Как сделать перерасчет районного и северного коэффициента

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Хочу отметить, что это две разные надбавки. Одна назначается за северный стаж и не меняется даже, если пенсионер переезжает в другой регион. Другая – назначается за факт проживания в сложных северных климатических условиях. Естественно она изменится, если пенсионер переедет в район с более мягким климатом.

Если у пенсионера выработан северный стаж, и он одновременно с этим проживает в северных районах, то повышение к пенсии устанавливается только лишь по одному из оснований, но более выгодному для пенсионера.

Размер коэффициента к фиксированной выплате с учётом северного стажа (при переезде не изменяется):

  • за стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера – 1,5;
  • за стаж не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 1,3.

Размер коэффициента к фиксированной выплате за факт проживания на северных территориях (при переезде размер изменяется):

  • зависит от районного коэффициента к заработной плате (он устанавливается Правительством РФ индивидуально для каждой местности) – от 1,2 до 2.

Пример 1. Пенсионер, имеет стаж работы на Крайнем Севере 15 лет и проживает в пос. Охотск.

За выработанный северный стаж этому пенсионеру положен коэффициент к фиксированной выплате в размере 1,5, но районный коэффициент для пос. Охотск равен 1,6. Поэтому пенсионеру выплачивается фиксированная выплата с более выгодным для него увеличением, т.е. за факт проживания в северном районе с коэффициентом 1,6.

Например, пенсионеру выплачивается пенсия в сумме 24 000 руб., из них:

  • 9 098 руб. – фиксированная выплата (5 686,25 руб. х 1,6)
  • 14 902 руб. – страховая пенсия

Как изменится суммарный размер пенсии, если этот пенсионер переедет в г. Хабаровск или г. Краснодар? В этих городах установлен районный коэффициент = 1. Следовательно, суммарный размер пенсии этому пенсионеру будет выплачиваться не с учётом коэффициента за проживание (1,6), а с учётом коэффициента за выработанный северный стаж (1,5) и составит 23 431,37 руб., из них:

  • 14 902 руб. – страховая пенсия
  • 8 529,37 руб. – фиксированная выплата с повышенным коэффициентом = 1,5 (5 686,25 руб. х 1,5) за выработанный северный стаж.

Пример 2. Пенсионер имеет стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу 20 лет, и проживает в г. Комсомольск-на-Амуре.

За выработанный северный стаж этому пенсионеру положен коэффициент к фиксированной выплате в размере 1,3, а районный коэффициент для г. Комсомольск-на-Амуре равен 1,2. Поэтому пенсионеру выплачивается фиксированная выплата с более выгодным для него увеличением, т.е. за выработанный северный стаж с коэффициентом 1,3.

Например, пенсионеру выплачивается пенсия в сумме 21 000 руб., из них:

  • 7 392,12 руб. – фиксированная выплата (5 686,25 руб. х 1,3)
  • 13 607,88 руб. – страховая пенсия

Как изменится суммарный размер пенсии, если этот пенсионер переедет в г. Хабаровск или г. Краснодар? В этом случае размер пенсии никак не изменится. В этих городах установлен районный коэффициент = 1. Следовательно, суммарный размер пенсии этому пенсионеру, как и прежде, будет выплачиваться с учётом коэффициента за выработанный северный стаж и составит 21 000 руб.

* Полный северный стаж – не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним.

Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться в ситуации. Релиз программы 3.1.9.187. Сотрудница работает в Мурманске, начисляется Районный коэффициент и Северная надбавка. С 28.02.2019 уходит в отпуск по беременности и родам. В марте начисляется Премия за февраль 2019. В апреле заводим больничный лист по БиР и там на закладке перерасчёты происходит сторнирование Районного коэффициента и Северной надбавки по премии начисленной в марте. Из перерасчётов убрала эти суммы сторнирования, т.к. это не правильно, но программа ругается не даёт провести документ требуя провести перерасчёт. Может эта ошибка программы? Раньше в перерасчёт попадали ошибочные РК и СН, но их можно было удалить. В результате пришлось очистить закладку Приоритет в начислении Районный коэффициент и Северная надбавка, только тогда всё провелось. Предполагаю что это действие было ошибочно. Сформировала начисление з/п за Апрель в перерасчёты эти начисления не попадают. Пожалуйста, подскажи как правильно, и если неправильно как вернуть назад. Спасибо за помощь.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (10)

Здравствуйте! Наоборот, в типовом варианте начислений РК и СН, какими они автоматически создаются в ЗУП, приоритет не настроен. Дело в том, что в расчетную базу этих начислений могут входить, как зависящие от времени начисления, так и независящие, начисляемый суммой. Поэтому, если приоритеты в РК и СН настроены, то эти начисления суммой могут быть учтены в расчетной базе некорректно.

Скорее всего именно это и произошло — сторнировалась часть СН и РК, начисленных с премии. Правда не пойму, в исходном начислении зарплаты не возникло проблем. Были ручные корректировки? Или приоритеты в том момент в СН и РК не были настроены?

Раньше в перерасчёт попадали ошибочные РК и СН, но их можно было удалить.

Видимо раньше не было красных сторно строчек. Их программа удалить не дает. Но есть хитрость:Как удалить сторно-строки из документа.

Добрый день. Я возможно не совсем точно описала. Дело в том, что после того как я очистила вкладки Приоритет, я сформировала начисление з/п за апрель и в перерасчёты не попали начисления по РК и СН за прошлые периоды.
А эту хитрость я знаю, как удалять красные строки и не только — это благодаря вашим лайфхакам. Но дело в том, что даже используя этот метод, программа всё равно ругалась и просила произвести пересчёт.
Подскажите, пожалуйста, какими начислениями должны быть заполнены закладки Приоритет и Зависимость? Спасибо.

Добрый день. Так как в РК и СН были очищены приоритеты, то сейчас сложно воспроизвести ситуацию. Ругательство программы заключалось в том, что она не проводила документ требуя перерасчёт. Видео обязательно посмотрю. Спасибо большое!

Добрый день! К сожалению, без описания, а лучше скриншота, ничего сказать по ошибке не могу. Надеюсь с очищенным приоритетом все будет считаться правильно, а ошибка не повторится.

Добрый день. Пожалуйста, не закрывайте вопрос.

Добрый день! Хотите еще подождать, может ошибка проявится при следующем расчете? Хорошо, пока закрывать не будем!

Это не ошибка. Районный коффициент рассчитывается от расчетной базы, и в нее могут входить начисления, которые начисляются за целый месяц, поэтому мы очистили приоритет и РК начисляем в целом за месяц. Ошибки в этом нет. К сожалению, не получится считать РК за полный месяц (без Приоритетов), а в Расчетном листке отображать только рабочие дни. Можно воспользоваться способом, показанным тут: Почему у начисления, не зависящего от отработанного времени, в расчетном листке появляются оплаченные часы? и вообще убрать отображение количества отработанных дней для Районного коэффициента.
Обсуждали также здесь: Количество оплаченных дней РК и СН в расчетном листке.

Точку в многолетних спорах по данному вопросу поставил Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ[1] (далее – Закон № 175-ФЗ). Он действует с 19.06.2020. Поэтому применение нового порядка при расчете социальных пособий по страховым случаям, наступившим после указанной даты, более не приведет к спорам с ревизорами фонда ФСС.

При этом аптечным организациям не следует забывать, что до конца 2020 года действует особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (он был установлен Законом № 104-ФЗ[2] в связи с коронавирусной инфекцией).

Особенности исчисления пособий по нетрудоспособности в 2020 году.

Общие правила расчета пособия по временной нетрудоспособности таковы. При определении размера пособия вначале нужно рассчитать величину среднего дневного заработка. Для этого берется заработок за два предшествующих календарных года и делится на 730 (ст. 14 Закона № 255-ФЗ[3]). Если средний заработок в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ. То есть вместо фактических выплат для расчета пособия берутся 24 МРОТ, а средний дневной определяется как МРОТ x 24 / 730.

Однако в период с 01.04.2020 и до конца года действуют временные правила расчета больничных, которые были установлены Законом № 104-ФЗ. Они заключаются в следующем.

Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное по общим правилам (исходя из среднедневного заработка и стажа работы), в расчете за полный календарный месяц оказалось ниже МРОТ (в 2020 году он равен 12 130 руб.), то больничные выплачиваются в сумме МРОТ в расчете за полный календарный месяц (п. 1 ст. 1 названного закона).

В таком случае размер дневного пособия определяется так: МРОТ делится на число календарных дней в том месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности. А чтобы вычислить общий размер пособия, подлежащего выплате, нужно полученный размер дневного пособия умножить на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).

Покажем на условном примере, как нужно производить расчет пособия по особым правилам.

  • за 2018 год – 125 850 руб.;

  • за 2019 год – 146 470 руб.

  • исходя из фактического дохода – 373,04 руб. ((125 850 + 146 470) руб. / 730 дн.);

  • исходя из МРОТ – 398,79 руб. (12 130 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

  • за апрель – 11 963,70 руб. (398,79 руб. х 30 дн.);

  • за май – 12 362,49 руб. (398,79 руб. х 31 дн.).

Если больничный выплачивается в местности, где применяются районные коэффициенты, то расчет пособия немного усложнится из-за применения в расчете этого коэффициента. Применение коэффициента обусловлено нормами двух законов – п. 3 ст. 1 Закона № 104-ФЗ (действует только в 2020 году) и ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в новой редакции).

Нормативный пробел в положениях закона.

Частью 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 названного закона, не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

В такой ситуации средний заработок для расчета вышеназванных пособий приравнивался федеральному МРОТ. Об увеличении МРОТ на районный коэффициент при расчете пособий в местностях, где применяется такой коэффициент, в ст. 14 Закона № 255-ФЗ не было не сказано ни слова, в отличие от других норм этого закона.

О том, что при расчете пособия с использованием МРОТ, установленного федеральным законом, применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов, говорится, в частности, в таких нормах Закона № 255-ФЗ:

Помимо этого, положения ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ не соответствовали абз. 3 п. 11.1 Порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности[5], где указано, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий, определяются с учетом этих коэффициентов.

В связи с обозначенными обстоятельствами применение ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ на практике приводило к нарушению имущественных прав граждан и нереализации в полном объеме их социальных гарантий, поскольку размер пособия у застрахованных лиц, получающих средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента, исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от застрахованных лиц, у которых отсутствует заработок в расчетном периоде либо размер среднего заработка ниже МРОТ без учета районного коэффициента.

Кроме того, коллизия положений ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и иных норм данного закона, а также положений подзаконного нормативного акта, регламентирующих порядок исчисления пособий исходя из среднего заработка, равному МРОТ, привела к многочисленным спорам между страхователями и территориальными органами ФСС, которые зачастую разрешались только в судебном порядке.

Противостояние работодателей и ревизоров фонда ФСС.

Позиция ФСС

Правило, изложенное в ч. 1 п. 1.1 Закона № 255-ФЗ, специалисты ФСС толковали так. Если пособие исчисляется исходя из среднего заработка, определенного на основе МРОТ, то на районный коэффициент увеличивается итоговая сумма пособия. Иными словами, сначала нужно рассчитать средний дневной заработок исходя из МРОТ, затем определить размер пособия и только потом проиндексировать это пособие на районный коэффициент. Такие рекомендации были приведены в Письме ФСС России от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129.

А позже в Письме ФСС России от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП вообще было подчеркнуто, что увеличение рассчитанного исходя из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе сравнения его с фактическим средним заработком законодательством не предусмотрено.

В чем несправедливость такого подхода?

В Письме ФСС России № 02-11-03/17-02-468ОП приведен такой пример. Средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (2016 – 2017 годы), составил 316,84 руб., а средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, действовавшего в период наступления страхового случая (в 2018 году – 9 489 руб.), – 311,97 руб. (9 489 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Поскольку средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (316,84 руб.), больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (311,97 руб.), действовавшего в период наступления страхового случая, без учета районного коэффициента (1,15), для расчета пособия нужно применять величину 316,84 руб.

С корректностью такого варианта расчета сложно согласиться, ведь фактический средний дневной заработок (в примере – 316,84 руб.) рассчитывается с учетом районного коэффициента, заложенного в выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка. А средний дневной заработок исходя из МРОТ не учитывает районный коэффициент, следовательно, данная величина изначально занижена.

Если бы средний заработок сравнивался с МРОТ, умноженным на коэффициент (1,15), то для расчета пособия использовался бы средний дневной заработок 358,76 руб. (9 489 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.), соответственно, сумма пособия в этом случае была бы больше.

На практике многие работодатели именно так и поступали при расчете пособий по временной нетрудоспособности. Однако территориальные органы ФСС, как правило, снижали размер возмещаемых расходов на выплату таких пособий. А дальше спор нередко заканчивался в суде.

Судебная практика

Арбитры (в большинстве своем) с позицией ФСС по поводу расчета пособий в анализируемой ситуации не соглашались.

Что в итоге?

Закон № 175-ФЗ устранил нормативный пробел – уточнены положения п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Теперь в нем сказано следующее. Если работник, проживающий в местности, где применяются районные коэффициенты, не имел заработка в расчетном периоде либо его заработок за месяц был меньше одного МРОТ на день наступления страхового случая, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ, установленному с учетом этих коэффициентов.

Подобное уточнение нормы позволит работодателям и органам ФСС правильно исчислять и осуществлять выплаты причитающихся гражданам пособий, а также не допускать нарушение имущественных прав застрахованных лиц.

Добавим: уточненный п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ применяется с 19.06.2020. Срок действия этого уточнения никак не ограничен.

Что касается применяемого в 2020 году особого порядка расчета пособий, установленного Законом № 104-ФЗ, следует заметить, что законодатели предусмотрели и этот момент. В пункте 3 ст. 1 данного закона содержится уточнение о необходимости увеличения МРОТ на районные коэффициенты для исчисления пособия по временной нетрудоспособности в местностях, где применяются такие коэффициенты.

  • за 2018 год – 212 136 руб.;

  • за 2019 год – 232 592 руб.

  • исходя из фактического дохода – 581,82 руб. ((199 136 + 225 592) руб. / 730 дн.);

  • исходя из МРОТ (с учетом коэффициента 1,15) – 458,61 руб. (12 130 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.).

[4] Очевидно, особый порядок расчета пособия, предусмотренный положениями п. 1 и 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ, должен применяться при небольших зарплатах, если в месяце наступления страхового случая менее 31 дня или процент оплаты больничного составляет 60 или 80 %.

[5] Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Думаем, мало у кого возникнут возражения против того, чтобы жители северных регионов нашей страны получали дополнительные льготы — ведь хорошо известно, как тяжело жить в тех климатических условиях. Предлагаю разобрать, какие привилегии дает работа на Севере в плане пенсионного обеспечения.

Начиная с 2028 года те, кто выработали требуемый стаж (15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных местностях), будут выходить на пенсию по старости на 5 лет позже — т. е. мужчины с 60 лет, а женщины с 55 лет.

Частичное снижение пенсионного возраста допускается при минимальном стаже от 7,5 лет на Крайнем Севере (при этом 1 год работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, учитывается в стаж как 9 месяцев на Крайнем Севере).

Прежний возраст выхода на пенсию (50 лет) сохранили лишь для женщин, которые родили не менее 2-х детей при стаже 12 лет в районах Крайнего Севера или 17 лет в приравненных местностях (причем страхового стажа должно быть не менее 20 лет).

Но у них нет возможности для частичного снижения пенсионного возраста: если северного стажа окажется меньше хотя бы на один день, то досрочная пенсия не предоставляется.

2. Повышенный коэффициент по зарплате для расчета пенсии

В расчете пенсии за периоды стажа до 2002 года учитывается коэффициент соотношения заработков пенсионера.

Максимальное его значение по закону составляет 1,2. Но для северян в этом плане сделано исключение — они получают право на повышенный коэффициент, если:

— проживали по состоянию на начало 2002 года в северном регионе (независимо от стажа),

— или полностью выработали северный стаж (15 лет на Крайнем Севере или 20 лет на приравненных территориях).

В этих случаях коэффициент по заработку может быть увеличен от 1,2 до 1,9 (в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе проживания пенсионера).

Но обратите внимание, что районный коэффициент при этом учитывается для зарплаты рабочих и служащих непроизводственных отраслей — т. е. наименьший из тех, что утверждены для северного региона.

Важно, что право на повышенное соотношение заработков для расчета пенсии сохраняется у пенсионера, даже если он уезжает с Севера.

— это повышение фиксированной выплаты к пенсии на коэффициент 1,5 (50%) за 15 лет стажа в районах Крайнего Севера или на 1,3 (30%) за 20 лет стажа в приравненных к Северу местностях.

С учетом текущего размера фиксированной выплаты 5 686 рублей 25 копеек величина таких доплат составляет в 2020 году 2 843,13 рублей (для Крайнего Севера) и 1 705,88 рублей (для приравненных местностей).

А если пенсионер живет в северном регионе, он может воспользоваться другой доплатой: фиксированная выплата повышается на районный коэффициент, который утвержден для территории его проживания.

В том случае, когда пенсионер проживает на Севере и при этом стаж позволяет ему получать упомянутую надбавку на 1,5 (или 1,3) к фиксированной выплате, он может выбрать только одну из этих возможных доплат (либо районный коэффициент, либо 1,5 или 1,3 к фиксированной выплате за стаж).

4. Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно

Один раз в два года Пенсионный фонд РФ выплачивает неработающим пенсионерам, которые живут на Севере, компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

При этом в закон до сих пор не внесены поправки, но судебная практика уже давно сложилась таким образом, что взыскивают компенсацию с ПФР, даже если пенсионер ездил на отдых за границу.

Суды считают, что должна оплачиваться стоимость проезда по территории России, до места пересечения границы (например, решение мирового судьи Ленинского района г. Мурманска, судебный участок № 2 по делу № 2-764/2015).

Читайте также: