую трактовку символов, используя труды: А. Голана, Дж. Купера, Б. А. Рыбакова.


Космическая символика – микрокосм, ромбовидный экватор яйца, символизирующий землю, идущая над ними сферическая поверхность небесный свод, нанесённый по нему спиралевидный узор - путь восходящего и заходящего солнца.

Звёзды - знак человеколюбия нравственной чистоты, символ Мира и равновесия, гармонии. Эмблема мудрости.

Солнце – символ высшей космической силы, Всевидящее Божество, глаз мира и глаз дня, центр бытия и интуитивного знания. Солнечные птицы и животные: орёл, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь.

Дождь, вода – пучок зигзагов, меандр (волнистая линия) – знаки очищающей небесной воды, писанку с такими знаками держали от порчи, сглаза, зависти.

Бараньи рожки – космическая сила, символ огня и солнца (достаток, богатство).

Цветы, деревья, птицы, пчёлы, кони, коровы, олени – символы, дающие счастливую жизнь в семье и мире.

Цветы – знаки готовности к плодородию, к деторождению.

Пчёлы – символ безсмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Крылатые посланники, которые приносят тайную мудрость.

Мотылёк – являет собой радость, переход души к вечной счастливой жизни. Он же ангел хранитель.

Петух - солярная птица, атрибут солнечных богов. Птица славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Олицетворяет боевой дух, воинскую храбрость.

Решето – символ отделения добра от зла (защита).

Безконечник – не имеет ни начала, ни конца и зло которое вошло в дом попадает в ловушку и не навредит хозяину. Это символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Так же держали в доме от порчи и сглаза. Писанки с безконечником использовали в обрядовом действии: пасечник подкладывал яйцо под улей для того, чтобы пчёлы безконечно роились и приносили мёд.

Спираль – единый код мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и не живого. Спираль есть единство Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (человека). Спираль имеет ту же символику, что и лабиринт.

Лабиринт-возращение к центру, к истоку, вновь обретённый рай, достижение реализации после мучений, испытаний и проверок, инициация, мистерии жизни и смерти.

Сосна – жизненная сила, плодовитость, сила характера, вечно зелёная – символизирует безсмертие, здоровье.

Шишка сосны – фаллический символ, плодородие, хорошее наследство (производительная, творческая сила).

Вербная ветка - расписывалась на здоровье. Писанками с вербочками обкатывали скот, чтобы они не болели и не подвергались сглазу.

Дубовые листочки – на силу.

Поясок – символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. Так же поясок защита для самого яйца.

Вазонки – (цветок, дерево в вазе) обозначают Дерево Жизни – ось Мира. Древо Жизни растёт в раю и означает восстановление, возращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. С мировым деревом связан мотив определения судеб людей.

Богиня Берегиня – символ жизни и продолжения её. Оберег всего живого, рождающего к жизни, требующего заботы и защиты от бед и смерти. Берегиня изображается, как женщина (иногда стилизованная, упрощённая) во весь рост с поднятыми к небу руками (просящими), иногда опущенными (дающими).

Треугольник – Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек: отец, мать, дитя. Человек как тело, как душа, дух. Устроение Мира, дома, Мистическое число три, тройка первая из плоских фигур. Треугольник, обращённый вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни огня, мужское начало, духовный мир, это троица любви, истины, мудрости. Треугольник, обращённый вершинной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, природы, тела. Символизирует Великую Мать, как родительницу.

Круг – символ пожелания, поиска лучшего житья, кольцо символ материнства и знания, деторождения.

Дорожка – символ вечного движения, поясок.


Символика писанок читается не только по орнаменту, но по сочетанию цвета.

Красный – символизирует сильную, яркую, радостную жизнь.

Зелёный – на развитие, здоровье.

Жёлтый – цвет знаний, мудрости.

Белый – Божественный цвет чистоты, соединяющий все цвета.

Чёрный – непознанное, неведомое, космическое

Бардо (коричневый) – цвет земли, силы

Фиолетовый – цвет космических знаний.

Мастер-класс

Необходимо приготовить: чистое белое куриное яйцо, специальное приспособление для расплавленного воска – тьянтинг (или кистка). Такой инструмент применяют при росписи ткани в технике батик и представляет собой прикреплённую к палочке воронку. Мы его будем использовать для рисования воском. Его можно заменить стеклянной трубочкой. Ещё нужны воск, стеклянные баночки с широкими горлышками, краски, тонкая кисточка, бумажные салфетки, карандаш, лак, резиновые перчатки, стойка для просушивания яйца.


Возьмите белое яйцо без пятен и трещин, вымойте его и оботрите салфеткой. Теперь выберите узор, и в соответствии с ним тупым карандашом разделите яйцо на геометрические части по вертикали и горизонтали. При желании можете нарисовать узор прямо на яйце. Если вы сделаете это лёгкими линиями, – они не будут видны, когда писанка будет закончена. Последовательность работы следующая.

1. Наберите немного воска в тьянтинг и подогрейте над пламенем свечи.

2. Длинными и ровными линиями покройте горячим воском все части узора, которые должны остаться белыми – воск предохранит скорлупу от других красок. Воск должен гладко и свободно вытекать из тьянтинга, для этого вовремя добавляйте его, а если он застывает, снова подогрейте головку тьянтинга на свечке и продолжайте работу.

3. Осторожно положите яйцо на ложку и опустите в баночку с жёлтой краской на 3-5 минут. Затем выньте из краски и осторожно оботрите его чистой салфеткой.

4. По жёлтой скорлупе покройте воском те части узора, которые должны остаться жёлтыми, и положите яйцо в баночку с оранжевой краской. Так продолжайте, покрывая воском и опуская его в баночки с красками – от самой светлой до самой тёмной (например, жёлтая, оранжевая, красная, коричневая, чёрная).

5. Если в узоре есть маленькие элементы, которые должны быть голубыми или зелёными, их надо покрыть краской с помощью тонкой кисточки, затем промокнуть салфеткой и покрыть только эти элементы узора воском. Целое яйцо нельзя класть в голубую или зелёную краски, так как это может повредить дальнейшему процессу работы. Например, после зелёной очень трудно получить желаемый оттенок красного.

6. После окончания всего процесса опустите яйцо в самую тёмную краску, например, в чёрную. Затем выньте и оботрите салфеткой.

7. Поднесите яйцо к свечке и растопите воск. Делайте это маленькими частями, каждый раз вытирая растопленный участок салфетками, пока воска не останется и не проявятся цвета всего узора.

8. Законченную писанку покройте лаком, держа её в руках. Чтобы предохранить руки, наденьте резиновые перчатки. Затем положите на стойку для высыхания. Стойкой может служить доска, через которую насквозь пробиты гвозди, на них и укладывается писанка. Лак поможет сохранить цвета писанки и сделает скорлупу менее хрупкой.

Зная принципы создания писанок, понимая традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку – свой позитивный образ события.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Сделанные своими руками яркие и красивые традиционные украинские писанки являются прекрасным подарком на Пасху. Кроме того с их помощью можно украсить дом в преддверии праздника: для этого можно уложить готовые писанки в корзинки или же подвесить на веточки вербы.
Для того чтобы сделать своими руками писанку необходимы следующие вещи: свеча, воск (можно взять как специальный черный, так и пчелиный), карандаш, зажигалка, кисти (писачки), анилиновые или специализированные краски, а так же сами яйца, предварительно выдутые и высушенные.

Роспись в технике

Итак, берем одно яйцо и с помощью карандаша наносим на него основные линии, по которым будем затем ориентироваться при нанесении узора. Количество и расположение этих линий зависит от рисунка, но для этой писанки нам нужно всего лишь поделить на четыре части переднюю и заднюю часть яйца.


Затем берем кистку и медленно нагреваем её над огнем свечи, после чего кладем в неё небольшой кусочек воска и прежде всего, запечатываем отверстие, через которое выдувалось яйцо – если этого не сделать, то внутрь попадет краска; затем – начинаем наносить узор.


Узор следует наносить аккуратно, периодически подогревая кистку над огнем, чтобы воск вытекал на поверхность ровно.
После того, как узор будет нанесен на обе стороны яйца, можно приступать к окраске.


Сначала опустим яйцо в желтый краситель (я использую специальные краски для писанок, однако альтернативой могут стать анилиновые красители для шерсти).


Теперь наносим на поверхность яйца следующие фрагменты узора и производим его окрашивание сначала оранжевым, а потом и красным цветом. Следует помнить, что окрашивая яйцо необходимо идти от более светлых оттенков к темным, поэтому цветовую схему писанки нужно продумать заранее.



С помощью острого кончика кистки распечатываем яйцо, чтобы при нагревании оно не взорвалось, а затем подносим к пламени свечи и растапливаем нанесенный воск, стирая его тряпочкой. На этом этапе необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не испортить уже готовую работу: во-первых, нельзя слишком сильно нагревать яйцо, чтобы оно не взорвалось; во-вторых, нельзя вносить яйцо в верхнюю часть пламени, чтобы узор не закоптился.


Всё, красивая и оригинальная писанка готова!



При желании можно сплести для писанки небольшую корзинку или же подвесить её на тонком шнуре на вербные ветви.

Славянская писанка

Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:

  • Крашенка - одноцветное.
  • Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
  • Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
  • Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
  • Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
  • Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.


Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.


Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге.

↑ Как написать писанку


Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.

Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.


Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:


Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.

↑ 1464 образца украинских народных писанок



Год выпуска: 2005
Автор: Віра Манько / Вера Манько
Жанр: сборник таблиц с фотографиями писанок
Формат: PDF ( Для просмотра файла использовать Foxit Reader, если страницы будут на чёрном фоне-нажать кнопку Esc на клавиатуре )
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 45
Язык: украинский





38 таблиц, в каждой - 36-40 фотографий писанок. В таблицах названы регионы, в которых в разное время были собраны образцы, по ним мастера расписывали поданные здесь писанки.

↑ Мир в писанках Тараса Городецького



Год выпуска: 2009
Автор: В.Манько
Жанр: альбом
Издательство: "Свічадо" Львів
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 130
Язык: украинский





Этот альбом посвящён творчеству уникального художника-писанкаря, которого знают коллекционеры не только в Европе, но и в США и Канаде, преждевременно ушедшего из жизни.

Как правило, он придумывал собственные композиции писанок, но любил и народные, а также экспериментировал с природными красителями. В Украине он первым стал делать писанки "белым по белому". Его наследуют, только вот повторить неповторимую филигранность Тараса, композиционно-колористическую гармонию почему-то не удаётся.

В альбоме представлены фотографии писанок и воспоминания нескольких людей, близко знавших художника.

↑ Пасхальный сувенир. Украинская народная пысанка



Год выпуска: 2005
Автор: А.О.Малиніна, І.О.Малиніна, О.Ю.Гріднєва
Жанр: учебно-методическое пособие
Издательство: "Скорпіон" Харків
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 50
Язык: украинский





Представлений посібник буде корисним як для викладачів образотворчого мистецтва та студентів художніх навчальних закладів, так і всім схильним до творчості людям, не байдужим до краси навколишнього світу. Варто лише почати і казковий світ писанки захопить вас. І хоча в навчальному посібнику пропонуються тільки основні мотиви писанкарства, це не обмежує вашої власної ініціативи, а лише націлює читача на глибоке засвоєння величезного мистецького досвіду писанкарів України, збереження і творче використання їх художньої спадщини та художніх традицій.

Читайте также: