Как сделать паспорт готовности

Обновлено: 08.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Паспорт готовности к отопительному сезону (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Паспорт готовности к отопительному сезону

Судебная практика: Паспорт готовности к отопительному сезону

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Паспорт готовности к отопительному сезону

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Как создать и управлять ТСЖ: Практическое руководство для начинающих"
(Фролова О.Е., Сохранов С.С.)
("Прометей", 2019) 6) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Жилищно-коммунальное хозяйство"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019) - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;

На Дону 14 субъектов электроэнергетики получили паспорта готовности к работе в осенне-зимний период

В правительстве Ростовской области состоялось торжественное вручение паспортов готовности к работе в осенне-зимний период 2019-2020 субъектам электроэнергетики. Оценка готовности субъектов электроэнергетики была проведена в рамках работы комиссий регионального минпромэнерго. Особое внимание было уделено выполнению программ ремонтов оборудования, наличию производственного контроля, созданию аварийного запаса материалов и оборудования, формированию аварийно-восстановительных бригад. Всего была проверена 21 организация, 14 из них получили главный документ о готовности к работе в сезон максимальных нагрузок. Это в два раза больше, чем в прошлом году.

В работе комиссий донского министерства промышленности и энергетики приняли участие представители МЧС, субъектов электроэнергетики, а также администраций муниципальных образований, на территории которых расположены проверяемые организации.

- Торжественному моменту получения паспорта готовности к прохождению осенне-зимнего периода предшествует напряженная работа энергетиков – выполнение ремонтной программы, реконструкция объектов, тщательная подготовка персонала. Все эти усилия направлены на достижение приоритетной цели - обеспечение надежного и стабильного электроснабжения потребителей области, - отметил заместитель министра промышленности и энергетики Владимир Клименко.

Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Министр А. Новак

Правила оценки готовности к отопительному периоду

I. Общие положения

2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).

3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - потребители тепловой энергии).

4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:

лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;

лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

II. Порядок проведения проверки

5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.

7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.

9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

III. Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций

13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

IV. Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии

16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции, в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам.

17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 13, 14 и 17 пункта 16 настоящих Правил.

V. Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Лицензионные требования и подготовка дома к зиме

Есть общие нормы о том, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией или ТСЖ, указанные организации несут ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и норм, утвержденных Правительством Российской Федерации (п. 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Кроме того, отдельные работы по подготовке многоквартирного дома к зиме (отопительному периоду) указаны в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Перечне № 290). Данные работы включают:
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах (п. 17 Перечня № 290)
- общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах (п. 18 Перечня № 290)
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах (п. 18 Перечня № 290).

Все данные работы сводятся к:
- проверке исправности и работоспособности оборудования, выполнении наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах
- гидравлическим и тепловым испытаниям оборудования индивидуальных тепловых пунктов
- работам по очистке теплообменного оборудования для удаления накипно-коррозионных отложений
- проверке исправности, работоспособности, регулировке и техническом обслуживании насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах)
- восстановлении работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Полный состав работ определяется технико-эксплуатационными характеристиками многоквартирного дома, при этом подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции) (п. 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
Стоит обратить внимание на то, что составление акта о проведении гидравлических испытаний (а также промывке теплообменников или внутридомовой системы теплоснабжения) для теплоснабжающей организации является достаточным для того, чтобы подать в многоквартирный дом тепло после постановления органа местного самоуправления о начале отопительного периода в муниципальном образовании.

Паспорт готовности объекта теплоснабжения: профанация документа и шантаж

Данная комиссия проводит еще одну проверку лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду (п. 4 Правил № 103).

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости – проводят осмотр объектов проверки (п. 6 Правил № 103). Таким образом, изначально проверка является документарной, реже – выездной.
Критерии готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, которые должна проверить комиссия по оценке готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду определены в п. 16 Правил № 103. Всего таких критериев 17 и в их числе:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
9) работоспособность защиты систем теплопотребления;
10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
12) плотность оборудования тепловых пунктов;
13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями.

Особенность данных критериев состоит в том, что в 90% случаев выполнить их на 100% невозможно. Например, наличие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель делает невозможным получение паспорта готовности к отопительному периоду (даже в том случае, если управляющая организация такой долг не признает). Кроме того, у органа местного самоуправления нет физической, кадровой и административной возможности проверить все эти критерии в отношении каждого многоквартирного дома, которых в городе сотни. В итоге вся проверка и работы комиссии в отношении конечных потребителей тепловой энергии превращается в элементарную профанацию и массовую штамповку и раздачу заинтересованным лицам паспортов готовности домов к отопительному периоду.

Нужно отметить, что результаты проверки комиссии оформляются неким промежуточным актом проверки готовности к отопительному периоду (далее – акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки объекта теплоснабжения.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
- объект проверки готов к отопительному периоду;
- объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
- объект проверки не готов к отопительному периоду (п. 7 Правил № 103).

Этот акт в теории должен делаться помимо акта о проведении гидравлических испытаний и предшествовать получению паспорту готовности к отопительному периоду. Сам паспорт готовности к отопительному периоду в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду (п. 9 Правил № 103).

Все остальные варианты получения паспортов готовности представляют собой комбинацию из этих двух сценариев. Как правило никакой фактической проверки потребителей тепловой энергии органом местного самоуправления не проводится, потому что у него нет таких ресурсов. Впрочем, не исключается проверка отдельных потребителей, если это необходимо для того, чтобы:
- продемонстрировать некую работу органа местного самоуправления с потребителями тепловой энергии
- наказать неугодных и нажаловаться на них в прокуратуру (если теплоснабжающая организация муниципальная, то при наличии даже небольшого долга за тепловую энергию начинаются жалобы в жилищную инспекцию и прокуратуру, что может создать некоторые проблемы управляющей организации; впрочем, к жалобам и угрозам часто прибегают и крупные не муниципальные ресурсники).

Все более распространённой становится региональная практика, когда к шантажу управляющий организаций с невыдачей акта о проведении гидравлических испытаний (а не паспорта готовности) подключаются сами теплоснабжающие организации (например, Новосибирск, 2020 год). Они включают в акт о проведении гидравлических испытаний все 17 критериев из Правил № 103 и пытаются самостоятельно проводить проверку по всем критериям, не будучи уполномоченным законом лицом для таких действий.

Можно ли не получать паспорт готовности к отопительному периоду?

Как уже было сказано, обязательным лицензионным требованием является лишь проведение гидравлических испытаний. Получение паспорта готовности к отопительному периоду таким требованием не является.

Все коллеги по цеху понимают бессмысленность и ненужность процедуры получения паспортов готовности к отопительному периоду, однако вынуждены выполнять формальное требование Правил № 103.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) комиссии в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября – для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

В ситуации, если управляющая домом организация не прошла проверку по всем критериям целиком и не получила паспорт готовности, она обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п. 12 Правил № 103).
При этом неполучение паспорта, как видим, не препятствует подаче тепловой энергии с начала отопительного периода: ресурсник все равно даст тепло.

Кроме того, в законе есть ответственность за отсутствие подготовки многоквартирного дома к отопительному периоду (например, в части нарушения лицензионных требований управляющей организацией). Фактом же надлежащей подготовки является пуск тепла с началом отопительного периода.
Стоит обратить внимание, что данный материал не призывает коллег по цену не готовить паспорта готовности к отопительному периоду, однако раскрывает формализованный и бессмысленный характер данной процедуры.

Читайте также: