Как сделать панорамирование звука

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Бас (Bass):
Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания!

С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов. В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.
Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии.

Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.
В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.

Пэды (Pad's):

Что касается таких стереофонических клавишных инструментов как пэды (подклады), то они должны равномерно заполнять собой стереополе. Пэды играют роль связующего компонента в аранжировке, такую же, как майонез в салате, поэтому они должны равномерно заполнять микс, обволакивая собой почти все его компоненты.
Сам по себе пэд — инструмент обычно электронный и уже изначально стереофонический, поэтому смещать его куда-то, как правило, не требуется.

Основной вокал (Main/Lead vocal)
Следует запомнить раз и навсегда, что сольный вокал панорамируется по центру. Это, опять же, не закон, а правило, нарушив которое вы просто нарушите стереобаланс практически любой фонограммы, где вокал играет главную роль.
В песенной композиции вокал — центральный инструмент. Именно поэтому он занимает в ней главенствующее центральное положение.
Бэк-вокал (Back vox):
А вот вариантов панорамирования бэк-вокала уже несколько больше, так как он может быть представлен несколькими партиями.

Разберем случай, когда бэк-вокал представлен единственной партией на единственной дорожке:
Если бэк-вокал в этом случае параллелен основному, то есть не отличается от основного ритмически, а отличается только высотой звучания, то будет правильней расположить его вместе с основным вокалом в центре стереопространства. Да, безусловно, есть соблазн сдвинуть его немного в сторону, но в этом случае, во-первых, мы получим необоснованную асимметрию, а во-вторых, рискуем получить эффект отдельности звучания бэк-вокала от основного.

В завершении статьи хочется ещё раз отметить, что законов панорамирования не существует, равно как и не существует законов применительно к процессу сведения вообще. Но не забывайте, что есть правила, советы и рекомендации которые я давал вам в этой статье.
Безусловно, никто не может запретить вам нарушить любое из этих правил, если в этом возникнет необходимость. Если вы считаете, что в вашем случае будет уместно панорамировать бас-гитару влево, хай-хет по центру, а бас-бочку вправо — да, пожалуйста! Ведь вполне может оказаться, что такое, на первый взгляд бредовое и полностью противоречащее правилам панорамирование, даст очень интересный эффект.

Конечно, звукозапись в целом и сведение в частности — наполовину творческий процесс, в котором любые правила могут быть как угодно нарушены. Но всё же, стоит иметь в виду, что все те правила, которые были изложены в данной статье, придумал не я и не кто-либо другой. Их вообще никто не придумывал — они сформировались с течением времени, постепенно, в процессе развития сферы звукозаписи.

Желаю вам успехов в сведении и формировании отличных стереокартин! :)

Чаще всего при сведении забывают про панораму, или размещение звукового элемента в звуковом поле. Чтобы понять, что такое панорама, нам сначала нужно уяснить, что стереовоспроизведение звука (в нашем случае – по двум каналам) представляет звук пространственно. Панорамирование и дает нам возможность выбрать, в каком месте этого пространства мы разместим данный звук.

Но на самом деле, панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может оживить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.

Так как же панорамировать? Существуют ли какие-то правила? Несмотря на кажущуюся случайность решений по выстраиванию панорамы, (как и во многих других аспектах сведения/микширования), существует рациональный метод, которым можно пользоваться.

Представьте, что вы смотрите вестерн в кинотеатре. На экране – панорама аризонской пустыни. Прямо в середине кадра средним планом снят ковбой, сидящий на лошади. Ero атакуют, скажем, шесть индейцев, но мы их не видим – они за ковбоем. Поскольку мы их не видим, "угроза", создаваемая ими, весьма сомнительна, не говоря уже о впустую потраченных студией деньгах. Не лучше ли было бы режиссеру выдвинуть индейцев несколько влево, чтобы их стало, наконец, видно? Или вообще распределить их по всему кадру, чтобы атака казалась более массовой и грозной?

Все это мы и делаем с помощью панорамного потенциометра. Он дает возможность режиссеру (звукооператору) возможность вывести бэк-вокал (индейцев) из-за солиста-певца (ковбоя) таким образом, что мы можем слышать (видеть) всех значительно более отчетливо.

Фантомный центр

Стерео, изобретенное в 1931 году Аланом Бламлейном с EMИ рекордс, (причем патент не был возобновлен в 1959 году, когда формат пошел в массовое производство – во как!) дает эффект, который называется "фантомный центр". То есть два громкоговорителя создают впечатление, что между ними находится третий. Этот центр может смещаться из стороны в сторону, в зависимости от баланса музыки, чем, бывает, приводит слушателя в замешательство. Из-за этого в кинозвуке всегда используется третий канал, чтобы фантомный центр не "гулял". Он не прижился в [бытовой] акустике, поскольку людям бывает трудновато разместить и две акустические системы, не говоря уже о трех. (Хотя сейчас третий канал начали использовать, см. часть II, "Сведение surround.)

Трое главных

В миксе есть три главные области, в которых происходят основные события.

Центр, до упора влево, до упора вправо.

Цeнтp слышен сразу – туда панорамируют самые значимые элементы музыки: соло вокал, бочку, бас-гитару и иногда – малый барабан. Их размещение в центре общепринято и музыкально оправданно, но на самом деле такое расположение инструментов пришло из эры технологии виниловых пластинок.

Когда к середине 60-х годов начали широко использовать стерео, довольно часто звукооператоры делали "панорамы", в которых почти весь оркестр запихивали в одну сторону, а вокал – в другую. Такое происходило потому, что стерео было овинкой, и техник записи/сведения либо просто не было, либо они были не отработаны. Тогда на микшерских пультах не было панорамных потенциометров. Вместо них был тумблер на три положения – в левый канал, в правый канал и в оба, (т.е. по центру).

Поскольку звукооператоры имели склонность запихивать музыку в один канал, возникли серьезные технические проблемы: если низкие частоты пытались поднять с одной стороны, то при нарезке лакового мастер-диска из-за разбаланса по низким резец заезжал в соседнюю канавку. Возможные выходы из положения: либо валить низкие, чтобы сбалансировать каналы, либо размещать бас, бочку и все инструменты с обилием низких частот в центре. В реальной практике использовался специальный "эллиптический" эквалайзер, как раз предназначенный возвращать в центр случайно сдвинутые в сторону низкие инструменты.

Со временем, в результате появления на рынке большого количества разнообразных стереои псевдостереоэффектов, звукооператоры начали панорамировать их по краям до упора. Поскольку задача звукооператора – сделать "шире" и объемнее, этого легче всего было добиться, распихав такие стереоисточники далеко по краям. Начинало звучать просто "огромно"!

Проблемы появились потом, когда у всех клавишных и эффектов появились стереовыходы. (В действительности, большинство их было оснащено псевдостерео, в котором один из каналов чуть завышался с помощью хоруса) Появился соблазн рассовать их далеко по краям друг поверх друга. И получалось "Большое Моно".

Большое Моно — получается, когда на дорожке много псевдостереосигналов, которые спанорамированы до упора по сторонам. В таком случае панорама не выстраивается, так как все находится одно на другом и у записи нет ни глубины, ни определенности. Решение может быть только одно – выбросить один канал, сделанный через хорус, и оставить сухой сигнал. Затем создать свой стереопэтч через питч шифтер или линию задержки. (См. "Элемент четвертый – пространство"). Потом, вместо того, чтобы распихивать до упора, нужно найти хорошие места в левом и правом секторах.

Эд Сиэй: Что не люблю – так это "Большое Моно", где левый канал отличается от правого только небольшими биениями. Если широко спанорамируешь левое и правое, а потом добавишь еше одни клавишные, и снова – до упора, потом две гитары – и опять до упора, то к моменту, когда все таким вот образом "распределено", в миксе стерео уже не будет. Это напоминает "большую" монозапись, которая, к тому же, не очень-то приятна на слух. Мое мнение – нужно кое-что разделять. Так я добиваюсь, чтобы в миксе прослушивалось все.

Панорамирование за пределы динамиков

Некоторые звукооператоры любят использовать мнимые источники, – панорамируют инструменты за пределы громкоговорителей. Это возможно сделать с помошью внешних процессоров (например, иксайтеров). За счет создаваемой фазовой разницы кажется, будто инструмент звучит не из динамика, а перед ним. Многим этот эффект не нравится, но в определенных случаях он очень полезен.

Советы и секреты.

Панорамирование в танцевальной музыке

Панорамирование в моно (Да-да!)

Дон Смит: Хочешь верь, хочешь – нет, но я проверяю качество выстраивания панорамы в моно – через один динамик. Когда строишь общую панораму в моно, вдруг слышишь то, что раньше пряталась и всем можно найти место. Если мне нужно, к примеру, найти положение хэта, я переключаюсь в моно, гоняю его вокруг – и вдруг он проявляется. Место найдено! Когда в моно начинаешь передвигать все барабаны, то выявляются все гашения фаз. По возвращении в стерео все начинает звучать гораздо лучше.

Джо Чиккарелли: Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. Например, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку сдвигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чище. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помошью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять весь микс воедино.


Итак, начинаем с того, что ставим на мастер группе режим Mono (напрмиер можно использовать плагин TT Range Meter), слушаем баланс инструментов, панораму первый второстепенный план, не использую Reverb, крутим ручки (fader-ы) громкости, также применяем фазовые эквалайзеры (eq), они отлично подходят для этих целей. В частности, я считаю самым лучшим WAVES Q1-10. Заметьте, линейные EQ для наших целей (пространственная глубина) совершенно не подходят их будем применять в других случаях.
Что касается кнопки “Моно”, известный звукорежиссёр Пол Уайт советует не нажимать кнопку моно на мастере , в связи с тем что, после того как начнёте панорамировать, громкость каналов, свёрнутых вправо или влево, упадёт на 6 дБ. Во всех уважающих себя прогах ( pro tools, cubase, и т. п.) есть галочка режимов панорамирования, выставляем её в “0”, громкость падать не будет. В Logic эта функция работает по умолчанию. Это касается других пультов, где нет такого режима.

Задача заключается в том, чтоб качало на полную катушку. Музыкальные достоинства звучания аранжировки в данный момент не учитываем – это другая тема, ведь чаще нас прет от самого материала, чем от крутого сведения . Основная цель, сделать сведние таким образом, чтобы микс звучал громко без “улучшейзеров” и максимайзеров на мастер группе. Тем самым мы боримся с пиками, ведь с ними можно начтаь бороться на самом начальном этапе микширования, до расстановки в пространстве, можно прикинуть куда вы хотите расопложить инструменты, исходя из желаемых тембровых окрасок. В статье И.А. Алдошиной есть интресная информация на эту тему – “Максимальную энергию в миксе несут высокие частоты отсюда следует, инструментам заднего плана всё, что выше 16- 18 kHZ можно смело отрезать.”Разумеется, если художественный замысел вашего микса обязывает их оставить, оставляем. Высокочастотные пики на вокала, акустической гитары, можем убрать при помощи Desser-а, самый главный момент здаесть не внести искажения в сигнал, об этом всегда стоит помнить. Также выможете использовать Limer-ы b и прочие динамические обработки, тут уж дело практики и опыта.

Не забывайте, о том что “низкие” частоты добавляют “кача” и энергии в микс, но не так сильно, как
“высокие”, поэтому на “низах” сглаживание пиковых интревалов не обязательно, всё что ниже диапозона 20- 30 HZ, очень аккуратно срезаем. Если вы когда-либо смотрели, видео уроки по сведению, то наверно уже знаете что все иснтрументы в миксе можно разбить на группы, по частотному диапозону, “низкие”, “средние”, “высокие”. Настоятельно советую обратить внимание на этот приём, так как это поможет Вам качественно произвести динамическую , частотную обработку сделать более грамотное панаромирование композиции.


Один из важных моментов всей этой истории заключается в том, что качественно собранные исходники решают что получится на выхлопе, если сказать простым языком составные детали вашего трэка должны быть качетсвенными, по динамике, тембру. Если таковые по своей природе имеют скверное звучание, то никакой “улучшайзер”, вряд ли поможет в этой ситуации. Грамотно подобраные семплы для аранжировки, на 60 процентов, решают вопрос о хорошем сведении!

Эквализация – это большая тема и говрить тут можно долго. С помощью некоторых спектр анализирующих плагинов вы можете узнать диапазон инструмента. Чтобы инструменты не перекрывали друг друга, нужно разместить их в пространстве, попробовать слегка придавливать разные частотные области, к примеру 400-450 в LEAD, 800-900 в PAD, 1000-1200 в STRINGS, но список способов можно долго продолжать. Теперь попробуйте отжать кнопочку “Моно” и послушать что получается, прежде всего слушаем панораму микса, “глубину”, стреро базу. Если говорить о панорамировании, то вы должны знать что бочка с бассом, как правило располагаются по центру, классическое правило при сведении. Засчет подьема высоких мы приближаем источник звука, засчет вычитания отдаляем.

Вот, что советует Пол Уайт:

– тише
– меньше высоких.
– более тусклый Reverb, чем для передних звуков. круче спад верхних частот.
– отраженный звук громче сухого, и больше время хвоста.
– НЕ использовать енхенсер на тех звуках, которые далеко.
– Reverb панорамирован узко, либо моно.

– использовать енхенсер,поднимая область высоких
– Reverb панорамирован широко.
– Reverb яркий, короткий, сухой.
– короткая задержка панорамирована широко.

Хотите знать, о чем речь? Заходите сюда через несколько дней или подпишитесь на обновления.

А пока что хочу рассказать об одном нюансе, с которым мы столкнулись в процессе подготовки к эксперименту. Впрочем, даже в отрыве от самого эксперимента этот нюанс может быть весьма важным для каждого, кто занимается сведением музыки.

Один из основных этапов сведения – горизонтальное панорамирование инструментов. Казалось бы, что может быть проще – двигай ползунки влево и вправо, выбирай нужную локализацию для звука. Но не тут-то было. Дело в том, что при воспроизведении любой записи, будь то готовый микс или мультитрек проекта сведения, мы всегда слышим звук из двух колонок. А система записи (или пульт) дает нам возможность расположить звук по центру, как бы между колонками. А откуда может взяться звук в центре, если никакого акустического источника там нет?

Центр панорамы – это, по сути, фантомное явление. Располагая монофоническую дорожку в центре панорамы, мы заставляем каждую из колонок воспроизводить один и тот же звук. А когда один и тот же звук воспроизводится с абсолютной точностью одинаковыми колонками, возникает фазовое сложение. Если бы сигналы находились в противофазе, то в контрольной точке мы бы услышали звук гораздо тише, чем возле любой из колонок в отдельности (а в идеальных условиях и вообще бы ничего не услышали). Но так как файл воспроизводится один и тот же, возникает не вычитание, а сложение фазы. Благодаря этому мы наблюдаем два эффекта:

  • Утрачивается возможность локализации сигнала по панораме, он слышится в фантомном центре.
  • Громкость звука увеличивается в два раза.

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Алексей Данилов. Академия Мюзикмейкера

Книга А. Данилова о создании музыки

Создаете студию или занимаетесь творчеством дома? Желаете узнать больше, но опасаетесь шаблонов? Все ответы на вопросы, которые я сам когда-то искал, собраны здесь!

  • Подготовка помещения
  • Подбор оборудования
  • Музыкальное производство
  • Современная гармония
  • Музыкальная форма
  • Развитие слуха

Получается, что при прочих равных условиях мы будем слышать моно на 6 дБ громче, чем стерео. Это превращается в довольно серьезную проблему, когда перед нами стоит задача сведения мультитрека, содержащего большое количество как моно-, так и стереодорожек. Слишком громкий центр панорамы делает микс недостаточно глубоким, а звучание жестким и прямолинейным.

Производители студийных консолей высшей ценовой категории Solid State Logic (SSL) допустили, что помещения, в которых инсталлируются их пульты, имеют максимально качественную акустику. Поэтому в их консолях применяется понижение центра на 4.5 дБ. Производители различных DAW, работающих на базе компьютеров и аппаратно-программных комплексов, не ограничивают область применения своей продукции топовыми студиями, а потому у них понижение громкости в центре панорамы в большинстве случаев происходит на 2.5-3 дБ.

Logic Pan Law

В некоторых DAW параметр Pan Law может также называться Pan Depth (например, в ProTools, начиная с 9 версии) или Pan Rule.

Программа Logic Pro, начиная с версии 7.1, предоставила возможность установки режима Pan Law на значение -3 dB Compensated. В этом режиме происходит понижение центра относительно крайних значений на 3 дБ, однако затем все значения поднимаются (компенсируются) на те же 3 дБ вверх.

Таким образом, мы имеем:

cubase_pan_law

Аналогичная настройка у Cubase обозначена как Equal Power (равная мощность) – для обеспечения одинаковой громкости между краями и центром крайние значения поднимаются по громкости на 3 дБ.

Ну а что же происходит на значениях панорамы между центром и краями? Здесь каждая система также имеет свои варианты обсчета панорамы. Самый простой из них – линейное повышение громкости от центра к краям. Существуют и более сложные варианты кривых – например, логарифмическое изменение громкостей.

Вы нашли в своей системе записи какие-нибудь интересные режимы Pan Law? Напишите о них в комментариях. Вполне естественно, что охватить абсолютно все DAW невозможно, но, вероятно, ваша подсказка поможет начинающим звукорежиссерам разобраться в сложных настройках.

PS Этой статьей я начинаю публикацию выборочных материалов из моей книги, которая в ближайшее время готовится к выпуску. Хочу еще раз поблагодарить всех за терпение, подготовка книги к изданию оказалась довольно сложной задачей, но я не намерен отступать. Уже очень скоро желающие смогут оформить предзаказ на книгу, чтобы получить экземпляр в числе первых со скидкой. А те, кто не планирует приобретать ее, могут подписаться на обновления блога, чтобы получать наиболее интересные материалы из книги прямо на почту.

© Алексей Данилов При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

▓ Малый барабан. Малый барабан также чаще всего размещают в центре. Хотя некоторые инженеры смещают его немного в сторону – особенно в джазе – так как реальный малый немного смещен в установке. Если малый звучит громко (плотно, с сильным ревером, и т.п.) – скорее всего, его нужно поместить в центр. Из-за того, что он займет много места (подобно бочке). Любопытно, что малый часто размещают в центре, ведь он расположен чуть сбоку большинства ударных установок.

▓ Бас. Образ бас-гитары обычно панорамируется в середину, из-за своей величины, как и бочка. В джазе и подобных музыкальных стилях бас-гитару панорамируют немного в сторону. Кроме того, бас обычно панорамируют в сторону, если исполняется соло. В этом случае бас звучит гораздо ярче и выделеннее. Когда бас звучит тускло, имеет смысл оставить ему больше место, разместив его немного в стороне.

▓ Духовые/струнные. Любопытно, что духовые и струнные почти всегда полностью распределены в стерео слева направо через все стереополе. Духовые и струнные могут быть записаны более чем одним микрофоном, сыграны дважды или с помощью временного эффекта может быть получено стерео. Духовые и струнные могут не распределяться полностью в стерео (частичное стерео или моно) – если в миксе недостаточно места.

Читайте также: