Как сделать паузу в паскале

Обновлено: 07.07.2024

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

  • Как ввести информацию в память (ввод).
  • Как хранить информацию в памяти (данные).
  • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).
  • Как передать данные из программы пользователю (вывод).

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

  • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);
  • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);
  • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

  • Turbo.exe – интегрированная среда программирования;
  • Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;
  • Turbo.tp – файл конфигурационной системы;
  • Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита:

A, B, C…Y, Z, a, b, c…y, z;

  • десятичные цифры: 0, 1, 2…9;
  • специальные символы:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

В большинстве случаев переменные описываются в блоке begin-end и описание совмещается с инициализацией:

Это решает сразу несколько проблем:

  • можно не говорить о типах в первых программах или лишь упоминать их
  • невозможно забыть инициализировать переменную
  • переменные описываются по мере необходимости близко к месту их использования. Это улучшает читаемость. Проблема старого Паскаля, когда груда переменных описывалась до beginа, отсутствует

При таком способе возникает одна проблема: если надо накопить сумму вещественных, то такой код приведет к ошибке типов:

Для исправления этой ошибки всё равно придётся говорить о типах и инициализировать sum одним из двух способов:

Цикл for var

Переменная - счётчик цикла for всегда должна описываться в заголовке цикла:

Это делает невозможным использование счётчика цикла вне цикла

Цикл loop

Если количество повторений цикла заранее известно, но неважен номер повторения, то используется цикл loop:

Множественное описание переменных с инициализацией

Можно инициализировать сразу несколько переменных в момент описания:

Вывод

Для вывода вместо процедуры Write предпочтительно использовать процедуру Print. В отличие от Write она разделяет элементы вывода пробелами. Например:

Для вывода нескольких значений с пояснениями рекомендуется использовать интерполированные строки:

вместо режущего глаз

Ввод принято осуществлять, используя функции вида ReadInteger, ReadReal и т.д.:

Это позволяет совмещать описание переменной с инициализацией и автовыводом типа. В качестве дополнительных бонусов: можно делать приглашение к вводу как параметр функции ввода и вводить сразу несколько переменных одного типа:

Для ввода с контролем ошибок используется функция TryRead. Она возвращает False если ввод осуществлён неверно (введено не число или число выходит за границы диапазона). Типичный пример её использования:

Тип BigInteger

Для работы с длинными целыми используется тип BigInteger. Например, чтобы вычислить 100!, достаточно написать следующий код:

Константу BigInteger можно также создать, используя суффикс bi - тогда предыдущий код изменится следующим образом:

Некоторые полезные стандартные процедуры, функции и операции

Для обмена значений двух переменных a и b используйте стандартную функцию Swap(a,b) :

Разумеется, первый раз необходимо показать, что обмен значений осуществляется через третью переменную:

Но далее следует использовать Swap.

Минимальное и максимальное среди множества значений можно вычислить, используя стандартные функции Min и Max:

Для возведения в степень используется операция ** :

Возведение в целую степень оптимизировано и работает быстрее стандартной функции Power(a,n) .

Для проверки принадлежности диапазону используется конструкция x in a..b :

Эта операция эффективна и переводится в

Диапазоны также можно использовать для вещественных значений и для символов:

Для проверки принадлежности множеству значений используется либо множество:

Мы рекомендуем второй способ - он существенно более эффективен по скорости и по памяти.

Условная операция

Если переменной необходимо присвоить значение в зависимости от условия, то вместо условного оператора иногда нагляднее использовать условную операцию:

Методы в стандартных типах

Например, чтобы вывести значение переменной базового типа, можно использовать метод Print:

Из других интересных методов для начинающих для целых типов отметим:

Например, в следующей программе вычисляется количество четных двузначных из 10 введённых:

Для вещественных значений полезными являются методы

В частности, удобно использовать цепочечную точечную нотацию:

Для всех числовых типов также определены константы MinValue и MaxValue. Чтобы обратиться к ним, следует использовать имя типа:

Кортежи

Кортежи представляют собой способ объединить несколько значений в одно целое. Значения типа Кортеж записываются в круглых скобках: (1,2,3) или ('Иванов',15) . с помощью кортежей можно выполнять одновременные присваивания нескольким переменным:

Присваивание (a,b) := (b,a) позволяет поменять значения двух переменных.

Использование кортежей даже в начальных задачах крайне многообразно.

Пример 1. Нахождение наибольшего общего делителя

Пример 2. Числа Фибоначчи

©2022 PascalABCNET Team. All rights reserved.
Page last updated: 19.12.2020
Site last generated: Jan 9, 2022

2. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ПАСКАЛЕ

2.5. Организация программ циклической структуры

Для многократного повторения одних и тех же действий в Паскале предусмотрены три оператора цикла. Если число повторений цикла известно, то применяется оператор for . Если число повторений заранее неизвестно, но известно условие завершения цикла, применяются операторы repeat и while .

Данный оператор имеет вид:

f or i := a to b do s ;

При выполнении оператора for сначала вычисляется начальное значение а, которое присваивается переменной i , называемой параметром цикла. Затем вычисляется конечное значение b и проверяется, имеет ли место равенство i = b . Если равенства нет, выполняется оператор s , который может быть составным, и переменная i увеличивается на единицу. После этого проверка (не равен ли параметр конечному значению), выполнение оператора s и увеличение переменной i на единицу выполняется циклически до тех пор, пока не наступает равенство i = b . Параметр цикла i , начальное и конечное значения a и b могут принадлежать любому порядковому типу данных (например, integer ) . Если начальное значение превышает или равно конечному значению с самого начала, оператор s не выполняется ни разу.

Использованные здесь зарезервированные слова for , to и do имеют смысл от, до и выполнить, соответственно.

Возможна другая форма оператора цикла с параметром:

for i := a down to b do s;

Здесь, чтобы выполнялся оператор s , начальное значение а должно превышать конечное значение b . Кроме того, в этом случае параметр i с каждым циклом уменьшается на единицу, пока не станет равным значению b .

Оператор цикла for имеет такие особенности:

· в теле цикла запрещается явно изменять значение параметра цикла;

· по завершении работы оператора for значение параметра цикла считается неопределенным.

Циклы

Циклы

Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла — это набор повторяющихся операторов, а условие — это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.

Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.

Задача 1. Вывести все числа от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

While, или цикл с предусловием

Как вы, наверное, уже поняли из названия, while — это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие true; как только условие становится false, выполнение цикла прекращается.

While имеет формат:

while do ;

Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки — begin и end;.

Repeat, или цикл с постусловием

Repeat — полная противоположность while. Repeat — это цикл, в котором условие стоит после тела. Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия false; как только логическое выражение становится true, выполнение цикла прекращается.

Repeat имеет формат:

repeat < повторяй … >
;
;

until

Begin и end не требуются.

For, или цикл с параметром

For — это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз.

Существует две формы записи этого цикла:

Первая форма

После каждой итерации значение будет увеличиваться на 1.

— это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
: как только значение станет больше , выполнение цикла прекратится.

Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.

И , и , и — переменные целого типа.

Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.

Вторая форма

После каждой итерации значение будет уменьшатся на 1.

— это начальное значение счетчика.
: как только значение станет меньше , выполнение цикла прекратится.

Два важных примечания:

  1. Цикл повторяется, пока значение значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
  2. Изменять значение счетчика внутри тела нельзя! Вот что выводит компилятор:

for

Согласитесь, данный код проще и лаконичнее, чем все предыдущие. И цикл for — не совсем обычный цикл, в нем нет логического условия. Поэтому цикл с параметром в программировании называют синтаксическим сахаром. Синтаксический сахар — это дополнения синтаксиса языка программирования, которые не добавляют новых возможностей, а делают использование языка более удобным для человека.

Давайте решим пару задач.

For1. Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.

Организовываем простой цикл от 1 до требуемого числа.

For2. Даны два целых числа A и B (A

For9. Даны два целых числа A и B (A

Организовываем такой же цикл, как и в предыдущей задаче, но одновременно суммируем квадраты всех чисел. Чтобы высчитать квадрат, используем функцию Sqr.

For13°. Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.1 – 1.2 + 1.3 – … (N слагаемых, знаки чередуются). Условный оператор не использовать.

Для того, чтобы поменять знак, каждую итерацию цикла меняем значение специальной переменной на противоположное.

While1°. Даны положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Не используя операции умножения и деления, найти длину незанятой части отрезка A.

Каждый раз вычитаем B из А, пока А — В >= 0.

While4°. Дано целое число N (> 0). Если оно является степенью числа 3, то вывести True, если не является — вывести False.

Действуем следующим образом: пока N делится нацело на три, делим N нацело. Затем, если N = 1 — число является степенью тройки; если N <> 1, тогда число — не степень тройки. Для того чтобы решить эту задачу, требуется знать, что такое div и mod, и как работают логические выражения.

На сегодня все! Не забывайте почаще заходить на наш сайт и кликать по кнопочкам, которые расположены перед комментариями.

Читайте также: