Как сделать патину на яйцах

Обновлено: 06.07.2024

Теория патинирования

Слово "патина" кажется нам исконно русским, как "старина" или "родина", но оно пришло к нам из итальянского языка. Появляется она благодаря химической реакции, трансформирующей поверхность монеты. На серебре или меди патина смотрится красиво, тогда как патина на алюминиевой монете представляет собой мутную плёнку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене. Пятнистая или частичная патина также не добавляет очарования монете. Поэтому патину, уродующую внешний вид монеты, убирают. Следует помнить, что патина - это часть монеты. Если процессы окисления затронули глубинные слои, то после очистки вместо монеты мы получим тонкую пластину с бесформенными рытвинами вместо рисунка. Но даже неплохо сохранившиеся монеты после чистки могут выглядеть неприглядно. Особенно это касается медных монет, которые обретают режущий взор рыжий цвет. Однако можно вернуть монете вид непотревоженной старины. Для этого служит патинирование - процесс наведения искусственной патины.

Доступность наведения патины

Неподготовленному коллекционеру кажется, что для наведения патины надо быть чуть ли не средневековым алхимиком или работать в крупной химической лаборатории. Это не так! Большинство видов патины наводится простыми способами с использованием доступных ингредиентов. Несмотря на то, что патинирование монет является нанесением дополнительного слоя, придающего поверхности экземпляра красивый цвет, дефекты монеты наведённая патина не скроет. Тёмные пятна, рытвины, забоины, подтёки и прочее останутся на месте, только поменяют окраску. По мнению бывалых коллекционеров искусственная патина к цене монеты ничего не добавит. Но патина, наведённая опытными руками, ничем не отличается от естественной, а монета приобретает весьма привлекательный вид в глазах потенциальных покупателей. Процессы наведения патины для разных металлов имеют кардинальные отличия. Проще говоря, универсального метода не существует. Посмотрим на некоторые.

Патинирование медных монет

Способов наведения патины на медь великое множество. Очень популярен метод с использованием марганца и медного купороса. Если есть лишь стандартная упаковка (3 грамма) марганца, то берут 10 граммов медного купороса на пол-литра воды. Если марганец брать в количестве пяти граммов, медного купороса понадобится уже 20 грамм на литр. Раствор нагреваем до 90 градусов. При достижении нужной температуры помещаем в раствор монеты. Следует контролировать температуру, подогревая раствор и периодически переворачивая монеты. Итог: устойчивая к смыванию ярко-коричневая патина. Обратите внимание на ядовитость купороса и примите меры, положенные при работе с отравляющими веществами.

Фиксажем (гипосульфитом натрия) наводят патину на чистые и обезжиренные монеты. В растворе выдерживаем монеты от 10 секунд до полминуты. Извлечённые монеты протираются тряпочкой. Когда монета высохнет, патинирование придаст ей цвет бронзы. Простейшим способом является и нагревание монеты в пламени конфорки газовой плиты, когда подопытный экземпляр становится светло-коричневым. Омеднение тоже является несложным вариантом, хоть и менее популярным. Патинирование монет серной мазью тоже не является сложным способом. Работы необходимо проводить в воде. Натёртая мазью монета получает патину тёмно-коричневого или сероватого цвета. Для осветления после сорокаминутной паузы монета сначала полируется салфеткой, а потом промывается намыленной щёткой. Эксперты не рекомендуют серную мазь, но для экспериментов с простыми способами она вполне подходит.

Патинирование серебряных монет

Серебро советуют патинировать аммиаком (обыкновенный пузырёк нашатырного спирта). На полчаса монета кладётся в морозилку. Фиксируя подопытный экземпляр пинцетом за гурт, удерживаем его от минуты до трёх над открытым пузырьком. Как только монета приобретёт желанный серый цвет. Затем промываем монету в воде и сушим. Для тех, кто не хочет возиться с аммиаком, подойдёт простое куриное яйцо, сваренное вкрутую. Оно разрезается на части и накрывается стеклянной банкой вместе с монетой, поставленной на ребро. Патинирование монет этим способом идёт быстро: изменение цвета видно на глаз. Однако, если цвет вас не устроит, смыть наведённую патину будет непросто.

Когда всё происходит само собой

Если наводить патину на бронзовые монеты, то можно воспользоваться способами, подходящими для серебра. Но существует способ патинирования монет из бронзы естественным путём. Для этого бронзовые монеты должны постоянно пребывать на солнечном освещении. Солнце помогает получить красивую и ровную патину на бронзе за полтора-два года. Конечно, экспресс-методом такой способ не назвать, но и полвека тоже ждать не надо. Возвращаясь к меди, вспомним советы держать очищенные монеты в банке со спичками. Результаты неоднозначны, но на недорогих экземплярах экспериментировать можно. В домашних условиях пробуют патинирование деревом. Определённые породы дерева выделяют танины, способствующие получению "кабинетной" патины.

Не стоит кропотливо изучать алхимические труды для минимальной реставрации очищенной монеты. Мы увидели, что патинирование - процедура несложная. При желании есть масса способов навести патину своими руками или использовать средство для патинирования монет. Конечно, если речь идёт о дорогостоящем экземпляре, лучше обратиться к специалисту. И всё же помните, что цену повышает натуральная патина, а монеты после искусственного патинирования часто критикуются экспертами. Их зоркий глаз обмануть сложно. Но умело наведённая патина - это действие, близкое к процессу искусства, когда выбранная вами монета из Золушки превращается в самую настоящую Принцессу.

тема избитая но всё же попробовал результат не чего так прикольнинько.15 коп рельефф стерт был а с помощью наложения патины как бы выделился.тёплые яйца не ложите конденсат получается и патина не ромная.темнеет на глазах.дорабатывать о войлок легоничко потиреть.

Комментарии и обсуждение

)))). не слышал о таком способе

Только наверно подробнее надо было описать процесс от начала до финиша, и некоторые люди яйцо не чистят.

Гость

сори я думал все знают.да собственно всё на фото.моеш серебрянные монетки в лимонки.вариш три яичка в крутую.тарелочку ставиш яички остыли почистил .на стаканчики монетки ложиш и яйца вокруг накрываеш глубокой чашкой минут на 5ть из яиц выделяется сероводород ванючий такой происходит реакцыя серебра и сероводорода.результат на фото.минут через пять поднимаеш тарелочку переворачиваеш монетки другой стороной а то патина как бы ложится с верху.потом протираеш тряпочкой чуть терануть надо монетку до того момента тереть как понравится цвет патины.если с первого раза не получится патина легко стирается лимонной кислотой.берёш лимонную кислоту в магазине 6руб пакетик чуть водички в эммалированную ёмкость чайну ложичку кислоты.и на медленный огонь буквально чтоб покипела минутку и протиреть пальцем с содой аккуратно.и всё.

ПАТИНИРОВАНИЕ МЕДИ И МЕДНЫХ СПЛАВОВ

Патина — естественная или искусственная минеральная пленка (оксидная или оксидно-солевая) на поверхности изделий из меди, бронзы и других медных сплавов — придает поверхности металла определенную окраску и фактуру и в определенной степени изолирует металл от внешней среды, предохраняет его от коррозии. Естественная или искусственная патина на бронзовых музейных экспонатах, скульптуре, археологических находках выполняет не только функцию защитно-декоративного покрытия, но и создает определенный художественный облик предмета. Процессе патинирования расчищенного металла происходит растворение поверхностного слоя в патинирующем составе и образование оксидно-солевой пленки патины, поэтому каждая операция перепатинирования приводит к некоторому растворению металла, причем наибольшему воздействию подвергаются выступы изделий, что приводит к сглаживанию микрорельефа. Это необходимо учитывать при реставрации изделий из меди и сплавов на ее основе.

Принято считать, что скульптуры на открытом воздухе во все времена патинировались искусственно. Современную скульптуру и художественные изделия из меди и ее сплавов с целью патинирования практически повсеместно обрабатывают серусодержащими соединениями. Наиболее широко применяют полисульфиды калия, сульфиды натрия и аммония, которые при достаточно высоких концентрациях растворов образуют темно-коричневые и черные пленки, при низких концентрациях (менее 0,1 %) — золотисто-коричневые.

Искусственные патины неустойчивы в атмосферных условиях, и их обычно покрывают слоем воска, лака, олифы. Эти органические покрытия некоторое время выполняют защитную функцию, затем неравномерно разрушаются; при этом защитная пленка растрескивается и шелушится, возникают очаги неравномерно изменяющейся патины. Особенно отрицательно сказывается на развитии естественной патины покрытие бронзовых предметов масляными красками.

При перепатинировании все органическое покрытие необходимо удалить (органическими растворителями, механическим способом или абразивами, выжиганием), что с учетом рельефа поверхности является сложной задачей.

Химические методы. Кроме механической очистки и удаления участков дикой* и измененной патины предварительная обработка включает обезжиривание, иногда травление и декапирование. Рецептуры применяемых для обезжиривания составов [в ч. (масс.)] и условия обезжиривания приведены ниже:
I II
Фосфат натрия 30-35 20
Сода кальцинированная (карбонат натрия) 20-25 15
Жидкое стекло (силикат натрия) 5-10 —
Эмульгатор ОП-7 или ОП-10 5-10 3-5
Температура раствора, °С 70-90 60-85
Продолжительность обработки, мин 5-10 2-10

Первый состав предназначен для удаления более стойких жировых загрязнений. После обработки этими составами поверхность необходимо тщательно промыть сначала горячей, а затем холодной водой.

Травление целесообразно исключить из реставрационной практики, так как кроме снятия оксидных пленок происходит частичное растворение металла. Обязательной операцией является травление при подготовке поверхности вновь изготовленных бронзовых деталей, фрагментов или целых изделий к патинированию.

Оксидные пленки уваляют с поверхности меди и ее сплавов обработкой (в течение 0,5-1 мин) изделий или отдельных участков их поверхности травильным раствором следующего состава, ч. (масс.):
Азотная кислота 300 Хлорид натрия 2
Серная кислота 200 Сульфат цинка 1,5

Отдельные участки обрабатывают тампоном из хлориновой ткани или капроновыми кистями. После травления поверхность промывают холодной водой.

При общем патинировании (обычная операция при реставрации городской и парковой скульптуры) подготовленную поверхность обрабатывают чаще всего раствором сульфида аммония или полисульфида калия (серная печень). Получающиеся при этом пленки по химическому составу принципиально отличаются от естественных патин, имеют глухой черный цвет. Их, как правило, защищают от внешних воздействий обработкой воском, так как на открытом воздухе составляющие патину сульфиды достаточно быстро преобразуются в карбонаты и сульфаты. Преимущество сульфидного патинирования состоит в том, что патина образуется на любых медных сплавах, в том числе на латунях и даже на старой патине; недостаток — однообразие сульфидных патин как по декоративным, так и по физико-химическим свойствам, достаточно быстрое их изменение под воздействием внешних факторов.

Сульфидное патинирование изделий из меди и ее сплавов может быть достигнуто: а) нанесением растворов на нагретую или холодную поверхность; б) обработкой в холодном или горячем растворе; в) обработкой в парогазовой фазе. Качество пленок искусственной патины зависит от метода их получения и предварительной подготовки поверхности.

Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам. Пленки различных оттенков коричневого цвета однослойны и состоят, как и естественные, из оксида меди(I), зеленые и голубые искусственные патины, по цвету подобные естественным, двухслойны. Внутренний слой в них образован оксидом меди(I), а наружный — основными солями меди. В искусственных патинах редко встречаются карбонаты меди (малахит и азурит), но часто — основной нитрат меди. В отличие от естественных патин, искусственные образованы обычно одной солью, часто с примесью промежуточных продуктов реакций. Почти все искусственные пленки более тонки, пористы, рыхлы, чем естественная атмосферная патина.

Целью как частичного, так и полного патинирования обычно является придание необходимого цвета, поэтому рассматриваемые далее составы для получения патины сгруппированы по основному цвету.

Коричневые патины

1. Светло-коричневую однослойную просвечивающую патину получают с помощью патинирующего раствора следующего состава, г/л:

Дихромат натрия Na2Сr2О7 — 124

Азотная кислота HNO3 (плотность 1,40 г/cм3) — 15,5

Соляная кислота НCl (плотность 1,192 г/см3) — 4,65

Сульфид аммония (NH4 )2S, 18 %-й раствор, мл/л — 3-5

Патинирующий раствор сразу после приготовления при комнатной температуре быстро наносят кистью на поверхность изделия. Через 4-5 ч поверхность промывают холодной водой (кистью). После высыхания обработку проводят еще 2 раза. Патину уплотняют, полируя поверхность сухой ветошью.

В этом же растворе может быть получена зеленая двухслойная стойкая к атмосферным воздействиям патина. Для этого патинируемые экспонаты на 5 мин погружают в ванну с раствором комнатной температуры, промывают холодной водой и оставляют для просушки. Образовавшаяся первоначально светло-коричневая пленка в процессе высыхания приобретает изумрудно-зеленый оттенок.

2. Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 20

Перманганат калия КМnО4 — 5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают 'горячей водой, высушивают и повторяют операцию еще 3—4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4—5 мин (последующая обработка та же).

При погружении в этот раствор, нагретый до 95—99 °С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

3. Патину от темно-коричневой до тепло-черной получают с помощью раствора следующего состава, г/л:

Персульфат аммония (NH4)2S2О8 — 9,35

Едкий натр NaOH — 50,0

Предварительно подогретый экспонат на 5—25 мин погружают в ванну с раствором, нагретым до 90—95 °С. Сразу же после извлечения из ванны поверхность промывают горячей водой, осушают и повторяют обработку в горячем растворе еще 2—3 раза.

Такие же результаты дает обработка раствором, в котором персульфат аммония заменен на персульфат калия K2S2O8 , 8—15 г персульфата калия растворяют в подогретом растворе щелочи.

Медные сплавы с малым содержанием легирующих добавок (томпак) нужно обрабатывать в растворах с меньшей концентрацией персульфата. Окислитель - персульфат - постепенно расходуется, поэтому по мепрекращения выделения пузырьков кислорода раствор необходимо корректировать, добавляя персульфат.

4 Для получений патины от светло- до темно-коричневого цвета используют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4 — 20

Серная киcлота (плотность 1,84 г/см3 ) — 7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2—3 раза для получения равномерного я плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

5. Темно-коричневую патину можно получить, обрабатьтая подготовленную поверхность изделия раствором следующего состава, г:

Сульфат никеля NiSO4 — 20

Бертолетова соль КClO3 — 10

Избыток раствора удаляют с поверхности ватой и оставляют до получения желаемой окраски. Затем экспонат обильно споласкивают водой и сушат. После полного высыхания и стабилизации патины поверхность уплотняют легкой полировкой сукном.

6. Патину от оливкового до коричневого цвета на меди и медных сплавах (томпак, латунь, бронза) получают при обработке экспонатов в растворе следующего состава, г/л:

Бертолетова соль KClO3 — 50-70

Нитрат меди Cu(NO3)2— 40-50

Хлорид аммония NH4Cl — 80-100

Для патинирования предварительно обезжиренные и тщательно промытые изделия погружают на 10—15 мин в ванну с раствором, нагретым до 60—70 °С. Получаемые при этом плотные, интенсивно окрашенные пленки обладают достаточно хорошей механической прочностью и стойкостью к коррозии.

7. Коричнево-черные патины на меди и ее сплавах могут быть получены в растворе следующего состава, г/л:

Молибдат аммония (NH4)2 МоО4 — 10

Аммиак, 25 %-й водный раствор NH4ОН — 7

Температура обрабатывающего раствора — 60—70 °С.

8. Устойчивая патина золотистого цвета [оксид меди(1)] может быть получена в растворе следующего состава, г/л:

Сульфат меди CuSO4 — 0,6

Едкий натр NaOH — l80

Молочный сахар (лактоза) — 180

Отдельно готовят растворы щелочи и лактозы, сливают вместе, кипятят 15 мин, затем добавляют раствор сульфата меди. Обрабатываемые изделия опускают на 10—15 мин в раствор, нагретый до 90 °С тщательно промывают водой и осушают.

4K2CO3+6S + O2 —> 2K2S + 2K2S2O3+4CO2.

С сульфидом калия далее соединяется избыточная сера с образованием полисульфида:

Хранить серную печень следует в закрытых сосудах темного стекла.

Для получения однородной по цвету и фактуре патины после расчистки и обезжиривания всего изделия или участка скульптуры проводят обработку сначала окислительным составом (раствор смеси нитрата серебра и нитрата меди), а затем раствором сульфида аммония или серной печени. При такой обработке вся поверхность металла, в том числе и сохранившаяся патина, приобретает равномерный черный цвет.

10. Медные сплавы могут быть патинированы в черный цвет погружением на 3—4 мин в горячий (95—100 °С) раствор следующего состава, г:

Нитрат свинца — 150

Гидросульфит калия — 50

Уксусная кислота, конц. — 5

Зеленые и голубые патины

1. Зеленовато-голубая двуслойная [первый слой — оксид меди (I)] патина может быть получена в растворе нитрата меди (II) Cu(NO3)2 концентрацией 200 г/л. Раствор наносят кистью на экспонат и оставляют на 12—16 ч. После промывки холодной водой и осушки поверхность обрабатывают ветошью с тонким порошком пемзы, а затем еще 3—4 раза патинируют. Постепенно образуется зеленовато-голубая патина со сплошным, слегка просвечивающим внутренним темно-коричневым плотным слоем оксида меди (I).

2. Стойкая к атмосферным воздействиям зеленая двуслойная патина может быть получена в следующих растворах, г/л:

Сульфат аммония (NH4)2SO4 — 100

Медный купорос CuSO4 • 5 Н2 О — 50

Едкий натр NaOH — 10

Аммиак, 25 %-й водный раствор NH4OH— 176

Для приготовления раствора 2 к раствору медного купороса добавляют раствор аммиака, в образовавшийся прозрачный темно-синий раствор медноаммиачной соли вводят щелочь.

Вначале поверхность экспоната обрабатывают 2—3 раза раствором 1 с промежуточной сушкой, промывкой и осушением. На образовавшуюся желто-коричневую пленку кистью наносят раствор 2 (дважды в день в течение 4—5 сут) с последующей промывкой холодной водой. Образовавшаяся голубая патина постепенно на воздухе преобразуется в зеленую.

3. Матово-зеленая патина может быть получена обработкой медных (бронзовых) изделий раствором следующего состава, г

Карбонат аммония (NH4)2CO3 — 20

Хлорид аммония NH4C1 — 2

Вода — до 100 мл

Изделия после обработки сушат на открытом воздухе и располировывают.

4. Зеленую до черноты патину получают в растворе следующего состава, г:

Хлорид натрия NaCl — 126

Хлорид аммония NH4Cl — 126

Аммиак, 25 %-й водный раствор NH4OH — 100

Уксусная кислота, 3 %-й раствор СН3СООН — до 1 л

Раствор при 20°С наносят на экспонат кистью, обильно смачивая поверхность. Затем поверхность прогревают горячим воздухом (30— 35 °С), промывают холодной водой, осушают и повторяют обработку 3—4 раза.

Наружный слой патины — зеленый различных оттенков (до черного), внутренний — оксид меди (I).

Нитрат меди (II) Cu(NO3 )2 — 200

Нитрат серебра AgNO3 — 8

Азотная кислота HNO3 (плотность 1,40 г/см3) 6,5 мл/л

Раствор переносят на поверхность, выдерживают до высыхания. Очищают поверхность от рыхлого слоя солей ветошью и повторяют обработку. Через 10—12 сут образуется двуслойная патина с темно-оливковым (до серого) цветом наружного слоя.

Наличие в растворе азотной кислоты обязывает реставратора относиться к этому составу с осторожностью, так как цинксодержащие сплавы меди могут после обработки незначительно менять фактуру поверхности.

6. Для получения зеленой окраски меди и медных сплавов применяют следующие растворы, г/л:

Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 249

Сульфат железа (III) Fe2(SO4)3 — 15

Едкий натр NaOH — 60

Нитрат меди (II) Cu(NO3)2 — 187

Сульфат железа (III) Fe(SO4)3 — 10

Едкий натр NaOH — 80

Каждый компонент отдельно растворяют в воде (соотношение количеств воды 1,0:0,1:0,4). К раствору соли меди медленно приливают раствор щелочи, затем раствор сульфата железа. В некоторые растворы для улучшения качества образующегося осадка и его кроющей способности можно добавить до 30 г/л какого-либо сахарида.

Сразу же после выпадения в растворах осадка сливают жидкость, а осадок промывают 3—4 раза 10-кратным количеством воды. Взвесь наносят на изделие кистью равномерным слоем. После высыхания может быть нанесен второй слой. Упрочнение патины и выявление ее окончательной окраски (малахитово-зеленой) происходит через 15—20 сут.

Патины различных цветов

В зависимости от продолжительности выдержки в растворах приводимого ниже состава можно получить на бронзе и других, медных сплавах патину широкой гаммы цветов.

В отдельных сосудах приготовляют два следующих раствора:

Гидросульфит натрия NaHSO3, г — 45

Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 15

Растворы сливают вместе и нагревают до кипения. В кипящий раствор опускают патинируемое изделие. Через несколько секунд начинается окрашивание поверхности в следующем порядке:

Через 5-10 с - тон старого золота

12-15 с - темно-пурпурный цвет 16-18 с - фиолетово-пурпурный 19-22 с - фиолетово-серый 25 с - 2 мин - серый до черного

Когда получен желаемый тон, изделие быстро вынимают из раствора, промывают водой, сушат и очищают от рыхлых осадков. Можно погружать изделие в раствор на несколько секунд, промывать и повторно погружать в горячий раствор. Подобная процедура позволяет контролировать достижение желаемого цвета.

Электрохимические методы. Электрохимические методы патинирования могут быть осуществлены не только в ваннах, но и при обработке специальными электродами отдельных участков. Электроды для этого изготавливают из кисти с введением электропроводящих медных (или стальных) проволочек к основанию (месту заделки волос в металлическую оправу).

Для получения от серо-зеленой до темно-зеленой окраски патины используют водный раствор следующего состава, г/л:

Сульфат меди СuSO4 — 50

Хлорид аммония NH4C1 — 28

Хлорид натрия NaCl — 14

Уксусная кислота СН3СООН — 12

Хлорид цинка ZnCl, — 6

Экспонат погружают в ванну и подключают его к катоду, аноды — медные. Продолжительность электролитического наращивания патины 5-10 мин при плотности тона 0,3—0,5 А/дм2.

При электрохимическом анодном окислении меди и медных сплавов в сильнощелочной среде можно получить оксидные пленки разнообразных оттенков — от теплого черного до оливково-коричневого. Для этого обрабатываемые экспонаты после очистки и обезжиривания подвергают электрохимической обработке в одном из следующих растворов, г/л:

Едкий натр NaOH — 150-250

Нитрат калия KNO3 — 30-50

Медный купорос CuSO4-5H2O — 45-100

Едкий натр NaOH — 30-150

Для приготовления раствора 2 медный купорос растворяют в небольшом количестве теплой воды; в отдельном сосуде в небольшом количестве горячей воды растворяют сахарозу. После остывания растворы сливают вместе.

Отдельно готовят и охлаждают раствор щелочи и добавляют его к раствору медного купороса с сахарозой. Выпадающий вначале белый осадок постепенно при перемешивании раствора растворяется. Плотность полученного электролита 1,07 г/см3, рН 12,8, рабочая температура 16-20 °С. Обрабатываемые экспонаты подключают к аноду источника постоянного тока, катодом служит медь или нержавеющая сталь.

Проведение процесса оксидирования при низких значениях плотности тока (0,01— 0,05 А/дм2) приводит к образованию плотных тонких слоев оксида меди (I) золотистого цвета. Оливково-коричневые до тепло-черных тонов пленки оксидов меди (I) и (II) могут быть получены при плотности тока 0,2—4,0 А/дм2 и продолжительности обработки 5—30 мин.

Электрохимические методы патинирования могут быть использованы и для восстановления патины на отдельных участках.

Первоисточник: ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Рисунок стразами

Мы неоднократно писали о том, что собой представляет алмазная мозаика, поэтому останавливаться на этом вопросе в очередной раз не будем. Сегодня поговорим о том, где и как лучше всего хранить ненужные стразы, как приклеить их на основу при отсутствии клеевого слоя, и что можно с их помощью изготовить.

Идеи для применения алмазной мозаики в интерьере

Создавать полноценные картины с помощью оставшихся после завершения работы алмазных страз сложно, поэтому лучше сосредоточиться на декорировании. Если быть откровенными, то украшать стразами можно абсолютно любые предметы. Главное – правильно подобрать рисунок и грамотно расставить искрящиеся детали в комнате. При этом не стоит забывать, что таких элементов не должно быть слишком много.

Что конкретно можно украсить?

Несмотря на то, что алмазная мозаика смотрится привлекательно на любых поверхностях, существует несколько категорий предметов, которым она подходит наилучшим образом. Речь идет о вазах для искусственных цветов и цветочных горшках. Для них подходящим вариантом станут растительные узоры, выкладывать которые можно из страз не только зеленых, но и других оттенков. Кроме этого, алмазная крошка подойдет для декорирования фоторамок, картинных багетов, обрамления зеркал, мебельных и стеновых молдингов.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Декор алмазной мозаикой

Алмазы для декора

Чтобы придать своему дому индивидуальность, владельцы чаще всего используют всевозможные аксессуары, купленные в магазинах. У такого декора есть недостаток – он лишен эксклюзивности. Обеспечить ее поможет алмазная мозаика. Для этого вовсе не нужно создавать масштабные композиции. Достаточно добавить к обычному декору небольшой узор из алмазов, и он преобразится в нечто совершенно новое и интересное. Так можно украсить настенные часы, магнит для холодильника, интерьерные свечи и многое другое.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Декор алмазной мозаикой

Книги и канцелярские принадлежности

Мы много раз писали о способах создания эксклюзивных открыток. Изготовить оригинальный аналог типографской продукции можно и с помощью алмазной мозаики. Яркими сверкающими стразами мастерицы, как правило, дополняют открытки, выполненные в технике скрапбукинга. Декорирование кристаллами будет прекрасно смотреться не только на открытках, но и на блокнотах, фотоальбомах и даже детских книжках.

Все перечисленные выше области применения остатков алмазной мозаики можно отнести к более или менее традиционным. Что же касается нетривиальных решений, то здесь возможности декора остаются практически безграничными. Одно из них – декорирование пасхальных яиц.

Игрушки из алмазной мозаики

Новогодние праздники промчались, оставив лишь воспоминания о ярких торжествах и легкую грусть. Но не стоит расстраиваться. Пройдет всего год и нам в очередной раз придется задуматься о покупке новогодних игрушек. Так почему бы не позаботиться об этом заранее и не изготовить их с помощью алмазной мозаики? Существует несколько способов создания подобных украшений.

  • Смешайте стразы различных оттенков и засыпьте их в прозрачную елочную игрушку. Повесьте ее на елку и включите гирлянду. Можете быть уверены – в мерцающем свете лампочек такое украшение заиграет фантастическими бликами!
  • Хотите украсить елочную игрушку оригинальным орнаментом? Подберите подходящий для этого рисунок и воспроизведите его на поверхности новогоднего шара
  • В качестве основы можно использовать не только шары, но и обычный картон. Вырежьте из него фигурку Деда Мороза, снеговика или милой зверушки и выложите изображение персонажа стразами.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Декор алмазной мозаикой

Декорирование текстиля

Вы, конечно же, видели одежду, украшенную блестящими стразами. Чаще всего подобный декор используется для декорирования детских вещей, на которых он смотрится наиболее уместно. Выигрышным вариантом декорирование алмазной мозаикой станет как для гладких тканей, так и для вязаных деталей детского гардероба. А раз так, то их можно использовать для украшения шапок и шарфов, варежек и свитеров, блузок, футболок и даже джинсов!

Одежда – не единственная текстильная продукция, которую можно оформить сверкающими стразами. Элегантные узоры прекрасно смотрятся на салфетках, скатертях, диванных подушках и т.д. У вас есть домашний любимец? Выложите на его одежке, ошейнике или кулоне имя питомца, не забыв поместить внутрь украшения записку со своим адресом и телефоном на случай, если животное потеряется.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Декор алмазной мозаикой

Техника декорирования стразами

Разобравшись с вариантами использования остатков алмазной мозаики, стоит подумать о способе их фиксации. На этот раз в качестве основы будет использоваться вовсе не привычный для рукодельниц холст с клеящим слоем, а обычные поверхности из бумаги, ткани, пластика или стекла. Это означает, что выбирать способ фиксации и заботиться о его качестве придется самостоятельно. Итак, как же закрепить стразы без базового липкого слоя? Для это используются два метода.

Альтернативой базовому липкому слою может стать обычный клей или двухсторонний скотч. Выкладку страз по рисунку можно делать как на подготовленную заранее форму из картона, так и непосредственно на поверхность, подлежащую декорированию. Не забывайте, что клей должен быть прозрачным, так как в противном случае даже маленькая капля жидкости может безнадежно испортить эффект. Собираетесь украшать стразами ткань? Для это необходимо приобрести специальный клей для текстиля.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Приклеивание страз

Как разобраться с оттенками?

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Алмазная мозаика

Технология нанесения страз

Для работы вам потребуется небольшое количество подручных средств: линейка, пинцет, стилус, клей или скотч.

  1. Первый этап – поиск подходящей схемы. При выборе не забудьте оценить размеры и цветовую палитру, которая должна соответствовать оттенкам оставшихся у вас страз.
  2. Далее готовим основу для декорирования. Если рисунок предстоит наносить на пластик или стекло, тщательно очистите их перед работой. Картонную основу обрабатывать не нужно.
  3. После этого можно приступать к нанесению клея или приклеиванию скотча, а затем следует выложить на них стразы в соответствии со схемой. Выкладывать стразы лучше всего с помощью пинцета, периодически подравнивая их стилусом.

В завершение покрываем декор прозрачным лаком.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Используем остатки страз

Как организовать хранение остатков алмазной мозаики?

Так как палитра оставшихся после завершения работы страз достаточно обширна, хранить их в общей емкости не имеет смысла, ведь выбрать из полученной смеси кристаллы нужных цветов у вас не получится. Это означает, что остатки мозаики необходимо рассортировать и разложить отдельно друг от друга. Что для этого использовать? Абсолютно все, что найдется под рукой!

  • Пластиковые контейнеры от таблеток.
  • Спичечные коробки, склеенные в своеобразный органайзер.
  • Полиэтиленовые пакетики с замком zip-lock.
  • Готовые пластиковые коробки с разделением на ячейки и др.

На фото изображено - Как использовать остатки алмазной мозаики, рис. Органайзеры для хранения

Выбранные для размещения страз пакетики, коробки и контейнеры можно декорировать с помощью все той же алмазной мозаики или любым другим способом. При использовании кристаллов для украшения лучше выбирать детали того же цвета, что и стразы внутри емкости. Это не только повысит презентабельность самодельных органайзеров, но и упростит работу с декором.

Рассказывая о секретах применения остатком алмазной мозаики, мы упомянули только самые распространенные. Вы же можете расширять сферу применения этого яркого и оригинального декора практически до бесконечности. Не забывайте привлекать к этому интересному занятию детей, которым очень понравится создавать красивые картинки с любыми персонажами и просто помогать вам в работе!

Читайте также: