Как сделать паркет в 3d max corona

Обновлено: 06.07.2024

2 Обращение к читателям Здравствуй! Меня зовут Гадельшин Станислав Сергеевич. Я - высокооплачиваемый 3d-визуализатор. В настоящее время являюсь директором собственной студии дизайна интерьеров и визуализации. Окончил КГАСУ по специальности Архитектура. Профессионально работаю в 3ds Max уже более 12 лет. Убежденный противник теоретических веяний, признаю только практические и эффективные решения. Преподаю 3ds Max уже более 4-х лет и за это время обучил свыше 3500 человек. Станислав Гадельшин, основатель проекта Easy3dsMax Я прекрасно понимаю, насколько сложным и запутанным кажется 3ds Max, когда только приступаешь к его изучению: все на английском языке, невообразимое количество пунктов меню, непонятных иконок, странных непереводимых слов. Но самое страшное - совершенно непонятно, с чего начинать. Изначально эту методичку я готовил для студентов своих курсов, чтобы вся та лавина новой информации, которая на них обрушивается на первых занятиях, была максимально структурирована и понятна, а самое главное - легко уложилась в голове и не отбила желание изучать 3ds Max. Я искренне надеюсь, что эта методичка поможет тебе с легкость преодолеть самые сложные первоначальные этапы работы в 3ds Max и сэкономит время и деньги в освоении этой программы! 1 Обращение к читателям

5 Профессиональное онлайн обучение 3ds Max с нуля для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков Горячие клавиши в 3ds Max Клавиши для упраления видовыми экранами Перспектива (Perspective) - P Ортогональ (Ortographic) - U Вид сверху (Top) - T Вид слева (Left) - L Вид спереди (Front) - F Вид от камеры - C Включение/отключение затенения выбранных граней - F2 Переключение между каркасным и тонированным отображением - F3 Включение/отключение отображения ребер граней - F4 Клавиши для выбора основных инструментов Select Object (Выделение) - Q Select and Move (Выделение и перемещение) - W Select and Rotate (Выделение и вращение) - E Select and Uniform Scale (Выделение и масштабирование) - R Прочие горячие клавиши Центрирование экрана - Z Увеличить размер осей - + Уменьшить размер осей - Включить/отключить статистику - 7 Включить/отключить сетку - G Выбрать первую / вторую / третью строку в стеке модификаторов - 1 / 2 / 3 Выбрать объект по имени (Select by Name) - Активировать угловые привязки - A Активировать объектные привязки - S Открыть окно с настройками рендера (Render Setup) - F10 Сочетания горячих клавиш Показать область рендера - Shift + F Прозрачное отображение объекта - Alt + X Приблизить - Ctrl и + Отдалить - Ctrl и Вращение вокруг сцены - зажать Alt и колесико мыши (да, на него можно нажимать!) Клонирование объектов - зажать Shift и использовать любой из основных инструментов Клонирование объектов в то же место - Ctrl + V Скрыть оси - Ctrl+Shift+X Перейти в изолированный режим - Alt + Q Отрендерить текущее окно проекций - Shift + Q Быстро создать стандартные объекты - зажать Ctrl и кликнуть правой клавишей мыши Горячие клавиши в 3ds Max 4

6 Настройка метрической системы единиц (mm) Без правильно настроенной системы единиц дальнейшее использование данного пособия будет бессмысленно и бесполезно. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 5 Настройка метрической системы единиц (mm)

7 Профессиональное онлайн обучение 3ds Max с нуля для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков Настройка камеры (VRayPhysicalCamera) Несмотря на то, что эта методичка посвящена Corona Renderer, я пользуюсь камерами VRay 3.0. Для Corona не принципиально, какими камерами пользоваться. А в VRay версии 3.0 есть кнопка, dddddddddddddddd которая делает вертикальные линии параллельными (убирает 3 точку схода, зенитность). Настройки по умолчанию Кадровое окно - горизонтальный размер кадрового окна в миллиметрах. Зависит от настройки системных единиц (System Units Setup). Фокусное расстояние - фокусное расстояние объектива камеры. Зависит от настройки системных единиц (System Units Setup). Коэффициент увеличения - задает коэффициент увеличения. Значения больше 1.0 увеличивают изображение, значения меньше уменьшают. Если камера и цель камеры находятся на разной высоте, получается 3-точечная перспектива. Если эта опция активна, то программа будет автоматически выравнивать вертикали, избегая появления 3-точечной перспективы. Нажатие на эту кнопку позволяет выровнять вертикали для текущего кадра, чтобы убрать 3-точечную перспективу. Настройка подрезки вида нужна, когда требуется отрендерить небольшие пространства без сильного искажения перспективы. Смотри примеры на следующей странице. Включить подрезку вида Расстояние до ближней секущей плоскости Расстояние до дальней секущей плоскости Настройка камеры (VRayPhysicalCamera) 6

8 Настройка камеры (VRayPhysicalCamera). Примеры Film gate (задает значение диагонали кадра) film gate: 20 film gate: 36 film gate: 52 Focal length (фокусное расстояние) focal length: 24 focal length: 40 focal length: 56 zoom: 1 zoom: 1,5 Zoom factor (зумирование) zoom: 0,5 7 Настройка камеры (VRayPhysicalCamera). Примеры

9 Профессиональное онлайн обучение 3ds Max с нуля для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков Настройка камеры (VRayPhysicalCamera). Примеры Подрезка вида (camera clipping) включена far clipping plane - дальняя секущая плоскость near clipping plane - ближняя секущая плоскость Все, что находится перед ближней и за дальней секущей плоскостями в область видимости камеры попадать не будет. Подрезка вида (camera clipping) включена. Камера снаружи помещения film gate: 36; focal length: 50 Подрезка вида (camera clipping) отключена. Камера внутри помещения film gate: 36; focal length: 14 Настройка камеры (VRayPhysicalCamera). Примеры 8

10 Настройка солнца (CoronaSun) Все настройки по умолчанию приемлимы для большинства сцен. Единственное, что нужно изменять - это положение солцнца, чтобы получить наиболее эффектные тени, и размер (size), чтобы сделать тени более размытыми. Настройки по умолчанию Включено/выключено Нацелено/не нацелено. Когда опция активна, ты можешь задавать произвольное положение солнце. Когда опция отключена, солнце фиксируется в определенном положении. Добавить CoronaSky (небо) в слот карты окружения (добавляй!) Множитель интенсивности - влияет на яркость CoronaSun. Множитель размера - влияет на размытость теней от CoronaSun. Реалистичный цвет солнца - цвет расчитывается автоматически. Прямой ввод цвета солнца. Цвет берется из прямоугольника справа. Температура по Кельвину - цвет задается в зависимости от температуры, указанной в соседней ячейке. Взаимосвязь температуры и цвета смотри в таблице по расчету мощности освещения CoronaLight. Непосредственная видимость солнца - если галочка включена, то когда солнце будет попадать в поле зрения камеры, оно будет видно на рендере. Видимость в отражениях - если галочка включена, солнце будет отображаться в материалах с настроенными отражениями (Настройки материала - Reflection. См. во второй части методички). Видимость в преломлениях - если галочка включена, солнце будет отображаться в материалах с настроенными преломляющими свойствами (не путать с прозрачностью, т.е. opacity). Настройки материалов разбираются во второй части методички. 9 Настройка солнца (CoronaSun)

11 Профессиональное онлайн обучение 3ds Max с нуля для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков Настройка солнца (CoronaSun). Примеры Положение солнца (угол между CoronaSun и CoronaSunTarget) 10 градусов 45 градусов 90 градусов Intensity (множитель яркости солнца) Intensity: 0,1 Intensity: 1,0 Intensity: 5,0 Size (размер солнца, влияет на размытость/резкость теней) Size: 1 Size: 10 Настройка солнца (CoronaSun). Примеры Size: 32 10

12 Настройка CoronaLight Настройки по умолчанию Включение/отключение CoronaLight Нацеленный/не нацеленный источник света. Когда опция активна, ты можешь указывать направление, куда должен светить источник света Множитель интенсивности - влияет на яркость CoronaLight. Единицы измерения мощности света: Default (W) - мощность излучения. Интенсивность света зависит от размера источника. Не путать с электрической мощностью! Лампа накаливания 100 Вт излучает примерно 2-3 Ватт как видимый свет. Candela (cd) - сила света в канделах. 1 Вт современной лампы накаливания = 1 кд (cd). Lumem (lm) - сила светового потока. 1 Вт современной лампы накаливания = 1340 lm 2 Lux (lx) - единица измерения освещенности. 1 lx = 1 lm/m Ручное задание цвета CoronaLight. Цвет берется из прямоугольника справа. Температура по Кельвину - цвет задается в зависимости от температуры, указанной в соседней ячейке. Взаимосвязь температуры и цвета смотри на следующей странице. Форма источника света. Есть сфера (Sphere), прямоугольник (Rectangle), диск (Disk) и цилиндр (Cylinder). Чем больше источник света, тем более размытыми будут тени. Излучать свет в обе стороны. Актуально для источников света типа Rectangle и Disk. Параметры видимости источника света: Visible directly - видимый напрямую - т.е. будет ли виден источник света, когда камера смотрит на него. Visible in reflections - видимый в отражениях - если галочка есть, источник света будет отображаться в отражающих материалах. Visible in refractions - видимый в преломлениях - если галочка есть, источник света будет отображаться в материалах с настроенными преломляющими свойствами (refract, не путать с opacity). 11 Настройка CoronaLight

14 Настройка рендера. Размер кадра Настройки размера кадра нужно задавать до того, как вы начнете выставлять камеры и выбирать ракурсы. Для большинства проектов хватает размеров 1654х1170px, что соответствует формату бумаги А3. Размер кадра (в пикселях) Ширина кадра Высота кадра Соотношение сторон кадра (ширина/высота) Блокировка соотношения сторон. Часто используемые соотношения сторон (Image Aspect) Широкоформатные экраны 16:9 (1920х1080, 1600х900, 1366х768,1280х720) Обычный ТВ стандарт 4:3 (2000х1500, 1600х1200, 1200х900, 800х600) Обычный формат бумаги (А) 1,41646:1 (1969х1378, 1656х1170, 1170х827, 827х585) Таблица часто используемых размеров и качества печати (чем больше dpi, тем лучше качество печати) Стандартные форматы бумаги А4 (297x210 mm) А3 (297x420 mm) А2 (594x420 mm) А1 (594x841 mm) 585 px 827 px 1170 px 1656 px 1378 px 413 px 585 px 827 px 1170 px 1969 px 1170 px 1654 px 2340 px 3310 px 2756 px d p I px 1170 px 1654 px 2340 px 3937 px 1755 px 2481 px 3510 px 4967 px 4134 px 1239 px 1755 px 2480 px 3510 px 5906 px 3510 px 4962 px 7016 px 9933 px 8268 px 2478 px 3510 px 4962 px 7016 px px Настройка рендера. Размер кадра 700x1000 mm

15 Профессиональное онлайн обучение 3ds Max с нуля для архитекторов, дизайнеров и проектировщиков Настройка рендера. Основные настройки Показать окно рендера (Virtual Frame Buffer) Настроить интерактивный LightMix Начать интерактивный просчет Перезагрузить настройки Настройка лимитов рендеринга Corona Renderer использует прогрессивный метод просчета. Это означает, что рендер будет длиться до тех пор, пока ты его не остановишь, либо не будут достигнуты какие-либо из лимитов, описанных ниже. Лимит по шуму - рендер остановится, когда будет достигнут определенный порог шума. Лимит по пассам - рендер остановится после просчета определенного количества пассов (проходов). Лимит по времени - рендер остановится по истечении заданного времени (часы/минуты/секунды). Сохранить/возобновление рендеринга Хочу обратить внимание, что опции ниже сохраняют не картинку, а прогресс рендеринга. Например, если ты работаешь на ноутбуке и тебе надо уходить, а рендер еще не закончен, то можешь сохранить прогресс рендеринга, закрыть 3ds Max, а потом открыть и продолжить. Сохранить прогресс рендера. Продолжить рендер из сохраненного файла. Продолжить последний рендер. Денойзинг - опция, которая основательно убирает шум с рендера Просто всегда ставь Denoising Mode в положение Full Denoising Настройка рендера. Основные настройки 14

18 Примеры настройки постобработки (Post) White Balance (баланс белого, делает рендер теплее/холоднее) White balance (K): 4500 White balance (K): 6500 White balance (K): Contrast (контраст, делает рендер более/менее контрастным) Contrast: 0,1 Contrast: 1 Contrast: 5 Saturation (насыщенность, изменяется от -1 до 1) Saturation: -1 Saturation: 0 17 Факторы, влияющие на скорость рендера Saturation: 1

рис.1. Модели травинок для скаттеринга

Для начала создадим несколько травинок при помощи инструмента plane и модификатора edit poly. Травинки делаем разной толщины, высоты и с различным уровнем изгиба.

Рис2.Multi\sub-object

Далее создадим текстуру травы:

Открываем редактор материалов (горячая клавиша M) - далее в свитке Standart выбираем Multi\Sub-object и назначаем в первые три слота CoronaMtl. В качестве карты Diffuse в каждом материале используем одну из карт leaf1. 3, прилагающихся к уроку. Также эти карты помещаем в слот Translucensy, а параметр Fraction задаем равным 0,7. Остальные параметры выставляем так, как указано на рис.3.

Рис.3. Настройки материала

Рис.4.Изменяем id

Теперь, когда трава готова, можно начать подготовку поверхности для скаттеринга. Рисуем плоскость(для примера я сделал её размер 2*2 метра), накидываем модификатор noise, чтобы придать поверхности земли небольшую неровность. В графах strength выставим значение 20 по x,y и z.
Далее заходим в редактор материалов и делаем новый материал для поверхности земли. Для диффузного слоя можете взять карту, которая прилагается к уроку, либо найти её самостоятельно в интернете. Параметры Reflection ставим равным 0,25,а Glossiness-0,3, после чего назначаем материал на плоскость.

Рис.5.Настройки мультискаттера

Приступим непосредственно к скаттерингу травы по поверхности земли.
Заходим в меню create-geometry, в выпадающем меню выбираем Multiscatter и жмем кнопку Multiscatter.
Добавляем объекты для скаттеринга, т.е. нашу траву-для этого нажимаем “+” под графой Scatter objects и выбираем травинки. После завершения не забудьте снова нажать на кнопку “+”, чтобы выйти из режима выбора объектов.
В графе Surface,свитка Distribution parameters будет только одна кнопка, нажав на которую вы сможете указать поверхность ,по которой будет происходит скаттеринг.
Свиток scale отвечает за то, как будет отличаться размер клонированных травинок по отношению к оригиналу. Зададим здесь величины from 80 to 120.
В свитке Rotate мы можем менять направление роста травы, а также её поворот вокруг своей оси. По осям X и Y выставляем значения 20, по оси Z-360. Таким образом каждая модель травинки будет наклонена в пределах 20 градусов относительно горизонтальных осей, и в случайном порядке будет развернута по оси Z.

В графе Max count зададим значение 800000, таким образом создадим достаточное количество копий травы. Данное значение подбирается экспериментальным путем, но старайтесь не задавать излишне высокие значения, поскольку это негативно скажется на продолжительности рендера.

Данная инструкция позволит Вам установить внешний визуализатор Corona Renderer на любую версию от 3DS MAX 2012 до 3DS MAX 2017. Если у Вас установлено сразу несколько версий программы 3D Studio Max, то установка будет выполнена сразу на все версии программы.

Скачиваем файл Corona Renderer 1.5 (hotfix2)

Посмотреть и скачать другие версии Corona renderer Вы можете здесь.

Запускаем установку Corona Renderer (лучше это сделать от имени администратора, если Вы таковыми правами обладаете, если нет, то можно просто запустить установку):

Появляется панель установки:


Принимаем лицензионное соглашение и жмём на кнопку NEXT.

Выбираем обычную (Typical) инсталляцию. Директорию установки C:Corona Renderer оставляем как есть. На самом деле реальная директория установки будет C:Program FilesCorona. Жмём на Install:


Начнётся установка программы.

После окончания установки, на панели появятся параметры, на которые следует обратить внимание:


Если у Вас установлено несколько версий программы 3D Studio Max, то Corona Renderer установиться сразу на все версии. На картинке выше видно, что программа установилась в 3ds max 2015 и в 3ds max 2016. Ограничением здесь является то, что данная версия Corona Renderer работоспособна от 3ds max 2012 до 3ds max 2017.

Далее жмём на NEXT и выходим на завершение установки:


Жмём на Finish и завершаем установку.

Обратите внимание на два показателя выделенных на предыдущей картинке:

SSE4.1 – enabled CPU: OK
Your system can run the full-speed version of Corona.

Если они таковы, то это означает, что у Вас достаточно мощный компьютер и программа Corona Renderer будет работать на максимуме своих возможностей, что в свою очередь самым благоприятным образом скажется на времени визуализации. В таком случае следует из паки Patch/Fullspeed скопировать файл Corona_Release.dll и вставить его в директорию:

C:Program FilesAutodesk3ds Max 20ХХ

заменив тот, который там образовался в процессе установки программы:

Где 3ds Max 20ХХ – это различные версии программы 3D Studio Max.
Если у Вас установлены несколько версий, то данную процедуру следует проделать для каждой из версий.

В том случае, если Ваш компьютер не обладает достаточным быстродействием и вместо:

SSE4.1 – enabled CPU: OK
Your system can run the full-speed version of Corona.

Вы видите иную надпись (она будет не зеленого, а красного цвета), в таком случае Вам следует взять файл Corona_Release.dll из папки Patch/Legacy_CPU и проделать вышеописанную процедуру.

Затем всё тот же файл Corona_Release.dll следует скопировать в директорию

И не забывайте, что он должен быть однотипным, т.е взятым или из папки Patch/Fullspeed, или Patch/Legacy_CPU. Смешивание здесь не допустимо.

Далее запускаем от имени администратора файл “Write_token-3dsmax.bat”.
После того как он отработает, копируем файл “token-3dsmax.txt” в директорию:

Заменяя им тот, который был там установлен:

При этом учтите, что папка AppData является скрытой. И что бы её увидеть, следует настроить Проводник соответствующим образом.

Теперь всё готово для запуска 3DS MAX. Запускаем его и заходим в настройки рендера (клавиша F10):

Как сделать рендер в 3ds Max?

Рендеринг, или рендер – это процесс визуализации, при котором на основе трёхмерной модели с заданными параметрами получается готовое изображение. При визуализации учитываются все нюансы: свойства материалов, расположение источников света, текстуры, расположение объектов. В программе 3ds Max с 2018 есть собственные движки рендеринга, установленные по умолчанию – это Scanline, ART и Arnold. Дополнительно можно установить для этой цели плагины сторонних разработчиков, такие как 3ds Max V-Ray и 3ds Max Corona. Каждый из них рассчитан на работу с определенным типом материала и световым источником.

Рассмотрим подробнее процесс создания изображения с использованием программы Corona Renderer.

Сборка сцены, выставление ракурсов и света

Screenshot_1.jpg

Рендерить в 3ds Max намного проще и дешевле, чем создавать настоящие фотостудии, чтобы представить внешний облик мебели с разными вариантами обивки и декора. Трехмерная визуализация позволяет детально передать цвет и текстуру, направление светового потока, все особенности поверхностей. Красивый рендер создает максимально фотореалистичные изображения с отрисовкой мельчайших деталей.

Процесс рендеринга начинается со следующих шагов:

Для создания стандартной камеры можно перейти в меню Create – Cameras – Standard – Target/Free. При установке камеры можно выставлять различные настройки, например, Show Horizon позволяет показать линию горизонта, а FOV дает возможность изменить величину видимой области.

Добавление и настройка объектов

Screenshot_2.jpg

Чтобы создать сцену для будущей трехмерной визуализации, ее необязательно делать с нуля. Чтобы добавить различные интерьерные детали, бытовые предметы, какие-либо вещи или элементы оформления помещения, можно воспользоваться уже готовыми объектами, огромное количество которых можно найти в сети. Нужный файл можно скачать, чтобы впоследствии добавить в создаваемую сцену.

Для добавления и настройки объектов могут использоваться следующие инструменты:

  • Merge. Эту функцию можно использовать, чтобы добавить в сцену объекты в формате max., то есть те файлы, которые уже были созданы в формате 3dx Max. Например, можно заранее подготовить несколько компонентов будущего изображения, которые затем перемещаются в одну рабочую область. Для выбора требуемого фала можно использовать раздел меню File – Import – Merge. При этом можно добавить в рабочую зону весь файл или только его отдельные объекты.
  • Import – это наиболее популярный способ добавления нового объекта в готовую сцену. Нужное окно открывается через меню File – Import – Import. Программа способна работать с популярными форматами FBX, OBJ, DWG и некоторыми другими файлами. Однако документы можно импортировать напрямую далеко не из всех программ для трёхмерного моделирования, поэтому может потребоваться предварительно перевести файлы в требуемый формат. Чтобы предотвратить зависание программы при переносе файла, нужно временно отключить на компьютере все ненужные посторонние процессы.
  • Xref. Для использования этой функции нужно перейти в меню File – References – Xref Scene – Add, после чего требуется выбрать нужный файл. В этом случае сцена будет перемещена полностью. Также можно вручную переместить файл мышкой в рабочую область. Объект появится в тех же координатах, что и в стартовом файле. Особенность использования этой функции: при изменениях в файле референса они будут сразу отображаться в сцене. Чтобы переместить данные, достаточно будет нажать кнопку Update Now в специальном окне XRef Scene.

С помощью таких инструментов можно наполнять сцены новыми деталями, объединять в одну сцену несколько стартовых изображений и выполнять другие работы с моделями. 3д Макс позволяет работать с различными объектами, чтобы создавать фотореалистичные изображения интерьеров в любом стиле и цветовой гамме.

Добавление эффектов в сцену

Screenshot_3.jpg

Для придания изображению реалистичности, а также для реализации различных дизайнерских идей можно использовать следующие специальные эффекты:

  • Lens Effects – специальные фильтры, с помощью которых в сцену можно добавлять линзовые эффекты: блики, кольца, звездоподобные лучи, а также другие интересные решения.
  • Blur – эффект, при котором размываются четкие границы ранее созданного изображения.
  • Параметры Brightness and Contrast. Их настройка позволяет менять яркость и контрастность изображения, это меняет его визуальное восприятие.
  • Color Balance. Это настройки цветового баланса, которые также помогают изменить восприятие объекта.
  • Depth of Field. Это эффект, с помощью которого можно выполнить расфокусировку, чтобы имитировать съемку реальным фотоаппаратом.
  • Film Grain – эффект для имитации естественной зернистости пленки, которая возникает при обычной фотосъемке.

Чтобы выбрать нужный эффект и настроить требуемые характеристики, перейдите в окно Rendering Effect. Настройка Interactive включает автоматическое обновление изменений. Если ее не включать, для просмотра можно использовать Update Effect. Кнопки Show Original и Show Effect позволяют увидеть оригинальное изображение без добавленного эффекта и с ним. Уроки работы в 3ds Max позволят отработать различные эффекты и разобраться в возможностях программы.


Запуск рендеринга

Чтобы запустить белый рендер в 3ds Max, перейдите в меню Rendering – Render Setup, также можно воспользоваться горячей клавишей F10. Выберите программу рендеринга и в открывшемся разделе Common установите требуемый режим:

  • Single – запуск рендера отдельного кадра.
  • Active Time Segment – обработка всей временной шкалы от 1 до 100.
  • Range – рендер кадров для установленного временного отрезка.

Первый режим используется при обработке статичных изображений, второй и третий – для работы с анимацией. После установки всех требуемых параметров можно нажать на кнопку Render или выбрать сочетание клавиш Shift+Q. Автоматически откроется окно VFB, с помощью которого можно будет сохранить полученный результат.

Процесс рендеринга открывает самые широкие возможности для создания изображения с нужными текстурами и добавления в сцену новых объектов с последующей обработкой. Это позволяет создавать трёхмерную визуализацию самых разнообразных помещений.

Помощь в настройке 3Ds Max

Если вы понимаете, что вам нужна помощь в настройке и освоении программы 3Ds Max, школа дизайна и графики Art and Shock создала специальный бесплатный 4х-дневный онлайн-практикум по 3D-визуализации для новичков.

С помощью онлайн-практикума вы сможете:

  • установить и настроить необходимые программы для создания 3D-визуализаций - 3Ds Max и Corona Render;
  • получить видео-уроки и полезные материалы по работе в программах;
  • узнаете как настраивать свет и камеру;
  • научитесь работать с материалами и рендерингом;
  • сможете задать вопросы своему куратору - профессиональному 3D-визуализатору.

В результате вы создадите свою первую визуализацию в 3Ds Max за 4 дня, даже если никогда не работали в программе.

Переходите по ссылке, чтобы зарегистрироваться на бесплатный онлайн-практикум прямо сейчас

Читайте также: